The role of China as an exporter of goods to the countries and territories participating in the One Belt and One Road strategic initiative
Mantaeva E.I.1, Bolaev A.V.1
1 Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Download PDF | Downloads: 15
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 4 (April 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=65667630
Abstract:
Based on data from 2013 and 2022, this article analyzes China's role as an exporter of goods to countries and territories participating in the One Belt and One Road Initiative.
The share of China in the imports of countries and territories of the global initiative is determined.
It is concluded that the role of China as a merchandise exporter to the countries and territories from the current list of participants in the One Belt and One Road strategic initiative has increased significantly.
It is shown that China’s share as a merchandise exporter to the countries and territories of the global initiative significantly exceeds the share of China in global exports as a whole. The study also examines the overall role of countries and territories of the strategic initiative in global imports and their role in China’s exports, identifies countries and territories participating in the global initiative in whose imports the share of Chinese goods has significantly increased or decreased significantly, and shows the high degree of concentration of Chinese exports to countries and territories participating in the One Belt and One Road strategic initiative.
Keywords: One Belt and One Road, Belt and Road, China, export, import
Введение
Важнейшим событием развития мирового хозяйства с конца прошлого века является становление Китайской Народной Республики в качестве одного из лидеров глобальной экономики, в том числе по таким показателям, как величина валового внутреннего продукта (номинального и по паритету покупательной способности), привлечение прямых иностранных инвестиций, стоимостные объемы внешней торговли (как экспорта, так и импорта), осуществление прямых иностранных инвестиций зарубежом. С 2013 г. руководитель Китая Си Цзиньпин предложил и активно продвигает стратегическую инициативу «Один пояс и один путь», направленную прежде всего на снижение издержек и преград при торгово-экономическом сотрудничестве между странами-участницами инициативы. [1] К настоящему времени глобальная инициатива была поддержана более чем 150 странами и территориями мира, расположенными преимущественно в Азии, Африке, Южной Америке, Океании, Восточной Европе. [2]
Несомненно, масштабы реализации стратегической инициативы «Один пояс и один путь» привлекают внимание большого количества исследователей, среди которых можно отметить таких ученых, как Абрамкина М.С. [3] (Abramkina, 2018), Бондаренко В.А. [4] (Bolaev A.V. and Bondarenko V.A., 2024), Ван Б. [5] (Wang Binyi, 2019), Ван Д. [6] (Wang Dehong, 2022), Ван Л. [7] (Wang Lu, 2019), Гарлик Д. [8] ( Jeremy Garlick, 2020), Гарсиа-Эрреро А. и Сюй Цз. [9] (Garcia-Herrero, A. and Xu, J., 2016), М.Г. Глянц и Р.Дж. Росс [10] (Michael H. Glantz and Robert J.Ross.), Дакворт Э. [11] (Elaine Duckworth, 2022), Джонс У. и Зепп-Ларуш Х. [12] (Khelga Zepp-Larush, Uilyam Dzhons, 2019), Дэн Цз. [13] (Deng Jiugang, 2019), Инь Цз. [14] (Yin Jiayin, 2022), Костецкая-Томашевская, Л. [15] (Kostecka-Tomaszewska, L., 2018), Круковская, М. [16] (Krukowska, M. 2016), Лю Ю. [17] (Liu Yufa, 2020), Ма Цз. [18] (Ma Jiantang, 2019), Михайленко А.Н. [19] (Mikhaylenko, 2018), Пакулин В.С. [20] (Pakulin, 2022), Погребинская Е.А. и Чэнь С. [21] (Pogrebinskaya, Chen, 2021), Степанов Н.С. [22] (Stepanov, 2020), Цзян Ч. [23] (Jiang Zhigang, 2014), Чэнь С. и Цю М. [24] (Chen Xue, Qiu Mingfeng, 2018), Юй Х. и Шкваря Л.В. [25] (Yu, Shkvarya, 2021) и другие. Практически всеми исследователями признается крайняя важность и актуальность изучения вопросов, связанных с реализацией инициативы «Пояса и пути», как часто сокращенно называют стратегическую инициативу «Один пояс и один путь».
В свою очередь цель этого исследования заключается в определении и сравнении роли Китая как экспортера товаров в страны и территории из текущего списка (на конец 2023 г.) участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в 2013 г. (год начала реализации глобальной инициативы) и в 2022 г. С этой целью авторами были рассчитаны показатели доли КНР в импорте указанных стран и территорий (как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров, выраженное в процентах), в качестве источника статистических данных послужили данные ООН и Всемирного банка по мировому импорту товаров, данные официальной китайской статистики по товарному экспорту из Китая в разрезе стран и территорий – импортеров.
В качестве основных составляющих научной новизны данного исследования можно отметить достаточно полный охват стран и территорий из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и комплексный анализ роли Китая в их импорте в 2013 и 2022 гг.
Результаты и обсуждение
В качестве временных рамок исследования были выбраны 2013 г. как год начала реализации глобальной инициативы и 2022 г. как последний год, за который имеются подробные статистические данные. На основании данных из статистики ООН и Всемирного банка по глобальным импортным потокам и сведений из китайской официальной статистики по годовым объем экспорта в разрезе стран-импортеров товаров из Китая авторами были собраны исходные данные по годовому импорту в страны и территории – участницы инициативы «Пояса и пути» и годовому экспорту Китая в указанные страны и территории и рассчитаны такие показатели, как доля КНР в импорте указанных стран и территорий как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров, выраженное в процентах, и коэффициенты увеличения доли КНР в импорте из указанных стран и территорий за 2013 и 2022 гг. для Таблицы 1. Как известно, мировые импорт и экспорт не равны друг другу в силу особенностей подсчета и оценки их стоимости, тем не менее, подобный подход достаточно достоверно демонстрирует как значимость Китая как источника импорта в указанные страны и территории, так и позволяет провести сравнение роли Китая как экспортера в соответствующие станы и территории в 2013 и 2022 гг.
