Internet of Things as a tool to improve the working conditions of catering employees
Ilyin S.M.1, Samarskaya N.A.1, Simanovich S.V.1
1 Уральский межрегиональный филиал ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 13, Number 8 (August 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=54604822
Abstract:
The article deals with the problem of the impact of adverse production factors of a psychophysiological nature on some categories of employees of public catering companies.
The working conditions of this category of employees imply activity in conditions of high density of the communicative space with a high intensity of direct interaction with a significant number of customers in the process of servicing them and fulfilling a large volume of orders in a limited time. At the same time, the performance of labor functions in conditions of strict compliance with the norms of professional etiquette and mandatory client orientation increases the labor intensity.
This manifests itself in psychoemotional overload, which negatively affects the mental health of employees, increases the number of occupational injuries, and reduces the quality of working life [1].
The analysis of working conditions of the specified category of employees in the context of increasing the profitability of production through improving the quality of working life is carried out. The authors of the article focus on the management component of measures aimed at improving working conditions through the introduction of innovative smart order and queue management systems into the production organization. These systems will optimize the labor activity of the company team by automating the processes of receiving and processing orders, distributing tasks and improving communication within the team. In turn, this will significantly reduce the labor intensity.
Further analysis of the effectiveness and limitations of smart management systems in public catering will identify promising areas for implementation in the business processes of the catering sector. The results of the study will be useful to employees, businessmen and managers interested in improving the quality of staff's working life, profitability and competitiveness of production.
Keywords: catering industry, smart management systems, quality of working life, working conditions, occupational injuries, psychophysiological factor, labor intensity, company economic well-being, internet of things, production organization
JEL-classification: O31, M54, J81
Введение
Сфера общественного питания в настоящее время является динамично развивающейся отраслью, которая способна удовлетворить широкий спектр потребностей современного человека. Общественное питание предполагает удовлетворение разнообразные потребностей населения: от базовой потребности в питании до стремления к определенному статусу. Эта отрасль характеризуется неоднородным рынком, охватывающим различные категории потребителей в зависимости от их доходов, возраста, пола, социального статуса и индивидуальных интересов [2]. Вместе с тем, условия труда достаточно большой категории работников данной отрасли связанны с психофизиологическими перегрузками по причине деятельности в условиях высокой плотности коммуникативного пространства, предполагающих высокую интенсивность непосредственного взаимодействия со значительным числом клиентов в процессе их обслуживания и выполнения большого объема заказов в ограниченное время.
В статье проведён анализ научной литературы и исследований, посвященных условиям труда и психофизиологическим перегрузкам в сфере общественного питания. Также рассматриваются особенности рабочей среды в сфере общественного питания, идентифицированы конкретные неблагоприятные производственные факторы, способствующие возникновению психофизиологических и психоэмоциональных перегрузок.
В процессе проведения исследования авторами проанализирован потенциал инновационных систем «умного» управления применительно к сфере общественного питания для оптимизации трудовой деятельности коллектива. Автоматизация процессов заказа и обслуживания клиентов, управление очередями, улучшение коммуникации внутри команды с целью снижения психофизиологических нагрузок, улучшения условий труда и повышения качества трудовой жизни работников безусловно будут способствовать росту рентабельности предприятия и его конкурентоспособности в индустрии общественного питания. Следует отметить, что экономический потенциал любого предприятия определяется рядом факторов, включая качественный потенциал рабочей силы, который, в свою очередь, зависит от качества трудовой жизни работников [3]. Как следствие, руководство объекта общественного питания должно быть заинтересовано во внедрении систем умного управления, которые помогут снизить психофизиологические перегрузки и улучшить рабочие условия.
На основе полученных результатов, нами разработаны рекомендации для предприятий общественного питания по внедрению систем «умного» управления. Данная статья представляет собой комплексное исследование, объединяющее анализ научной литературы, изучение условий труда, анализ возможностей инновационных систем умного управления и разработку практических рекомендаций для объектов сферы общественного питания.
Место психофизиологических перегрузок в формировании условий труда работников общественного питания
Помимо хорошо изученных и нормативно регламентированных факторов физического, химического и биологического характера, важными становятся социально-коммуникационные факторы, которые оказывают значительное влияние на условия труда в сфере оказания услуг. Эти факторы необходимо учитывать при формировании рабочих условий для различных категорий сотрудников.
