Humanization of globalization as a system of global actions to improve the quality of life in every country
Kan E.N.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Russia
Download PDF | Downloads: 12
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 10 (October 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54773130
Abstract:
Globalization is the process by which ideas, knowledge, information, goods and services are distributed around the world. The globalization of the 21st century not only unites national economies, but also puts the world in front of new global challenges. This article is devoted to the study of such a phenomenon as the humanization of globalization as one of the methods of solving the global challenges of our time. The article presents the periodization of the phenomenon of globalization, which helps to consider this phenomenon from different sides and identify the main factors influencing its development. During the analysis, it was confirmed that globalization is the cause of both positive and negative effects affecting the change in the standard of living and the ecological situation of our planet. It was found that more and more scientists are asking pressing questions about what methods and approaches can improve globalization, and whether humanization can realize this task. As a result, based on the identified factors, the author proposed a definition of the humanization of globalization. The significance of this study lies in an attempt to systematize theoretical and methodological aspects for further study of this phenomenon.
Keywords: humanization of globalization, fourth industrial revolution, ecological crisis, Homo Humanus
JEL-classification: F01, F02, F62, F64, I31
Введение
Глобализация стала популярным термином, используемым в самых разных контекстах. В широком смысле этот термин охватывает все виды транснациональных экономических и культурных трансфертов. Глобализация – это многомерная концепция, включающая широкий спектр политических, социологических, экологических и экономических тенденций, которые вызывают озабоченность мирового научного и политического внимания [1] (Bonds Christopher, O’Bryne Darren, 2014). Экономисты в целом понимают глобализацию как растущую интернационализацию производства, распределения и маркетинга товаров и услуг [2] (Palmer, 2021). Также глобализация рассматривается как интеграция международной экономики посредством торговли, прямых иностранных инвестиций, миграции людей и технологий [3] (Portanskiy, 2021).
Традиционно глобализация воспринимается как благотворный процесс, связывающий богатые и бедные страны посредством беспрепятственных потоков товаров, услуг и капитала, способствующих совместному процветанию. Стоит отметить, что в настоящее время глобализация имеет огромный потенциал для улучшения благосостояния людей.
От глобализации многие страны реально получают выгоды. Скажем, страны Юго-Восточной Азии, которые в конце ХХ – начале XXI века пережили бурный подъем и продолжают свое развитие. Это Таиланд, Южная Корея; самый выдающийся пример – Сингапур. Сейчас идет вторая волна: это Малайзия, Индонезия, Вьетнам. Это страны, которые влились в процесс глобализации, провели либерализацию своих рынков, снизили импортные таможенные пошлины и получили реальный плюс от глобализации [3] (Portanskiy, 2021). По прогнозам экспертов, к 2050 году страны ASEAN (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии – центр глобального производства и торговли, а с недавнего времени еще и небывалого роста потребительского спроса) выйдут на четвертое место по объемам экономики [4]. Есть и другие примеры, как путешествие культуры, искусства или обмен своими научно-исследовательскими наработками со всем миром, которые говорят о расширении национальных границ, наращивании мирового научного потенциала и духовном обогащении всего человечества посредством глобализации.
Но в то же время глобализация создает высокий уровень неравенства (например, деление стран на «центр» и «периферию»), препятствующий извлечению выгоды из ускорения темпов экономического роста. Так, ученые Фальк Р. (1997) [5] (Falk, 1997), Хан Г. (1996) [6] (Khan Haider, 1996) и Сен Г. (1997) [7] (Sen, 1997) утверждают, что глобализация принесет больше пользы сильным экономическим субъектам, чем слабым странам. Глобализация связывает экономики стран и превращает их в единой целое. Можно утверждать, что глобализация увеличивает важность сферы услуг и квалифицированной рабочей силы, но также снижает важность сырьевых товаров и неквалифицированной рабочей силы в ущерб «сырьевым» странам. Революции в биотехнологии, микроэлектронике и т.п. подорвали важность сырья. Следовательно, страны, которые когда-то считались богатыми, поскольку наделены природными ресурсами, больше не входят в список богатых стран.
Нужно также сказать, что технологический прогресс изменил не только структуру затрат, но и их значимость. Современная промышленность использует меньше природных ресурсов. В результате их важность выпала из уравнения конкуренции. В современной экономике технологии, знания и навыки являются единственным источником сравнительных преимуществ [8] (Matiur Rahman, 2015).