Таблица 1. Роль Китая как экспортера в импорте товаров стран и территорий из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» (2013 и 2022 гг.).
Table 1. The role of China as an exporter in the merchandise import of countries and territories from the current list of participants in the Belt and Road strategic initiative (2013 and 2022).
Страны
и территории
|
Импорт
в указанные страны и территории годовой, млн долл. США
|
Экспорт
Китая в указанные страны и территории годовой, млн долл. США
|
Доля КНР в импорте указанных стран и территорий (как отношение
экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к их общему годовому
объему импорта товаров), %
|
Коэффи-циент
увеличения доли КНР в импорте из указанных стран и территорий (за 2022 гг. по
сравнению с 2013 г.)
| |||
2013 г.
|
2022 г.
|
2013 г.
|
2022 г.
|
2013 г.
|
2022 г.
| ||
О-в
Тайвань (Китай)
|
268500
|
437335
|
156404,9
|
236937,1
|
58,25
|
54,18
|
0,93
|
Республика Корея
|
514200
|
731366
|
183072,8
|
199016,1
|
35,60
|
27,21
|
0,76
|
Россия
|
341700
|
194393
|
39667,83
|
114379,8
|
11,61
|
58,84
|
5,07
|
Малайзия
|
192900
|
295092
|
60152,79
|
109838,6
|
31,18
|
37,22
|
1,19
|
Вьетнам
|
114300
|
364052
|
16891,89
|
87942,54
|
14,78
|
24,16
|
1,63
|
Саудовская Аравия
|
147000
|
140017
|
53450,71
|
78056,25
|
36,36
|
55,75
|
1,53
|
Индонезия
|
178600
|
237447
|
31424,26
|
77890,81
|
17,59
|
32,80
|
1,86
|
Таиланд
|
219000
|
30626
|
38522,65
|
56552,9
|
17,59
|
184,66
|
10,50
|
Объединенные Арабские Эмираты
|
249600
|
248418
|
12823,53
|
45416,67
|
5,14
|
18,28
|
3,56
|
Чили
|
74860
|
109265
|
20707,69
|
44456,43
|
27,66
|
40,69
|
1,47
|
Ирак
|
56890
|
44817
|
17984,76
|
39395,2
|
31,61
|
87,90
|
2,78
|
Оман
|
26490
|
22026
|
21040,61
|
36241,79
|
79,43
|
164,54
|
2,07
|
Сингапур
|
373000
|
475516
|
30064,52
|
33641,72
|
8,06
|
7,07
|
0,88
|
ЮАР
|
105000
|
111878
|
48388,43
|
32445,57
|
46,08
|
29,00
|
0,63
|
Кувейт
|
22790
|
26717
|
9586,638
|
26498,99
|
42,07
|
99,18
|
2,36
|
Перу
|
41110
|
60246
|
8408,062
|
24126,16
|
20,45
|
40,05
|
1,96
|
Ангола
|
22860
|
17711
|
31972,67
|
23240,18
|
139,86
|
131,22
|
0,94
|
Филиппины
|
61490
|
145889
|
18181,81
|
23018,22
|
29,57
|
15,78
|
0,53
|
Катар
|
30790
|
33479
|
8463,353
|
22585,74
|
27,49
|
67,46
|
2,45
|
Демократическая Республика
Конго
|
8187
|
26996
|
2745,655
|
16561,79
|
33,54
|
61,35
|
1,83
|
Новая Зеландия
|
37150
|
54676
|
8253,214
|
15969,11
|
22,22
|
29,21
|
1,31
|
Казахстан
|
47890
|
50044
|
16050,84
|
14840,88
|
33,52
|
29,66
|
0,88
|
Мьянма
|
7477
|
17403
|
2856,867
|
11494,75
|
38,21
|
66,05
|
1,73
|
Туркменистан
|
10190
|
3434
|
8893,257
|
10313,56
|
87,27
|
300,34
|
3,44
|
Монголия
|
6739
|
8747
|
3509,547
|
9332,18
|
52,08
|
106,69
|
2,05
|
Австрия
|
167900
|
231947
|
5030,35
|
8240,77
|
3,00
|
3,55
|
1,19
|
Гонконг (Китай)
|
520600
|
669093
|
16206,58
|
7751,36
|
3,11
|
1,16
|
0,37
|
Словакия
|
75990
|
115215
|
3458,156
|
7709,07
|
4,55
|
6,69
|
1,47
|
Эквадор
|
24580
|
33048
|
775,263
|
6819,41
|
3,15
|
20,63
|
6,54
|
Иран
|
66970
|
26958
|
25389,86
|
6353,7
|
37,91
|
23,57
|
0,62
|
Замбия
|
7361
|
9048
|
3047,866
|
5729,23
|
41,41
|
63,32
|
1,53
|
Республика Конго
|
5835
|
3542
|
5712,191
|
5598,76
|
97,90
|
158,07
|
1,61
|
Чешская Республика
|
143400
|
235919
|
2614,923
|
5414,25
|
1,82
|
2,29
|
1,26
|
Польша
|
207400
|
358593
|
2231,797
|
5054,87
|
1,08
|
1,41
|
1,31
|
Венгрия
|
87370
|
158413
|
2715,148
|
5048,85
