The role of oil and gas revenues in ensuring russia's economic security
Martynov M.Kh.1, Zimovets A.V.1
1 Таганрогский институт управления и экономики, Russia
Download PDF | Downloads: 68
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 6, Number 4 (October-December 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=55929827
Abstract:
The modern Russian economy largely depends on the amount of funds received by the federal budget from the sale of gas and crude oil to foreign partners. However, Russia, having been subjected to extreme sanctions from the majority of Western trading partners in 2022-2023, have been forced to quickly rebuild the export directions of these energy resources. To date, the problem has been largely solved. China and India have increased imports of Russian oil and gas, almost completely offsetting the volumes that Western countries refused. However, the strengthening of the monopoly power of these countries as the main buyers does not guarantee their loyalty to our state, which can cause serious damage to the economic and technological security of Russia.
The authors propose a set of measures to reduce the dependence of the Russian economy and industry on oil and gas exports.
Keywords: oil and gas exports, oil and gas revenues of the federal budget, economic sanctions, financial and economic stability and security
JEL-classification: Q35, F52, H56, H12, H61
Введение. Одной из основ безопасности государства является стабильность его экономики. В Российской Федерации, стабильность экономики на протяжении последних десятилетий зависит от пополнения федерального бюджета нефтегазовыми доходами – доходами, формирующимися за счет реализации энергетических ресурсов в страны ближнего и дальнего зарубежья. Стабильность этих доходов, зависит от внешнеполитических факторов, которые в последние годы являются для России крайне негативными. В частности, на трансграничную торговлю российскими нефтью и газом «недружественными» европейскими странами и США вводятся различного рода санкции: начиная от введения «потолка цен» и заканчивая полным прекращением закупок данных ресурсов. В сложившихся обстоятельствах, необходима реализация комплекса мер, направленных на снижение зависимости российской экономики от нефтегазовых доходов и формирование импортонезависимой промышленности.
Целью настоящего исследования является изучение тенденций изменения структуры доходной части федерального бюджета России и вклад нефтегазовых доходов в обеспечение финансовой стабильности и безопасности отечественной экономики.
В рамках достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать динамику изменения доходной части федерального бюджета России, и определить роль нефтегазовых доходов в её структуре.
2. Определить внешнеэкономические факторы, обуславливающие структуру доходов федерального бюджета.
3. Провести анализ потенциала России по поставкам нефти и газа на иностранные рынки.
4. Разработать комплекс мер, способствующих снижению зависимости российской экономики от экспорта энергоресурсов.
Объект исследования: роль нефтегазовых доходов в обеспечении экономической безопасности России.
Предмет исследования: динамика нефтегазовых доходов российского бюджета в условиях экономических санкций.
Новизна исследования заключается в прогнозе ситуации по экспорту российских нефтепродуктов, в том числе критическом увеличении доли Китая и Индии в их закупках. Авторами предлагается комплекс мер, по снижению зависимости отечественной экономики от экспорта энергоресурсов, что повысит ее стабильность и безопасность от негативного санкционного влияния «недружественных» стран.
Методы исследования: в работе наряду с общеэкономическими методами использованы методы статистического анализа данных, а также изучения документов и информационных материалов.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных аналитиков и экспертов по мониторингу международного рынка нефтепродуктов, а также официальные статистические данные Министерства финансов Российской Федерации.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть использованы в деятельности федеральных органов власти в контексте обеспечения финансово-экономической безопасности российской экономики, путем снижения её зависимости от экспорта энергоресурсов.
Роль нефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета России. Экономику Российской Федерации, в последние годы можно сравнить с «океанским лайнером», попавшим в сильный шторм: пандемия COVID-19, санкционные ограничения, налагаемые на Россию «недружественными странами», резкие колебания валютного курса и прочие аналогичные факторы оказывают дестабилизирующее на нее влияние, в то время как предпринимаемые правительством меры – ориентированы на сохранение стабильности и следование к ранее определенным показателям эффективности экономической системы. Многочисленные внешние факторы оказывают деструктивное воздействие на экономику России, влияя на ее стабильность и экономическую безопасность [11; 12].
