Создание комфортной городской среды в системе мер по повышению качества жизни населения в регионах
Пуляева В.Н.1, Иванова И.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 119
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=55848176
Аннотация:
Качество жизни населения зависит от ряда факторов, среди которых комфортная городская среда является одним из ключевых. Именно благоприятные условия жизни в части развитой инфраструктуры, наличия удобных пространств для работы и отдыха, активной социально-культурной жизни обеспечивают привлекательность территории для населения, особенно для молодых квалифицированных кадров, что в свою очередь, позитивно влияет на развитие региона. В данной статье представлены результаты исследования практик по благоустройству городской среды, предусмотренных национальным проектом «Жильё и городская среды». На основе использования метода обобщения комплекса мер, осуществляемых в различных регионах, направленных на создание комфортных условий для проживания граждан, сделаны выводы о целесообразности продолжения подобной деятельности, которая позволит добиться закрепления граждан на занимаемых территориях ввиду их удобства и комфорта, а также предложенных возможностей для реализации своего потенциала. В аналитической части авторами была проведена оценка динамики комплексного показателя индекса качества городской среды ряда городов из пяти субъектов Российской Федерации. Результаты анализа показали положительную динамику и поступательное повышение качества жизни в исследуемых регионах и городах
Ключевые слова: городская среда, регион, развитие, комфорт, оценка, индекс качества городской среды, качество жизни
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, R21, R31
Введение
Рост численности жителей в городах актуализирует необходимость развития среды жизнедеятельности людей. Оценка её качества имеет важное значение для формирование устойчивого развития, а также обеспечения высокого качества и уровня жизни населения, а также социализации и профессионализации молодёжи, так как от численности этой категории граждан, проживающей на данной территории зависят её перспективы [2]. Активное привлечение граждан и их участие не только в благоустройстве городской среды, но и экологической, природоохранной деятельности, сохранности и восстановлении памятников культуры и архитектуры, организации досуговой деятельности и др. способствует повышению уровня самоуправления, преодолению барьеров во взаимодействии власти и населения, решению наиболее актуальных вопросов жизнедеятельности и т.д. [3].
Наличие опыта в реализации практики развития городской среды, его изучение и распространение опыта позволяют повысить уровень вовлеченности населения, а также обеспечат возможности для поддержания конкурентоспособности между муниципальными образованиями [8].
Таким образом, целью данного исследования является анализ и обобщение наиболее успешной практики реализации программ развития городской среды по федеральным округам Российской Федерации и выделение в них лучших региональных программ и обобщение их результатов.
Основой для оценки состояния городской среды, как правило, выступает анализ программ мероприятий, запланированных в рамках проектов по благоустройству, объективные показатели индекса качества городской среды, субъективные оценки рейтинга городов России по качеству жизни, а также результаты социологических опросов населения [7]. Кроме того, используется индекс городской среды, аккумулирующий ряд критериев: комфорт, экологичность, идентичность, разнообразие, современность и ряд других [9].
Проведению активной политики в части реализации программ по благоустройству городской среды способствует проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды, который включен в Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» Национального проекта «Жильё и городская среда». Критериями оценки проектов является обоснованность выбора места, его востребованность, синхронизация с национальными проектами и программами, логическое обоснование востребованности проекта, сохранение исторической, историко-градостроительной и природной аутентичности, прогноз ожидаемой социально-экономической эффективности, а также качество архитектурных решений, их оригинальность и др. [1]. Важным также считается обеспечение вовлеченности граждан к участию в их реализации, что предполагает использование различных форм и способов их участия в социокультурном проектировании территории [17].
