Механизмы выполнения мер поддержки отечественной промышленности

Донцова О.И.1, Абдикеев Н.М.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2020)

Цитировать:
Донцова О.И., Абдикеев Н.М. Механизмы выполнения мер поддержки отечественной промышленности // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 11. – С. 2837-2854. – doi: 10.18334/ce.14.11.111066.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44494262
Цитирований: 1 по состоянию на 26.03.2022

Аннотация:
Целью исследования является оценка современных механизмов реализации мер поддержки промышленного развития. Установлено, что основными драйверами перезагрузки российской экономики выступают структурные преобразования и модернизация государственного управления. Методологическая база исследования основана на теоретических положениях системного, факторного, функционального, логического, сравнительного и статистического анализов. В статье сделаны выводы о том, что в настоящее время нет четкой проработки политики структурной трансформации российской промышленности с обозначением релокации ресурсов из менее производительных в высокотехнологичные сектора. Структурная трансформация российской промышленности является мощным инструментом стимулирования производительности труда и базовым элементом стратегии прорывного развития национальной экономики

Ключевые слова: национальный проект; промышленность; инвестиции; государственная программа; управленческие механизмы; управление

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

JEL-классификация: E02, O11, O49

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Реализуемая в настоящее время стратегия экономического развития России основывается на обеспечении экономического роста за счет увеличения показателей инвестиционного спроса. Исходя из этого возможно предположить, что ключевым драйвером развития страны в ближайшей перспективе становится промышленное производство, которое по большей части и обеспечивает сторону предложения российской экономики.

Базовым целевым показателем совокупных инвестиций российской экономики являются заложенные в Едином плане достижения национальных целей 25 процентов от ВВП [7].

Запланированные мероприятия по стимулированию инвестиций в российскую промышленность располагаются в следующих плоскостях:

1. Улучшение инвестиционного климата: формирование инвестиционной привлекательности за счет повышения качества институциональной среды:

а) реализация программы «Трансформация делового климата»;

б) улучшение условий ведения бизнеса;

в) снижение уголовных рисков ведения предпринимательской

деятельности;

г) совершенствование контрольно-надзорной деятельности;

д) совершенствование механизма функционирования специальных

административных районов на о. Русский и о. Октябрьский;

е) модернизация тарифного регулирования внешнеэкономической

деятельности.

2. Улучшение инвестиционного потенциала регионов и повышение уровня инвестиций за счет развития инфраструктуры:

а) увеличение государственных инвестиций в инфраструктуру;

б) модернизация механизма государственно-частного партнерства

(ГЧП).

3. Повышение эффективности государственных предприятий и развитие конкуренции:

а) снижение доли государства в экономике, повышение

эффективности естественных монополий;

б) дерегулирование отдельных рынков.

4. Повышение финансового потенциала российской промышленности:

а) формирование кредитно-денежных стимулов развития кредитования промышленности;

б) разработка программ кредитования малого и среднего бизнеса России;

в) внедрение на рынок и совершенствование механизма регулирования финансовых инструментов для долгосрочного сбережения капитала, в первую очередь – пенсионного;

г) развитие в России института проектного финансирования [8].

В отраслевом разрезе стимулирования прироста инвестиций наибольшее внимание традиционно уделяется базовому сектору российской экономики – энергетике. Среди мероприятий поддержки инвестиционного спроса в сфере промышленности фигурируют следующие:

§ модернизация системы налогообложения нефтедобывающей отрасли (пилотные проекты введения налога на дополнительную добычу вместо налога на добычу полезных ископаемых);

§ повышение инвестиционной привлекательности нефтедобывающей отрасли;

§ налоговые преференции при заключении соглашений о модернизации нефтеперерабатывающих предприятий;

§ повышение доли частных компаний в геологоразведочном секторе;

§ налоговые преференции для проектов модернизации электроэнергетических мощностей;

§ снижение тарифной нагрузки на промышленность через минимизацию схем перекрестного субсидирования в электроэнергетике;

§ бюджетное субсидирование отдельных секторов промышленности;

§ субсидирование мероприятий по презентациям российской промышленной продукции по каналам «Российского экспортного центра»;

§ субсидирование проектов цифровой трансформации российской промышленности [9].