Отмечается, что социально-коммуникационные аспекты труда не полностью исследованы и не могут быть подвергнуты строгому нормированию [4]. В отличие от физических, химических и биологических факторов, которые часто регулируются стандартами и нормами, социально-коммуникационные факторы труда более сложны для оценки и нормирования. Они связаны с взаимодействием с коллегами, клиентами и общим рабочим окружением, включая коммуникацию, межличностные отношения и организационную культуру. Недостаток исследований в этой области ограничивает возможность разработки четких норм и стандартов для социально-коммуникационных факторов, а как следствие, и их отслеживания.
Неблагоприятные производственные факторы психофизиологического характера предполагают травмирующее воздействие на психику работника, влияющие на его физическое, психическое и эмоциональное состояние [5]. Как правило, негативное воздействие происходит комплексно и затрагивает нервную и психическую системы. Примерами таких неблагоприятных факторов можно назвать умственное перенапряжение, нервно-эмоциональное напряжение, чрезмерную и продолжительную слуховую и зрительную нагрузку, а также монотонность труда [6]. Воздействие данных неблагоприятных факторов может оказывать значительное влияние на работников, влияя на их общее физическое и эмоциональное состояние, психическое здоровье, снижая тем самым качество трудовой жизни.
Научные исследования подтверждают, что психофизиологические перегрузки могут иметь серьезные негативные последствия для работников и их общего благополучия, провоцируя конфликтные ситуации. Эти перегрузки могут привести к психическому и физическому истощению, ухудшению качества сна, нарушению пищеварительной системы, а также повышению уровня производственного стресса. Признаками производственного стресса в данном случае становятся:
- непрофессиональное и недобросовестное отношение к работе;
- нежелание выходить на работу, частые прогулы и увольнение;
- неадекватное поведение и проявление агрессии к окружающим (коллеги и клиенты);
- депрессии на почве неудовлетворенности результатами своего труда, снижение производительности труда (снижение качества оказываемых услуг) [7].
Помимо прочего, психофизиологические перегрузки могут быть причинами психоэмоциональных травм, ведущих к возникновению серьезных социальных проблем, а также таких опасных социальных явлений, как насилие и суицид [8].
Наряду с этим специалистами отмечается непосредственное влияние психофизиологических перегрузок и стрессовых ситуаций на уровень производственного травматизма. Последствия перегрузок и стрессов, такие, как психическое напряжение, психосоматические расстройства и неблагоприятные поведенческие последствия создают ситуации, когда вероятность неосознанных нарушений правил безопасного поведения работниками, ведущих к производственным травмам, даже при хорошем уровне профессиональной подготовки наиболее высока [9].
Эта закономерность также находит подтверждение в результатах современных исследований в сфере охраны труда: истоки возникновения производственного травматизма в индустрии оказания услуг населению во многом обусловлены «человеческим фактором». Уровень этого показателя напрямую связан с организационной, социально-экономической и культурной составляющими процесса производства, а основными причинами производственного травматизма, по данным Фонда социального страхования по разделу I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» [1], являются:
- «человеческий фактор», проявляющийся, в первую очередь, в нарушениях работниками дисциплины труда и правил безопасности;
- недостатки организации и управления гостеприимным объектом.
Вместе с тем работники имеют право на безопасные условия труда, которые предполагают отсутствие или минимальное воздействие вредных и опасных производственных факторов, ведущих к производственным травмам, в соответствии с установленными нормативами (статья 209 Трудового Кодекса РФ) [2]. В свою очередь, гарантом выступает работодатель, в чьи обязанности входит обеспечить безопасные условия труда и охрану труда (статья 214 Трудового Кодекса РФ), то есть работодатель несет ответственность за предотвращение воздействия вредных и опасных факторов и должен принимать необходимые меры для обеспечения безопасности и здоровья работников.
Таким образом, изучение и решение проблем, связанных с психофизиологическими перегрузками на рабочем месте, актуально и приоритетно. Для предприятий общественного питания, где большое количество сотрудников подвержены воздействию этих неблагоприятных производственных факторов, понимание и учёт этих перегрузок, их влияния на работников, а как следствие и последующее управление этими факторами, имеет особое значение в плане их рентабельности и конкурентоспособности.