|
3,11
|
3,19
|
1,03
|
Гвинея
|
1551
|
6007
|
84,092
|
4521,46
|
5,42
|
75,27
|
13,88
|
Турция
|
242900
|
363711
|
4486,234
|
4504,31
|
1,85
|
1,24
|
0,67
|
Уругвай
|
12220
|
12973
|
2466,419
|
4457,28
|
20,18
|
34,36
|
1,70
|
Украина
|
90300
|
55224
|
3272,867
|
4349,23
|
3,62
|
7,88
|
2,17
|
Габон
|
2433
|
2572
|
898,644
|
3946,97
|
36,94
|
153,46
|
4,15
|
Папуа - Новая Гвинея
|
3547
|
5598
|
797,69
|
3796,49
|
22,49
|
67,82
|
3,02
|
Пакистан
|
39810
|
71105
|
3196,84
|
3416,02
|
8,03
|
4,80
|
0,60
|
Лаос
|
1504
|
7625
|
1010,079
|
3351,27
|
67,16
|
43,95
|
0,65
|
Румыния
|
67540
|
1327
|
1207,502
|
3077,1
|
1,79
|
231,88
|
129,70
|
Португалия
|
69480
|
115036
|
1399,461
|
3036,36
|
2,01
|
2,64
|
1,31
|
Ливия
|
18100
|
17335
|
2038,928
|
2936,74
|
11,26
|
16,94
|
1,50
|
Гана
|
17560
|
18943
|
1203,33
|
2341,46
|
6,85
|
12,36
|
1,80
|
Узбекистан
|
15530
|
28264
|
1938,093
|
2276,41
|
12,48
|
8,05
|
0,65
|
Бруней
|
2610
|
9189
|
89,804
|
2248,62
|
3,44
|
24,47
|
7,11
|
Коста-Рика
|
16750
|
21143
|
4758,054
|
2008,81
|
28,41
|
9,50
|
0,33
|
Камбоджа
|
7837
|
19296
|
363,635
|
1838,2
|
4,64
|
9,53
|
2,05
|
Беларусь
|
45010
|
12535
|
580,512
|
1801,97
|
1,29
|
14,38
|
11,15
|
Нигерия
|
54600
|
60488
|
1546,603
|
1597,21
|
2,83
|
2,64
|
0,93
|
Экваториальная Гвинея
|
7758
|
1677
|
2469,918
|
1504,4
|
31,84
|
89,71
|
2,82
|
Сербия
|
18350
|
39756
|
180,127
|
1355,31
|
0,98
|
3,41
|
3,47
|
Мозамбик
|
6167
|
14512
|
454,875
|
1338,06
|
7,38
|
9,22
|
1,25
|
Гайана
|
1366
|
8557
|
21,129
|
1303,03
|
1,55
|
15,23
|
9,84
|
Зимбабве
|
3607
|
5722
|
687,839
|
1299,31
|
19,07
|
22,71
|
1,19
|
Болгария
|
31500
|
58091
|
956,743
|
1273,52
|
3,04
|
2,19
|
0,72
|
Панама
|
24690
|
29249
|
43,944
|
1221,58
|
0,18
|
4,18
|
23,47
|
Мавритания
|
1475
|
5119
|
1728,522
|
1173,96
|
117,19
|
22,93
|
0,20
|
Алжир
|
48270
|
33766
|
2164,547
|
1143,48
|
4,48
|
3,39
|
0,76
|
Чад
|
2631
|
895,2
|
103,5
|
1086,24
|
3,93
|
121,34
|
30,85
|
Египет
|
59720
|
79712
|
1851,607
|
1019,83
|
3,10
|
1,28
|
0,41
|
Бангладеш
|
36440
|
83203
|
602,366
|
981,73
|
1,65
|
1,18
|
0,71
|
Кот-Д'Ивуар
|
8589
|
17972
|
257,133
|
967,92
|
2,99
|
5,39
|
1,80
|
Марокко
|
22937,43
|
72833
|
531,428
|
909,02
|
2,32
|
1,25
|
0,54
|
Армения
|
2988
|
8634
|
73,139
|
907,47
|
2,45
|
10,51
|
4,29
|
Судан
|
6217
|
7448
|
2100,023
|
877,3
|
33,78
|
11,78
|
0,35
|
Боливия
|
7653
|
13049
|
275,774
|
872,1
|
3,60
|
6,68
|
1,85
|
Греция
|
53530
|
9797
|
433,267
|
835,79
|
0,81
|
8,53
|
10,54
|
Венесуэла
|
59310
|
10856
|
13120,1
|
833,62
|
22,12
|
7,68
|
0,35
|
Сьерра-Леоне
|
560
|
1717
|
145,2659
|
764,4
|
25,94
|
44,52
|
1,72
|
Тринидад и Тобаго
|
8317
|
6202
|
119,502
|
761,78
|
1,44
|
12,28
|
8,55
|
Иордания
|
18400
|
19375
|
169,875
|
745,87
|
0,92
|
3,85
|
4,17
|
Камерун
|
6559
|
7971
|
366,169
|
655,97
|
5,58
|
8,23
|
1,47
|
Йемен
|
8893
|
8985
|
3061,301
|
633,27
|
34,42
|
7,05
|
0,20
|
Мадагаскар
|
1958
|
5478
|
173,906
|
626,61
|
8,88
|
11,44
|
1,29
|
Намибия
|
5586
|
7958
|
257,7
|
593,91
|
4,61
|
7,46
|
1,62
|
Словения
|
28010
|
59722
|
302,799
|
589,48
|
1,08
|
0,99
|
0,91
|
Мальта
|
5368
|
8571
|
725,238
|
585,21
|
13,51
|
6,83
|
0,51
|
Танзания
|
10330
|
15654
|
552,548
|
536,87
|
5,35
|
3,43
|
0,64
|
Доминиканская Республика
|
17760
|
2999
|
290,011
|
528,26
|
1,63
|
17,61
|
10,79
|
Шри-Ланка
|
17320
|
17301
|
182,564
|
494,93
|
1,05
|
2,86
|
2,71
|
Эритрея
|
738
|
332,1
|
50,934
|
457,71
|
6,90
|
137,82
