Theoretical and methodological foundations of international economic integration in the context of global corporatization

Rutkovskaya V.S.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68015150

Abstract:
The article presents the results of systematization of theoretical and methodological approaches to the study of international economic integration, taking into account the increasing role of the corporate sector in the global economy and the system of international economic relations. The following three-dimensional categories are identified: the scale, stages and mechanisms of international economic integration. This allow to comprehensively reveal the versatility of the phenomenon under consideration. The author has drawn a reasonable conclusion that at present the activity of the corporate sector acts as a key factor of interstate integration cooperation; and it is based on a deep international division of labor and technological specialization. Acknowledgments: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment of the Financial University.

Keywords: international economic integration, corporate integration, corporatization, international economic relations

Funding:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

JEL-classification: F01, F02, F15



Введение

Международную экономическую интеграцию принято рассматривать как процесс экономического сближения и постепенного объединения государств посредством устранения барьеров на пути к свободному трансграничному движению товаров, капитала, услуг и трудовых ресурсов [7]. Формальной основой данного процесса выступают двух- и многосторонние соглашения. Межгосударственное интеграционное взаимодействие на основе заключаемых соглашений, фиксирующих преференциальный статус партнеров относительно третьих сторон, оказывает влияние как на хозяйствующие субъекты государств-партнеров, так и на мировую экономику в целом. Это обуславливает интерес к изучению, анализу и мониторингу процессов экономической интеграции со стороны международных организаций и научного сообщества.

Субъектом исследований, как правило, выступают государства. При этом вне сферы анализа остается проблематика влияния корпоративного сектора на процессы международной экономической интеграции, его роли в реализации современных торговых соглашений, определяющих характер, направление и глубину межгосударственного интеграционного взаимодействия.

В этой связи научное осмысление теоретико-методологических основ международной экономической интеграции в представленной статье реализуется в контексте и с учетом возрастающей роли корпоративного сектора в мировой экономике и системе международных экономических отношений. Это предполагает постановку и решение следующей задачи: на основе анализа существующих теоретико-методологических подходов определить движущие силы современного этапа развития международной экономической интеграции.

Теоретико-методологические подходы к изучению международной экономической интеграции

На сегодняшний день в теории экономической интеграции, сформировавшейся на основе значительного массива фундаментальных исследований, существуют различные подходы к научному осмыслению международной экономической интеграции, позволяющие раскрыть многогранность рассматриваемого феномена. Условно они могут быть разделены на следующие объемные категории: масштаб экономической интеграции, этапы экономической интеграции, механизмы экономической интеграции [3].

Масштаб международной экономической интеграции. В данном ключе международная экономическая интеграция может рассматриваться в соответствии с количественными и качественными характеристиками.

Количественный подход определяет характер интеграционных процессов в соответствии с взаимодействующими субъектами. Традиционно международная экономическая интеграция определяется и рассматривается следующим образом: в масштабах глобальной экономики – как глобализация, в масштабах субглобальной экономики – как регионализация, в масштабах двустороннего сотрудничества – как двусторонняя экономическая интеграция соответственно [4]. К настоящему моменту практика реализации таких крупнейших торговых соглашений (мегарегиональных торговых соглашений, далее – МРТС), как Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP), Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP) и пр. позволяет рассматривать международную экономическую интеграцию в рамках нового измерения: мегарегионализации [5] или трансрегионализации [7].

Качественный подход определяет характер интеграционных процессов в соответствии с глубиной торгово-экономического взаимодействия. Я. Тинберген выделил два вектора межгосударственного взаимодействия в рамках международной экономической интеграции, сформулировав модель «негативной» и «позитивной» интеграции [18]. Согласно предложенному подходу, «негативная» экономическая интеграция предполагает устранение торговых барьеров в целях формирования и развития взаимных связей между участвующими сторонами. «Позитивная» экономическая интеграция, в свою очередь, не ограничивается торговой либерализацией и предполагает формирование наднациональных институтов регулирования в целях реализации согласованной экономической политики интеграционного объединения.