Как указывают в своих научных публикациях Дробот Е.В. и Гудович Г.К. и др. [5], характеристиками экономической безопасности государства является совокупность следующих факторов:
1. Стабильность национальной экономики, под которой понимается не только способность хозяйствующих субъектов выплачивать долги, но и реагировать и решать макроэкономические проблемы, которые зачастую объективны.
2. Стабильность экономического развития, в том числе и для достижения достойного уровня жизни населения страны.
3. Защищенность сферы экономики страны от противоправных проявлений криминогенного характера, в том числе с использованием инструментария противодействия экономической преступности.
Одним из факторов, обуславливающих достижение положительных экономических результатов в масштабах государства, его экономическую безопасность и устойчивость, является надлежащее финансирование социальных, экономических, демографических и других программ. Большинство проблем успешно решаются при соответствующем уровне финансирования. То есть, значительную часть проблем государства можно решить при наличии достаточного количества средств в бюджете страны.
На
рисунке 1 отражены данные о динамике доходной и расходной части бюджета России
за последние 10 лет.
Рисунок 1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета России, млрд. руб.
Источник: составлено авторами по данным министерства финансов РФ [14].
Анализ данных, отраженных на рисунке 1 свидетельствует о том, что бюджет России в последнее десятилетие чаще (7 раз за 10 лет) являлся дефицитным, что связано с превалированием его расходных обязательств над доходами. А так как в ближайшей перспективе расходы федерального бюджета будут лишь увеличиваться (в т.ч. из-за необходимости развивать и поддерживать собственные, не зависящие от экспорта отрасли промышленности [8]), то целесообразно проанализировать, по каким статьям, и как именно можно увеличить доходы федерального бюджета, тем самым, обеспечив экономическую независимость и безопасность российской промышленности.
На рисунке 2, по данным Минфина России, представлена укрупненная структура доходов бюджета за последние 12 лет.
Рисунок 2. Укрупненная структура доходов бюджета РФ
Источник: составлено авторами по данным министерства финансов РФ [14].
Анализ представленных данных показывает, что доля доходов федерального бюджета, формируемая за счет нефтегазовых доходов, превышая еще в 2014 году 50%, однако в последнее десятилетие, она имела тенденцию пусть и к неравномерному, но снижению. Для экономики и промышленности России, такая тенденция должна являться весьма благоприятной [22], так как по идее, должна свидетельствовать о сбалансированном развитии и увеличении производств продукции с высокой степенью переработки (то есть, речь идет де-факто о «соскоке с нефтяной иглы»). Однако более детальный анализ свидетельствует, что не все так идеально, как хотелось бы. В частности, сопоставление доли доходов федерального бюджета России, формируемой за счет нефтегазовых доходов и среднерыночной ценой за баррель нефти демонстрирует достаточно сильную зависимость между этими показателями (рис. 3).
Рисунок 3. Соотношение среднегодовой цены за баррель нефти и долей бюджета РФ, формируемой за счет нефтегазовых доходов
Источник: составлено авторами по данным министерства финансов РФ и Интернет-портала «Мировые финансы» [14; 26].
Полученное значение коэффициента надежности аппроксимации R2=0.681, позволяет говорить о «сильной» (с учетом специфики экономической отрасли) связи совокупности анализируемых показателей. Следовательно, относительно низкий уровень нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2019-2022 годах можно в значительной мере объяснить не снижением объема продаж нефти и газа, а их низкой ценой на международном рынке [16]. Данный факт подтверждается и тем, что в 2022 году, с ростом цен на нефть, нефтегазовые доходы федерального бюджета обновили свой максимум в денежном выражении и достигли 11 586,2 млрд. руб. То есть, нефть и природный газ являются и по сей день важным стратегическим ресурсом России, на который могут оказать существенное влияние колебания спроса и уровень цен.
Нефть, как ключевой продукт промышленности. О важности нефти и природного газа для экономики России свидетельствуют научные публикации экспертов, специалистов и политиков. В частности, вопросам стратегического планирования воспроизводства минерпально-сырьевой базы регионов посвящена диссертация президента РФ В. В. Путина [23].
Россия играет огромную роль на мировых нефтяных рынках, являясь по некоторым оценкам, третьим по величине производителем нефти после США и Саудовской Аравии. В России создана самая протяженная и мощная система внутренних и экспортных магистральных нефтепроводов в мире, а также более чем 450 млн. тонн мощностей по перевалке жидких углеводородов в морских портах [3; 6].
