Обоснование размещения новой дорожной сети на территории муниципальных районов юго-востока Республики Татарстан и ее влияние на развитие территорий

Стерник С.Г.1,2, Гареев И.Ф.3, Плясова С.В.4
1 Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук
2 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
3 Казанский государственный архитектурно-строительный университет
4 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65641111

Аннотация:
Стратегии пространственного развития и устойчивого развития сельских территорий России предписывают сохранение оптимальной поселенческой структуры и сельского хозяйства. Сельские дороги являются ключевым элементом инфраструктуры, способными активизировать хозяйственную деятельность и сохранить народонаселение. В связи с этим в статье была поставлена цель по обоснованию размещения новой дорожной сети на территории Черемшанского района Республики Татарстан. В рамках исследования использовались кабинетные и полевые исследования, основным методом были объезды всех сельских поселений и основных хозяйствующих субъектов района. По результатам исследования сформулированы несколько траекторий новой дорожной сети, способной серьезно повысить экономическую активность в районе. Представленные материалы будут полезным ученым и практикам, занимающимся пространственным развитием территорий регионов России.

Ключевые слова: улично-дорожная сеть, сельские дороги, дорожная инфраструктура, межхозяйственные связи, развитие территорий, пространственное развитие, развитие региона

JEL-классификация: R11, R41, Q13

Источники:

