Executive psychology: how understanding human behavior helps in team management and decision-making

Tantsyura V.O.1, Gunin N.A.1, Yakovleva E.A.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 6 (June 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=67912434

Abstract:
The article analyzes the importance of management psychology for modern business. The authors apply new theories and trends in the field of psychology and communication (soft skills, emotional intelligence, and 4C). The article answers the following question: why does a manager need to understand human behavior for high-quality team management and decision-making? The relevance of the article is determined by the modern trends of society in the search for balance, harmony and the absence of stress. Thus, the manager needs to understand the people psychology, including for conflict management, which, in the long run, ensures employee motivation and business competitiveness in the market. Within the framework of the management paradigm, the article solves an urgent problem: how to make a business efficient and competitive through high-quality management of subordinates. The article will be interesting both for the management of large companies with a large number of employees and for the CEOs of new companies who want to form a strong and motivated team.

Keywords: executive, behavioral psychology, soft skills, hard skills, narrowly focused skills, decision-making, conflictology, emotional intelligence

JEL-classification: M1, М2, М5



Введение

Современный этап развития общества диктует свои тенденции на осознанность и важность понимания других людей (emotional intelligence (EI), или эмоциональный интеллект), особенно при принятии решений в экономике и управлении, поскольку эти навыки помогают сформировать сплоченную команду, синхронизировать действия, мобилизовать ресурсы, в том числе, повысить инвестиционную привлекательность, экономическую безопасность бизнеса, защитить собственные суверенные интересы, устроить успешную карьеру. Соотнесение объективно обусловленной и воспринятой реальности, анализ речемыслительной деятельности в целом развивает умение команды осознать и контролировать свое отношение, поведенческую позицию, чувственный и эмоциональный интеллект в процессе принятия взвешенных управленческих решений, что является критически важным показателем не просто лидерства и успешности, но доверия и сотрудничества в бизнесе.

Целью исследования является выявление взаимосвязи психологии управления с развитием бизнеса на современном этапе развития рыночной экономики в условиях сдвига парадигмы в сфере управления и подчинения (от конкурентности к интеграции, от выгорания и стресса к work-life balance).

В качестве методов в рамках статьи будут использованы:

1. теоретический анализ литературы и источников по тематике исследования,

2. метод анализа и синтеза, позволяющий, в первую очередь, изучить объект исследования как систему и, в том числе, проанализировать его составные части, а, во-вторых, объединить полученную информацию в единую систему,

3. графический метод, с помощью которого будут наглядно представлены научные данные по тематике исследования.

В статье рассмотрена психология современного управления, основанная на концепциях 4К, soft-skills и work-life balance. Выявлено, что психология управления способна разрабатывать индивидуальные и коллективные программы мотивации для сотрудников, развивать сильные рабочие команды, оказывать психологическую поддержку и, безусловно, управлять конфликтами.

Научная новизна исследования состоит в получении теоретических и практических знаний в области психологии управления, поскольку, помимо описания фундаментальных процессов в рамках управления, авторами рассматриваются актуальные и новейшие концепции, такие как эмоциональный интеллект (EI), концепция “4К” и понятие “soft-skills” в работе и развитии руководителя.

Отличительная особенность новизны от работ других авторов обоснована рассмотрением психологии управления в рамках актуальной идеологической повестки, описываемой как “work-life balance” и, в том числе, тенденциями на психическое здоровье сотрудников, которые активно развиваются в крупных современных компаниях по всему миру.

В настоящее время изменилась парадигма теории управления, перейдя с принципов роста конкурентоспособности и лидерства к принципам интеграции, кооперации, совместного использование ресурсов и знаний. Этот процесс следует аргументировать развитием сетевого взаимодействия, экономикой данных и знаний, интеллектуальными технологиями накопления и обработки информации, всеобъемлющим процессом цифровой трансформации общественных отношений.

