Технологическое развитие торговли регионов Центрального федерального округа
Майорова Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 9, Номер 1 (Январь-Март 2019)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=38228724
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Технологическое развитие является важным условием повышения эффективности торговой отрасли и хозяйствующих в торговле субъектов. В статье представлены результаты анализа отдельных составляющих технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, а именно развития сетевой торговли, современных торговых форматов и Интернет-торговли. Предложена методика комплексного анализа технологического развития торговли региона, предполагающая расчет двух показателей – коэффициента уровня технологического развития торговли региона и коэффициента скорости технологического развития торговли региона. На основе предложенной методики рассчитаны общие и частные коэффициенты технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, выявлены регионы, лидирующие и отстающие в технологическом развитии торговли. Представленные результаты могут использоваться при мониторинге состояния и развития торговли регионов России, в рамках государственного регионального управления, а также при разработке региональных стратегий отдельными хозяйствующими субъектами.
Ключевые слова: торговля, технологическое развитие, интернет-торговля, Центральный федеральный округ, торговая сеть, торговый формат
JEL-классификация: R10, L86, L81
Введение
Технологическое развитие является обязательным условием повышения эффективности торговой отрасли и отдельных хозяйствующих субъектов. Федеральная служба государственной статистики России (Росстат, www.gks.ru) характеризует технологическое развитие торговли тремя показателями: долей торговых сетей в обороте розничной торговли, обеспеченностью населения торговыми площадями современных форматов и долей продаж через Интернет в обороте розничной торговли.
Значение торговых сетей для технологического развития торговой отрасли связано с наличием у них ресурсов, необходимых для инноваций. Отдельным аспектам функционирования торговых сетей посвящены исследования Н.А. Сысоева [10] (Sysoev, 2017), С.Б. Алексиной [1] (Aleksina, 2018), А. Майоровой и соавторов [13] (Mayorova, Kevorkova, Luneva, Sapozhnikova, 2019) и др. Региональная сетевая торговля рассматривалась, например, В.И. Тиняковой [11] (Tinyakova, 2015), И.А. Гимановой [3] (Gimanova, 2017).
К современным форматам торговли, согласно Росстату, относят гипермаркеты и супермаркеты. В магазинах таких форматов используются современные технологии, а также методы управления. Обеспеченности населения регионов торговой площадью посвящена, например, статья О.С. Каращук [6] (Karaschuk, 2018), форматам розничных торговых предприятий в России – работы Г.Г. Иванова и В.К. Крышталева [5] (Ivanov, Kryshtalyov, 2012).
Доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли характеризует использование дистанционных технологий в отрасли, доступность населению сети Интернет, электронных платежей и т.п. Отдельные аспекты развития Интернет-торговли в России рассмотрены, например, Л.А. Брагиным и соавторами [2] (Bragin, Krasilnikova, Mayorova, Nikishin, 2017), Е.Ю. Депутатовой и С.Б. Ильяшенко [4] (Deputatova, Ilyashenko, 2017), Т.В. Панкиной [9] (Pankina, 2012) и др.
Развитие сетевой торговли, повышение обеспеченности населения площадью торговых объектов, в том числе современных форматов, распространение Интернет-торговли имеют стратегическое значение для торговой отрасли Российской Федерации [7] (Kishko, Malinin, Mayorova, 2017). Региональным аспектам российской торговли посвящены исследования Е.А. Красильниковой [8] (Krasilnikova, 2015), А.Н. Майоровой и соавторов [14] (Mayorova, Panasenko, Nikishin, Ivanov, Mayorova, 2018), О.Р. Тюник и А.Ф. Никишина [12] (Tyunik, Nikishin, 2015) и др.
Дополнить и развить существующие научные результаты позволит комплексное исследование технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа.
