Роль инвестиционных проектов в регионах Кыргызской Республики

Эралиева А.А.1
1 Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики, Киргизия, Бишкек

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Эралиева А.А. Роль инвестиционных проектов в регионах Кыргызской Республики // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 3. – С. 339-352. – doi: 10.18334/asia.5.3.113590.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47312220
Цитирований: 1 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению процесса реализации инвестиционных проектов в регионах Кыргызской Республики. В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что притоку инвестиций в регионы способствует рациональный баланс отраслевого и территориального планирования. Внедрение проектов ограничивается во многом традиционными подходами и решениями, которые не учитывают цифровые технологии и экологически безопасные решения. Реализация инвестиционных проектов в регионах является преимущественной позицией для Кыргызстана. Поскольку инвесторы заинтересованы в инвестировании в регионы где существует наименьший уровень риска и высокая доходность. Потенциал регионов огромен и уникален, но требует эффективного менеджмента и продуманной инвестиционной политики. Чтобы привлечь инвестиции, необходимо обеспечить благоприятные инвестиционные условия.

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, области, территориальное планирование, отраслевое планирование, цифровые технологии

JEL-классификация: L52, O21, R58



Введение. Инвестиции – необходимые условия для возобновления и поддержания экономического роста, улучшения жизни населения. Повышение инвестиционной привлекательности является одной из первостепенных задач для каждой страны. Важнейшим направлением деятельности в инвестиционном секторе является реализация инвестиционных проектов, особенно в регионах Кыргызской Республики. Объем инвестиционных вложений зависит от инвестиционного климата, последовательности рыночных реформ, состояния производственной, финансовой и деловой инфраструктуры регионов и др.

Кыргызская Республика представлена девятью областями и городами Бишкек, Ош. По имеющимся данным, отмечается рост ВРП (валового регионального продукта) в 2020 г. в следующих областях: Иссык-Кульской, Таласской и Баткенской, некоторое снижение – в Чуйской области и городах Бишкек и Ош [4]. Объем ВРП на душу населения за последние семь лет неуклонно увеличивался, в 2020 г. наибольший объем прослеживается в Иссык-Кульской области и крупных городах, небольшое увеличение зафиксировано в Чуйской, Ошской местностях. В Чуйской области прирост ВРП прослеживается в отраслях сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и оптовой, розничной торговле. Наименьший рост – в секторе обеспечения электроэнергией, информации и связи и других отраслей. По сравнению с 2018 годом прослеживается снижение ВРП в обрабатывающей промышленности, в основном из-за ограничительных мер, вызванных пандемией. Среди действующих проектов отмечен проект строительства малых ГЭС (гидроэлектростанций), строительство и реконструкция инфраструктурных объектов, производство в обрабатывающей промышленности. Строительство ГЭС является важным для Кыргызстана, поскольку республика обладает водным потенциалом среди Центрально-Азиатского региона, и кроме выработки электроэнергии гидроэнергетика обеспечивает борьбу с наводнениями, поддержку ирригации и чистую питьевую воду.

В Таласской области ВРП в разрезе видов экономической деятельности наиболее представлен в сельском хозяйстве, лесном и рыболовном хозяйстве, в оптовой и розничной торговле и в строительстве. Менее всего – в добыче полезных ископаемых, в водоснабжении, очистке и обработке отходов и др. Среди действующих 12 проектов выделяется строительство линии ГЭС, строительство завода и логистического центра [14]. В Ошской области ВРП в разрезе секторов наибольший рост отмечен в сельском хозяйстве, в оптовой и розничной торговле. Менее всего представлен в водоснабжении, очистке и обработке отходов, в обеспечении электроэнергией. По данным Департамента развития питьевого водоснабжения, проблемы доступа к питьевой воде существуют во многих селах Кыргызстана, и во многом это связано с изношенностью водопроводных систем. Среди действующих проектов выделяются проекты строительства ГЭС, горнолыжного спортивно-оздоровительного комплекса, перерабатывающие комплексы [15]. ВРП в Нарынской области, рост наблюдается в сельском и лесном хозяйстве, в оптовой и розничной торговле, в строительстве. Действуют 32 проекта, среди которых основные направлены на строительство завода по переработке молока, хозяйства по выращиванию поголовья скота, а также другие проекты. Схожие тенденции роста ВРП наблюдаются и в следующих трех областях: Иссык-Кульской, Джалал-Абадской и Баткенской областях. В Иссык-Кульской области преобладают туристические проекты в связи со спецификой региона.