Направления деятельности по улучшению условий труда работников и повышению уровня их трудовой жизни
Как отмечается некоторыми авторами, индустрия общественного питания не только удовлетворяет базовую потребность населения в питании, но и влияет на качество жизни населения. Качество предоставляемых услуг и удовлетворение потребностей населения являются ключевыми факторами успеха предприятий общественного питания [10]. Когда руководство объекта общественного питания проявляет заинтересованность в высоком уровне предоставления услуг, удовлетворяющих потребности и запросы клиентов, оно стремится не только к своей финансовой успешности, но также к сознательному влиянию на повышение качества жизни и удовлетворение потребностей общества, повышению качества трудовой жизни персонала.
Одним из подходов для достижения этих целей является систематическое наблюдение за работой персонала с целью выявления возможных проблем и последующего планомерного внедрения мероприятий по улучшению условий труда [11]. В данном случае управляющие должны решать организационные, управленческие, социально-экономические, правовые, технические и технологические задачи, направленные на повышение качества работы предприятия путем обеспечения здоровья персонала. Это включает создание условий, которые помогут снизить неблагоприятные факторы психофизиологического характера и уменьшить психоэмоциональные нагрузки.
В такой ситуации одним из важных аспектов успешности предприятия становится создание комфортных условий труда для своих работников. При этом наряду с созданием рабочих мест с высокой и стабильной заработной платой приоритетным являются создание комфортных условий труда. Исследователями отмечается, что экономическое благополучие и конкурентоспособность предприятия напрямую зависит не только от высококвалифицированных работников, но в большей степени от мотивированных на работу там, где созданы условия труда, включающие комфортный социально-психологический климат [12].
Работа в общественном питании требует от сотрудников высокой профессиональной компетенции, оперативности и эффективности, так как общественное питание неразрывно связано с взаимодействием с людьми. Работники данной отрасли обслуживают и взаимодействуют с разнообразной аудиторией клиентов, учитывая их предпочтения, диетические ограничения, а также стремятся обеспечить высокий уровень сервиса и качества продукции.
В сфере общественного питания сотрудники часто сталкиваются с экстремальными условиями профессиональной деятельности, обусловленной характером работ аналогичной для гостиничной отрасли. Эффективность работы в таких условиях зависит не только от профессиональных знаний, навыков и умений, но также от такого важного аспекта, как стрессоустойчивость, которая является неотъемлемой составляющей адаптивности личности. В психофизиологических исследованиях стрессоустойчивость рассматривается как характеристика личности, способствующая высокой продуктивности в условиях экстремальной среды [13].
Как отмечают некоторые авторы, стресс для работников сферы общественного питания может возникать из различных причин, таких как психологическое давление на рабочем месте, неблагоприятные условия труда или недостаточная способность эффективно организовывать и управлять своим временем. Особенно выделяется роль конфликтных ситуаций, так как поведение людей в конфликтных ситуациях различно, что обусловлено индивидуальными особенностями нервной системы и психофизиологическими факторами. Готовность к предупреждению конфликтов напрямую зависит от уровня мотивации, связанной с избеганием неудач.
Готовность к конфликтам может проявляться разнообразно. Высокая готовность ведет к быстрым, порой спонтанным решениям, но решениям верным и эффективным, принимаемым на основе отработанных моделей поведения. В то же время низкая готовность характеризуется неспособностью быстро и адекватно оценить ситуацию, как правило, приводит к необдуманным и неадекватным поступкам, а время, затрачиваемое на принятие решений, увеличивается [14].
В настоящее время в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий и цифровизации производств и общества высокую эффективность в сфере улучшения условий труда показывает «интернет вещей» – новая технологическая парадигма, объединяющая глобальную сеть устройств и машин, способных обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом [15] В сфере достижения эффективного управления и улучшения условий труда в общественном питании эта парадигма может быть реализована в виде внедрения в производство систем «умного» управления. Эти системы представляют собой инновационные технологии, которые могут включать автоматизацию процессов заказа и обслуживания клиентов, управление очередями и другие современные решения.
Применение систем «умного» управления может существенно снизить нагрузку на работников, позволит частично и индивидуально учитывать психофизиологические аспекты, упростить и оптимизировать рабочие процессы, а как следствие, повысить качество обслуживания и, в конечном итоге, улучшению экономического положения предприятия.
Внедрение систем «умного» управления, направленных на улучшение условий труда и снижение психофизиологических перегрузок, является одной из стратегических мер, которые руководство предприятия должно предпринимать для обеспечения комфортной и продуктивной рабочей среды, повышения уровня трудовой жизни персонала.