На сегодняшний день, нефть является ключевым ресурсом для многих отраслей экономики; в частности, по данным OPEC за 2016 год, на транспортную отрасль приходилось 54,6 млн. баррелей нефти в сутки (и по прогнозам объем потребления в ближайшие 15-20 лет, несмотря на развитие электроавтомобилей, будет лишь увеличиваться), промышленностью потребляется около 25 млн. баррелей в день, а на электроэнергетику приходится чуть более 5 млн. баррелей. Так же компоненты и вещества, получаемые в ходе нефтепереработки могут служить основой для производства средств бытовой химии, лекарственных препаратов, пластмасс, синтетических удобрений и пищевых добавок и т.д. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что на сегодняшний день сырая нефть является наиболее торгуемым товаром на мировом рынке, объём операций по которой оценивается ежегодно в сотни миллиардов долларов США. Две трети мирового потребления нефти обеспечивает всего десяток стран, в том числе и Россия.
В таблице 1 отражены данные о запасах и объемах добычи нефти крупнейшими странами-экспортерами нефти.
Таблица 1. Оценка наличия и добычи нефти крупнейшими странами-экспортерами
(на 2022 г.)
№
|
Страна
|
Запасы нефти в
миллиардах баррелей
|
Доля от мировых запасов
|
Добыча в тысячах
баррелей в день
|
Русурсообеспеченность
(лет)
|
1
|
Саудовская Аравия
|
266,6
|
15,7%
|
12014
|
61
|
2
|
Россия
|
102,0
|
6,0%
|
10980
|
26
|
3
|
Ирак
|
143,1
|
8,4%
|
4031
|
97
|
4
|
Канада
|
172,2
|
10,1%
|
4385
|
108
|
5
|
ОАЭ
|
97,8
|
5,8%
|
3902
|
69
|
6
|
Кувейт
|
101,5
|
6,0%
|
3096
|
90
|
7
|
Иран
|
157,8
|
9,3%
|
3920
|
110
|
8
|
США
|
55,3
|
3,2%
|
12704
|
12
|
9
|
Нигерия
|
37,1
|
2,2%
|
2352
|
43
|
10
|
Казахстан
|
30,0
|
1,8%
|
1669
|
49
|
Данные, отражённые в таблице 1 являются оценочными, так как разными организациями (Международное энергетическое агентство, British Petroleum, Rystad Energy и др.) и экспертами, предоставляются хоть и близкие, но разные значения. Тем не менее, значимость объемов запасов нефти на территории России сложно переоценить (5-6 место среди всех стран и третье место по объемам добычи). К сожалению, высокие темпы добычи нефти способствуют быстрой исчерпаемости месторождений, и если, в течение ближайшего десятилетия не будут обнаружены новые месторождения или инновационные технологии добычи нефти (в том числе технологии добычи «тяжелой нефти», технологии гидроразрыва пластов и т.д.) из старых месторождений (ныне использующиеся технологии не позволяют достигать 100% эксплуатации месторождений), то России придется экстренно перестраивать свою экономику.
Изменения в структуре экспорта российской нефти под влиянием экономических санкций. Помимо угрозы исчерпаемости нефтяных месторождений, нефтегазовые доходы федерального бюджета России находятся под влиянием экономических санкций «недружественных стран» [15], основные из которых отражены на рисунке 4.
Рисунок 4. Внешнеторговые ограничения на российскую нефть со стороны «недружественных стран» в 2022-2023 гг.
Источник: составлено авторами по материалам ООО «Ньютон Инвестиции» [9].
В результате оперативных действий со стороны правительства России [7], введенные санкции и ограничения оказали практически нулевой эффект на экспорт российской нефти. Россия оперативно смогла поменять направление экспорта нефти с северной и западной Европы на рынок Азии, Африки и даже Южной Америки. К сожалению, нынешние тенденции таковы, что до 90% нефти теперь продается в Китай и Индию [18], хотя еще несколько лет назад рынок был более диверсифицированным (рис. 5).
Рисунок 5. Структура экспорта российской нефти по годам
Источник: составлено авторами по материалам ANC России [4].