|
19,97
|
Эфиопия
|
9498
|
16544
|
315,688
|
453,59
|
3,32
|
2,74
|
0,82
|
Куба
|
13720
|
42
|
504,634
|
451,64
|
3,68
|
1075,33
|
292,36
|
Ботсвана
|
6938
|
8005
|
193,858
|
392,91
|
2,79
|
4,91
|
1,76
|
Латвия
|
16080
|
27894
|
99,158
|
375,34
|
0,62
|
1,35
|
2,18
|
Таджикистан
|
3301
|
5182
|
88,751
|
373,78
|
2,69
|
7,21
|
2,68
|
Люксембург
|
23290
|
26068
|
256,661
|
324,43
|
1,10
|
1,24
|
1,13
|
Нигер
|
800
|
3787
|
15,875
|
317,71
|
1,98
|
8,39
|
4,23
|
Соломоновы острова
|
256
|
539,5
|
40,4521
|
301,53
|
15,80
|
55,89
|
3,54
|
Эстония
|
17050
|
27002
|
199,575
|
290,87
|
1,17
|
1,08
|
0,92
|
Кения
|
15100
|
21128
|
52,783
|
269
|
0,35
|
1,27
|
3,64
|
Сенегал
|
5733
|
12129
|
39,73
|
268,58
|
0,69
|
2,21
|
3,20
|
Бенин
|
1812
|
3344
|
206,007
|
257,01
|
11,37
|
7,69
|
0,68
|
Тунис
|
23320
|
22296
|
176,729
|
254,55
|
0,76
|
1,14
|
1,51
|
Бахрейн
|
15170
|
15534
|
305,181
|
251,25
|
2,01
|
1,62
|
0,80
|
Азербайджан
|
10060
|
14539
|
233,583
|
245,87
|
2,32
|
1,69
|
0,73
|
Южный Судан
|
64,62222
|
512,5
|
24,68344
|
236,97
|
38,20
|
46,24
|
1,21
|
Сальвадор
|
9912
|
17108
|
8,988
|
233,42
|
0,09
|
1,36
|
15,05
|
Того
|
1337
|
2798
|
117,944
|
192,29
|
8,82
|
6,87
|
0,78
|
Албания
|
1992,601
|
8407
|
234,841
|
185,22
|
11,79
|
2,20
|
0,19
|
Северная Македония
|
6229
|
12755
|
107,973
|
178,97
|
1,73
|
1,40
|
0,81
|
Хорватия
|
20240
|
44115
|
104,266
|
158,63
|
0,52
|
0,36
|
0,70
|
Грузия
|
6628
|
10038
|
54,456
|
148,9
|
0,82
|
1,48
|
1,81
|
Тимор-Лешти
|
202
|
933,5
|
0,397
|
145,36
|
0,20
|
15,57
|
79,23
|
Босния и Герцеговина
|
8849
|
15382
|
20,88
|
122,71
|
0,24
|
|
3,38
|
Джибути
|
644
|
694
|
0,274
|
96,73
|
0,04
|
13,94
|
327,59
|
Литва
|
32010
|
5511
|
124,786
|
90,67
|
0,39
|
1,65
|
4,22
|
Мали
|
2358
|
5972
|
152,468
|
87,65
|
6,47
|
1,47
|
0,23
|
Молдова
|
5152
|
9219
|
18,586
|
84,88
|
0,36
|
0,92
|
2,55
|
Кыргызстан
|
4981
|
9629
|
62,35
|
81,66
|
1,25
|
0,85
|
0,68
|
Макао (Китай)
|
8866
|
1743
|
387,121
|
79,35
|
4,37
|
4,55
|
1,04
|
Руанда
|
1047
|
3368
|
108,45
|
70,47
|
10,36
|
2,09
|
0,20
|
Ливан
|
20380
|
195
|
45,579
|
64,04
|
0,22
|
32,84
|
146,84
|
Уганда
|
5187
|
4572
|
71,925
|
58,26
|
1,39
|
1,27
|
0,92
|
Черногория
|
601,7
|
3722
|
16,143
|
47,26
|
2,68
|
1,27
|
0,47
|
Суринам
|
1297
|
1803
|
28,089
|
45,81
|
2,17
|
2,54
|
1,17
|
Гамбия
|
306
|
1436
|
77,978
|
44,14
|
25,48
|
3,07
|
0,12
|
Фиджи
|
3120
|
3016
|
59,376
|
43,33
|
1,90
|
1,44
|
0,75
|
Афганистан
|
6390
|
4689
|
9,595
|
42,02
|
0,15
|
0,90
|
5,97
|
Никарагуа
|
6450
|
11247
|
91,822
|
35,21
|
1,42
|
0,31
|
0,22
|
Кипр
|
7093
|
11889
|
52,8
|
33,74
|
0,74
|
0,28
|
0,38
|
Гондурас
|
11180
|
1782
|
234,871
|
29,24
|
2,10
|
1,64
|
0,78
|
Барбадос
|
1586
|
2147
|
12,688
|
26,55
|
0,80
|
1,24
|
1,55
|
ЦАР
|
237,3
|
629,5
|
40,649
|
25,03
|
17,13
|
3,98
|
0,23
|
Лесото
|
1766
|
1881
|
13,413
|
22,24
|
0,76
|
1,18
|
1,56
|
Непал
|
5920
|
13716
|
43,25
|
21,81
|
0,73
|
0,16
|
0,22
|
Ямайка
|
5905
|
6861
|
3,811
|
14,71
|
0,06
|
0,21
|
3,32
|
Малави
|
1675
|
1553
|
38,421
|
12,61
|
2,29
|
0,81
|
0,35
|
Вануату
|
156
|
424,7
|
2,244
|
10,82
|
1,44
|
2,55
|
1,77
|
Бурунди
|
336
|
1204
|
9,307
|
10,07
|
2,77
|
0,84
|
0,30
|
Сомали
|
798
|
3519
|
16,34
|
7,38
|
2,05
|
0,21
|
0,10
|
Сирия
|
10780
|
4325
|
4,705
|
2,24
|
0,04
|
0,05
|
1,19
|
Антигуа и Барбуда
|
522,8
|
623
|
0,339
|
1,05
|
0,06
|
0,17
|
2,60
|
Самоа
|
324
|
492,1
|
0,011
|
0,95
|
0,00
|
0,19
|
56,86
|
