The role of creative spaces and creative tourism in Russian regions in creatosphere formation
Mikhaylova A.V.1, Shkurko N.S.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Russia
Download PDF | Downloads: 58 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 17, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54383745
Cited: 1 by 30.01.2024
Abstract:
The relevance of the article is due to the development of various areas in the creative sphere involved in the formation of the regional creative space and the creatosphere in the Russian Federation. Budget formation is being replaced in Russia due to the export of natural emitted.
The purpose of the article is to provide recommendations for the development of the creatosphere, relying on the directions of the creative sphere in the regions of the Russian Federation. The research methodology is based on the concept of creative growth, the concept of a creative ecosystem, the concept of a creative cluster. The need to create appropriate infrastructure, financial support and organization of educational programs for the development of talents and professionals in the creative field is emphasized. An analysis of the influence of various creative industries on the development of the creative sphere in Russian regions is provided. Diversity and development of these areas are key factors for the formation of a creative environment. They stimulate innovative thinking and talent development in the region. The directions of the creative sphere play an important role in the formation of the regional creative space and the creatosphere. They contribute to the development of the economy, tourism and entertainment in the region, as well as stimulate innovation and talent. The creation and support of a creative space is key to the successful development of the creative sphere in the region.
Keywords: creative economy, creatosphere, creative space, creative tourism, regional economy, competitive advantages of regional development
JEL-classification: R11, R12, R13, R58, Z31, Z32, L83
Введение.
Актуальность: формирование креативной сферы экономики имеет важное значение для развития экономического и социального потенциала регионов Российской Федерации. Ограниченные ресурсы влияют на появление креативных идей [1] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022). «Креативная экономика была признана ключевой в городском развитии и планировании, которую объединяет Сеть творческих городов ЮНЕСКО (UCCN)» [2] (Arcos-Pumarola, Paquin, Sitges, 2023).
В настоящее время требуют изучения вопросы, как коммерциализировать результаты творческой сферы в регионах Российской Федерации для продвижения территории и привлечения дополнительных источников дохода и потребителей. Творческая сфера относится к индустрии культуры и искусства, включая изобразительное искусство, исполнительское искусство, дизайн, музыку, кино, литературу и многое другое. Появляется понятие креативный туризм. Креативный туризм играет значительную роль в развитии креативной экономики в регионах Российской Федерации. Это процесс вовлечения туристов в творческую деятельность, погружения их в местную культуру и предоставления им возможности внести свой вклад в местную творческую индустрию. Интегрируя креативный туризм в более широкую стратегию креативной экономики, регионы Российской Федерации могут извлечь выгоду из повышения культурной ценности, экономического роста, создания рабочих мест и развития местного сообщества. Более того, сохранение и популяризация местного культурного наследия будет способствовать общей устойчивости и самобытности регионов.
Методология исследования.
Методология исследования опирается на подходы: «концепция креативного роста, развития креативного пространства за счет творческого потенциала и инновационного мышления креативного класса» [3] (Akimova, Volkov, Gladkaya, Kuzlaeva, 2020); «концепция креативной экосистемы – это связь между творчеством и территорией» [4] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022).; «концепт креативного кластера - общее место/ пространство, креативная деятельность, разделяемые ценности и принципы, сложная структура и автономность, творческие группы и инициативность» [5] (Kuziner, Petrunina, 2022). Поставлен исследовательский вопрос: какие факторы влияют на взаимосвязь между креативным потенциалом территории, направлениями креативного туризма и формированием креатосферы в регионах Российской Федерации? Цель исследования: разработать рекомендации развития креатосферы в регионах Российской Федерации. Методы исследования: диалектический и системный подход, библиометрический анализ, контент-анализ, кейс-стади, социологические методы.
Обзор литературы.
Исследователи оценили потенциал креативных индустрий России на 01.01.2023 748 тыс. организаций с выручкой свыше 10,7 трлн. руб. [6] (Shkarina, Leont'eva, 2023).
