Формирование экосистемы туризма территории в условиях цифровой экономики

Сердюкова Н.К.1, Сердюков С.Д.2
1 Сочинский государственный университет, Россия, Сочи
2 Российский Международный Олимпийский Университет, Россия, Сочи

Научное издание / монография

Выпущено ООО «Первое экономическое издательство»

Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д. (2023) Формирование экосистемы туризма территории в условиях цифровой экономики  / ISBN: 978-5-91292-474-3
  • Авторы: Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д.
  • Год издания: 2023
  • УДК: 338.48
  • ББК: 65.433
  • Тираж: 1000 экз.
  • Формат: 60х84/16
  • Обложка: Твердая обложка / переплет
  • Страниц: 168
  • Усл. печ. л.: 10,5
  • ISBN: 978-5-91292-474-3
  • DOI: 10.18334/9785912924743
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54205477

     

    Цитировать книгу:
    Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д. Формирование экосистемы туризма территории в условиях цифровой экономики. М.:Первое экономическое издательство, 2023. – 168 с. – ISBN: 978-5-91292-474-3 – doi: 10.18334/9785912924743

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01012436193

    Рецензенты:
    Константиниди Х.А. - Председатель Экспертного совета Комитета Государственной Думы по туризму, доктор экономических наук, доцент
    Цепилова Е.С. - доктор экономических наук, профессор

    Аннотация:
    Монография отражает результаты исследований процессов и механизмов формирования экосистем туризма территорий в цифровой экономике, в том числе в процессе платформизации рынка. Проанализирована нормативно-правовая база туризма и гостеприимства в России, меры государственной поддержки туристской индустрии в период пандемии и после нее, в том числе итоги реализации Национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» за последние три года. В работе анализируются современные тренды и инструменты цифровизации туризма и цифровые экосистемы как драйвер формирования и развития экосистем туризма территорий. Представлены результаты опросов потребителей и экспертов касательно факторов формирования экосистем туризма, перспективных для развития направлений туризма и практики применения мобильных приложений в туризме. Рассмотрены практические кейсы коллаборации стейкхолдеров при реализации проекта межрегионального туризма, стратегирования малого гостиничного бизнеса и его интеграции в экосистему туризма территории. Полученные результаты могут быть использованы туристскими администрациями всех уровней, организациями сферы туризма и гостеприимства, субъектами малого и среднего предпринимательства в гостеприимстве при проектировании развития туризма территории и реализации бизнес-проектов в туристской индустрии. Для научных работников, преподавателей, аспирантов, студентов, специалистов туристско-рекреационной сферы и индустрии гостеприимства, работников туристских администраций и широкого круга читателей.

    Ключевые слова: экосистема туризма, экосистема туризма территории, туристская территория, туристская индустрия, гостиничная индустрия, цифровая экосистема, мобильные приложения в туризме, межрегиональный турпродукт

    Источники:

    1. Российская Федерация. Законы. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 26.11.1996 № 132-ФЗ (актуальная редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
    2. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.06.2015 г. № 209-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
    3. Российская Федерация. Законы. О развитии сельского хозяйства: Федеральный закон РФ от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ.
    [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/
    document/902021785.
    4. Земельный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 28.05.2022). От 25.10.2001 г. № 136-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/744100004.
    5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая (с
    изменениями на 28.05.2022). От 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/
    document/901765862.
    6. Государственная программа «Развитие туризма». Утверждена постановлением Правительства от 24 декабря 2021 года № 2439. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/899/events/.
    7. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020 г. [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. – Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 .
    8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566351106.
    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1860 «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» (ред. от 26.12.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566419544.
    10. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 г. № 2129-р [Электронный ресурс] // Правительство России. – Доступ свободный по URL: http://static.government.ru/ media/files/FjJ74rYOaVA4yzPAshEulYxmWSpB4lrM.pdf.
    11. Закон Краснодарского края «Об основах туристской деятельности в Краснодарском крае» от 25 октября 2005 года № 938-КЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/461608422.
    12. Закон Краснодарского края от 21 декабря 2018 года № 3930-КЗ «О Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550301926.
    13. ГОСТ 32612–2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200110998.
    14. ГОСТ Р 56197–2014 (ИСО 14785:2014) Туристские информационные центры. Туристская информация и услуги приема. Требования [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200114181/.
    15. ГОСТ Р 50690–2017 Туристские услуги. Общие требования.
    [Электронный ресурс] // Электронный фонд нормативно-правовой и технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200157390.
