The influence of OPEC and OPEC+ policies on changing trends in the global political and economic system

Glazunova E.Z.1, Korolev A.A.1, Fandikova I.V.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Russia

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 13, Number 4 (October-December 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=56006506
Cited: 1 by 30.01.2024

Abstract:
The article is devoted to identifying the influence of the policies of OPEC and OPEC+ member states on the changing dynamics of the global political and economic system. To achieve this goal, the authors conduct a fundamental analysis of the 2020 oil crisis as a consequence of the confrontation of interests between the leading OPEC and OPEC+ countries and the impact of this crisis on the dynamics of leading oil brands and stock indices in the short and long term. Further, the analysis of changes in the course of the trade policy of the OPEC and OPEC+ countries in the context of the escalation of the Ukrainian crisis in February 2022 and its impact on global political and economic changes is carried out. Based on the dynamics of changes in the market rate of the leading oil brands and changes in the trends of the stock indices of the Russian Federation and the United States, the influence of economic and political decisions of the states that are members of the above-mentioned international intergovernmental organizations on the dynamics of changes in the trends of the global political and economic system in 2023 is considered. According to the results of the study, the authors draw a conclusion concerning the political unity of the countries that are members of the international organizations represented on the basis of changes in trade relations during the aggravation of the Ukrainian crisis. In the context of negative geopolitical changes in 2022 and 2023, changes in the role of OPEC and OPEC+ countries in the global financial system are also considered. The presented research assumes to contribute to the analysis of changes in the trends of the world economy observed in 2022-2023.

Keywords: OPEC, OPEC+, Ukrainian crisis, COVID-19, 2020 oil crisis, BRENT, West Texas Intermediate, European Union, sanctions, trade policy

JEL-classification: F13, F15, F51, F53



ВВЕДЕНИЕ

Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК), бесспорно, оказывают существенное влияние на мировую финансовую систему в 21 столетии посредством «регулирования» цен на экспортируемые природные ресурсы (преимущественно нефти). ОПЕК относится к международным межправительственным организациям. Создание ОПЕК было инициировано нефтеэкспортирующими странами с целью осуществления контроля квот по добыче нефти в 1960 году в Багдаде. Партикулярно целью данной организации является создание «нефтяного картеля» для осуществления манипуляции ценами на нефть и защита своего государственно суверенитета для недопущения превращения страны в сырьевой придаток.

В свою очередь, увеличение влияния странами ОПЕК на мировые политические и экономические изменения стало следствием формирования в 2016 году ОПЕК+. В данную организацию преимущественно вошли страны, «дружественные» с РФ или занимающие нейтральную позицию в мировых геополитических изменениях, желающие увеличить профицит от реализуемого ими сырья. Анализ динамики политики стран, входящих в ОПЕК и ОПЕК+, и влияние на экономико-политические изменения в мире в контексте эскалации «Украинского кризиса» в 2022 году, позволит спрогнозировать будущие тенденции мировой экономики на 2024-2025 год.

Актуальность проводимого исследования обусловлена акселерацией аугментации контроверзы на геополитическом уровне в начале 2020 года, ставшей драйвером для начала экономико-политического противостояния стран «коллективного Запада» с РФ. В связи с этим анализ политики государств, занявших «нейтральную» позицию по отношению к «Украинской проблеме», позволит более точно проводить анализ состояния мировой экономики и её дальнейших перспектив.

Изученность проблемы:

Исследования, посвящённые изучению «Украинского кризиса» как следствия противосияния стран блока «НАТО» с Российской Федерации и его влияния на экономико-политические изменения на геополитическом уровне рассматриваются в работах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [5], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [6], Шабловский, В. С. [7], Панченко, П. Н. [8], Гераськина А.Р. [9], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [10], Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [11], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [12], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [13], Кудряшов А.А., Королев А.А. [14], Стефанова Н. А., Королев А. А. [15], Макаров И.Н., Дробот Е.В., Графов А.В., Евсин М.Ю. [16], Маркелова Э.А. [17].