В статье поставлены следующие задачи:
– провести сравнительный анализ отдельных составляющих технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, а именно развития сетевой торговли, современных торговых форматов и Интернет-торговли;
– предложить методику комплексного анализа технологического развития торговли в регионах и апробировать ее на примере регионов Центрального федерального округа;
– на основе результатов комплексного анализа выявить регионы Центрального федерального округа, лидирующие и отстающие в технологическом развитии торговли. Регионы, лидирующие по технологическому развитию торговли и ее составляющим, могут рассматриваться как примеры лучшей практики, которая будет полезна при управлении торговлей отстающих регионов.
Состояние и развитие сетевой торговли в регионах Центрального федерального округа
Доля торговых сетей в обороте розничной торговли Центрального федерального округа возрастает и по итогам 2017 г. составляет 31,7 %, что выше, чем по Российской Федерации в целом (29,9 %), но существенно ниже, чем по Северо-Западному федеральному округу (47,3 %). Среди регионов Центрального федерального округа по доле торговых сетей в обороте розничной торговли лидируют Московская область (40,1 %) и Владимирская область (39,4 %). Наименьшая доля сетевой торговли характерна для Белгородской (23,6 %), Тамбовской (23,7 %) и Воронежской (24,5 %) областей (рис. 1). Для сравнения – в Российской Федерации доля торговых сетей в обороте розничной торговли составляет от 0,7 % в Республике Дагестан до 58,2 % в Санкт-Петербурге.
Сетевая торговля во всех регионах Центрального федерального округа развивается, ее доля в обороте розничной торговли возрастает, о чем свидетельствуют темпы роста, превышающие 100 %. Наиболее быстрыми темпами сетевая торговля распространяется в Тверской области, где средний за 2015–2017 гг. темп роста равняется 141,6 %, наименьшую скорость демонстрирует Белгородская область (101,9 %) (рис. 1). Столица России – Москва – занимает средние позиции как по состоянию, так и по изменению сетевой торговли. Тот факт, что Московская область лидирует среди регионов по доле торговых сетей в обороте розничной торговли и в том числе значительно опережает Москву, связан с размещением на территории области крупных торговых объектов, ориентированных на жителей столицы.
Рисунок 1. Состояние и развитие сетевой торговли в регионах Центрального федерального округа
Источник: Росстат (www.gks.ru), расчеты автора
Состояние и развитие современных торговых форматов в регионах Центрального федерального округа
Обеспеченность населения Центрального федерального округа торговыми площадями современных форматов в 2009–2017 гг. возрастает. В 2017 г. она составляет 330,1 м2 на 1000 человек населения, что превышает среднероссийский показатель на 40,4 %, а также показатели всех других федеральных округов России. В 2017 г. площадь современных торговых форматов на 1000 человек в регионах Центрального федерального округа варьирует от 78,8 м2 в Тамбовской области до 464,5 м2 в Костромской области, за которой следуют Московская область и Москва со значениями 459,6 м2 и 455,1 м2 соответственно (рис. 2).
Наиболее проблемным регионом Центрального федерального округа с точки зрения развития современных торговых форматов является Ярославская область, где обеспеченность соответствующим площадями составляет 87,2 м2 на 1000 чел. и снижается при среднем за 2015–2017 гг. темпе роста 98,1 %. Все остальные регионы Центрального федерального округа демонстрируют положительную динамику, при этом лидером является Воронежская область, где обеспеченность населения современными торговыми площадями ежегодно возрастает в среднем на 44,3 % (рис. 2).
Рисунок 2. Состояние и развитие современных торговых форматов в регионах Центрального федерального округа
Источник: Росстат (www.gks.ru), расчеты автора
Состояние и развитие Интернет-торговли в регионах Центрального федерального округа
Доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли Центрального федерального округа превышает значения других федеральных округов и среднероссийское значение, однако, несмотря на тенденцию роста, остается низкой – 2,1 % по итогам 2017 г. Явными лидерами среди регионов по развитию Интернет-торговли являются Москва (3,1 %) и Московская область (2,9 %). В остальных регионах Центрального федерального округа доля продаж через Интернет составляет менее 1 %, в том числе в Костромской, Курской и Липецкой областях – 0,2 % (рис. 3).