Сложности для стран с переходной экономикой, мучительные последствия для стран Африки и Латинской Америки подтверждают эту точку зрения. Финансовый крах Восточной Азии в 1997 году, финансовые и экономические кризисы последних 15 лет в мире внесли сомнения относительно преимуществ глобализации. В результате число скептиков растет во всем мире (Prasad et al., 2003, Bluedorn, 2013) [8] (Matiur Rahman, 2015). Кроме того, бедным странам настоятельно рекомендуется применять макроэкономическую осмотрительность, дерегуляцию, приватизацию и либерализацию для установления связей с глобальной экономикой (так называемый Вашингтонский консенсус – использование ряда мер, направленных на усиление рыночных сил и снижения роли государственного сектора). Однако этот рецепт стандартных программ макроэкономической реструктуризации и корректировки подходит не всем странам из-за структурной, социальной и политической асимметрии. Другими словами, все экономики структурно не идентичны. Таким образом, пророчество «Один размер подходит всем» – неосуществимо. А если осуществимо? Тогда что мы имеем в сухом остатке? По мнению некоторых ученых, глобализация представляет собой уничтожение национального государственного суверенитета в результате действий новых факторов глобальных фирм, религиозных организаций, транснациональных управленческих структур (сетей). Такая перспектива рисует мрачную картину: одна и та же культура распространяется по всему земному шару [9] (Kuliev, 2020).
Если априори глобализация – неизбежное явление, которое существует объективно и независимо от нашего желания, помимо этого, имеющее «два лица», возникает вопрос – где искать выход из этого диалектического противоречия? Как избавиться от негативных последствий глобализации?
Целью данного исследования является изучение феномена «глобализация» с разных сторон, что, в свою очередь, поможет установить факторы, влияющие на ее развитие, а также вскрыть «болевые точки» ее последствий.
Научная новизна исследования состоит не только в постановке самой проблемы определения влияния глобализации на мир и человека, но и в попытке автора предложить методы решения глобальных вызовов нашего времени, вызванных глобализацией.
Основная часть
Для выхода из этого диалектического противоречия существует несколько точек зрения. Часть ученых видят выход в создании антиглобалистического и альтерглобалистического движения, организаций управления глобализацией [10] (Antiglobalizm i globalnoe upravlenie, 2006). Другая часть – в демократизации общества. Еще одна часть ученых предлагают деглобализацию. Некоторые ученые видят выход в гуманизации глобализации [11, 12] (Borovikova, 2012), другими словами, «очеловечивании» глобализации или придании глобализации «человеческого лица». Мы также придерживаемся гуманистической парадигмы [13] (Kan, 2017) и считаем, что именно гуманизация [14] (Kan, 2015) может остановить разрушительную силу глобализации или хотя бы снизить ее пагубное влияние. Почему? Чтобы обосновать, исследуем, как проходило становление понятия «глобализация», периоды ее расцвета и полученные результаты. Это поможет найти опорные точки и укажет на движущие силы для управления данным явлением.
По мнению различных авторов, глобализация происходит либо с момента первого перемещения людей из Африки в другие части света; или с III тысячелетия до нашей эры (когда, по мнению А.Г. Франка, возникла Мировая система [15] (Frank, 1990)); или с так называемой осевой эпохи по К. Ясперс [16] (1953 г.) в I тысячелетии до н. э.; или только из Великих географических открытий; или в XIX веке; или после 1945 года; или только с конца 1980-х годов. Все указанные даты имеют свое обоснование [17–21] (Jim Sheffield, Andrey Korotayev, Leonid Grinin, 2013; Gellner, 1988; Hopkins, ed., 2003; Friedman, 2005; Chumakov, 2021).
На наш взгляд. каждая периодизация представляет собой особый научный интерес, поскольку в каждой из вышеназванных ставится разный акцент: пространственно-временная принадлежность, формы политической организации, уровень технологий, масштаб, великие географические и технологические открытия и т.п.
В таблице 1 можно увидеть наиболее полную периодизацию в соответствии с корреляцией между периодами глобализации и их характеристиками.
Таблица 1
Корреляция между пространственными связями, формами политической организации и уровнем технологий
Типы пространственных связей
|
Период
|
Формы политической организации
|
Уровень технологий (производственные
принципы и производственные революции)
|
Локальные связи
|
До (≈ 3500 до н.э.)
|
Предгосударственность (простая и средняя) полит.