Фундаментальный анализ «нефтяного кризиса» 2020 года и его влияния на мировую политическую и экономическую систему представлен в работах следующих авторов: Герасимчук З.В., Синицын И.Б., Ктрян А.Г. [1], Гаитбеков А.К., Бабаева Д.Р. [2].

Проблематика проводимого исследования заключается в крайней нестабильности мировой финансовой системы, ставшей следствием эскалации мировой геополитической обстановки в 2022 году. На 2023 год государства, придерживающиеся «нейтральной» политики и осуществляющие поставки «потерянных» в результате контроверзы на геополитически уровне природных ресурсов, в состоянии оказывать колоссальное влияние на динамику мировой экономики. В связи с этим, в работе проводится анализ торговой политики представленного перечня стран на примере государств-участниц ОПЕК и части стран ОПЕК+.

Целью проводимого исследования является поиск ответа на вопрос, касающийся влияния политики ОПЕК и ОПЕК+ на изменения тенденций мирового политического и экономического строя необходимо выполнить следующий перечень задач:

1. Проанализировать влияние нефтяного кризиса 2020 года на динамику котировок нефтяных фьючерсов в краткосрочном и долгосрочном периоде.

2. Провести анализ изменения курса ОПЕК и ОПЕК+ в контексте обострения мировой геополитической обстановки в 2022 году посредством изменения экспортной политики данных стран.

Новизной данного исследования является анализ курса торговой политики государств – участников стран ОПЕК и ОПЕК+, изменение их «роли» в мировой экономике и на геополитическом уровне в контексте эскалации «Украинского кризиса».

В проводимой работе коллективом авторов выдвинута гипотеза, подразумевающая, что все страны ОПЕК в 2023 году нацелены в первую очередь на увеличение профицита от реализации своих природных ресурсов. Страны ОПЕК+ разделились в своих экономико-политических целях, и большинство из них также взяли курс на «выгодную торговлю», игнорируя политические разногласия США и Евросоюза с Российской Федерацией.

В данном научном исследовании предполагается использование следующих научных методов: индуктивный метод, метод изучения информационных материалов, аналитический метод, метод статистического анализа.

В работе предполагается использовать статистические данные изменения динамики котировок ведущих нефтяных брендов и биржевых индексов во временной период «нефтяного кризиса» 2020 года и в контексте эскалации «Украинского кризиса». Предполагается провести анализ курса торговой политики по продаже нефти и нефтепродуктов государствами, входящими в ОПЕК и ОПЕК+.

Анализ влияния нефтяного кризиса 2020 года на динамику котировок нефтяных фьючерсов в краткосрочном и долгосрочном периоде

В 2020 году можно было наблюдать сильнейшую рецессию на нефтяных рынках фьючерсных контрактов. Негативная волатильность мировых нефтяных фьючерсов была обусловлена началом в 2019 году пандемии COVID-19, негативно отразившейся на мировой экономке, в частности, на биржевых котировках нефти. Крайне высокая волатильность нефтяных фьючерсов обострилась после катастрофического падение спроса на рынках Китая (ставшим рекордом с 2008 года во временной период мирового финансового кризиса). Ответом лидеров ОПЕК на представленные события стало решение о сокращении добычи нефти ещё на 1,5 миллиона баррелей в сутки в течение второго квартала года для подержания цены, принятое в Вене 5 марта 2020. Общее сокращение добычи нефти, с учетом предыдущих решений, вызванных COVID-19, предполагало уменьшение добычи на 3,6 миллиона баррелей в сутки по сравнению с первоначальным соглашением 2016 года. ОПЕК призвало участников ОПЕК+ выполнить «рекомендации», принятые в Вене. Страны же ОПЕК+ отклонили предложение ОПЕК, что стало драйвером для начала усиления нестабильности цен на нефтяные фьючерсы. Результатом представленного отказа выполнять рекомендации ОПЕК стало начало экономического давление на мировых экспортёров нефти со стороны государств-участников ОПЕК. Упомянутое экономическое давление представляло из себя следующее:

8 марта Саудовская Аравия объявила о ценовых скидках от шести до восьми долларов за баррель, которые должны были коснуться потребителей в Европе, Азии и Соединённых Штатах. Как можно видеть на графиках (см. рис. 1-2), данные действия вызвали «свободное падение» стоимости ведущих нефтяных марок мира. [1]. [2].