В 2023 году были подведены итоги уже VIII конкурса. Экспертная комиссия определила победителей практики благоустройства, выделив лучшие общественные архитектурные пространства. Лидерами проектной деятельности в области реализации благоустройства городского поселения стал город Кологрив в Костромской области. Согласно разработанной программе в городе планируется провести озеленение, освещение, облагородить сквер и площадки для проведения различных мероприятий в любое время года. Высокую оценку экспертов получил проект обустройства набережной в станице Тамань Темрюкского района Краснодарского края. Этот проект уже успешно реализуется и планируется продолжение работ. Помимо вышеуказанных победителями проектов по благоустройству стали г. Шуя в Ивановской области, благоустройство реки Крымза в Самарской области и др. Также важно отметить, что в текущем году был проведен II конкурс для регионов Дальнего Востока и определено 50 победителей. Здесь новые культурные пространства возведут в малых городах с численностью населения до 250 тыс. человек, а также городских и сельских поселениях с числом проживающих от 5 тысяч человек. Так, в Еврейской АО благоустроят общественную территорию сквера Победы поселка Николаевка, а в забайкальском поселке городского типа Оловянная воплотят в жизнь концепцию благоустройства центрального парка на улице Невской [11].
Важно отметить, что решения принимаются при активном участии жителей. В 2023 году впервые во Всероссийском конкурсе приняли участие новые регионы, вошедшие в состав России, — 30 городов из Донецкой и Луганской Народных Республик и Запорожской области подали заявки на конкурс, которые были подготовлены на высоком уровне. Всего согласно программе по формированию комфортной городской среды, начиная с 2017 года уже благоустроено более 103 тысяч территорий.
Обзор лучших региональных практик благоустройства городской среды
На основе данных из открытых источников в данном исследовании был проведен анализ отдельных практик по благоустройству в 5 регионах: Северо-Западный, Уральский, Сибирский, Приволжский, Северо-Кавказский.
Одним из ведущих регионов, в котором на основе федеральных программ развития городской среды, разработан комплекс стратегических документов в этом отношении на долгосрочную перспективу выступает Северо-Западный Федеральный округ. Основные акценты развития городов в Ленинградской области сделаны на вводе новых проектов и объемов жилищного строительства, которые за последние 2 года выросли в более чем в 1,5 раза.
В основе реализации таких проектов представлены следующие направления:
1. «Комфортные микрорайоны»: реализация комплексных мероприятий по благоустройству территорий, включая создание и реконструкцию детских и спортивных площадок, парковочных мест для автотранспорта, устройству систем освещения, элементов ландшафтного дизайна, малых архитектурных форм и т.д.).
2. «Энергоэффективный микрорайон» - осуществление комплекса мероприятий по снижению потерь и оптимизации энергопотребления, в том числе реконструкция фасадов жилых и общественных зданий, замена и ремонт оборудования котельных, тепловых пунктов и т.д.
3. «Школьный кампус», включающий развитие инфраструктуры общеобразовательных школ и создание на их базе местных общественных центров.
4. «Социальные услуги в шаговой доступности», направленный на повышение уровня обеспеченности населения повседневными социальными услугами посредством активного использования первых этажей жилых зданий, а также пристроенных помещений и т.д.
5. «Центры торговли и услуг» предполагающий предоставление жителям качественных услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания с увеличением количества рабочих мест в данных сферах на базе транспортно-пересадочных узлов, объектов социальной инфраструктуры, сети магазинов и сервисов шаговой доступности.
Еще одним важным пунктом реализации данной инициативы является создание транспортно-пересадочных узлов. Это комплексная задача, требующая согласование интересов профильных органов власти Российской Федерации, Ленинградской области, Санкт-Петербурга, операторов транспортных систем (ОАО "РЖД", ГУП «Петербургский метрополитен», региональные автобусные перевозчики) и др., заинтересованных в повышении транспортной доступности территории.
Территория Ленинградской области обладает развитой сетью объектов культуры (дома культуры, клубы, библиотеки). Однако, в данном контексте возникает стратегическая задача по преобразованию морально устаревших объектов культуры в современные многофункциональные общественные центры. В Ленинградской области имеется соответствующий положительный опыт (библиотеки в Тихвине и Выборге). Новый формат культурно-досуговых объектов предусматривает сохранение традиционных функций (концертный зал, библиотека, помещения для кружков и секций) в обновленном формате: усиление общественной функции, включающей зону свободного доступа к информационно телекоммуникационной сети «Интернет», кафе, помещения для проведения собраний и учебных занятий, офисы, центр профориентации, консультационные центры предоставления информационных, юридических и финансовых услуг и др. Обновленные дома культуры и библиотеки станут значимыми центрами притяжения людей, что будет способствовать не только улучшению качества городской среды в населенных пунктах, но и обеспечит повышение квалификации и увеличение занятости населения. Особое значение придаётся развитию малых городов и исторических поселений.
