Priority areas for the development of small businesses in the tourism industry

Davydovich A.R.1, Ivanenko A.V.1, Bal N.V.1, Syrkova I.S.1
1 Сочинский государственный университет

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 12 (december 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63549075

Abstract:
The article presents the results of a study aimed at solving an urgent scientific problem in the field of determining priority areas for the development of small business on the basis of expert estimation of the probability of certain macroeconomic risks and assessment of their impact on the development of small business in the tourism industry. The incompleteness of the research discussion on methods of assessing macroeconomic risks in the tourism industry predetermines the search for new methods and the development and adaptation of existing ones. In order to solve some problems of assessing macroeconomic risks and their impact, choosing priority directions for the development of small businesses in the tourism industry, such research methods as content analysis of online resources, expert, logical, mathematical and statistical methods were used. In the article, based on an expert assessment of the probability of certain macroeconomic risks and an assessment of their impact on the development of small businesses, a risk map was built; a ranking of priority areas for the development of small businesses in the tourism industry was compiled. The material of the article may be of interest to representatives of the business community, tourism specialists, students, postgraduate students, and young scientists.

Keywords: small entrepreneurship, small business, tourism industry, expert risk assessment, macroeconomic risks, risk map, risk matrix, small business development priority areas

JEL-classification: D81, G32, Z31, Z32, L83



Введение

Огромный вклад в развитие внутреннего туризма и повышение туристической привлекательности страны вносит малый бизнес. Именно от владельцев небольших гостиниц и кафе, экскурсоводов, производителей сувениров и местных продуктов питания очень часто зависит, какие впечатления получит турист. Как следует из исследования OneTwoTrip расходы жителей России на внутренний туризм в 2021 г. выросли до 3,12 трлн руб. это на 33,5% больше, чем за аналогичный период 2020 г. По сравнению с допандемийным 2019 г. траты выросли на 39,8%, а с 2018 г. — на 51,9% [1].

Значение малого предпринимательства для индустрии туризма было подтверждено включением Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 г в Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики вклад туризма в ВВП России с 2018 по 2022 гг. составляет менее 3% (рис.1). Этот уровень можно охарактеризовать как крайне низкий. Так во Франции вклад туризма в ВВП страны составляет 8,5%, в Китае – 11,3%, Испании – 14,3%. [2]

Рисунок 1- Доля валовой добавленной стоимости туристской индустрии

в валовом внутреннем продукте РФ в 2018-2022 гг, %

Источник: составлена авторами по материалам [2]

Оборот отрасли по итогам 2021 г. оценивается в 2,5 трлн руб. (в 2019 г. составлял 1,6 трлн руб.) – 80% от уровня 2019 г. [2]. Отдельные показатели деятельности организаций индустрии туризма в 2018-2021 гг. представлены на рисунке 2 и в таблице 1.

Рисунок 2 - Вклад индустрии туризма в экономику России

в 2018-2021 гг., млрд руб. [2]

Источник: составлена авторами по материалам [2]

Таблица 1 - Отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии, 2018 - 2021 гг. [2]

Показатель
2018
2019
2020
2021
Число организаций, шт.
113009
111874
113847
114041
Выручка (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) млрд руб.
6207,3
4879,3
5212,4
7130,5
Прибыль, млрд руб.
371,4
353,6
254,6
483,0
Убыток, млрд руб.
168,5
180,1
471,4
233,1
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млрд руб.
202,9
173,5
-216,8
249,8

Из таблицы 1 видно, что количество организаций туриндустрии с 2018 г увеличилось на 9,1%, размер выручки увеличился на 14,8%, а прибыли - на 30% или 111, 6 млрд руб. по отношению к 2021 г.

В 2022 г. из-за осложнившейся геополитической обстановки, связанной с проведением специальной военной операции индустрия туризма столкнулась с определенными проблемами, которые отрицательным образом сказались на ее развитии, а именно:

ü санкционное давление и геополитическая нестабильность снижает положительный эффект от продвижения туристского продукта на международном рынке;

ü снижение уровня доходов российских граждан сокращает спрос на внутренние туристские поездки;

ü ослабление курса рубля к доллару и другим мировым валютам, повышенные инфляционные ожидания населения, повышение ключевой ставки ЦБ;

ü постоянные изменения законодательства, введение ограничений, продиктованных политической обстановкой, рост проверок бизнеса, усиление налоговой нагрузки на малый бизнес.

В этих условиях формирование стратегических ориентиров развития малого бизнеса в индустрии туризма должно осуществляться с учётом анализа социально-экономических показателей, мнения экспертного сообщества, оценки макроэкономических рисков и степени их влияния на развитие бизнеса.