Реализуемая в настоящее время стратегия экономического развития России направлена по большей части на догоняющую трансформацию национальной экономики.

Одним из приоритетов стратегии догоняющего развития России является реализация ускоренного развития в технологических отраслях промышленности.

Вместе с этим предполагается формирование научно-технологической базы для совершения последующего прорыва в таких секторах, как цифровизация, биотехнологии, энергетика.

На формирование научно-технологической базы, которая призвана стать драйвером опережающего развития промышленности, в соответствии с правительственной стратегией, направлена программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и национальные проекты «Наука», «Образование», «Цифровая экономика».

К лежащим в плоскости обеспечения догоняющего технологического развития российской промышленности национальным целям в первую очередь необходимо отнести следующие:

1) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа;

2) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий;

3) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий [23].

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства России приоритетными отраслями научно-технологического развития обрабатывающей промышленности России выступают:

· производство автомобилей (запланированный рост экспорта – 74,4 процента с целевым показателем 7,5 млрд долларов США в год);

· изготовление продукции гражданского авиастроения (запланированное увеличение экспорта – 900 процентов, целевой показатель экспорта – 4,4 млрд долларов США в год);

· продукция железнодорожного машиностроения (запланированное увеличение экспорта – 97 процентов, целевой показатель экспорта – 1,2 млрд долларов США в год);

· продукция сельскохозяйственного машиностроения (запланированное увеличение экспорта – 62 процента, целевой показатель экспорта – 0,4 млрд долларов США в год) [10].

Как можно видеть из стратегии развития промышленности России, одним из базовых ее инструментов является стимулирование экспорта высокотехнологичной продукции.

Отраслями российской промышленности, в которых существует определенный технологический задел и конкурентные преимущества на международных рынках, на сегодняшний день являются оборонно-промышленный комплекс, атомная энергетика и энергетическое машиностроение, авиационное и космическое двигателестроение [5] (Marshova, 2018). Трансфер технологий из данных секторов в сектора догоняющего технологического развития является одной из важнейших задач политики развития промышленности России [1, 2] (Baklykova, 2019; Dedkova, Gudkov, Bykova, 2018).

Ряд мер поддержки отечественной промышленности представлен в федеральном проекте «Промышленный экспорт», который является составной частью национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В частности, паспортом данного проекта предполагается субсидирование по каналам «ВЭБ» и Минпромторга отдельных производителей промышленной продукции, а также создание зарубежных промышленных зон российских предприятий (пилотный проект по созданию промышленной зоны в Египте) [17].

Если проанализировать стратегию достижения национальных целей и основные направления деятельности Правительства, то нельзя не выделить цифровую трансформацию экономики как плоскость сквозного развития. Данная трансформация предполагает активное внедрение передовых цифровых технологий как в промышленность, так и в сферу государственных услуг, образование, медицину.

Предполагается, что драйвером цифровой трансформации экономики в целом и промышленности России в частности станет реализация национального проекта «Цифровая экономика» [3] (Zakharov, Trofimov, Frolov, Novikov, 2019). Одной из приоритетных задач данного национального проекта является создание базовой инфраструктуры цифрового развития национальной экономики России. В частности, предполагается достижение целей по обеспечению массового доступа к широкополосному интернету (до 97 процентов охвата в домохозяйствах и до 100 процентов – на объектах инфраструктуры) и по выходу на мировой рынок хранения данных посредством строительства в России как минимум восьми конкурентоспособных дата-центров [18].

Наряду со сквозным внедрением цифровых технологий в российскую промышленность, стратегией научно-технологического развития страны предполагается усиление позиций в таких сферах, как роботизация (в том числе на основе технологий искусственного интеллекта) производственных процессов и повышение эффективности добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья [24].