формы, начальные формы правления
|
Принцип производства охотников-собирателей, начальный
этап производства сельскохозяйственной продукции
|
Региональные связи
|
(≈ 3500 до н.э. – 490 г. до н.э. )
|
Ранние государства и их аналоги; первые империи
|
Вторая фаза аграрных революций; сельское
хозяйство достигает своей зрелости
|
Континентальные связи
|
С (≈ 490 до н.э.) – по 1492 г. н.э.
|
Расцвет империй и первые развитые государства
|
Заключительная фаза аграрного производства
|
Интерконтинентальные (океанические) связи
|
(≈ 1492г. – 1821г.)
|
Подъем развитых государств, первые развитые
государства
|
Первый этап промышленного производства и
промышленных революций
|
Глобальные связи
|
С начала XIX век – до
1960–1970 гг. XX века
|
Зрелые /хорошо развитые государства и начало
наднациональных образований
|
Второй этап промышленных революций
|
Планетарная связь
|
С начала 1960–1970 гг. XX
века – по настоящее время
|
Формирование наднациональных образований, смывание
государственной независимости, поиск новых типов политических союзов и
образований, формы планетарного правления
|
Начало и развитие научно-технической революции,
чей второй этап прогнозируется на период 2030-х – 2040-х гг.
|
При анализе планетарной связи таблицы 1 и происходящих трансформационных событий (встреча государств G20 без КНР и РФ, Восточный экономический форум 2023, всплеск технологий и т.п.) видно, что в настоящее время происходит то, что прогнозировали ученые, а именно: начало и развитие новой научно-технической революции, ломка старых устойчивых связей, логистических цепочек, формирование новых политических союзов и т.п.
Однако при всем разнообразии различных периодизаций феномена «глобализация» нельзя не вспомнить еще одну. И хотя это несколько иной взгляд, уводящий нас далеко в историю, он связан с мнением некоторых ученых, что первыми глобализаторами были Иисус Христос, Будда, а несколько позже – пророк Мухаммед. Потому что их учению следовали тысячи, а потом миллионы верующих. В принципе, это тоже можно назвать началом процесса глобализации [3] (Portanskiy, 2021). По нашему мнению, с помощью такого подхода можно увидеть один важный аспект или, точнее, критерий периодизации. Таким критерием становится сам человек. И это не только человек Homo Economicus (человек «экономический»), но и человек Homo Humanus (человек «человеколюбивый»). Заметим, что А. Смит, который предложил идею человека эгоистического/рационального, сначала описывал человека как социального/эмоционального, обладающего чувством «симпатии» и наделенного «добродетелями»: «Наша симпатия, или сочувствие, к чужому горю или к чужой радости предполагает ответное чувство. Удовольствие, доставляемое «взаимной симпатией», свидетельствует о том, что люди нуждаются друг в друге, что они не могут быть безучастны друг к другу» [22] (Smit, 1997). В настоящее время те описания, которыми ученый наделяет «симпатию» (например, слово «симпатия» служит А. Смиту «для обозначения способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей»), в аспекте нашей темы имеют большое сходство с таким понятием, как эмпатия. Поэтому в дальнейшем будем подразумевать под симпатией – эмпатию. Продолжая тему о «человеке социальном», А. Смит в своем известном труде «Теория нравственных чувств» указывает еще на одну важную добродетель – «справедливость»: «Человек, соблюдающий правила благоразумия, строгой справедливости и человеколюбия [т.е. любви], может считаться вполне добродетельным» [22] (Smit, 1997). Однако если все другие добродетели могут существовать «по нашей воле», то – «Другое дело справедливость. Соблюдение ее «не предоставлено на наш произвол», а может быть востребовано «насильственно» [22] (Smit, 1997). Это обусловлено тем, что справедливость составляет «главную основу общественного устройства». Если она поколеблена, то «громадное здание, представляемое человеческим обществом... немедленно рушится и обращается в прах». Пожалуй, в этом заложен основной принцип успешного развития нашей планеты – человеколюбие плюс справедливость. Человечность проявляется через ответственное отношение к миру (а мир – это и человек, и природа, и Вселенная) по принципу категорического императива И. Канта, а справедливость проявляется через справедливое распределение.
Возвращаясь к данному типу периодизации, хотелось бы обратить внимание еще на одну важную мысль – эти известные всему миру «глобализаторы», Иисус Христос, Будда, пророк Мухаммед, смогли глобализовать мир с помощью наставнического учения, передаваемого из уст Учителя в уста ученика. Сегодня мы можем воспользоваться данным инструментом – обучением – для управления глобализацией, только получить результат можно гораздо быстрее с помощью науки и техники.
Благодаря этому концептуальному подходу (о человеке «человеколюбивом» и «экономическом», а также о роли обучения) мы можем глубже понять и осознать, насколько феномен «глобализация» связан с гуманизацией, и, насколько успешность гуманизации зависит от таких движущих сил, как эмпатия, обучение, справедливость.
