Developing a system to adapt and support corporate coaches in the process of intracompany training on lean production in an industrial company

Yasinskiy D.Yu.1
1 Сибирский государственный индустриальный университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (July-september 2023)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54316187

Abstract:
In this article, the author proposes the development of a graphical representation, as well as a brief description of the system for adapting and supporting business coaches in the process of intracompany training on lean production at an industrial company. The author considers the content of three main scenarios for the organizational interaction of the elements of the developed system: “expert ↔ coach”, "expert ↔ candidate for coach", "coach ↔ candidate for coach". In addition, the author analyzes the features of the implementation of the processes of adaptation, support and control that function in the system under consideration. Lists of tools are formed; and their brief description is given in the content of groups of methods for adapting candidates for business coaches and supporting (practicing) business coaches in lean production. It is concluded that one of the main aspects in the considered educational direction is the formation and improvement of a special management system. The developed system of adaptation and support of business coaches can become part of this management system, since its implementation meets the requirements of the management of industrial companies in reducing the time and improving the quality of training specialists who replicate knowledge on lean production, on whose professionalism depends the result of training and involvement of employees in the process of continuous improvement of equipment and technology, as well as personal and collective socio-industrial working conditions.

Keywords: intracompany training, business coach, adaptation, support, lean production, industrial company

JEL-classification: M11, M21, M15, M53



Введение

На сегодняшний день в рамках функционирования большого количества российских и зарубежных промышленных предприятий осуществляются процессы внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства [1, 2, с. 51, 3, с. 137, 4, с. 42, 5, 6, с. 117] (Antonova, Akhmadeeva, 2014, р. 51; Markova, Markov, 2018, р. 137; Nikulina, Rudenko, Konovalenko, 2014, р. 42; Gaysina, Dyrdonova, 2023; Seliverstova, Puryaev, 2021, р. 117). Это связано, прежде всего, с необходимостью повышения конкурентоспособности на внутренних (российских) и внешних (зарубежных) отраслевых рынках. Методики и инструменты бережливого производства обеспечивают увеличение производительности, сокращение основных видов потерь, повышение качества готовой продукции и пр. Иными словами, бережливое производство – инновационный принцип управления предприятием и качеством, который реализует оптимизацию различных процессов на производстве, обеспечивающую высокий уровень удовлетворенности требований потребителя, достигаемой за счет применения специализированных инструментов (Кайдзен, 5 S, SMED и др.) с учетом высокой степени вовлеченности персонала в процесс непрерывного производственного развития [7, с. 269] (Abdullin, Tuyusheva, Matukhin, 2013, р. 269). Внутрифирменное обучение работников по направлению бережливого производства помогает эффективно освоить многочисленные методики и инструменты, позволяющие сформировать и развить новые профессиональные знания, что, в свою очередь, способствует стимулированию процесса самостоятельного обучения через мотивацию, обеспечивающую совершенствование личного творческого потенциала, открывающую дополнительные перспективы повышения уровня жизненных благ за счет увеличения индивидуальной и общей (в составе подразделения) производительности труда и первостепенной вовлеченности в процесс непрерывного улучшения производства. Все это реализует концепцию самообучающегося предприятия, которая через развитие персонала направлена на совершенствование корпоративной культуры, что обеспечивает достижение стратегических целей промышленного предприятия. Для внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства характерно то, что образовательный процесс на предприятии осуществляет внутренний (из числа сотрудников) или внешний (представитель специализированной организации) бизнес-тренер, реализуя основные педагогические функции, такие как: планирование, организация, реализация, а также контроль результатов обучения. В рамках настоящей статьи бизнес-тренер рассматривается в качестве одного из элементов управляемой системы, позиционируется с точки зрения внутреннего (корпоративного) тренера по бережливому производству и определяется как работник промышленного предприятия, в трудовые задачи которого с учетом предварительной специализированной подготовки и последующей квалификационной аттестации включается реализация основных педагогических функций. Бизнес-тренером обеспечивается тиражирование теоретических и практических аспектов по образовательным программам бережливого производства в рамках установленных стандартов, а также подготовка специалистов промышленного предприятия для реализации проектов по развитию бизнес-системы, повышению производительности труда и операционной эффективности промышленного предприятия. Определения прочих элементов управляемой и управляющей систем буут рассмотрены далее по тексту предлагаемой статьи.