Следует отметить, что во всех областях наименьший рост ВРП зафиксирован в секторах информации и связи, административной и вспомогательной деятельности, профессиональной, научной и технической деятельности. Необходимо обратить внимание на эти отстающие отрасли, так как политика в области науки, технологий и инноваций будет играть ключевую роль в следующем десятилетии [22, с. 2]. Между тем в сельском хозяйстве производство плодоовощной продукции затруднено некоторыми условиями: устаревшие сады, несоответствующий менеджмент в садоводстве и послеуборочной обработке, а также сорта, не пользующиеся на рынке спросом и имеющие низкую продуктивность.

В таблице 1 представлены данные, подтверждающие недостаточность инвестиционных вложений в отрасли: транспорта, ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), строительства и горнодобывающую.

Таблица 1

Инвестиционные проекты в разрезе отраслей, 2020 г.


Отрасль
Количество
проектов
Бюджет инвестиций, $
1
Энергетика
15
85435000
2
Сельское хозяйство
74
254657486
3
Пищевая промышленность
41
21881572
4
Туризм
23
173273500
5
Транспорт
5
255200000
6
Промышленность
18
248765650
7
Легкая промышленность
6
96151500
8
Медицина
4
7900000
9
ИКТ
1
-
10
Горнодобывающая отрасль
5
58499712
11
Строительство
3
21539000
Источник: данные Агентства по продвижению и защите инвестиций Кыргызской Республики.

Концентрация промышленных зон в основном сосредоточена в Чуйской области. Формирование тех или иных отраслей по регионам республики было заложено еще в советское время. Сложившиеся за долгое время многие комплексы где-то остались либо разрушились, а где-то перешли в новую фазу развития. Для развития промышленности необходимо внедрение новых производственных технологий. Несмотря на имеющиеся предприятия в перерабатывающей отрасли, данная сфера также нуждается в развитии.

По видам хозяйственной деятельности необходимо отметить, что:

- в агропромышленном комплексе в основном разрослись фермерские хозяйства и индивидуальные предприятия;

- ненамного увеличились промышленные объекты в добыче полезных ископаемых;

- крупных предприятий мало в обрабатывающем производстве, в промышленности в целом, транспортной сети, охране здоровья и социальной защите. Недостаточно уделяется внимания производству тонкорунного, полутонкорунного овцеводства, только два действующих проекта по данному виду производства находятся в Нарынской и Ошской областях.

Наибольший объем инвестиций в 2020 г. в территориальном разрезе вложен в г. Бишкек – 36,7%, Иссык-Кульскую область – 16,1%, Джалал-Абадскую область – 15%, Чуйскую область – 13,6% [4, с. 125]. С 2015 г. по 2020 г. отмечается объем поступлений внутренних источников финансирования инвестиций в нефинансовые активы – до 74%. Основной удельный вес инвестиций приходится на предприятия – 87,6%. На протяжении данного периода объемы освоены за счет иностранных кредитов и прямых иностранных инвестиций – 79,8% [4, с. 121].

При этом наблюдается рост инвестиций в основной капитал – 181,0 млрд. Большая часть инвестиций направлялись на строительство зданий и сооружений, покупку и установку машин, оборудование и инвентарь.

По видам деятельности инвестиции направлялись в основном на:

§ строительство объектов разработки месторождений – 19,5%;

§ транспортная деятельность – 11,7%;

§ сфера торговли – 6,4%;

§ отрасли промышленности – 4,8%;

§ энергообеспечение, газ, пар и кондиционированный воздух – 4,1%;

§ жилищное строительство – 30,3% [4, с. 125].

Недостаточный и неравномерный объем инвестирования вызван также тем, что превалирует в основном частный сектор и сфера услуг. Так, в 2020 году доля услуг в ВВП составила 54%, промышленность – 21%, сельское хозяйство – 14%, строительство – 11%. Рост в сфере услуг наблюдается в секторе индустрии отдыха, транспортной сферы и телекоммуникации, сфере торговли [11, с. 28]. Приток иностранных инвестиций в 2020 г. увеличился на 4,9% в сопоставлении с предыдущим годом и составил 7 млрд долл. США [4, с. 122]. Пандемия коронавируса негативным образом повлияла на приток инвестиций, а также на остановку многих действующих проектов.

