The university complex as an element of the regional scientific and educational ecosystem
Pashuk N.R.1, Vertinova A.A.1
, Smitskikh K.V.1
1 Владивостокский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 34
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 12 (december 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=59997309
Abstract:
Currently, there is a change in the educational paradigm, which determines the increasing role of university complexes in the development of the regional scientific and educational ecosystem. The authors revealed the theoretical and methodological provisions of the scientific and educational ecosystem. It is considered as a flexible mechanism of actors' interaction, allowing them to respond in a timely and adequate manner to external and internal changes. The central link is the university complex, which the authors understand as a set of interconnected educational institutions and educational organizations that ensure the continuity of education received by society and aimed at achieving strategic priorities for the development of the region through the rational use of material, intellectual, and labor resources. The article analyzes the main directions of mutual influence between the university complex and the actors of the scientific and educational ecosystem of the region. The authors emphasize the importance of university complexes in the sustainable development of the scientific and educational ecosystem of the region, on the basis of which a conceptual model of the development of the university complex was formed. This model can be used by higher education institutions to form long-term strategies for functioning, increasing competitiveness, and stimulating a positive impact on regional development.
Keywords: scientific and educational ecosystem, regional development, university complex, educational trajectories, national projects
JEL-classification: H75, I20, I21, I23, I25, I26, I28, P36
Введение
Эффективность реализации государственной политики в сфере высшего образования, обусловленная достижением целей, вошедших в Программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», Национального проекта «Образование» и Национального проекта «Наука», ставит серьезные вызовы перед образовательными и научными организациями.
При этом, несмотря на рост в России охвата высшим образованием, сохраняется значительный разрыв между регионами с точки зрения его доступности. Проведенные исследования свидетельствуют о концентрации студенческого контингента в наиболее развитых регионах, так на 2022 год в Центральном федеральном округе зафиксировано 1 196 564 студентов, что в 7,5 раз выше, чем в Дальневосточном (157 566 студентов) и в Северокавказском (170 595 студентов) округах [1].
Данная ситуация, обусловленная региональной дифференциацией, имеет негативные демографические тенденции и ограничения для социально-экономического развития с точки зрения уровня человеческого капитала.
В этой связи следует отметить возрастающую степень участия университетских комплексов в развитии научно-образовательной экосистемы регионов, основывающуюся на их значимой роли и функционировании реальных механизмов. Так, во‑первых, университеты являются основными работодателями и покупателями (потребителями) услуг и товаров на региональном рынке. Во-вторых, они оказывают влияние на местный рынок труда через подготовку кадров для региона. В-третьих, академическое предпринимательство способствует созданию новых высокопотенциальных фирм в регионе.
По мнению авторов, университетский комплекс имеет возможность притягивать интеллектуальный потенциал для развития научно-образовательной экосистемы региона, что в свою очередь будет способствовать сглаживанию социально-экономического неравенства и обеспечению конкурентоспособности российского образования.
Один из современных подходов к развитию науки и образования базируется на понятии экосистем, их принципов и характеристик. Структура науки и образования усложняется, связи и взаимодействия между участниками не могут быть описаны системой или сетью, поэтому все чаще применение экосистемного подхода становится актуальным как при разработке локальных требований, например, университетов, так и стратегических документов регионального и федерального характеров.
Анализируя научные источники, чаще можно встретить термины «образовательная экосистема» и «университетская экосистема», чем их интеграцию. Так, Вайнодорф-Сысоева М.Е. и Субочева М.Л. [2] при использовании сущности экосистем для построения модели образовательной экосистемы формулируют ее понимание как современного ресурса организации учебного процесса вуза. Однако, Хангельдиева И.Г. [3] подчеркивает именно разно-векторный аспект взаимодействия внутри образовательной экосистемы и характеризует ее как инструмент эволюционной трансформации от традиционной модели образования к современной. Данную точку зрения поддерживают Деррина Н.В, Савва Л.И. и рабина Е.И. [4] в своем исследовании, однако предлагая термин «университетская экосистема», в котором гармонично сочетаются образовательные концепции и научные исследования. Более того, в работе Изотовоц А.Г. и Гаврилюк Е.С. [5] данный подход находит свое развитие, а также автор формулирует цель такой экосистемы, которая заключается в повышении эффективности деятельности внутри вуза. Следует также подчеркнуть, что все большая часть исследователей, в том числе Ефимов В.С., Лаптева А.В., Румянцев М.В. [6], Анохина М.Е. и Бородулин В.А. [7], отмечают инновационность экосистем и применение цифровых технологий для их развития.
