Hospitality and tourism digital transformation trends in modern conditions

Khamirzova S.K.1, Kumpilova A.R.1, Kalashnikova S.V.1, Khachemizova E.A.1
1 Майкопский государственный технологический университет

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=63633386

Abstract:
Amidst the global digitalization of the economic space, the hospitality and tourism industry is one of the most promising sectors of the economy in the context of the introduction and widespread of new forms and types of digital technologies. In this regard, digital transformation is becoming the main trend determining the vector of development of the hospitality and tourism industry. This study identifies the advantages of digital technology in increasing the innovation activity and efficiency of the tourism business. The directions of application and types of digital technologies and services in the hospitality and tourism industry are analyzed. The expediency of digital ecosystems based on the creation of a single information space that unites all stakeholders of the hospitality and tourism industry is substantiated. The high efficiency of innovative ecosystems is emphasized. It consists in a powerful synergetic effect from the interaction of stakeholders in the industry, as well as in better meeting the needs of tourists. Acknowledgments: The study was carried out at the expense of a grant from the Moscow State Technical University.

Keywords: digitalization, digital technology and services, hospitality and tourism industry, innovation ecosystem

Funding:
Исследование выполнено за счет средств гранта ФГБОУ ВО «МГТУ»

JEL-classification: O31, Q55, Z32



Введение

В современных условиях глобальных вызовов, усиления санкционного давления, обострения геополитических проблем наблюдается масштабная трансформация социально-экономических, финансовых и структурно-технологических процессов в экономике и бизнесе. В настоящее время формируется новая парадигма развития экономики на основе инновационных процессов и цифровой трансформации.

Рассматривая индустрию гостеприимства и туризма как важный приоритет социально-экономического развития страны (благодаря значительному мультипликативному эффекту, связанному с привлечением инвестиций, развитием инфраструктуры), необходимо принимать во внимание технологические трансформации, связанные с внедрением инновационных технологий и масштабной цифровизацией отрасли, повлекшей, в том числе, и изменение потребительского поведения туристов, предъявляющих высокие требования к цифровому сопровождению путешествий.

Современные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма базируются на широком использовании цифровых технологий (digital-технологий), что способствует снижению затрат на производство, росту производительности труда и конкурентоспособности отрасли в целом.

Возрастающая роль инновационных технологий в деятельности гостиничных и туристских организаций способствует их интеграции в единое информационное пространство, интенсификации процессов перехода ключевых секторов туристского бизнеса в формат цифровых экосистем.

Поскольку цифровизация становится одним из значимых факторов повышения конкурентных позиций субъектов гостиничного и туристского бизнеса и вектором инновационного развития, необходимость исследования цифровых и технологических аспектов их деятельности является весьма очевидной.

Целью исследования является изучение направлений цифровой трансформации как ключевого драйвера перспективного развития индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях на основе внедрения и широкого использования диджитал-технологий в целях повышения эффективности отрасли.

Материалы и методы исследования.

Анализ научных публикаций по теме исследования позволяет отметить, что основные направления цифровой трансформации индустрии гостеприимства и туризма являются предметом пристального внимания научного сообщества, а также представителей бизнес-среды. Исследованию цифровых технологий и инновационных процессов в сфере гостеприимства и туризма посвящены работы российских и зарубежных ученых.

В статьях Боголюбова В.С., Макриновой Е.И., Сотник А.П., Хайдарова И.С., Соболевской Т.Г. рассматривается потенциал использования цифровых платформ в туризме и отдельные аспекты цифровизации [2, 8, 17].

Роль цифровых сервисов в туризме изучают Богомазова И.В., Аноприева Е.В., Климова Т.Б., Вострова Е.И., Оборин М.С., Овчаренко Л.А., Лебезова Э.М. [3, 4, 11, 12].

В работах Морозова М.А., Ашиновой М.К., Пригоды Л.В., Ешуговой С.К., Кадакоевой Г.В. и др. исследованы вопросы формирования цифровых экосистем и их инфраструктурного обеспечения [6, 9,10].

Исследованию инновационных экосистем в туризме и их роли в обеспечении экономического роста посвящены работы Сердюковой Н.К., Таниной А.В., [14, 15, 16, 19].

Вопросы построения структурно-функциональной модели цифровой платформы в туризме, а также оценки деятельности туристских организаций в условиях глобальной цифровизации отрасли отражены в работах Левченко К.К., Чуваткина П.П. [7, 22].

