Development of the market for the provision of personal mobility equipment in Russia
Gulyy I.M.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I
Download PDF | Downloads: 29
Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633391
Abstract:
The market for the provision of personal mobility equipment services is the most dynamically developing segment of the passenger transportation market. The growth rate of trips using personal mobility equipment (electric scooters, electric skateboards, gyroscuters, segways, monowheels and other similar means) in Russia from 2020 to 2023 differs by a multiplicity of several tens. Individual mobility equipment services have their own niche in the transport services market in terms of medium-range communication: this is about 5-7 km, the average speed of personal mobility equipment reaches 15 km per hour, which is comparable to the average speed of ground passenger transport (buses, trams, etc.).
The author of the article substantiates the most important effect of the development of the market for the provision of personal mobility equipment, which consists in the reduction of the time spent by a person when moving from the place of residence to work and business events, i.e. in the increase of the general parameter of population mobility. Personal mobility equipment reduces the total transport component of public time and save time for household, cultural and business needs of people. The research materials are addressed to transport specialists, designers of transport development events in agglomerations and megacities, employees of transport organizations, and all stakeholders of the transport services market.
Keywords: personal mobility equipment, bike sharing, Whoosh, time reduction effect
JEL-classification: L90, L91, R40
Введение
В 2022 году в Правилах дорожного движения Российской Федерации появился новый термин «Средство индивидуальной мобильности», под которым понимается «транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
До введения указанного термина человек, передвигающийся на скейтборде, самокате, гидроскутере и т.д. считался пешеходом, и к нему не применялись правила дорожного движения для водителей трансппортных средств.
Электросамокаты, сигвеи, моноколеса плотно вошли в повседневную жизни граждан – участников рынка пассажирских перевозок.
Рынок предоставления услуг средств индивидуальной мобильности в настоящее время является самым динамично развивающимся сегментом рынка пассажирских перевозок.
Литературный обзор в рамках исследования
Рассмотрению отдельных положений развития теории и методологии развития транспортно-логистических систем мегаполисов посвящены работы многих авторов. В своем исследования мы опирались на следующие работы. Е.М. Волкова [1, 2] уделяет внимание вопросам экономического моделирования и оценки последствий внедрения систем совместного потребления в городских транспортных системах. Мягкова С.Н., Шишова Е.А. [7], Свирин Т. [8], Слободчиков Н.А., Дергачев А.И., Куранова О.Н. [9] рассматривают вопросы оценки технико-экономических параметров развития предоставления услуг сервиса кикшеринга, аренды самокатов в городских транспортных системах. Проблематике оценки экономических эффектов снижения времени перемещения пассажиров в пути и повышения скорости, мобильности населения посвящены исследования автор Н.А. Журавлевой [4, 5]. Вопросам изучения специфики управления перевозками грузов и пассажиров в мегаполисах посвящена работа В.В. Луговенко [6]. Описание устойчивого развития транспортных систем экомобильности мы наблюдаем в работах Ю.В. Егорова [3], Л.М. Чеченовой [11].
Наше исследование углубляет существующие работы в области оценки рынка услуг пассажирской шеринговой мобильности и предоставления услуг аренды средств индивидуальной мобильности.
Цель исследования: проведение оценки тенденций развития рынка услуг средств индивидуальной мобильности в России на современном этапе.
Авторская гипотеза исследования: важнейшим эффектом развития рынка услуг предоставления в пользование средств индивидуальной мобильности является сокращение временных затрат человека при движении от мест проживания до работы и деловых мероприятий, то есть повышение общего параметра мобильности населения. Средства индивидуальной мобильности снижают общую транспортную составляющую общественного времени и экономят, высвобождают время на бытовые, культурные, деловые нужды.
Методология и информационная основа исследования.
Информационная основа исследования формируется из официальных отчетных данных компаний – операторов, игроков рынка предоставления услуг индивидуальной мобильности в России, в том числе компаний Whoosh, Юрентбайк.ру, Lite, Yandex, данных Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, данных экспертных и аналитических организаций.
Теоретико-методологической основой исследования выступает теория отраслевых рынков, теория транспортной мобильности, методология экономической оценки влияния проектов развития транспорта на время и скорость передвижения, перемещения пассажиров и грузов.