    16. Статистика Федерального агентства по туризму [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Ростуризма. – Доступ свободный по URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/.
    17. Данные статистики сферы туризма Краснодарского края [Электронный ресурс] // Официальный веб-сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского
    края. – Доступ свободный по URL: http://min.kurortkuban.ru/.
    18. Туризм и индустрия гостеприимства. Национальный проект. [Электронный ресурс] – Официальный веб-портал Национальных проектов Российской Федерации – Доступ свободный по URL: https://национальныепроекты.рф/projects/turizm.
    19. Заседание Президиума Госсовета по вопросам развития туризма. 6 сентября 2022 года. Приморский край, остров Русский [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. – Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69291.
    20. Рабочая встреча с Заместителем Председателя Правительства Дмитрием Чернышенко. 24 октября 2022 года. Москва, Кремль [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный веб-сайт. – Доступ свободный по URL: http://kremlin.ru/events/president/news/69665.
    21. Концепция госрегулирования цифровых платформ и экосистем. [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации – Доступ свободный по URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d31/koncepciya_gos_regulirovaniya_cifrovyh_platform_i_ekosistem/.
    22. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства»: итоги года. // Материалы совещания в Координационном центре Правительства Российской Федерации – Москва, 17.05.2022 г.
    23. 100 надежных российских банков – 2022. Рейтинг Forbes
    [Электронный ресурс] // Forbes URL: https://www.forbes.ru/
    rating/459867–100-nadeznyh-rossijskih-bankov-2022-rejtingforbes.
    24. 30 самых дорогих компаний Рунета – 2022. Рейтинг Forbes
    [Электронный ресурс] // Forbes URL: https://www.forbes.ru/
    tekhnologii/485182–30-samyh-dorogih-kompanij-runeta-2023-
    rejting-forbes.
    25. Абыкеева М.А. Государство и бизнес: стратегии взаимодействия [Электронный ресурс] // Экономика. Управление. Образование. 2017. № 1 (4). С. 24–27. – Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42336666_58224160.pdf
    26. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Бизнесинформатика. 2017. –
    № 4 (42). – С. 17–28.
    27. Алексушин Г.В., Петров С.Т. Мобильные приложения как инновационная технология виртуального туризма в Самарской области // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 125–127.
    28. Андреев К.А. Понятие малого средства размещения. Классификации основных видов малых средств размещения Российской Федерации [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки, 2018 № 4. – Режим доступа: https://esj.today/PDF/50ECVN418.pdf.
    29. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Мыслякова Ю.Г. Бизнес-стратегии участия компании в предпринимательских экосистемах. [Электронный ресурс] // Управленец. – 2018. – Т. 9. № 6. – С. 49–57. – Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_37051013_62530801.pdf
    30. Арзамаскин А.Н. Цифровые экосистемы в современном российском обществе: понятие, общая характеристика, правовой аспект регулирования // Правовое государство: теория и практика. – 2022. – № 2 (68). – С. 9–15.
    31. Бабичев А.О. Перспективы регионального экономического развития в условиях цифровизации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – Т. 12. № 4. – С. 281–294.
    32. Бекбергенева Д.Е. Процесс трансформации цифровой платформы организации в цифровую экосистему // Вектор экономики. – 2020. – № 7 (49). – С. 7.
    33. Биленко П.Н., Лысенко С.Л., Завалеев И.С., Лысенко Л.В. Комплексная оценка развития предприятия как инструмент повышения производительности труда // Наукоемкие технологии. – 2017 – Т.8. № 7.
    34. Богданова В.Г. Управление развитием сферы услуг интегрированного горноклиматического курорта России. [Текст] // Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук, 2020. 150 с.
    35. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии
    туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – doi:10.18334/eo.10.4.111142.
    36. Брынцев А.Н. Экономика платформенных решений – новы этап развития страны // Проблемы рыночной экономики. 2021. № 3. С. 98–107.