Схожая двухкомпонентная схема была предложена Р. Лоуренсом [15]. Согласно сформулированному им подходу, международная экономическая интеграция дифференцируется на «поверхностную» интеграцию (shallow integration) и «глубокую» интеграцию (deep integration). «Поверхностная» экономическая интеграция подразумевает торговую либерализацию и обеспечивается заключением соглашений, основной фокус которых направлен устранение торговых барьеров между государствами-партнерами. «Глубокая» экономическая интеграция, в свою очередь, не ограничивается либерализацией внешней торговли и обеспечивается заключением соглашений, предполагающих также разработку и имплементацию унифицированных стандартов (например, в части регулирования торговли товарами и услугами, инвестиций, охраны окружающей среды и др.), что ведет к необходимости гармонизации законодательств государств-партнеров, и не исключающих осуществление институциональных преобразований.

Сформулированные Я. Тинбергеном и Р. Лоуренсом подходы к исследованию и пониманию особенностей межгосударственного интеграционного взаимодействия могут быть рассмотрены в комплексе, в большей степени отвечая современным тенденциям развития международной экономической интеграции, таблица 1. Данные тенденции характеризуются многообразием траекторий интеграционных процессов и форм институционального и внеинституционального регулирования [1].

Таблица 1

Композиция сформулированных Я. Тинбергеном и Р. Лоуренсом подходов к исследованию международной экономической интеграции

Вектор взаимодействия
«Негативная» интеграция
«Позитивная» интеграция
«Поверхностная» интеграция
Либерализация торговли путем снижения или устранения торговых барьеров между государствами-партнерами.
«Негативная поверхностная» интеграция может обеспечиваться реализацией преференциальных торговых соглашений и формированием зон свободной торговли.
Кумуляция сущностных характеристик «позитивной» и «поверхностной» интеграции способствуют трансформации последней в направлении к «глубокой» интеграции.
Иллюстрацией данного вектора межгосударственного взаимодействия может выступать формирование таможенных союзов.
«Глубокая» интеграция
Либерализация торгово-экономических отношений между государствами-партнерами; разработка и имплементация унифицированных стандартов, предполагающих гармонизацию национальных законодательств в различных сферах; отсутствие наднациональных институтов регулирования.
«Негативная глубокая» интеграция может обеспечиваться формированием зон свободной торговли расширенного формата («зон свободной торговли плюс»).
Иллюстрацией данного вектора межгосударственного взаимодействия могут выступить и интеграционные объединения, формирующиеся на основе новейших МРТС.
Либерализация торгово-экономических отношений между государствами-партнерами; разработка и имплементация унифицированных стандартов, предполагающих гармонизацию национальных законодательств в различных сферах; создание наднациональных институтов регулирования.
«Позитивная глубокая» интеграция может обеспечиваться формированием таможенных союзов, общего рынка государств-партнеров и другими более высокими стадиями интеграции.
Иллюстрацией данного вектора межгосударственного взаимодействия могут выступить Евразийский экономический союз, Европейский союз.
Источник: составлено автором.

Предложенные Я. Тинбергеном и Р. Лоуренсом схемы «негативной и позитивной» и «поверхностной и глубокой» экономической интеграции могут рассматриваться как гибкие конструкции, предусматривающие динамику интеграционных процессов.

В рамках схемы «негативной и позитивной» экономической интеграции межгосударственное взаимодействие, отвечающее критериям «негативной» интеграции, со временем может достигать более высоких стадий, формируя потребность в создании институциональной среды, двигаясь в направлении «позитивной» интеграции.

В рамках схемы «поверхностной и глубокой» экономической интеграции межгосударственное взаимодействие со временем также может претерпевать трансформации [19]. Иллюстрацией этому может служить тенденция к пересмотру заключенных соглашений о торговом и/или экономическом сотрудничестве в целях расширения границ регуляторного действия посредством включения в область регулирования новых сфер [7].

Этапы международной экономической интеграции. Одним из первых на изучении данного вопроса свое внимание сфокусировал Б. Балашша. В рамках проводимых исследований он предложил интеграционную модель (модель «линейной» интеграции), согласно которой экономико-политические отношения государств в рамках экономической интеграции последовательно проходят пять этапов, развиваясь от простых форм сотрудничества к более сложным: зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз [10].

Работы Б. Балашши оказали значительное влияние на развитие теории экономической интеграции. Однако несмотря на логичность предложенной им модели, реальная практика развития межгосударственного интеграционного взаимодействия показала, что в действительности данный процесс может иметь более сложную структуру и не всегда развивается согласно сформулированному подходу [9]. Государства в процессе экономической интеграции могут «игнорировать» начальные этапы сотрудничества, межгосударственное взаимодействие может развиваться дискретно и характеризоваться наложением различных стадий экономической интеграции.