Комплексность “умного” управления (smart governance) [1, с. 132] стало движущей силой развития бизнеса за счет свойств интегрированной целостности, всесторонней вовлеченности персонала в результаты труда при увеличении динамики развития всей экономической системы, в целом. Правильная организация управления, выстроенные адекватные отношения подчинения, доверия и сотрудничества способствует перспективному пропорциональному и планомерному росту не только организации, но и профессионализму сотрудников, углубленному развитию их интересов и знаний для руководства при принятии важнейших решений.

Руководитель является ключевым звеном и решающим центром, распределяющим ресурсы и ответственность, отвечающим за успешную реализацию как отдельного проекта так и программы развития в целом, поскольку именно от его опыта и навыков, знаний и умения мотивировать и объединять зависит успешность функционирования бизнеса и развития коллектива.

Таким образом, хороший руководитель, помимо глубоких знаний в своей специфической области (нише), должен обладать необходимыми психическими характеристиками для принятия решений и знаниями в области психологии для встраивания качественной коммуникации с подчиненными.

Психология управления – наука и практика, ориентированные на изучение и анализ закономерностей в управленческом поведении, основной целью которых является повышение качества и эффективности работы руководителя и его подчиненных [2, с. 12].

Важно отметить, что психология управления фокусируется на следующих основных критериях:

1. Работа с изменениями в управленческой системе;

2. Организация контроля и исполнения управленческих решений;

3. Создание программ деятельности подчиненных, предназначенных для качественных преобразований в заданном стратегией направлении.

Анализ литературных источников

Понимание человеческого поведения важно в любых жизненных аспектах и профессиональная сфера, конечно, не является исключением. Благодаря пониманию людей руководитель может выстроить коммуникацию, разрешать конфликты и принимать решения.

Важной частью улучшения управленческой деятельности является психосоциальная диагностика сотрудников: выявление необходимых данной сфере бизнеса личностных черт и нахождение способов формирования этих черт за счет предъявления требований к восприятию, памяти и мышлению, коммуникативным навыкам и тому подобному.

За понимание человеческого поведения отвечают «гибкие навыки», или soft skills. Soft skills – это комплекс надпрофессиональных навыков (критическое мышление, публичные выступления, работа в команде и деловое общение, организация деятельности), на которые влияют личные психические характеристики человека (лидерские качества, дисциплинированность, чувство ответственности и, в том числе, знание трудовой этики). Однако, это не значит, что «гибкие навыки» присущи только людям с особенным складом характера: в отличие от узкопрофильных и специализированных знаний (hard skills) практически каждый человек может обучиться основным навыкам soft skills (концепция «4К»).

К 2022 году была сформулирована концепция «4К» – четыре главных навыка, которые будут значимы для высокоэффективных людей будущего: коммуникативность, креативность, критическое мышление и кооперативность (умение работать в команде) [3, с. 166].

Большую роль в становлении понятия soft skills сыграл американский психолог и журналист Д. Гоулман, который утверждал, что усвоение – в теории и на практике – гибких навыков позволяет отделять успешного человека и руководителя от неуспешного [4, с. 12-13]. Именно по этой причине сегодня концептуализация (индивидуальная для каждого бизнеса) и применение «soft skills» находятся в приоритете многих крупных корпораций, поскольку с гибкими навыками и эмоциональным интеллектом связаны развитие и обучение персонала (в том числе, и высшего руководительского состава).

Современные исследования в области изучения корреляции между эффективным руководством и soft skills приходят к нескольким основным выводам:

1. Руководителю необходимо понимать человеческое поведение для эффективного управления конфликтами, поскольку конфликты существуют в рамках всех межличностных и межгрупповых отношениях [5, с. 108];

2. Развитие soft skills у руководительского состава способствует поддержанию конкурентоспособности бизнеса на рынке [6, с. 77];

3. Руководители, обладающие гибкими навыками, стремятся к обучению этим навыкам своих сотрудников [7, с. 24].

Важно отметить, что конкурентоспособность на рынке и обучение сотрудников «мягким навыкам», во многом, взаимосвязаны. Так, сотрудники, обладающие soft skills, умеют самостоятельно принимать решения по своим проектным задачам и, в том числе, видеть проблемы, высказывать и предлагать решение этих проблем.