    37. В каких зарубежных странах отдыхали россияне летом 2022
    года [Электронный ресурс] // Hotelier.Pro/ – Доступ свободный
    по URL: https://www.atorus.ru/node/49272
    38. Вавилина А.В., Комарова Т.В., Веленси И., Райхер Р.С. Корпоративная социальная ответственность как элемент бизнес-стратегии компании [Электронный ресурс] // Лидерство и менеджмент. 2019. Т. 6. № 4. С. 425–436. – Доступ свободный по URL: https://
    www.elibrary.ru/download/elibrary_42446126_64123818.pdf
    39. Василенко Н.В., Глухих И.Н., Дадаева Б.Ш., Заугарова Е.В., Карачева А.А., Ларионова Ю.В., Осипов М.А., Островская О.Л.,
    Петрова Е.Е., Подшивалова М.М., Сисина Н.Н., Толстолесова Л.А., Уманцева Л.В., Штиллер М.В., Юманова Н.Н. Цифровые
    экосистемы устойчивого развития экономических субъектов и
    бизнес-анализ: монография [Текст] // под ред. М.А. Осипова. –
    СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический
    университет, 2021. – 158 с.
    40. Ветитнев А.М., Чигарев Д.В. Отношение жителей к туристам
    как показатель проблем овертуризма и туризмофобии для туристских дестинаций (на примере города-курорта Сочи) //
    Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4.
    С. 112–121.
    41. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. М.: Финпресс, 2000. – 271 с.
    42. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2008. – 296 с.
    43. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2018. – Т. 11. № 6. – С. 22–36.
    44. Головина Т.А., Полянин А.В., Авдеева И.Л. Развитие цифровых платформ как фактор конкурентоспособности современных экономических систем // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14. № 4. С. 551–564.
    45. Гудкова Т.В. Экономическая эволюция фирмы: от классической концепции к цифровой экосистеме // Экономическое возрождение России. 2019. № 4 (62). С. 74–84.
    46. Гудкова Т.В., Кузнецов Г.Ю. Цифровые экосистемные модели в бизнесе: вызовы теории и практика управления // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022. Т. 13. № 3. С. 476–493.
    47. Давыденко А.И., Черноусов А.А. Влияние популярных мобильных приложений на развитие регионального туризма // Управление в России: проблемы и перспективы. – 2019. – № 2. – С. 25–30.
    48. Данилин И.В., Мамедьяров З.А. Роль глобальных платформ в стимулировании цифровой трансформации: компетенционный и инновационный аспекты // Вестник МГИМО Университета. 2020. Т. 13. № 3. С. 267–282.
    49. Елисеев Д.О. Роль цифровых технологий в развитии рекреационно-туристского потенциала регионов России. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://mes-journal.ru/wp-content/uploads/2020/12/mes-5.pdf.
    50. Елисеева О.В. Мобильные приложения как инструмент бизнес-коммуникаций в сфере туризма // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2019. – С. 222–229.
    51. Жуков В.А., Чудновский А.Д. Формирование модели гостиничного бизнеса на основе сетевой формы управления [Текст] // Вестник университета. 2019. № 3. – С. 54–60.
    52. Жукова В.И., Вишневская Е.В. Международный и российский опыт создания и использования мобильных приложений в туризме // Научные исследования: от теории к практике. – 2016. – Т.1. № 2 (8). – С. 227–230.
    53. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Анализ моделей экосистем в ракурсе социальной деполяризации в обществе // Власть. 2022. № 1. С. 157–171.
    54. Инженерное образование: мировой опыт подготовки интеллектуальной элиты / А.И. Рудской, А.И. Боровков, П.И. Романов, К.Н. Киселева. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. – 216 с.
    55. Иншакова Е.И. Формирование экосистемы цифровой экономики Российской Федерации: институциональный аспект // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 4. С. 6–17.
    56. Казарезов А.А., Васин Ф.В. Создание мобильного туристического приложения как способ развития регионального туризма // Дизайн и искусство – стратегия проектной культуры XXI века: сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2019. – С. 55–58.
    57. Какие курорты выбирали туристы в России летом 2022 года [Электронный ресурс] // Hotelier.Pro. – Доступ свободный по URL: https://www.atorus.ru/node/49254
    58. Какой мир пришел на смену VUCA? [Электронный ресурс] // BITOBE. – Доступ свободный по URL: https://blog.bitobe.ru/
    article/kakoy-mir-prishel-na-smenu-vuca/
    59. Карелина Е.А. Возможности формирования эффективных
    цифровых платформ и экосистем в развивающихся странах //
    E-Management. 2020. Т. 3. № 1. С. 59–67.
    60. Киселев Д.И. Влияние внедрения инновации экосистем на бизнес // Economy and Business: Theory and Practice. 2022. № 3–1 (85). С. 140–147.