Оценка бизнес-регулирования с помощью Doing Business показала, что Кыргызстан набрал 67,8 баллов и занял 80-е место среди 190 стран в 2020 году, и это на десять позиций ниже по сравнению с предыдущим годом [21, с. 4]. Данный рейтинг складывается из нескольких критериев, среди них: открытие бизнеса, процедура регистрации, получение кредитов, защита инвесторов, налогообложение и другие. Если проанализировать каждый критерий, то можно найти в каждом из них проблемные вопросы, требующие решения. К примеру, сфера налогообложения, сдерживающим фактором роста предприятий является патентная система в налогообложении. Патентирование представляет собой фиксированную оплату в налоговые органы, а при увеличении годового дохода более 8 млн сомов предприниматель переходит на другой налоговый режим. Практика показала, что предприниматели предпочитают «дробить» свой бизнес на мелкие виды деятельности и на каждый вид приобретать отдельный вид патента. Таким образом, они избегают общего налогового режима с крупными выплатами налогов и налоговых проверок. Вокруг патентной системы возникает много споров о необходимости их полной ликвидации, но сторонники патентной системы утверждают, что при ликвидации патента бюджет не доберет необходимых налогов. В этом случае возникает необходимость тщательного, всестороннего исследования всей налоговой системы и нахождения оптимального пути развития.

По результатам полученных данных наиболее привлекательными сферами для вложения инвестиций являются: обрабатывающая отрасль, сфера профессиональной, научной и технической деятельности, добыча полезных ископаемых, отрасль строительства, финансовый рынок и страхование, информация и связь. Прогнозы развития отраслей за счет капитальных вложений предполагаются в транспортной системе, развитии энергетической инфраструктуры, водоснабжения, строительной сфере и другие [10].

На привлечение прямых иностранных инвестиций негативно влияют слабая деловая среда, недостаточная защита инвесторов, недостаточно принимаемые меры со стороны государства в привлечении инвесторов, в том числе в государственно-частном партнерстве [11, с. 18]. На сайте Агентства по продвижению и защите инвестиций КР имеется Перечень инвестиционных проектов по основным отраслям экономики. Инициаторами данных проектов выступают в основном частные предприниматели и в меньшей степени государственные органы. При этом не учитывалось планомерное развитие той или иной отрасли.

В таблице 2 по полученным данным сгруппированы основные отрасли для вложения инвестиций для регионального развития. Здесь представлены только некоторые отрасли в качестве примера. Поскольку инвестиционное развитие должно учитывать и рациональное сочетание отраслевого и территориального планирования вместе с природными и экономическими условиями в регионах республики.

Таблица 2

Основные направления развития

отраслей в региональном разрезе


Области
Отрасли


1
2
3
1
Чуйская
ИКТ
Сельское хозяйство
Водоснабжение, очистка и обработка отходов
2
Таласская
ИКТ
Добыча полезных ископаемых
Транспортная отрасль
3
Иссык-Кульская
ИКТ
Туризм
Обрабатывающая промышленность
4
Нарынская
ИКТ
Электроэнергия
Тонкорунное производство
5
Джалал-Абадская
ИКТ
Легкая промышленность
Животноводство
6
Ошская
ИКТ
Промышленность
Горнорудная промышленность
7
Баткенская
ИКТ
Обрабатывающая промышленность
Строительство
Источник: составлено автором.

Для всех областей стратегически важным является развитие ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), поскольку ИКТ соединяет все экономические и социальные области, делая доступными все виды межотраслевых инноваций. Как видно из данных в таблице 3, мало предприятий, организаций, особенно в регионах республики, имеют свои сайты в Интернете, которые необходимы для связи с потенциальными инвесторами, для преобразования производственно-сбытовых цепочек, для торговли. Наличие многоязычных сайтов облегчает доступ инвесторов к необходимой информации [5, с. 11].

Таблица 3

Показатели информационного обеспечения, 2020 г.


Городские
поселения
г. Бишкек
Сельская
местность
Локальные компьютерные сети
8 061
5 143
1 018
Е-мэйл
5 627
3 388
2 453
Web-сеть
22 020
14 045
5 863
Выделенные линии (ADSL)
4 663
2 275
2 678
Наличие сайтов
1 841
1 372
200
их них:
оказывающие услуги онлайн
1 000
758
68
Сайты на кыргызском языке
494
335
60
Источник: данные Национального статистического комитета КР [5].

