New forms of state support for individual agricultural producers in the public-private partnership project

Yarkova T.M.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 8 (August 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296560

Abstract:
This article examines the possibility of applying new non-monetary forms of support for agricultural producers by involving them in the development of public-private partnership projects. Such projects have been widely appreciated by the target audience and have significant indicators of mutual benefit for business and the state. The concept of a socially and economically significant project is proposed. This concept is based on the principles of public-private partnership for the construction of a regional food center for catering in socially significant facilities. The key link in this project will be the regional agricultural organizations as the main suppliers of raw materials and food. The project will contribute to the improvement of social and economic efficiency for all participants and will solve major national economic problems. The article will be useful for researchers, graduate students and applicants, scientists and practitioners, as well as representatives of regional authorities in solving strategically important tasks.

Keywords: public-private partnership, project, social facility, social nutrition, agriculture, region

JEL-classification: Q11, Q12, Q13, Q14, J43,



Введение. Сельское хозяйство является много значимой отраслью для Российской Федерации (далее РФ) и всего мира. Данная отрасль обеспечивает продовольственную и экономическую безопасность, что дает возможность укрепить государственный суверенитет [1]. Несмотря на значимость планетарного масштаба, сельское хозяйство во всем мире является дотируемой и субсидируемой отраслью, требующей постоянной государственной поддержки. В России тема государственной поддержки сельскому хозяйству всегда является злободневной в связи с тем, что за последние несколько десятилетий, по сути всего постсоветского пространства, наблюдается острый дефицит и постоянный поиск наиболее рациональных и эффективных инструментов государственной поддержки аграриям.

В настоящее время федеральные и региональные субсидии имеют совершенно разный качественный и количественный состав и разное целевое назначение [2]. Субсидии направлены на развитие разных отраслей агропромышленного комплекса, однако в приоритете остаются те, которые обеспечены ресурсами и имеют важное значение в продовольственном обеспечении населения, т.е. обеспечены целевыми индикаторами производства согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ [3]. Все варианты государственной поддержки аграриям сконцентрированы в государственных программах, которые практически все рассчитаны на полную реализацию к 2030 году, за исключением государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса», сроки окончания которой рассчитаны на 31 декабря 2024 года.

Решение по точкам финансирования принимается на уровне региона в соответствии с конкурентоспособностью производства аграрной продукции, наличием, опять таки, ресурсов и приоритетных направлений развития, поддерживаемых государством [4].

Наличие государственных субсидий, безусловно, имеет положительные стороны, но при этом наличие административных барьеров для их получения, наличие завышенных и/или избирательных требований к получателям тормозит данный процесс помощи или делает ее недоступной.

По мнению многих сельскохозяйственных товаропроизводителей одной из главных проблем хозяйственной деятельности является отсутствие возможности реализации произведенной продукции на оптимально рентабельном уровне. Следовательно, аграриям необходим доступный канал реализации собственно произведенной ими продукции, образованный на принципах всесторонней эффективности.

В этой связи целесообразно прибегнуть к формату государственного заказа, но в этом случае перед государством возникает проблема дальнейшей реализации [5]. Как следствие возникают расходы, без необходимой для рыночных отношений эффективности. Одной из современных и экономически выгодных мер поддержки и взаимодействия государства и бизнеса является формат государственно-частного партнерства (далее ГЧП) [6, 7].

Региональная социально-экономическая стратегия охватывает не только бизнес процессы торгово-индустриального типа, но и многие другие, наиболее перспективные, с научно-практической и социально-экономической точек зрения, которые вполне целесообразно осваивать на принципах государственно-частного партнерства [8].

Перед региональными властями стоит задача решения многих социальных вопросов, особенно в части осуществления питания на социально-значимых объектах, среди которых школы, детские сады, больница, армия (вооруженные силы), приюты, хосписы и т.д. В настоящее время питание на данных объектах обеспечивается за счет аутсорсинга, бизнес модель которого по степени своей целесообразности для многих экспертов и ученых вызывает не всегда положительное резюмирование. Можно привести элементарное доказательство этому, которое заключается в том, что материально-техническая база у каждого представителя организации общепита разная, некоторые пользуются услугами субподряда, поставщики сырья и продовольствия также разные и значительно могут отличаться по качественным и ценовым составляющим.

Опираясь на выше отмеченное, можно предположить, доказывая актуальность и целесообразность научного исследования, в рамках данной статьи, что представителей регионального аграрного производства необходимо вовлекать в системные бизнес проекты, организованные на принципах государственно-частного партнерства.

Настоящая научная статья является достаточно многоплановой за счет того, что охватывает вопросы сельского хозяйства и их проблемы, вопросы социального питания, а также развитие бизнеса на принципах государственно-частного партнерства.

