Экономическая доступность продуктов животного происхождения: проблемы и пути решения
Хайруллина О.И.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Скачать PDF | Загрузок: 1
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)
Цитировать:
Хайруллина О.И. Экономическая доступность продуктов животного происхождения: проблемы и пути решения // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 367-384. – doi: 10.18334/ppib.11.2.120575.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67946073
Аннотация:
В статье проанализирована экономическая доступность продуктов животного происхождения.Автором проведен ретроспективный анализ экономической доступности с учетом состава и уровня доходадомохозяйств.Посредством группировки субъекты РФ были дифференцированы в зависимости от финансовой возможности приобретения условных (минимальных) наборов продуктов питания, выявлены неблагоприятные регионы. Предложены направленияпо совершенствованию методологии формирования показателей экономической доступности, что позволит получать более достоверную информацию для принятия решений в области государственной поддержки населения с целью соблюдения рациональных норм потребления продуктов питания. Статья будет интересна научным работникам, специалистам в области продовольственной безопасности страны
Ключевые слова: слова:экономическая доступность, население, продукты животного происхождения
JEL-классификация: Q02, Q13
Введение. Повышение качества жизни российских граждан является одним из приоритетов национальной безопасности, в структуре которой именно продовольственная составляющая является главной. В данном контексте особое внимание уделяется экономической доступности продовольствия, которая связана с возможностью приобретения продукции должного качества по сложившимся ценам, с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления.
Экономическая доступность является одним из главных факторов, способных оказать влияние на структуру потребления продуктов питания населением.
Между тем степень доступности ограничена сохраняющимся влиянием пандемии на располагаемый доход населения, повышением стоимости продуктового набора для рационального питания, а также общим ростом инфляции.
Кроме того, современная геополитическая обстановка также способна оказать влияние на стоимость продовольствия.
Масштабы голода в мире все еще значительно превышают показатели до начала пандемии COVID-19. Достаточно отметить тот факт, что в 2022 году от голода страдало от 690 до 783 млн человек [15].
Поэтому вопросы, связанные с экономической доступностью продуктов, представляются крайне актуальными как на мировом, так и на национальном уровне. Необходимость проведения научных исследований по данной тематике подтверждается также выводами ученых-экономистов.
Ушачев И.Г., Колесников А.В. обращают внимание на необходимость детальной оценки потребления в зависимости от уровня располагаемых ресурсов и доходов домохозяйств, а также в разрезе основных социально-демографических групп [10].
Паршуков Д.В., Ходос Д.В. исследовали состояние экономической доступности продовольствия на региональном уровне [5].
Необходимость всестороннего детального анализа экономической доступности продуктов питания также отмечается в работах Т.М. Ярковой, М.М. Скальной, Е.А Гридасовой, В.Е. Чеплевым, Н.Д. Аварским, А.В. Алпатовым, А.Н. Осиповым [1, 9, 14].
Обращают на себя внимание научные работы Е.Г. Решетниковой, где систематизированы и представлены институциональные проблемы, выявлена существенная региональная дифференциация уровня жизни [7,8].
На законодательном уровне в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации расчет экономической доступности установлен, как отношение фактического потребления основной пищевой продукции на душу населения к рациональным нормам ее потребления. В качестве порогового установлено значение 100% [4].
Однако такая оценка весьма ограничена и требует дальнейшего всестороннего более детального исследования, учитывающего более широкий спектр факторов, способных оказать влияние на данный показатель.
Наиболее комплексным и перспективным представляется подход ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация объединенных наций), связанный с методологией оценки экономической доступности посредством изучения продовольственных систем, состоящих из следующих компонентов: окружающая среда, кадры, институциональная, технико-технологическая и инновационная составляющие процессов производства, переработки и снабжения потребителей продовольствием.
На современном этапе агропродовольственные системы остаются крайне уязвимыми к геополитическим конфликтам, эпидемиологической обстановке (в частности, пандемии), изменчивости климата и спадам в экономике.
Наличие социально-экономического неравенства продолжает сокращать возможности обеспечения всеобщего доступа к питательной, безопасной и экономически доступной пище [15].