Инновационный аспект цифровизации индустрии гостеприимства и туризма Республики Адыгея рассмотрен в работах Калашниковой С.В., Кумпиловой А.Р., Хамирзовой С.К., Хачемизовой Э.А., Харченко Д.Е., Лебедевой С.А. [6, 23].

Вместе с тем, несмотря на значительное количество научных работ по заявленной теме, степень изученности цифровых технологий и их влияния на рост потенциала сферы гостеприимства и туризма на региональном уровне является не достаточной и предполагает проведение дополнительных исследований.

В ходе настоящего исследования использовались следующие методы научного исследования: монографический, экономико-статистический, аналитический, сравнительный, которые позволили выявить специфику инновационных бизнес-процессов и направлений цифровой трансформации индустрии гостеприимства и туризма в современных условиях.

Результаты исследования. Внедрение цифровых технологий в индустрии гостеприимства и туризма открывает новые возможности для всех участников туристского бизнеса. Использование диджитал-технологий обеспечивает экономию затрат туристских компаний, способствует формированию положительного туристского опыта, а также эффективному продвижению и популяризации туристических направлений.

Цифровая трансформация индустрии гостеприимства и туризма во многом связана с бурным развитием в последние годы инновационных технологий, которые с одной стороны, способствовали формированию нового поколения «умных» туристов, рассчитывающих на получение уникального туристского опыта во время посещения туристских аттракций, с другой - повышению эффективности туристического бизнеса. Новые туристские услуги во многом базируются на инновационных технологиях, призванных обеспечить комфорт и безопасность туристов и воздействовать на их впечатления. Таким образом, отвечая на постоянно меняющиеся высокие запросы современного глобализированного мира, цифровые технологии быстро эволюционировали, интегрируя множество функциональных возможностей, и прочно внедрились в индустрию гостеприимства и туризма (см. рис. 1.) [20].

Рисунок 1 - Влияние цифровых технологий на инновационную активность туристского бизнеса

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 22]

Приведенная схема определяет сферу применения цифровых технологий в туристском бизнесе и позволяет идентифицировать их по типам и видам с учетом специфики выполняемых функций.

Перспективы функционирования предприятий индустрии гостеприимства и туризма зависят от наличия соответствующей инновационной инфраструктуры и использования новейших цифровых технологий, необходимых для разработки и эффективной реализации туристских проектов в рамках глобальной цифровизации отрасли [21].

Влияние информационно-коммуникационного обеспечения бизнес-процессов с учетом цифрового потенциала и используемых цифровых технологий на критерии эффективности туристского бизнеса представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Взаимосвязь цифровых технологий с критериями эффективности туристского бизнеса

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 14, 22]

Использование цифровых технологий предприятиями индустрии гостеприимства и туризма максимально ориентировано на индивидуальные предпочтения туристов с целью последующего повышения объемов продаж и прибыли. Однако с повсеместным распространением Интернета в турбизнесе стали происходить существенные трансформации относительно стратегий продаж, а также способов обработки заявок туристов. С развитием IT-технологий у предприятий индустрии гостеприимства и туризма появилась возможность анализа большого объема данных «Big data», что в свою очередь, послужило импульсом к развитию цифрового маркетинга в туризме [3, 11].

Современные маркетинговые инструменты, основанные на интернет-технологиях полностью изменили парадигму туристского бизнеса. Резкое сокращение офлайн-агентских продаж и туроперейтинга способствовало переходу предприятий туриндустрии от офисных продаж туров к цифровому хабу (включая необходимость продвижения веб-ресурса, активного использования социальных сетей и участия в партнерском маркетинге и др.) [17].

Повышению эффективности функционирования турбизнеса в условиях цифровизации способствует внедрение IT-технологий в процессы документооборота. Так, например, использование технологии блокчейн позволяет хранить в едином цифровом пространстве данные о финансовых операциях, активах. Главными преимуществами блокчейн-технологии являются отражение всех совершенных транзакций, а также наличие доступа ко всей информации у каждого участника системы [11].

В рамках инновационной экосистемы индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации договорные отношения между туристом, турагентом и туроператором осуществляются в рамках концепции «электронной путевки».

Концепция «электронной путевки» предполагает подключение всех участников, задействованных в производстве, реализации и приобретении турпродукта к единой информационной системе, что делает возможным осуществление их прямого взаимодействия. Это своего рода оцифровка процесса договорных отношений между туристом, турагентом и туроператором, что представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Направления использования цифровых технологий в инновационной деятельности предприятий туризма

Источник: составлено авторами по результатам исследования [2, 7, 22]

Цифровое взаимодействие туристских организаций с потребителями в части осуществления системы продаж осуществляется по схеме бизнес-потребитель (Business-To-Consumer) при помощи инновационных инструментов, направленных на максимально эффективное обслуживание туристов.