Исследователи Желнина З.Ю., Сизова И.А., Хорева Л.В. провели пилотные исследования и сделали вывод о том, что драйвером роста и добавленной стоимости креативного туризма является «иммерсивный подход» [7] (Zhelnina, Sizova, Horeva, 2023).
Креативность является важным ресурсом развития креативных индустрий, в том числе и в сфере туризма, а также способствует привлечению в регион креативного класса. При этом этнокультурный компонент является важным элементом при формировании креативного туристического предложения и дестинации. Оценка потенциала через четыре ключевых составляющих: «персона, процесс, продукт, пространство» [8] (Mosenzon, 2020).
Мы согласны с выводами, что креативный потенциал определяет «конкурентоспособность на мировом рынке» [9] (Badlueva, 2015). Дополним и преимущества на отечественном (внутреннем) рынке туризма.
Креативная индустрия является важным фактором экономического развития и привлекательности регионов России, влияет на динамику показателей туризма, занятости и способствует формированию благоприятной среды для творческой активности. Мы согласны с мнением Черевичко Т.В., Темякова Т.В., которые обращают внимание «цифровую трансформацию туризма» [10] (Cherevichko, Temyakova, 2022). В целом, креатосфера в регионах Российской Федерации предлагает множество возможностей для творческих людей и способствует развитию общества в целом.
Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. вводят понятие «креативные туристы» [11] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022), это те, кто не просто посещают локации, а учатся мастерству, изготавливают поделки, участвуют в мастер-классах, готовы совместно с местными (коренными) жителями создавать ценности и культуру. Логунцова И.В. дополняет определение креативного туриста, связывая с поколением миллениумов с «новыми моделями потребительского поведения, новыми привычками проведения отдыха и получения впечатлений» [12] (Loguncova, 2022). Мы согласны, что креативность в туризме не имеет границ переплетается с агротуризмом, гастрономическим и другими видами туризма. Мы предлагаем экономику впечатлений дополнить элементами гастрономической культуры.
Креативный туризм может служить мощной стратегией развития территории. Однако его эффективное развитие, как и индустрии туризма в целом, зависит от активной государственной поддержки для создания благоприятной среды, способствующей росту, инновациям и сохранению культурного наследия. На это указывают выводы исследования Монтальто Валентина (Montalto Valentina), Альберти Валентина (Alberti Valentina), Панелла Франческо (Panella Francesco), Сакко Пьер Луиджи (Sacco Pier Luigi), они проанализировали творческую и культурную деятельность 190 городов Европы, используя European Commission's Cultural and Creative Cities Monitor — уникальный набор данных, который объединяет 29 связанных с культурой показателей для очень разнообразной выборки городских районов и не выявили сильной корреляционной зависимости между развитием творческой составляющей и показателями креативной экономики [13] (Montalto, Alberti, Panella, Sacco, 2023).
Исследователи провели анализ мировых практик событийных столиц и сделали вывод о вкладе индустрии мероприятий в региональную и в глобальную экономику [14] (Stuglev, Hod'ko, Lyubenova, 2021). Например, Санкт-Петербург и Москва являются одними из наиболее развитых регионов в этой сфере. В этих городах сосредоточено большое количество художников, дизайнеров, архитекторов, фотографов и других творческих специалистов.
Также стоит отметить, что регионы России, такие как Калининград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и другие, активно развивают свою креативную сферу. Здесь проводятся различные фестивали, выставки, конкурсы, мастер-классы, которые способствуют развитию местных талантов и привлекают внимание креативных специалистов из разных регионов страны. Гладышев Д.Е., Соколова П.Е. приводят пример анализа фестивальных программ Среднего Урала и ресторанов Екатеринбурга «гастро-лицо». Цикл мероприятий для привлечения интереса к местности через уличную еду. Гастрономический туризм заключается в продвижении аутентичной уральской кухни, в «развитии творческих и развлекательных практик для населения, организованных на базе учреждений культуры и искусства» [15] (Gladyshev, Sokolova, 2023).