Для верификации полученных статистических данных на основе индикаторов Всемирного банка сгруппированы следующие данные (рис. 1). Рассмотрены три основные отрасли: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), энергетика и транспорт, инвестиции в транспорт (с частным участием) на примере центрально-азиатских стран: Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан.

Рисунок 1. Привлечение инвестиций Центрально-Азиатского региона на примере трех отраслей в 2020 году

Источник: составлено автором на основе индикаторов Всемирного банка https://databank.worldbank.org/home.aspx

Как видим, ситуация с информационно-коммуникационными технологиями ненамного лучше и в соседних республиках. Из трех отраслей заметный рост отмечается в секторах транспорта и энергетики в Казахстане и Узбекистане. За последнее десятилетие ИКТ становится все более важным инструментом развития, обеспечивая доступ к информации для науки, технологий и инноваций, способствуя и расширяя региональное и международное сотрудничество и обмен знаниями. Небольшое количество проектов по ВИЭ (возобновляемым источникам энергии) реализуется в Кыргызстане. Вследствие дефицита электрической энергии проекты ВИЭ имели бы большой потенциал для развития энергетической отрасли.

На что еще необходимо обратить внимание, так это на наличие предложений по внедрению узкоспециализированных видов производства, таких как: цветная металлургия, тонкорунное производство, хлопководство, свекловодство, табаководство и т.д. Подобных предложений и проектов встречается мало со стороны государственных органов. По мнению исследователей, почти каждая отрасль может стать лидирующей при достаточном финансировании. Следует отметить, что необходимо рассматривать не только объем вложенных инвестиций и количество реализуемых проектов, но и их эффективность для экономики в целом. К примеру, крупный инвестиционный проект «Кумтор», вместе с поступлениями в бюджет данный проект принес и много нерешенных вопросов, основной среди которых – масштабный экологический урон, нанесенный стране.

Инвесторов, как показала практика, не могут защитить ни внутренние законы, ни соглашения. Примером может послужить проект «Digital CASA-Кыргызстан» в области информационных технологий, финансируемый Всемирным банком. Основная причина нереализации проекта вызвана затягиванием сроков, в настоящее время этот проект рассматривается уже на других условиях. В основном на реализацию инвестиционных проектов влияет политический фактор: частая смена власти, отношения с другими странами. Все это так или иначе сказывается как на действующих проектах, так и на будущих.

Заключение

В целом об инвестиционном положении страны и конкретно по международным инвестиционным соглашениям можно узнать из Глобального инвестиционного отчета UNCTAD, где говорится об отсутствии конкретных активных мер в Кыргызстане по продвижению инвестиций, включающих процедуру въезда и пребывания персонала, повышение прозрачности соответствующих законов и нормативных актов, расширение обмена информацией об инвестиционных возможностях [23, с. 131]. Таким образом, данные аспекты служат сдерживающими факторами в реализации инвестиционных проектов.

Следует обратить внимание и на недостаточное количество реализованных проектов в регионах республики, особенно в стратегических отраслях экономики. Практика реализации инвестиционных проектов показала, что проекты требует детальной проработки и прогноза, поскольку есть определенные риски, которые не всегда учитываются, и из-за этого многие проекты остаются нереализованными. Среди них основные: изменение политического курса, чрезвычайные положения, профессиональные, экономические и другие.

Продуманная инвестиционная политика на самом деле затрагивает решение многих задач, среди которых, к примеру, действующая патентная система в налогообложении. Отмена патентной системы будет способствовать появлению крупных предприятий и развитию масштабных проектов. Многие проекты остаются нереализованными, так как не включают интересные, новаторские идеи для инвесторов. В свете четвертой промышленной революции актуальными становятся все больше цифровые технологии, которые должны быть включены в проектные предложения. Применение инновационных решений с возобновляемыми источниками энергии поднимет отрасли на новый уровень развития.

Выдвинутое вначале предположение о необходимости рационального баланса отраслевого и территориального планирования в основном подтвердилось. Кыргызстану необходимо перенять опыт европейских стран, где хорошо скоординированная отраслевая политика способствует достижению отраслевых целей, одновременно способствуя экономическому росту. Данная политика устанавливает последовательный курс действий, определяет приоритеты и формулирует реалистичные цели территориального роста и развития, служа ориентиром для региональных координаций в отраслевой политике. Некоторые страны имеют стратегию регионального развития городов и политики развития сельских регионов. Во многих случаях документы национального уровня дополняются региональными планами развития, разработанными субнациональными субъектами. Исследователями также отмечается, что существует взаимосвязь между улучшением инфраструктуры и региональным экономическим ростом. Комплексное рассмотрение инвестиционных проектов с инфраструктурным развитием территорий привлечет новые капиталовложения в регионы.