Важно обратить внимание на то, что вопросы государственной поддержки аграриям рассматриваются многими российскими и зарубежными учеными Сибиряевым А.С., Тихомировым А.И., Фоминым А.А., Головой Е.Е., Блиновым О.Е., Белокопытовым А.В., Копейкиным Д,А., Сочневой Е.Н., Шадриным В.К., Кравцовым Д.И. и др. [1, 2, 10, 11, 12].

Государственно-частное партнёрство рассматривается в трудах таких ученых как Дробот Е.В., Макарова И.Н., Башлыкова Т.В., Авциновой А.А., Нгуена Тхи Виня, Краснова А.Д, и т.д. [6, 7 8].

При этом недостаточное внимание отражено в трудах выше названных ученых симбиозу аграрного бизнеса в государственно-частном партнерстве с целью решения социально-важных задач как на уровне региона, так и на уровне всей страны.

Целью настоящей работы является определение алгоритма вовлечения в бизнес-модель по обеспечению сельскохозяйственным сырьем и продовольствием социально-значимых объектов в рамках массового общественного питания, сформированных на принципах государственно-частного партнерства.

Авторская гипотеза базируется на необходимости развития нефинансовых мер поддержки сельскохозяйственным субъектам, дающих возможность осуществлять выгодную реализацию производимой продукции на долгосрочную перспективу в рамках государственно-частного партнерства по образованию единого контрольно-распределительного продовольственного центра по отдельным видам сельскохозяйственного сырья и продовольствия, необходимом для обеспечения социального питания населения.

Методы и методология. При подготовке настоящей статьи были использованы такие методы как контент-анализ, экспертно-логический, социологический. В основу исследования были положены ранее проведенные научные исследования, личные наблюдения автора, изучение трудов ведущих ученых и аналитические и правовые материалы ведомственных организаций по реализации проектов государственно-частного партнерства.

Результаты исследований. Государственно-частное партнерство в России с течением времени набирает все большие обороты и новые форматы свое функционирования. Как отмечает аналитическое агентство АИИК при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации в нашей стране к началу 2024 года фактически заключено и реализуется около 3,5 тысяч соглашений ГЧП. В общей оценке их стоимость составляет 4,8 трлн. рублей, при этом пятая часть (около 1 трлн рублей) приходится по соглашениям, которые были заключены в период 2023 г.. Доля государственных вложений в этой сумме составляет около 30%, остальные средства - внебюджетные и являются инвестициями бизнес структур или частных лиц – инвесторов. По мнению И. Торосова, первого заместителя министра экономического развития РФ: «…достижению таких результатов способствовало принятие 10 июля 2023 г. системного закона № 296-ФЗ в сфере ГЧП, над которым Минэкономразвития России, как регулятор в сфере государственно-частного партнерства, работало с привлечением бизнеса, органов власти и экспертов» [5].

Следует отметить, что за последние годы наиболее широкое применение приобрели проекты государственно-частного партнерства в следующих сферах экономики согласно числа действующих соглашений (рисунок 1).

Рисунок 1. Рейтинг сфер народного хозяйства по действующим проектам ГЧП на конец 2023 года (составлено автором по данным источника [5])

Согласно данных Минэкономразвития РФ наиболее инвестиционно-привлекательными и приоритетными для регионов и его муниципалитетов являются такие сферы как: «ЖКХ и энергоснабжение» - 2763 проекта; «Образование и наука» - 200 проектов; «Культура и отдых» - 125 проектов; «Транспортная инфраструктура» - 117; «Спорт и туризм» - 109 проектов. По остальным секторам экономики проектов менее 100. Самая высокая активность по ГЧП была зафиксирована в таких регионах как, Нижегородская область, Хабаровский край, Омская область, Республика Татарстан и Пермский край [5].

Сельское хозяйство как наиболее нуждающаяся в государственной поддержке сфера экономики задействована в ГЧП очень слабо. Проекты по государственному или муниципальному частному партнерству фиксируются в данном секторе крайне редко. В основном можно видеть проекты по развитию социальной инфраструктуры села или сельского туризма.

На платформе для подготовки проектов ГЧП и привлечения инвестиций в инфраструктуру «Росинфра» (национальная база проектов) и компании You & Partners на период 2022 года в сельском хозяйстве зафиксировано лишь 5 проектов ГЧП и один проект находится в стадии разработки:

- селекция животных – 2 проекта;

- хранение и переработка с.-х. продукции – 1 проект;

- селекция и семеноводство – 2 проекта;

- охотничье хозяйство – 1 проект.