Креатосфера - коллективная творческая энергия и идеи, существующие в мире. Креатосфера представляет собой широкий спектр самовыражения, инноваций и воображения, которые способствуют прогрессу и вдохновляют на новые идеи. Это динамичное и постоянно развивающееся пространство, где процветает творчество и постоянно изучаются новые возможности. В Российской Федерации креатосфера активно развивается и предлагает разнообразные возможности для творческих людей. Различные регионы России имеют свои уникальные особенности и потенциал в сфере креативных индустрий. В цифровой и креативной экономике креатосфера является средой формирования потенциала человека [16] (Mihajlova, 2018). Фундаментом креатосферы становится человеческий вклад и пространственное обеспечение [17] (Mikhailova, Vinokurova, 2017).
Результаты исследования.
Опираясь на анализ источников, мы сформулировали следующие определения. Креативное пространство – это место, где происходит синтез свободного пространства (физического или виртуального) в виде сотрудничества творчества, ресурсов и идей. Креативное пространство – это атмосфера инноваций, сотворчества, вдохновения, мотивации и развития. Креативный туризм – новое направление туризма, направленное на управление впечатлениями. Креативный туризм связан с непосредственным участием туристов в творческих и культурных процессах регионов Российской Федерации, в сопричастности к образу жизни местного населения. Например, в мастер-классах, арт-выставках, в фестивалях, эко-маршрутах, в выставках и в других мероприятиях. Креативный туризм стимулирует развитие креативных индустрий, формирует незабываемые моменты, расширяет кругозор, предлагает уникальные истории. Он может быть не только вдохновляющим и интересным опытом для путешественников, но и способом поддержать местные сообщества и помочь им в развитии и сохранении своего культурного наследия.
Оценка влияния креативного туризма в регионах Российской Федерации на формирование креативного пространства является сложным и многогранным процессом, требующим анализа нескольких аспектов. Мы согласны с Кузнецовым М.М., Рудницкой А.О., которые утверждают «креативная и цифровая трансформация активизируют изъятие человеческого капитала креативного типа из сферы материального производства в сферу услуг» [18] (Kuznecov, Rudnickij, 2021). При этом непроизводственная сфера цифрового формата становится драйвером комплексного роста регионов. Интересен опыт в регионах Российской Федерации. «Креативные маршруты ХМАО-Югры включены в Стратегию экономического и социального развития на период до 2036 г.» [19] (Puchkova, Shutro, Mihulya, 2023).
Весной 2022 года мы провели социологическое исследование в городе Якутске. Цель исследования изучить места активного досуга молодежи, которые являются креативными пространствами. Генеральная совокупность – это молодежь в возрасте от 16 до 35 лет (включительно), согласно данным ТОФСГС по Республике Саха (Якутия) в г. Якутске, составляет 117737 человек [1]. C доверительным интервалом 95%, погрешностью 5% и процентом ответов 90%, выборка составила 292 человека от 16 до 35 лет: 66% девушек и 34% молодых людей. Выборка была сплошной. Средний возраст респондентов составил 22 года. Большинство (65%) респондентов учатся. Анкета была структурированной.
На вопрос «Досуговые учреждения удовлетворяют ваши потребности?» ответили: «да» - 44%, «нет» - 38 %, «скорее нет, чем да» - 18%. Мы выявили, что 40% респондентов предпочитают спортивный досуг, 25% творческий досуг, 35% иной или совмещать. При этом на вопрос, как Вы проводите свободное время 48,5% ответили, что предпочитают социальные сети, Интернет-досуг. На вопрос, есть ли в городе креативные пространства, где можно провести досуг? 44% ответили есть, 26% нет, 30% затруднились с ответом. Мы задали открытый вопрос: «Дайте ассоциации, которые у Вас возникают при словосочетании креативный досуг?». Мы получили следующие ответы: квизы, автоквесты, интерактивные выставки, иммерсивные постановки, библио-ночь, ночь в музее, арт-мастерские, мастер-классы по разным направлениям и другие. На вопрос: «Какие креативные маршруты Вас бы привлекли?» Получили такие ответы: «По тропе предков Дыгына», «Мистический Якутск», «Открываем Буулс, Турук-Хайя, Курулур», «Легенды родного края», «Тайны старого города Якутска», рестотур якутской еды, «Зима начинается с Якутии», фестиваль строганины и другие. На вопрос, какие каналы получения информации Вы предпочитаете? Ответы: социальные сети (55%), рекомендации от знакомых (15%), промо-ролики (10%), иные (20%). На вопрос, знаете ли, про креативный кластер в городе Якутске «Квартал труда?», ответы: нет (75%), да, слышал (5%), скорее нет, чем да (20%).