Термин научно-образовательная экосистема, с одной стороны, понимается учеными Боровской М.А., Лябах Н.Н., Масыч М.А., Федосовой Т.В. [8] как одно из направления развития «академического мира» при сочетании с отраслевым подходом и формировании комплекса инструментов для управления и регулирования отношений, а, с другой стороны, Масалова Ю.А. [9] видит в таком подходе социальные возможности человеческого развития, которые будут основаны на индивидуальных траекториях.
Проблема исследования заключается в том, что, рассматривая научно-образовательный комплекс как элемент научно-образовательной экосистемы, затруднительным становится сопоставление данных понятий в силу отсутствия единого подхода к пониманию научно-образовательной экосистемы, что ведет с практической точки зрения к несогласованности развития учреждений образования разных уровней.
Основной целью исследования является развитие теоретико-методологических основ к определению роли университетских комплексов в развитии научно-образовательной экосистемы региона.
В рамках поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основные составляющие научно-образовательной экосистемы региона.
2. Определить влияние функционирования “университетских комплексов” в развитии научно-образовательной экосистемы региона.
3. Сформировать концептуальную модель развития университетского комплекса как элемента научно-образовательной экосистемы региона.
В качестве научной новизны данной работы можно выделить предложение авторского определения и модели «университетского комплекса», рассматриваемого как неотъемлемая часть эффективной функционирующей научно-образовательной системы региона.
Материалы и методы исследования
Информационной базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, отражающие концептуальные основы теории региональных экосистем, теоретические аспекты формирования и развития университетских комплексов, а также аналитические и статистические данные, представленные в открытом доступе на официальных сайтах государственных органов и высших учебных заведений.
Для обеспечения достижимости поставленной цели исследования была использована совокупность взаимосвязанных методов.
Для определения ключевых элементов научно-образовательной экосистемы региона были применены общетеоретические методы синтеза, дедукции, индукции, логико-структурного, причинно-следственного и компаративного анализа.
Решение второй задачи, заключающейся в выявлении значимости функционирования «университетских комплексов» в развитии научно-образовательной экосистемы региона, производилось за счет использования методов библиографического анализа, синтеза и обобщения публикаций по состоянию изученности.
Формирование концептуальной модели развития университетского комплекса как элемента научно-образовательной экосистемы региона осуществлялось авторами посредством применения методов систематизации, структурной декомпозиции и графической визуализации, что способствовало отражению комплексного графического представления элементов модели.
Результаты исследования
В рамках настоящего исследования под научно-образовательной экосистемой понимается единая среда, основанная на взаимодействиях и взаимосвязях различных акторов научной и образовательной сфер, направленная на регулирование этих сфер, повышение возможностей их развития и адаптации к внешним и внутренним изменениям.
Центральными элементами научно образовательной экосистемы выступают ее акторы, стратегические приоритеты деятельности которых определяют функциональную роль и направленность действия экосистемы в региональном развитии. На основе проведенного анализа литературы можно выделить основных акторов, являющиеся основной функционирования любой региональной научно-образовательной экосистемы, независимо от условий и воздействующих факторов.
Регулятором деятельности всех региональных субъектов выступают органы власти, определяющие стратегические приоритеты развития территорий, нормативно-правовые рамки, стимулирующие привлечение и, одновременно, задающие ограничения ресурсных (финансовых, материальных и трудовых) потоков, а также регламентирующие деятельность всех остальных участников, взаимодействующих на рассматриваемой территории.