Цель, актуальность и научная новизна исследования

Система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения на промышленном предприятии (далее – система) разработана с целью повышения качества и устойчивого функционирования внедренных образовательных программ по бережливому производству, а также развития профессиональных компетенций внутренних бизнес-тренеров, обеспечивающих распространение практикоориентированных знаний о методиках и инструментах бережливого производства для достижения стратегических целей, результативность которых зависит от уровня вовлеченности персонала в непрерывном совершенствовании производственных, экономических, социальных и иных процессов, функционирующих на промышленном предприятии.

Актуальность разработки предлагаемой системы заключается в том, что для современных условий внутрифирменного обучения требуется непрерывное совершенствование уровня профессиональных компетенций в деятельности внутренних бизнес-тренеров, которое достигается в первую очередь реализацией методов в содержании процессов адаптации и поддержки. Образовательный процесс по бережливому производству на промышленном предприятии не ограничивается только лишь получением новых знаний работниками, обучающимися по специализированным программам. Рассматриваемый процесс не может функционировать полноценно без стремления к совершенствованию проводника знаний внутреннего бизнес-тренера, который исходя из своих трудовых обязанностей должен не только поддерживать свой профессиональный уровень в актуальном состоянии, но и постоянно искать пути развития необходимых компетенций, так как процессы совершенствования на промышленном предприятии требуют соответствия с лучшими современными практиками, динамично обновляющимися на внутренних и внешних отраслевых рынках.

Научная новизна представленной разработки определяется тем, что в настоящее время в практике внутрифирменного обучения по бережливому производству российских и зарубежных промышленных предприятий отсутствует системное представление о реализации процессов адаптации и поддержки внутренних бизнес-тренеров. Кроме того, на текущий момент в специализированной научной литературе нет определенного подхода к формированию групп методов, а также к их содержанию в исследуемых процессах. В связи с этим все вышеуказанные аспекты обосновывают научную новизну разработанной системы.

Графическое представление и краткое описание системы

Прежде чем перейти к рассмотрению графического представления системы и ее краткому описанию с целью всестороннего, качественного осмысления предлагаемой разработки, автор считает необходимым зафиксировать дополнительные определения, относящиеся к содержанию настоящей статьи.

В рамках разработанной системы под процессом следует понимать совокупность целенаправленных действий, преобразующих входящую информацию (запрос(ы) элементов управляемой системы – объекта управления – [8], определяющие их последующее функционирование) в исходящую (результат, транслируемый в управляющую систему – управляющий объект [9]), что будет отражено далее по тексту описания элементов системы [10].

В рассматриваемой системе процесс адаптации реализуется через приведение элемента управляемой системы (кандидата в бизнес-тренеры) к естественному для него состоянию, которое выражается в приспособлении к новой трудовой деятельности, ее организационным условиям с учетом последующего возникновения дополнительных профессиональных и социальных контактов, а также изменения функциональных ролей в рамках определенного структурного подразделения промышленного предприятия [11].

Кроме адаптации в процессную группу (объединение процессов для реализации определенной цели) рассматриваемой системы включаются поддержка, направленная на оказание помощи бизнес-тренеру или содействия ему в профессиональных вопросах [12], а также контроль, подразумевающий отслеживание результатов развития необходимых компетенций [13].

Следует уточнить то, что кандидат в бизнес-тренеры (по бережливому производству) определяется как сотрудник предприятия, выполняющий подготовку по образовательной программе «бизнес-тренер» на основании установленных требований.