Изучением проблем развития малого предпринимательства в индустрии туризма, инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, развития малого предпринимательства в условиях новых вызовов и формировании цифровой экономики в региональном пространстве; определением концептуальных направлений вовлечения субъектов малого бизнеса в программы развития регионов занимались такие ученые как: Завьялова Н. Б., Кадина В.С. [3], Мельников М.С., Самохин В.В. [4], Бровко С.Б., Солод Т.В. [5], Волкова И.А., Галынчик Т.А. [6], Глезман Л.В. [7], Козырев А.В. [8] и другие.

Нельзя не отметить работы, посвящённые развитию внутреннего и выездного туризма в России, изучению проблем туристической отрасли регионов РФ; исследованию факторов, определяющих состояние туристической сферы. Это исследования Плешивцева А.А. [9], Лукашенок Т.Р., Охрименко Е.И. [10], Иванова Ю.О., Андреев Н.В., Поздняков К.К. [11], Рубцова Н.В., Солодухин К.С. [12], Русина А.Н., Карпычева О.В., Якимова Е.А., Лихман Д.А. [13] и другие.

Вместе с тем, многие вопросы не получили достаточного отражения в научной литературе. Это относится, в первую очередь, к оценке макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.

Всесторонний обзор литературы был проведен в этом исследовании для достижения поставленной цели.

Целью исследования является определение приоритетных направлений развития малого бизнеса на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.

Достижение цели исследования предопределило постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:

1. Исследовать основные социально-экономические показатели развития малого предпринимательства, формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма.

2. Провести анализ развития малого предпринимательства в индустрии туризма, выявить существующие проблемы.

3. На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства определить приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма.

Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие деятельность в индустрии туризма.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в рамках взаимодействия субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма.

Научная новизна исследования состоит в следующем: на основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.

К числу наиболее значимых результатов, определяющих новизну проведенного исследования, можно отнести следующие:

1. Проанализированы основные социально-экономические показатели развития малого предпринимательства, формы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в России, выявлены и сформулированы актуальные проблемы развития малого предпринимательства в индустрии туризма.

2. На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства была построена карта рисков, составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.

В качестве основной научной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что определить приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма возможно используя результаты экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценив степень их влияния на развития малого предпринимательства.

Материал и методы исследования

В фокусе настоящего исследования лежит анализ социально-экономических показателей развития малого предпринимательства в индустрии туризма, определение проблем субъектов малого предпринимательства на основании макроэкономических показателей развития туризма в Российской Федерации, взятых из официальных информационных источников.

С целью получения информации для подготовки и выбора приоритетных направлений развития малого предпринимательства в индустрии туризма были применены такие методы исследования как контент - анализ электронных ресурсов, логический и математико-статистический методы.

При определении перспективных стратегий развития малого бизнеса в индустрии туризма был применен метод экспертной оценки и оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков, оценки степени их влияния на развитие малого предпринимательства

В статье были использованы данные официальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, законодательные и подзаконные правовые акты, справочные и аналитические материалы Министерства экономического развития России, Интернет-ресурсы.

Результаты исследования и их обсуждение

В 2022 г. предприниматели столкнулась с самыми разными трудностями — от ухода иностранных компаний и релокации сотрудников до пересмотра сложившихся практик. Это связано с двумя ключевыми событиями 2022 г., оказавшими наибольшее влияние на бизнес — специальная военная операция и санкции.

Проанализировав динамику отдельных социально-экономических показателей развития малого бизнеса в индустрии туризма были выделены основные проблемы и представлены пути их решения (табл. 2).