Острова Кука
|
81,04
|
159,5
|
1,008
|
0,82
|
1,24
|
0,51
|
0,41
|
Доминика
|
296
|
400
|
0,109
|
0,43
|
0,04
|
0,11
|
2,92
|
Коморские острова
|
143
|
271,7
|
0,008
|
0,08
|
0,01
|
0,03
|
5,26
|
Сейшельские острова
|
831
|
717,5
|
0,402
|
0,07
|
0,05
|
0,01
|
0,20
|
Мальдивы
|
798
|
3522
|
0,418
|
0,06
|
0,05
|
0,00
|
0,03
|
Кабо-Верде
|
858
|
832,2
|
0
|
0,02
|
0,00
|
0,00
|
Н/Д
|
Гренада
|
343
|
589,3
|
0,032
|
0,02
|
0,01
|
0,00
|
0,36
|
Микронезия
|
132,7
|
159,1
|
9,983
|
0,1
|
7,52
|
0,06
|
0,01
|
Гвинея-Бисау
|
200
|
395,6
|
16,828
|
0
|
8,41
|
0,00
|
0,00
|
Тонга
|
139
|
244,7
|
0,025
|
0
|
0,02
|
0,00
|
0,00
|
Кирибати
|
62
|
206,2
|
0,456
|
0
|
0,74
|
0,00
|
0,00
|
Ниуэ
|
9,038
|
31,7
|
0
|
0
|
0,00
|
0,00
|
Н/Д
|
Итого
|
6076942
|
7662325
|
987653,7
|
1545919
|
16,25
|
20,18
|
1,24
|
Анализ данных, рассчитанных и представленных в Таблице 1, показывает, что на Китай приходилось около 20,18% от импорта стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь». С учетом аналогичного показателя за 2013 г., равного 16,25%, можно сделать вывод, что роль Китая как экспортера товаров в страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» значительно возросла (коэффициент увеличения доли КНР в импорте из указанных стран за 2013 и 2022 гг., подсчитан как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров, равен 1,24). При этом можно отметить, что указанные показатели значительно превышают показатели доли Китая в мировом экспорте, равные 11,49% и 11,76% в 2013 и 2022 гг. соответственно. [31]
Относительно совокупной роли стран и территорий из текущего состава участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» в мировом импорте можно отметить, что вместе с Китаем на них приходилось около 41,45% в 2013 г. и 40,91% в 2022 гг., без учета КНР этот показатель составлял соответственно 33,11% и 30,30%, что свидетельствует как о некотором росте роли Китая как глобального импортера (с 8,44% до 10,71% от мирового импорта в 2013 и 2022 гг. соответственно), так и в свою очередь показывает некоторое снижение роли в глобальном импорте остальных стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути». [Таблица 1; 31]
Важно отметить, что для целого ряда стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» Китай является основным источником импорта товаров. Судя по результатам расчетов в Таблице 1, доля КНР в импорте (рассчитанная как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров и выраженная в процентах) в 2022 г. превышала 50% для таких стран и территорий, как о-в Тайвань (Китай), Россия, Саудовская Аравия, Таиланд, Ирак, Оман, Кувейт, Ангола, Соломоновы о-ва, Катар, Демократическая республика Конго, Мьянма, Туркменистан, Монголия, Замбия, Республика Конго, Гвинея, Габон, Папуа-Новая Гвинея, Румыния, Экваториальная Гвинея, Чад, Эритрея, Куба. В качестве некоторой проблемы ведения статистики можно отметить, что зарегистрированные китайской правительственной статистикой объемы экспорта в некоторые страны даже превышают официальный импорт этих государств, что позволяет предполагать представление неполной (заниженной) информации по импорту или даже намеренное искажение в сторону снижения стоимости ввозимых товаров импортерами (к примеру, с целью снижения таможенных пошлин и т.п.). Среди таких стран можно отметить такие государства, как Таиланд, Оман, Анголу, Туркменистан, Монголию, Республику Конго, Габон, Румынию, Чад, Эритрею, Кубу.