Вместе с этим необходимо подчеркнуть следующее. Реализуемый в настоящее время механизм поддержки российской промышленности направлен по большей части на решение структурных проблем фундаментальной трансформации экономики страны. В качестве наиболее узких мест институциональной среды, модернизация которой и входит в сферу фундаментальной трансформации экономики, наиболее часто выделяются следующие:

§ высокая степень влияния правоохранительных органов на судебную систему России;

§ низкий уровень государственного управления при одновременно высоком уровне коррупции [1] [4] (Kudrin, Stefani, 2019);

§ высокий уровень неопределенности мер контрольно-надзорного регулирования;

§ низкое развитие судебного механизма регулирования хозяйственных споров [2] [26] (Shokhin, 2019).

В качестве конкретных мероприятий институционального характера, которые призваны оказать поддержку, в том числе и развитию российской промышленности, в настоящий момент реализуются следующие:

1. Программа «Трансформация делового климата», включающая в себя следующие мероприятия:

а) упрощение механизма подключения домохозяйств и бизнеса к инженерно-техническим сетям (энерго-, газо- и водообеспечение);

б) упрощение механизма предоставления государственных услуг в сфере градостроения и кадастрового учета, цифровизация данных процессов;

в) цифровизация и снижение сроков таможенного оформления внешнеторговых операций;

г) либерализация и декриминализация валютного регулирования, послабление тарифного регулирования экспортно-импортных операций;

д) построение транспарентных механизмов проведения государственных закупок, демонополизация данной сферы;

е) повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса через механизмы государственных программ, либерализации банковского надзора и возможность секьюритизации долговых обязательств малого и среднего бизнеса;

ж) реформирование корпоративного законодательства (введение различных типов акций, совершенствование механизмов регулирования отношений между собственниками в обществах с ограниченной ответственностью, модернизация законодательства о Специальных административных районах на о. Русский и о. Октябрьский) и процедур регистрации бизнеса;

з) повышение эффективности системы налогового администрирования в части налоговых вычетов;

и) реформирование контрольно-надзорной деятельности в части снижения ее влияния на бизнес-процесс субъектов хозяйствования (проект «Регуляторная гильотина») [19].

2. Национальный план развития конкуренции:

а) обеспечение конкуренции в фармацевтической промышленности России;

б) реализация политики импортозамещения в агропромышленном комплексе;

в) обеспечение формирования конкурентного рынка телекоммуникационной инфраструктуры;

г) развитие биржевого рынка нефти и нефтепродуктов;

д) формирование благоприятных условий конкуренции промышленных товаров российского производства на отечественном и международном рынках;

е) повышение конкуренции на рынке лизинговых услуг [14].

3. Развитие институциональной среды функционирования российской промышленности в системе национальных проектов:

а) упрощение механизмов налогового администрирования малого и среднего бизнеса;

б) реализация программ льготного кредитования МСБ, запуск института «якорных инвесторов», создание нормативной базы функционирования услуг краудфандинга в России [15].

в) формирование системы льготного кредитования проектов технического перевооружения предприятий;

г) дерегулирование ряда аспектов сферы промышленной безопасности и технического регулирования [16].

Вторым аспектом действующей системы стимулирования инвестиционного спроса является формирование современной инфраструктуры функционирования бизнеса. В данном направлении запланирована реализация следующих мероприятий:

1. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, который, по замыслу, должен стать наибольшим фактором стимулирования промышленности (через мультипликативный эффект), одновременно с этим расширив экспортный потенциал отечественных предприятий:

а) строительство автомобильного транспортного коридора «Европа – Западный Китай»;

б) развитие портовой инфраструктуры и строительство транспортных подходов к портам;

в) развитие Северного морского пути, в т.ч. строительство ледокольного и танкерного флота, а также терминалов по перевалке сжиженного природного газа;

г) развитие железнодорожной инфраструктуры на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях, строительство подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна;

д) развитие транспортных коммуникаций между мегаполисами и ключевыми промышленными районами России;

е) развитие энергетической инфраструктуры: строительство и модернизация генерирующих мощностей, развитие магистральной энергетической сети; увеличение пропускной способности магистральных нефтепроводов и газопроводов [19].