Наиболее ёмкие проекты, реализуемые в сельском хозяйстве в рамках ГЧП: «Реконструкция и эксплуатация молочной фермы» (2019 г.,Самарская обл.); концессионное соглашение в отношении производства, переработки и сбыта молочной и мясной продукции (Красноярский кр.); «Реконструкция и эксплуатация имущественного комплекса Чишминского плодопитомнического совхоза в р.п.Чишмы Чишминского района Республики Башкортостан (2019 г., Респ. Башкортостан) [13].

Следует обратить внимание на то, что сельское хозяйство как сфера экономики слабо привлекает к себе инвесторов по причине перспективы «длинных» инвестиций. Именно по этой причине проекты ГЧП в сельском хозяйстве только приближены к нему или имеют смежное отношение к данной сфере народного хозяйства.

В настоящее время крайне сложно добиться прямых проектов по сельскому хозяйству ввиду еще несовершенной аграрной политики, недостаточной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям и слабого контроля по ее использованию. В этой связи предлагается формат не денежной поддержки аграриям, которая будет заключаться в вовлечении сельскохозяйственных организаций в более сложный проект по реализации не только экономически важных и значимых задач, но и социальных. Речь идет о создании на уровне регионов контрольно-распределительного продовольственного центра (далее КРПЦ), целевое назначение которого будет заключаться в обеспечении хранения, минимальной переработки (например, заморозка овощей и мяса) и реализации сельскохозяйственного сырья и продовольствия (рисунок 2).

Рисунок 2. Социально-экономический проект государственно-частного партнерства по обеспечению сельскохозяйственным сырьем и продовольствием объектов с социальным питанием на региональном уровне (разработано автором)

Основными участниками проекта ГЧП в данном случае будут являться региональные власти, инвесторы (частные и/или юридические лица). Несмотря на то, что сельскохозяйственные товаропроизводители в данном проекте будут иметь косвенное участие как поставщики, они имею самое знаковое значение, так как основной замысел данного проекта направлен на возможность производить и потреблять сырье и продовольствие внутри региона, что соответствует основополагающим принципам Доктрины продовольственной безопасности РФ и в целом аграрной политики государства и его регионов.

Региональные власти заключают договор о партнерстве по строительству регионального контрольно-распределительного продовольственного центра.

Функционал данного объекта должен включать производственные мощности по хранению сельскохозяйственного сырья в свежем виде (например, картофель, овощи (морковь, свекла, капуста, морковь) и пр.) и переработанном. Переработка на базе данного центра рекомендуется только в плане глубокой заморозки овощей, ягод, мяса и фруктов. Также центр должен быть способен принимать поставки всего остального недостающего и необходимого сырья и продовольствия напрямую от производителей в соответствии с действующим законодательством (115-ФЗ, 224-ФЗ и т.д.).

Преимущественное право поставок необходимого сырья и продовольствия в контрольно-распределительный продовольственный центр возникает у сельскохозяйственных товаропроизводителей региона. В случае дефицита поставок сырья и продовольствия от местных сельхозтоваропроизводителей, региональные власти обеспечивают поставки недостающего объема продовольствия из других регионов, которые обеспечиваются на основе межрегионального, договорного и взаимовыгодного сотрудничества.

Ответственность за информационно-правовое сопровождение участия аграрных предприятий региона в предлагаемом проекте лежит в плоскости ответственности региональных властей, в частности Министерства агропромышленного комплекса региона. Делегирование данных полномочий к профильному ведомству определены имеющимися информационными ресурсами на фоне ранее осуществляемой государственной поддержки аграриям и соответствие сельхозорганизаций качественным и количественным признакам конкурентоспособности производственно-хозяйственной деятельности. Таким образом, следует заметить, что аграрии, участвуя данном проекте получают возможность реализации произведенной продукции, в определенном плановыми показателями проекта, объеме. Такой подход позволяет, помимо получаемых от федерального и регионального бюджета субсидий, иметь возможность получать минимально-достаточную прибыль от реализации, при этом значительно экономить на хранении и реализации.

Как отмечалось ранее, данный проект направлен на решении социально-экономических задач в части обеспечения общественного питания в объектах социального значения. Известно, что в настоящее время питание в подобных объектах осуществляется на принципах аутсорсинга, где представители бизнеса (аутсорсеры) отмечают трудности с закупкой продовольствия по доступным ценам с хорошими качественными показателями, важными для обеспечения здорового питания.

КРПЦ в рамках предлагаемого проекта осуществляет поставки продовольствия в планово-проектных объемах аутсорсерам. В рамках таких поставок обеспечивается значительная ценовая выгода, которая формируется путем исключения множественных посредников, которые присутствуют при торговых сделках в настоящее время.

Для соблюдения чистоты торгово-экономических сделок и для сохранения качества поставок продукции на уровне приема и реализации возникает необходимость осуществлять контрольные функции. Данные полномочия традиционно ложатся в плоскость деятельности таких ведомств как Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Прокуратура и т.д.