Создание нового облика населенных пунктов имеет целью повысить привлекательность населенных пунктов Ленинградской области для жителей, туристов, инвесторов. На это направлены такие проекты как:
1. Развитие общественных пространств
2. Уличная мебель и малые архитектурные формы
3. Информационные конструкции, реклама и уличная навигация
4. Уличное освещение и ливневая канализация.
Особенно важно отметить реализацию проекта 5. Комфортные сельские поселения. Он направлен на сохранение сельских поселений и улучшение условий жизни граждан, проживающих в сельской местности. Эта цель достигается через реализацию проектов экономического, социального и территориального характера:
1. Реализация на территориях перспективных сельских населенных пунктов крупных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.
2. Развитие и поддержка экотуризма (агротуризма).
3. Расширение программ самозанятости сельского населения и форм поддержки малого бизнеса на селе.
4. Расширение площадей используемых земель сельхозназначения, в том числе частных сельхозугодий.
5. Строительство и модернизация социальных объектов в сельских поселениях.
6. Инфраструктурное обеспечение села, в том числе увеличение доли автомобильных дорог с твердым покрытием.
7. Развитие жилищного строительства в сельской местности.
8. Пересмотр принципов территориального планирования с учетом рационального размещения промышленных и инфраструктурных объектов на землях сельхозназначения.
9. Поддержка межмуниципальных проектов кооперации отдельных сельских населенных пунктов.
Так, в рамках реализации данного проекта в Тихвинском районе Ленинградской области были выполнены работы по устройству площадки с уличными тренажёрами в поселке Красава и ремонт спортивной площадки в посёлке Сарка. выполнены работы по ремонту искусственного сооружения через ручей Кивуй на дороге общего пользования местного значения «Подъезд к дер. Гороховище через д.Теренино и п.Капшинский от а/д Лодейное Поле-Тихвин-Будогощь» Ганьковского сельского поселения Тихвинского района [12]. Реализовано 84 проекта благоустройства сельских территорий в 28 сельских поселениях Ленинградской области [18]. Всего же в Ленобласти 121 сельское поселение, что означает, что благоустройством охвачено практически четверть из них [10].
Мультипликативными эффектами реализации проектной инициативы «Комфортные поселения» выступают: обеспечение повышения качества жизни населения; создание новых рабочих мест в сфере услуг; повышение привлекательности населенных пунктов для квалифицированных кадров; повышение инвестиционной привлекательности населенных пунктов для предприятий в сфере промышленности и агропромышленного комплекса [19].
В качестве примера развития городской среды Уральского федерального округа отметим опыт Свердловской области, в которой в настоящее время реализуется государственная программа «Формирование современной городской среды на 2018-2024 годы», её приоритетным направлением является создание благоприятной среды проживания граждан и повышение качества жилищно-коммунальных услуг [14]. Основные цели реализации данной государственной программы сосредоточены на обеспечении повышение уровня комфорта городской среды для улучшения условий проживания населения Свердловской области. Что предполагает решение таких задач как:
-проведение комплексных мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий в населенных пунктах Свердловской области;
-повышение уровня вовлеченности заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий в населенных пунктах Свердловской области;
-улучшение условий проживания граждан за счет реализации мероприятий по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области и мероприятий по выполнению работ в отношении многоквартирных домов Свердловской области, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации.
Особенностью выработки управленческих решений в вопросах по обеспечению комфорта в окружающей городской среде в Свердловской области является обязательное вовлечение граждан в реализацию мероприятий по благоустройству, включая проведение оценки качества городской среды. Именно участие граждан позволяют разрабатывать те программные мероприятия, которые необходимы, осуществлять системный подход для повышения качества и комфорта жизни населения Свердловской области. С этой целью на территориях всех муниципальных образований организовано применение целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, одобренной протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда». Для информирования жителей об их правах и обязанностях в сфере жилищно-коммунального хозяйства и реализации приоритетного направления «ЖКХ и городская среда» на территории Свердловской области были разработаны и реализованы комплексы мер («дорожные карты») по информированию граждан. Также осуществляется мониторинг публикаций в средствах массовой информации, направленных на информирование населения о реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Свердловской области» [16].