За указанный период (2013-2022 гг.) более чем в два раза возросла роль Китая как источника импорта товаров в таких странах, как Россия, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты, Ирак, Оман, Кувейт, Катар, Туркменистан, Монголия, Эквадор, Гвинея, Украина, Габон, Папуа-Новая Гвинея, Румыния, Бруней, Камбоджа, Таджикистан, Нигер, Соломоновы о-ва, Кения, Сенегал, Сальвадор, Тимор-Лешти, Босния и Герцеговина, Джибути, Молдова, Ливан, Афганистан, Беларусь, Экваториальная Гвинея, Сербия, Гайана, Панама, Чад, Армения, Греция, Тринидад и Тобаго, Иордания, Доминиканская Республика, Шри-Ланка, Эритрея, Куба, Латвия, Ямайка, Антигуа и Барбуда, Самоа, Доминика, Коморские острова. Судя по результатам расчетов из Таблицы 1, основной причиной подобного роста чаще всего являлся эффект низкой базы (данных 2013 г., отражающих небольшие объемы экспорта Китая в рассматриваемые страны и территории), в некоторых случаях причины могут быть связаны с политикой – в частности, повышение роли Китая в импорте в нашу страну связано с односторонними санкциями недружественных стран коллективного Запада.
Для ряда стран «Пояса и пути» роль Китая как источника импортных товаров при сравнении за указанные годы (2013 и 2022 гг.) значительно снизилась. Среди стран, в которых роль Китая в импорте (рассчитанная как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему годовому объему их импорта товаров и выраженная в процентах) снизилась более чем в два раза за период 2013-2022 гг. можно отметить специальный административный район Гонконг (Китай), Коста-Рику, Албанию, Мали, Руанду, Черногорию, Гамбию, Никарагуа, Кипр, ЦАР, Мавританию, Египет, Судан, Венесуэлу, Йемен, Непал, Малави, Бурунди, Сомали, о-ва Кука, Сейшельские о-ва, Мальдивы, Гренаду, Микронезию. Подобное резкое падение роли КНР в импорте указанных стран и территорий скорее всего связано со структурой товарного импорта, возможно даже именно с соотношением инвестиционных и потребительских товаров в импорте.
Импорт товаров из Китая в страны и территории «Пояса и пути» характеризуется довольно высокой степенью концентрации – на шесть стран и территорий - о-в Тайвань (Китай), Республику Корею, Россию, Малайзию, Вьетнам, Саудовскую Аравию - приходится более половины экспорта Китая в страны и территории – участницы глобальной инициативы.
Важно отметить, что в целом на страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» приходилось около 41,60% годового экспорта Китая в 2022 г. (и практически столько же – около 41,20% в 2013 г.). [Таблица 1; 31]
Таким образом, можно в качестве вывода отметить, что на Китай приходилось около 20,18% от импорта стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» и, с учетом аналогичного показателя за 2013 г., равного 16,25%, роль Китая как экспортера товаров в страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» значительно возросла (коэффициент увеличения доли КНР в импорте из указанных стран за 2013 и 2022 гг., подсчитан как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров, равен 1,24), при этом указанные показатели значительно превышают показатели доли Китая в мировом экспорте, равные 11,49% и 11,76% в 2013 и 2022 гг. соответственно. На страны и территории из текущего состава участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» вместе с Китаем приходилось около 41,45% в 2013 г. и 40,91% в 2022 гг. от суммарного глобального импорта, без учета КНР этот показатель составлял соответственно 33,11% и 30,30%, что свидетельствует о некотором росте роли Китая как глобального импортера (с 8,44% до 10,71% в мировом импорте в 2013 и 2022 гг. соответственно), так и, в свою очередь, показывают некоторое снижение роли в глобальном импорте остальных стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути», при этом в целом на страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» приходилось около 41,60% годового экспорта Китая в 2022 г. и данный показатель практически не изменился с 2013 г.
Для более двух десятков стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» Китай является основным источником импорта товаров, для около пятидесяти стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая как источника импорта товаров (при сравнении 2022 и 2013 гг.) выросла более чем в два раза. Можно отметить, что импорт товаров из Китая в страны и территории «Пояса и пути» характеризуется довольно высокой степенью концентрации – на шесть стран и территорий - о-в Тайвань (Китай), Республику Корею, Россию, Малайзию, Вьетнам, Саудовскую Аравию - приходится более половины экспорта Китая в страны и территории – участницы глобальной инициативы.