Эксперт в составе управляемой системы – это бизнес-тренер, обладающий высоким уровнем знаний по содержанию и практическому применению инструментов бережливого производства, а также методик реализации в образовательном процессе при подготовке специалистов предприятия для реализации проектов по повышению производительности труда.

На основании анализа процессов внутрифирменного обучения персонала в направлении бережливого производства, практикуемых на российских и зарубежных промышленных предприятиях, автором разработано графическое представление системы, приведенное на рисунке 1.

Условные обозначения:

– управляющее воздействие на элемент(ы) системы;

– обратная связь от элемента(ов) системы;

– Р1,2,3 – результат процессов А (адаптации), П (поддержки), К (контроля);

– Акт1, Пт1, Кт1, Ккт1 – входящая информация процессов А, П, К;

– «Инструменты» А, П, К – методы (группа методов) реализации процессов А, П, К (рассмотрены ниже по тексту настоящей статьи).

Рисунок 1. Система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии

Источник: составлено автором.

В рамках графического представления системы зафиксированы элементы, краткое описание которых включает в себя следующее содержание (рис. 1):

– целевое воздействие (Ц) на управляющую систему (структурное подразделение по обучению персонала), определяющее уровень эффективности реализации процессов А, П, К;

– «Эксперт» (Э), «Тренер» (Т), «Кандидат в тренеры» (КТ) – элементы управляемой системы, опосредованно (Э) и напрямую (Т, КТ) участвующие в реализации процессов А, П, К;

– Акт1, Пт1, Кт1, Ккт1 – запрос (входящая информация в процессы А, П, К) на основании заключения эксперта (Э) в необходимости участия Т, КТ в процессах А, П, К;

– Р1,2,3 – результаты (исходящая информация) по итогам реализации процессов А, П, К с представлением обратной связи управляющей системе (структурному подразделению по обучению персонала).

Рассмотренная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров в процессе внутрифирменного обучения по бережливому производству на промышленном предприятии предусматривает реализацию трех основных организационных сценариев, описание которых представлено ниже по тексту предлагаемой статьи. Стоит отметить то, что знак «↔» в названии каждого сценария показывает необходимость наличия эффективной двусторонней коммуникации между элементами управляемой системы, которая должна обеспечивать высокую качественную позицию их взаимодействия.

Организационный сценарий «Взаимодействие «эксперт ↔ тренер»

На основании целеполагания структурным подразделением по обучению персонала (управляющей системой) устанавливается периодичность оценки, самооценки уровня качества методической подготовки тренера. Указанная процедура может быть осуществлена с помощью специализированных чек-листов, в содержании которых фиксируется и анализируется набор критериев, позволяющего реализовать оценку экспертом и субъективную самооценку качественного профессионального уровня со стороны тренера. Необходимая информация транслируется от тренера, через эксперта в управляющую систему. В случае выявления несоответствия нормативному уровню подготовки относительно тренера поступает управляющее воздействие на активизацию процессов поддержки (П) и контроля (К), в составе которых применяются специализированные инструменты (П, К). По факту прохождения тренером программы по поддержке формируется персональный результат (Р2), информация о котором транслируется в управляющую систему. Далее, представителем управляющей системы анализируется уровень качества методической подготовки тренера, представляется обратная связь субъектам управления (Э и Т) и в случае необходимости разрабатывает корректирующие мероприятия по повышению качественного уровня.

Процесс контроля (К) реализуется параллельно с поддержкой (П), на каждом этапе отслеживается экспертом (Э) исходя из планирования, которое формирует и представляет тренер (Т). По завершении процессов П и К относительно Т результат реализации планирования направляется тренером в управляющую систему, представители которой анализируют информацию на соответствие, сопоставляют с итогом процесса П и фиксируют значение качественного показателя в отчетной форме (документе, являющемся инструментом управления). Рассмотренный инструмент контроля позволяет отслеживать динамику качества процесса П и реализовывать управляющее воздействие в направлении развития профессиональных компетенций Т.