Между тем, следует отметить, что весьма сложно обобщить информацию об экономической доступности продовольствия и отдельных ее составляющих. Это обусловлено тем, что государственные органы, формирующие данные показатели, используют разные периоды для опубликования, вносят корректировки и изменения в методику расчета. Это ограничивает возможности сопоставления данных. Существует также и дефицит информации для объективной оценки фактического положения дел, как в целом по России, так и по отдельным регионам.
Цель данного исследования - проанализировать экономическую доступность продуктов животного происхождения, выявить ключевые проблемы и предложить рекомендации по их устранению.
Научная новизна работы состоит в том, были идентифицированы ключевые проблемы методологии формирования показателей экономической доступности продуктов животного происхождения; на основе ретроспективного анализа, определена необходимость применения дифференцированного подхода к государственной поддержке населения в целях соблюдения критериев продовольственной безопасности.
Материалы и методы. Для анализа экономической доступности использовался монографический метод. Для дифференциации субъектов РФ применялся метод группировки. Использована база данных Росстата (ЕМИСС).
Результаты. Продукты животного происхождения являются важнейшим источником высококалорийного питания, сочетая в себе высокое содержание белка, жиров и сухих веществ. Поэтому оценка экономической доступности данного продукта требует особого внимания.
В 2021 г. торговое сальдо внешней торговли по группам продуктов животного происхождения остается отрицательным, в виду превышения импорта над экспортом товаров. Так, если по мясу и мясопродуктам наблюдается тенденция сокращения данного показателя, то по молоку и молокопродуктам, начиная с 2019 г, наметился значительный рост импорта, в виду чего торговое сальдо увеличилось в 1,3 раза по сравнению с аналогичным прошлым периодом (таблица 1).
Таблица 1
Сальдо торгового баланса России, млн. долларов США
Группа продуктов
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.*
|
Мясо
и мясопродукты
|
-2346,7
|
-1658,37
|
-1286,54
|
-573,854
|
-338,467
|
Молоко
и молокопродукты
|
-2370,5
|
-2082,44
|
-2694,4
|
-2569,49
|
-2562,42
|
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Следует отметить, что Доктриной продовольственной безопасности РФ установлен пороговый индикатор безопасности и независимости по молоку и молокопродуктам не менее 90% [4]. Однако фактически потребности населения за счет внутренних ресурсов обеспечены лишь на 60 % [14].
Между тем, в качестве положительной тенденции следует отметить, рост показателей производства продукции на душу населения за последние пять лет по скоту и птице на убой на 11,1%, молоку – 8,2% и яйцу - 2,6% (табл. 2).
Таблица 2
Производство продукции животного происхождения на душу населения в России
Вид продукции
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2022 г. к 2018 г., %
|
Яйца в скорлупе свежие, шт.
|
306
|
306
|
307
|
308
|
314
|
102,61
|
Молоко от всех видов животных, кг
|
208
|
214
|
220
|
222
|
225
|
108,17
|
Скот и птица на убой, кг
|
72
|
74
|
77
|
78
|
80
|
111,11
|
Однако для решения вышеуказанной проблемы данные темпы роста явно недостаточны.
Кроме того, отмечается существенный рост цен на данные продукты. Например, средние потребительские цены за исследуемый период увеличились в среднем в 1,3 раза (табл. 3).
Таблица 3
Средние потребительские цены на основные продукты животного происхождения (за килограмм)
Продукт
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2022 г. к 2019 г. %
|
2023 г. к 2022 г., %
|
Говядина
(кроме бескостного мяса)
|
350,05
|
361,04
|
416,46
|
484,17
|
519,83
|
138,31
|
107,37
|
Свинина
(кроме бескостного мяса)
|
264,55
|
269,14
|
311,84
|
307,92
|
344,82
|
116,39
|
111,98
|
Куры
охлажденные и мороженые
|
143,13
|
145,55
|
183,54
|
178,22
|
227,58
|
124,52
|
127,70
|
Баранина
(кроме бескостного мяса)
|
421,77
|
427,36
|
495,73
|
552,77
|
634,13
|
131,06
|
114,72
|
Мясо
индейки
|
376,22
|
372,16
|
414,66
|
448,35
|
503,03
|
119,17
|
112,20
|
Масло
сливочное
|
613,39
|
638,69
|
719,21
|
835,77
|
862,87
|
136,25
|
103,24
|
Сметана
|
215,58
|
226,32
|
249,61
|
281,34
|
282,49
|
130,50
|
100,41
|
Кисломолочные
продукты
|
77,23
|
79,43
|
87,38
|
100,36
|
100,13
|
129,95
|
99,77
|
Яйца
куриные*
|
65,37
|
75,78
|
87,77
|
81,7
|
132,45
|
124,98
|
162,12
|
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
В 2022 г. наиболее чувствительны к подорожанию стали масло сливочное и мясо говядины – в 1,4 раза. В 2023 г. отмечается рост цен по курам охлажденным и мороженым в 1,3 раза, по яйцу в 1,6 раза. Сложившаяся тенденция позволяет сделать вывод, что данная ситуация может неблагоприятно сказаться на возможностях приобретения продовольствия населением.
