Рецензия на монографию "Проектирование регионального образовательного пространства: организационно-экономический аспект" (Москва, 2018)

Белый Е.М.1
1 Ульяновский государственный университет, Россия, Ульяновск

Статья в журнале

Пространственная и региональная экономика (РИНЦ)
опубликовать статью

Цитировать:
Белый Е.М. Рецензия на монографию "Проектирование регионального образовательного пространства: организационно-экономический аспект" (Москва, 2018) // Пространственная и региональная экономика. – 2022. – Том 1. – № 1. – doi: 10.18334/pre.1.1.120405.



Обеспечение качества высшего образования в Российской Федерации является принципиально важным вопросом в сложившихся условиях необходимости инновационного развития экономики страны, когда интеллектуальный потенциал выпускников образовательных организаций высшего образования должно сформировать с учетом новых механизмов управления, направленных на снижение противоречий между производителями и потребителями образовательных услуг. В сложившихся условиях возникает потребность в научно-методической проработке проблем, связанных с устойчивым развитием регионального образовательного пространства, что и определяет актуальность данной научной работы.

Заслуживает внимания разработанная автором общая схема взаимодействия фундаментальной университетской науки. которая определяет необходимость синтеза научно-образовательной деятельности образовательной организации высшего образования и социально-экономической трансформации региона, что послужит механизмом коммерциализации научно-технического продукта, спроектированного и созданного с участием научно-исследовательского потенциала профессорско-преподавательского состава сотрудников и контингента обучающихся, наиболее одаренных и ориентированных на науку.

Достоинством монографии является разработанная и предложенная автором модель управления опережающим развитием образовательного пространства, в которой синтезированы основные закономерности, принципы и условия реализации образовательного процесса в рамках взаимодействия регионального экономического и образовательного пространств. Реализация модели предполагает генерирование интеллектуального капитала общества, соответствующего опережающим потребностям отраслей народного хозяйства, включая сферу услуг и социальных благ. На основании этого определена роль регионального образовательного пространства в обеспечении качественной социально-экономической трансформации региона.

Следует отметить, что в монографии уточнены сущность и специфика понятий «образовательная услуга», «образовательное пространство», на основании которых в дальнейшем оценена качественная сторона образовательного процесса как предмета исследования в современных условиях развития региональной экономики и регионального образовательного пространства.

Проведенный автором анализ существующих зарубежных и отечественных концепций систем менеджмента качества образования в высшей школе позволил судить о необходимости внедрения систем менеджмента качества в региональные образовательные организации высшего образования как объективного инструмента повышения качества и конкурентоспособности оказываемых образовательных услуг. Как правильно отмечает автор, система менеджмента качества в системе высшего образования представляет собой комплекс, элементами которого являются организационная структура вуза, нормативная документация, в том числе положения об организации учебного процесса, воспитательной и профориентационной деятельности, научных исследований, методических рекомендаций обеспечению отдельных элементов системы, рабочих программ, оценочных материалов для промежуточного и итогового контроля образовательного процесса, самообследования и повышения квалификации сотрудников образовательной организации, должностных инструкций, средств обеспечения условий труда, комплекса командообразующих мероприятий для контингента обучающихся, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала. В связи со сложностью задачи предлагается внедрение системы менеджмента качества на базе требований международного стандарта ISO 9001:2015.

Практическая значимость монографии заключается в том, что в ней приведены рекомендации по внедрению ISO 9001:2015 в образовательных организациях высшего образования с учетом специфики образовательной услуги, образовательного процесса и образовательного пространства региона. Реализация указанных рекомендаций позволяет вузам перейти на совершенно новый инновационный путь развития, что чрезвычайно важно в существующих условиях развития системы высшего образования Российской Федерации.

Таким образом, эффективное управление региональным образовательным пространством является фактором повышения уровня конкурентоспособности региона и дополнительным мотивом привлечения новых рабочих мест. В связи с этим предложенная Александровым А.Ю. научная работа носит не только теоретический, но и практический характер, что определяет необходимость ее издания.


Страница обновлена: 26.01.2024 в 10:45:11