Организационный сценарий «Взаимодействие «эксперт ↔ кандидат в тренеры»

С целью подготовки кадрового резерва на позицию тренера эксперт проводит анализ уровня профессиональных компетенций кандидата (КТ) с помощью тестирования/критериального (по необходимым критериям соответствия) определения (в формате применения специализированных чек-листов). Исходя из результата проведенного анализа/оценки эксперт принимает решение о запуске адаптации КТ по определенной программе, утвержденной управляющей системой.

По факту прохождения КТ программы по адаптации формируется персональный результат (Р1), информация о котором транслируется в управляющую систему. Далее, ее представителем анализируется уровень качества адаптации кандидата в тренеры, представляется обратная связь субъектам управления (Э и КТ) и в случае необходимости разрабатываются корректирующие мероприятия по повышению качественного уровня (А).

Процесс контроля (К) реализуется аналогично тому, что был рассмотрен в содержании организационного сценария «Взаимодействие «эксперт ↔ тренер» с проекцией на процесс адаптации (А). Корректировкой в рассматриваемом процессе контроля (текущего сценария) является то, что на каждом этапе он отслеживается тренером (Т) на основании планирования, которое формирует и представляет кандидат в тренеры (КТ).

Организационный сценарий «Взаимодействие «тренер ↔ кандидат в тренеры»

При реализации процесса адаптации кандидат в тренеры (КТ) эпизодически или постоянно может взаимодействовать с тренером (Т) на основании решения эксперта о частичном либо расширенном делегировании (при необходимости) своих функций последнему (Т).

Процесс контроля (К) реализуется аналогично тому, что был рассмотрен в содержании организационного сценария «Взаимодействие «эксперт ↔ кандидат в тренеры».

Особенности реализации процесса адаптации в содержании системы

Неотъемлемым компонентом адаптационного процесса кандидата в бизнес-тренеры является личная активность, которую дополняет индивидуальное развитие – это процесс, предполагающий достижение определенного результата, обеспечивающийся субъектно-личностной активностью индивида, максимально включенного и вовлеченного в данный процесс [14, с. 146] (Popova, 2009, р. 146). Следовательно, если не осуществляется совершенствование компетенций кандидата в бизнес-тренеры, то происходит его неизбежная личностная и профессиональная стагнация либо деградация, что, без сомнения, негативно влияет на качество функционирования бизнес-системы в целом. Процесс адаптации можно считать реализованным с учетом непрерывного (в идеальном варианте) либо периодического (требуемого) развития специалиста (КТ), который стремится к достижению и увеличивает свой потенциал, а также расширяет границы среды профессионального взаимодействия с различными элементами бизнес-системы предприятия, способствуя ее кардинальному, качественному совершенствованию [15, с. 74–75] (Maksimov, 2013, р. 74–75).

Для успешного освоения социально-профессионального пространства КТ в рамках процесса адаптации силами элементов управляющей системы и эксперта рекомендуется разработать и внедрить специализированную адаптационную программу, в которую на основании анализа следует включить эффективные методы рассматриваемого процесса, примерный перечень которых представлен в таблице 1.