Выводы. Подводя итог проведенному исследованию следует заметить, что предлагаемые проектные мероприятия носят не только экономический финансовый эффект для региона, но и выполняют важнейшую социальную задачу по обеспечению качественным здоровым питанием в объектах социального значения.

Множественные формы государственной поддержки аграриям позволили к настоящему добиться весомых результатов по эффективности хозяйственной деятельности. При этом хозяйственники до сих пор отмечают, что финансовой поддержки недостаточно и особенно она дефицитна в настоящих непростых экономических условиях для России. Следовательно, в случае дефицита денежной поддержки важно дать возможность аграриям развиваться посредством других способов и методов повышения эффективности. Предлагаемая в проекте возможность иметь обеспеченные, с финансовой и организационной точки зрения, поставки сельскохозяйственного сырья и продовольствия на долгосрочную перспективу даст возможность аграриям иметь стабильную прибыль.

Аутсорсинговые компании общепита, работающие в социальных организациях, будут также обеспечены возможностью закупки определенных видов продовольствия для обеспечения качественного питания целевой аудиторией. Это значительно снизит претензионную активность по отношению к качеству используемого сырья в приготовлении пищи, минимизирует риски и ответственность, а также сделает их бизнес более выгодным и «прозрачным».


References:

Belokopytov A.V., Kopeykin D.A. (2024). Sovershenstvovanie mekhanizmov gosudarstvennoy podderzhki agropromyshlennogo kompleksa v sovremennyh usloviyakh khozyaystvovaniya [Improving the mechanisms of state support for the agro-industrial complex in modern economic conditions]. Food Policy and Security. 11 (3). (in Russian). doi: 10.18334/ppib.11.3.121071.

Drobot E.V., Makarov I.N., Bashlykov T.V., Avtsinova A.A., Volodina A.I. (2024). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i gosudarstvennye predpriyatiya v instrumentarii gosudarstvennoy politiki upravleniya ekonomicheskim razvitiem [Public-private partnership and state-owned enterprises in the tools of state policy of economic development management]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (5). 1711-1722. (in Russian).

Golova E.E., Blinov O.A. (2023). Gosudarstvennaya podderzhka selskogo khozyaystva v usloviyakh geopoliticheskikh vyzovov [State support for agriculture amidst geopolitical challenges]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3555-3576. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.9.118664.

Krasnov A.D. (2021). Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo kak mekhanizm predotvrashcheniya konflikta interesov biznesa i vlasti [Public-private partnership as a mechanism for preventing a conflict of interests of business and government]. Creative economy. 15 (8). 3195-3206. (in Russian). doi: 10.18334/ce.15.8.113155.

Kriulina E.N., Oganyan L.R. (2024). Tendentsii i perspektivy razvitiya mnogoukladnoy agrarnoy ekonomiki regiona [Trends and prospects for the development of a multi-layered agricultural economy in the region]. Agrarian Bulletin of the Urals. (4). 542-558. (in Russian).

Nguen T.V. (2020). Ispolzovanie instrumentariya gosudarstvenno-chastnogo partnerstva kak kriteriy effektivnosti privlecheniya investitsiy v ekspluatatsiyu pishchevoy infrastruktury [The public-private partnership tools as a criterion for the effectiveness of attracting investment in the food infrastructure]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2665-2680. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.111097.

Rozhdestvenskaya L.N. (2012). Autsorsing kak katalizator innovatsionnogo razvitiya sotsialnogo pitaniya [Outsourcing as a catalyst for the innovative development of social nutrition]. Service in Russia and abroad. (2). 64-72. (in Russian).

Sibiryaev A.S. (2024). Gosudarstvennaya podderzhka selskogo khozyaystva i razvitiya selskikh territoriy: mezhdunarodnyy opyt [State support for agriculture and rural development: international experience]. Bulletin NGII. (2). 102-110. (in Russian). doi: 10.24412/2227-9407-2024-2-102-110.

Sochneva E.N., Shadrin V.K., Kravtsov D.I. (2024). Razvitie selskogo khozyaystva kak vazhnaya zadacha obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti strany [Agricultural development as an important task for the country's food security]. Food policy and security. 11 (1). 39-58. (in Russian). doi: 10.18334/ppib.11.1.120624.

Tikhomirov, A.I., Fomin, A.A. (2024). Gosudarstvennaya podderzhka APK Rossii: osnovnye tendentsii i sotsialno-ekonomicheskoe znachenie [State support of the agricultural industry of Russia: main trends and social economic importance]. International Agricultural Journal. (2). 121-125. (in Russian). doi: 10.55186/25876740_2024_67_2_121.

Страница обновлена: 27.04.2025 в 18:52:07