Таблица 2 - Проблемы малого бизнеса в индустрии туризма и пути их решения*

Проблема
Пути решения
1. Нехватка собственных денежных средств для развития бизнеса
Снижение стоимости кредитных ресурсов, повышение заинтересованности инвесторов в финансировании проектов и увеличение государственного субсидирования малого бизнес
2. Недостаточная поддержка со стороны государства на начальном этапе создания малого бизнеса
Развитие центров поддержки малого бизнеса, а также разработка государственных программ в области содействия
3. Высокие хозяйственные риски в условиях нестабильности экономической системы
Разработка дополнительной государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства в период санкций
4. Нехватка квалифицированного персонала
Взаимодействие с профильными образовательными организациями.
Использование аутсорсинга, т.е. привлечение специалистов извне, которые не на постоянной основе, а при необходимости, будут оказывать определенные услуги и работы
5. Низкий спрос на инновационные технологии со стороны малых предприятий
Предоставление выгодных предложений (льготные условия,
аренда, рассрочка и т.п.) на приобретение инновационной продукции субъектам малого бизнес
6. Низкий интерес инвесторов в развитии
технологических и фондоемких производств в малом бизнесе
Государственная поддержка данных отраслей и привлечение
кредитных ресурсов на льготных условиях
7. Недостаток сведений о рынках сбыта
Составление и регулярное обновление перечня приоритетных направлений развития региона
8. Низкий уровень развития инфраструктуры
Повышение интереса государства в развитии специализированных институтов поддержки малого бизнеса
9. Осуществление деятельности незаконным путем
Упрощение документального оформления регистрации малого бизнеса, ликвидация административных барьеров для предпринимателей и организация налаженной правовой системы
10. Высокая стоимость кредитных ресурсов
для субъектов малого бизнеса
Развитие механизмов целевого кредитования, государственных
субсидий, а также разработка системы страхования всевозможных рисков
*Источник: составлена авторами по материалам исследования

В сложившейся ситуации особую важность приобретают меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в индустрии туризма, т. к. участие малого бизнеса влияет на достижение Национальных целей РФ. В таблице 3 представлены меры поддержки малого бизнеса в индустрии туризма.

Таблица 3 - Меры поддержки малого бизнеса в индустрии туризма*


Мера поддержки
Вид поддержки
1
Кредит туроператорам на оборотные цели по ставке от 7% годовых.
Кредит на 36 месяцев с суммой кредита от 50 тыс. до 50 млн рублей. Кредит выдается для:
- предоставления денежных средств для блоков мест у российских перевозчиков по договору между туроператором и перевозчиком;
- предоставления денежных средств для блоков мест в коллективных средствах размещения на территории России по договору между туроператором и средством размещения.
2
Кредитование в рамках приоритетного направления «туризм»
Кредитование по ставке от 7% годовых на инвестиционные и оборотные цели.
Инвестиционные цели: 120 месяцев от 0,5 млн до 2 млрд рублей.
Оборотные цели: 36 месяцев от 0,5 млн до 500 млн рублей.
3
Региональные лизинговые компании (РЛК)» и «лизинговый продукт «спорт и туризм».
От 2,5 млн рублей до 200 млн рублей по ставке 6% для российского оборудования или 8% - для иностранного.
*Источник: составлена авторами по материалам исследования

Для определения приоритетных направлений развития малого бизнеса в исследовании была проведена экспертная оценка вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценка степени их влияния на развития малого предпринимательства в индустрии туризма.

В качестве экспертов выступали 100 представителей бизнес-сообщества, осуществляющих свою деятельность в индустрии туризма на территории Краснодарского края. Выборка формировалась с учетом российской структуры частных хозяйствующих субъектов:

10%
респондентов представляли интересы среднего бизнеса;
41,7%
опрошенных – организаций малого бизнеса;
48,3%
индивидуальных предпринимателей.
Респондентам было предложено оценить вероятность наступления отдельных макроэкономических рисков по шкале от 1 до 10, а затем оценить тяжесть последствий события - также от 1 до 10. Далее перемножив эти две оценки был составлен рейтинг риска с учетом вероятности и последствий.

Результаты оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков*

Риск
Эффект
(описание)
Вероятность
Последствия
Уровень
риска
1.Ослабление рубля
Ослабление национальной валюты. Результат - падение спроса среди покупателей; снижение рентабельности бизнеса.
10
8
80
2.Снижение внутреннего спроса
Снижение внутреннего спроса в индустрии туризма связано с увеличением стоимости отдыха, низким качеством услуг, геополитической ситуацией в мире.
9
8
72
3.Снижение внешнего спроса
Снижение внешнего спроса в индустрии туризма вызвано геополитической ситуацией в мире, проведением СВО в РФ, санкциями.
7
6
42
4.Рост конкуренции
Рост конкуренции приводит к изменению моделей поведения клиентов, методов ведения бизнеса, цифровизации; способствует снижению цен для потребителей.
5
6
30
5.Развитие цифровых сервисов
Развитие цифровых сервисов в туризме влечет за собой трансформацию бизнес-процессов и бизнес-моделей, оптимизацию штата сотрудников в компании.
8
6
48
6.Изменение законодательства
Отсутствие стабильности в сфере регулирования и правоприменения, постоянные изменения в законодательстве, рост проверок бизнеса.
7
7
49
7.Снижение мер гос. поддержки
Приведет к снижению: внутреннего турпотока, конкурентоспособности отечественного туристского продукта, уровня занятости населения.
8
5
40
8.Геополитические риски
Приводят к закрытию туристских направлений, снижению турпотока потока, сложностям с получением виз, нестабильности на валютном рынке
8
8
64
9.Упрощение выдачи виз в РФ
Дефицит квалифицированного персонала, нестабильность на валютном рынке, увеличение бизнес-туристов.
6
4
24
10.Ухудшение
экологической ситуации РФ
Снижение турпотока (экологический, пляжный, санаторно-курортный туризм), высокая стоимость экологических туров, дефицит квалифицированных кадров.
6
6
36
11.Рост кибер-атак и кибер-угроз
Массовые утечки данных, взлом инфраструктуры компании, нарушение бизнес-процессов, потеря доверия клиентов, потеря денежных средств.
9
9
81
*Источник: составлена авторами по материалам исследования