В 2022 г. покупательная способность среднемесячной номинальной начисленной заработной платы снизилась по яйцу куриному – 11,4%, маслу сливочному – 7,1%, говядине (кроме бескостного мяса) – 5,2%, сметане – 3,5% и кисломолочным продуктам – 3,4% [11].
Расчет экономической доступности исходя из положений Доктрины продовольственной безопасности требует отдельных уточнений.
Согласно рекомендациям, в 2016 году норма потребления мясопродуктов составила 73 кг, молока и молокопродуктов – 325 кг и яиц – 260 шт. Начиная с 30.12.2022 г., в четвертой редакции нормы были изменены и составили по мясу и мясопродуктам - 74 кг, по молоку и молокопродуктам – 322 кг [6].
Фактические данные, формируемые Росстатом, имеют два варианта оценки потребления продуктов питания:
1. На выборочных обследованиях домашних хозяйств, единовременных учетов и переписей с определением потребления на душу населения;
2. По итогам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств с расчетом в среднем на потребителя.
Баланс продовольственных ресурсов характеризует потребление всего населения страны. В отличие от них, данные, полученные по второму варианту обследования бюджетов домашних хозяйств, отражают уровень потребления только в домашнем питании.
При этом, следует отметить несколько противоречий. Во-первых, экономическая доступность рассчитывается на душу населения, но при этом в методике указано использование данных домашних хозяйств. Во-вторых, отдельно рассчитанные показатели на потребителя на потребителя в основе имеют ту же информационную базу, но в сокращенном виде. В-третьих, возникает вопрос, насколько корректно можно рассчитать экономическую доступность, если в нормах используется категория «яйца», а в фактически в первом варианте используется понятие «яйца и яйцепродукты».
Кроме того, в целях расчета потребления по второму варианту указано, что информация необходима для получения данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, уровне потребления, денежных расходах и условиях жизни различных социально-экономических групп населения [11].
Расчет экономической доступности с учетом особенностей формирования ее отдельных элементов свидетельствует о следующем:
¾ по первому варианту расчета несоответствие пороговому значению по молоку и молочным продуктам составило 25,8 п.п. ниже порогового значения;
¾ по второму варианту - по молоку и молочным продуктам -18,5 п.п. и по яйцу – 10,4 п.п. (табл. 4).
Таблица 4
Экономическая доступность основных продуктов животного происхождения в среднем РФ*
Продукт
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
1. На
душу населения
| |||||
Мясо и мясопродукты
|
102,74
|
104,11
|
104,11
|
106,85
|
106,85
|
Молоко и молочные продукты
|
70,46
|
72,00
|
73,85
|
74,15
|
74,15
|
Яйца
и яйцепродукты
|
109,23
|
109,62
|
108,85
|
108,08
|
110,77
|
2. На потребителя
домашнего хозяйства
| |||||
Мясо и мясопродукты
|
121,92
|
124,66
|
126,03
|
128,77
|
н/д**
|
Молоко и молочные продукты
|
81,85
|
81,54
|
83,69
|
81,54
|
н/д
|
Яйца
|
88,85
|
90,38
|
92,31
|
89,62
|
н/д
|
** нет официальных статистических данных
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Между тем наметилась положительная тенденция в потреблении. В частности, в 2022 г. по сравнению с 2018 г. прирост по мясу и мясопродуктам составил 4%, молоку и молокопродуктам - 5% и по яйцу – 1,4%.
