Strategies for repositioning the region's industrial products in foreign markets
Filimonenko I.V.1, Likhacheva T. P.1
1 Сибирский федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 3 (July-september 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54628431
Abstract:
The study is aimed at reviewing in a generalized form the factors and conditions for increasing the export potential of the region, taking into account the global challenges of the world economy and external economic risks, including those associated with foreign sanctions. Data from the portal of the Federal Customs Service and TrendEconomy formed the information base of the study.
The authors used methods of grouping and strategic repositioning, as well as analysis of statistical data. The article provides a quantitative assessment of export risks from the perspective of the external effective demand of importing countries.
The goals and criteria for selecting countries for repositioning are determined. Alternative strategies for repositioning, such as import substitution, development of existing and new markets, are proposed. This allows reducing the risks (reducing the volume of critical deliveries) associated with export activities. The results of the research will be used as the basis for proposals for choosing strategies for the technological development of industrial products (local, global, and niche leadership) and building maps for the repositioning of regional producers in accordance with changing conditions. A methodical approach to assessing the possibilities of repositioning regional producers was tested on the example of the Foreign Economic Activity Commodity Nomenclature code 90 of the Krasnoyarsk Territory.
Acknowledgments: The research was prepared within the framework of the grant «Developing the Concept of Industrial Policy of the Krasnoyarsk Krai in the context of digital transformation until 2030» (No. KF-877) and with the support of the Krasnoyarsk Regional Science Foundation.
Keywords: repositioning maps, critical export demand, export risks, economic sanctions
Funding:
Исследование выполнено в рамках гранта № КФ-877 «Разработка Концепции промышленной политики Красноярского края в условиях цифровой трансформации до 2030 года» при поддержке Красноярского краевого фонда науки.
JEL-classification: F51, L22, R58
Постановка проблемы
Исследование тенденций мировой торговли, стремительного изменения структуры мирового экспорта, изменения трансфера мировых товарных потоков, перемещения центров мировой торговли, обусловленное глобальными вызовами мировой экономики (последствия ковидных эпидемий; введение экономических санкций; обострение международной политической обстановки; мировой терроризм) вызывает необходимость перепозиционирования производителей промышленной продукции на основе оценки рисков экспорта с позиции внешнего платежеспособного спроса стран-импортеров [15; 16].
Такая оценка возможна при использовании в качестве критерия показателя «критического спроса на экспорт», который представляет собой часть внешнего платежеспособного спроса, обладающего возможностью его удовлетворения в ретроспективном периоде и невозможностью удовлетворения в перспективе по причине возникновения экономических санкций стран-импортеров [21].
Цель настоящего исследования заключается в разработке методического инструментария, позволяющего оценить перспективы перепозиционирования производителей промышленной продукции региона на товарных рынках, определиться со стратегией технологического лидерства, направленной на удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса и наращивания экспортного потенциала. Научная новизна предполагает введение критерия «критический спрос на экспорт», что, на наш взгляд, позволяет дифференцировать все товарные группы экспорта промышленных предприятий по уровням рисков в зависимости от изменения отношения и участия стран-импортеров в экономических санкциях.
Методология
Теоретико-методологическая база исследования по проблематике статьи сформирована на основе трудов российских авторов [1; 3; 12; 18]. Предлагается следующий алгоритм построения карты перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков (рисунок 1).
На начальном этапе уточняются приоритетные виды продукции для расширения экспорта с позиции возможностей снижения рисков, возникающих в результате введения рядом западных стран экономических санкций против России и невозможности осуществления поставок экспортной продукции в страны-импортеры.
В качестве показателя критического спроса на экспорт предлагается «удельная доля в объемах экспорта» по группам и видам товарной продукции у стран, объявивших санкции для России [6; 11]. Оценка критического спроса товарной продукции по уровням приоритетности и рисков позволяет определиться с теми видами товарных групп промышленной продукции, которые требуют их перепозиционирования в международном пространстве для избегания рисков.
Рисунок 1 – Алгоритм построения карты перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков
Figure 1 – Algorithm for constructing a map of the repositioning of the Krasnoyarsk Territory's producers in the coordinates of the world economic space and time with the allocation of priority markets
Источник: составлено авторами в рамках исследования
Целью этапа является дифференциация стран-импортеров по масштабам мирового спроса на промышленную продукцию. Дифференцирование проводится в соответствии с используемым методом группировки Г.А. Азоева на основе открытых данных портала TrendEconomy [1; 23].