С учетом низкой доли продаж через Интернет, темпы ее роста в большинстве регионов можно считать высокими, в том числе по сравнению с изменением других показателей технологического развития торговли. Наиболее быстрыми темпами Интернет-торговля развивается в Московской области, где среднегодовой прирост составляет 149,4 %. На втором месте по скорости развития Интернет-торговли находится Калужская область (средний темп роста с учетом отсутствие Интернет продаж в 2014 г. – 200 %). Однако в 2017 г. доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли Калужской области составляет всего 0,3 %, в 2015–2016 гг. – 0,1 %, а в 2014 г. статистически значимые данные вовсе отсутствуют. В двух регионах Центрального федерального округа – Владимирской и Тверской областях – доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли снижается. Среднегодовое снижение во Владимирской области составляет 3,8 %, в Тверской области – 10,5 % (рис. 3).
Рисунок 3. Состояние и развитие Интернет-торговли в регионах Центрального федерального округа
Источник: Росстат (www.gks.ru), расчеты автора
Методика комплексного анализа технологического развития торговли региона
Для комплексного анализа технологического развития торговли регионов предлагается использовать два показателя – коэффициент уровня технологического развития торговли и коэффициент скорости технологического развития торговли. Эти коэффициенты рассчитываются на основе трех показателей:
x1 – доля торговых сетей в обороте розничной торговли региона, %;
x2 – обеспеченность населения региона торговыми площадями современных форматов, м2 на 1000 чел.;
x3 – доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли региона, %.
Для расчета коэффициента уровня технологического развития торговли сначала необходимо привести выбранные показатели к общей шкале измерения, то есть определить их нормированные значения (1):
, (1)
где ni – нормированное значение i-го показателя;
xi – значение i-го показателя анализируемого региона;
min xi – минимальное среди регионов значение i-го показателя;
max xi – максимальное среди регионов значение i-го показателя.
С учетом показателей, выбранных для оценки технологического развития торговли региона, указанная выше формула (1) позволяет рассчитать:
n1 – коэффициент уровня развития сетевой торговли региона;
n2 – коэффициент уровня развития современных торговых форматов в регионе;
n3 – коэффициент уровня развития Интернет-торговли региона.
Указанные коэффициенты являются безразмерными и сопоставимыми и позволяют рассчитать комплексный коэффициент уровня технологического развития торговли региона в соответствии с формулой (2):
, (2)
где N – коэффициент уровня технологического развития торговли региона;
n1 – коэффициент уровня развития сетевой торговли региона;
n2 – коэффициент уровня развития современных торговых форматов в регионе;
n3 – коэффициент уровня развития Интернет-торговли региона.
Коэффициент уровня технологического развития торговли региона может принимать значения от 0 до 1. Для интерпретации результатов предполагается использовать следующую шкалу:
0,8 ≤ N ≤ 1 – высокий уровень технологического развития торговли региона;
0,6 ≤ N < 0,8 – уровень технологического развития торговли региона выше среднего;
0,4 ≤ N < 0,6 – средний уровень технологического развития торговли региона;
0,2 ≤ N < 0,4 – уровень технологического развития торговли региона ниже среднего;
0 ≤ N < 0,2 – низкий высокий уровень технологического развития торговли региона.
Наряду с уровнем технологического развития региональной торговли, необходимо рассматривать его скорость. Для расчета коэффициента скорости технологического развития торговли региона сначала следует определить коэффициенты скорости развития торговых сетей, современных торговых форматов и Интернет-торговли. В качестве таких коэффициентов предлагается использовать средний за последние три года коэффициент (индекс) роста (3):
(3)
где vi – средний за три года индекс роста i-го показателя технологического развития торговли региона;
, , – индексы роста i-го показателя технологического развития торговли региона за последние три года.
С учетом выбранных показателей технологического развития торговли регионов указанная формула позволяет рассчитать:
v1 – коэффициент скорости развития сетевой торговли региона;
v2 – коэффициент скорости развития современных торговых форматов в регионе;
v3 – коэффициент скорости развития Интернет-торговли региона.