Однако фактическое потребление домашними хозяйствами продуктов животного происхождения по видам, следует отметить существенный дефицит по говядине – 55%, по птице – 18%, по свинине 12%, по творогу – 61%, по молоку и кисломолочным продуктам – 43% [11].
С конца 2022 года рациональные нормы потребления были вновь отредактированы. В частности, норма потребления говядины сократилась на 30% (с 20 кг до 14 кг), свинины на 44% (с 18 кг до 10 кг), а по баранине увеличилась в 1,7 раза (с 3 кг до 5 кг) и птице в 1,3 раза (с 31 кг до 40 кг). Таким образом, доля более дешевого мяса – птицы в рационе достигла 54,1 %, что на 12,2 п.п. больше, чем в предыдущих редакциях [6].
Данные, дифференцированные по типу местности, свидетельствуют о наличии неравномерного потребления между городскими и сельскими домашними хозяйствами, особенно по мясу и мясопродуктам (табл. 5).
Таблица 5
Экономическая доступность основных продуктов животного происхождения в РФ по типу местности в среднем на потребителя
Продукт
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2022 г к 2021 г., п.п.
|
2022 г к 2028 г., п.п.
|
Городская местность
| |||||||
Молоко и молокопродукты
|
82,31
|
82,65
|
84,80
|
82,52
|
81,86
|
-0,66
|
-0,45
|
Мясо и мясопродукты
|
125,07
|
127,40
|
129,45
|
131,10
|
133,38
|
2,29
|
8,32
|
Яйца
|
89,23
|
91,08
|
93,08
|
90,38
|
92,09
|
1,70
|
2,86
|
Сельская местность
| |||||||
Молоко и молокопродукты
|
80,03
|
78,31
|
80,00
|
78,25
|
78,81
|
0,56
|
-1,22
|
Мясо и мясопродукты
|
113,29
|
114,66
|
117,26
|
120,68
|
124,01
|
3,33
|
10,73
|
Яйца
|
88,46
|
87,92
|
89,23
|
86,92
|
92,38
|
5,46
|
3,92
|
Соотношение потребления*
| |||||||
Молоко и молокопродукты
|
102,85
|
105,54
|
106,00
|
105,47
|
103,87
|
-1,59
|
1,03
|
Мясо и мясопродукты
|
110,40
|
111,11
|
110,40
|
108,63
|
107,56
|
-1,07
|
-2,84
|
Яйца
|
100,87
|
103,59
|
104,31
|
103,98
|
99,68
|
-4,30
|
-1,19
|
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Обращает также на себя внимание анализ экономической доступности продуктов в зависимости от дохода по группам населения (таблица 6).
В первой группе наблюдается несоответствие нормам потребления по всем представленным видам продукции. Неблагоприятная ситуация также сложилась со второй по седьмую группы по молоку и молочным продуктам, а также яйцу.
Таблица 6
Экономическая доступность и пищевая ценность основных продуктов животного происхождения в РФ по 10% группам населения в 2022 г.
Показатель
|
Группа
| |||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
| |
Мясо и мясопродукты
|
86,6
|
107,1
|
114,8
|
121,6
|
128,1
|
133,7
|
140,4
|
151,4
|
161,9
|
161,6
|
Молоко и молочные продукты
|
52,5
|
63,9
|
70,9
|
77,9
|
79,8
|
83,2
|
85,3
|
90,6
|
99,2
|
105,3
|
Яйца, шт.
|
66,2
|
78,8
|
83,1
|
88,5
|
91,2
|
94,2
|
95,4
|
101,9
|
108,5
|
112,3
|
Содержание белков в продуктах животного происхождения, г в сутки
|
35
|
43
|
46,5
|
50,1
|
52,4
|
54,6
|
57,1
|
61,3
|
66,3
|
69
|
Содержание жиров в продуктах животного происхождения, г в сутки
|
47,2
|
58,7
|
63,1
|
68,2
|
71,4
|
74,8
|
77,7
|
83,7
|
89,7
|
90,8
|
Источник: составлено автором с использованием источника [11
Отметим, что именно белки животного происхождения обладают высокой степенью усвояемости - 93 - 96%. Физиологическая потребность в для взрослого населения составляет: от 75 до 114 г/сутки для мужчин и от 60 до 90 г/сутки для женщин [3].