Результаты
Динамика рынка услуг средств индивидуальной мобильности
Рынок средств индивидуальной мобильности (СИМ) является самым динамично развивающимся сегмент рынка пассажирских перевозок.
В таблице 1 нами систематизированы статистические данные по динамике поездок, парке транспортных средств и числе пользователей СИМ с 2020 по 2023 гг.
Темп роста поездок с 2020 по 2023 гг. составил 26 раз, парк транспортных средств увеличился почти в 10 раз, число активных пользователей средств индивидуальной мобильности выросло в 24 раза.
Таблица 1
Основные числовые параметры отрасли услуг средств индивидуальной мобильности в России в 2020-2023 гг.
Показатели
|
Годы
|
Темп роста 2023 /
2020 гг.
| |||
2020
|
2021
|
2022
|
2023
| ||
Поездки,
млн. поездок
|
8
|
50
|
103,5
|
208
|
в 26 раз
|
Количество
транспортных средств,
тыс. единиц
|
32
|
115
|
190
|
300
|
в 9,4 раза
|
Пользователи,
млн. человек
|
1,5
|
12
|
15,5
|
36,5
|
в 24,3 раза
|
Место сектора услуг средств индивидуальной мобильности в транспортной системе России можно охарактеризовать при помощи рисунка 1.
Рисунок 1. Место сегмента услуг средств индивидуальной мобильности в транспортной системе Российской Федерации
Источник: [10].
Таким образом, это самый динамично развивающийся сегмент на рынке пассажирских перевозок.
Если говорить в цифровом понимании относительно вклада рынка услуг СИМ в показатели объема пассажирских перевозок, то в 2022 году на автомобильный и автобусный пассажирский транспорт в России приходилось порядка 8,3 млрд. перевезенных пассажиров, на железнодорожный транспорт 2,9 млрд. пассажиров, на морской и речной транспорт 120 млн. пассажиров, воздушный транспорт 95 млн. пассажиров. Оценка перевозок средствами индивидуальной мобильности в настоящее время находится в диапазоне от 200 до 300 млн. человек в год (по причине отсутствия официальных статистических данных мы опираемся на оценки для рынка СИМ) [10].
При этом услуги предоставления средств индивидуальной мобильности имеют свою нишу в части средней дальности сообщения: это порядка 5-7 км, то есть это городские и пригородные пассажирские перевозки. Средняя скорость СИМ достигает 15 км в час, что сопоставимо со средней скоростью наземного пассажирского транспорта (автобусы, трамваи). Это делает СИМ привлекательными и востребованными современными жителями мегаполисов.
Участником рынка СИМ является субъект рынка, который одновременно относится к автолюбителям, пешеходам, пассажирам такси, автобусам, троллейбусам, трамваю.
Основным видом деятельности организаций, занимающихся предоставлением услуг кикшеринга, является «Прокат и аренда товаров для отдыха и спортивных товаров».
На российском рынке мы выделяем четыре основных игрока, предоставляющих массовые организованные услуги по аренде самокатов: компании Whoosh, Юрентбайк.ру, Lite и Yandex.
В таблице 2 приведены экономические параметры деятельности важнейших игроков российского рынка СИМ за период с 2019 по 2022 гг. (по компании Yandex отчетность в разрезе велошернга и кикшеринга отдельно не выделена, поэтому данные в таблице по компании Yandex отсутствуют, но мы можем отметить, что компания занимает 4 место в России на рынке с выручкой в 2022 году в объеме 117 млн. рублей в сегменте Mobility (такси, каршеринг, аренда электросамокатов).
Таблица 2
Экономические параметры деятельности важнейших игроков российского рынка СИМ за период с 2019 по 2022 гг.