Анализируя современные тенденции общества на осознанность, умеренность и психическое здоровье, справедливо говорить о важности эмоционального интеллекта и soft skills в профессиональной среде. Об актуальности этих тенденций свидетельствуют результаты социологических опросов аналитических агентств, например, таких как НАФИ: 70% от опрошенных россиян удовлетворены своей карьерой и подавляющее большинство этих респондентов ставят навыки soft skills выше любых других навыков [8]. Более того, основными навыками, необходимыми для успешной карьеры, респондентами называются: умение принимать решения в стрессовых ситуациях, умение находить общий язык с коллегами, способность брать на себя ответственность и соблюдать work-life balance [8].

Особенное внимание необходимо уделить роли руководителя в конфликтных ситуациях, поскольку конфликтогены (вербальные и невербальные, действия и бездействия) могут как разобщить, так и, наоборот, сплотить команду: исход разрешения конфликта, зачастую, зависит именно от руководителя, его эмоционального интеллекта и умения принимать взвешенные решения.

Одной из самых значимых концепций в области конфликтологии сегодня является теория о пяти ведущих типах поведения людей в конфликтах авторства К. Томаса и Р. Килманна (теория Томаса – Килманна). В основе теории Томаса – Килманна лежат два поведенческих стиля людей: сговорчивость, выражающаяся в желании удовлетворить интересы другой стороны; и напористость – стремление удовлетворить собственные интересы [9].

Среди ведущих типов поведения в конфликтах авторы теории выделяют следующие [9]:

1. Приспособление – крайнее пренебрежение собственными интересами ради удовлетворения интересов другого человека (группы);

2. Сотрудничество – способ поведения, заключающийся в стремлении удовлетворить интересы обеих (и более) сторон;

3. Компромисс – попытка найти решение, которое частично удовлетворит все стороны конфликта;

4. Избегание – откладывание решения проблемы, которое проявляется в осознаваемом обходе неприятных ситуаций. Стоит отметить, что избегание не всегда представляет собой деструктивный тип поведения. Например, избегание позволяет дать одной из сторон конфликта эмоционально успокоиться и вернуться с большим конструктивом;

5. Конфронтация – напористость и полный отказ от сотрудничества. При таком способе человек преследует только свои цели и намерения, что значительно усложняет коммуникацию в коллективе. Однако, как и в случае с избеганием, конфронтация не всегда деструктивна, поскольку может таить в себе чувство беспомощности и иные психологические проблемы сотрудника. В таких ситуациях эмоциональный интеллект руководителя-медиатора может способствовать экологичному выходу из конфликта за счет обсуждения внутренних переживаний каждой из сторон.

Рисунок 1. Ведущие типы поведения по теории Томаса – Килманна [9]

Проанализировав теорию Томаса – Килманна, необходимо сделать важный вывод: руководителю крайне необходимо понимать психологию, поскольку подчиненные могут иметь разные склады психики и характера, а руководителю, для грамотного управления проектами и принятия решений, важно обладать эмоциональным интеллектом.

Тенденцией современного развития теории управления и искусственного интеллекта является интеграция и гибридизация различных моделей управления, и прежде всего, это интеграция моделей представление знаний и способов рассуждений, а также технологии искажения информации и изучение базы инцидентов. При таком подходе требуется усиленное и ускоренное применение интеллектуальных систем, в которых присутствует фреймово-продукционные модели представления знаний и логические методы рассуждений, выражающие динамический характер и их соответствующую актуализацию.

В указанном направлении известными трудами (Д.А. Поспелов), начиная с середины прошлого столетия, располагает Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН. Д.А. Поспелов разработал концепцию интегрированного логико-лингвистического моделирования для ситуационного управления [10].