Целью второго этапа является определение тенденции развития спроса на импорт продукции со стороны стран мира с учетом изменения в объемах потребностей промышленных предприятий-импортеров, а также вероятности и условий сохранения партнерства с российскими производителями.
Определение изменений в объемах потребностей промышленных предприятий-импортеров для позиционирования в мировом пространстве производится по параметрам: «доля в импорте – темп прироста доли в импорте» за 2019-2020 годы. Это позволяет распределить мировых импортеров на страны с растущим и сокращающимся спросом на импорт продукции и сформировать карту мирового спроса на импорт промышленной продукции с учетом страны, формирующей платежеспособный спрос, объемов и темпов изменения спроса (объемы и темпы изменения импорта) [5; 12].
В последующем приводится дифференциация стран-импортеров по вероятности сохранения партнерства с российскими поставщиками-производителями (таблица 1).
Таблица 1 – Дифференциация стран-импортеров
Table 1 – Differentiation of importing countries
Классификационный признак
|
Группировка стран
|
1. степень участия в экономических санкциях против
России
|
- активно участвующие в их реализации;
- установившие единичные ограничения; - блокирующие обход санкций, но не участвующие в них. |
2. объем импортируемой продукции и доля в мировом
импорте
|
- страны-лидеры по объемам импорта;
- страны со спросом выше среднего; - страны с объемами импорта ниже среднего; - страны с минимальными объемами импорта. |
На третьем этапе определяются альтернативные стратегии перепозиционирования Красноярского края на мировых рынках на основе технологических ниш и оценки вероятности переключения стран на российские аналоги (нишевое лидерство, локальное технологическое лидерство, мировое технологическое лидерство) [10; 12; 17].
В качестве инструмента обоснования выбора стратегии рассматривается матрица стратегий технологического лидерства, выстраиваемая в координатах (рисунок 2):
ось Х - доля экспорта региона в удовлетворении мировой потребности (в импорте) конкретных товаров и товарных групп (коэффициент SPR) [9; 14];
ось Y - соотношение доли промышленной продукции в экспортном портфеле региона и доли промышленной продукции в мировом экспорте – индекс RCA.
Рисунок 2 – Типология стратегий технологического лидерства
по показателям SPR и RCA
Figure 2 – Typology of technological leadership strategies
by SPR and RCA indicators
Источник: составлено авторами в рамках исследования
Коэффициент SPR (Substantial PRoduct)) отражает конкурентоспособность промышленной продукции на мировом рынке (чем выше коэффициент, тем выше конкурентоспособность) и их способность контролировать рыночные позиции.
(1)
Индекс RCA (Revealed Comparative Advantage) используется для оценки сравнительного преимущества страны при выпуске того или иного вида продукции [18]. Рассчитывается на основе формулы:
(2)
В ситуации, когда экспорт определенного товара занимает большую удельную долю в экспорте страны по сравнению с удельной долей аналогичной продукции в мировом экспорте (RCA > 1), то производство такого товара имеет сравнительное преимущество и сопряжено с относительно низкими затратами.
Таким образом, оба показателя SPR и RCA помогают оценить и обосновать возможности промышленной товарной группы для экспорта на мировые рынки. Особенно полезны в период вывода новой промышленной продукции на мировые рынки.
В случае если промышленная продукция не является конкурентоспособной на мировых рынках, ее следует рассматривать в рыночной нише и считать альтернативными стратегиями развития [3; 4; 7]:
- импортозамещение и удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса (перепозиционирование на внутренний рынок РФ);
- расширение экспортного потенциала на существующих нишевых мировых рынках (перепозиционирование на существующих мировых рынках, расширение потенциала рыночных ниш);
- выход на новые мировые рынки сбыта (перепозиционирование на новые мировые рынки сбыта, нишевая стратегия).
Основная цель стратегии перепозиционирования на мировых товарных рынках – это сокращение критического спроса на экспорт промышленной продукции региона [2; 13]. Исходя из этого страны-импортеры могут быть сгруппированы в три группы по следующим критериям:
Критерий 1: Страна не участвует и не поддерживает экономические санкции против РФ, что сокращает риски разрыва экономических отношений, не предусмотренных договорными обязательствами, минимизирует существование критического спроса на экспорт продукции из РФ и срыв запланированных поставок импортных продуктов в Россию;
Критерий 2: В стране-импортере существует значительный или средний потенциал рынка (индекс освоения рынка не превышает 33-40 %), что обеспечивает длительность существования потребности в продукте на территории страны;
Критерий 3: Существующий темп роста рынка – положительный, свидетельствует об увеличивающейся потребности в продукте и умеренном уровне интенсивности конкуренции.