Показатели
|
Годы
|
Темп роста
2022 к
2019 гг, раз
| |||
2019
|
2020
|
2021
|
2022
| ||
Выручка по трем участникам рынка, млрд. рублей
|
153,5
|
1087,6
|
5559,0
|
8624,0
|
56,2
|
в
том числе Whoosh
|
65,0
|
725,0
|
4128,0
|
6384,0
|
98,2
|
Юрентбайк.ру
|
88,1
|
349,4
|
1366,5
|
2042,6
|
23,2
|
Lite
|
0,4
|
13,2
|
64,6
|
197,4
|
482,7
|
EBITDA по трем участникам рынка, млрд. рублей
|
110,9
|
598,7
|
3016,0
|
4393,7
|
39,6
|
в
том числе Whoosh
|
27,0
|
377,0
|
2651,0
|
3281,0
|
121,5
|
Юрентбайк.ру
|
88,1
|
222,2
|
370,1
|
1085,4
|
12,3
|
Lite
|
-4,2
|
-0,5
|
-5,1
|
27,3
|
7,6
|
Чистая прибыль по трем участникам рынка, млрд. рублей
|
10,6
|
198,4
|
1682,8
|
852,1
|
80,8
|
в
том числе Whoosh
|
22,0
|
224,0
|
1796,0
|
831,0
|
37,8
|
Юрентбайк.ру
|
-3,3
|
-17,4
|
-78,1
|
9,5
|
3,9
|
Lite
|
-8,2
|
-8,3
|
-35,1
|
11,6
|
2,4
|
Рентабельность по EBITDA по трем участникам рынка, млрд. рублей
|
72,3
|
55,0
|
54,3
|
50,9
|
x
|
в
том числе Whoosh
|
41,5
|
52,0
|
64,2
|
51,4
|
x
|
Юрентбайк.ру
|
x
|
63,6
|
27,1
|
53,1
|
x
|
Lite
|
…
|
-3,8
|
-7,9
|
13,8
|
x
|
По данным, систематизированным в таблице 2, мы видим, что выручка трех важнейших игроков с 2019 по 2022 годы выросла в 56 раз, прибыль EBITDA в 40 раз, чистая прибыль в 81 раз. Наиболее емким игроком по масштабу продаж от реализации услуг предоставления СИМ и уровня рентабельности выступает компания Whoosh, выручка которой в 2022 году достигла 6,3 млрд. рублей, а рентабельность продаж по EBITDA 51%.
Эффект распространения в пассажирских транспортных системах мегаполисов средств индивидуальной мобильности
Важнейшим вкладом и эффектом сегмента услуг средств индивидуальной мобильности является тот факт, что СИМ меняют затраты времени и положительно сказываются на мобильности населения. СИМ повышает среднюю скорость перемещения в городских агломерациях, мегаполисах. При этом благодаря СИМ оценка сокращения среднего времени в пути от места жительства к месту работы и местам деловых мероприятий составляет с 65 минут (текущий параметр) до 50 минут (прогноз с учетом рынка СИМ), то есть порядка 15 минут (рисунок 2). Средства индивидуальной мобильности снижают общую транспортную составляющую общественного времени и экономят (высвобождают) полезное время, затрачиваемое на бытовые, культурные, деловые нужды.
Параметры средней структуры затрат времени на перемещение пассажира в мегаполисе до и после применения СИМ приведена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура затрат времени на перемещение пассажира
Источник: [6].
Рынок средств индивидуальной мобильности приводит и к экономии материальных и финансовых ресурсов на строительство и содержание дорожной инфраструктуры. Так, нагрузка одного автомобиля с пассажирами оценивается как 120 килограммов на 2 тонны средней массы транспортного средства, в то время как СИМ имеет этот параметр на уровне 75 кг на 30 кг массы транспортного средства. При этом автомобиль с пассажиром с учетом безопасной дистанции с другими автомобилями и боковой зазора безопасного расстояния занимает порядка 160 кв. метров пространства автодорожной инфраструктуры, а пассажир, передвигающийся при помощи кикшеринга, занимает пространство всего лишь порядка 3,5 кв. метров.
Заключение
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие основные его выводы.
Рынок предоставления услуг средств индивидуальной мобильности является самым динамично развивающимся сегментом рынка пассажирских перевозок. Темп роста поездок с 2020 по 2023 гг. составил 26 раз, парк транспортных средств увеличился почти в 10 раз, число активных пользователей средств индивидуальной мобильности составил 24 кратную величину.
На российском рынке выделяются четыре основных игрока, предоставляющих массовые организованные услуги по аренде самокатов: в том числе Whoosh, Юрентбайк.ру, Lite и Yandex. Выручка важнейших игроков с 2019 по 2022 годы выросла в 56 раз, прибыль EBITDA в 40 раз, чистая прибыль в 81 раз. Наиболее емким по масштабу продаж от реализации услуг предоставления СИМ и уровня рентабельным игроком выступает компания Whoosh, выручка которой в 2022 году достигла 6,3 млрд. рублей, а рентабельность продаж по EBITDA 51%.