Логико-лингвистическое моделирование в управлении, основанное уже упомянутым Д.А. Поспеловым, является частью когнитивной лингвистики, представляющей собой науку, изучающую проблематику соотношения сознания и языка [11, с. 15]. Когнитивная лингвистика, помимо прочего, также занимается изучением важности и роли языка в категоризации и концептуализации мира в рамках познавательных процессов и общения людей.

Под категоризацией в лингвистике понимают процесс получения и структуризации полученных знаний по множествам “рубрик”, которые соответствуют уже существующим знаниям человека [12, с. 12-13]. Так, категории - это языковые и ментальные элементы, которые имеют общность признаков, обоснованных культурно-историческим бэкграундом каждого человека. Самыми элементарными примерами категорий могут быть следующие: “фрукт”, “отдых”, “трудолюб”. Например, Г.В. Токарев пишет: “Если в русском языке синонимы слова труженик указывают на отношение к работе (работяга, трудяга, трудоголик), на связь с концептом «Любовь» (трудолюб), то в немецком языке синонимический ряд rastlos Arbeitende ('работающий без передышки'); der Werktatige ('работающий на заводе') отражает иные сценарии в понимании человека труда: он осмысляется через место осуществления трудовой деятельности либо через соотнесение с концептом «Отдых»” [13, с. 176]. Таким образом, можно говорить о том, что категории определяются, в том числе, опытом, который различается от культурных особенностей.

Концептуализация же представляет собой образование и формулирование набора когниций (когнитивных признаков) того или иного явления для лучшего запоминания информации и возможности ее дальнейшего пополнения [14, с. 97]. Хорошим примером может является тема данного исследования: при рассмотрении понятия “управление”, в первую очередь, люди думают о руководящих постах, высшем командном составе и процессах менеджмента, позже - в процессе обучения - в концептуализацию понятия “управление” входят такие феномены как soft-skills, тимбилдинг, психология управления и так далее.

Понимание категоризации и концептуализации крайне важны, поскольку управление - это сложная система с рядом проблем и задач, для решения которых важна, в том числе, семантическая информация. Таким образом, большую роль может сыграть уже ранее упомянутая логико-лингвистическая модель в управлении.

Логико-лингвистическая модель представляет собой модель управления сложнейшей системой объектов, основанную на качественной, смысловой - семантической - информации [15, с. 8]. Важно отметить, что логико-лингвистическая модель состоит из двух важнейших элементов:

1. интерпретатор - человек или группа людей, которые вносят изменения или поддерживают постоянные знания о той среде, в которой функционируют процессы управления. При изменении знаний объект управления пополняет, уточняет, обновляет или закрепляет новые знания с уже имеющимися [16, с. 41],

2. знания - модель знаний, которая полностью отделена от процесса формулирования решений. Наличие модели знаний способствует упрощению описания феномена управления и его функционирования [17, с. 4].

Таким образом, говоря о логико-лингвистической модели в рамках теории и практики управления, можно сделать вывод: это процесс распознавания и интерпретации новых знаний в процессе управления для их последующего использования как в процессах менеджмента, так и в коллективе.

Результаты

Подчеркнем особенность управленческой интеллектуальной деятельности руководства. Во-первых, следует обратить внимание, что одновременно в процессе познания проявляется субъект (характеристики его поведения, уровня познания, свойства связи) и рассматриваемая проблемная ситуация. Согласно теории ситуационного подхода Д.А. Поспелова и научно-прикладных достижений теории адаптивного управления Б.Л. Кукора, проблемную ситуацию можно рассмотреть с помощью дескриптивных функций - целеполагания, учета, анализа и прогноза, управляющих воздействий для ее разрешения.

Во-вторых, осуществляя синтез интеллектуальной деятельности как реализацию функций управления, следует принять за аналитическую основу их рассмотрения в обобщающем анализе совместно с когнитивном анализом самой проблемной ситуаций и когнитивным моделированием путей ее решения на основе фреймового представления знаний.

В-третьих, необходимо учитывать индивидуальные свойства. Субъекта, принимающего решения, его подходы к риску и ответственности, то есть качество подготовки решений и управления.