    61. Количество глэмпингов в России за год увеличилось в полтора раза [Электронный ресурс] // RATA-News от 07.09.2022. – Доступ свободный по URL: https://ratanews.ru/news/news_7092022_5.stm
    62. Количество подписок «СберПрайм» превысило 5,7 млн [Электронный ресурс] // AdIndex URL: https://adindex.ru/news/
    tendencies/2023/01/17/309912.phtml.
    63. Колодяжная П.С., Баутиста Э.Х. Cмарт-туризм в Москве // Молодежь. Туризм. Образование.: материалы IV научно-практической очно-заочной конференции для школьников, учителей и студентов. – Казань: ООО «Рокета Союз», 2017. – С. 101–103.
    64. Королева Е.В., Солган Л.А. Экосистема в экосистеме: развитие финансовых технологий в России // Финансы и кредит. 2021. Т. 27. № 5 (809). С. 1116–1131.
    65. Кублин И.М., Михайлов Р.В., Санинский С.А. Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок // Экономическая безопасность и качество. – 2018. – № 1 (30). – С. 31–36.
    66. Ларионов В.Г., Шереметьева Е.Н., Горшкова Л.А. Инновационные экосистемы в цифровой экономике//Вестник Астраханского государственного технического университета. – Серия: Экономика. 2020. № 1. – С. 49–56.
    67. Лойко А.И. Технологии цифровых экосистем // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Философия». – 2022. – Т. 4. № 1. – С. 49–56.
    68. Лучшие мобильные приложения для путешествий в 2023 году [Электронный ресурс] // LuckyWings URL: https://luckywings.ru/blog/luchshie-mobilnye-prilozheniya-dlya-puteshestviy-dlyaiphone-i-android-ustroystv/.
    69. Лясников Н.В., Буркальцева Д.Д. Формирование в России цифровой экономики: проблемы развития систем управления // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – Т. 9. № 3 (25). – С. 28–47.
    70. Майорова К.С., Балашова Е.С. Цифровой переход промышленных предприятий в «Smart» экосистему // International Research Journal. – 2021. – № 12–4 (114). – С. 79–86.
    71. Мармонтова Т.В. Цифровые экосистемы и их роль в развитии доказательного управления социально-экономическими процессами: монография [Текст] // в книге: Стратегия научно-технологического развития России: проблемы и перспективы реализации. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2021. – С. 20–32.
    72. Материалы онлайн заседания отраслевой комиссии по гостиничному бизнесу и туризму Ассоциации менеджеров «Отрасль туризма и гостиничного бизнеса: актуальное» 18.03.2022 г. [Электронный ресурс] // Доступ: для зарегистрированных участников. – https://amr.ru/calendar/association/list/6035/
    73. Милинчук Е.С. Мобильные приложения в туризме: основные направления развития // Актуальные проблемы социально-гуманитарных и экономических знаний: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции – школы молодых ученых. – Саратов: Общество с ограниченной ответственностью Издательство «КУБиК», 2018. – С. 122–126.
    74. Морозов М.А., Морозова Н.С. Как современные технологии меняют сферу туризма и подход к организации бизнеса. // Сервис в России и за рубежом. 2020. – Т. 14. № 2. – С. 205–211.
    75. Морозов М.А., Морозова Н.С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2020. – Т.14. № 4. – С. 27–36.
    76. Морозов М.А., Морозова Н.С. Новая парадигма развития туризма и индустрии гостеприимства в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс] // Вестник Российского нового университета. 2018. № 1. Выпуск 1. С. 135–141. – Доступ свободный по DOI: 10.25586/RNU.V9276.18.05.P.135
    77. Морозов М.А., Морозова Н.С. Стратегические подходы к созданию цифровой экосистемы туризма и гостеприимства // в сборнике: Стратегии и современные тренды развития предприятий туристского и гостиничного бизнеса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 345–351.
    78. Морозов М.М., Морозов М.А. Цифровые экосистемы как инструмент трансформации сервисной экономики // Вестник
    Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 221–227.
    79. Мрикаев К.М., Коровкина А.Ю., Волик М.В. Интернет-портал и мобильное приложение для поддержки и развития экологического туризма в Российской Федерации // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Владикавказ: Веста, 2017. – С. 18–20.
    80. Наумова И.В., Савельев И.И. Овертуризм: сущность и пути решения проблемы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2019. Т. 13. № 4. С. 27–35.
    81. Научно-технический энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ntes/
    82. Нижегородцев Р.М. Базовые бизнес-стратегии: кубик Рубика для стратегического менеджмента [Электронный ресурс] // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 2. С. 91–96. – Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35174347_75210397.pdf
    83. Оборин М.С., Сарьян А.А. Роль цифровых технологий в развитии информационного пространства управления региональным туризмом. // Сервис в России и за рубежом. 2019. – Т. 13. № 3 (85). – С. 24–33.