Отображенные на рисунке 5 данные свидетельствуют о том, что экспорт российской нефти начал переориентироваться на страны востока еще 5 лет назад, задолго до серьезного обострения отношений России со странами запада и США, что косвенно свидетельствует о предвидении ситуации и априорном принятии соответствующих мер. В результате, товарооборот с Китаем в 2022 году вырос на 29,3% до рекордных 190,27 млрд. долл. США. За год Китай импортировал российское топливо на 65,6 млрд. долл. США. Из этой суммы более 80% пришлось на нефть. В 2022 году Россия впервые стала пятым крупнейшим партнером Индии, хотя годом ранее была лишь на 25-м месте. За 2022 год из России в Индию было поставлено нефти на 20,8 млрд. долл. США и угля на 3,4 млрд. долл. США.
Россия могла бы поставлять гораздо больше энергоресурсов в страны Востока, Африки и Южной Америки, но проблема в некоторой степени зависит от инфраструктуры:
– во-первых, поставка нефти и газа морским путем осуществляется с помощью тех терминалов, которые раньше географически были ориентированы на поставку энергоресурсов в Европу. А строительство терминалов в других регионах не только финансово-затратно, но и требует значительного времени;
– во-вторых, Россия, под гнетом санкций испытывает трудности с фрахтом океанских танкеров, временами даже используя для логистических операций «теневой фрахт».
Тем не менее, Россия пока успешно решает данную проблему, и пополнение бюджета за счет нефтегазовых доходов осуществляется в достаточной мере. К сожалению, переориентация российской экономики на взаимодействие со странами Востока не является панацеей: ни Китай, ни Индию нельзя считать безусловными «друзьями» России, поскольку каждая из них является партнером и участвует в торговле до тех пор, пока это приносит им пользу.
Так, Китай, на сегодняшний день, является крупнейшим потребителем нефти и нефтепродутов в мире, что обусловлено высокими темпами роста его промышленности. Россия является ближайшим его соседом, с территории которой удобно и дешево закупать энергоресурсы. Однако, правительство Китая уже не первый год реализует политику снижения вредных выбросов в атмосферу и перехода к зеленой энергетике. Китай является одним из мировых лидеров в сфере производства солнечных панелей (которые импортируются многими странами мира), и строительства электростанций, генерирующих электроэнергию с помощью солнечной и ветряной энергии. По некоторым прогнозам, Китай пройдет точку бифуркации уже в ближайшее десятилетие, и начнет планомерно отказываться от сжигания нефти и газа в производственных и энергетических целях, что будет способствовать сокращению объемов экспорта российских нефти и газа.
Что же касается Индии, то она еще до событий 2022 года построила на своем побережье большие нефтеперерабатывающие заводы, скупала у ближневосточных производителей значительные объемы нефти, перерабатывала их и продавала уже готовые нефтепродукты на рынки Азии. И когда России нужно было быстро переориентировать значительные объемы нефти, от которых отказались европейские покупатели, причем Россия еще и была готова предоставить скидку, Индия начала массово скупать российскую нефть. В какие-то моменты времени Индия стала приобретать у России до 2/3 объемов, которые ранее направлялись в адрес европейских потребителей [10]. Очевидно, что правительство Индии воспользовалось моментом и пополнило свой бюджет на продаваемой со скидкой российской нефти. Однако, как можно предположить, рост цен на российскую нефть (ожидаемый при стабилизации ситуации на мировом рынке) снова переориентирует Индию на приобретение нефти у своих прежних поставщиков.
Так же нельзя исключать и того факта, что и Китай, и Индия стремились по максимуму заполнить свои нефтехранилища, пользуясь низкими ценами на российскую нефть в 2022 году, после чего перейдут к выжидательной стратегии.
Заключительные выводы и предложения
В условиях антироссийских санкций Россия может оказаться в зависимости от крупных импортеров энергоресурсов, которые воспользуются случаем, и начнут диктовать вначале выгодные для себя цены, а в перспективе оказывать серьезное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику России. В итоге, Россия может оказаться топливно-энергетическим придатком Китая, и российское макроэкономическое положение станет несоизмеримо хуже по сравнению с текущим. Подобные условия являются непосредственной угрозой экономической и политической стабильности и безопасности России [17].