2. Формирование базы инновационно ориентированного научно-технологического развития:

а) формирование нормативной базы развития цифровизации в России;

б) создание информационной инфраструктуры обработки и хранения данных, в том числе на основе облачных технологий;

в) развитие российской системы спутниковой связи;

г) реализация платформенных решений в сфере оказания государственных услуг;

д) создание российской сети Интернета (проект «Рунет»);

е) создание сетей промышленного интернета и подключение к ним объектов инфраструктуры;

ж) развитие индустрии «Интернета вещей» на объектах транспортной инфраструктуры [16].

Осознавая и не оспаривая важность и необходимость проведения институциональных преобразований российской экономики и развития инфраструктуры, считаем целесообразным подчеркнуть, что эффективным инструментом прорывного развития экономик с догоняющей моделью развития зарекомендовала себя активно проводимая индустриальная политика. Согласно исследования Ф. Гасанова и Р. Шерифа, неотъемлемыми атрибутами эффективной индустриальной политики являются:

1. Активная поддержка на уровне государства промышленных секторов, которые обладают высоким уровнем сложности производимой продукции.

2. Политика, направленная на усиление уровня конкуренции в отраслях приоритетного развития.

3. Активное содействие развитию ориентированных на экспорт промышленной продукции высокотехнологичных производств [28] (Cherif, Hasanov, 2019).

Действующий механизм поддержки российской промышленности объективно не удовлетворяет всем приведенным выше критериям. В частности, нет строгой идентификации приоритетных секторов развития российской промышленности. В секторах, которые имеют высокую конкурентоспособность на международных рынках (ОПК, атомная энергетика, двигателестроение), в силу государственной монополии конкуренция сведена к минимуму [6, 22] (Piskunov, 2019; Tolkachev, Lapenkova, Yurevich, Dontsova, Shinkarev, 2019).

Основным каналом реализации промышленной политики в России до недавнего времени были государственные программы. В настоящее время в системе управления российской экономикой происходит планомерный переход с программно-ориентированного на проектно-ориентированный метод управления. Происходит пошаговая имплементация закрепленных в бюджетной системе государственных программ в реализуемые проекты [27] (Shchepakin, Gubin, Khandamova, 2019).

Функционирующими в настоящее время государственными программами поддержки отечественной промышленности являются: «Развитие образования» (в части обеспечения высококвалифицированными кадрами), «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Энергоэффективность и развитие энергетики», «Информационное сообщество», «Научно-технологическое развитие», «Развитие внешнеэкономической деятельности». Адресными отраслевыми программами являются: «Космическая деятельность», «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие медицинской и фармацевтической промышленности», «Развитие радиоэлектронной промышленности».

Меры государственной поддержки не выделенных в отдельные государственные программы отраслей находят отражение в программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». В программе «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусматриваются меры поддержки следующих секторов промышленности:

· автомобилестроение;

· транспортное машиностроение;

· аграрное машиностроение;

· строительное, дорожное и горное машиностроение;

· нефтегазовое машиностроение (в части создания отечественных аналогов оборудования для сжижения природного газа и нефтедобычи методом разрыва пласта);

· энергетическое машиностроение (производство газовых турбин) и пр. [12].

Большая часть указанных в государственных программах инструментов и механизмов поддержки промышленности носят характер институциональных преобразований. Методы активной промышленной политики используются крайне мало. В качестве применяемых в России приемов активной индустриальной политики можно привести развитие в рамках программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» инновационного центра «Сколково» и цифровизации экономики. Задекларирована, но де-факто не реализуется поддержка индустрии нанотехнологий (охватывает в первую очередь промышленности новых материалов) [13].

Основным инструментом механизма поддержки российской промышленности является предоставление бюджетных субсидий. В соответствии с федеральным бюджетом в наибольшей степени субсидируемыми отраслями российской промышленности являются автомобилестроение и космическая промышленность [21]. Общая доля выделяемой поддержки данных двух отраслей составляет ориентировочно 64 процента от общих объемов бюджетных субсидий (табл. 1) [25].