Фактически в первых шести децильных группах населения наблюдается дефицит потребления белка.
Сохраняется существенная дифференциация в потреблении в зависимости от дохода домашних хозяйств. В частности, разница в содержании белков и жиров в продуктах животного происхождения в натуральном выражении между первой и десятой группой составляет практически в два раза.
Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что в 2022 г. в группе с наименьшими доходами (первая группа) около половины потребительских расходов приходилось на продукты питания, в структуре которых 43% приходится на продукты животного происхождения.
Э. Энгель отмечает, что 30% расходов характеризует крайне бедные семьи, более 50% - крайняя нищета [3].
В 2022 г. отличие в структуре расходов на продукты животного происхождения между первой и десятой группами составило 2,6 раза.
Таблица 7
Потребительские расходы на питание по 10% группам населения в 2022 г.
Показатель
|
Группа
| |||||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
| |
Потребительские расходы:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
- в том числе расходы на продукты
питания
|
45,5
|
43,1
|
42,4
|
40,8
|
38,3
|
36,4
|
34,7
|
32,2
|
28,7
|
18,7
|
- расходы на продукты животного
происхождения*
|
19,5
|
19,1
|
18,7
|
18,1
|
16,9
|
16,1
|
15,3
|
14,2
|
12,6
|
7,6
|
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Рост доходов населения не обеспечивает экономическую доступность продовольствия с учетом рациональных норм потребления [10]. Особенно критическая ситуация сложилась в малоимущих домашних хозяйствах.
Социально незащищенными также являются домохозяйства, имеющие троих и более детей. Отмечается дефицит потребления относительно рациональных норм питания данной категории по молоку и молокопродуктам – 40,1%, по яйцу – 34,6% и по мясу и мясопродуктам – 7,1% [11].
Анализ стоимости потребленных продуктов животного происхождения также свидетельствует о том, что наличие детей сокращает продовольственные траты в расчете на одного человека.
Так, например, в 2022 г. при наличии троих детей, стоимость потребленных мяса и мясопродуктов была меньше, чем в среднем по всем домохозяйствам на 28,7%, молока и молочных продуктов – 25,7%, яйцам – 22,8% (рисунок 1).
Рисунок 1. Стоимость основных продуктов питания, потреблённых в домашних хозяйствах
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Такая тенденция, как показывают исследования, сохраняется на протяжении последних пяти лет и свидетельствует о том, что проблема дефицита денежных средств в многодетных семьях пока остается.
Сопоставление величины среднедушевых доходов населения со стоимостью условных (минимальных) наборов продуктов питания, свидетельствует о том, что финансовые возможности приобретения продуктов питания также сократились (рисунок 2).
Рисунок Количество условных (минимальных) наборов продуктов питания, возможных к приобретению*
* рассчитано, как отношение среднедушевых денежных доходов населения Российской Федерации к стоимости условного (минимального) набора продуктов питания
Источник: составлено автором с использованием источника [11]
Анализ данных в разрезе субъектов РФ свидетельствует о том, что в 2022 г. по сравнению с 2018 г. количество регионов в первых двух группах (с наименьшим количеством условных (минимальных) наборов продуктов питания) увеличилось на 2,2% и 12,03% соответственно (таблица 8).
Заметнее стала проявляться межрегиональная дифференциация в данных возможностях. В частности, крайнее значение первой группы от четвертой в 2018 г. отличалось в 4 раза, а в 2022 г. уже в 4,6 раза.
В 2022 г. количество субъектов РФ, входящих в четвертую группу, снизилось на 2,4 п.п., что является неблагоприятной тенденцией.