Принципы работы и функциональные возможности систем умного управления
Интернет вещей (далее − IoT), также известный как Интернет всего, представляет собой новую технологическую парадигму, объединяющую глобальную сеть устройств и машин, способных обмениваться информацией и взаимодействовать друг с другом. Эта инновационная технология, хоть и относительно молода, уже признана одним из ведущих направлений развития информационно-коммуникационных технологий и привлекает широкий интерес различных отраслей [16].
Некоторыми авторами было проанализировано развитие IoT в России: отмечается некоторое структурно-технологическое отставание в данной области, а также узконаправленность применения данной технологии, которая используется в основном в сферах производства (добычи и обработки), связи и транспорта, государственного управления [17]. Так же акцентируется внимание на том, что развитие и последующее внедрение IoT предполагает улучшение технического оснащения производств и увеличение инвестиций в данную область.
Концепция интернета вещей и его применение на предприятиях предполагается как инструмент управления рискам, в том числе и профессиональными. Потенциал применения интернета вещей в системе управления профессиональными рисками и охраной труда в различных сферах имеет место быть, учитывая, что каждая организация стремится повысить свою рентабельность и конкурентоспособность на рынке труда и привлечь высококвалифицированных специалистов. Одним из способов реализации этой цели является активное продвижение своих достижений в области охраны труда. Организации проявляют заинтересованность в управлении профессиональными рисками и внедрении различных систем менеджмента, чтобы продемонстрировать свое превосходство в этой области. Это позволяет привлечь внимание потенциальных кандидатов и укрепить свою репутацию как ответственного работодателя, гарантирующего безопасные и здоровые условия труда для сотрудников [18].
Системы «умного» управления, использующие IoT, основываются на сети взаимодействующих устройств, которые могут собирать и обмениваться данными. Имея возможность влиять на производственные процессы предприятия за счёт использования различных датчиков, устройств и интеллектуальных алгоритмов, применение данной технологии позволяет автоматизировать и оптимизировать процессы на объектах общественного питания [19].
Применение IoT в производственных процессах не только автоматизирует процесс, оптимизирует использование оборудования и повышает качество продукции, но также имеет значительное влияние на условия труда сотрудников. Путем реализации концепции «машина-машина» IoT способствует снижению физической и психологической нагрузки на работников, обеспечивая улучшение их благополучия и комфорта [20]. Это достигается за счет автоматизации монотонных задач, улучшения безопасности, мониторинга условий работы и оптимизации рабочих процессов. В результате IoT превращает рабочую среду в более эффективную, учитывающую индивидуально здоровье и благосостояние каждого сотрудника.
Потенциал интеграции элементов «Интернета вещей» в систему управления охраной труда с целью снижения психофизиологических перегрузок
Принцип работы систем «умного» управления на базе IoT заключается в том, что датчики и устройства, размещенные в различных участках предприятия общественного питания (ресторана или кафе), собирают информацию о различных аспектах работы, например, о состоянии оборудования, температуре, уровне запасов, физиологических параметрах работников и т.д. Эта информация передается по сети и анализируется централизованной системой управления.
Некоторыми авторами выделяются различные уровни применения данной технологии в обеспечении безопасности работников [21]. На первом уровне мы имеем носимые устройства и мобильные датчики. Однако стоит отметить, что такие схемы имеют свои ограничения, например, в точности срабатывания датчиков, необходимости их регулярной чистки и поверки. Также важно правильно настроить параметры и логику срабатывания, чтобы избежать создания небезопасных ситуаций. Однако, с помощью доработки и сценарного программирования, мы можем повысить гибкость и интегрированность этих систем, сделав их максимально удобными как для компании, так и для работников.
Совмещение средств индивидуальной защиты и переносного интеллектуального оборудования помогает формировать представление о безопасности у рабочих и менеджеров, а также расширяет понимание о негативном воздействии рабочей среды. Получаемая в режиме реального времени информация от этих устройств помогает быстро и правильно принимать решения, которые улучшают здоровье и снижают риски для безопасности отдельных работников.
На втором уровне мы имеем обработку полученной информации, где важным фактором является объем и качество данных. Очевидно, что информации будет много, и некоторые данные могут быть искажены из-за неисправностей датчиков. Чтобы отфильтровать и сохранить наилучшую информацию, потребуются длительные процессы отработки, включая работу инженеров по настройке оборудования и инженеров по безопасности и охране труда.