Цифровые инновации предполагают также осуществление купли-продажи туристских продуктов при помощи мобильных онлайн-приложений и сервисов, которые позволяют потенциальным потребителям выбрать наиболее подходящие условия при бронировании тура. Повышение доступности мобильных онлайн-приложений и сервисов в сфере туристской деятельности для пользователей позволяет существенно снизить временные и финансовые затраты, а также обеспечивает комфорт и удобство при приобретении основных и сопутствующих туруслуг [3].

В настоящее время большинство субъектов индустрии гостеприимства и туризма используют цифровых помощников и технологии искусственного интеллекта при управлении гостиницами и турфирмами, в результате чего отмечается повышение качества обслуживания и удовлетворенности клиентов, увеличение оборота, а также экономия времени.

В то же время успешное продвижение и рост продаж туристских продуктов во многом определяется и поведением туристов, для которых использование современных цифровых коммуникаций является нормой жизни, что делает их непосредственными участниками бизнес-процессов в туризме. При работе над данным исследованием в октябре 2023 г. авторами статьи был проведен опрос среди жителей Республики Адыгея с целью выявления видов цифровых технологий, используемых ими во время путешествий (объем выборки составил 500 человек) (см. рис. 4.).

Рисунок 4 - Цифровые технологии, используемые туристами во время путешествий

Источник: составлено авторами по результатам исследования [1, 6]

Усиление роли цифровых технологий в деятельности туристских организаций в современных условиях проявляется также в стимулировании потенциальных туристов к самостоятельному онлайн-бронированию билетов и отелей, в возможности планировать маршрут и путешествовать самостоятельно, а также дистанционно осматривать достопримечательности туристских аттракций (см. рис. 5.) [4]. При этом банковские учреждения также заинтересованы в привлечении дополнительных клиентов (туристов) - владельцев кредитных карт, которыми можно оплачивать приобретаемые через Интернет туристические услуги.

Рисунок 5 - Применение цифровых технологий при планировании путешествий

Источник: составлено авторами по результатам исследования [7, 22]

Рассмотренные аспекты использования цифровых технологий отражают современные тренды развития индустрии гостеприимства и туризма и являются векторами их инновационной активности.

Перспективное развитие цифровых технологий в туризме связано с развитием travel-маркетплейсов (цифровых торговых площадок), как важнейшего инструмента онлайн-продаж туристских услуг. Санкционные ограничения привели к уходу с отечественного рынка онлайн-туризма ряда крупных зарубежных систем бронирования - Booking.com, Trivago, Airbnb, Skyscanner и др. Российский туристский рынок потерял более 25% пользователей и был вынужден осуществлять переориентацию на российские IT кампании, так как для многих кампаний зарубежные системы бронирования были единственным каналом продаж [10].

В настоящее время на долю российских travel-маркетплейсов («Островок», «Яндекс Путешествия», Tutu.ru и др.) приходится менее 30% объемов продаж, что свидетельствует о недостаточном развитии их функциональных возможностей и неспособности в полном объеме заменить ушедшие зарубежные кампании. Данная ситуация также свидетельствует о необходимости разработки мер по импортозамещению в туристской отрасли [23].

Многие российские субъекты гостиничной и туристской индустрии используют различные инновационные инструменты цифровизации бизнеса на рынке онлайн-туризма. Так, например, в кампании Ozon Travel запустили цифровой сервис по бронированию отелей; в «Яндекс Путешествия» разработан онлайн сервис для путешественников с опцией одновременной покупки билетов и бронирования отелей; в «Тинькофф Путешествия» работает сервис, позволяющий купить билеты на поезд или самолет, забронировать гостиницу и арендовать автомобиль [24].

Рассмотрим более подробно популярные в настоящее время среди туристов и путешественников цифровые сервисы и формирующиеся на их основе цифровые экосистемы в сфере гостеприимства и туризма (см. рис. 6.).

Рисунок 6 - Типы цифровых сервисов в индустрии гостеприимства и туризма

Источник: составлено авторами по результатам исследования [1, 6]

Широкое использование вышеупомянутых цифровых технологий и сервисов придает необходимый импульс инновационному развитию индустрии гостеприимства и туризма, а также способствует формированию цифровых экосистем, направленных на создание единого информационного пространства, объединяющего всех участников отрасли [9].