В-четвертых, это динамический формат представления знаний, когда все виды управленческой, интеллектуальной деятельности рассматриваются как информационно логические процессы упорядоченной последовательности управляющих воздействий.

А таким образом, деятельность субъекта управления будет сказываться из отдельных действий по изучению и познанию стратегических проблемных ситуаций для достижения поставленных целей. Подобного рода деятельность требует создания логико- лингвистических моделей на основе обратного логического вывода и сетевых методов планирования для разрешения всей совокупности ситуацией по всем направлениям управленческой деятельности в целом.

Подобного рода конструкт называется динамическим когнитивным сценарием В стратегическом управлении на основе теории адаптивного управления Б.Л. Кукора.

Тогда понимание сущности понятий, которые находятся в когнитивной структуре науки или во фреймовой структуре знаний проявляется как рефлексия субъекта управления или лица, принимающего решения с учетом его эмоционального интеллекта, который помогает создавать, изучать, моделировать существующие связи и отношения на новом качественном уровне.

Таким образом, в процессе коммуникации формируется новые социальные когнитивные навыки по познанию проблемных ситуаций на основе их взаимной адаптации. Рассматриваемый процесс можно назвать метамышлением, который состоит из ряда явлений - это постоянство мыслительных процессов лица, принимающего решения, о задачах, проблемах и качестве принимаемых решений, согласовании интересов и синхронизации воздействия. Подобного рода интеллектуальная работа требует организации знаний о состоянии содержания, предметной области мышления руководителя для регулярного планирования и контроля принимаемых управленческих решений. Наличие сознательных эмоций, сопровождающих процесс исследования и познания, позволяет ускорить и улучшить деятельность руководства.

На основе положений системного анализа, теории адаптивного управления и теории драмы [18] можно предложить использовать в теории управления шесть позиционных дилемм для согласование интересов участников конфликтов или героев драмы. Указанные оппозиционные дилеммы представляют собой внутренние источники конфликта. Поиск путей решения их может быть негативно-синергетическим и позитивно-синтетическим.

Так дилеммы сдерживания, искушения и угрозы нацелены на избежание конфликтов. Другие три дилеммы, сотрудничества, доверия и реализма определяют позитивный настрой участников конфликта для разрешения проблемы. В работе Юрчика [19, с. 96] предложена дилемма равновесия “разрешение которой позволяет определить лучший для всех исход”.

Фрейм проблемной ситуации (дилемма сотрудничества).

Рассмотрим фрейм проблемной ситуации дилеммы о сотрудничестве. Данная дилемма возникает, когда у двух или более сторон есть возможность сотрудничать для достижения общей выгоды, однако при этом каждая из сторон имеет соблазн действовать в своих интересах, что может привести к худшему исходу для обеих сторон.

В рамках фрейма используются следующие аббревиатуры:

- ЛПР: Лицо, принимающее решение;

- РЦВ: Равновесное состояние (равновесие);

- Pi: вероятность исхода дилеммы о сотрудничестве;

- u1 и u2: возможные стратегии поведения лиц принимающих решения в рамках проблемной ситуации.

Фрейм проблемной ситуации дилеммы о сотрудничестве можно интерпретировать равенством Ра = Рв = Рав, где:

- Ра: Вероятность достижения равновесия с точки зрения ЛПР1;

- Рв: Вероятность достижения равновесия с точки зрения ЛПР2;

- Рав: Вероятность достижения взаимовыгодного равновесия, удовлетворяющего обоих участников.

Целеполагание фрейма - достижение максимального эффекта от совместных действий через сотрудничество.

Учет фрейма:

- u1: ЛПР1 имеет возможность односторонне улучшить свою позицию, не учитывая интересы ЛПР2;

- u2: ЛПР1 не имеет возможности улучшить свою позицию без сотрудничества с ЛПР2;

- существуют основания для ЛПР2 не доверять ЛПР1 и его позиции как основы для сотрудничества.