Заключение
Анализ роли Китая как экспортера товаров в страны и территории – участницы стратегической инициативы «Один пояс и один путь» на основании данных 2013 и 2022 гг. позволяет нам сделать следующие выводы:
- на Китай в 2022 г. приходилось около 20,18% от импорта стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь»;
- с учетом аналогичного показателя за 2013 г., равного 16,25%, можно сделать вывод, что роль Китая как экспортера товаров в страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» значительно возросла - коэффициент увеличения доли КНР в импорте из указанных стран за 2013 и 2022 гг., подсчитан как отношение экспорта товаров из Китая в указанные страны и территории к общему объему их импорта товаров, равен 1,24;
- указанные показатели значительно превышают показатели доли Китая в мировом экспорте, равные 11,49% и 11,76% в 2013 и 2022 гг. соответственно;
- на страны и территории из текущего состава участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» вместе с Китаем приходилось около 41,45% в 2013 г. и 40,91% в 2022 гг. от суммарного глобального импорта, без учета КНР этот показатель составлял соответственно 33,11% и 30,30%;
— указанные факты свидетельствует как о некотором росте роли Китая как глобального импортера (с 8,44% до 10,71% в мировом импорте в 2013 и 2022 гг. соответственно), так и в свою очередь показывают некоторое снижение роли в глобальном импорте остальных стран и территорий – участниц инициативы «Пояса и пути»;
- для более двух десятков стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» Китай является основным источником импорта товаров;
- для около пятидесяти стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь» роль Китая как источника импорта товаров с 2013 и по 2022 гг. возросла более чем в два раза;
- импорт товаров из Китая в страны и территории «Пояса и пути» характеризуется довольно высокой степенью концентрации – на шесть стран и территорий - о-в Тайвань (Китай), Республику Корею, Россию, Малайзию, Вьетнам, Саудовскую Аравию - приходится более половины экспорта Китая в страны и территории – участницы глобальной инициативы.
- в целом на страны и территории из текущего списка участников стратегической инициативы «Один пояс и один путь» приходилось около 41,60% годового экспорта Китая в 2022 г. (и практически столько же – около 41,20% в 2013 г.).
Среди обнаруженных проблем можно отметить, что при сравнении официального экспорта товаров из Китая по статистике китайского правительства и официального импорта стран и территорий - участниц «Пояса и пути» за 2022 г. зачастую возникает ситуация, когда стоимость китайского экспорта оказывается больше (или сравнима) с официальным объемом импорта некоторых стран и территорий – участниц стратегической инициативы «Один пояс и один путь». Причинами подобных ситуаций могут являться самые различные факторы, которые нуждаются в дополнительном исследовании. Также в качестве интересного вопроса, нуждающегося в дальнейшем изучении, можно отметить ситуацию, когда для ряда стран «Пояса и пути» роль Китая как источника импортных товаров при сравнении в указанные годы (2013-2022 гг.) значительно снизилась (в два и более раза).
References:
Abramkina M.S. (2018). Politicheskie riski kitayskogo proekta «Odin poyas, odin put» [The political risks of the Chinese project «One Belt, One Way»]. Journal of international economic affairs. 8 (3). 437-444. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39280.
Bolaev A.V. (2016). Kitayskaya kontseptsiya razvitiya «Odin poyas i odin put»: vozmozhnosti i perspektivy privlecheniya pryamyh inostrannyh investitsiy v Rossiyu [The china\'\'s concept of the belt and road initiative: opportunities and prospects for attracting of foreign direct investment for Russia]. Vestnik RAEN. (5). 81-86. (in Russian).
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy povysheniya roli Kitaya v mirovoy ekonomike v kontekste realizatsii strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [China's growing role in the global economy in the context of the Belt and Road Initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
Bolaev A.V., Bondarenko V.A. (2024). Voprosy povysheniya roli Kitaya v mirovoy ekonomike v kontekste realizatsii strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [China's growing role in the global economy in the context of the Belt and Road Initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120643.
Chen Syue, Tsiyu Minfen (2018). Vozmozhnosti i vyzovy v protsesse prodvizheniya initsiativy «Odin poyas, odin put» v Kitae [Opportunities and challenges in promoting the «One belt, one road» initiative in China]. Creative Economy. 12 (8). 1065-1072. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.8.39275.
Den Tszyugan (2019). KhukheKhaoteyuy «I Day I Lu» [Khukh-Khoto i «Odin poyas i odin put»] [Hohhot and the One Belt and One Road] (in Russian).
Duckworth E/ (2022). Latin American and Caribbean Participation in China's Belt and Road Initiative Cornell International Affairs Review. (1). 115-161.
Garcia-Herrero A., Xu J. China’s Belt and Road Initiative: Can Europe Expect Trade Gains?Bruegel Working Paper, Issue 5. Retrieved March 01, 2024, from https://bruegel.org/wpcontent/uploads/2016/09/WP-05-2016.pdf
In Tszyain (2022). «I Day I Lu» Beytszinsya Vo Go KhayvayShiyuSyanmuTszunkhe Pingu TisiYantszyu [Issledovanie kompleksnoy sistemy otsenki zarubezhnyh neftyanyh proektov Kitaya v ramkakh «Odnogo poyasa i odnogo puti»] [A study of the integrated assessment system for China's foreign oil projects within the framework of the "One Belt and One Road"] (in Russian).
Jeremy Garlick (2020). The Regional Impacts of China’s Belt and Road Initiative Journal of Current Chinese Affairs. December. (49(2)). doi: 10.1177/1868102620968848.