Для каждого вида экспортной промышленной продукции на мировых рынках сбыта разрабатываются альтернативные варианты сокращения критических поставок:
- базовый вариант – стратегия реализации данного вида промышленной продукции на мировых рынках сбыта. В строке «объем экспорта региона для перепозиционирования» - указан объем критического спроса и доля в общем объеме внешнего спроса на продукцию со стороны стран, поддержавших экономические санкции против РФ. В каждом альтернативном варианте данный объем экспортных поставок (критического спроса) распределяется по странам, не участвующим в экономической блокаде РФ;
- вариант 1 - импортозамещение: объем критических экспортных поставок перепозиционируется на внутренний рынок РФ;
- вариант 2 - расширение экспортного потенциала на существующих мировых рынках (среди стран-партнеров Красноярского края);
- вариант 3 - расширение экспортного потенциала на новых мировых рынках (среди стран-потенциальных партнеров Красноярского края).
Альтернативные варианты сравниваются по критериям:
- позиция стран в отношении экономических санкций против РФ;
- объемы спроса на продукцию (рейтинг стран в мировом спросе);
- положительные темпы роста спроса на ВТП на мировых рынках;
- увеличение объемов поставок и рыночных долей на существующие мировые рынки;
- объемы поставок экспортной продукции на новые мировые рынки;
- целевые рыночные доли на новых мировых рынках.
Ключевой фактор, учитываемый в стратегиях перепозиционирования – платежеспособный спрос на рынках мира.
Результаты
Формирование карт перепозиционирования производителей региона в координатах мирового экономического пространства и времени производится на примере экспортной высокотехнологичной продукции: код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД-90) «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности». Данное направление относится к товарам с высокой удельной долей критического спроса.
Распределение критического спроса по уровням рисков представлено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Структура внешнего спроса Красноярского края на промышленную продукцию ТН ВЭД-90 по уровням рисков в 2020 г., %
Figure 3 – Structure of the external demand of the Krasnoyarsk Territory for industrial products of HS-90 by risk levels in 2020, %
Источник: составлено авторами на основе [23]
В таблице 2 представлены результаты группировки стран в соответствии с уровнями спроса на импорт товарной группы по коду ТН ВЭД-90.
Таблица 2 – Результаты группировки стран по уровням спроса на мировой импорт для товарной группы (код ТН ВЭД-90), 2020 г.
Table 2 – Results of grouping countries by levels of demand for world imports for the commodity group (HS-90), 2020
Группы стран
|
Количество стран в группе
|
Величина рыночной доли страны в мировом импорте, в %
|
Средняя рыночная доля для стран в группе, в %
|
Страны-лидеры
по объемам импорта
|
2
|
[8,85; 17,61]
|
16,2
|
Страны
с объемами импорта выше среднего
|
23
|
[0,76; 8,85)
|
2,36
|
Страны
с объемами импорта ниже среднего
|
10
|
[0,39; 0,76)
|
0,59
|
Страны
с минимальными объемами импорта
|
95
|
[0,0; 0,39)
|
0,07
|
К первой группе относятся такие страны, как Китай и США; вторая группа включает европейские (Германия, Нидерланды, Франция, Великобритания и др.) и азиатские (Южная Корея, Япония и др.) страны.
На втором этапе страны-импортеры дифференцированы по двум параметрам:
1. по спросу на экспортную продукцию:
1.1 Страны с растущим спросом на товарную группу (код ВЭД-90):
- страна-лидер по объемам импорта - Китай (темп роста- 17,61%);
- страны со спросом выше среднего – Южная Корея (27,2 %), Россия (12,4 %), Сингапур (7,5 %) и некоторые другие страны;
1.2 Страны с низким и снижающимся спросом на товарную группу (код ВЭД-90):
- страны со спросом ниже среднего – Венгрия (51,0 %), Ирландия (19,2 %), Турция (7,3 %), Дания (6,8 %), Израиль (5,9 %), Швеция (4,8 %), Индонезия (2,3 %) и пр.
2. по вероятности сокращения партнерства с российскими:
2.1. Страны, поддерживающие экономическую блокаду против РФ и формирующие критический спрос на экспорт высокотехнологичной продукции Красноярского края (США; Германия; Южная Корея; Япония; Нидерланды; Франция; Великобритания; Сингапур; Италия; Канада; Бельгия; Испания; Австралия; Швейцария; Польша; Австрия; Венгрия; Швеция; Чехия; Ирландия; Дания; Индонезия; Норвегия; Румыния и пр.).