Таблица 8
Группировка регионов по финансовой возможности приобретения условных (минимальных) наборов продуктов питания
Группа
|
2018 г.
|
2022 г.
|
Первая
|
Забайкальский край, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Республика
Калмыкия, Республика Алтай
|
Республика Тыва, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская
Республика, Республика Калмыкия, Забайкальский край, Республика Хакасия, Республика
Алтай
|
Вторая
|
Карачаево-Черкесская Республика, Еврейская авт. область, Республика
Хакасия, Чувашская Республика, Курганская область, Республика Крым, Псковская
область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кабардино-Балкарская
Республика, Иркутская область, Чеченская Республика, Новгородская область, Калининградская
область, Республика Бурятия, Астраханская область, Ульяновская область, Кемеровская
область, Костромская область, Ивановская область, Владимирская область, Республика
Карелия, Вологодская область, Кировская область, Тверская область, Республика
Северная Осетия – Алания, Челябинская область, Алтайский край, Волгоградская
область, Пензенская область, Республика Дагестан, Саратовская область, Ленинградская
область, Архангельская область без авт. округа, Смоленская область, Приморский
край
|
Ставропольский край, Республика Крым, Еврейская авт. Область, Республика
Марий Эл, Чувашская Республика, Курганская область, Республика Бурятия, Республика
Мордовия, Калининградская область, Республика Северная Осетия – Алания, Псковская
область, Чеченская Республика, Алтайский край, Новгородская область, Иркутская
область, Тульская область, Саратовская область, Челябинская область, Кабардино-Балкарская
Республика, Астраханская область, Кемеровская область, Владимирская область, Вологодская
область, г. Севастополь, Оренбургская область, Республика Дагестан, Пензенская
область, Ленинградская область, Ульяновская область, Тюменская область без
авт. округов, Ивановская область, Костромская область, Приморский край, Смоленская
область, Кировская область, Томская область, Волгоградская область, Удмуртская
Республика, Калужская область, Орловская область, Рязанская область, Тверская
область, Красноярский край, Хабаровский край, Тамбовская область, Брянская
область, Архангельская область без авт. округа
|
Третья
|
Оренбургская область, Красноярский край, Новосибирская область, Удмуртская
Республика, Орловская область, Архангельская область, Тюменская область без
авт. округов, Томская область, Амурская область, г. Севастополь, Тульская
область, Рязанская область, Республика Адыгея, Ярославская область, Самарская
область, Хабаровский край, Брянская область, Республика Коми, Омская область,
Чукотский авт. округ, Калужская область, Пермский край, Камчатский край, Тамбовская
область, Республика Башкортостан, Ростовская область, Нижегородская область, Магаданская
область, Курская область, Краснодарский край, Мурманская область, Воронежская
область
|
Омская область, Республика Башкортостан, Амурская область, Республика
Адыгея, Пермский край, Новосибирская область, Архангельская область, Республика
Карелия, Ярославская область, Самарская область, Курская область, Ростовская
область, Республика Коми, Липецкая область, Воронежская область, Свердловская
область, Камчатский край, Нижегородская область, Республика Саха (Якутия), Краснодарский
край, Чукотский авт. округ, Белгородская область
|
Четвертая
|
Свердловская область, Липецкая область, г. Санкт-Петербург, Белгородская
область, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Сахалинская область,
Тюменская область, Ханты-Мансийский авт. округ, Московская область, Ненецкий
авт. округ, Ямало-Ненецкий авт. округ, г. Москва
|
Республика Татарстан, Тюменская
область, Московская область, Мурманская область, Сахалинская область, Ханты-Мансийский
авт. округ, Магаданская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, г. Москва,
Ямало-Ненецкий авт. округ
|
Источник: составлено автором с использованием [11]
* Группировка осуществлялась в следующих интервалах:
первая группа – возможность приобретения до 5 условных (минимальных) наборов продуктов питания на среднедушевой доход населения, вторая группа – от 5 до 7, третья группа – от 7 до 9, четвертая группа – свыше 9.
Заключение. Таким образом, современное состояние экономической доступности продуктов животного происхождения свидетельствует о том, что несмотря на увеличение объемов производства сохраняется отрицательное сальдо внешней торговли. Рост спроса на молоко и молокопродукты, яйца не обеспечивает полного соответствия нормам рационального потребления, а следовательно, и критерий экономической доступности, установленный Доктриной продовольственной безопасности. Кроме того, имеется дисбаланс потребления по видам мяса [2, 12].
Особо следует отметить ограниченную экономическую доступность в малоимущих домашних хозяйствах, а также наличие существенной дифференциации в потреблении в зависимости от дохода.