Отсутствие последовательности этапов развития межгосударственного интеграционного взаимодействия способствовало выделению альтернативной объяснительной схемы в рамках теории международной экономической интеграции. Д.И. Ушкалова сформулировала концепцию (модель «нелинейной» интеграции), которая предусматривает дискретность траекторий развития интеграционных процессов и/или отказ от целей по достижению наиболее глубокого уровня экономической интеграции: экономического и валютного союза, политического союза [6].

На современном этапе международная экономическая интеграция в большей степени развивается в соответствии с критериями «нелинейной» интеграции, по сценарию формирования интеграционных форматов на основе заключаемых соглашений о зонах свободной торговли (далее – ЗСТ). Комплексный характер области регулируемых вопросов вследствие нарастания инклюзивности торгово-экономического сотрудничества между государствами обеспечивается расширением функционального аппарата ЗСТ, другими словами, переходом к формату «ЗСТ плюс». Данный вектор межгосударственного интеграционного взаимодействия предусматривает сотрудничество по широкому спектру вопросов, а согласованные регуляторные меры могут содержать положения, выходящие за рамки мандата ГАТТ/ВТО – «ВТО плюс» и «ВТО экстра» [14].

Наиболее ярким примером являются разрабатываемые и в ряде случаев успешно реализованные различные МРТС. В качестве примера могут быть выделены: не состоявшееся в 2016 г. Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP); подписанное в 2016 г., однако к настоящему моменту не вступившее в силу Всеобъемлющее экономическое и торговое соглашение между Канадой и государствами Европейского союза (Comprehensive Economic and Trade Agreement, CETA); а также успешно реализованные в Азиатско-Тихоокеанском регионе интеграционные проекты на основе Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (2018 г.) и Всестороннего регионального экономического партнерства (2022 г.) и др.

Данные соглашения не предполагают реального сращивания экономик участвующих государств. В рамках формирующихся объединений не устанавливаются обязательства по осуществлению единой таможенно-тарифной политики в отношении третьих сторон, регулирование доступа на рынок обеспечивается разработкой и имплементацией правил происхождения (Rules of Origin). Кроме того, соглашениями не предусматривается создание наднациональных регулирующих органов, а решение возникающих в процессе взаимодействия противоречий обеспечивается на уровне национальных ведомств или посредством временно учреждаемых межгосударственных институтов [7].

На передний план выходят цели установления и развития торгового, инвестиционного и производственного сотрудничества и кооперации, обеспечение деятельности многонациональных корпораций (далее – МНК). В связи с этим важное значение приобретает исследование механизмов международной экономической интеграции.

Механизмы международной экономической интеграции. В основе международной экономической интеграции, как процесса торгово-экономического сближения государств, лежит принцип принятия решения о направлении осуществления внешней торгово-экономической политики национальным правительством. В зависимости от фактического инициатора интеграционного процесса различают формальную («интеграцию сверху») и неформальную («интеграция снизу») международную экономическую интеграцию. В основе «интеграции снизу», или корпоративной интеграции, лежит неформальное взаимодействие различных экономических агентов, – представителей корпоративного сектора – в конечном итоге создающее предпосылки к формальной (межгосударственной) интеграции [8].

Одними из первых на проблематику изучения вопросов принятия экономических и политических решений обратили свое внимание Дж. Бьюкенен и Г. Таллок. В своей работе [11] авторы подробно описали процесс принятия политических решений, рассмотрев различные модели принятия индивидуальных и общественных решений, обосновав их с точки зрения экономической мотивации участников процесса с учетом возможных издержек принятия решений. Авторы пришли к мнению, что участники процесса принятия решений действуют исключительно в своих интересах, без учета возможного ущерба общественным интересам, и четкой границы между политическими и экономическими интересами участников нет, поскольку политическая деятельность осуществляется с целью максимизации экономических выгод.

Другим ученым, занимающимся проблемами продвижения экономических интересов определенным кругом лиц, был М. Олсон. В своих работах [16, 17] он предложил всеобъемлющую теорию экономического роста и его зависимости от деятельности групп интересов, а также описал механизмы давления со стороны этих групп на государственные институты с целью достижения экономических выгод. М. Олсон разработал модель лоббирования интересов, основной фокус которой направлен на анализ издержек и выгод продвижения интересов и их влияния на политическую деятельность.