Специфика научно-образовательной экосистемы определяется обязательным наличием и взаимосвязью деятельности учебных заведений и образовательных организаций среднего профессионального и высшего уровней образования, направленных на обеспечение непрерывности получаемого обществом образования, удержание и привлечения трудоспособного населения в пределах функционирующей экосистемы, и как следствие, повышения качества жизни граждан.
Не менее важным участником выступают научно-исследовательские организации и институты, осуществляющие инновационную функцию научно-образовательной экосистемы, и включающие: научно-исследовательские институты, научно-технические, конструкторские, проектные, технологические бюро и институты; научно-информационные центры, институты, библиотеки; исследовательские, промышленные, технологические парки, инкубаторы бизнеса, малые инновационные и внедренческие фирмы.
При этом отдельное значение имеют предпринимательские структуры, направленные на обеспечение новаторской, организационной, ресурсной и социальной функций, объединяющие коммерческие субъекты малого и среднего предпринимательства, субъекты социального предпринимательства; союзы торгово-промышленных палат субъектов региона, а также общественные объединения и союзы предпринимателей.
Для обеспечения результативности взаимосвязей ключевых акторов научно-образовательной экосистемы региона необходимым условием является наличие комплекса функциональных принципов взаимодействия.
Соблюдение принципа концептуального единства развития экосистемы способствует определению единого вектора функционирования участников взаимодействия, включающего формирования единых ценностей и стратегических приоритетов. Помимо этого, немаловажным является принцип согласованности интересов акторов экосистемы, который обеспечивает минимизацию сопротивления во взаимодействии участников научно-образовательной экосистемы, а также повышение мотивированности акторов в достижении общих целей.
В основе принципа адаптивности и сбалансированности развития экосистемы лежит саморегулятивная характеристика экосистем, позволяющая сохранить устойчивость за счет перераспределения направленности воздействия деятельности акторов, их ресурсов и инструментов развития экономики региона.
Данная совокупность принципов функционирования научно-образовательной экосистемы региона характеризуется как устойчивая к проявлению внутренних и внешних факторов, которые можно укрупненно разделились на несколько групп.
Политико-правовые факторы включают политическую обстановку в стране и регионе в частности, противоречивость нормативно-правовых актов, наличие федеральных проектов и муниципальных программ, реализуемых на территории региона.
Среди социально-трудовых факторов развития научно-образовательной экосистемы региона можно выделить: уровень безработицы, патриотическую напряженность, качество системы здравоохранения, уровень жизни населения, миграционное движение, качество образования, а также степень доверия населения к общественным институтам.
Помимо этого, не менее значимыми являются экономико-финансовые факторы, к которым относится: развитие инфраструктуры и градообразующих предприятий, экономические темпы развития территорий, уровень инвестиционной привлекательности регионов, наличие особых экономических зон и мн.др.
Особую роль в эффективном функционировании научно-образовательной экосистемы играют научно-технологические факторы, определяющие инновационное развитие региона, которые включают модернизацию производств, наличие патентов, а также инновационную активность отдельных организаций.
Отдельным элементом научно-образовательной экосистемы региона выступают используемые акторами инструменты взаимодействия, которые напрямую зависят от характера взаимоотношений и целей конкретного взаимодействия. На основе выбранных инструментов, как правило, идентифицируется и согласовывается ресурсная база, необходимая в процессе организация сотрудничества между акторами научно-образовательной экосистемы.
Однако, помимо перечисленных выше элементов, которые представляются авторами как универсальные, необходимо отдельно выделить макроэлемент, способствующий синхронизации развития научно-образовательной экосистемы региона, также обеспечивающий динамику функционирования – университетский комплекс.
На основании анализа отечественной и зарубежной литературы было сформулировано авторское определение, которое характеризует университетский комплекс как совокупность взаимосвязанных учебных заведений и образовательных организаций, обеспечивающих непрерывность получаемого обществом образования, и направленная на достижение стратегических приоритетов развития региона посредством рационального использования материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов.