В следующем этапе развития обработки данных широкое применение получат технологии искусственного интеллекта. Они будут способны анализировать огромный объем данных и обрабатывать их, чтобы получить достоверные выводы. Это позволит использовать собранные данные более эффективно и принимать обоснованные меры для обеспечения безопасности и благополучия работников.
Функциональные возможности систем «умного» управления на основе IoT для объектов общественного питания представлены ниже.
Мониторинг нагрузки и уровня активности: с помощью носимых устройств и датчиков (которыми могут стать даже смарт-часы и браслеты), связанных с сетью IoT, организации могут отслеживать показатели физической активности и уровень психической нагрузки у своих сотрудников. Это позволяет более точно определить моменты, когда работникам необходим отдых или перерыв, чтобы предотвратить перенапряжение и утомление. Автоматический сбор данных и анализ позволяют выявить потенциально опасные ситуации и принять меры по снижению риска для здоровья и благополучия персонала. Такие меры способствуют созданию более комфортных и безопасных условий труда, что в свою очередь привлекает высококвалифицированных кадров и повышает конкурентоспособность организации на рынке труда.
Автоматизированное расписание работы: системы «умного» управления могут создать гибкое и оптимальное расписание работы для персонала, учитывая их индивидуальные предпочтения, физическую выносливость и требования работы. Это помогает избежать чрезмерной нагрузки на сотрудников и обеспечить более эффективное использование человеческих ресурсов. Автоматическое управление расписанием позволяет учесть факторы, такие как пиковые нагрузки, потребности клиентов и доступность персонала, обеспечивая баланс между работой и отдыхом. Такой подход способствует повышению производительности и удовлетворенности сотрудников, а также повышает качество обслуживания и конкурентоспособность организации.
«Умные» устройства и автоматизация задач: являясь инструментом для повышения эффективности технологических и производственных процессов IoT-устройства, такие как умные кухонные приборы и системы управления организацией, могут автоматизировать некоторые задачи, снижая коммуникативную нагрузку на сотрудников [22]. Например, с помощью автоматической системы заказов и доставки уже сегодня достигается упрощение процесса обслуживания клиентов, сокращение времени ожидания и улучшения точности выполнения заказов. Ко всему прочему, роботизированные устройства могут выполнять тяжелые физические операции, освобождая сотрудников от монотонных и трудоемких задач. Помимо этого, могут контролировать и оптимизировать использование ресурсов, автоматически настраивать и поддерживать оптимальные условия работы через взаимодействие с климатическими установками, а также предупреждать о возможных проблемах или отклонениях. Это помогает улучшить процессы приготовления пищи, управление запасами и обеспечение безопасности пищевых продуктов.
Мониторинг условий труда: с помощью IoT-сенсоров, интегрированных в традиционные носимые электронные смарт-устройства, можно их адаптировать к промышленной среде с учетом специфических требований и важности информации. Использование дополнительных параметров позволит оперативно оценивать здоровье работников. Даже сейчас современные смарт-часы способны отслеживать уровни нагрузки и температуру тела пользователя, что позволяет оперативно реагировать на потенциально вредные факторы и создавать более комфортные и безопасные условия труда для сотрудников. Получаемая информация о событиях в режиме реального времени, а также хронометрические данные, могут помочь специалистам по безопасности и охране труда, позволяя оперативно выявлять тенденции, определять области для обучения и улучшения условий труда сотрудников. [23].
Анализ данных и предсказательная аналитика: с помощью алгоритмов машинного обучения и предсказательной аналитики, можно выявить важные паттерны и тренды, связанные с психофизиологической нагрузкой. Это позволяет предсказывать возможные риски и проблемы, связанные со здоровьем и производительностью сотрудников. Предсказательная аналитика помогает оптимизировать рабочие процессы и управление персоналом на основе полученных данных. Например, если анализ указывает на повышенные уровни стресса у работников в определенное время или на определенных этапах работы, можно принять меры по рационализации процессов, предоставлению дополнительной поддержки или перераспределению задач.
Такой подход позволяет организациям не только реагировать на текущие проблемы, но и предупреждать их возникновение, создавая более безопасные и комфортные условия труда для сотрудников, а также повышая их производительность, качество оказываемых услуг и качество их трудовой жизни.