Самым продвинутым шагом при цифровизации индустрии гостеприимства и туризма является использование инновационных бизнес-моделей, приводящих к созданию экосистем, основанных на расширении партнёрских связей стейкхолдеров за счет формирования на основе цифровых технологий, в том числе блокчейна, принципиально новых подходов к обслуживанию туристов. Эффективность функционирования инновационных экосистем заключаются в высоком синергетическом эффекте от взаимодействия стейхолдеров отрасли, а также в более качественном удовлетворении потребностей туристов на основе предложения комплексных услуг на принципах комплементарности [15, 16].

Заключение

Индустрия гостеприимства и туризма использует цифровые инновационные технологии для создания уникальных туристских услуг, умных туристских дестинаций, обогащения опыта и впечатлений туристов во время путешествий.

Цифровые технологии сегодня являются незаменимым средством воздействия на формирование и стимулирование потребительского спроса на туристские услуги. С учетом растущего значения индустрии гостеприимства и туризма в экономике России, цифровые технологии являются действенным инструментом для развития туристской инфраструктуры, широко используются при планировании путешествий, бронировании билетов и отелей, при посещении туристических достопримечательностей.

В этом исследовании изучалось использование цифровых инновационных технологий в деятельности субъектов гостиничного и туристского рынка. Результаты исследования показали, что широкое применение цифровых технологий в национальной индустрии гостеприимства и туризма в полной мере отвечает современным принципам клиентоориентированности сферы услуг и обеспечивает формирование персонального туристского предложения.

Дальнейшее развитие цифровых платформ, мобильных приложений, искусственного интеллекта, больших данных, виртуальной и дополненной реальностей, как перспективных инновационных инструментов, необходимых для усиления конкурентных позиций предприятий в сфере гостеприимства и туризма будет реализовываться в формате экосистем, что поспособствует увеличению объемов внутреннего и въездного туризма, а также более полному удовлетворению потребностей туристов и получению дополнительной добавленной стоимости.


References:

Ashinova M.K., Prigoda L.V., Eshugova S.K., Kadakoeva G.V. (2023). Innovatsionnaya ekosistema industrii gostepriimstva i turizma v usloviyakh tsifrovizatsii [Innovative ecosystem of the hospitality and tourism industry amidst digitalization]. Creative Economy. 17 (10). 3659-3676. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.10.119229.

Bogolyubov V.S., Bogolyubova S.A. (2023). Potentsial ispolzovaniya tsifrovyh platform v turizme [The potential of using digital platforms in tourism]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (4). 156-162. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.2778.

Bogomazova I.V., Anoprieva E.V., Klimova T.B. (2019). Tsifrovaya ekonomika v industrii turizma i gostepriimstva: tendentsii i perspektivy [Digital economy in the tourism and hospitality industry: trends and prospects]. Service in Russia and abroad. 13 (3(85)). 34-47. (in Russian). doi: 10.24411/1995-042X-2019-10303.

Chuvatkin P.P., Levchenko K.K. (2023). Rol tsifrovyh tekhnologiy v povyshenii innovatsionnoy aktivnosti turistskikh organizatsiy [The role of digital technologies in increasing the innovation activity of tourism organizations]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 9 (2). 42-51. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2023-9-2-0-4.

Eshugova S.K., Kadakoeva G.V. (2021). Osobennosti razvitiya tsifrovizatsii v Rossii v usloviyakh pandemii 2020 goda [Features of digitalization development in Russia in the context of the 2020 pandemic] Volgograd: Nauchnyy izdatelskiy tsentr «Absolyut». (in Russian).

Filimonov I.V. (2023). Rol gosudarstva v razvitii ekosistemy tsifrovoy ekonomiki [The role of the state in the development of the digital economy ecosystem]. Scientific research of the Faculty of Economics. Electronic journal. 15 (3(49)). 29-49. (in Russian). doi: 10.38050/2078-3809-2023-15-3-29-49.

Kalashnikova S.V., Kumpilova A.R., Khamirzova S.K., Khachemizova E.A. (2023). Innovatsionnyy aspekt tsifrovizatsii industrii gostepriimstva i turizma Respubliki Adygeya [Innovative aspect of digitalization of the hospitality and tourism industry of the Republic of Adygea]. Regional economics and management: electronic scientific journal. (4(76)). (in Russian).