Лидером по качеству формирования городской среды Сибирского федерального округа является Красноярский край. Правительством Красноярского края от 29.08.2017 г.№ 512-п принята государственная программа «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды» [5]. Важно подчеркнуть, что ответственным исполнителем программы выступает Министерство строительства Красноярского края, соисполнителями программы являются – Агентство молодёжной политики и реализации программ общественного развития и Агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края. В этой связи целями такой программы является не только повышение комфортности городской среды, в том числе общественных пространств, но и вовлечение граждан в решение данных вопросов по формированию комфортной среды проживания на территории городских округов, городских и сельских поселений Красноярского края. В содержании программы выделено две подпрограммы:
1. Создание условий для вовлечения граждан в реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды
2. Благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований.
К задачам первой подпрограммы относятся: информационное обеспечение граждан о том, какие мероприятия реализуются или планируются на современной территории городской среды. В частности, программой ежегодного производства 1 ролика социальной рекламы и его проката на 2 телеканалах, изготовления по 80 баннеров наружной рекламы и по 15000 штук полиграфической продукции. Еще одним направлением работы с населением является формирование библиотеки лучших практик выработки управленческих решений и созданию дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий и общественных пространств. Ежегодно запланировано проведение архитектурных конкурсов в разрезе по номинациям и категориям, по результатам которых необходимо определять не менее 9 победителей. Важное значение также имеет и оказание консультационной поддержки при реализации мероприятий, направленных на благоустройство, в том числе проведение обучающих семинаров.
Целью второй подпрограммы является обеспечение проведения мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований Красноярского края с соблюдением единых подходов к формированию современной городской среды на территории всего Красноярского края. Достижению этой цели будет способствовать решение задач по улучшению санитарно-экологической обстановки, внешнего и архитектурного облика всех населенных пунктов. Результатами выполнения задач указанной программы должно стать: ежегодное осуществление благоустройства дворовых и общественных территорий не менее чем в 27 муниципальных образованиях края; ежегодное осуществление благоустройства не менее 30 дворовых территорий в населенных пунктах с численностью населения не более 10000 человек; благоустройство общественных пространств победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (не менее 6 победителей конкурса); ежегодное определение не менее 3 победителей конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды; реализация не менее 2 проектов по благоустройству сельских территорий [15].
Создание механизма непосредственного участия граждан в формировании комфортной городской среды являться рейтинговое голосование граждан. Привлечение граждан к решению вопросов создания и развития осуществляется посредством обсуждения конкретных проектов, в том числе, в рамках проведения Всероссийского конкурса по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, реализации государственных (муниципальных) программ формирования современной городской среды, дизайн-проектов по конкретным территориям, путём использования цифровых технологий (мобильных приложений, онлайн-порталов для голосования («Активный гражданин», «Добродел» и т.п.). Таким образом, повышение степени и активизация вовлеченности граждан в реализацию мероприятий по благоустройству территорий – одна из важнейших задач, решение которой обеспечит осуществление указанной программы по благоустройству городской среды, как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе и будет способствовать укреплению местного самоуправления.
На территории Нижегородской области, входящей в состав Приволжского федерального округа, реализуется государственная программа по формированию современной городской среды [6], её подпрограммами являются следующие:
Подпрограмма 1. Формирование комфортной городской среды на территории Нижегородской области. Её цель не только в том, чтобы создать комфортную среду проживания и жизнедеятельности для человека, что позволит удовлетворить жилищные потребности, но и обеспечить условия для достижения высокого качества жизни в целом. Среди основных направлений, позволяющих достигнуть указанной цели являются: предоставление субсидии на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, а также на поддержку обустройства мест массового отдыха населения (городских парков).
Подпрограмма 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Одним из важных направлений данной подпрограммы является модернизация точек уличного освещения с использованием энергосберегающих светодиодных светильников.