Прогноз фрейма - Pi: Уровень доверия ЛПР2 к ЛПР1 снижается.

Анализ фрейма:

- Дилемма Сотрудничества: ЛПР1 сталкивается с дилеммой, когда у него есть возможность улучшить свою позицию в ущерб ЛПР2, нарушив тем самым договоренности о сотрудничестве.

- Снижение Доверия: Если ЛПР1 действует в своих интересах, игнорируя интересы ЛПР2, уровень доверия между ними падает, ставя под угрозу дальнейшее сотрудничество.

- Несоответствие Обещаний: Если ЛПР1, столкнувшись с дилеммой, обещает придерживаться соглашения о сотрудничестве, это обещание может быть неискренним, поскольку его действия могут быть направлены на улучшение собственной позиции.

Управляющие воздействия, которые можно оказать для разрешения или предотвращения дилеммы:

1. Инструктирование: Установить четкие правила и обязательства для обеспечения прозрачности и подотчетности в рамках сотрудничества.

2. Мотивация: Разработать систему стимулов и наказаний, которая поощряет сотрудничество и препятствует оппортунистическому поведению.

Дилемма Сотрудничества возникает, когда краткосрочные индивидуальные выгоды от нарушения обязательств (соглашений) кажутся привлекательнее долгосрочных выгод. Доверие является ключевым фактором успешного сотрудничества. Нарушение доверия может привести к разрыву отношений и упущенным возможностям. Управляющие Воздействия направлены на создание условий, которые способствуют сотрудничеству и минимизируют риск оппортунистического поведения.

Выводы

Таким образом, обобщая выводы научных работ в области психологии управления, можно говорить о том, что понимание человеческого поведения позволяет руководителю добиться огромного числа преимуществ, связанных с внутренней корпоративной культурой и принятием решений:

1. Разработка индивидуальных или коллективных программ мотивации, позволяющих стимулировать сотрудников к качественной работе и достижению эффективных результатов. Такие мотивационные программы могут включать в себя, например, разработку индивидуального и коллективного плана развития профессиональных компетенций, формулирование системы мотивации, выражающейся в различных наградах и поощрениях, четкая постановка целей и дедлайнов, которые позволяют отслеживать прогресс сотрудников и проектов;

2. Развитие команды – позволяет формировать сильные рабочие группы за счет, например, проведения тимбилдингов, которые делают возможным укрепление межличностных отношений внутри коллектива и развитие коммуникативных навыков сотрудников;

3. Психологическая поддержка, которую руководитель должен оказывать сотрудникам. Такую поддержку необходимо базировать на общих принципах, методах и техниках улучшения психологического благополучия каждого отдельного сотрудника и всей команды, в частности: тренинги по личностному развитию, управлению стрессом, тайм-менеджменту и поддержанию work-life balance;

4. Управление конфликтами – одна из важнейших частей психологии управления, поскольку, с одной стороны, конфликты являются угрозой для сплоченной командной работы, однако, с другой стороны, грамотное управление конфликтами (например, методы переговоров или медиации) способствует экологичному разрешению проблем и, возможно, нахождению новых точек роста и развития как коллектива, так и всего бизнеса.

Психология управления сегодня становится особенно актуальной как для зарубежных, так и для отечественных компаний, поскольку позволяет не только увеличивать прибыль бизнеса, но и выстраивать экологичную и комфортную коммуникацию между людьми.

Важность коммуникации и отсутствия стресса сегодня – критически важный показатель благополучия как человека, так и бизнеса, поэтому психология руководителя и развитие soft skills в профессиональной сфере остаются актуальными темами научных исследований и одними из важнейших феноменов современного общества, стремящегося к гармонии во всех сферах жизни.


References:

Bryant J. (2003). The six Dilemmas of Collaboration: Inter-organisational Relationships as Drama

Erlikh A.I. (1997). Prikladnaya semiotika i upravlenie slozhnymi obektami [Applied semiotics and management of complex objects]. Programmnye produkty i sistemy. (3). 3-11. (in Russian).