Таблица 1 Методы адаптации кандидата в бизнес-тренеры*

№ п\п
Название группы методов
Перечень (состав) и краткое описание инструментов (методов) в содержании группы
1
Развитие
Коммуникативные тренинги
Командообразующие тренинги
Тренинги по базовым инструментам бережливого производства
Тренинги по базовому анализу технологии производства
Тематические викторины (например, по бережливому производству, по теоретическому и практическому содержанию тренинга и т.п.)
2
Вовлечение (побуждение, привлечение к участию в процессе адаптации через убеждение и личное действие [16, с. 39] (Bugera, 2014, р. 39))
Практика коротких информационных докладов на СВС (сменно-встречных собраниях) в подразделениях (силами кандидата в тренеры)
Проведение специализированных разминок и упражнений в структурных подразделениях предприятия (силами кандидата в тренеры по согласованию с управляющей системой)
Проведение определенных частей тренинга под руководством опытного бизнес-тренера (в формате реального образовательного процесса)
3
Сопровождение (сотрудничество, представляющее собой плодотворные, взаимозависимые профессиональные отношения между бизнес-тренером и кандидатом в бизнес-тренеры [17, с. 176] (Kucherova, 2008, р. 176))
Осуществление наставничества со стороны опытного тренера (основной упор на демонстрации ролевой модели, сопровождение через алгоритм (цикл наставничества) – «я (Т) рассказываю, ты (КТ) слушаешь» → «я (Т) показываю, ты (КТ) наблюдаешь» → «мы (Т, КТ) делаем вместе (под руководством Т)» → «ты (КТ) делаешь сам, я (Т) подсказываю» → «ты (КТ) делаешь самостоятельно, представляешь анализ сделанного» [18] (Melnikova, 2008)
Использование в практике книги адаптации (настольной книги) кандидата в бизнес-тренеры (в формате «вопрос-ответ», «часто задаваемые вопросы» и т.п.) при осуществлении подготовки к последующей профессиональной деятельности (предполагается обсуждение изученного материала с наставником, наставнический диалог)
Анализ и разбор содержания тренинга (теоретические и практические аспекты) совместно с опытным тренером
* Содержание состава группы методов может изменяться и дополняться исходя из требований, установленных управляющей системой

Источник: составлено автором.

В завершение процесса адаптации тренером осуществляется оценка качества приспособленности кандидата в бизнес-тренеры к новой профессиональной деятельности. В перечень критериев могут входить следующие проявления субъекта (КТ): личностные, коммуникативные, предпочтения в трудовой деятельности (компетентностный фокус), а также определение степени эффективности командной и индивидуальной работы. Рассмотренный процесс дает возможность сформировать атмосферу позитивного всестороннего взаимодействия, реализовать высокий коммуникативный уровень и создать основу будущего профессионального мастерства КТ.

С целью обеспечения наглядности, эффективного анализа и представления результативности итогов реализации процесса адаптации, следует разработать и применить определенные оценочные формы, которые могут быть выполнены в виде чек-листов, аналитических отчетов, записок и т.п. Предполагается то, что указанные отчетные документы должны содержать качественно-количественные результаты, указывающие на фактическое достижение необходимого уровня оценки кандидатом в бизнес-тренеры (по определенным критериям), а также рекомендации (обратную связь) по итогам прохождения им периода адаптации.

Особенности реализации процесса поддержки в содержании системы

Процесс поддержки бизнес-тренера в рассматриваемой системе необходим для сохранения (закрепления) и совершенствования приобретенного уровня профессиональных компетенций. Следует отметить то, что П в содержании данной системы актуален исключительно для бизнес-тренера, поскольку как элемент управляемой системы он формируется из предшествующего элемента КТ путем его компетентностного развития и статусного утверждения на основании приобретения соответствующей квалификации (прохождения через процедуру сертификации). В связи с этим, по мнению автора разработанной системы, отсутствует необходимость внедрения в ее содержание дополнительного процесса адаптации элемента Т. Для поддержки бизнес-тренера предлагаются методы, приведенные в таблице 2.