Подпрограмма 3. Реализация лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Эта часть подпрограммы касается необходимости предоставления средств государственной поддержки для поощрения муниципальных образований - победителей Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды. К числу уже реализованных проектов относятся: реконструкция Парка культуры отдыха им. А.П.Гайдара (г.Арзамас), благоустройство зоны отдыха «Яблоневый сад» (п. Варнавино) и дендрария на территории парка культуры и отдыха (г. Выкса), реконструкция и благоустройство парка «Юбилейный» (г. Кстово), общественного пространства «Зеленый парк» (г. Павлово), садово-паркового комплекса на территории с. Починки, Центрального парка на пл. Революции с. Спасского и др.
Системное рассмотрение и решения проблем благоустройства на территории Нижегородской области, реализация мероприятий, направленных на радикальное улучшение состояния окружающей среды и изменения облика территорий в границах муниципальных образований Нижегородской области осуществляется в 38 муниципальных районах и 14 городских округах Нижегородской области. Важно подчеркнуть, что при отборе объектов для первоочередного благоустройства особое значение имеют результаты голосования жителей данной территории, мнение которых остается в приоритете и при выборе объекта. Акцент в рамках проектов сделан на комплексном благоустройстве, при котором во внимание принимаются не только единичные участки, а вся территория в целом. По итогам IV Всероссийского конкурса лучших проектов по созданию комфортной городской среды 6 городов Нижегородской области в 2022 году выиграли грант в 350 миллионов рублей. Данный регион вошёл в число лидеров по количеству проектов-победителей. Городами – победителями Нижегородской области являются: г. Арзамас, г. Чкаловск, г. Саров, г. Семенов, г. Ворсма, г. Первомайск. Создание доступной и комфортной городской среды в Нижегородской области предусмотрено и в Стратегии развития региона до 2035 года [20], в одном из разделов которой представлена Концепция пространственного развития территорий.
Результатом реализации программы в Нижегородской области стал прирост по индексу качества городской среда на 8% в 2021 году по сравнению с 2019 годом и выполнение плана на 100% по данному показателю [10].
В Северо-Кавказском федеральном округе следует выделить практику формирование современной городской среды, осуществляемую в результате реализации государственной программы Республики Дагестан, которая включает правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды. Такие субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных с реализацией муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий соответствующего функционального назначения, дворовых территорий в населенных пунктах с численностью свыше 1000 человек [4]. Региональный проект «Комфортная среда в Республике Дагестан» стартовал 01.10.2018 г. и будет завершен 01.05.2025 г. Его основная цель в обеспечении повышения комфортности городской среды, а также индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов [13].
Благодаря проявлению ряда урбанистических инициатив в настоящее время в Республике Дагестан осуществляется активное преобразование городских общественных пространств и образовательных учреждений в Махачкале, Буйнакске, Дербенте, Каспийске. Все они реализуются в формате самых новейших и современных тенденций архитектуры. Одной из инициатив выступает проведение Всероссийского конкурса на разработку архитектурного облика общественных пространств и образовательных учреждений в Республике Дагестан. Важным аспектом в реализации проектов по благоустройству является активное участие жителей и их вовлечение в обсуждение и реализацию комплекса мероприятий в этом направлении. Работа по налаживанию обратной связи с населением в муниципалитете выстроена на системной основе. Во всех структурных подразделениях администрации города Махачкала есть специалисты, которые отвечают на обращения горожан в комментариях в социальных сетях, а также работают в системе инцидент-менеджмент. На качественно новый уровень работу удалось поднять благодаря взаимодействию и помощи Центра управлением городом.
Оценка результативности практик благоустройства
Далее проведем оценку эффективности исследованных региональных практик благоустройства городской среды. В качестве основного показателя оценки будем использовать «Индекс качества городской среды», разработанный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Данный показатель является интегральным и объединяет в себе 36 индикаторов благоустройства территорий: 6 пространств (жилье и прилегающие пространства, улично-дорожная сеть, озеленение пространства, общественно-деловая инфраструктура и прилегающие пространства, социально-досуговая инфраструктура и прилегающие пространства, общегородское пространство) по 6 критериев оценки (безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления). Максимально возможный балл индикатора - 360. На официальном сайте «Индекс качества городской среды» [9] публикуются результаты оценки индекса по всем муниципальным образованиям Российской Федерации.