    84. Образцова М.Н. VUCA-мир и цифровая экономика: материалы курса повышения квалификации «Прикладной искусственный интеллект» [Электронный ресурс] // Университет «Иннополис», 2022. – Доступ для авторизованных польз ователей по URL: https://learn.innopolis.university/Trainings/
    85. Обутов К.А. Анализ тенденций и перспектив рынка мобильных приложений в развитии регионального туризма в РС(Я) // География и краеведение в Якутии и сопредельных территориях Сибири и Дальнего Востока: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения С.Е. Мостахова. – Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2020. – С. 138–142.
    86. Одноранговая сеть [Электронный ресурс] // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%BD%D0%B
    E%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B
    0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C.
    87. Отчет рынка мобильных приложений 2021 [Электронный
    ресурс] // vc.ru URL: https://vc.ru/u/668429-asomobile/417239-
    daydzhest-otchet-rynka-mobilnyh-prilozheniy-2021.
    88. Печерица Е.В. Мобильные туристские приложения как катализатор цифровизации детско-юношеского туризма // Детско-юношеский туризм: образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. – СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. – С. 186–194.
    89. Пинье И., Остервальдер А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора. – М.: Альпина Паблишер, 2020. – 288 с. – Пер. с англ.
    90. Промежуточные результаты кешбэка сентябрь 2022 [Электронный ресурс] // Hotelier.Pro/ – Доступ свободный по URL: https://hotelier.pro/news/item/zarina-doguzova-rasskazala-opromezhutochnykh-rezultatakh-turisticheskogo-keshbeka/
    91. Регулирование цифровых экосистем и платформ [Электронный ресурс] // АНО «Цифровая экономика» URL: https://files.dataeconomy.ru/Docs/Otchet_4_v12.pdf.
    92. Руглова Л.В., Матолыгина Н.В. Стратегии и бизнес-модели развития и продвижения гостиничных брендов в современном пространстве гостеприимства [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской науки, 2019 № 5. – Режим доступа: свободный по URL https://esj.today/PDF/33ECVN519.pdf
    93. Рыжкова О.В., Бородкина В.В. Успешность региональных инновационных экосистем и их интеграция в национальную инновационную экосистему // в сборнике: Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы. Труды научно-практической конференции с международным участием. Под ред. А.В. Бабкина. 2017. С. 302–310.
    94. Самородова Л.Л., Шутько Л.Г., Якунина Ю.С. Цифровые экосистемы и экономическая сложность региона как факторы инновационного развития // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. № 2. С. 401–410.
    95. «Сбер» объявил о реформе экосистемы. Что важно знать [Электронный ресурс] // РБК URL: https://www.rbc.ru/finances/15/02/2022/620ba0019a79477dc26cdd0a.
    96. Сбербанк России [Электронный ресурс] // Википедия URL:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B1%D0%B5%D1%80
    %D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA_%D0%A0%D0%BE%D1%8
    1%D1%81%D0%B8%D0%B8.
    97. Сергазиева Т.Р. Управленческие вопросы преобразования организации для реализации бизнес – стратегии [Электронный ресурс] // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 12–2. С. 133–135. – Доступ свободный по URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_28764742_20174386.pdf
    98. Сердюков С.Д. Анализ практики применения мобильных приложений в индустрии туризма // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 43 (5). – С. 257–270.
    99. Сердюков С.Д. Анализ практики применения технологии Big Data в индустрии туризма: направления, барьеры, перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 42 (4). – С. 246–257.
    100. Сердюков С.Д. Формирование системы информационного обеспечения продвижения туристской дестинации в условиях цифровой трансформации: Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. – Сочи, 2021 (на правах рукописи). – 187 С.
    101. Сердюков С.Д., Романова Г.М., Сердюкова Н.К. Информационное обеспечение и продвижение туристской дестинации в условиях цифровой трансформации: монография / С.Д. Сердюкова, Г.М. Романова, Н.К. Сердюкова; под науч. ред. Г.М. Романовой. – М: Первое экономическое издательство, 2022. – 172 с.; ил.; табл. – Библиогр. в тексте. ISBN: 978–5-91292–428–6. DOI: 10.18334/9785912924286.