На основе этих трех коэффициентов рассчитывается комплексный коэффициент скорости технологического развития торговли региона (4):
, (4)
где – коэффициент скорости технологического развития торговли региона;
v1 – коэффициент скорости развития сетевой торговли региона;
v2 – коэффициент скорости развития современных торговых форматов в регионе;
v3 – коэффициент скорости развития Интернет-торговли региона.
Значения коэффициента скорости технологического развития торговли больше 1 свидетельствуют о повышении его уровня в регионе, меньше 1 – о снижении, 1 – об отсутствии совокупных изменений. Соответственно, по мере увеличения коэффициента скорость технологического развития торговли региона возрастает.
Предложенные коэффициенты уровня и скорости технологического развития торговли были рассчитаны для регионов Центрального федерального округа.
Комплексный анализ технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа
Исходными данными для анализа технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа служат данные Федеральной службы государственной статистики, представленные в разделе «Технологическое развитие отраслей экономики» [1]. По состоянию на февраль 2019 г. наиболее новыми являются данные за 2017 г. В этой связи коэффициент уровня технологического развития торговли рассчитан на основе данных за 2017 г., коэффициент скорости технологического развития торговли – на основе данных за 2014–2017 гг.
Для оценки уровня технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа необходимы минимальные и максимальные значения каждого показателя, выбранного для расчетов. Наименьшую по России долю торговых сетей в обороте розничной торговли (0,7 %) показывает Республика Дагестан, наибольшую (58,2 %) – г. Санкт-Петербург. Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов регионов России изменяется от 19,2 м2 на 1000 чел. в Республике Ингушетия до 464,6 м2 на 1000 чел. в Костромской области. Продажи через Интернет в нескольких регионах России (Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия и др.) согласно статистическим данным отсутствуют. Наибольшая доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли (4,8 %) характерна Новосибирской области.
Результаты расчетов показывают, что наиболее высокий уровень технологического развития торговли (выше среднего) среди регионов Центрального федерального округа характерен для Московской области и Москвы (табл. 1). Восемь регионов демонстрируют уровень технологического развития торговли «ниже среднего», еще пять регионов (Смоленская, Курская, Ярославская, Тамбовская и Белгородская области) – «низкий» уровень. Регионы с высоким и со среднем уровнем технологического развития торговли в рассматриваемом федеральном округе отсутствуют.
В абсолютном большинстве регионов (17 из 18) торговые технологии развиваются. Наиболее высокие темпы технологического развития торговли показывает Московская область, где соответствующий коэффициент равняется 1,31. Высокие темпы развития технологий торговли Московской области обусловлены в основном быстрым распространением Интернет-торговли. Единственным регионом Центрального федерального округа, в котором технологии торговли показывают отрицательную динамику, является Тверская область. Негативная тенденция связана с сокращением Интернет-торговли (табл. 1).
Таблица 1
Коэффициенты технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа в 2017 г.
