Тенденции развития отрасли торговли в период цифровой трансформации экономики

Белоумцева А.А.1, Бубновская Т.В.1
1 Владивостокский государственный университет

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 18, Номер 6 (Июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67912436

Аннотация:
В данной статье определены основные тенденции развития отрасли торговли в России в условиях цифровой трансформации экономики и общества, выявлены факторы внедрения цифровизации в отрасль, определены модели ведения розничной торговли. Проанализировано состояние электронной торговли России: выявлены и описаны бизнес-модели ведения e-commerce; определена доля внутреннего и внешнего рынка, в том числе и в регионах; выявлены лидеры рынка интернет торговли и наиболее продаваемые категории товаров. Описаны ключевые технологии цифровой трансформации отрасли и сферы их применения. Авторами выявлены основные барьеры внедрения цифровых технологий в отрасль, преодоление которых возможно в совместной работе государства и бизнеса. Данная работа может быть полезна студентам в учебном процессе, научным работникам в исследовании проблематики внедрения цифровых технологий в отрасль торговли

Ключевые слова: отрасль торговли, цифровые технологии, e-commerce

JEL-классификация: O31, O32, O33

Источники:

1. Комарова В. В. Актуальные проблемы внедрения цифровых технологий в промышленность России // Креативная экономика. – 2019. – № 6. – c. 1107-1116. – doi: 10.18334/ce.13.6.40782.
2. Шнорр Ж.П. Технологии искусственного интеллекта как доминанта цифровизации экономики розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. – № 6(103). – c. 47-62.
3. Иштирякова Л.Х., Зайнуллина М.Р. Теоретические аспекты экономики совместного потребления в контексте институционализма // Креативная экономика. – 2024. – № 3. – c. 751-764. – doi: 10.18334/ce.18.3.120739.
4. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.01.2024).
5. Паскова А.А. Цифровая трансформация розничной торговли: тенденции и технологии // Новые технологии. – 2020. – № 6. – c. 123-131.
6. Климанова Я.Д., Басаев З.В. Стратегии цифровой трансформации бизнес-моделей на российском рынке розничной торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 6. – c. 1723-1742. – doi: 10.18334/epp.12.6.114964.
7. Ассоциация компаний Интернет-торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://www.akit.ru (дата обращения: 20.03.2024).
8. Мунши А.Ю., Александрова Л.Ю., Мунши Ш.М. Развитие розничной торговли России в контексте ее цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1599-1612. – doi: 10.18334/epp.12.5.114640.
9. ФАС в СМИ: глава ФАС назвал доминирующим положение Wildberries и Ozon на рынке. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru/publications/24239 (дата обращения: 05.05.2024).
10. Рейтинг ТОП-100 крупнейших российских интернет-магазинов. [Электронный ресурс]. URL: https://top100.datainsight.ru (дата обращения: 05.05.2024).
11. Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (дата обращения: 05.05.2024).
12. Лола И. С., Бакеев М. Б. Цифровой климат ИТ-организаций, занимающихся разработками технологий в сфере электронной торговли и маркетинга. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 12 c.
13. Абдрахманова Г.И., Васильковский С. А., Вишневский К. О. Цифровая экономика: 2023. / краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : НИУ ВШЭ, 2023. – 120 c.
14. BigData на службе розничной торговли. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5d66c23c9a79476e7d9aff95?from=copy (дата обращения: 02.05.2024).
15. Х5 и Сбер запустили крупнейший в мире сервис оплаты с помощью улыбки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.x5.ru/ru/news/x5-i-sber-zapustili-krupnejshij-v-mire-servis-oplaty-s-pomoshhyu-ulybki/ (дата обращения: 02.05.2024).
16. Технологии VisionLabs помогли X5 Group масштабировать сервис оплаты улыбкой на 4,1 тыс. магазинов. [Электронный ресурс]. URL: https://ai.gov.ru/mediacenter/tekhnologii-visionlabs-pomogli-x5-group-masshtabirovat-servis-oplaty-ulybko (дата обращения: 03.05.2024).
17. «Перекрёсток» установит 2 миллиона электронных ценников. [Электронный ресурс]. URL: https://www.x5.ru/ru/news/perekryostok-ustanovit-2-milliona-elektronnyh-czennikov/ (дата обращения: 03.05.2024).
18. В Европе одобрили первый в мире законопроект об искусственном интеллекте. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/65f30d409a7947b1c0d690ed? (дата обращения: 03.05.2024).

Страница обновлена: 16.09.2025 в 09:38:59

 

 

Trends in the development of the trade industry during the digital transformation of the economy

Beloumtseva A.A., Bubnovskaya T.V.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 18, Number 6 (June 2024)

Citation:

Abstract:
The article identifies the main trends in the development of the retail industry in Russia in the context of the digital transformation of the economy and society, identifies the factors of digitalization in the industry, and defines models of conducting retail trade. The state of e-commerce in Russia is analyzed. The business models of e-commerce are identified and described. The share of domestic and foreign markets, including in the regions, is determined. The leaders of the e-commerce market and the best-selling categories of goods are identified. The key technologies of digital transformation of the industry and the scope of their application are described. The authors have identified the main barriers to the introduction of digital technology in the industry, which can be overcome in the joint work of the state and business. This article can be useful for students in the educational process, for researchers in the study of problems of digital technology introduction in the trade industry.

Keywords: trade industry, digital technology, e-commerce

JEL-classification: O31, O32, O33