Использование средств индивидуальной мобильности приводит к снижению временных затрат граждан в пути, положительно сказывается на мобильности населения. СИМ повышает среднюю скорость перемещения в городских агломерациях, мегаполисах. При этом благодаря СИМ оценка сокращения среднего времени в пути от места жительства к месту работы и местам деловых мероприятий составляет с 65 минут (текущий параметр) до 50 минут (прогноз с учетом рынка СИМ), то есть порядка 15 минут. Средства индивидуальной мобильности снижают общую транспортную составляющую общественного времени и экономят (высвобождают) полезное время, затрачиваемое на бытовые, культурные, деловые нужды.
References:
Chechenova L.M., Volyhina N.V. (2021). Tendentsii ustoychivogo razvitiya transportnyh sistem ekomobilnosti [Trends for sustainable development of ecomobility transportation systems]. Innovatsionnye transportnye sistemy i tekhnologii. 7 (4). 65-75. (in Russian). doi: 10.17816/transsyst20217465-75.
Egorov Yu.V. (2016). Uroven zheleznodorozhnyh tarifov kak faktor konkurentosposobnosti zheleznodorozhnogo transporta [The level of railway tariffs as a factor of competitiveness of railway transport] Kirov: Mezhdunarodnyy tsentr nauchno-issledovatelskikh proektov. (in Russian).
Lugovenko V.V. (2003). Spetsifika upravleniya gruzovymi avtomobilnymi perevozkami v megapolise [The specifics of the management of truck transportation in the metropolis] (in Russian).
Myagkova S.N., Shishova E.A. (2023). Gosudarstvennoe regulirovanie sfery kiksheringa na primere goroda Moskvy [State regulation of the sphere of kickshering on the example of the city of Moscow]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (1). 404-407. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.150.1.082.
Slobodchikov N.A., Dergachev A.I., Kuranova O.N. (2023). Perspektivnoe razvitie novyh uslug servisa v gorodskom transportnom potoke [Prospective development of new service offerings in the urban traffic flow]. Izvestiya Peterburgskogo universiteta putey soobscheniya. 20 (2). 279-289. (in Russian). doi: 10.20295/1815-588X-2023-2-279-289.
Svirin T. (2023). Novaya otrasl na moskovskoy birzhe: rynok arendy samokatov, ili Kikshering. Obzor industrii s tochki zreniya otraslevyh aspektov fundamentalnogo analiza aktsiy [A new industry on the moscow exchange: the scooter rental market, or kicksharing. An overview of the industry in terms of industry-specific aspects of stock fundamental analysis]. Innovation and Investment. (1). 119-122. (in Russian).
Volkova E.M. (2016). Kompleksnaya otsenka rynka prigorodnyh passazhirskikh perevozok [Comprehensive assessment of the suburban passenger transportation market]. Ekonomika zheleznyh dorog. (9). 75-84. (in Russian).
Volkova E.M. (2021). Razvitie sovmestnogo potrebleniya v gorodskikh transportnyh sistemakh [Sharing economy development in urban transport systems]. Innovatsionnye transportnye sistemy i tekhnologii. 7 (3). 56-66. (in Russian). doi: 10.17816/transsyst20217356-66.
Zhuravleva N.A. (2014). Ekonomicheskaya otsenka povysheniya vremennoy i prostranstvennoy effektivnosti zheleznodorozhnogo transporta [Economic assessment of improving the temporal and spatial efficiency of railway transport] Kirov: Mezhdunarodnyy tsentr nauchno-issledovatelskikh proektov. (in Russian).
Zhuravleva N.A., Panychev A.Yu. (2017). Problemy ekonomicheskoy otsenki skorosti v transportno-logisticheskikh sistemakh v novom tekhnologicheskom uklade [Problems of economic assessement of speed in transport and logistical systems in the new technological paradigm]. Transportnye sistemy i tekhnologii. 3 (4). 150-178. (in Russian).
Страница обновлена: 25.03.2025 в 22:54:52