В соответствии с рассмотренными моделями можно выделить две ключевые группы, оказывающие воздействие на процесс принятия решения государством о возможности расширения или углубления интеграции и определения масштабов участия в либерализации торгово-экономических отношений: агентов реальной экономики, ориентированных на внешние рынки, заинтересованных в либерализации торговли, а также агентов, ориентированных на внутренний рынок, заинтересованных в осуществлении ограничительной торгово-экономической политики соответственно.

Подробно данный вопрос был рассмотрен Дж. Гроссманом и Э. Хелпманом. В своей работе [13] авторы предложили модель реализации торгово-экономической политики государства, процесс принятия решений в которой представляет собой совокупность отношений электората, политиков и групп интересов. Модель предполагает следующее: существует потенциальная возможность заключения торгового соглашения. При этом существует группа, в интересы которой входит присоединение страны к торговому соглашению и группа, заинтересованная в обратном. Принятие соответствующего решения зависит от действующего правительства страны, которое, в свою очередь, заинтересовано, во-первых, в поддержке электората и победе в очередных выборах, во-вторых, в максимизации своего благосостояния. Удовлетворение обоих условий в предложенной модели достигается за счет инвестирования денежных средств заинтересованными группами в предвыборные кампании кандидатов. Таким образом, авторы исследуют процесс формирования лоббистских групп в правительстве государства, политическую конкуренцию и конкуренцию групп интересов, а также их влияние на взаимоотношения государств в многосторонней торговой системе. В результате исследования Дж. Гроссман и Э. Хелпман пришли к выводу, что реализуемая торговая политика государства определяется совокупностью институциональной, политической и экономической сред. Другими словами, внешняя торгово-экономическая политика государства выстраивается в соответствии с внутренним спросом со стороны заинтересованных групп, на основе которого принимается решение об устранении или ужесточении торговых барьеров.

Рассмотренные подходы к анализу механизмов международной экономической интеграции позволяют выявить движущие силы интеграционных процессов в мировой экономике с позиции международной торговли: государственные институты, а также экспортоориентированные агенты реальной экономики.

Вместе с тем на рубеже XX-XXI вв. начала формироваться новая архитектура мировой экономики, центральное место в которой начало занимать углубленное международное разделение труда, технологическая специализация и глобальные цепочки добавленной стоимости (далее – ГЦДС).

Увеличение роли ГЦДС в мировой экономике приводит к углублению взаимозависимости национальных экономик стран, принимающих участие в международном разделении труда, и накладывает определенный отпечаток на специфику проводимой торгово-экономической политики. В условиях, когда конкуренция товарами конечного потребления на основе глубокого международного разделения труда и технологической специализации все в большей мере трансформируется в конкуренцию в рамках торговли добавленной стоимостью, использование протекционистской торговой политики, как инструмента обеспечения безопасности национальной экономики, становится неэффективным [2], что обусловлено рядом причин.

Во-первых, производственный процесс в условиях международного разделения труда и кооперации в рамках ГЦДС сопряжен с многократным трансграничным перемещением промежуточных товаров, что даже с относительно невысокими тарифами, установленными отдельно взятым государством, вследствие их кумуляции приводит к существенному увеличению торговых издержек [12] и стоимости конечного продукта, тем самым оказывая негативное воздействие на спрос со стороны конечного потребителя и подрывая конкурентоспособность производителя на наднациональном и глобальном уровнях.

Во-вторых, участие в процессе производства продукта в рамках ГЦДС фактически ставит национальных производителей в зависимость от импорта промежуточных товаров, услуг и технологий, необходимых для производства в пределах своего участка производственной цепочки. Страны в условиях международного разделения труда фактически вынуждены осуществлять, в определенной мере, «импорт» своей конкурентоспособности. Таким образом, таможенные пошлины на импортируемую продукцию трансформируются в экспортные пошлины и, тем самым, ограничивают экспортоориентированное производство.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что глобализация производства оказывает влияние на процесс разработки и реализации торгово-экономической политики, способствуя интенсификации интеграционного взаимодействия государств и определяя контуры и направления данного процесса. На сегодняшний день интеграционное взаимодействие государств в условиях формирования международных производственных систем обусловлено не только торговым, но и производственным сотрудничеством, как результат интернационализации производства на основе деятельности МНК.