Из таблицы 4 видно, что риски с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом отнесены к наиболее опасным для развития малого бизнеса. К ним относятся ослабление рубля, снижение внутреннего спроса и рост кибер-угроз, а также усиление геополитических рисков.

Таблица 5 – Соотношение отдельных макроэкономических рисков по уровню риска*

Описание
Уровень
риска
Количество
рисков
Доля рисков данного уровня,%
Низкий риск (<=25)
25
1
9,1
Средний риск (<=50)
50
6
54,5
Высокий риск (<=75)
75
2
18,2
Очень высокий риск (<=100)
100
2
18,2
*Источник: составлена авторами по материалам исследования

На основе полученных результатов оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков была построена матрица рисков.

Матрица рисков (вероятностей) и влияния на развитие бизнеса в индустрии туризма – это таблица, в которую заносятся наиболее значимые пороговые значения вероятностей возникновения рисков и пороговые значения последствий этих рисков. На пересечении строк и столбцов легко увидеть и понять (оценить) величину риска (рис. 4).

https://www.masterplans.ru/!risk/tmp/scatter19288.png?rnd=32553

Рисунок 4 – Матрица рисков

Источник: составлена авторами по материалам исследования

Анализ рисков с учетом степени их потенциального влияния на развитие малого бизнеса в индустрии туризма выполнен с помощью онлайн-сервиса по анализу рисков «Мастерпланс» [1]

С помощью матрицы был сформирован рейтинг рисков с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом. Среди наиболее опасных рисков два из четырех прямо или опосредованно связаны со спросом (снижение внутреннего спроса и ослабление рубля).

Кроме этих рисков предприниматели отмечают и отсутствие стабильности в сфере регулирования и правоприменения, которое выражается в постоянных изменениях законодательства, введении ограничений, продиктованных политической обстановкой, а также в росте проверок бизнеса. И оценивают вероятность реализации рассматриваемых рисков на уровне 40% - 70%, т.е. рынок относит все из них к числу возможных, но однозначного мнения, что какие-то из них скорее всего сбудутся, нет.

При этом оценки влияния на бизнес разнятся очень сильно: если сценарий по упрощению выдачи виз в Россию (точка 9) воспринимается бизнес сообществом нейтрально, то снижение внутреннего спроса (точка 2) или усиление геополитических рисков (точка 8) окажет негативное влияние на абсолютное большинство компаний.

Риски с наибольшей вероятностью реализации и с наибольшим негативным эффектом отнесены к наиболее опасным для отрасли и помечены красным цветом. Оранжевым выделены риски, которые имеют средние оценки вероятности и негативного влияния, и наконец, серым подсвечены риски относительно менее вероятные и менее негативные.

Для туроператоров, не считая выделенных рисков, наиболее негативное потенциальное влияние имеет риск ухудшения экологической ситуации в России. Это отразится в первую очередь, на таких ключевых видах туризма, как пляжный, санаторно-курортный и спортивный.

По итогам проведенного исследования с учетом мнения представителей бизнес-сообщества был составлен рейтинг приоритетных направлений развития малого бизнеса в индустрии туризма.

Таблица 6 - Приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма*


Приоритетные направления развития малого и среднего бизнеса в индустрии туризма
Рейтинг
от 1 до 10
1.
Внедрение цифровых решений во взаимодействии с клиентами
8
2.
Сокращение расходов
9
3.
Разработка новых туристических направлений для россиян в России
6
4.
Создание новых направлений бизнеса/ запуск сервисов
5
5.
Цифровизация/автоматизация внутренних бизнес-процессов
4
6.
Увеличение расходов на продвижение/маркетинг
5
7.
Разработка новых туристических направлений за рубежом
3
8.
Внедрение систем кибербезопасности
7
9.
Упразднение неэффективных направлений бизнеса/отказ от сервисов
5
10.
Инвестирование в развитие персонала
3
11.
Снижение долговой нагрузки
7
12.
Привлечение внешних источников финансирования
7
13.
Разработка новых туристических направлений для иностранцев в России
4
14.
Покупка, создание и/или модернизация основных средств компании (здания, оборудование)
4
15.
Ликвидация/продажа неэффективных активов/основных средств
4
16.
Слияния и поглощения
3
17.
Закрытие бизнеса
5
Источник: рейтинг составлен авторами по материалам исследования

Из таблицы 6 видно, что предприниматели уделяют повышенное внимание внедрению цифровых решений, контролю над уровнем расходов и диверсификации бизнеса (разработке новых туристических и бизнес-направлений).