    102. Сердюкова Н., Сердюков Д., Филипенкова О. Анализ туристского и гостиничного рынка Сочи и трендов потребительского поведения в условиях новой реальности. // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 4 (12). – С. 4–13.
    103. Сердюкова Н.К. Диверсификация туристского и гостиничного продукта в постковидной реальности // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2021. № 3 (11). – С. 25–34. – DOI: 10.18572/2686–858X-2021–11–3-25–34
    104. Сердюкова Н.К. Трансформация туристского рынка и современные тренды образования в сфере туризма и гостеприимства // В сборнике: Туризм: наука и образование. материалы VI Международного форума: в 2 ч.. Москва, 2021. – С. 266–275. // elibrary ID: 46685960
    105. Сердюкова Н.К., Баль Н.В., Сердюков Д.А. Сельский туризм
    как драйвер устойчивого развития туристских территорий //
    Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2022. № 2
    (14). – С. 12–24.
    106. Сердюкова Н.К., Романова Л.М., Сердюков Д.А. Теоретические и прикладные подходы к формированию стратегии развития и продвижения гостиничного предприятия // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 36 (4). – С. 225–237. – DOI: 10.24412/2309–4788–2021–11304
    107. Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А. Трансформация ролей участников туристского рынка и современные тренды туристского образования // Сборник трудов конференции «Олимпийское наследие и крупномасштабные события: влияние на экономику, экологию и социо-культурное развитие принимающих дестинаций». Сочи, 14–15 ноября, 2019. – С. 222–226.
    108. Сердюкова Н.К., Сердюков Д.А., Баль Н.В. Анализ трендов развития туризма и гостеприимства в условиях новой реальности // Естественно-гуманитарные исследования (ЕГИ). № 40 (2). 20.04.2022. – С. 254–262.
    109. Сердюкова Н.К., Сердюков С.Д. Современные стратегии развития бизнеса в индустрии туризма и гостеприимства //
    Вестник Академии знаний. № 50 (3). 10.06.2022. – С. 291–298.
    Ссылка: cademiyadt.ru/online-versiya-zhurnal-vestnik-akademiiznanij-vaz-50–3-10-iyunya-2022-g/
    110. Смартфоны (мировой рынок) // TAdviser URL: https://www.
    tadviser.ru/index.php/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%
    8C%D1%8F:%D0%A1%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%
    84%D0%BE%D0%BD%D1%8B_(%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0
    %BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D
    0%BE%D0%BA).
    111. Статистика Яндекса в 2023 году (обновлено) [Электронный ресурс] // Инклиент URL: https://inclient.ru/yandex-stats/.
    112. Степанян Э.А. Методический подход для оценки уровня сформированности цифровой экосистемы региона // Форум молодых ученых. 2019. № 6 (34). С. 1080–1081.
    113. Стратегия развития туризма в России. Что ждет отельеров? [Электронный ресурс] // Hotelier.Pro/ – Доступ свободный по URL: https://hotelier.pro/news/item/strategiya-razvitiya-turizma-vrossii-chto-zhdet-otelerov/
    114. Тихомирова О. Управление проектом: комплексный подход и системный анализ : монография / О.Г. Тихомирова. – Москва : ИНФРА-М, 2019.– 300 с.
    115. Тягаева В.О., Липатова М.Н. Разработка мобильного приложения «Туризм с ОАО «РЖД» // Наука и образование транспорту. – 2020. – № 2. – С. 56–58.
    116. Улезько А.В., Недиков К.Д., Хмелев Д.В. Цифровые экосистемы экономических кластеров // в сборнике: Организационно-экономические и финансовые аспекты развития АПК. Материалы национальной научно-практической конференции, посвященной 70-летию экономического факультета Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж, 2021. С. 8–14.
    117. Утробина Е.С., Попов В.П. Использование AR/VR технологий в мобильных картографических приложениях для развития сферы туризма // Интерэкспо Гео-Сибирь. – 2021. – Т.1. – С. 211–217.
    118. Ушакова Е.О. Использование потенциала цифровой экономики в туризме. [Электронный ресурс] // В сборнике: Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы
    Сборник материалов Всероссийской научно-практической
    конференции с международным участием. В 2-х частях. Под общей редакцией Т.А. Куттубаевой, А.В. Глотко. 2018. С. 162-165. – Доступ свободный по URL: https://elibrary.ru/download/
    elibrary_36444190_49726235.pdf
    119. Фадейкина Н.В., Малина С.С. Развитие теоретических представлений на категории «экосистема» и «инновационная экосистема» // Сибирская финансовая школа. 2021. № 2 (142). С. 103–111.