В сложившихся обстоятельствах, Россия должна предпринять ряд мер по обеспечению более высокого уровня своей экономической и политической безопасности, в том числе следующего характера:
1. Для минимизации зависимости от импорта и колебаний на мировых рынках, Россия должна обеспечить себя собственными технологиями и ресурсами [13].
2. Чтобы соскочить с «нефтяной иглы», Россия должна привлекать больше инвестиций в промышленные отрасли экономики, ориентируясь на производство и экспорт не сырья, а конечной продукции, обладающей большей добавленной стоимостью [2]. Правительство России обязано улучшать инвестиционный климат, повышая юридическую стабильность, проявляя повышенный интерес к защите прав и интересов тех иностранных инвесторов, которые все ещё готовы с нами сотрудничать [19].
3. Россия должна развивать новые сектора производств, такие как Интернет-технологии и альтернативная энергетика [21].
4. Россия должна улучшать энергоэффективность и экологическую безопасность в экономике, используя более эффективные технологии, сокращая вредоносные выбросы, стимулируя использование возобновляемых источников энергии.
5. Необходимо предпринять меры по диверсификации экспорта, чтобы не зависеть от одного или нескольких покупателей. Это может быть достигнуто путем наращивания экспорта конечной высокотехнологичной продукции в различные регионы мира, и обеспечения разнообразия экспортируемых товаров [25].
6. Россия может попытаться ускорить развитие других, не сырьевых отраслей экономики, например, развивая производственную, сельскохозяйственную, туристическую или IT-индустрии. Это может сделать бюджет государства менее уязвимым к колебаниям цен на нефть и газ и объемам их экспорта [20].
7. Необходимо стремиться увеличивать объем экспорта прочих, нежели нефтепродукты, товаров, например, продукции машиностроения, химической и продовольственной промышленности. Это может уменьшить зависимость экспорта от нефти.
8. Россия может стимулировать внутреннее потребление, улучшая благосостояние населения и развивая торгово-сервисный сектор [24]. Это может снизить зависимость от экспорта нефтепродуктов, поскольку увеличится внутренний спрос.
9. Правительство России может реализовать программу сокращения государственных расходов, и сократить бюджетную зависимость от нефтедолларов, в т.ч. путем оптимизации государственного аппарата, сокращения издержек на административные расходы и уменьшения государственных закупок.
10. Необходимо реализовать меры по сокращению потребления нефтепродуктов с помощью мер по повышению энергетической эффективности, в т.ч. повышая требования к энергоэффективности зданий, машин и других устройств.
Перечисленные меры могут способствовать повышению экономической безопасности России и укреплению ее позиций на мировой арене. В целом, совокупное применение вышеназванных мер может помочь России снизить свою зависимость от экспорта нефтепродуктов, и обеспечить более устойчивую модель развития национальной экономики.
References:
Babikova A.V., Khanina A.V. (2016). Sovershenstvovanie investitsionnoy deyatelnosti gosudarstvennyh korporatsiy v kontekste realizatsii gosudarstvennoy promyshlennoy politiki [Improvement of the investment activities of public corporations in the context of the state industrial policy implementation]. National interests: priorities and security. 12 (9(342)). 28-38. (in Russian).
Brakk D.G., Leschenko Yu.G. (2023). Analiz pokazateley funktsionirovaniya Gruppy PAO «Gazprom» v kontekste vozdeystviya na ekologicheskuyu sistemu arkticheskoy zony Rossii [Analysis of the functioning indicators of PJSC Gazprom group in the context of impact on the environmental system of the Arctic zone of Russia]. Razvitie i bezopasnost. (1(17)). 59-73. (in Russian). doi: 10.46960/2713-2633_2023_1_59.
Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
Karavaeva I.V., Bykovskaya Yu.V., Kazantsev S.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2022). Otsenka prognozno-ekonomicheskikh pokazateley Rossiyskoy Federatsii v period chastichnoy mobilizatsii [Evaluation of forecast and economic indicators of the Russian Federation amidst partial mobilization]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (10). 2655-2676. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.10.116423.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Ekonomicheskaya bezopasnost: tekhnologicheskiy suverenitet v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti v sovremennoy Rossii [Economic security: technological sovereignty in the economic security system in modern Russia]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (3). 905-924. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Novye vyzovy ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii (obzor vstupleniy uchastnikov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «VII Senchagovskie chteniya. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: reaktsiya na novye vyzovy») [New challenges to Russia´s economic security (based on proceedings of the all-Russian scientific and practical conference “VII Senchagov readings. Russia\'s economic security: response to new challenges“)]. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (3). 177-193. (in Russian). doi: 10.52180/2073-6487_2023_3_177_193.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Prioritety gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossii v usloviyakh novyh globalnyh vyzovov [Priorities of state regulation of Russia´s economic security amidst new global challenges]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (2). 453-466. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
Khanina A.V., Zimovets A.V. (2012). Analiz i razrabotka napravleniy povysheniya konkurentosposobnosti rossiyskikh tovarov na inostrannyh rynkakh [Analysis and development of ways to improve the competitiveness of Russian goods on foreign markets]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (7). 1995-2012. (in Russian). doi: 10.18334/epp.12.7.115117.
Leschenko Yu.G. (2021). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii v globalnoy dinamike integratsii [Economic security of Russia in the global dynamics of integration]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 4 (3). 657-670. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.3.112994.
Lev M.Yu. (2023). Sovremennye tsenovye trendy ekonomicheskoy bezopasnosti mobilizatsionnoy ekonomiki [Modern price trends of economic security of the mobilization economy] Moscow: Izdatelsko-torgovaya korporatsiya «Dashkov i K». (in Russian).
Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Dvizhushchie sily antirossiyskoy koalitsii: problemy sovremennoy mezhdunarodnoy bezopasnosti [The driving forces behind the anti-Russian coalition: challenges to contemporary international security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 6 (2). 749-774. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.2.117829.
Martynov M.Kh. (2023). Osobennosti strategicheskogo upravleniya predpriyatiyami neftegazovoy otrasli v usloviyakh sanktsionnoy ekonomiki [Features of strategic management of oil and gas industry enterprises in the conditions of the sanctions economy] Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of law enforcement and personnel training. 465-468. (in Russian).
Petrenko T.V. (2022). Izmenenie paradigmy ekonomicheskoy nauki v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya [Changing the paradigm of the economic science under innovative development]. Russian Journal of Economics and Law. 16 (1). 26-39. (in Russian). doi: 10.21202/2782-2923.2022.1.26-39.
Podoprigora M.G., Kostikov I.K. (2021). Analiz problem, voznikayushchikh pri razrabotke funktsionalnyh strategiy deyatelnosti organizatsii [Analysis of problems arising in the development of functional strategies of the organization]. Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. (2(34)). 32-35. (in Russian).
Putin V.V. (1997). Strategicheskoe planirovanie vosproizvodstva mineralno-syrevoy bazy regiona v usloviyakh formirovaniya rynochnyh otnosheniy (Sankt-Peterburg i Leningr. obl.) [Strategic planning of reproduction of the mineral resource base of the region in the conditions of formation of market relations (St. Petersburg and Leningrad region)] Saint Petersburg. (in Russian).
Sinichenko O.A. (2019). Metodika otsenki kreditosposobnosti predpriyatiy krupnogo biznesa (na primere PAO «NK «Rosneft») [Methods of assessing the creditworthiness of large businesses (for example, PJSC «NK» Rosneft)]. Financial economics. (7). 215-221. (in Russian).
Zimovets A.V. (2008). Mezhdunarodnye transportnye operatsii [International transport operations] Taganrog: Izd-vo TIUiE. (in Russian).
Zimovets A.V. (2022). O potentsiale rossiyskoy promyshlennosti v epokhu sanktsiy [About the potential of Russian industry in the era of sanctions] Modernization of Russian society and education: new economic guidelines, management strategies, issues of legal application and personnel training. 93-96. (in Russian).
Zimovets A.V., Marinova I.V. (2022). Analiz mer podderzhki subektov rossiyskogo predprinimatelstva v usloviyakh antirossiyskikh sanktsiy [Analysis of measures to support Russian business entities in the context of anti-Russian sanctions]. Bulletin of Taganrog Institute of Management and Economics. (1(35)). 26-31. (in Russian).
Страница обновлена: 28.04.2025 в 05:02:41