2.2. Страны, не поддерживающие экономическую блокаду против РФ (Китай; Прочие страны Азии; Гонконг; Мексика; Вьетнам; Индия; Малайзия; Бразилия; Таиланд; Турция; ОАЭ; Саудовская Аравия; Израиль и пр.).
Общие характеристики по объемам мирового спроса и объемам экспорта по промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Общие характеристики по объемам мирового спроса и объемам экспорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) региона
Table 3 - General characteristics of the volume of world demand and the volume of exports of industrial products (HS-90) of the region
Показатели
|
2019
|
2020
|
Темп прироста 2020/2019, %
|
Импорт
стран мира
| |||
Объем
импорта, млн долл США
|
647511,04
|
640364,51
|
-1,10
|
Объем
импорта стран, объявивших экономические санкции РФ, млн долл США
|
380088,98
|
373524,62
|
-1,73
|
Объем
импорта стран, поддерживающих экономические отношения с РФ, млн долл США
|
267422,06
|
266839,89
|
-0,22
|
Доля
импорта стран, объявивших экономические санкции РФ, %
|
58,70
|
58,33
|
-0,63
|
Доля
импорта стран, поддерживающих экономические отношения с РФ, %
|
41,30
|
41,67
|
0,90
|
Экспорт Красноярского
края
| |||
Объем
экспорта Красноярского края, тыс долл США
|
-
|
1382,33
|
-
|
Объем
экспорта в страны, объявившие экономические санкции РФ, тыс. долл США
|
-
|
1335,72
|
-
|
Объем
экспорта в страны, поддерживающие экономические отношения с РФ, тыс. долл США
|
-
|
46,61
|
-
|
Доля
экспорта в страны, объявившие экономические санкции РФ, в %
|
-
|
96,60
|
-
|
Доля
экспорта в страны, поддерживающие экономические отношения с РФ, в %
|
-
|
3,40
|
-
|
Пример карты мирового спроса на импорт промышленной продукции по товарной группе ВЭД-90 с распределением стран-импортеров по факту участия/не участия в экономических санкциях против РФ представлен на рисунках 4,5.
Рисунок 4 – Группа стран-импортеров промышленной продукции (код ТН ВЭД-90), поддержавших экономические санкции против России
Figure 4 – A group of countries importing industrial products (HS-90) that supported economic sanctions against Russia
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Рисунок 5 – Распределение стран-импортеров промышленной продукции (код ТН ВЭД-90), не поддерживающие экономические санкции против РФ
Figure 5 – Distribution of countries importing industrial products (HS-90) that do not support economic sanctions against the Russian Federation
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Структура мирового спроса (импорта) на промышленную продукцию (код ТН ВЭД-90) с учетом влияния санкционной политики представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Структура мирового спроса (импорта) на промышленную продукцию (код ТН ВЭД-90) с учетом влияния санкционной политики в 2020 г.
Figure 6 - Structure of global demand (imports) for industrial products (HS-90), taking into account the impact of sanctions policy in 2020
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Анализ экспорта Красноярского края за 2020 г. показал, что промышленная продукция (код ВЭД-90) экспортировалась в 23 страны мира (таблица 4). Первые 15 стран формируют критический спрос на экспортную продукцию Красноярского края, и характеризуются высокой вероятностью переключения стран-импортеров на промышленной продукции других стран-поставщиков.