Авторами было отобрано по три города в каждом из представленных в предыдущем разделе регионов и проанализирована динамика индекса ща последние три года. Результаты представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, различные города имели различные стартовые оценки: от достаточно высоких, как город Арзамас Нижегородской области (220 баллов), так и довольно низкие, как город Кушва Свердловской области (156 баллов) и город Дербент Республики Дагестан (159 баллов). Важно подчеркнуть, что за два года реализации программ благоустройства городской среды все представленные в таблицы муниципалитеты улучшили свои показатели. В среднем города прибавили по 18 баллов или по 10% от значения показателя в 2020 году. Самый низкий прирост показал город Арзамас Нижегородской области, что объясняется высокой оценкой в начале исследуемого периода, а самый высокий прирост продемонстрировал город Дербент Республики Дагестан - +43 балла (27%) за два года.
Таблица 1 – Динамика индекса качества городской среды за 2020-2022 гг., баллы
Город
|
2020
|
2021
|
2022
|
Прирост
за 2 года
| |
Абсолютный
|
%
| ||||
Ленинградская
область
|
| ||||
Выборг
|
185
|
186
|
194
|
9
|
5
|
Луга
|
208
|
219
|
223
|
15
|
7
|
Тихвин
|
196
|
200
|
218
|
22
|
11
|
Свердловская
область
|
| ||||
Верхняя
Салда
|
181
|
208
|
208
|
27
|
15
|
Кушва
|
156
|
164
|
166
|
10
|
6
|
Нижний
Тагил
|
172
|
179
|
179
|
7
|
4
|
Красноярский
край
|
| ||||
Минусинск
|
160
|
166
|
174
|
14
|
9
|
Норильск
|
194
|
200
|
218
|
24
|
12
|
Сосновоборск
|
190
|
208
|
220
|
30
|
16
|
Нижегородская
область
|
| ||||
Арзамас
|
220
|
221
|
224
|
4
|
2
|
Выкса
|
195
|
203
|
210
|
15
|
8
|
Чкаловск
|
189
|
205
|
206
|
17
|
9
|
Республика
Дагестан
|
| ||||
Дербент
|
159
|
185
|
202
|
43
|
27
|
Каспийск
|
185
|
191
|
200
|
15
|
8
|
Махачкала
|
173
|
178
|
193
|
20
|
12
|
Полученные результаты оценки свидетельствуют об эффективности реализуемых программ благоустройства в исследуемых регионах. Согласно данным Минстроя плановое значение Индекса на 2022 год должно было составить 191 балл. В целом по стране этот показатель был превышен – 192 балла, однако в таблице 1 есть города, которые не дотянули до планового значения: Кушва и Нижний Тагил из Свердловской области и Минусинск Красноярского края. Все это указывает на наличие потребности в совершенствовании практик благоустройства, выделении большего финансирования в малые города и использования механизмов частно-государственного партнерства, где это возможно, например, в промышленных центрах Свердловской области.
Выводы
Повышению качества жизни способствует применение комплексного подхода к обустройству всех сторон жизнедеятельности населения. Создание комфортной среды для проживания людей на занимаемой ими территории является одной из них, что также выступает приоритетной задачей, указанной в программах по благоустройству и отражено в направлениях региональной политики. Особое значение в этих условиях приобретает деятельность по активизации привлечения населения к обсуждению проектов по благоустройству городской среды, их участия в реализации намеченных проектах и последующей оценке проведенных работ. Также важно акцентировать внимание на том, что опираясь на ключевые положения Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» Национального проекта «Жильё и городская среда» каждый регион проявляет инициативу в разработке и осуществлении данного вида деятельности на своей территории с учётом особенностей её развития, интересов граждан, историко-природной аутентичности и т.д. Творческие управленческие решения находят всестороннюю поддержку.
Как системное понятие – качество жизни следует рассматривать с различных сторон жизнедеятельности человека, среди которых важное значение имеют: комфортность жилья, эстетика и красота окружающей среды, удобство и благоустройство территории и т.д. Всё вышеперечисленное позволяет людям удовлетворять не только свои насущные потребности, но и обеспечивает повышение удовлетворённости жизнью в целом, посредством осознания происходящих позитивных изменений, которые позволяют им достигать своих жизненных целей посредством реализации своего человеческого и трудового потенциала в комфортных условиях.
