Система менеджмента как фактор развития предприятия

Бакиров М.Р.1, Анисимов А.Ю.1
1 Негосударственное частное образовательное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Бакиров М.Р., Анисимов А.Ю. Система менеджмента как фактор развития предприятия // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 229-238. – doi: 10.18334/epp.14.2.120438.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548371

Аннотация:
Наблюдаемые процессы стабилизации современной экономики и управления, либерализация внутриорганизационных отношений формируют условия для развития системы менеджмента как фактора развития предприятия. В связи с этим возрастает потребность в успешном обеспечении системы менеджмента на уровне действенной системы управления персоналом. Данная проблема рассматривается в разных информационных и научных источниках, однако, система менеджмента рассматривалась в междисциплинарном аспекте. В данной статье будет рассмотрена система менеджмента как фактор развития предприятия, и на основании выявленных проблем будут предложены модели эффективной системы менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, персонал, управление, комплексный подход, сотрудники, модель, технологии, трудовой процесс

JEL-классификация: M12, M50, M15



Введение. Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы возрастает потребность в успешном обеспечении системы менеджмента как фактора развития предприятия. Стоит отметить, что практически неисчерпаемые резервы экономического и социального роста заложены именно в людях, в их сознательном отношении к труду, и именно в процессе труда сотрудники взаимодействуют между собой, создавая социальные и производственные отношения. Кроме этого, необходимо учитывать важные аспекты в развитии системы менеджмента, такие как управление персоналом и технологии управления менеджментом.

Методические основы и проблемы системы менеджмента рассмотрены в трудах следующих авторов: Армстронг М., Басенко В.П., Верховина В.И., Герчиковой И.Н., Грэхем Х.Т., Джейли Д.А., Дьяченко Е.И., Кибанова А. Я., Колот А.М., Крюковой А.А., Литвинюк А.А., Ящук Н.Ю.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе теоретических разработок, а также собственных авторских наработок. Однако, изучение системы менеджмента как фактора развития предприятия рассмотрено недостаточно и требует углубления на основе комплексного подхода, который включает в себя взаимосвязь всех компонентов управления персоналом как важнейшего фактора развития предприятием.

Целью данного исследования является рассмотрение теоретического аспекта системы менеджмента, а также исследование организации совершенствования системы менеджмента, чтобы она могла выступать фактором развития предприятия.

Основными задачами исследования, направленными на достижение цели, являются:

– рассмотрение понятия и сущности системы менеджмента;

– обоснование основных технологий менеджмента;

– предложение организации эффективности менеджмента.

Научная новизна. В статье теоретически обоснованы и апробированы новые положения:

– сформулирована и предложена модель по повышению профессионализма персонала;

– сформулирована и предложена модель на основе результатов системы качества;

– сформулирована и предложена модель по управлению над отклонениями в организационном процессе.

Формирование теоретических положений и разработка эффективной системы менеджмента стало возможным благодаря комплексному использованию методов системного анализа. В ходе изучения использовались такие научные методы как сравнительный, структурный анализ и анализ обработки информации, метод экспертных оценок и анализа.

Результаты. Анализ научной литературы позволил раскрыть сущность понятий «менеджмент» и «управление персоналом», определить теоретические основы процесса формирования управления персоналом и систематизировать основные направления системы менеджмента как фактора развития предприятия. В научных трудах авторами доказано, что организация эффективного управления персоналом предусматривает необходимость оптимизации взаимоотношений сотрудников непосредственно в трудовом процессе, планирования их трудовой деятельности с учетом поведения всего персонала. Наличие эффективной системы менеджмента обеспечивает формирование общепринятых принципов как для сотрудников, так и для руководства и организации в целом.

Сущность системы управлением персоналом

В современных условиях жесткой конкуренции все наибольшую актуальность приобретает управление персоналом, поскольку от его функционирования зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Система менеджмента представляет собой систему методов управления, способствующих своевременному принятию решений, и является одним из ключевых направлений управления, процесс которого представляет собой организацию и контроль, предназначенный для достижения целей эффективного управления [14]. На сегодняшний день бытует мнение, что стабильность компаний и успех производственной деятельности напрямую зависит от высококвалифицированного персонала, а также от стратеги­ческого подхода по управлению трудовыми ресурсами.

Итак, управление персоналом подразумевает под собой управляющую деятельность,, целью которой является обеспечение роста производственной отдачи, активности сотрудников и повышение квалификации персонала. Определение «управления персоналом» (согласно формировке различных авторов в области менеджмента) представлены в таблице 1.