Таблица 4 – Распределение экспорта промышленной продукции региона (код ТН ВЭД-90) по странам, категориям спроса и уровням рисков
Table 4 – Distribution of exports of industrial products of the region (HS-90) by country, demand categories and risk levels
Страна-импортер
|
Объем экспорта, тыс.долл США
|
Доля в экспорте, %
|
Категория спроса
|
Уровень риска
|
Великобритания
|
61,7836
|
0,0446
|
критический
|
сильный
|
США
|
57,0468
|
0,0412
|
критический
|
сильный
|
Германия
|
572,3765
|
0,4135
|
критический
|
сильный
|
Канада
|
0,5000
|
0,0004
|
критический
|
сильный
|
Молдавия
|
3,5600
|
0,0026
|
критический
|
сильный
|
Нидерланды
|
0,6000
|
0,0004
|
критический
|
сильный
|
Польша
|
6,7300
|
0,0049
|
критический
|
сильный
|
Франция
|
20,6235
|
0,0149
|
критический
|
сильный
|
Азербайджан
|
11,4084
|
0,0082
|
критический
|
средний
|
Киргизия
|
137,2590
|
0,0992
|
критический
|
средний
|
ОАЭ
|
0,0737
|
0,0001
|
критический
|
средний
|
ЮАР
|
180,4500
|
0,1304
|
критический
|
средний
|
Казахстан
|
192,2475
|
0,1389
|
критический
|
слабый
|
Турция
|
87,8300
|
0,0635
|
критический
|
слабый
|
Гонконг
|
4,9414
|
0,0036
|
критический
|
слабый
|
Гвинея
|
0,1094
|
0,0001
|
безопасный
| |
Армения
|
0,1782
|
0,0001
|
безопасный
| |
Беларусь
|
25,0882
|
0,0181
|
безопасный
| |
Египет
|
2,2500
|
0,0016
|
безопасный
| |
Монголия
|
0,3354
|
0,0002
|
безопасный
| |
Чад
|
0,8200
|
0,0006
|
безопасный
| |
Таджикистан
|
1,0076
|
0,0007
|
безопасный
| |
Узбекистан
|
16,8804
|
0,0122
|
безопасный
|
В рамках третьего этапа были оценены критерии выбора стратегий технологического развития:
1) сложившейся доли товарной позиции экспорта региона в совокупном объеме мирового импорта продукции (SPR):
- в 2020 г. показатель SPR по промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) для Красноярского края составил:
SPR = 1382,33 (тыс.долл США)/ 640364,51(млн.долл США)´100% = 0,00022 (%);
- значение SPR показывает, что данный вид продукции не является конкурентоспособным на мировом рынке, но вполне может быть конкурентоспособен в рыночной нише.
2) уровня сравнительного преимущества страны при выпуске вида продукции (RCA):
- в 2020 г. показатель RCA для промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края составил:
RCA= 0,59 (%)/ [650492,5 (млн.долл США)/ 16900000(млн долл США) ´100%] = 0,154;
- значение RCA показывает, что регион не обладает значимым сравнительным преимуществом при выпуске этого вида продукции.
Результаты позиционирования промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края в пространстве стратегий технологического лидерства представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Выбор стратегии технологического лидерства для промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) по RCA, SPR
Figure 7 – Choosing a technology leadership strategy for industrial products (HS-90) according to RCA, SPR
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Результаты расчета показывают, что данная группа продукции не является конкурентоспособной на мировых рынках, и регион не обладает сравнительным преимуществом при выпуске этого вида продукции. Однако, промышленная продукция (код ТН ВЭД-90) вполне может быть конкурентоспособна в рыночной нише.
Перепозиционирование исследуемого вида продукции основывается на критериях выбора стран-импортеров. Исходными данными для этого являются:
- объемы, доли и темпы прироста импорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) по странам-импортерам в 2019-2020 гг.;
- объемы, доли и темпы прироста экспорта промышленной продукции (код ТН ВЭД-90) Красноярского края в страны-импортеры в 2021 г.;
- статус страны-импортера - страна, не поддерживающая экономические санкции против РФ.
Альтернативные стратегии рассматриваются в трех вариантах:
1. Стратегия перепозиционирования на импортозамещение и удовлетворение внутреннего инвестиционного спроса, в результате которой объем критического спроса на экспорт промышленной продукции (код ВЭД-90) перераспределяется со стран, поддерживающих экономическую блокаду против РФ, на удовлетворение внутреннего спроса России (частичная замена импорта) (таблица 5).
2. Стратегия перепозиционирование на существующих рынках за счет расширения экспортного потенциала региона на существующих нишевых мировых рынках. Потенциальными рынками для перепозиционирования и реализации стратегии роста являются страны: Гонконг, Турция, Казахстан, Узбекистан, характеризующиеся растущим спросом на ВТП (код ВЭД-90).
3. Стратегия перепозиционирования на новые мировые рынки сбыта (фокусирование в нише). Потенциальными рынками для перепозиционирования и реализации стратегии являются страны: Китай, Бразилия, Израиль, прочие страны Азии, характеризующиеся растущим спросом на ВТП (код ВЭД-90).
Таблица 5 – Параметры стратегии импортозамещения для Красноярского края по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90)
Table 5 – Parameters of the import substitution strategy for the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90)
Параметр
стратегии
|
2019
|
2020
|
2021
|
Критический
спрос региона, млн долл США
|
-
|
-
|
1,33572
|
Внутренний
спрос РФ, удовлетворяемый за счет импорта, млн.долл США
|
7316,87
|
8132,63
|
-
|
Доля
внутреннего спроса РФ, удовлетворяемая за счет стратегии импортозамещения
региона, %
|
1,33572¸7316,87´100=
0,018 |
1,33572¸8132,63´100=
0,016 |
-
|
В результате реализации стратегии импортозамещения можно закрыть от 0,016% до 0,018% существующего спроса РФ на ВТП по коду ТН ВЭД-90.