Вследствие этого возникает вопрос создания и оценки инвестиционных капиталовложений в регионы, что должно рассматриваться регулярно и при разумном управлении инвестиционным процессом. Немаловажную роль в этом должны сыграть местная администрация в создании инвестиционной привлекательности региона вместе с подготовкой комплекса задач на основе исследований возможных потенциальных точек роста.


Источники:

1. База данных крупнейших инвестиционных проектов в промышленном строительстве государств-членов ЕАЭС на период 2017г. Eurasiancommission.org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_prom/SiteAssets/investproekty_2017-2021.pdf (дата обращения: 03.08.2021).
2. Веретенникова О.Б., Рыбина Е.С. Сущность инвестиций и инвестиционной деятельности в экономической системе // Вестник омского университета. серия: экономика. – 2013. – № 1. – c. 136-141.
3. Даковский В.Б., Киселев В.Б. Новый подход к экономическому обоснованию инвестиций. / Монография. - М.: Канон+, 2016. – 400 c.
4. Инвестиции в Кыргызской Республике. Stat.kg. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.kg/ru/publications/sbornik-investicii-kyrgyzskoj-respubliki-2008-2012 (дата обращения: 27.07.2021).
5. Информационно-коммуникационные технологии в Кыргызской Республике. Stat.kg. [Электронный ресурс]. URL: http://stat.kg/ru/publications/informacionno-kommunikacionnye-tehnologii-v-kyrgyzskoj-respublike (дата обращения: 28.07.2021).
6. Инновации для устойчивого развития. Обзор Кыргызстана. Unece.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unece.org/DAM/ceci/publications/I4SD_Kyrgyzstan/ECI_CECI_25_RUS_for_web.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
7. Карамышева А.Р. Инвестиции и их роль в развитии экономики // Транспортное дело россии. – 2009. – № 5. – c. 16-18.
8. Национальное исследование: Разработка комплексных общих и отраслевых индикаторов для оценки вклада прямых иностранных инвестиций в устойчивое развитие в Кыргызской Республике. Unescap.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescap.org/sites/default/files/Toktomatov-Kyrgyzstan%20FDI%20indicator%20study-final_Russian%20version.pdf (дата обращения: 03.08.2021).
9. Полякова А.А. Инвестиции и их роль в экономическом росте // Вестник омского университета. серия: экономика. – 2007. – № 3. – c. 14-16.
10. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики на 2021-2023 годы. Mineconom.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: http://mineconom.gov.kg/froala/uploads/file/ea85e967cb291184330fd5cfd6f8dd27d4aaf343.pdf (дата обращения: 04.08.2021).
11. Создание рынков в Кыргызской Республике. Всемирный Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifc.org/wps/wcm/connect/e34c9e75-8977-49b8-a9ac-ea09f060f706/CPSD-Kyrgyz-Republic-RU.pdf?MOD=AJPERES&CVID=nCEApJp (дата обращения: 02.08.2021).
12. Сухарев О.С., Ворончихина Е.Н. Структурная динамика экономики: влияние инвестиций в старые и новые технологии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 4. – c. 74-90. – doi: 10.15838/esc.2020.4.70.4.
13. Социально-экономическое развитие Чуйской области. - Б.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 191 c.
14. Социально-экономическое развитие Таласской области. - Т.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 62 c.
15. Социально-экономическое развитие Ошской области. - Б.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 16 c.
16. Социально-экономическое развитие Нарынской области. - Н.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 131 c.
17. Социально-экономическое развитие Иссык-Кульской области. - К.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 124 c.
18. Социально-экономическое развитие Джалал-Абадской области. - Ж.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 46 c.
19. Социально-экономическое развитие Иссык-Кульской области. - К.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 124 c.
20. Социально-экономическое развитие Баткенской области. - Б.: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики, 2020. – 15 c.
21. Doing Business. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/32436/9781464814402.pdf (дата обращения: 23.08.2021).
22. Road to recovery. Annual report. United Nations. Unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/dom2021flyer_en.pdf (дата обращения: 23.08.2021).
23. World Investment Report. Investing in Sustainable Recovery. Unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2021_en.pdf (дата обращения: 23.08.2021).

Страница обновлена: 18.01.2024 в 20:40:19