    120. Хорева Л.В., Поломарчук А.К. Мобильные приложения в индустрии гостеприимства: новые сервисы для туристов // Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства: сборник научных статей XIV Международной научно-практической конференции. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. – С. 17–20.
    121. Цепилова Е.С., Кузнецов Н.Г. Роль особых экономических зон туристско-рекреационного типа в развитии туризма и индустрии гостеприимства в РФ //Финансовые исследования.
    2022. – № 4 (77).- С. 41–49. ISS№ 1991–0525. DOI 10.54220/
    finis.1991–0525.2023.77.4.005
    122. Цепилова, Е.С. Особенности налогового регулирования экономики впечатлений на примере индустрии туризма / Е.С. Цепилова // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – № 15(2). – С. 128–137.
    ISS№ 1999–849X. DOI: 10.26794/1999–849X-2022–15–2-128–137.
    123. Цифровая стратегия на 2022–2025 годы [Электронный ресурс] // Программа развития Организации Объединенных Наций URL: https://digitalstrategy.undp.org/documents/Digital-Strategy-2022–2025-Full-Document_RU_Interactive.pdf.
    124. Цифровые экосистемы в России: эволюция, типология, подходы к регулированию: отчет. Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара. Июнь, 2022. [Электронный ресурс] // Доступ свободный по URL: https://www.iep.ru/files/news/Issledovanie_jekosistem_Otchet.pdf
    125. Что планирует делать государство для развития туризма в
    ближайшие годы [Электронный ресурс] // RATA-News от
    07.09.2022. – Доступ свободный по URL: https://ratanews.ru/
    news/news_7092022_2.stm
    126. Что такое цифровая трансформация? [Электронный ресурс] // SAP URL: https://www.sap.com/cis/insights/what-is-digitaltransformation.html.
    127. Швец А.И., Сивкова А.В. Вовлечение потребителей в сферу P2P туризма на примере мобильного приложения 8locate // Вестник факультета бизнес-коммуникаций и информатики Иркутского государственного университета: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. – Иркутск: Издательство ООО ЦентрНаучСервис, 2020. – С. 106–113.
    128. Шевченко Е.М., Казьмина Л.Н., Лучкин К.В. К вопросу об использовании мобильных экскурсионных приложений в развитии регионального туризма // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2017. – № 6 (97). – С. 139–144.
    129. Шкарбан Ф.В., Эльвединов Д.Э. Мобильные приложения в сфере туризма // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. – 2017. – № 1
    (15). – С. 167–176.
    130. Экономия и гибкость: что дают цифровые экосистемы бизнесу [Электронный ресурс] // РБК Тренды URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/642fef3b9a79472fb98d2695.
    131. Яковлева А.Ю. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем: Диссертация на соискание степени кандидата экономических наук. – Москва, 2012 (на правах рукописи). – 243 С.
    132. Якушин И.В. Обеспечение экономической безопасности региона в условиях экосистемы цифровой экономики // Державинский форум. 2022. Т. 6. № 1. С. 216–223.
    133. B2B.Ostrovok.ru запускает первое в России мобильное приложение для туристических агентов [Электронный ресурс] // Retail & Loyalty URL: https://retail-loyalty.org/news/b2b-ostrovokru-zapuskaet-pervoe-v-rossii-mobilnoe-prilozhenie-dlyaturisticheskikh-agentov-/.
    134. ESG: три буквы, которые меняют мир [Электронный ресурс]: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. По проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / И.В. Ведерин, К.И. Головщинский, М.И. Давыдов, Б.Б. Петько, М.С. Сабирова, С.В. Терсков, Е.А. Шишкин; под науч. ред. К.И. Головщинского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 138 с. // – Режим доступа: https://conf.hse.ru/2022/papers.
    135. About Amadeus Hospitality [Электронный ресурс] // Amadeus Hospitality URL: https://www.amadeus-hospitality.com/about-us/.
    136. Adner R. Match your innovation strategy to your innovation
    ecosystem [Online] // Harvard Business Review. 2006. № 4. РР. 98–107. – Доступ свободный по URL: https://hbr.org/2006/04/
    match-your-innovation-strategy-to-your-innovation-ecosystem/
    137. Almeida-Santana A., David-Negre T., Moreno-Gil S. et al. New
    digital tourism ecosystem: understanding the relationship between information sources and sharing economy platforms. International Journal of Tourism Cities, 2020. Vol. 6 № 2, pp. 335–345.