Изменения в позиционировании
промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края в результате
реализации стратегии импортозамещения представлены на рисунках 8 и 9.
Рисунок 8 - Позиционирование промышленной продукции
(код ТН ВЭД - 90) региона по странам мира в 2021 г.
Figure 8 - Positioning of industrial products (HS-90) of the region by countries of the world in 2021.
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Рисунок 9 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90)
региона по странам мира при реализации стратегии импортозамещения
Figure 9 - Positioning of industrial products (HS-90) of the region by countries of the world in the implementation of the import substitution strategy
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Стратегия перепозиционирование на существующих мировых рынках основывается на результатах выбора стран-партнеров в соответствии с критериями К1-К3, представленных в таблице 6. В перечень вошли страны:
- не участвующие и не поддерживающие экономические санкции против РФ, а также группа стран, которые блокируют обход санкций, но не участвуют в них (уровень критичности спроса – слабый);
- темпы роста импорта за 2019-2020 г. характеризовались положительными значениями.
Таблица 6 - Параметры стратегии «увеличение продаж существующим партнерам» региона по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90), в млн долл США
Table 6 - Parameters of the strategy «increasing sales to existing partners» of the region for industrial products (HS-90), in millions of US dollars
Страна- партнер
|
Потребность (объем импорта)
|
Доля экспорта региона в потребнос-ти стран-партнеров, %
|
Структура общей потребности стран-партнеров региона, %
|
Дополнительный объем продаж в страны-партнеры
|
Целевой объем продаж в страны-партнеры
|
Целевая доля региона в потребности стран-партнеров, %
|
Гонконг
|
18186,35
|
0,00003
|
0,74
|
0,77709
|
0,78203
|
0,00430
|
Турция
|
4738,70
|
0,00185
|
0,19
|
0,20248
|
0,29031
|
0,00613
|
Казахстан
|
1069,53
|
0,01797
|
0,04
|
0,04570
|
0,23795
|
0,02225
|
Узбекистан
|
635,3
|
0,00266
|
0,03
|
0,02714
|
0,02715
|
0,00427
|
Итого
|
24629,8
|
1,00
|
1,05241
|
1,33743
|
-
|
Для определения потенциальных объемов дополнительных продаж на рынки стран-партнеров использован индикатор потребности страны в промышленном продукте (аналог индикатора покупательной способности территории [8]. При принятии управленческих решений относительно потенциальных продаж поэтапно оцениваются:
- общая потребность стран-партнеров в данном продукте;
- доля каждой страны-партнера в общей потребности;
- величина критического внешнего спроса региона, за исключением части спроса, соответствующей уровню риска «слабый». Для промышленного продукта (код ТН ВЭД-90), экспортируемого Красноярским краем, величина критического спроса (не учитывающего слабые уровни рисков), составляет 1052,41 тыс.долл США;
- дополнительный объем продаж в страны-партнеры путем распределения критического внешнего спроса региона между странами-партнерами в соответствии с долями, рассчитанными на втором шаге данного алгоритма;
- целевой объем продаж для стран-партнеров на основе суммирования сложившихся и потенциальных объемов импорта;
- целевая доля региона в потребности стран-партнеров на основе соотношения целевого объема продаж в страну к потребности этой страны (объем импорта).
В результате реализации стратегии увеличения продаж существующим партнерам на существующих рынках изменяется позиционирование Красноярского края (код ТН ВЭД - 90) (рисунки 10, 11).
Рисунок 10 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ в 2021 г.
Figure 10 - Positioning of industrial products (HS-90) of the Krasnoyarsk Territory among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation in 2021.
Источник: составлено авторами по
результатам исследования
Рисунок 11 - Позиционирование промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) Красноярского края среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ после реализации стратегии «увеличение продаж существующим партнерам»
Figure 11 - Positioning of industrial products (HS- 90) of the Krasnoyarsk Territory among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation after the implementation of the strategy «increasing sales to existing partners»
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Параметры стратегии перепозиционирования на новые мировые рынки сбыта представлены в таблице 7. Рассчитываются показатели, рассмотренные ранее.