Переходя ко второй задачи исследования, необходимо отметить, что научно-образовательная экосистема - это гибкая и адаптивная система, в основе которой находится комплекс социально-экономических отношений, сформировавшихся между университетским комплексом и акторами внешней среды из различных сфер деятельности, имеющих многомерный характер взаимовлияния.
В рамках настоящего исследования, авторами были выделены основные направления взаимовлияния между университетским комплексом и акторами научно-образовательной экосистемы региона, представленные на рис.1.
Рисунок 1 - Влияние функционирования «университетских комплексов» в развитии научно-образовательной экосистемы региона (составлено авторами)
Рассмотрим положительные эффекты влияния функционирования университетских комплексов в развитии научно-образовательной экосистемы региона.
Взаимодействие с представителями предпринимательского сообщества способствует развитию в университете различных форм коммерциализации технологий и инноваций: заказные НИОКР и создание стартапов [10]. При этом возможно более эффективное формирование различных площадок, направленных на разработку проектов и их последующую коммерциализацию (бизнес-инкубатор, акселератор, технопарк) в университетских комплексах. Помимо этого, взаимодействие с бизнесом дает образовательной системе практико-ориентированную направленность: университет начинает готовить кадры с необходимыми компетенциями, которые соответствуют требованиям, необходимым непосредственно организации-работодателю и рынку.
Научно-исследовательские институты, научные центры и лаборатории, а также другие университеты, которые могут выступать элементами научно-образовательной экосистемы, при взаимодействии повышают количество научных публикаций и качество проводимых внутри университетских комплексах исследований, путем использования материальной и технической базы научных учреждений и привлечения в исследовательские команды новых, квалифицированных кадров. Повышение эффективности научно-исследовательской и предпринимательской функций напрямую влияет на инновационный уровень вуза, и как следствие региона в целом.
Влияние функционирования университетских комплексов на развитие населения может выражаться в следующих положительных эффектах:
- взращивание в университетских комплексах квалифицированных кадров, востребованных для региона;
- повышение уровня образованности населения, посредством проведения бесплатного обучения для различных категорий граждан;
- реализация социальных проектов;
- привлечение абитуриентов из других регионов с помощью целевого и практико-интегрированного обучения;
- организация культурно-образовательных и просветительских мероприятий для населения;
- развитие и популяризация волонтерского движения в местном, региональном и национальном масштабах.
Взаимодействие университетских комплексов и органов власти, может выражаться в стратегическом использовании исследований и разработок для развития региона. При этом, органы власти способны оказать финансовую и содержательную поддержку, например, предоставление льгот на поступление в университет определенным группам граждан, стипендии за выдающиеся успехи в обучении, а также для поддержки выделенных групп граждан, все это способствует росту числа абитуриентов. Поддержка со стороны органов власти, может осуществляться и на федеральном уровне, одним из примера является программа «Приоритет-2030». Участвующие в ней вузы получают из федерального бюджета гранты в форме субсидий. В свою очередь университетский комплекс выступает в виде источника пополнения доходной части бюджета различных уровней, так как является крупным налогоплательщиком.
Таким образом, роль функционирования университетских комплексов в развитии научно-образовательной экосистемы региона имеет масштабное значение, что выражается в синергетическом эффекте [11], который может привести к глобальному воздействию на экономический, научный и инновационный уровень государства.
На рисунке 2 представлена концептуальную модель развития университетского комплекса как элемента научно-образовательной экосистемы региона.
Рисунок 2 - Концептуальная модель развития университетского комплекса как элемент научно-образовательной экосистемы региона (составлено авторами)
Согласно представленной модели университетский комплекс является составной частью научно-образовательной экосистемы и имеет взаимосвязи со всеми акторами, несмотря на то, что каждый из них выполняет свои собственные функции. К тому же развитие университетского комплекса напрямую связано с деятельностью других акторов и немыслимо без них, а их взаимодействие подчиняется определенным принципам, характерным в целом для любой экосистемы. Необходимо отметить, что все акторы-участники научно образовательной экосистемы имеют общую ресурсную базу, что позволяет расширить количество и качество инструментов их взаимодействия. Благодаря выстроенной структуре научно-образовательной экосистемы каждый ее участник становится более устойчивым к влиянию внешних и внутренних факторов, которые отчасти влияют и на специфику взаимодействия внутри экосистемы.