Kostecka-Tomaszewska L. (2018). Economic security of China: the implications of the Belt and Road Initiative Optimum: Economic Studies. (94). 166-182.
Krukowska M. (2016). China’s “one belt, one road” strategy and its implications for the global world order International Business and Global Economy. (35/1). 157-168. doi: 10.4467/23539496IB.16.012.5593.
LyuYufa (2020). «I Day I Lu» TsieChzhenlyue [Strategiya predpriyatiya initsiativy «Odin poyas i odin put»] [The strategy of the enterprise of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
Ma Tszyantan (2019). «I Day I Lu» GotsziKhetszoTszichzhiYantszyu [Issledovanie mekhanizma mezhdunarodnogo sotrudnichestva initsiativy «Odin poyas i odin put»] [Study of the mechanism of international cooperation of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
Mantaeva E.I. Bolaev A.V. (2010). Vliyanie pryamyh inostrannyh investitsiy na modernizatsiyu ekonomiki KNR [The influence of fdi on modernization of the economy of the PRC]. Bulletin of Russian State University of Trade and Economics. (5 (43)). 62-73. (in Russian).
Mantaeva E.I., Bolaev A.V. (2024). Rost znachimosti Kitaya kak importera tovarov iz stran i territoriy – uchastnits strategicheskoy initsiativy «Odin poyas i odin put» [The growing importance of China as a merchandise importer from countries and territories participating in the Belt and Road strategic initiative]. Journal of international economic affairs. 14 (1). (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120776.
Maykl G. Glyants, Robert Dzh. Ross (2021). Odin poyas i odin put. Dolgiy marsh Kitaya v 2049 god [One belt and one road. China's Long March to 2049] (in Russian).
Mikhaylenko A.N. (2018). Sopryazhenie evraziyskoy integratsii i kitayskogo proekta «Odin poyas - odin put» [The integration of Eurasian integration and the Chinese One Belt, One Road project]. Evraziyskiy Soyuz: voprosy mezhdunarodnyh otnosheniy. (1(23)). 35-46. (in Russian).
Pakulin V.S. (2022). Protsessy sopryazheniya kitayskogo proekta [The processes of integration of the eurasian economic union and chinese "belt and road" initiative within the framework of the "greater eurasian partnership" concept]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. (76). 47-55. (in Russian).
Pogrebinskaya E.A., Chen S. (2021). Analiz potentsiala ekonomicheskogo vzaimodeystviya mezhdu Kitaem i drugimi stranami v ramkakh initsiativy «Odin poyas – odin put» na osnove stokhasticheskoy modeli pogranichnoy torgovoy gravitatsii [Analysis of the economic relations potential between China and other countries within the One belt, One Road initiative based on the stochastic border trade gravity model]. High-tech Enterprises Economy. 2 (1). 21-28. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.1.111108.
Stepanov N.S. (2020). Kitayskaya initsiativa [The Chinese Initiative]. Mir peremen. (3). 170-178. (in Russian).
Trade statistics for international business development. Monthly, quarterly and yearly trade data. Import & export values, volumes, growth rates, market shares, etcInternational Trade Centre. Retrieved March 01, 2024, from https://www.trademap.org/Country_SelProduct.aspx?
Tszyan Chzhigan (2014). «I Day I Lu» Tszyanshe Chzhun de TszinzhunChzhichshiChzhudaoTszoyun [Vedushchaya rol finansovoy podderzhki v stroitelstve «Poyasa i puti»] [The leading role of financial support in the construction of the Belt and Road]. GotsziTszintsziKhetszo [Mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo]. (9). 59-63. (in Russian).
Van Bini (2019). Myansyan «I Day I Lu» de Chzhungo GankouChzhuansinShentsziYantszyu [Izuchenie transformatsii i modernizatsii kitayskikh portov, zadeystvovannyh v realizatsii initsiativy «Odin poyas i odin put»] [Studying the transformation and modernization of Chinese ports involved in the implementation of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
Van Dekhun (2022). «I Day I Lu» ShaneMoshiyuyFensyanGuanli [«Odin poyas i odin put»: Biznes-model i upravlenie riskami] ["One Belt and One Road": Business model and risk management] (in Russian).
Van Lu (2022). «I Day I Lu» GotsziKhetszo, GotszyaVenkhuaTechzhenyuy Vay ChzhayFensyanYantszyu [Issledovanie mezhdunarodnogo sotrudnichestva, gosudarstvennyh kulturnyh osobennostey i zarubezhnyh kreditnyh riskov initsiativy «Odin poyas i odin put»] [A study of international cooperation, state cultural characteristics and foreign credit risks of the "One Belt and One Road" initiative] (in Russian).
World Trade Summary 2013Worldbank.org. Retrieved March 01, 2024, from https://wits.worldbank.org/CountryProfile/en/Country/WLD/Year/2013/Summarytext
Yuy Khaylin, Shkvarya L.V. (2021). Issledovanie sovmestnogo rossiysko-kitayskogo stroitelstva «Ledyanogo shelkovogo puti» [Research of the joint Russian-Chinese construction of the Ice Silk Road]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 833-848. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112006.
Zepp-Larush Kh., Dzhons U. (2019). Tsun «I Day I Lu» Dao ShitszeDaluTsyao [Ot «Odnogo poyasa i odnogo puti» k mirovomu kontinentalnomu mostu.] [From the One Belt and One Road to the World Continental Bridge] (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 23:07:06