Рецензия на монографию "Проектирование регионального образовательного пространства: организационно-экономический аспект" (Москва, 2018)
Белый Е.М.1
1 Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск
Статья в журнале
Пространственная и региональная экономика (РИНЦ)
опубликовать статью
Цитировать:
Белый Е.М. Рецензия на монографию "Проектирование регионального образовательного пространства: организационно-экономический аспект" (Москва, 2018) // Пространственная и региональная экономика. – 2022. – Том 1. – № 1. – doi: 10.18334/pre.1.1.120405.
Обеспечение качества высшего образования в Российской Федерации является принципиально важным вопросом в сложившихся условиях необходимости инновационного развития экономики страны, когда интеллектуальный потенциал выпускников образовательных организаций высшего образования должно сформировать с учетом новых механизмов управления, направленных на снижение противоречий между производителями и потребителями образовательных услуг. В сложившихся условиях возникает потребность в научно-методической проработке проблем, связанных с устойчивым развитием регионального образовательного пространства, что и определяет актуальность данной научной работы.
Заслуживает внимания разработанная автором
общая схема взаимодействия фундаментальной университетской науки. которая
определяет необходимость синтеза научно-образовательной деятельности
образовательной организации высшего
образования и социально-экономической трансформации региона, что послужит
механизмом коммерциализации научно-технического продукта, спроектированного и
созданного с участием научно-исследовательского потенциала
профессорско-преподавательского состава сотрудников и контингента обучающихся,
наиболее одаренных и ориентированных на науку.
Достоинством монографии является
разработанная и предложенная автором модель управления опережающим развитием
образовательного пространства, в которой синтезированы основные закономерности,
принципы и условия реализации образовательного процесса в рамках взаимодействия
регионального экономического и образовательного пространств. Реализация модели
предполагает генерирование интеллектуального капитала общества,
соответствующего опережающим потребностям отраслей народного хозяйства, включая
сферу услуг и социальных благ. На основании этого определена роль регионального
образовательного
пространства в обеспечении качественной социально-экономической трансформации
региона.
Следует отметить, что в монографии уточнены сущность и специфика понятий «образовательная услуга», «образовательное пространство», на основании которых в дальнейшем оценена качественная сторона образовательного процесса как предмета исследования в современных условиях развития региональной экономики и регионального образовательного пространства.
Проведенный автором анализ существующих
зарубежных и отечественных концепций систем менеджмента качества образования в
высшей школе позволил судить о необходимости
внедрения систем менеджмента качества в региональные образовательные
организации высшего образования как объективного инструмента повышения
качества и конкурентоспособности оказываемых образовательных услуг. Как
правильно отмечает автор, система менеджмента качества в системе высшего
образования представляет собой комплекс, элементами которого являются
организационная структура вуза, нормативная документация, в том числе положения
об организации учебного процесса, воспитательной и профориентационной
деятельности, научных исследований, методических рекомендаций обеспечению
отдельных элементов системы, рабочих программ, оценочных материалов для
промежуточного и итогового контроля образовательного процесса, самообследования
и повышения квалификации сотрудников образовательной организации, должностных
инструкций, средств обеспечения условий труда, комплекса командообразующих
мероприятий для контингента обучающихся, профессорско-преподавательского
состава и административно-управленческого персонала. В связи со сложностью
задачи предлагается внедрение системы менеджмента качества на базе требований
международного стандарта ISO 9001:2015.
Практическая значимость монографии заключается в том, что в ней приведены рекомендации по внедрению ISO 9001:2015 в образовательных организациях высшего образования с учетом специфики образовательной услуги, образовательного процесса и образовательного пространства региона. Реализация указанных рекомендаций позволяет вузам перейти на совершенно новый инновационный путь развития, что чрезвычайно важно в существующих условиях развития системы высшего образования Российской Федерации.
Таким
образом, эффективное управление региональным образовательным пространством
является фактором повышения уровня конкурентоспособности
региона
и дополнительным мотивом привлечения новых рабочих мест. В связи с этим
предложенная Александровым А.Ю. научная работа носит не только теоретический,
но и практический характер, что определяет необходимость ее издания.
Страница обновлена: 26.01.2024 в 10:45:11