Мы провели кейс-стади в период с июня 2022 по июнь 2023 года резидентов креативного кластера «Квартал труда» в Республике Саха (Якутия), взяли структурированные интервью. Гайд-интервью включал вопросы: направления деятельности, ценности, финансовую модель поддержки деятельности, поиск целевой аудитории, государственную поддержку, включенность в креативное сообщество.
«Квартал труда» в городе Якутске – это креативный кластер и пространство, объединяющее резидентов, работающих в области IT, кино, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшна.
Анимационная студия «Тундра» (Tundra Animation Studio) [2] : учреждена летом 2022 года, занимается 3Д анимацией, созданием и продвижением в 3Д якутских мультфильмов. Ценности компании «Привнести в мир 3D-анимации богатство культуры Севера». Участие в конкурсах и грантах. Компания является обладателем гран-при главного приза в номинации «Технологии креативных индустрий в инновационных проектах» в стартап-туре Фонда «Сколково», многих других конкурсов, также активный участник краудфандинга. Экономия достигается за счет того, что анимационная студия «Тундра» — небольшой стартап, необременённый огромным штатом сотрудников и большими маркетинговыми расходами. Команда разработала и апробировала свои организационные принципы работы, которые позволяют создавать оригинальный продукт, значительно экономя ресурсы.
Творческая платформа «Пространство» (руководитель проекта Алексей Павлов) [3] . Девиз «Объединить творчество и бизнес». Творческая платформа объединяет фотографов, видеооператоров, звукооператоров, дизайнеров, визажистов, стилистов, художников, маркетологов на одной площадке для создания качественного продукта для заказчика. Объединение творческой энергии для создания новых продуктов для подрастающего поколения, что позволит стать Якутии креативным центром притяжения. Учредитель компании видит смысл в реализации обучающих модулей для детей совместно с учреждениями дополнительного образования г. Якутска.
Основные выводы двух исследований: потребители креативных продуктов хотят организованный, креативный досуг, готовы быть креативными туристами, ищут информацию в социальных сетях. Креативные кластеры создаются творческими группами и инициативами и включают в себя образовательные, культурные и развлекательные направления. Креативное пространство влияет на формирование креатосферы в регионах Российской Федерации.
Выводы.
Итак, мы выделили факторы развития креативного пространства и креативного туризма в регионах Российской Федерации:
1. Культурное наследие. Наличие исторических памятников, музеев и культурных мероприятий может привлечь туристов, заинтересованных в изучении богатого культурного наследия России. Регионы с сильной культурной самобытностью и уникальными традициями с большей вероятностью будут развивать креативные пространства и привлекать креативных туристов.
2. Источники финансовой поддержки: инвестиции в развитие творческих пространств и туристической инфраструктуры имеет решающее значение. Адекватное финансирование и политика, способствующие развитию творческих отраслей, могут стимулировать рост в этих секторах.
3. Инфраструктура и транспорт: наличие хорошей инфраструктуры и транспортных сете имеют важное значение для развития креативного пространства и туризма.
4. Маркетинг и продвижение. Эффективные стратегии маркетинга и продвижения играют жизненно важную роль.
5. Инновационные инициативы и мероприятия. Проведение уникальных мероприятий, фестивалей и выставок, демонстрирующих местное искусство, ремесла, музыку и кухню, может помочь создать особую идентичность региона.