Полагаем, что осмысление возможности гуманизации глобализации в настоящее время безотносительно среды, в которой эти процессы происходят, было бы неполным. Поэтому в качестве описания среды предлагаем ввести еще один аргумент – концепцию «Индустрия 4.0». Данная концепция, называемая четвертой промышленной революцией, характеризуется внедрением «киберфизических систем» в заводские процессы и основывается на следующими принципах: 1) функциональной совместимостью человека и машины; 2) прозрачностью информации; 3) технической помощью машин человеку; 4) способностью машин самостоятельно и автономно принимать решения [23] (Tarasov, 2018).
Ввиду того, что Индустрия 4.0 представляет собой конвергенцию цифровых, физических и биологических трансформаций, то с течением времени такая суммарная трансформация еще более осложняется экологическими кризисами и геополитическими сдвигами и в то же время отчасти становится их причиной. Машино-человеческая, трансформационно-конвергентная, независимо-зависимая, быстроразвивающаяся – такой нам представляется нынешняя среда гуманизации глобализации. Таким образом, глобализация в условиях четвертой промышленной революции, с одной стороны, быстро эволюционирует, а с другой, бросает вызовы существующему миропорядку, человечеству и планете. А это требует новых способов управления и сотрудничества [24] (Postel-Vinay, 2020), новой глобализации.
Процесс глобализации тесно переплетается с экономикой и экономическим ростом. Помимо понимания сущности процессов и явлений глобализации отметим еще один аспект: отводя человеку центральное место, а землю наделяя ролью фактора производства, человечество иногда забывает, что земля – это, прежде всего, продукт природы, т.е. не собственность человека. Более того, это еще и основа сохранения всего живого на планете. По наблюдениям ученых, экологический кризис ставит под сомнение абсолютные привилегии человека (если, по мнению западных ученых Дж. Хаманн, С. Кьеркегор, Т. Адорно, М. Хоркмайер и М. Хайдеггер, традиционный гуманизм ставил во главу угла идею антропоцентризма, то по мнению восточных мыслителей – М. Ганди, Э. Сезер и Ф. Фэнон, – идею природоцентризма [25]. Например, по данным издания Insider, климатический кризис может стать противоречивой темой, но вот цифра, над которой стоит задуматься: 2 615 000 000 000 долларов. Это цифра ущерба США, который был рассчитан экспертами за период 1980–2023 гг. Ущерб от экстремальных погодных условий увеличивается, и мы все расплачиваемся за это. Нужно сказать, что это ущерб, включающий список самых разрушительных тропических циклонов, засух и сильных штормов только в одной стране (США), не включающий психических и физические травм людей, перенесших эти климатические бедствия, сбоев в цепочках поставок, и других косвенных расходов [26].
В результате данного исследования мы приходим к выводу, что гуманизацию глобализации можно представить как систему глобальных мер по 1) улучшению качества жизни населения в каждой отдельной стране; 2) сохранению безопасности жизни будущим поколениям планеты; 3) сохранению качества природы; 4) сохранению национального в многонациональном.
Заключение
Проведенное исследование, с одной стороны, показало глубинные корни исследуемого вопроса, связывающие две самостоятельные концепции (глобализацию и гуманизацию) в одну общую, а с другой – приоткрыло дверь к осознанию кардинального различия взглядов восточных и западных ученых на вопрос антропоцентризма.
В рамках изученных трудов можно сделать вывод о том, что глобализация является результатом развития мировой экономики и научно-технического прогресса; несет как положительные, так и отрицательные эффекты; быстро эволюционирует.
Анализ среды показал, что в период четвертой промышленной революции не столько ускоряется сам процесс глобализации, сколько усиливаются его пагубные последствия. Среди таких последствий на первое место выходят масштабные экологические, климатические и геополитические кризисы, а также сопутствующий им вред, приносимый людям, который, как правило, не облекается в цифры и не входит в экономические отчеты, но имеет четкие контуры негативного психо-эмоционального состояния населения.
Выбранный нами концептуальный подход о человеке «человеколюбивом» и «экономическом» помог понять и осознать, насколько феномен «глобализация» связан с гуманизацией и насколько успешность гуманизации зависит от таких движущих сил, как эмпатия, обучение, справедливость. Несмотря на то, что традиционно гуманизация связана с западной идеей антропоцентризма, а восточная научная мысль больше склоняется к природоцентрированию, мы считаем, что объединение вышеназванных может стать выгодным симбиозом как для человека, так и для планеты, а значит, изменить вектор с негативных последствий глобализации на позитивные.
Ввиду того, что глобализация бросает вызовы существующему миропорядку, человечеству и планете, требуются новые способы управления и сотрудничества. В результате нами было предложено использовать гуманизацию глобализации в качестве системы глобальных мер и было дано определение для этого термина.