Источники:
2. Гареев И.Ф., Валиуллина А.В., Валиуллин А.А., Блинова А.В., Салахов Ш.К., Мингазова З.З. Оценка влияния мероприятий по формированию комфортной городской среды на пространственное развитие территорий // Жилищные стратегии. – 2022. – № 4. – c. 387-410. – doi: 10.18334/zhs.9.4.116638.
3. Гареев И.Ф., Павлова А.И. Реновация общественных пространств в Республике Татарстан как фактор повышения комфортности городской среды и их влияние на экономическую активность территорий // Жилищные стратегии. – 2020. – № 3. – c. 355-394. – doi: 10.18334/zhs.7.3.111511.
4. Государственная программа Республики Дагестан. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/356868005/?page=3&*=GKYQK5DaWYFA2le2MoXjXwUDFLF7InVybCI6Imh0dHA6Ly9wd (дата обращения: 12.09.2023).
5. Государственная программа «Содействие органам местного самоуправления в формировании современной городской среды». [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/446556121 (дата обращения: 12.09.2023).
6. Государственная программа «Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2024 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sosnovskoe.info/images/my_files/doc/selskie/poselok/post01092017__651.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
7. Иванова И.А., Пуляева В.Н. Благоустройство городской среды в контексте развития молодежи России // Жилищные стратегии. – 2023. – № 2. – c. 123-136. – doi: 10.18334/zhs.10.2.117823.
8. Иванова И.А. Благоустройство городской среды в системе мер по обеспечению комплексного развития территорий регионов и повышению уровня самоуправления населения // Самоуправление. – 2023. – № 2(135). – c. 577-580.
9. Индекс качества городской среды. [Электронный ресурс]. URL: https://индекс-городов.рф/#/ (дата обращения: 12.09.2023).
10. Индекс качества городской среды 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://minstroyrf.gov.ru/upload/iblock/234/Indeks_kachestva_gorodskoi_sredy_v_razreze_gorodov_i_subektov_Rossii_skoi_.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
11. Объявлены победители конкурса лучших проектов комфортной городской среды. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/3821636 (дата обращения: 12.09.2023).
12. Официальны сайт муниципального образования Тихвинский Район. [Электронный ресурс]. URL: https://tikhvin.org/adnim/stryktpodr/o_str/srm.php?type=special (дата обращения: 12.09.2023).
13. Паспорт регионального проекта Республики Дагестан «Комфортная среда в Республике Дагестан». [Электронный ресурс]. URL: https://storage.strategy24.ru/files/project/202003/1874e114b8ab6e7e4e78e110dfa2f053.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
14. Паспорт государственной программы Свердловской области «Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018-2024 г». [Электронный ресурс]. URL: https://energy.midural.ru/wp-content/uploads/2021/11/805-pp.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
15. Постановление Правительства Красноярского края от 1 марта 2022 года № 139-п. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/578134183?marker (дата обращения: 12.09.2023).
16. Постановление Правительства Свердловской области «О внесении изменений в государственную программу Свердловской области «Формирование современной городской среды на территории Свердловской области на 2018-2024 г», утвержденной постановлением Правительства свердловской области от 31.10.2017 № 805-ПП. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6600202010280005 (дата обращения: 12.09.2023).
17. Пуляева В. Н. Анализ федеральных программ развития городской среды в Российской Федерации // Самоуправление. – 2023. – № 1(134). – c. 761-765.
18. Рейтинг перспективных проектов комплексного развития сельских территорий. [Электронный ресурс]. URL: https://agroprom.lenobl.ru/ru/o-komitete/napravleniya-deyatelnosti/ustojchivoe-razvitie-selskih-territorij/rejting-persp (дата обращения: 12.09.2023).
19. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области (Принята Законодательным собранием Ленинградской области. [Электронный ресурс]. URL: https://lenoblinvest.ru/images/Strategy_2030.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
20. Стратегия социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.government-nnov.ru/static/new_design/files/Proyekt_Strategii_Nizhegorodskoy_oblasti_2035 (дата обращения: 12.09.2023).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 16:28:30