Таблица 1. – Трактовки исследователей понятия управления персоналом

№ п/п
Определение
Ящук Н. Ю.
Автор определяет как деятельность, ориентированная на изменение мотивации людей, чтобы добиться полной отдачи, а, следовательно, максимальных результатов [17]
И. Н. Герчикова
Автор связывает данный термин с самостоятельным видом деятельности сотрудников, где главной целью является обеспечение роста производственной отдачи, активности персонала и повышение квалификации персонала [5]
А. Я. Кибанов
Автор трактует управление персоналом как меру управляющих воздействий, обеспечивающих количественные и качественные характеристики персонала и направленности к целям достижения предприятия [10]

Таким образом, объединив вышеперечисленные определения, управление персоналом является объективным процессом современного менеджмента, воздействие которого направлено на механизм управляющего процесса, а также на обеспечение производственной отдачи со стороны сотрудников. Важность управления персоналом заключается в формировании групп управления трудовыми ресурсами (рис.1).

Существуют три группы управления персоналом:

1. Административные методы – строятся на власти, дисциплине и взысканиях.

2. Экономические методы – строятся согласно экономическим законам.

3. Социально-психологические методы – стояться на моральном воздействии.

Рис. 1 – Группы управления персоналом

Источник: составлено автором на основании [7]

Одним из методов развития организации является мотивация и стимулирование как способ побуждения персонала на трудовую деятельность, так как именно трудовые ресурсы являются двигателем успешной организации [9]. В связи с этим, в интересах любой организации мотивировать сотрудников на положительную трудовую деятельность, и на сегодняшний день существует пять основных принципов, на которых основана успешная мотивация сотрудников [15]:

– убеждения (уважение, занятость);

– найм квалифицированных сотрудников (карьера, общее положение);

– система аттестаций (оплата труда, участие персонала в управлении, объективная ответственность за управление);

– запрет и ограничения для управления;

– поощрения.

Таким образом, значение мотивации как фактора развития организации заключается в том, что сотрудник, прежде всего, сам заинтересован в развитии предприятия.

Технологии системы менеджмента

В связи с тем, что система менеджмента позволяет выстроить стратегию эффективного управления организационным процессом, а также вовремя выявить и устранить проблемы в управлении организацией [16], организации заинтересованы в разработке своих управленческих технологий, которые представляют собой набор разработанных процедур, позволяющих обеспечивать эффективное использование трудовых и производственных ресурсов [12]. Управление поведением персонала тесно взаимосвязано с производственным процессом, так как именно в сотрудниках заложен необходимый для работы внутренний потенциал эффективной системы менеджмента. Трудовой потенциал сотрудника представляет собой определённую систему, включающую в себя три элемента (рис. 2):

Рисунок 2 – Трудовой потенциал сотрудника

Источник: составлено автором на основании [7]

1. Психофизиологический – способности сотрудника, работоспособность, состояние его здоровья, тип эмоциональной системы, черты характера и т.д.

2. Квалификационный – глубина познаний, комплекс трудовых навыков, обусловливающих способность сотрудников к трудовой деятельности.

3. Мотивационный – ценностные ориентации, мотивы, потребности в области трудовой деятельности.

Для обоснования технологий системы менеджмента обратимся к Российскому опыту управления производственным процессом [4]. Стоит отметить, что в нашей стране развитие системы менеджмента происходило проблематично, и связано это с тем, что под воздействием информационной революции прошлого века происходили глобальные изменения условий всех субъектов экономики, что неизбежно привело к ряду проблем, а именно [1]:

1. Недостаточный опыт управления персоналом в условиях реформирования и развития рыночных отношений. Здесь очевидна низкая компетентность руководства и персонала в той или иной деятельности – руководство и сотрудники, в силу отсутствия навыков и умений, не в полной степени справляются с теми или иными обязанностями.

2. Не поработана система менеджмента качества. Здесь отрицательным фактором системы менеджмента является низкая вовлеченность руководства в менеджмент качества.

3. Низкое качество управление по выявленным отклонениям.

Среди вышеуказанных проблем следует обозначить и причины возникновения трудностей на пути развития системы менеджмента [6]:

1) Выраженный социоцентризм. В Российской системе менеджмента по отношению к личности очевиден принцип социума, который можно наблюдать и в отношении управления персоналом, где интересы организационной группы доминируют в зависимой структуре.

2) Коллективизм. Данная особенность связана с социоцентризмом и в определённом смысле следует за данной системой. Сотрудники находятся в ожидании некоторой поддержки от команды, а также от лидера и компании в целом, а лидер, в свою очередь, сосредоточен на работе команды. Данная особенность порождает определённые трудности в системе менеджмента, так как зачастую сотрудники, которые знают свой коллектив и проблемы своего коллектива, не привлекаются к решению проблем.

К преимуществам Российской системы менеджмента следует отнести [8]:

– креативный подход руководства к решению проблем, а также способность нестандартно мыслить. Это связано с тем, что менеджеры умеют искать новые пути для достижения поставленных целей, проявляя при этом новаторскую деятельность;

– ориентир управленцев на благоприятную обстановку в коллективе. Данная характерная черта системы менеджмента связана с лояльностью персонала, а также с высокой работоспособностью сотрудников при выполнении тех или иных обязанностей. Данная преимущественная особенность подразумевает четкую структуру задач, заботливое внимание к сотрудникам и их профессиональными качествами [3].