Значимость данного исследования заключается в систематизации теоретико-методологических аспектов, а также в формировании базы для дальнейшего изучения данного феномена.
References:
Problemy gumanizatsii meditsiny v epokhu globalizatsii [Problems of humanization of medicine in the era of globalization] (2019). (in Russian).
Antiglobalizm i globalnoe upravlenie (2006). Doklady, diskussii, spravochnye materialy [Reports, discussions, reference materials] (in Russian).
Bonds Christopher, O’Bryne Darren J. (2014). Challenges and conceptions of globalization. An investigation into models of global change and their relationship with business practice Cross Cultural Management. (21). 23-38.
Borovikova L.V. (2012). Gumanizatsiya nepreryvnogo obrazovaniya v epokhu globalizma [Humanization of continuing education in the era of globalism]. International Research Journal. (5-3(5)). 119-121. (in Russian).
Chumakov A.N. (2021). Globalizatsiya. Kontury tselostnogo mira [Globalization. Contours of a holistic world] (in Russian).
Didyk M.A. (2015). K. Yaspers: «Osevoe vremya» Vsemirnoy istorii kak konstruktsiya i gipoteza [Karl jaspers: axial time of world history as the construction and hypothesis]. News of higher educational institutions. The North Caucasus region. Series: Social Sciences. (4). 5-9. (in Russian).
Falk R. (1997). Resisting globalization-from-above through globalization-from-below New Political Economy. (2). 17-24.
Frank A. G. (1990). A Theoretical Introduction to 5,000 Years of World System History Review. (13/2). 155–248.
Friedman T. L. (2005). It’s a Flat World, After All New York Times Magazine. (3-4).
Gellner E. (1988). Plough, Sword and Book. The Structure of Human History
Hopkins A.G., ed. (2003). Globalization in World History
Humanism: a new idea. 2011. Retrieved September 22, 2023, from https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213089/PDF/213061eng.pdf.multi.nameddest=213089
Jim Sheffield, Andrey Korotayev, Leonid Grinin (2013). Globalization: Yesterday, Today, and Tomorrow
Kan E. N. (2015). Neobkhodimost gumanizatsii ekonomicheskogo rosta v sovremennoy ekonomike [The need to humanize economic growth in the modern economy] Russia and St. Petersburg: Economics and Education in the 21st century. 189-192. (in Russian).
Kan E. N. (2017). Faktory gumanizatsii ekonomiki v Evraziyskom prostranstve [Factors of humanization of the economy in the Eurasian space] Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. (in Russian).
Khan Haider A. (1996). Beyond distributive justice in the McWorld Global Justice. 30-40.
Kuliev F.M. (2020). Globalizatsiya, gumanizatsiya i kulturnye identichnosti – glavnye tendentsii kulturno-istoricheskogo razvitiya chelovechestva [Globalization, humanization and cultural identity -the main tendencies of cultural and historical development of human life]. Vestnik ekspertnogo soveta. (2–3 (21–22)). 99-104. (in Russian).
Matiur Rahman (2015). Globalization: Some Controversies and Its Humanization Journal of World Economic Research. (4(5):20). doi: 10.11648/j.jwer.s.2015040501.13.
Portanskiy A.P. (2021). Globalizatsiya — estestvennyy neotvratimyy protsess [Globalization is a natural inescapable process]. Znanie – sila. (3). (in Russian).
Postel-Vinay K. (2020). Globalizatsiya 4.0 i novye modeli mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Globalization 4.0 and new modes of international cooperation]. International organisations research journal. (15(2)). 82–92. (in Russian). doi: 10.17323/1996-7845-2020-02-04.
Sen G. (1997). Globalization, justice and equity: A gender perspective Development. (40). 21-26.
Smit A. (1997). Teoriya nravstvennyh chuvstv
Tarasov I.V. (2018). Industriya 4.0: ponyatie, kontseptsii, tendentsii razvitiya [Industry 4.0: concept & development]. Strategii biznesa. (6(50)). 57-63. (in Russian). doi: .
The true cost of extreme weather. Retrieved September 22, 2023, from https://www.businessinsider.com/what-climate-change-crisis-extreme-weather-is-costing-you-2023-9?utm_medium=newsletter&utm_source=Sailthru&utm_campaign=Insider_Today
Tom G. Palmer (2021). Globalization and Governance The State, Civil Society and Public Administration in Portugal: towards a new paradigm of public service, of the role of the State and of public policies.
Страница обновлена: 21.03.2025 в 04:07:23