6. Нетворкинг. Сотрудничество между творческими личностями, художниками, предпринимателями и местными сообществами может способствовать развитию творческих пространств. Создание сетей и обмен ресурсами может привести к созданию ярких и инновационных пространств, привлекающих как местных жителей, так и туристов. Принимая во внимание эти факторы, регионы в России могут создать среду формирования креатосферы.
Сформулировали факторы, влияющие на формирование креатосферы в регионах Российской Федерации:
1. Креативные пространства – это место для создания новых проектов и инноваций.
2. Появление стартапов способствует развитию бизнес-сообщества в регионе, генерации новых идей.
3. Обучающие образовательные программы, постоянное повышение квалификации и стремление к развитию и саморазвитию.
4. Креативные пространства становятся объектами креативного туризма, стимулируя и развивая туристическую и креативную индустрии в регионах.
5. Креативные пространства продвигают уникальную региональную идентичность, способствуют сохранению и продвижению местной культуры и традиций.
6. Синергия творческого мышления: креативные пространства — это синергетическая среда. Они предлагают возможности для сотрудничества, вдохновения, доступа к ресурсам, общения и благоприятной атмосферы — все это способствует росту и успеху творческих личностей.
Заключение.
Итак, в регионах Российской Федерации важно развивать и поддерживать креативные пространства, в том числе и для развития креативного туризма, чтобы привлекать резидентов и туристов, заинтересованных в уникальных и необычных впечатлениях. Волков С.К. в своем исследовании сделал точный вывод о том, что «Креативность способствует формированию предложения в контексте получения впечатлений» [20] (Volkov, 2021). Такие виды туризма, как культурный туризм, туризм событий, гастро туризм и другие, могут быть сосредоточены на креативных и уникальных предложениях, которые помогут привлечь туристов и развивать креативное пространство и креативную экономику регионов.
Таким образом, развитие креативной экономики в регионах Российской Федерации необходимо для стимулирования инноваций, диверсификации экономики, содействия культурному развитию и повышения социальной интеграции. Инвестируя в креативные индустрии и поддерживая их, регионы Российской Федерации могут полностью раскрыть свой креативный потенциал и внести свой вклад в устойчивое и инклюзивное развитие креатосферы в Российской Федерации.
·
[1] Численность и состав населения в городе Якутске // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/ (дата обращения 12.07.2023)
[2] Анимационная студии Тундра // https://www.tundraanimation.com/ (дата обращения 22.07.2023)
[3] Творческая платформа Пространство // https://taplink.cc/prostranstvo.studio (дата обращения 22.07.2023)
References:
Akimova O.E., Volkov S.K., Gladkaya E.A., Kuzlaeva I.M. (2020). Formirovanie kreativnyh tsentrov v kontekste razvitiya sotsialno-ekonomicheskogo potentsiala selskikh territoriy: vyyavlenie i otsenka luchshikh praktik [Formation of creative centers in the context of the development of the socio-economic potential of rural areas: identification and evaluation of best practices]. Ekonomika. Informatika. (4). (in Russian).
Arcos-Pumarola Jordi, Paquin Alexandra Georgescu, Sitges Marta Hernández (2023). The use of intangible heritage and creative industries as a tourism asset in the UNESCO creative cities network Heliyon. (9(1)).
Badlueva M.P. (2015). Kreativnyy potentsial territorii kak faktor razvitiya turisticheskoy sfery regiona [The creative potential of the territory as a factor in the development of the tourism sector of the region]. Vestnik BGU. Ekonomika i menedzhment. (4). (in Russian).
Cherevichko T.V., Temyakova T.V. (2022). Kreativnyy turizm i tsifrovizatsiya obshchestva [Creative tourism and digitalization of society]. Izvestiya Saratovskogo universiteta seriya Ekonomika. Upravlenie. Pravo. (2). (in Russian).
Gladyshev D.E., Sokolova P.E. (2023). Razvitie gastronomicheskogo sektora v kreativnyh industriyakh i formirovanie gastrobrenda Ekaterinburga [Development of the gastronomic sector in creative industries and the formation of a gastronomic brand in Ekaterinburg]. Upravlenie kulturoy. (1 (5)). (in Russian).