Таким образом, система менеджмента как фактор развития предприятия строится, прежде всего, на принципах эффективного управлении организацией и представляет собой систему работающих элементов организационного процесса и мер, позволяющих достичь целей в указанные сроки. Важным представляется факт того, что в разработке технологий и организации системы менеджмента следует соблюдать важные нормы поведения каждого сотрудника.

Организация системы эффективного менеджмента

В связи с тем, что организация отечественной системы менеджмента наделена рядом проблем, прослеживается важность разработки и внедрения модели эффективной системы менеджмента в организационный процесс управления, которая должна предусматривать все необходимые аспекты оптимизации взаимоотношений сотрудников и руководства, повышения качества продукции и совершенствования базовых принципов организационного процесса.

Таким образом, разработка эффективной системы менеджмента должна базироваться на следующих моделях :

1. Модель по повышению профессионализма персонала – данная технология системы менеджмента предполагает, что каждый сотрудник наделён своими полномочиями и обязанностями, а также позволяет компаниям выстраивать систему управления, разделённую по функциональным операциям. Преимущества данной модели [11]:

– руководитель освобождается от рутинной волокиты, что расширяет возможности для решения важных задач предприятия;

– высокий уровень самореализации и мотивации сотрудников, что влечёт за собой рациональное распределение полномочий и обязанностей сотрудников;

– высокий уровень выбора и принятия важных решений сотрудниками, что влечёт за собой успешный исход нерешенных вопросов между сотрудников;

– эффективность управленческих решений и принятие важных стратегических задач.

2. Модель на основе результатов системы качества – данная система менеджмента оценивает действия сотрудников, направленные на конкретный положительный результат [13]. В данном случае необходима надлежащая вовлеченность руководства в менеджмент качества. Преимущества данной модели:

– оплата труда зависит напрямую от производительности каждого из сотрудников;

– повышение ответственности каждого из сотрудников.

3. Модель по управлению над отклонениями в организационном процессе – данная модель позволяет руководителю концентрировать своё внимание на выявление кризисных ситуаций для успешного решения производственного процесса. Преимущества данной модели:

– у руководства имеется возможность выявлять отклонения от норм на ранних стадиях управленческого и производственного процесса;

– высокая эффективность решения проблем.

Заключение

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система менеджмента подразумевает под собой совокупность взаимосвязанных управленческих компонентов организационного процесса и является главным рычагом в организации любого предприятия, так как именно от сотрудников и их слаженной работы зависит развитие производственного процесса. В статье была раскрыта сущность системы менеджмента, обосновано содержательное понятие «управления персоналом», а также выявлены проблемы системы менеджмента и систематизированы основные направления эффективного управления, согласно которым предложены три модели для формирования эффективной системы менеджмента, которая сможет выступать фактором развития организационного и производственного процесса.

Таким образом, организация эффективной системы менеджмента подразумевает под собой оптимизацию взаимоотношений сотрудников, планирование их трудовой деятельности и наличие эффективной системы управления организационным процессом.


Источники:

1. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. - М., 2008. – 110 c.
2. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А. Организационное поведение. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 245 c.
3. Верховин В.И. Трудовое поведение. - М.: Изд-во РУДН, 2015. – 113 c.
4. Верховин В.И. Экономическая социология. - М.: Изд-во РУДН, 2018. – 257 c.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2013. – 123 c.
6. Гибсон Джеймс Л. Организация: поведение, структура, процессы. - М.: Инфра-М, 2015. – 245 c.
7. Грэхем Х.Т. Управление человеческими ресурсами. - М.: Юнити, 2023. – 331 c.
8. Джейли Д.А. Микроэкономика: продвинутый уровень. - М., 2016. – 733 c.
9. Дьяченко Е.И., Лымарева О.А. Роль мотивации и стимулирования трудовой деятельности в системе управления персоналом современной организации // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – № 6. – c. 171-175.
10. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: Инфра-М, 2013. – 447 c.
11. Колот А.М. Мотивация, стимулирование и оценка персонала. - К.: КНЭУ, 2018. – 44 c.
12. Крюкова А.А. Инновационные подходы к мотивации персонала. - М., 2017. – 68 c.
13. Литвинюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. - М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 322 c.
14. Сапунова Т.А., Тонгуш В.В. Оценка эффективности системы менеджмента качества // Символ науки. – 2016. – № 11-1(23). – c. 162-163.
15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. - СПб.: Питер, 2021. – 860 c.
16. Шаховой В.А. Мотивация трудовой деятельности. / Учебное пособие. - М.: Берлин, 2015. – 425 c.
17. Ящук Н.Ю. Стиль управления // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2016. – c. 2046-2050.

Страница обновлена: 25.04.2024 в 15:56:24