Рисунок 1. Изменение динамики стоимости нефти BRENT с 4 января 2016 по 1 августа 2023 года.

Figure 1. Change in BRENT oil price trend from January 4, 2016 to August 1, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Рисунок 2. Изменение динамики стоимости нефти West Texas Intermediate с 4 января 2016 по 1 августа 2023 года.

Figure 2. West Texas Intermediate crude oil price trend changes from January 4, 2016 to August 1, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Десятого марта Саудовская Аравия объявила, что увеличит добычу с 9,7 млн баррелей в сутки до 12,3 млн (Российская Федерация планировала увеличить добычу нефти на 300 тысяч баррелей в сутки). Это дало новый импульс на усиление падения мировых нефтяных марок.

Так же данное происшествие негативно отразилось на биржевых индексах США и России (см. рис. 3-4).

Рисунок 3. Изменение динамики биржевого индекса Dow Jones Industrial Average с 4 января 2016 по 1 августа 2023 года.

Figure 3. Change in the performance of the Dow Jones Industrial Average stock index from January 4, 2016 to August 1, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [4]

Рисунок 4 – Изменение динамики биржевого индекса РТС с 4 января 2016 по 1 августа 2023 года.

Figure 4. Change in the dynamics of the RTS stock index from January 4, 2016 to August 1, 2023.

Источник: составлено авторами на основе [4]

Саудовская Аравия, используя колоссальные природные ресурсы и высокое качество нефти, смогла фактически вызвать рецессию в мировой экономике (представленное давление усилило ослабление мировой экономики из-за пандемии COVID-19). Стоит отметить, что в долгосрочной перспективе данное происшествие оказало положительное влияние на West Texas Intermediate (WTI), добываемое США. Несмотря на сильнейший удар по представленному нефтяному бренду, который продавали фактически «бесплатно» в пик противостояния России и Саудовской Аравии, после нефтяного кризиса 2020 года его стоимость начала увеличиваться. Как можно видеть на графике (см. рис. 1), котировки WTI на 2023 год были примерно эквивалентны стоимости марки Brent (до рассматриваемого экономико-политического события стоимость WTI была в среднем ниже марки Brent на 20 долларов). Данное экономико-политическое событие спровоцировало ослабление сотрудничества между странами ОПЕК и ОПЕК+. Нефтяной кризис 2020 года доказал значимую роль стран ОПЕК в мировой экономике. В целом, несмотря на экономические и политические потрясения, которые можно было наблюдать с 2016 по 2023 год, ведущие нефтяные марки сохранили стабильный рост (линия тренда восходящая у нефтяных марок West Texas Intermediate и Brent, коэффициент аппроксимации составляет 0,3004 и 0,3862). [16–19]

Анализ изменения курса политики ОПЕК и ОПЕК+ в контексте обострения мировой геополитической обстановки в 2022 году посредством изменения экспортной политики данных стран

Обострение мировой геополитической обстановки в феврале 2022 года, вызванное эскалацией «Украинского кризиса» [5] [6] [7], повлекло катастрофическое сокращение торговых связей стран ЕС с Российской Федерацией. Фактически, действия ряда «Западных стран», предпосылки которым были положены в 2014 году, привели к разрыву экономик большинства ведущих стран мира на два враждующих «лагеря» [8] [9] [10]. Россия на 2021 год импортировала в страны Евросоюза минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные на сумму 123 миллиардов долларов (что составляло 26.64% от всего импорта ЕС представленного перечня товаров). После поддержки позиции США в «Украинском кризисе» страны Евросоюза были вынуждены вступить в экономико-политическое противостоянии с Российской Федерацией. В результате доля экспортируемых товаров упомянутого торгового потока снизилась до 18.76%, несмотря на внешний рост стоимости экспорта до 156 миллиардов долларов, рост которого был обусловлен следующим:

Страны ЕС ввели в отношении России санкции, предусматривающие частичные рестрикции в отношении поставок нефти из РФ. Финансовая система ЕС не смогла мгновенно восполнить утраченный товарный поток и в результате в Европе начался «сырьевой кризис», вынудивший политическое руководство Евросоюза закупать необходимые ресурсы на фондовых биржах и в нейтральных государствах по рыночным ценам, превышавшим поставки по фьючерсным контрактам из России в несколько раз [11] [12] [13]. Стоит отметить, что многие компании, попавшие под блокирующие санкции «коллективного Запада» начали реализовывать свою продукцию на упомянутых фондовых рынках (обходя ресторации, которым подверглись), что привело к росту стоимости экспорта из РФ в Евросоюз (фондовые рынки, через которые правительство России обходило ограничительные меры Запада фактически сыграли роль посредника, повысив цены на реализуемые транснациональными компаниями Российской Федерацией экономические ресурсы, что привело к росту стоимости экспорта в ЕС природных ресурсов при сокращении объёмов). [14] [15] [16]

Во время эскалации «Украинского кризиса» подавляющее большинство стран ОПЕК нарастили продажу своих природных ископаемых: топлива минерального, нефти и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные. Фактически, стратегия государств ОПЕК сводилась к «выгодной торговле» [17]. Для достижения упомянутой цели они воспользовались нестабильностью на геополитическом уровне и начали восполнять потерянные российские ресурсы для «коллективного Запада». Стоит отметить, что благодаря продуманной политике, ОПЕК на август 2023 года смог поддерживать цены на нефть на достаточно высоком уровне (вовремя повышая и понижая её добычу). (см. табл. 1)

Таблица 1

Торговые связи стран Евросоюза и США со странами — членами ОПЕК на 2022 год

Table 1

Trade relations of the European Union and the United States with OPEC member countries for 2022

Страна участница Опек
Динамика стоимости импорта в ЕС из страны ОПЕК в 2022 году следующего перечня товаров: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (Изменение стоимости г/г (%))
Динамика стоимости импорта в США из страны ОПЕК в 2022 году следующего перечня товаров: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (Изменение стоимости г/г (%))
Алжир
92,33
101,43
Ангола
757,37
45,11
Венесуэла
8 577,23
131,89
Габон
119,06
1524,98
Иран
70,97
-
Ирак
66,99
166,57
Республика Конго
399,27
1836,25
Кувейт
179,14
89,42
Ливия
25,54
1,02
Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ)
71,76
30,38
Нигерия
37,19
32,32
Саудовская Аравия
111,95
86,92
Экваториальная Гвинея
118,13
9,75

Источник: составлено авторами на основе [18]

Экономическая политика ОПЕК+ была крайне неоднозначна. Как можно видеть из представленных данных (см. табл. 2), многие страны продолжили сотрудничать с США и ЕС. Государства ОПЕК+, относящиеся к понижению или отсутствию торговых связей (Бруней, Судан и Южный Судан), находились в «натянутых» отношениях со странами Запада до 2022 года. В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что государства ОПЕК+ связывают не общие политические взгляды, а желание увеличить прибыль.