Таблица 7 - Параметры стратегии выхода на новые рынки сбыта для Красноярского края по промышленным продуктам (код ТН ВЭД-90), стоимостные величины в млн долл США
Table 7 - Parameters of the strategy for entering new sales markets for the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90), cost values in millions of US dollars
Страна-
потенциальный
партнер
|
Потребность
(объем импорта) в стране
|
Структура
общей потребности стран-потенциальных партнеров, %
|
Целевой
объем продаж в страны
|
Целевая
доля региона в потребности стран, %
|
Китай
|
112768,2
|
76,80
|
0,80824
|
0,0007167
|
Прочие
страны Азии
|
25102,3
|
17,10
|
0,17992
|
0,0007167
|
Бразилия
|
5507,1
|
3,75
|
0,03947
|
0,0007167
|
Израиль
|
3458,0
|
2,35
|
0,02478
|
0,0007167
|
Итого
|
146835,6
|
100,00
|
1,05241
|
В результате реализации стратегии выхода на новые рынки изменяется позиционирование Красноярского края по промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) (рисунок 12).
Рисунок 12 - Позиционирование Красноярского края по промышленной продукции (код ТН ВЭД - 90) среди стран, не поддерживающих экономические санкции против РФ после реализации стратегии выхода на новые рынки
Figure 12 - Positioning of the Krasnoyarsk Territory for industrial products (HS-90) among countries that do not support economic sanctions against the Russian Federation after the implementation of the strategy of entering new markets
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Кроме перечисленных выше критериев выбора (К1-К3) стран-партнеров, учитывались факторы, определяющие перспективность международного рынка для экспорта:
- цены на энергоносители,
- наличие инвестиций в переработку сырья;
- преференциальные партнеры (доля партнеров по торговым соглашениям в импорте продукции)
- нетарифные ограничения импорта (санитарные меры, торговая защита: антидемпинговые и тарифные квоты и пр.);
- время и стоимость прохождения пограничного и таможенного контроля и др.
Таким образом, альтернативные варианты выбора стратегического перепозиционирования ВТП региона на мировых рынках сбыта позволяют снижать риски (сокращение объемов критических поставок), связанные с экспортной деятельностью.
Выводы
Использование предложенного методического инструментария построения карт перепозиционирования производителей Красноярского края в координатах мирового экономического пространства и времени с выделением приоритетных рынков (новые технологии материалов, технологии производства продукции) и рыночных ниш промышленной продукции позволяет осуществлять выбор стратегий технологического развития промышленности с учетом позиций региона, что является неотъемлемой частью процесса стратегического планирования поддержки региональных представителей промышленного сектора и основой для подготовки и принятия управленческих решений в соответствии с изменяющимися условиями.
References:
Metodologicheskie podkhody formirovaniya i prognozirovaniya novyh sektorov ekonomiki syrevyh regionov [Methodological approaches to the formation and forecasting of new sectors of the economy of raw materials regions] (2019). (in Russian).
Anosova L. A., Kabir L. S. (2023). Prioritety i napravleniya natsionalnogo razvitiya v sfere podderzhki nesyrevogo eksporta [Priorities and directions of national development in supporting non-resource exports]. Economics and management. (1). 4-10. (in Russian). doi: 10.35854/1998-1627-2023-1-4-10.
Azoev G.L., Chelenkov A.P. (2000). Konkurentnye preimushchestva firmy [Competitive advantages of the company] (in Russian).
Bakumenko O. A. (2019). K voprosu o strategirovanii eksportnoy deyatelnosti rossiyskikh regionov [Revisiting the issue of strategizing of the Russian regions\' export marketing activities]. Regional Economics: Theory and Pactice. (2). 250-265. (in Russian). doi: 10.24891/re.17.2.250.
Balassa B. (1965). Trade Liberalization and «Revealed» Comparative Advantage The Manchester School. (33). 99-123.
Chapcakova A., Kascakova D.R., Heckova J., Kolesarova S. (2021). Research of comparative advantages in the context of determinants of cross-border mergers and acquisitions in the european area Montenegrin Journal of Economics. (17(4)). 181-188.
Chen Z., Gang J., Qian Z. (2021). Stock returns and carry trades North American Journal of Economics and Finance. (58). 101507.
Ermolaev K. A., Ermatov Sh. E. (2021). Otsenka potentsiala rosta eksporta vysokotekhnologichnoy produktsii iz Rossii [Evaluating the potential for growth in high-tech exports from Russia]. National interests: priorities and security. (5). 940-967. (in Russian). doi: 10.24891/ni.17.5.940.