Таблица 2 Методы поддержки бизнес-тренера *

№ п/п
Название группы методов
Перечень (состав) и краткое описание инструментов (методов) в содержании группы
1
Калибровка
Этап 1. Соотношение (оценка) уровня фактических компетенций элемента Т на этапе поддержки (П) с эталонным уровнем требуемых компетенций элемента Э.
Этап 2. Составление плана мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций
2
Закрепление (устойчивое фиксирование уровня профессиональных компетенций) [19, с. 176] (Bychkova, 2020, р. 176)
Этап 1. Самоанализ методической деятельности (подготовка аналитических записок, эссе по материалам/сценарию проведения теоретических и практических блоков тренинга).
Этап 2. Реализация плана мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций (например, практическая отработка упражнений, применяемых в тренинге и т.д.) с представлением результатов (демонстрацией) эксперту(ам)
3
Совершенствование (профессиональных компетенций)
Специализированные семинары для тренеров (экспертные сообщества)
Консультации со стороны эксперта(ов)
Участие в практических мастер-классах (тренингах), проводимых опытными тренерами, экспертами с разбором образовательных блоков, требующих совершенствования
* Содержание состава группы методов может изменяться и дополняться исходя из требований, установленных управляющей системой

Источник: составлено автором.

Следует обратить внимание на то, что термин «калибровка» традиционно используется в метрологии, относится к средствам измерения и означает набор действий, при которых опытным путем происходит передача/установка средств измерений, который подвергается калибровке (Т) единиц измерений определенного размера от эталонного прибора/объекта (Э), иначе говоря, значения измеряемой величины, передаваемые от измерительного средства (Т), соотносятся с данными, которые воспроизво­дятся эталонами. Выходные значения процесса калибровки позволяют установить более точный результат величины измерения за счет введения корректировок от эталонных к текущим значениям, получаемых от калибруемых средств измерений. Кроме того, существует возможность дать оценку фактической погрешности определенного измерительного средства [20]. При проведении аналогии с представленным термином и пояснением к нему (за средство измерения следует принимать элемент Т, а за эталонный прибор/объект – элемент Э) автор предлагает сформулировать определение «калибровки» в контексте его использования для группы методов поддержки бизнес-тренера в рассматриваемой системе – это процесс, при котором реализуется соотношение (оценка) уровня фактических компетенций элемента Т на этапе поддержки (П) с эталонным уровнем требуемых компетенций элемента Э в системе адаптации, поддержки и контроля осуществления профессиональной деятельности бизнес-тренеров на промышленном предприятии с целью определения возможной погрешности и ее последующей корректировки в направлении компетентностного уровня элемента Т. Указанная оценка может осуществляться как на основании внутреннего и внешнего экспертного мнения, так и с помощью существующих оценочных методов (субъективных – критериальных, балльных и т.п., а также объективных, содержащих в своей основе обоснованное и точное измерение анализируемых показателей).

Исходя из содержания таблицы 2, управляющей системой может быть сформирована индивидуальная программа поддержки бизнес-тренера с определенным набором методов. Кроме того, факт и качество реализации мероприятий по повышению уровня профессиональных компетенций Т в процессе поддержки фиксируется в его индивидуальном плане развития (ИПР).

Особенности реализации процесса контроля в содержании системы

Процесс контроля (К), схематически представленный на рисунке 1, осуществляется параллельно с процессами:

– П, рассмотренного в особенностях реализации процесса поддержки, при входящих значениях (информации) Пт1, Кт1 для элемента Т управляемой системы;

– А, рассмотренного в особенностях реализации процесса адаптации, при входящих значениях (информации) Акт1, Ккт1 для элемента КТ управляемой системы.

Планирование контроля реализации процессов А, П предлагается осуществлять с помощью инструмента(ов) планирования, утвержденного(ых) структурным подразделением по обучению персонала (управляющей системой).

Заключение

Исходя из анализа специализированной научной литературы, а также особенностей практики реализации процессов внутрифирменного обучения персонала по бережливому производству на отечественных и зарубежных промышленных предприятиях следует сделать вывод о том, что в настоящее время реализуется новый виток развития рассматриваемого образовательного направления. Одним из главных аспектов в его содержании является формирование и совершенствование особой системы управления, частью которой может стать разработанная система адаптации и поддержки бизнес-тренеров, поскольку ее внедрение отвечает требованиям менеджмента промышленных предприятий в сокращении времени и повышении качества подготовки специалистов, тиражирующих знания по бережливому производству, от профессионализма которых зависит результат обучения и вовлеченности работников в процесс непрерывного улучшения техники и технологий, а также персональных и коллективных (социально-производственных) условий труда. Рассматриваемые показатели определяют возможность достижения стратегических целей промышленных предприятий, увеличения их уровня конкурентоспособности на отраслевых рынках вследствие повышения производительности и качества готовой продукции. В конечном итоге это позволяет обеспечить удовлетворенность потребительского спроса (клиентских запросов), что является основополагающей задачей реализации бережливого производства на любом промышленном предприятии.