Процесс углубления международного разделения труда и технологической специализации сопряжен с трансграничным перемещением не только товаров и услуг, но также – капитала, рабочей силы, технологий и знаний. Международная кооперация способствует расширению границ взаимодействия корпоративного сектора и обуславливает формирование интеграционных объединений расширенного формата. Складывается тенденция к реализации инклюзивных МРТС, в рамках которых принимаются новые правила регулирования, происходит изменение нормативно-правового поля многосторонней торговой системы, формируется единое стандартизированное правовое пространство с учетом интересов и при непосредственном участии корпоративного сектора.

Заключение

На сегодняшний день ключевым фактором интеграционного взаимодействия государств на основе глубокого международного разделения труда и технологической специализации выступает деятельность корпоративного сектора. Это позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в настоящий момент в качестве движущих сил международной экономической интеграции выступают не только и не столько государства и агенты реальной экономики, ориентированные на внешние рынки, сколько МНК, возникающие и развивающиеся на основе сложной системы взаимосвязей между всеми участниками формирования международных производственных систем.

В этой связи в качестве одного из дальнейших направлений исследования может быть обозначена проблематика особенностей взаимодействия государственных институтов и корпоративного сектора с учетом обозначенных тенденций в системе международных экономических отношений.


References:

Balassa B. (1962). The theory of Economic Integration

Baykov A.A. (2017). Ekonomicheskaya integratsiya kak miropoliticheskoe yavlenie. Ocherk teorii i metodologii sravnitelnoy otsenki [Economic regionalism as a planetary phenomenon. Theory and methodology of comparison]. Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. (4). 38-53. (in Russian).

Buchanan J.M., Tullock G. (1962). The Calculus of Consent: Logical Foundations of Constitutional Democracy

Diakantoni A., Escaith H., Roberts M. (2017). Accumulating trade costs and competitiveness in Global Value Chains

Grossman G.M., Helpman E. (1992). Protection for Sale NBER Working Paper Series. (4149).

Horn H., Mavroidis P.C., Sapir A. (2010). Beyond the WTO? An Anatomy of EU and US Preferential Trade Agreement The World Economy. (11). 1565-1588.

Izotov D.A. (2021). Mezhdunarodnaya ekonomicheskaya integratsiya v usloviyakh protsessov globalizatsii i regionalizatsii [Economic integration in the context of globalization and regionalization]. Russian Foreign Economic Bulletin. (5). 7-24. (in Russian).

Izotov D.A. (2021). Regionalnyy aspekt ekonomicheskoy integratsii Rossii v ATR: otsenka potentsiala i effektov (na primere rossiyskogo Dalnego Vostoka) [The regional aspect of Russia's economic integration into the Asia-Pacific region: assessment of potential and effects (on the example of the Russian Far East)] (in Russian).

Kheyfets B.A. (2023). Novaya model mezhdunarodnoy ekonomicheskoy integratsii [A new model of international economic integration] (in Russian).

Kheyfets B.A., Libman A.M. (2008). Korporativnaya integratsiya: Alternativa dlya postsovetskogo prostranstva [Corporate Integration: An Alternative for the Post-Soviet Space] (in Russian).

Lawrence R.Z. (1996). Regionalism, Multilateralism, and Deeper Integration

Olson M. (1965). The Logic of Collective Action. Public Goods and the Theory of Groups. – Cambridge

Olson M. (1982). The Rise and Decline of Nations. Economic Growth, Stagflation, and Social Rigidities

Shemyatenkov V.G. (2003). Evropeyskaya integratsiya [European integration] (in Russian).

Spartak A.N. (2017). Metamorfozy protsessa regionalizatsii: ot regionalnyh torgovyh soglasheniy k megaregionalnym proektam [Metamorphosis of regionalization: from regional trade agreements to megaregional projects]. Kontury globalnyh transformatsiy: politika, ekonomika, pravo. (4). 13-37. (in Russian).

Tinbergen J. (1954). International Economic Integration

Ushkalova D.I. (2016). Modeli ekonomicheskoy integratsii i ikh tipologiya [Models of economic integration and their typology]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (3). 158-170. (in Russian).

Volgina N.A. (2020). Izuchenie globalnyh tsepochek stoimosti: rol mezhdunarodnyh organizatsiy [Global value chain research: the role of international organisations]. International organisations research journal. (2). 255-282. (in Russian).

WTO: World Trade Report 2011: The WTO and preferential trade agreements: From co-existence to coherence. Retrieved February 21, 2023, from https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/anrep_e/world_trade_report11

Страница обновлена: 09.04.2025 в 16:53:27