Заключение
Уточнение определения «университетский комплекс», свидетельствует о том, что он является центральным звеном образовательной, инновационной и предпринимательской деятельности, происходящей внутри научно-образовательной экосистемы региона. Выстраиваемые при этом направления взаимодействия с акторами внешней среды, имеют многомерный характер и базируются на принципах концептуального единства развития экосистемы, согласованности интересов акторов, адаптивности и сбалансированности развития. По мнению авторов, представленная концептуальная модель развития университетского комплекса, позволит в перспективе разработать и обосновать стратегию создания инструментов, дающих возможность не только выявлять и отслеживать тенденции изменения индикаторов развития высшего образования, но и формировать механизмы, позволяющие раскрыть потенциал научно-образовательной экосистемы региона.
References:
Abramov V.I., Gordeev V.V., Stolyarov A.D. (2023). Sozdanie regionalnyh biznes-ekosistem na osnove tsifrovyh profiley klientov i omnikanalnyh kommunikatsiy [Creating regional business ecosystems based on digital customer profiles and omnichannel communications]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (5). 1521-1540. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.5.117670.
Anokhina M.E., Borodulin V.A. (2023). Ekosistema v sfere obrazovaniya: predposylki i trendy [Ecosystem in the field of education: background and trends]. Modern management technologies. (1(101)). (in Russian).
Borovskaya M.A., Lyabakh N.N., Masych M.A., Fedosova T.V. (2021). Tendentsii razvitiya akademicheskogo mira kak nauchno-obrazovatelnoy ekosistemy [Trends in the academic world as a scientific and educational ecosystem]. Terra Economicus. 19 (4). 110-126. (in Russian). doi: 10.18522/2073-6606-2021-19-4-110-126.
Dyorina N.V., Savva L.I., Rabina E.I. (2020). Universitetskaya ekosistema kak ekologicheskiy vektor vysshego obrazovaniya [University ecosystem as an ecological vector of higher education]. Mir nauki. 8 (3). 5. (in Russian).
Efimov V.S., Lapteva A.V., Rumyantsev M.V. (2019). Nauka i obrazovanie regiona v ekosistemnoy perspektive (na primere Krasnoyarskogo kraya) [Science and education of the region: the ecosystem perspective (the case of the Krasnoyarsk territory)]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 23 (3). 40-55. (in Russian). doi: 10.15826/umpa.2019.03.018.
Eroshenko E.P. (2019). Razvitie ekosistemy predprinimatelstva v regionakh Rossiyskoy Federatsii kak osnova sozdaniya uspeshnyh startapov [Development of entrepreneurship in the regions of the Russian Federation as a basis for creating successful startups]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 9 (2). 123-134. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.2.40772.
Izotova A.G., Gavrilyuk E.S. (2022). Ekosistemnyy podkhod kak novyy trend razvitiya vysshego obrazovaniya [Ecosystem approach as a new trend in the development of higher education]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (2). 1211-1226. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.2.114869.
Khangeldieva I.G. (2022). Obrazovatelnye ekosistemy - trend razvitiya sovremennogo rossiyskogo obrazovaniya v blizhayshem budushchem [Educational ecosystems - a trend of development of modern russian education in the near future]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie. (1). 68-88. (in Russian). doi: 10.51314/2073-2635-2022-1-68-88.
Masalova Yu.A. (2022). Nauchno-obrazovatelnaya ekosistema kak sreda dlya razvitiya chelovecheskikh resursov [Scientific and educational ecosystem as an environment for human resource development]. Creative Economy. 16 (12). 4973-4986. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.12.116926.
Vayndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. (2021). Obrazovatelnaya ekosistema: terminologicheskiy aspekt [Educational ecosystem: a terminological aspect]. Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. (4(44)). (in Russian). doi: 10.54509/22203036_2021_4_5.
Страница обновлена: 26.04.2025 в 09:46:33