Таблица 2

Торговые связи стран Евросоюза и США со странами — членами ОПЕК+ на 2022 год

Table 2

Trade relations of the European Union and the United States with OPEC+ member countries for 2022

Страна участница Опек+
Динамика стоимости импорта в ЕС из страны ОПЕК+ в 2022 году следующего перечня товаров: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (Изменение стоимости г/г (%))
Динамика стоимости импорта в США из страны ОПЕК+ в 2022 году следующего перечня товаров: топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные (Изменение стоимости г/г (%))
Азербайджан
111,43
806,55
Бахрейн
15,1
14,01
Бруней
-73,76
-
Казахстан
46,51
34,89
Малайзия
63,32
379,98
Мексика
11,28
64,5
Оман
167,42
85,56
Россия
26,73
-70,82
Судан
163,83
-
Южный Судан
59,33
-

Источник: составлено авторами на основе [18]

Заключение

На основе вышеизложенной информации можно сделать вывод, что большинство стран ОПЕК во время обострения мировой геополитической обстановки в 2022 году взяли курс на получение максимальной прибыли от проводимых ими сделок по продаже нефтепродуктов, что касается государств ОПЕК+, они в большинстве случаев нацелены на получение положительного сальдо от проводимых сделок.

Отвечая на вопрос исследования, касающийся влияния политик ОПЕК и ОПЕК+ на изменения тенденций мирового политического и экономического строя можно заметить, что страны ОПЕК являются одними из самых важных экспортёров нефти в мире. От политики, которой они придерживаются, зависит состояние мировой финансовой системы. В случае необходимости данные страны в состоянии спровоцировать рецессию в мировой финансовой системе (примером может служить нефтяной кризис 2020 года). Страны же ОПЕК+ не имеют единства и не в состоянии устанавливать монопольные цены. Фактически, данные государства, за исключением России, следуют за тенденциями мировой экономики, продавая свои природные ресурсы по ценам, устанавливаемыми ОПЕК.

В целом страны ОПЕК (за исключением Ирана) и большинство государств – участниц ОПЕК+, нацеленные на политику «выгодной торговли», в 2022 году стали важнейшими торговыми партнёрами Евросоюза и США. Это было обусловлено природой эскалации «Украинского кризиса», который повлек разрыв экономико-политических связей большинства стран Североатлантического альянса и ЕС с Российской Федерацией, являющейся до 2022 года важнейшим экспортёром нефтепродуктов в Европу. Государства ОПЕК и ОПЕК+ в подавляющем большинстве стали «заменой» катастрофически ослабленным с февраля 2022 года экономическим отношениям Евросоюза и США с Россией. На 2023 год представленные государства, входящие в международные межправительственные организации, фактически «спасают» экономику Евросоюза и США посредством поставки необходимых природных ресурсов (преимущественно нефти), обеспечивая этим их нормальное функционирование. В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что обострение мировой геополитической обстановки в начале 2022 года увеличило роль государств ОПЕК и ОПЕК+ на мировом геополитическом уровне.

В заключение можно сказать, что станы ОПЕК стремятся не только получить максимальную прибыль от продажи экономических резусов, но образовать политический союз с целью защиты своих суверенных интересов. Политическое руководство государств ОПЕК+ слабо заинтересовано в оказании помощи другим участникам данной организации (исключением является Российская Федерация) и в первую очередь ставит перед собой цель увеличить свою чистую прибыль.


References:

Beglaryan G.A., Ivanov G.N., Kalugina P.P., Polovinchikova A.V. (2022). Sanktsionnaya politika SShA i evropeyskikh stran v otnoshenii Rossii: povorot nachala 2022 goda [US and European sanctions against Russia: the turnaround of early 2022]. Journal of international economic affairs. 12 (3). 367-388. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.3.115086.

Drobot E.V., Pospelova A.L., Utyabaeva E.R., Petrovskaya V.A. (2016). Rossiya i Ukraina: vmeste ili porozn? [Russia and Ukraine: together or separately?]. Journal of international economic affairs. 6 (2). 33-41. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.2.37311.

Drobot E.V., Stamati E.P., Nikitina A.V. (2016). Rossiya i Ukraina: vozmozhnosti i ugrozy [Russia and Ukraine: opportunities and threats]. Journal of international economic affairs. 6 (4). 132-143. (in Russian). doi: 10.18334/eo.6.4.37382.