Платежеспособность населения явно снижается в зависимости от количества детей в домашних хозяйствах. Наличие трех и более детей сокращает фактическое потребление продуктов животного происхождения с одновременным уменьшением стоимости питания, приходящегося на одного человека.
Результаты анализа также свидетельствуют о наличии межрегиональной дифференциации в финансовых возможностях приобретения количества условных (минимальных) наборов продуктов питания. Наиболее благоприятными по экономической доступности продовольствия являются Республика Татарстан, Тюменская область, Московская область, Мурманская область, Сахалинская область, Ханты-Мансийский авт. округ, Магаданская область, г. Санкт-Петербург, Ненецкий авт. округ, г. Москва, Ямало-Ненецкий авт. округ. Между тем, следует отметить некоторое сокращение финансовых возможностей приобретения продуктов питания в целом по регионам.
В связи с вышеуказанными проблемами необходимо дальнейшее исследование вопросов оценки и мониторинга экономической доступности продуктов животного происхождения. Во-первых, требуется создание базы данных, которая будет иметь сопоставимый вид и содержать детализированную информацию о потреблении продуктов питания в зависимости от возрастно-половых групп, уровня дохода, типа местности, состава домашних хозяйств. В-третьих, необходимо создавать современную методологию оценки экономической доступности продовольствия в тесной кооперации государственных органов власти и научно-исследовательский организаций и учреждений. Это позволит получить наиболее достоверные результаты анализа, на основе которых будут разработаны мероприятия по повышению продовольственной безопасности страны.
На современном этапе развития российской экономики в условиях роста цен на продукты животного происхождения и сокращения финансовой возможности приобретения продовольствия требуется разработка на законодательном уровне дифференцированных мер поддержки населения с классификацией по риск-группам. Кроме того, следует обратить внимание на субъекты РФ, где проблема экономической доступности продуктов животного происхождения стоит особенно остро. В дальнейшем необходима разработка региональных программ продовольственной помощи и поддержки экономической доступности питания.
Источники:
2. Мазлоев В.З., Хайруллина О.И. Импортозамещение и экспорт мяса: проблемы экономической доступности - за и против // АПК: Экономика, управление. – 2019. – № 6. – c. 44-54.
3. МР 2.3.1.0253-21. 2.3.1. Гигиена питания. Рациональное питание. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.07.2021). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395381/ (дата обращения: 01.02.2024).
4. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. №20. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/ (дата обращения: 30.01.2024).
5. Паршуков Д.В., Ходос Д.В. Экономическая доступность продовольствия на региональном уровне (на материалах Красноярского края) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2021. – № 6(399). – c. 1110-1125.
6. Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания» от 19.08.2016 г. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784 (дата обращения: 01.02.2024).
7. Решетникова Е.Г. Институциональные проблемы в сфере экономической доступности продовольствия в условиях новых глобальных вызовов // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 2. – c. 237-246.
8. Решетникова Е.Г. Региональная дифференциация уровня жизни: вызовы времени // Проблемы развития территории. – 2021. – № 1. – c. 108-122.
9. Скальная М.М., Гридасова Е.А., Чеплев В.Е. Государственный социальный контракт как инструмент повышения экономической доступности продовольствия для сельского населения и стимулирования кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2021. – № 1. – c. 144-151.
10. Ушачев И.Г., Колесников А.В. Экономическая доступность продовольствия для населения Российской Федерации // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 4. – c. 59-77.
11. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 31.01.2024).
12. Хайруллина О.И. Оценка финансовой доступности продовольствия: зарубежный и отечественный опыт // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 2. – c. 107-118.
13. Челнокова Г.Б. Социальное законодательство, направленное на защиту от бедности в России. / Научно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2009. – 104 c.
14. Яркова Т.М. Состояние и проблемы развития молочного скотоводства в России // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – № 1. – doi: 10.18334/ppib.11.1.120368.
15. FAO, IFAD, UNICEF, WFP and WHO. 2023. The State of Food Security and Nutrition in the World 2023. Urbanization, agrifood systems transformation and healthy diets across the rural–urban continuum. Rome, FAO. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.4060/cc3017en (дата обращения: 31.01.2024).
Страница обновлена: 11.07.2024 в 04:54:28