Регион
|
n1
|
n2
|
n3
|
N
|
v1
|
v2
|
v3
|
V
|
Московская
область
|
0,69
|
0,99
|
0,60
|
0,74
|
1,07
|
1,09
|
1,94
|
1,31
|
Москва
|
0,50
|
0,98
|
0,65
|
0,68
|
1,13
|
1,01
|
1,41
|
1,17
|
Владимирская
область
|
0,67
|
0,39
|
0,17
|
0,35
|
1,07
|
1,19
|
0,96
|
1,07
|
Тверская
область
|
0,62
|
0,36
|
0,13
|
0,30
|
1,28
|
1,18
|
0,52
|
0,93
|
Воронежская
область
|
0,41
|
0,34
|
0,19
|
0,30
|
1,03
|
1,35
|
1,44
|
1,26
|
Орловская
область
|
0,55
|
0,53
|
0,08
|
0,29
|
1,04
|
1,08
|
1,26
|
1,13
|
Брянская
область
|
0,46
|
0,78
|
0,06
|
0,28
|
1,21
|
1,14
|
1,44
|
1,26
|
Рязанская
область
|
0,61
|
0,34
|
0,10
|
0,28
|
1,03
|
1,04
|
1,71
|
1,22
|
Тульская
область
|
0,50
|
0,49
|
0,08
|
0,27
|
1,02
|
1,12
|
1,59
|
1,22
|
Костромская
область
|
0,48
|
1,00
|
0,04
|
0,27
|
1,09
|
1,07
|
1,26
|
1,13
|
Ивановская
область
|
0,49
|
0,36
|
0,10
|
0,26
|
1,06
|
1,06
|
1,71
|
1,24
|
Калужская
область
|
0,63
|
0,41
|
0,06
|
0,25
|
1,12
|
1,13
|
1,44
|
1,22
|
Липецкая
область
|
0,46
|
0,76
|
0,04
|
0,24
|
1,07
|
1,08
|
1,00
|
1,05
|
Смоленская
область
|
0,46
|
0,25
|
0,06
|
0,19
|
1,12
|
1,08
|
1,44
|
1,21
|
Курская
область
|
0,49
|
0,34
|
0,04
|
0,19
|
1,06
|
1,18
|
1,26
|
1,16
|
Ярославская
область
|
0,65
|
0,15
|
0,06
|
0,18
|
1,11
|
0,95
|
1,44
|
1,15
|
Тамбовская
область
|
0,40
|
0,13
|
0,10
|
0,18
|
1,05
|
1,07
|
1,08
|
1,06
|
Белгородская
область
|
0,40
|
0,21
|
0,06
|
0,17
|
1,02
|
1,12
|
1,44
|
1,18
|
n1 – коэффициент
уровня развития сетевой торговли;
n2 – коэффициент уровня развития современных торговых форматов; n3 – коэффициент уровня развития Интернет-торговли; N – коэффициент уровня технологического развития торговли; v1 – коэффициент скорости развития сетевой торговли; v2 – коэффициент скорости развития современных торговых форматов; v3 – коэффициент скорости развития Интернет-торговли; V – коэффициент скорости технологического развития торговли. |
Среди отдельных составляющих технологического развития торговли наиболее низкий уровень во всех рассматриваемых регионах имеет Интернет-торговля (рис. 4). Однако в большинстве регионов доля продаж через Интернет в обороте розничной торговли возрастает более быстрыми темпами, чем доля сетевой торговли и обеспеченность населения современными торговыми форматами (рис. 5).
Рисунок 4. Уровень технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, 2017 г.
Источник: рассчитано автором по данным Росстата (www.gks.ru)
Рисунок 5. Скорость технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, 2017 г.
Источник: рассчитано автором по данным Росстата (www.gks.ru)
Рассчитанные коэффициенты позволяют выявить регионы Центрального федерального округа, лидирующие и отстающие в технологическом развитии (табл. 2). Регионы, лидирующие по уровню и скорости технологического развития, а также их составляющим, могут рассматриваться как примеры лучшей практики. Отстающие регионы требуют первоочередного внимания в контексте управления торговой отраслью.
Таблица 2
Регионы Центрального федерального округа, лидирующие и отстающие в технологическом развитии торговли
Характеристика технологического развития
торговли
|
Лидирующие регионы
|
Отстающие регионы
|
Уровень
технологического развития
|
Московская область, Москва
|
Белгородская область, Тамбовская
область, Ярославская область
|
Уровень развития
сетевой торговли
|
Москва, Владимирская область,
Ярославская область
|
Тамбовская область, Белгородская
область, Воронежская область
|
Уровень развития
современных торговых форматов
|
Костромская область, Московская область,
Москва
|
Тамбовская область, Ярославская область,
Белгородская область
|
Уровень уровня развития
Интернет-торговли
|
Москва, Московская область
|
Костромская область, Липецкая область,
Курская область
|
Скорость
технологического развития торговли
|
Московская область, Воронежская область,
Брянская область
|
Тверская область, Липецкая область,
Тамбовская область, Владимирская область
|
Скорость
развития сетевой торговли
|
Тверская область, Брянская область
|
Белгородская область, Тульская область
|
Скорость
развития современных торговых форматов
|
Воронежская область, Владимирская
область
|
Ярославская область
|
Скорость
Интернет-торговли
|
Москва, Ивановская область, Рязанская
область
|
Тверская область, Владимирская область
|
Заключение
Комплексное исследование технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа привело к следующим результатам.