Gaitbekov A. K., Babaeva D. R. (2020). Vliyanie krizisa 2020 na deyatelnost neftyanyh kompaniy [The impact of the 2020 crisis on the activities of oil companies] Makhachkala: Informatsionno-Poligraficheskiy Tsentr DGTU. (in Russian).

Gerasimchuk Z. V., Sinitsyn I. B., Ktryan A. G. (2022). Neftyanoy krizis 2020 goda: prichiny, posledstviya i puti resheniya [Oil crisis of 2020: causes, consequences and solutions]. Economics and business: theory and practice. (5-1(87)). 168-172. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2022-5-1-168-172.

Geraskina A.R. (2023). Vliyanie antirossiyskikh sanktsiy na mirovuyu ekonomiku i sovremennye mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [The impact of anti-Russian sanctions on the global economy and contemporary international economic relations]. Journal of international economic affairs. 13 (2). 221-236. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.2.117900.

Gorodnova N.V., Domnikov A.Yu. (2022). Vliyanie finansovyh sanktsiy na regulirovanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Rossii [The impact of financial sanctions on the regulation of Russia's foreign economic activity]. Journal of international economic affairs. 12 (2). 215-234. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114676.

InvestFunds. Retrieved August 01, 2023, from https://investfunds.ru/

Investing.com. Retrieved August 01, 2023, from https://ru.investing.com/

Kostin K.B., Shimko P.D., Sun Tsi (2022). Mezhdunarodnyy transfer tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i ego perspektivy v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [International technology transfer in the Russian Federation and its prospects amidst sanctions]. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2169-2192. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.

Kudryashov A.A., Korolev A.A. (2023). Analiz i otsenka tendentsiy mirovyh birzhevyh indeksov v kontekste eskalatsii ukrainskogo krizisa [Analysis and assessment of trends in global stock indices in the context of the Ukrainian crisis escalation]. Journal of international economic affairs. 13 (4). (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.4.118971.

Makarov I.N., Drobot E.V., Grafov A.V., Evsin M.Yu., Pivovarova O.V. (2022). Transformatsiya institutsionalnyh osnov i mekhanizmov ekonomicheskoy politiki kak faktor importozameshcheniya v Rossii v usloviyakh sanktsionnogo davleniya i vneshneekonomicheskikh ugroz [Transformation of institutional frameworks and economic policy mechanisms as a factor of import substitution in Russia under sanctions and external economic threats]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 651-670. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116909.

Markelova E.A. (2022). Politika OPEK v usloviyakh sovremennogo energeticheskogo krizisa [OPEC policy in the current energy crisis]. Journal of international economic affairs. 12 (4). 807-822. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.4.116844.

Panchenko P. N. (2015). Maydan: istoki i posledstviya kriminalnyh proyavleniy [Maidan: sources and consequences of criminal occurrences]. Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. (1). 143-148. (in Russian).

Shablovskiy V. S. (2019). Otnosheniya Rossii i NATO v kontekste krizisa na Ukraine [Relations between Russia and NATO in the context of the crisis in Ukraine]. Post-Soviet research. (2). 1032-1041. (in Russian).

Stefanova N. A., Korolev A. A. (2023). Problema vmeshatelstva inostrannogo kapitala v Rossiyskuyu ekonomiku [The problem of foreign capital intervention in the Russian economy]. Fundamentals of Economics, Management and Law. (1). 74-79. (in Russian). doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.

Zimovets A.V., Klimachev T.D. (2023). Analiz i otsenka stsenariev sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossii v usloviyakh sanktsionnoy blokady i nepredskazuemosti globalnyh trendov mirovoy ekonomiki [Analysis and assessment of scenarios for Russia's socio-economic development under the sanctions embargo and unpredictable global economic trends]. Journal of international economic affairs. 13 (1). 181-202. (in Russian). doi: 10.18334/eo.13.1.117207.

Страница обновлена: 03.04.2025 в 17:09:48