Заключение
Проведенное исследование выявило значительный потенциал применения технологий Интернета вещей (IoT) в сфере общественного питания для улучшения условий труда сотрудников и повышения качества обслуживания конечных потребителей. Мониторинг нагрузки и уровня активности сотрудников с помощью носимых устройств и датчиков, связанных с IoT, позволяет определить моменты, когда необходим отдых или перерыв, предотвращая перенапряжение и утомление. Автоматизированное расписание работы на основе систем умного управления учитывает предпочтения и физическую выносливость сотрудников, предотвращая чрезмерную нагрузку и оптимизируя использование ресурсов. IoT-устройства, такие как «умные» кухонные приборы и системы управления, автоматизируют задачи и снижают коммуникативную нагрузку.
Интеграция СИЗ с переносным интеллектуальным оборудованием формирует объективное представление о безопасности, а получаемая в режиме реального времени информация помогает принимать верные решения для улучшения здоровья и безопасности работников. Анализ данных и предсказательная аналитика на основе данных о работе и условиях труда выявляют паттерны и тренды, оптимизируя рабочие процессы и управление персоналом. В целом, IoT-технологии могут стать инструментом для повышения качества обслуживания конечных потребителей и обеспечения комфортных и безопасных условий труда для сотрудников в общественном питании, а учитывая современные тенденции изменения представлений о развитии персонала и его роли в успешности и конкурентоспособности предприятий требуют, чтобы деятельность руководства предприятий по повышению качества трудовой жизни персонала стала неотъемлемой частью бизнес-стратегии [24].
Экономический потенциал предприятия тесно связан с качеством трудовой жизни работников, поскольку существует прямая зависимость между ними [25]. Качество трудовой жизни становится фактором, который во многом определяет конкурентоспособность предприятия. В свете этих изменений, внедрение современных систем умного управления, направленных на улучшение условий труда и снижение психофизиологических перегрузок, становится неотъемлемым шагом для предприятий, стремящихся к долгосрочному успеху и процветанию.
[1] Приложения к Докладу о результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://eisot.rosmintrud.ru/attachments/article/47/prilozh-2021.pdf (дата обращения: 02.06.2023).
[2] Трудовой кодекс Российской Федерации: принят Государственной Думой 21.12.2001 г. №197-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683 (дата обращения: 02.06.2023).
References:
Anafiyaev A. M. (2021). Voprosy zavisimosti ekonomicheskogo potentsiala promyshlennyh predpriyatiy ot kachestva personala [The dependence of the economic potential of industrial enterprises on the quality of personnel]. Colloquium-Journal. (26-1(113)). 29-31. (in Russian).
Basenko V.P., Zhukov B. M., Romanov A.A. (2018). Organizatsionnoe povedenie: sovremennye aspekty trudovyh otnosheniy [Organizational Behavior: Contemporary Aspects of Labor Relations] (in Russian).
Esedova G. S. (2014). Issledovanie sfery uslug obshchestvennogo pitaniya [Research on catering services]. Issues of economic structuring (voprosy strukturizatsii ekonomiki). (1). 311-314. (in Russian).
Guschina I. E. (2021). Uchet raskhodov na okhranu truda: sootvetstvie vidov garantiy i kompensatsiy usloviyam truda na rabochikh mestakh [Accounting for labor protection expenses: matching types of guarantees and compensations to working conditions at workplaces]. Finansovyy vestnik: Finansy, nalogi, strakhovanie, bukhgalterskiy uchet. (8). 34-43. (in Russian).
Ilyin S.M., Samarskaya N.A., Simanovich S.V. (2023). Osobennosti usloviy truda rabotnikov predpriyatiy obshchestvennogo pitaniya [Peculiarities of working conditions of employees of catering enterprises]. Russian Journal of Labor Economics. (8). (in Russian).
Kostitsyna K. E. (2019). Internet veshchey na promyshlennom predpriyatii [The Internet of Things in an industrial plant] Youth and scientific and technological progress. 215-218. (in Russian).
Kulebakina Yu. Yu., Aleksandrova A. I., Zhuzhoma Yu. N. (2022). Internet veshchey kak instrument upravleniya professionalnymi riskami v sisteme menedzhmenta bezopasnosti truda i okhrany zdorovya [The internet of things as a professional risk management tool in the occupational safety and health management system]. Modern Economy Success. (3). 227-233. (in Russian).