Таблица 1

Бюджетные субсидии российской промышленности

Отрасль промышленности
2019 год
2020
год
2021 год
Итого
Доля в бюджете
Доля в бюджете аккумулированная
Автомобилестроение, млрд руб.
204,8
215,3
229,5
649,6
33,2%
33,2%
Космическая деятельность, млрд руб.
195,1
198,3
208,8
602,3
30,7%
63,9%
Атомная энергетическая промышленность, млрд руб.
71,1
79,7
82,0
232,8
11,9%
75,8%
Авиационная промышленность, млрд руб.
59,9
86,8
83,9
230,6
11,8%
87,6%
С/х машиностроение, млрд руб.
14,2
14,6
15,1
43,9
2,2%
89,8%
Энергетика, млрд руб.
16,0
16,6
8,3
40,9
2,1%
91,9%
Судостроение (в т.ч. освоение шельфа), млрд руб.
8,9
14,8
14,8
38,5
2,0%
93,9%
Фарм. и медицинская промышленность, млрд руб.
11,4
11,3
11,1
33,7
1,7%
95,6%
Специальное машиностроение, млрд руб.
9,6
10,0
11,4
31,0
1,6%
97,2%
Электронная промышленность, млрд руб.
9,9
9,9
9,9
29,7
1,5%
98,7%
Силовая электротехника, млрд руб.
3,0
2,0
2,0
7,0
0,4%
99,0%
Транспортное машиностроение, млрд руб.
1,5
1,5
1,5
4,5
0,2%
99,3%
Нефтегазовое машиностроение, млрд руб.
1,4
1,5
1,6
4,5
0,2%
99,5%
Легкая промышленность, млрд руб.
2,5
0,8
0,8
4,1
0,2%
99,7%
Робототехника, млрд руб.
0,7
1,2
1,2
3,1
0,2%
99,9%
Металлургия, млрд руб.
0,5
0,5
0,5
1,5
0,1%
99,9%
Лесопромышленный комплекс, млрд руб.
0,4
0,4
0,4
1,2
0,1%
100,0%
Всего
610,9
665,3
682,9
1 959,1
100,0%

Источник: Федеральный бюджет России.

Отдельное место в реализуемых мерах государственной поддержки промышленности занимает программа создания высокотехнологичной промышленной продукции. Объем бюджетных ассигнований на данную программу составляет 82,4 млрд рублей. Основные мероприятия, финансируемые в рамках данной программы, представляют собой субсидирование отдельных производителей экспортно ориентированной высокотехнологичной продукции по каналам Минпромторга.

Обобщая анализ действующего механизма государственной поддержки промышленности России, целесообразно предположить, что запланированные меры направлены скорее на эволюционное развитие экономики, чем на прорывной рост.

Вместе с этим запланированы к реализации мероприятия по формированию научно-технологической и инженерной базы для формирования устойчивых предпосылок для реализации стратегии прорывного развития в высокотехнологичных секторах обрабатывающей промышленности [20].

Контрольной точкой для проверки эффективности запланированной стратегии промышленного развития России является 2024 год, обозначенный в национальных проектах и государственных программах технологического развития как срок достижения обозначенных выше целей в области модернизации экономики России.

Стратегию и политику государственной поддержки российской промышленности предлагается классифицировать в двух направлениях: 1) фундаментальная трансформация институциональной среды (улучшение инвестиционного и делового климата, реформирование контрольно-надзорной деятельности, повышение эффективности государственного управления и т.д.); 2) адресная поддержка приоритетных отраслей и секторов обрабатывающей промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.

Отдельным блоком стратегии промышленного развития и механизма государственной поддержки является реализация программы импортозамещения высокотехнологичного промышленного оборудования.