Kuziner E.N., Petrunina D.S. (2022). Kreativnye prostranstva kak treti mesta v regionakh Rossii [Creative spaces as third places in the regions of Russia]. Monitoring. (6 (172)). (in Russian).
Kuznetsov M.M., Rudnitskiy A.O. (2021). Sotsialno-kulturnoe prostranstvo ekonomiki regiona v usloviyakh kreativnoy i tsifrovoy transformatsii [Socio-cultural space of the region's economy in the context of creative and digital transformation]. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie. (3). (in Russian).
Kvita G.N., Luchina N.A., Arshinova A.N. (2022). Kreativnyy turizm kak faktor razvitiya rossiyskogo turistskogo biznesa [Creative tourism as a factor in the development of the Russian tourism business]. Modern competition. (1). (in Russian).
Kvita G.N., Luchina N.A., Arshinova A.N. (2022). Kreativnyy turizm kak faktor razvitiya rossiyskogo turistskogo biznesa [Creative tourism as a factor in the development of the Russian tourism business]. Modern competition. (1). (in Russian).
Kvita G.N., Luchina N.A., Arshinova A.N. (2022). Kreativnyy turizm kak faktor razvitiya rossiyskogo turistskogo biznesa [Creative tourism as a factor in the development of the Russian tourism business]. Modern competition. (1). (in Russian).
Loguntsova I.V. (2022). Ponyatie kreativnogo turizma i ego razvitie v gorodakh i regionakh Rossii [Concept and development of creative tourism in Russian cities and regions]. Public administration. Electronic Bulletin. (93). (in Russian).
Mikhailova A.V., Vinokurova U.A. (2017). Kreatosfera of the Arctic: from idea to the concept 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM. 583-590.
Mikhaylova A.V. (2018). Tsifrovaya i kreativnaya ekonomika v sovremennom prostranstve [Digital and creative economy in the modern space]. Creative economy. (1). 29-42. (in Russian).
Montalto Valentina, Alberti Valentina, Panella Francesco, Sacco Pier Luigi (2023). Are cultural cities always creative? An empirical analysis of culture-led development in 190 European cities Habitat International. (132).
Mosenzon T. M. (2020). Otsenka kreativnogo potentsiala turisticheskoy destinatsii [Assessment of creative capacity of tourism destination]. Vestnik Grodnenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Yanki Kupaly. Seriya 5. Ekonomika. Sotsiologiya. Biologiya. (1). 47-56. (in Russian).
Puchkova N.V., Shutro E.N., Mikhulya D.Yu. (2023). Kreativnyy klaster Yugry kak instrument sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Creative cluster of Ugra as a tool of socio-economic development of the region]. Vestnik SurGU. (1 (39)). (in Russian).
Shkarina V.S., Leonteva L.S. (2023). Osobennosti razvitiya otechestvennogo rynka kreativnyh industriy v usloviyakh globalizatsii [Features of the development of the domestic market of creative industries in the context of globalization]. Innovation and Investment. (5). (in Russian).
Stuglev A.A., Khodko S.T., Lyubenova A.M. (2021). Kreativnaya ekonomika i industriya sobytiy. znachenie dlya ekonomiki goroda [Creative economy and the event industry. significance for the city's economy]. Creative economy. (1). (in Russian).
Volkov S.K. (2021). Turizm kak sektor kreativnoy ekonomiki [Tourism as a sector of the creative economy]. Creative economy. (5). (in Russian).
Zhelnina Z.Yu., Sizova I.A., Khoreva L.V. (2023). Vzaimodeystvie turizma i kreativnyh industriy na arkticheskikh territoriyakh: sfery peresecheniya [Interaction of tourism and creative industries in the arctic territories: areas of crossing]. Service and Tourism: Current Challenges. (2). (in Russian).
Страница обновлена: 30.04.2025 в 10:20:08