Mambetova S. Sh., Akhmetova A. S., Eskerova Z. A. (2018). Vliyanie interneta veshchey na sovremennuyu ekonomiku [Influence of the internet of things on the modern economy]. Universum: Economics and Jurisprudence. (12). 13-15. (in Russian).
Mazur E. S., Khrulenko-Varnitskiy I. O. (2011). Psikhoterapiya psikhicheskoy travmy: Metodicheskie rekomendatsii [Psychotherapy of Mental Trauma: Guidelines] (in Russian).
Melnichenko N. F. (2017). Kachestvo trudovoy zhizni i ego vliyanie na konkurentosposobnost rossiyskikh predpriyatiy [Quality of labor life and its impact on the competitiveness of Russian enterprises] (in Russian).
Melnikova M.L. (2018). Psikhologiya stressa: teoriya i praktika [The Psychology of Stress: Theory and Practice] (in Russian).
Minchichova V. S. (2020). Rossiya v «Industrii 4.0»: perspektivy vklyucheniya v mirovuyu ekonomiku [Russia in Industry 4.0: prospects for inclusion in the global economy]. The young scientist. (24). 196-198. (in Russian).
Mirolyubova S.A. (2007). Mekhanizm formirovaniya sotsialno-psikhologicheskikh faktorov [Mechanism of creating socio-psychological factors]. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten. (2). 203-207. (in Russian).
Petrova E. A. (2013). Fenomen psikhotravmy: teoreticheskiy aspekt [The phenomenon of psychological trauma: a theoretical aspect]. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. (74-2). 89-91. (in Russian).
Pipiya Yu. S. (2019). Osobennosti i perspektivy razvitiya interneta veshchey v Rossii [Features and perspectives of development of internet thing internet-things the Russian Federation]. Strategii biznesa. (12). 21-23. (in Russian).
Rodinova N. P., Ostroukhov V. M., Bereznyakovskiy V. S. (2021). Kachestvo trudovoy zhizni: sushchnost i faktory razvitiya [Quality of working life: essence and factors of development]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. (5-2). 119-124. (in Russian).
Rylkova O. A. (2020). Vliyanie promyshlennogo Interneta veshchey (IIOT) na proizvodstvennye protsessy predpriyatiya [Impact of the Industrial Internet of Things (IIOT) on enterprise production processes] (in Russian).
Subbotina T. N., Lisovskiy B. G. (2021). Ispolzovanie Interneta veshchey kak instrumenta prodleniya aktivnogo dolgoletiya [Internet of Things as a tool to extend active longevity]. Dnevnik nauki. (12(60)). (in Russian).
Sviridova E. V., Shendo M. V. (2019). Internet veshchey kak instrument povysheniya kachestva obsluzhivaniya konechnyh potrebiteley [Internet of Things as a tool to improve the quality of service to final consumers] Science and Practice 2019. 19. (in Russian).
Tarasenko E.P. (2017). Stressoustoychivost personala gostinichnogo predpriyatiya [Stress tolerance of hotel staff]. Modern high technologies. (12). 103-105. (in Russian).
Timofeev S. S., Lukina D. V. (2023). Primenenie promyshlennogo interneta veshchey dlya obespecheniya bezopasnosti na rabochikh mestakh [Applying the Industrial Internet of Things to Secure Workplaces] Security 2023. 161-164. (in Russian).
Timofeev S. S., Lukina D. V. (2023). Primenenie promyshlennogo interneta veshchey dlya obespecheniya bezopasnosti na rabochikh mestakh [Applying the Industrial Internet of Things to Secure Workplaces] Security 2023. 161-164. (in Russian).
Tsapko A. (2020). Stressoustoychivost u sotrudnikov obshchepita [Stress resistance at civil officers]. Mirovaya nauka. (2(35)). 235-239. (in Russian).
Tukhkanen T. N. (2021). Sovremennoe sostoyanie i tendentsii razvitiya rynka obshchestvennogo pitaniya v Rossii [Current state and development trends of the catering market in Russia] Scientific potential of higher education for the future of Russia. 139-143. (in Russian).
Zabolotskaya N. V., Kozlova T. E. (2009). Otsenka ekonomicheskogo potentsiala predpriyatiya [Assessment of the company economic potential]. Economic analysis: theory and practice. (5). 42-47. (in Russian).
Страница обновлена: 13.04.2025 в 06:38:48