1. Проведен сравнительный анализ состояния и изменения отдельных составляющих технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, а именно развития сетевой торговли, современных торговых форматов и Интернет-торговли. Результаты позволили дать общую характеристику технологического развития торговли рассматриваемых регионов и его элементов.
2. Предложена методика комплексного анализа технологического развития торговли регионов, включающая расчет двух показателей – коэффициента уровня технологического развития торговли и коэффициента скорости технологического развития торговли. Для расчета указанных показателей используются данные о доле торговых сетей в обороте розничной торговли региона, обеспеченности населения региона торговыми площадями современных форматов и доле продаж через Интернет в обороте розничной торговли.
3. В соответствии с предложенной методикой рассчитаны частные и общие показатели, характеризующие технологическое развитие торговли Центрального федерального округа. На основе полученных результатов выявлены регионы, лидирующие и отстающие в технологическом развитии торговли.
Значение представленных результатов определяется возможностью их практического применения. Во-первых, предложенная методика может использоваться органами статистики для периодического мониторинга технологического развития торговли регионов Центрального федерального округа, а также других регионов России. Во-вторых, рассчитанные коэффициенты уровня и скорости технологического развития торговли Центрального федерального округа, позволившие выявить лидирующие и отстающие регионы, будут полезны в рамках государственной региональной политики, направленной на снижение диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, а также при разработке региональных стратегий отдельными торговыми организациями.
[1] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/economydevelopment/#
Источники:
2. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 9-4(86). – С. 1188-1190.
3. Гиманова И.А. Технология поддержки принятия решений при управлении торговыми сетями региона // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2017. – № 20. – С. 13-16.
4. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Особенности поведения потребителей в электронной торговле // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 9-3 (86). – С. 414-418.
5. Иванов Г.Г., Крышталёв В.К. Форматы розничных торговых предприятий в экономике России // Вестник экономической интеграции. – 2012. – № 6(50). – С. 43-50.
6. Каращук О.С. Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2018. – № 6(102). – С. 152-163.
7. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-2(89). – С. 159-163.
8. Красильникова Е.А. Особенности развития торговых организаций в регионах с учетом проблем и тенденций экономического развития страны // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 4. – С. 233-246.
9. Панкина Т.В. Поисковая оптимизация как фактор повышения конкурентоспособности интернет-магазина // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2012. – № 1(1). – С. 220-222.
Сысоев Н.А. Розничные торговые сети на современном российском потребительском рынке // Инновационное развитие российской экономики: Материалы X Международной научно-практической конференции. М., 2017. – С. 303-307.
11. Тинякова В.И. Обоснование выбора региона присутствия розничной торговой сети на базе комплекса экономико-математических моделей // Социальная политика и социология. – 2015. – № 5(12). – С. 150-160.
Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. Проблемы социально-экономического развития регионов. - Уфа: Аэтерна, 2015. – 35-37 с.
Mayorova A., Kevorkova Zh., Luneva E., Sapozhnikova N. State and Development of Retail Chains in the Russian Regions. Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference. [Электронный ресурс]. URL: https://ibima.org/accepted-paper/state-and-development-of-retail-chains-in-the-russian-regions.
14. Mayorova A.N., Panasenko S.V., Nikishin A.F., Ivanov G.G., Mayorova E.A. Analyzing regional differences in the condition and development of trade in Russia // Entrepreneurship and Sustainability. – 2018. – № 2. – С. 927-938.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:43