Kharchenko D.E., Lebedeva S.A. (2022). Importozameshchenie tsifrovyh tekhnologiy v turisticheskom biznese v epokhu ekonomicheskikh transformatsiy [Import substitution of digital technologies in the tourism business in an era of economic transformation]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2717-2730. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116375.

Levchenko K.K. (2023). Strukturno-funktsionalnaya model tsifrovoy platformy v turizme [Structural and functional model of the digital platform in tourism]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 13 (3-1). 285-293. (in Russian). doi: 10.34670/AR.2023.70.77.066.

Makrinova E.I., Sotnik A.P., Khaydarov I.S. (2020). Modeli i tekhnologii razvitiya turizma v meynstrime tsifrovoy ekonomiki [Models and technologies of tourism development in the mainstream of digital economy]. Fundamental research. (3). 72-77. (in Russian). doi: 10.17513/fr.42702.

Morozov M.A., Morozova N.S. (2020). Kontseptsiya tsifrovoy ekosistemy industrii turizma i gostepriimstva [The concept of the digital ecosystem of the tourism and hospitality industry]. Service and Tourism: Current Challenges. 14 (4). 27-36. (in Russian). doi: 10.24411/1995-0411- 2020-10402.

Morozov M.M. (2023). Infrastrukturnoe obespechenie tsifrovoy ekosistemy turistskikh i gostinichnyh uslug [Infrastructural provision of the digital ecosystem of tourist and hotel services]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 9 (2). 24-31. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2023-9-2-0-2.

Oborin M.S. (2022). Tsifrovaya transformatsiya turisticheskogo prostranstva: novye vozmozhnosti [Digital transformation of the tourist space: the new features]. Service and Tourism: Current Challenges. 16 (1). 157-164. (in Russian). doi: 10.24412/1995-0411-2022-1-157-164.

Ovcharenko L.A., Lebezova E.M. (2021). Tsifrovizatsiya kak novaya paradigma upravleniya razvitiem turizma [Digitalization as a new paradigm tourism development management]. Vek kachestva. (4). 106-126. (in Russian).

Pashina M.A. (2021). Strategicheskoe razvitie alyansa gostinichnyh setey i turistskikh klasterov [Strategic development of the alliance of hotel chains and tourism clusters]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (10(135)). 496-499. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2021.135.10.095.

Serdyukov S.D., Serdyukova N.K. (2023). Razvitie tsifrovyh ekosistem i platform v turizme i sfere uslug [Developing digital ecosystems and platforms for tourism and services]. Creative Economy. 17 (8). 2887-2908. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.8.118525.

Serdyukova N.K., Serdyukov S.D. (2022). Teoreticheskie i prikladnye aspekty ekosistemnogo podkhoda k razvitiyu turizma i gostepriimstva [Theoretical and applicable aspects of an ecosystem approach to a development of tourism and hospitality]. Natural-humanitarian research. (44(6)). 272-277. (in Russian).

Serdyukova N.K., Serdyukov S.D. (2023). Issledovanie faktorov i protsessa formirovaniya ekosistemy turizma territorii [The study of factors and the process of formation of the ecosystem of tourism of the territory]. Vestnik evraziyskoy nauki. 15 (4). 1-21. (in Russian). doi: 10.15862/24ECVN423 .

Sobolevskaya T.G. (2021). Tsifrovizatsiya – dvigatel transformatsii industrii turizma v epokhu tsifrovyh tekhnologiy [Digitalization - the engine of transformation of the tourism industry in the digital age]. Marketing i logistika. (3(35)). 59-67. (in Russian).

Tanina A.V. (2023). Formirovanie tsifrovyh ekosistem v turizme [Formation of digital ecosystems in tourism]. Journal of legal and economic studies. (1). 39-50. (in Russian). doi: 10.26163/GIEF.2023.72.33.006.

Tarchokov S.K., Platov A.V., Udalov D.E., Podsevalova E.N. (2022). Faktory prinyatiya tekhnologii NFC v turistskoy i gostinichnoy industrii [Factors in the adoption of the nfc technology in the tourism and hospitality industry]. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. 8 (4). 88-103. (in Russian). doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-4-0-7.

Vostrova E.I. (2022). Digital-transformatsiya turisticheskogo prostranstva: novye vozmozhnosti [Digital transformation of the tourist space: new opportunities]. Obschestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. (1(93)). 47-52. (in Russian). doi: 10.24158/spp.2022.1.6.

Страница обновлена: 06.05.2025 в 01:19:45