Критериями эффективности механизма государственной поддержки обрабатывающей промышленности является рост количества осуществляющих технологические инновации организаций, ускоренное внедрение в обрабатывающую промышленность цифровых технологий (Индустрия 4.0), создание экспортно ориентированных кластеров обрабатывающей промышленности.

Ключевой, на наш взгляд, проблемой на пути достижения поставленных целей развития российской промышленности является недостаток доступа к современным промышленным технологиям, которыми обладают ключевые западные конкуренты отечественных компаний.

В разрезе акцентуации на проблемах догоняющего и опережающего (прорывного) развития российской обрабатывающей промышленности фактор доступа к технологиям имеет ключевое значение.

Относительно эффективное догоняющее развитие возможно при условии успешного копирования существующих технологий и создания на их основе конкурентоспособных инженерно-конструкторских решений. На наш взгляд, реализуемая в период до 2024 года стратегия развития промышленности России базируется именно на таких моделях технологического преследования конкурентов.

Вместе с этим по-настоящему прорывная стратегия возможна только при создании научно-технологического потенциала, способного создавать принципиально новые технологии как на существующих, так и на принципиально новых рынках.

В рамках действующего механизма государственной поддержки проектов развития технологической базы прорывного развития обрабатывающей промышленности России можно выделить национальные проекты «Наука», «Образование», «Цифровая экономика», а также проект Национальной технологической инициативы до 2035 года. Однако по состоянию на середину 2020 года данные инициативы имеют существенные проблемы с реализацией, повышающие риски недостижения заявленных в них целей.

Заключение

В настоящее время нет четкой проработки политики структурной трансформации российской промышленности с обозначением релокации ресурсов из менее производительных в высокотехнологичные сектора. Структурная трансформация российской промышленности является мощным инструментом стимулирования производительности труда и базовым элементом стратегии действительно прорывного развития национальной экономики.

Наиболее сложным моментом практической реализации политики структурной трансформации экономики является вычленение основных факторов будущего экономического роста. Определение в качестве перспективных точек роста промышленных секторов во многом целесообразно из-за наличия эффекта безусловной сходимости производительности труда, позволяющей более эффективно имплементироваться в глобальные цепочки стоимости и обеспечивать более быстрый трансфер технологий [30] (Rodrik, 2013).

Имплементация в действующий механизм государственной поддержки промышленности проработанной политики структурной трансформации позволит в первую очередь систематизировать отрасли приоритетного развития и сформулировать более адресные каналы их поддержки на внутреннем и международном рынках.

[1] Кудрин А.Л., Стефани Ф. Российская экономика в поисках стимулов роста // Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург. 2019.

[2] Шохин А.Н. Россия 2024: как совместить стабильность и реформы // Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург. 2019.


Источники:

1. Баклыкова Е.А. Об эффективности механизма государственной поддержки российского автопрома в современных условиях // Экономические отношения. – 2019. Том 9. № 4. С. 3141-3154.
2. Дедкова Е.Г., Гудков А.А., Быкова Е.В. Направления и формы государственной поддержки предприятий-экспортеров в России // Экономические отношения. – 2018. Том 8. № 2. С. 271-280. doi: 10.18334/eo.8.2.39103.
3. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г., Новиков А.В. Управление экосистемой: механизмы интеграции компаний в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Лидерство и менеджмент. – 2019. – Том 6. – № 4. – с. 453-468. – doi: 10.18334/lim.6.4.41197.
4. Кудрин А.Л., Стефани Ф. Российская экономика в поисках стимулов роста // Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург. 2019.
5. Маршова Т.Н. Риски и ограничения развития производственных мощностей российской промышленности // Экономическая безопасность. 2018. Том 1. № 2. С. 131-136. doi: 10.18334/ecsec.1.2.100506.
6. Пискунов А.И. Техническое перевооружение как основа инновационного развития промышленных предприятий России // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 1. – С. 137-150. – doi: 10.18334/vinec.9.1.40079.
7. Правительство Российской Федерации. Единый план по достижению национальных целей в период до 2024 года URL: http://static.government.ru/media/files/j8IV1FkssLpUqI89JCXZ2mLiIiLEn7H8.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
8. Правительство Российской Федерации. План мероприятий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП 2019. URL: http://static.government.ru/media/files/VxiY5sMI1efyU0dBdVFSrau5TFkgYG3K.pdf (дата обращения: 02.04.2020).
9. Правительство Российской Федерации. План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в ВВП. Отраслевые меры 2019. URL: http://static.government.ru/media/files/Co4Uw8XN0jXXuFALCATp4IeIXe3yqeK2.pdf (дата обращения: 03.04.2020).
10. Правительство Российской Федерации. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года 2018. URL: http://static.government.ru/media/files/ne0vGNJUk9SQjlGNNsXlX2d2CpCho9qS.pdf (дата обращения: 04.04.2020).
11. Правительство Российской Федерации. Рапоряжение от 17.01.2019 №20-р «План мероприятий «Трансформация делового климата» 2019. URL: http://static.government.ru/media/files/RDLjpvAMGczA7PfJJ8PXN2MIjC9VvJNA.pdf (дата обращения: 05.04.2020).
12. Правительство Российской Федерации. Постановление от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» URL: http://static.government.ru/media/files/1gqVAlrW8Nw.pdf (дата обращения: 28.10.2019).
13. Правительство Российской Федерации. Постановление от от 15 апреля 2014 г. N 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/15 (дата обращения: 27.10.2019).
14. Президент Российской Федерации. Указ от 21.12.2017 №618 «Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы» URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201712220004.pdf (дата обращения: 22.09.2019).
15. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы» URL: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
16. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национального проекта (программы) «Производительность труда и поддержка занятости» 2018. URL: http://static.government.ru/media/files/Ki3g5TzKdmVyX2ogBvNTIxH3BQ6YFADA.pdf (дата обращения: 5.10.2019).
17. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт» URL: http://static.government.ru/media/files/FL01MAEp8YVuAkvbZotaYtVKNEKaALYA.pdf (дата обращения: 24.09.2019).
18. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. Паспорт национального проекта (программы) «Цифровая экономика Российской Федерации» 2018. URL: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения: 5.10.2019).
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 №2101-р. 2018. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года // URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJASDW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 11.09.2019).
20. Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 1512-р об утверждении «Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года» // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74142592/ (дата обращения: 15.07.2020).
21. Сорокина Н.Ю. Мониторинг экономической безопасности старопромышленных регионов // Экономическая безопасность. – 2018. – Том 1. – № 4. – С. 283-289. – doi: 10.18334/ecsec.1.4.100526.
22. Толкачев С.А., Лапенкова Н.В., Юревич М.А., Донцова О.И., Шинкарев Н.В. Анализ факторов научно-технической и научно-технологической конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности России и передовых стран // Вопросы инновационной экономики. 2019. Том 9. № 4. С. 1239-1262. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41266.
23. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 03.04.2020).
24. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41449/page/1 (дата обращения: 11.10.2019).
25. Федеральный закон "Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" от 29.11.2018 N 459-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_312362/ (дата обращения: 28.10.2019).
26. Шохин А.Н. Россия 2024: как совместить стабильность и реформы // Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург. 2019.
27. Щепакин М.Б., Губин В.А., Хандамова Э.Ф. Концептуальные аспекты управления реструктуризацией промышленности региона // Лидерство и менеджмент. 2019. Том 6. № 3. С. 257-278. doi: 10.18334/lim.6.3.41021.
28. Cherif R., Hasanov F. The Return of the Policy That Shall Not Be Named: Principles of Industrial Policy // IMF Working Paper, No. WP/19/74, March 2019. pp. 5-77.
29. Mironov V., Konovalova L. Structural changes and economic growth in the world economy and Russia // Russian Journal of Economics, Vol. 5, No. 1, April 2019. pp. 1-26.
30. Rodrik D. Unconditional Convergence in Manufacturing // Quarterly Journal of Economics, Vol. 128, No. 1, 2013. pp. 165-204

Страница обновлена: 29.01.2024 в 00:18:26