1. Агафонова Е.А. Роль прибрежных территорий Камы в формировании Камской агломерации // Инженерный вестник Дона. – 2022. – № 12. – c. 625-634.
2. Бакаева Н.В., Матюшин Д.В. Критерий оценки экологической безопасности объектов городского транспортного строительства на основе баланса био- и техносферы // Научный журнал. Инженерные системы и сооружения. – 2014. – № 4-3 (17). – c. 52-59.
3. Блинкин М.Я. Качество планирования городских транспортных сетей в зеркале классических моделей теории транспортного потока // Городские исследования и практики. – 2015. – c. 55-66. – doi: 10.17323/usp00201556-67.
4. Блинкин М.Я. Памяти Марка Григорьевича Мееровича // Городские исследования и практики. – 2018. – № 4 (13). – c. 35-36. – doi: 10.17323/usp34201835-36.
5. Блинкин М.Я., Воробьев А.Н. Городское движение и планировка городов // Городские исследования и практики. – 2018. – № 2 (11). – c. 7-26. – doi: 10.17323/usp3220187-26.
6. Бондаренко Л.В., Симановский Н.А. Сельские дороги: состояние и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. – 2020. – № 10. – c. 86-92.
7. Бочаров Ю.П., Петрович М.Л., Баранов А.С., Жеблиенок М.А., Сабельникова Е.А., Шестернева Н.Н. Гипотеза развития улично-дорожной сети в городском транспортно-коммуникационном коридоре // Биосферная совместимость: человек, регион, технологии. – 2015. – № 1. – c. 3-15.
8. Газетдинов М.Х., Тимофеев А.П., Закиров Р.М. Концептуальные подходы развития сельского хозяйства и сельских территорий // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2010. – № 2. – c. 22-24.
9. Гильмундинов В.М. Межотраслевая конкуренция в экономике России // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 5. – c. 60-71. – doi: 10.1134/S1075700720050068pp.60-71.
10. Гильмундинов В.М., Панкова Ю.В. Пространственное развитие России в условиях внешних и внутренних вызовов // Проблемы прогнозирования. – 2023. – № 4. – c. 82-93. – doi: 10.47711/0868-6351-199-82-93.
11. Гольц Г.А. Долговременные исторические тренды как фактор экономического прогнозирования: транспорт, экономика, демография // Проблемы прогнозирования. – 2004. – № 2. – c. 25-36.
12. Гольц Г.А. История и проблемы дорожно-мостового хозяйства России // Энергия: экономика, техника, экология. – 2008. – № 3. – c. 60-64.
13. Джалилов У.Дж. Формирование стратегии устойчивого развития сельских территорий и системы транспортного обслуживания населения сельской местности // Экономика Таджикистана. – 2018. – № 1. – c. 41-51.
14. Ермошин Н.А., Лазарев Ю.Г. Математическая модель обоснования сети автомобильных дорог в интересах развития экономики и обеспечения военной безопасности // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму. – 2019. – № 1. – c. 12-20.
15. Карпов В.К. Сельский городок - социальная база продовольственного импортозамещения и устойчивого развития сельских территорий России // Агропродовольственная политика России. – 2016. – № 8. – c. 64-70.
16. Карпов В.К., Лылов А.С. Сельские дороги и их роль в экономике сельских территорий // Агропродовольственная политика России. – 2014. – № 8. – c. 43-48.
17. Ковалев Р.Н., Прешкин Г.А. О принципах планирования системы лесной дорожной сети // Аграрный вестник Урала. – 2012. – № 2. – c. 32-34.
18. Косенко О.К. Развитие сельских территорий муниципального района на основе привлечения частных инвестиций // Агропродовольственная политика России. – 2015. – № 8. – c. 73-78.
19. Крюков В.А. Об институционализации роли и места крупного бизнеса в решении проблем социально-экономического развития страны // Экономическое возрождение России. – 1990. – № 2. – c. 42-52. – doi: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-42-52.
20. Крюков В.А., Селиверстов В.Е. Пространство и экономика Сибири: от изучения особенностей развития к проектированию направлений роста социальной ценности // Проблемы прогнозирования. – 2022. – № 5. – c. 33-42. – doi: 10.1134/S1075700722050112.
21. Крюков В.А., Суслов Н.И., Ягольницер М.А. Экономики России - в основе успеха синергия взаимодействия и межрегиональной кооперации // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2021. – № 4. – c. 90-102. – doi: 10.38197/2072-2060-2021-230-4-90-102..
22. Михеева Н.Н. Приоритеты регионального развития как фактор экономического роста // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. – 2018. – № 16. – c. 32-52. – doi: 10.29003/m252.sp_ief_ras2018/32-52.
23. Назаров А.А. Анализ оснащенности дорожной сети на основе геоинформационных систем // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2016. – № 1. – c. 98-102.
24. Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан // Закон Республики Татарстан от 03.08.2009 г. №43-ЗРТ (в ред. Закона РТ от 11.04.2013 №3-ЗРТ)
25. Полухина М.Г. Экономическая оценка развития дорожно-транспортной инфраструктуры сельской местности // Региональная экономика: теория и практика. – 2018. – № 1. – c. 184-196. – doi: 10.24891/re.16.1.184.
26. Проваленова Н.В. Сельская агломерация как основа развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 1. – c. 133-135.
27. Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2025 годы // Государственная программа, утвержденная Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 20.12.2013 г. №1012 (в ред. Постановления КМ РТ от 29.09.2023 №1196)
28. Салимова Б.Д., Худайкулов Р.М. Перспективы развития межхозяйственных сельских автомобильных дорог Республики Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. – 2021. – № 5-2. – c. 6-8. – doi: 10.24411/2304-2338-2021-10509.
29. Семин А.Н., Карпов В.К. Транспортная инфраструктура сельских территорий России как основа их развития // Агропродовольственная политика России. – 2016. – № 7. – c. 67-72.
30. Сидоренко М.М., Огородникова Е.С. Перспективы развития сельских автодорог // Аграрный вестник Урала. – 2011. – № 11. – c. 42-44.
31. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. №151-р. Справочно-правовая система «Гарант» (электронный доступ)
32. Суворов А.В., Иванов В.Н., Михеева Н.Н., Буданова А.И. Система прогнозных расчетов макроэкономических показателей регионов // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 3. – c. 18-28. – doi: 10.47711/0868-6351-186-18-28.
33. Таран В.В., Гасанова Х.Н., Соколова Ж.Е. Региональные аспекты развития дорожно-транспортной инфраструктуры в контексте развития агропродовольственного рынка (Липецкая область) // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2012. – № 4. – c. 310-317.
34. Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. Справочно-правовая система «Гарант» (электронный доступ)
35. Федоров В.В., Федоров М.В. К вопросу о корректировке стратегии социально-экономического развития Тверской области // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 2. – c. 104-110.
36. Халтурин Р.А. Строительство сельских дорог, как фактор развития регионов // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина. – 2014. – № 2. – c. 77-80.
37. Шарипов Ш.И. Структурные тенденции в сельском хозяйстве и проблемы развития сельских территорий // Никоновские чтения. – 2019. – № 24. – c. 119-124.

Страница обновлена: 11.09.2025 в 14:19:44

 

 

Justification of placement of a new road network in the municipal districts of the south-east of the Republic of Tatarstan and its impact on the spatial development

Sternik S.G., Gareev I.F., Plyasova S.V.

Journal paper

Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (April-June 2024)

Citation:

Abstract:
Strategies for spatial development and sustainable development of rural areas in Russia prescribe the preservation of an optimal settlement structure and agriculture. Rural roads are a key element of infrastructure that can stimulate economic activity and maintain the population. In this regard, the article set a goal to justify the placement of a new road network on the territory of the Cheremshansky district of the Republic of Tatarstan. Within the framework of the study, desk and field researches were carried out. The main method was to make detours through all the rural settlements and the most important economic entities of the district. According to the research results, several trajectories of the new road network which can significantly increase the economic activity in the region, have been formulated. The presented materials will be useful for scientists and practitioners involved in spatial development of Russian regions.

Keywords: street and road network, rural road, road infrastructure, inter-economic relations, territorial development, spatial development, regional development

JEL-classification: R11, R41, Q13