Заключение

Проанализировав динамику отдельных социально-экономических показателей развития малого бизнеса в индустрии туризма были выделены основные проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели это: нехватка собственных денежных средств для развития бизнеса; недостаточная поддержка со стороны государства на начальном этапе создания малого бизнеса; высокие хозяйственные риски в условиях нестабильности экономической системы; нехватка квалифицированного персонала; высокая стоимость кредитных ресурсов и т.д.

На основе экспертной оценки вероятности наступления отдельных макроэкономических рисков и оценки степени их влияния на развития малого предпринимательства были определены приоритетные направления развития малого бизнеса в индустрии туризма, среди которых внедрение цифровых решений, контроль над уровнем расходов и диверсификация бизнеса в том числе разработка новых туристических и бизнес-направлений.

[1] Анализ рисков «Мастерпланс» [Электронный ресурс] Режим доступа: www.MasterPlans.ru/analiz-riska-online.html (https://www.masterplans.ru/!risk/report.php) (Дата обращения 10.11.2023)


References:

Brovko S.B., Solod T.V. (2020). Spetsifika reagirovaniya industrii turizma na globalnye ekonomicheskie riski [Specifics of the tourism industry's response to global economic risks]. Journal of international economic affairs. 10 (4). 1025-1038. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111142.

Glezman L.V. (2022). Razvitie malogo i srednego predprinimatelstva v novyh usloviyakh regionalnogo prostranstva [Development of small and medium-sized business in a new regional environment]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 1855-1868. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.115120.

Ivanova Yu.O., Andreev N.V., Pozdnyakov K.K. (2021). Razrabotka modeli vliyaniya industrii turizma i gostepriimstva na ekonomicheskiy rost [The impact of the tourism and hospitality industry on economic growth: model design]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2979-2992. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114054.

Kozyrev A.V. (2021). Kontseptsiya adaptivnoy sistemy razvitiya infrastruktury podderzhki malogo predprinimatelstva [The concept of an adaptive infrastructure development system to support small businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (12). 2755-2774. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.12.114049.

Lukashenok T.R., Okhrimenko E.I. (2022). Turizm v regione: opredelyayushchie faktory i napravleniya razvitiya na sovremennom etape [Tourism in the region: determinants and development trends at the present stage]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (11). 3023-3036. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.11.116647.

Melnikov M.S., Samokhin V.V. (2020). Analiz urovnya razvitiya predprinimatelskoy deyatelnosti v sfere turizma v Respublike Tatarstan [Analysis of the level of business activity development in tourism in the Republic of Tatarstan]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (2). 195-210. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.2.100423.

Pleshivtseva A.A. (2023). Tendentsii razvitiya rossiyskogo rynka turizma na fone vnedreniya sovremennyh informatsionnyh tekhnologiy [Trends in the Russian tourism market against the backdrop of modern information technology]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 785-800. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117429.

Rubtsova N.V., Solodukhin K.S. (2022). Vnutrenniy i vyezdnoy turizm v Rossii: sostoyanie i prognoz razvitiya v usloviyakh pandemii COVID-19 [Domestic and outbound tourism in Russia: state and development trends amid COVID-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (1). 301-314. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.1.114074.

Rusina A.N., Karpycheva O.V., Yakimova E.A., Likhman D.A. (2021). Perspektivy razvitiya vnutrennego turizma v sovremennyh usloviyakh [Prospects for the development of domestic tourism in modern conditions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (10). 2343-2356. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.10.113741.

Volkova I.A., Galynchik T.A. (2023). Ekonomicheskiy potentsial regiona: problemy i perspektivy razvitiya malogo i srednego predprinimatelstva [The economic potential of the region: problems and prospects for the development of small and medium-sized businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (2). 331-342. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.2.117190.

Zavyalova N. B., Kadina V.S. (2020). Predprinimatelstvo v industrii turizma [Entrepreneurship in the tourism industry]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (3). 819-830. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100433.

Страница обновлена: 30.03.2025 в 00:09:56