References:

Kalibrovka / A. S. Doynikov [Calibration. A. S. Doynikov] (2008). (in Russian).

Kollektiv avtorov. Protsess [Collective of authors. The Process] (2001). (in Russian).

Abdullin I.A., Tuyusheva A.I., Matukhin E.L. (2013). Vnutrifirmennoe obuchenie personala berezhlivomu proizvodstvu kak resurs razvitiya promyshlennogo predpriyatiya [Intra-company personnel training in lean production as a resource for the development of an industrial enterprise]. Bulletin of Kazan National Research Technological University. (5). 269-273. (in Russian).

Antonova I.I., Akhmadeeva G.Ch. (2014). Razvitie sistemy upravleniya personalom v usloviyakh vnedreniya metodologii berezhlivogo proizvodstva [Development of personnel management system in the condition of implamentation of lean production metodology]. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. (2). 51-53. (in Russian).

Bugera N.N. (2014). Sootnoshenie ponyatiy «vovlechenie» i «sklonenie» v ugolovnom prave Rossii [The relationship between the concepts involvement and inducement in Russian criminal law]. Legal Science and Law Enforcement Practice. (3). 35-39. (in Russian).

Bychkova E. Yu. (2020). Tsifrovye kompetentsii remeslennika: soderzhanie, formirovanie, primenenie [Digital competencies of the craftsman: content, formation, application] Continuing Education: Theory and Practice of Implementation. 171-177. (in Russian).

Gaysina Z.M., Dyrdonova A.N. (2023). Praktika vnedreniya instrumentov berezhlivogo proizvodstva: zarubezhnyy i otechestvennyy opyt [The practice of implementing lean production tools: foreign and domestic experience]. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Vektor ekonomiki». (4). (in Russian).

Kucherova O. E. (2008). Stanovlenie Cheloveka i osnovnye kanony pedagogicheskoy podderzhki lichnosti [Becoming a Man and the basic canons of pedagogical support for the individual]. Izv. Akademii pedagogicheskikh i sotsialnyh nauk. (2). 174-178. (in Russian).

Maksimov M.A. (2013). Adaptatsiya kak protsess aktivnosti i razvitiya subekta [Adaptation as a process of activity and development of the subject]. Acmeology. (4). 72-76. (in Russian).

Markova N.A., Markov D.A. (2018). Osobennosti protsessa obucheniya v berezhlivom proizvodstve [Features of learning process in lean manufacturing]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. (5). 129-141. (in Russian).

Nikulina O.V., Rudenko O.N., Konovalenko D.G. (2014). Sravnenie sistem rossiyskogo i zarubezhnogo primeneniya metodik berezhlivogo proizvodstva [Comparison of Russian and foreign application of methods of lean production]. International Research Journal. (11). 40-44. (in Russian).

Popova G.V. (2009). Razvitie: ponyatie i sushchnost (teoreticheskiy aspekt) [Development: concept and essence (theoretical aspect)]. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (4). 139-148. (in Russian).

Seliverstova R.R., Puryaev A.S. (2021). Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt vnedreniya kontseptsii «Lean Production» na predpriyatiyakh neftegazovoy otrasli [Russian and foreign experience of implementing lean production concept at oil and gas enterprises]. Sotsialnye i ekonomicheskie sistemy. Ekonomika. (5). 114-123. (in Russian).

Страница обновлена: 26.04.2025 в 06:58:03