Fadel Ch., Byalik M., Trilling B. (2018). Chetyrekhmernoe obrazovanie: Kompetentsii, neobkhodimye dlya uspekha [Four-dimensional education: Competencies necessary for success] Moscow. (in Russian).

Furlong G.T. (2020). The conflict resolution toolbox: Models and maps for analyzing, diagnosing, and resolving conflict

Gorkovaya O.P., Kozlovskiy N.V., Matykina V.S., Petrov A.V. (2019). Soft skills: v poiske universalnyh traktovok gibkikh navykov sovremennyh rabotnikov [Soft skills: in search of universal interpretations of flexible skills of modern workers]. Society. Environment. development. (4). 20-25. (in Russian).

Goulman D. (2013). Emotsionalnyy intellekt. Pochemu on mozhet znachit bolshe, chem IQ [Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ] Moscow: Mann, Ivanov i Ferber. (in Russian).

Klimenkov G.V., Kukor B.L. (2017). Ekspertnye sistemy i sistemy situatsionnogo upravleniya na baze logiko-lingvisticheskikh modeley [Expert systems and situational management on the basis of logical-linguistic models]. Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. (1). 7-19. (in Russian).

Kryazhevskikh N.N. (2010). Kategoriya v kognitivnoy lingvistike [The category in cognitive linguistics]. Herald of Vyatka State University. (2). 12-15. (in Russian).

Kulinich A.A. (2022). Primenenie semioticheskikh modeley predmetnoy oblasti v zadachakh podderzhki prinyatiya resheniy [Application of semiotic models to decision-making]. Informatsionnye tekhnologii. (5). 40-59. (in Russian). doi: 10.25728/pu.2022.5.4.

Lazich Yu.V., Popova I.N. (2021). Razvitie personala kak vazhnyy element sovremennoy sistemy upravleniya chelovecheskimi resursami [Personnel development as an important element of a modern human resource management system]. Beneficium. (4). 105-111. (in Russian). doi: 10.34680/BENEFICIUM.2021.4(41).105-111.

Litvak M.E. (2018). Komandovat ili podchinyatsya? Psikhologiya upravleniya [To command or obey? Management psychology] Rostov-on-Don. (in Russian).

Pospelov D.A. (1981). Logiko-lingvisticheskie modeli v sistemakh upravleniya [Logical-linguistic models in management systems] Moscow: Energoatomizdat. (in Russian).

Skrebtsova T.G. (2011). Kognitivnaya lingvistika [Cognitive Linguistics] (in Russian).

Talvinskiy O.V., Borodina I.N., Bukhtoyarov S.V. (2010). Kontseptualizatsiya upravleniya [Conceptualization of management]. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University. Geo Assets Engineering. (6). 97-99. (in Russian).

Tokarev G.V. (2014). Voprosy kategorizatsii znaniy [Questions of a categorization of knowledge]. The journal «vestnik of kostroma state university». (174-177). 6. (in Russian).

Ushakov E.V. (2023). Umnoe upravlenie (smart governance) kak novyy kontsept v teorii i praktike publichnogo upravleniya [Smart governance as a new concept in the theory and practice of public administration]. Social and humanitarian knowledge (Sotsial\'no-gumanitarnyye znaniya). (7). 131-134. (in Russian).

Voronova D.Yu., Marchenko S.S. (2022). Razrabotka sistemy upravleniya formirovaniem i razvitiem soft skills personala v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Development of a management system for the formation and development of soft skills of personnel in the digital economy]. Bulletin of Transbaikal State University. (4). 73-85. (in Russian). doi: 10.21209/2227-9245-2022-28-4-73-85.

Yurchik A.A., Zubarev S.N. (2014). Formirovanie strategiy razvitiya i stroitelstva sistem i obektov infrastruktury moskovskogo aerouzla [Formation of strategies for the development and construction of systems and infrastructure facilities of the Moscow air hub]. Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennyh nauk (Sankt-Peterburg). (2). 93-99. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 07:56:05