Gorin E. A., Zolotarev A. A. (2020). Eksportnyy potentsial otechestvennoy ekonomiki: vozmozhnosti i ogranicheniya [Export potential of the national economy: opportunities and limitations]. Economics of Contemporary Russia. (3). 103-116. (in Russian). doi: 10.33293/1609-1442-2020-3(90)-103-116.
Hadouga H. (2023). The Impact of Exports on Economic Growth in Russia: Retrospective and Perspective Journal of Applied Economic Research. (22(1)). 30-43. doi: 10.15826/vestnik.2023.22.1.002.
Izotov D. A. (2018). Vliyanie vneshneekonomicheskoy deyatelnosti na ekonomicheskiy rost regionov Rossii [Influence of foreign economic activity on the economic growth of Russian regions]. Economy of the region. (4). 1450-1462. (in Russian). doi: 10.17059/2018–4–30.
Kalinin A. M. (2019). Eksportnyy potentsial rossiyskoy ekonomiki: tselevye orientiry i trebovaniya k gosudarstvennoy politike [The export potential of the russian economy: targets and state policy requirements]. Problems of forecasting. (4). 148-158. (in Russian).
Lamben Zh.Zh. (2018). Menedzhment, orientirovannyy na rynok [Market-oriented management] (in Russian).
Lapinova S. A., Anikina A. I., Osharin A. M. (2020). Analiz struktur eksporta i importa s ispolzovaniem setevyh metodov (na primere rynka agropromyshlennyh tovarov) [Analysis of export and import structures using network methods (on the example of the agricultural market)]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ekonomika. (3). 421-454. (in Russian). doi: 10.21638/spbu05.2020.304.
Nagovitsyna E. V., Tusin D. S. (2021). Metodologicheskie podkhody otsenki razvitiya eksportnoy deyatelnosti [Methodological approaches to assessing the development of export activities]. Bulletin NGII. (10(125)). 78-92. (in Russian). doi: 0.24412/2227-9407-2021-10-78-92.
Otmakhova Yu. S., Usenko N. I., Devyatkin D. A., Songkassiri V. (2019). Otsenka eksportnogo potentsiala strany s uchetom globalnogo sprosa na mirovom rynke prodovolstviya [Assessing export potential of the country in the context of global demand in the world food market]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4). 104-122. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2019.4.64.7.
Otmakhova Yu. S., Usenko N. I., Devyatkin D. A., Songkassiri V. (2019). Otsenka eksportnogo potentsiala strany s uchetom globalnogo sprosa na mirovom rynke prodovolstviya [Assessing export potential of the country in the context of global demand in the world food market]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (4). 104-122. (in Russian). doi: 10.15838/esc.2019.4.64.7.
Romanova O. A., Sirotin D. V. (2017). Obraz zhelaemogo budushchego ekonomiki industrialnogo regiona: tendentsii razvitiya i metodologiya otsenki [The image of the desired future of the economy of an industrial region: development trends and assessment methodology]. Economy of the region. (3). 746-763. (in Russian). doi: 10.17059/2017-3-9.
Romanova O. A., Sirotin D. V. (2019). Metallurgicheskiy kompleks srednego Urala v usloviyakh razvitiya industrii 4.0: dorozhnaya karta perepozitsionirovaniya kompleksa [Metallurgical complex of central Urals in the conditions of development under industry 4.0: the road map for repositioning the complex]. Problems of forecasting. (2). 37-50. (in Russian).
Sukharev O. S. (2023). Gosudarstvennoe upravlenie importozameshcheniem: preodolenie ogranicheniy [Import substitution policy: breaking the limits]. The Manager. (1). 33-46. (in Russian). doi: 10.29141/2218-5003-2023-14-1-3.
Suslov V. I., Kovaleva G. D. (2021). Globalnye i natsionalnye faktory vliyaniya na eksport i import regionov na primere Sibirskogo federalnogo okruga [Global and national factors influencing regional export and import on the example of the Siberian federal district]. Economy of the region. (4). 1302-1317. (in Russian). doi: 10.17059/ekon.reg.2021-4-18.
Vasileva Z.A., Filimonenko I.V. (2016). Kontseptsiya tekhnologicheskogo razvitiya ekonomiki syrevogo regiona na osnove stremitelno razvivayushchegosya sektora [The concept of technological development of the economy of a resource region based on the rapidly developing sector]. Creative Economy. 10 (12). 1345-1360. (in Russian). doi: 10.18334/ce.10.12.37101.
Страница обновлена: 02.04.2025 в 18:30:45