Рецензия на монографию "Совершенствование организации управления в современном университете" (Москва, 2023)

Репкина О.Б.1
1 Российский университет транспорта (МИИТ), Россия, Москва

Статья в журнале

Теория и практика управления организацией ()
опубликовать статью

Том 2, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)

Цитировать:
Репкина О.Б. Рецензия на монографию "Совершенствование организации управления в современном университете" (Москва, 2023) // Теория и практика управления организацией. – 2023. – Том 2. – № 4. – doi: 10.18334/tpu.2.4.120456.



Представленная работа коллектива авторов является серьезным монографическим исследованием важной и актуальной проблемы управления современным университетом, работающим в условиях острой конкуренции на рынке образовательных услуг. Авторский коллектив на высоком научно-теоретическом уровне осуществил анализ сложных вопросов разработки и реализации стратегии развития университетов и совершенствования организационных основ управления образовательной деятельностью в высших учебных заведениях России.

Структура работы тесно увязана со спецификой темы исследования. В ней содержатся три главы, каждая из которых посвящена отдельным аспектам единой научной проблемы. Основным предметом рассмотрения в предлагаемой монографии является проблематика развития таких областей, как высшее образование, организация управления образовательной деятельностью в вузе, стратегический менеджмент, современный стратегический анализ, менеджмент и другие аспекты управления современным университетом. Обращение к данной теме вызвано, прежде всего, потребностями научного анализа происходящих в высших учебных заведениях страны процессов в учебной и научной деятельности ППС, а также необходимостью определения путей дальнейшего развития и повышения эффективности организационных основ управления всеми направлениями и видами деятельности современных российских университетов.

В работе сформулированы методологические принципы понимания эффективности управления в вузе, в связи с чем показано и обосновано, что управление оказывает не непосредственное, а исключительно опосредованное влияние на совокупный эффект деятельности образовательной организации. Однако, поскольку проблемы возникают именно с определением эффекта от управляющих воздействия и усилий, которых такие воздействия потребовали, постольку целесообразно найти иной способ оценки соответствующей эффективности. В монографии показано, что альтернативой может быть подход, основанный на сравнении ожидаемой (нормативной) и фактической структур деятельности (функционала) сотрудников университета, если предположить, что такой функционал в целом отражает поведение сотрудников в процессе решения стоящих перед ними задач. Степень совпадения ожидаемого и фактического функционала будет именно той характеристикой, по которой можно будет делать заключение об эффективности организации управления в вузе.

На основе анализа российской практики управления в вузах авторы наглядно показали, что недостатки в решении базовых вопросов организации учебно-методической и научно- исследовательской работы ППС, например, в области разработки адекватных норм учебной, методической и научной работы преподавателей, приводит к заметному снижению эффективности управленческих решений в вузах. В этой связи в работе предлагаются конкретные организационные мероприятия, призванные повысить эффективность управления в современных российских университетах.

Представленную работу отличает высокий научный уровень анализа проблем при четкости и ясности изложения. Она вносит существенный вклад в развитие теоретических представлений о путях совершенствования организации управления в современном университете. Она будет интересна специалистам и полезна студентам, изучающим проблемы управления в сфере высшего образования. В целом работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к монографическим изданиям, в связи с чем рекомендую ее к изданию.


Страница обновлена: 11.02.2024 в 08:43:40