    138. Amazon Statistics: Key Numbers and Fun Facts [Электронный ресурс] // AMZScout URL: https://amzscout.net/blog/amazonstatistics/.
    139. Ansoff H.I. Corporate strategy: an analytical approach to business policy for growth and expansion. N.Y.: McGraw Hill, 1965.
    140. Apple now has 1.8 billion active devices [Электронный ресурс] // The Verge URL: https://www.theverge.com/2022/1/28/22906071/apple-1–8-billion-active-devices-stats.
    141. Arun Madanaguli, Puneet Kaur, Alberto Mazzoleni and Amandeep Dhir. The Innovation Ecosystem in Rural Tourism and Hospitality – a Systematic Review of Innovation in Rural Tourism [Online] // Journal of Knowledge Management – DOI: 10.1108/JKM-01–2021–0050.
    142. Buhalis D., O’Connor P. and Leung R. (2022). Smart Hospitality: From Smart Cities and Smart Tourism Towards Agile Business Ecosystems in Networked Destinations. International Journal of Contemporary Hospitality Management. DOI:10.1108/IJCHM-04–2022–0497.
    143. Chao Z, Kaihua C., Rongping M. The digital innovation ecosystems: Theory building and a research agenda. Science Research Management, 2021, 42(3): 1–11.
    144. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level [Электронный ресурс] // McKinsey & Company URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/mckinsey-digital/our-insights/ecosystem-2-point-0-climbingto-
    the-next-level.
    145. Facebook: The Leading Social Platform of Our Times [Электронный ресурс] // Investing.com URL: https://www.investing.com/academy/statistics/facebook-meta-facts/.
    146. Google Statistics 2023- Users, Revenue And Growth [Электронный ресурс] // New Vision Theatres URL: https://www.newvisiontheatres.com/google-statistics.
    147. Hein, A., Schreieck, M., Riasanow, T. et al. Digital platform ecosystems. Electron Markets. 2020. № 30, pp. 87–98.
    148. Jacobides M., Cennamo C., Gawer A. Towards a Theory of Ecosystems. Strategic Management Journal. 2018. Vol.39, Issue 8, pp. 2255–2276.
    149. Kennedy-Eden H., Gretzel U. A Taxonomy of Mobile Applications in Tourism. e-Review of Tourism Research. January 2012. No. 10 (2). P. 47–50.
    150. Largest Companies by Market Cap [Электронный ресурс] // Companies ranked by Market Cap – CompaniesMarketCap.com URL: https://companiesmarketcap.com/.
    151. Microsoft 365 Suite Revenue and Growth Statistics (2023)
    [Электронный ресурс] // SignHouse URL: https://www.usesignhouse.com/blog/microsoft-365-suite-stats.
    152. Nachira F., Nicolai A., Dini P., Le Louarn M., Rivera Leon L. Digital Business Ecosystems. – Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2007. – 232 с.
    153. Philipp, Ju., Thees, H., Olbrich, N., Pechlaner H. (2022). Towards an Ecosystem of Hospitality: The Dynamic Future of Destinations. Sustainability 14(2):821. DOI: 10.3390/su14020821.
    154. Power, T., Jerjian, G. Ecosystem: Living the 12 principles of networked business. Pearson Education Ltd. 2001. – 289 p.
    155. S.V. Grinenko, G.M. Romanova, M.S. Romanov, N.K. Serdyukova Organizational and managerial aspects of tourist destinations branding: partnership management in the development and implementation of activities. // E3S Web Conf. Volume 296, 2021. – 1st International Conference on Environmental Sustainability Management and Green Technologies (ESMGT 2021) (Web of Science, Conference). – 05004 (2021), 10 p. - https://doi.org/10.1051/e3sconf/202129605004
    156. Schubert S.F., Schamel G. Sustainable tourism development: A dynamic model incorporating resident spillovers [Online] // Tourism Economics. – Volume 27, Ussue 7, P. 1561–1587. – November 2021. – DOI 10.1177/1354816620934552.
    157. The role of data in the future of travel ecosystems [Электронный ресурс] // Medium URL: https://medium.com/platforminnovation-kit/the-role-of-data-in-the-future-of-travel-ecosystemse79a734e41b1.
    158. Tiwana A. Evolutionary competition in platform ecosystems. Information Systems Research, 2015. № 18(1), pp. 7047–7047.

    Страница обновлена: 24.01.2024 в 17:02:45