Подготовка учителя физики в области нанотехнологии: профессиональный аспект

Шарощенко В.С.1, Разумовская И.В.2, Шаронова Н.В.2
1 Дальневосточный федеральный университет, Россия, Владивосток
2 Московский Педагогический Государственный Университет, Россия, Москва

Научное издание / монография

 
  • Коллективная монография
  • Год издания: 2023
  • Тираж: 500 экз.
  • Формат: 60х84/16
  • Обложка: Мягкая обложка
  • ISBN: 978-5-91292-469-9
  • DOI: 10.18334/9785912924699
  •  

    Цитировать книгу:
    Шарощенко В.С., Разумовская И.В., Шаронова Н.В. Подготовка учителя физики в области нанотехнологии: профессиональный аспект: [Коллективная монография]. М.:Первое экономическое издательство, 2023. – ISBN: 978-5-91292-469-9 – doi: 10.18334/9785912924699

    Аннотация:
    Значение нанотехнологии для современной науки трудно недооценить. Это ключевая технология XXI века, прогресс в которой позволит обществу существенно преобразовать многие сферы деятельности человека с целью улучшения качества, экономичности, экологичности операций, производимых современным человеком и механизмами. Важность включения вопросов и понятий сферы нанотехнологии в образовательную среду школы и ВУЗа, диктуется временем. Актуальным на сегодняшний день становиться подготовка будущих учителей в области нанотехнологии. Целью данной монографии является оказании помощи преподавателям педагогических ВУЗов при рассмотрении вопросов нанотехнологии. В современных условиях, будущему учителю важно включить в свои занятия вопросы нанотехнологической направленности, рассмотреть устройства и приборы, уже использующие в своей работе нанотехнологические принципы, а также проводить исследовательскую и проектную работу совместно со студентами в рамках интерактивных форм обучения, программирования и моделирования нанотехнологических процессов, исследования свойств и структуры нанообьектов.

    Ключевые слова: нанотехнология, нанотехнологии, учитель, ВУЗ, методика преподавания, физика, методика подготовки, школа, проектная деятельность, образование, новые технологии

    Источники:

    1. Азарова, Р.Н. Нанотехнологии XXI века [Электронный ресурс ]/ Р.Н. Азарова, В.А. Богословский, Н.В. Борисова, И.Г. Галямина, Н.И. Дунченко, Н.М. Золотарева, В.Б. Кузов, Н.В. Лабутина, О.П. Мелехова // Семинар-презентация результатов нацпроекта «Образование» по вопросу системы подготовки кадров по нанотехнологиям и наноматериалам. - Нижний Новгород: ННГУ, 26 июня 2008. - Режим доступа: http://www.nanosvit.com/publ/10-1-0-155
    2. Алферов, Ж.И. Наноматериалы и нанотехнологии / Ж.И. Алферов, П.С. Копьев, Р.А. Сурис, А.Л. Асеев, С.В. Гапонов // Нано- и микросистемная техника: от исследований к разработке. М. - 2005. - 195 с.
    3. Алфимова, М.М. Занимательные нанотехнологии / М.М. Алфимова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 215 с.
    4. Ананян, М.А. Трудный путь к успеху. Что нужно для развития российской наноиндустрии [Электронный ресурс ] / М.А. Ананян// Режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2008-02-21/10_nano.html
    5. Андриевский, Р.А. Наноструктурные материалы / Р.А. Андриевский, А.В. Рагуля. М.: Издательский центр «Академия», - 2005. - 117 с.
    6. Балабанов, В.И. Нанотехнология. Наука будущего / В.И. Балабанов. - М.: ЭКСМО , - 2009. - 160 с.
    7. Белая книга по нанотехнологиям: Исследования в области наночастиц, наноструктур и нанокомпозитов в Российской Федерации // Материалы Первого Всероссийского совещания ученых, инженеров и производителей в области нанотехнологий // - М.: Издательство ЛКИ, - 2008. - 312 с.
    8. Берсенев, М.Н. Нанотехнология в профессиональном образовании / М.Н. Берсенев // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 1. - С. 16-19.
    9. Бобровский, С. Сколько же места там, внизу? Нанотехнологии: от отрицания до признания - за четыре года / С. Бобровский // PC Week/RE. - 2003. - № 44 - с. 62 - 68.
    10. Богданов, К.Ю. Что могут нанотехнологии? / К.Ю. Богданов.- М.: Просвещение, 2009.-149 с.
    11. Брылев, О.А. Факультет наук о материалах Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова / О.А. Брылев, Е.А. Гудилин// Российские технологии.- 2008.- т.3, № 9, с.21-31.
    12. Введение в нанотехнологии. Модуль «Физика». Элективный курс: учебное пособие для 10-11 классов средней общеобразовательной школы / под ред. В.Ф. Сыча. - Ульяновск: УлГУ. - 2008. - 100 с
    13. Вершинина, Н.А. Структура педагогики: Методология исследования. Монография./ Н.А. Вершинина. - СПб: ООО Изд-во «Лема».- 2008. - 313с.
    14. Головин, Ю.И. Нанотехнологии и общество / Ю.И. Головин// Вестник ТГУ, выпуск 12 (68)// Ю.И. Головин - 2008, с. 14-25.
    15. Головин, Ю.И. Введение в нанотехнологию / Ю.И. Головин. - М.: Машиностроение. - 2003. - 216 с.
    16. Губина, Н.В. Проблемы современной нанотехнологии / Н.В. Губина, И.Б. Морзунова . - М.: Дрофа. - 2010. - 270 с.
    17. Гудилин, Е.А. Фундаментальные подходы к развитию нанотехнологий, наноматериалов и подготовке кадров для наноиндустрии // Е.А. Гудилин, Ю.Д. Третьяков // Международный научный журнал Альтернативная энергетика и экология. 2008. № 1 (57). С. 9-16.
    18. Гусев, А.И. Наноматериалы, наноструктуры, нанотехнологии / А.И. Гусев.- М.: ФИЗМАТЛИТ. - 2005. - 416 с.
    19. Дмитриева, Н.В. К проблеме эффективного управления научно-педагогическими знаниями в ВУЗе / Н.В. Дмитриева // Наука в современном мире: Материалы I Международной научно-практической конференции // Н.В. Дмитриева. - М.: «Спутник +». - 2010. - С. 106-109.
    20. Дрекслер, Э. Машины Созидания[Электронный ресурс ] / Дрекслер Э.// Режим доступа: https://royallib.com/book/dreksler_erik/mashini_sozdaniya.html
    21. Ерeмин, В.В. Олимпиада «Нанотехнологии - прорыв в будущее" / В.В. Ерeмин, Е.А. Гудилин, Е.А. Ерeмина, Ю.Д.Третьяков// Российский химический журнал // В.В. Ерeмин. - 2011. Т. 55. № 5-6. С. 77-84.
    22. Еремин, В.В. Нанохимия и нанотехнологии, элективный курс для учащихся 10 - 11 классов / В.В. Еремин, А.А. Дроздов. - М., Дрофа. -2009 - 210 с.
    23. Жаринов, В.М. Философия педагогики : учебное пособие для студентов и преподавателей вузов / В.М. Жаринов. - Москва : Книга сервис.- 2003. - 96 с.
    24. Зайцева, О.П. Пропедевтика нанотехнологий в школе с использование метода проектов / О.П. Зайцева, Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России // О.П. Зайцева. - 2012. № 1. - С. 33-37.
    25. Игнатьев, А.А. Особенности обучения магистров по профилю «Физика микро- и низкоразмерных систем с цифровыми технологиями»/ А.А. Игнатьев, С.П. Кудрявцева, Л.А. Романченко // Сборник научных трудов «Инновационные процессы в современном педагогическом образовании и риски // А.А Игнатьев. - Саратов, 2012. С. - 123 - 136.
    26. Интервью с академиком А.Р. Хохловым [Электронный ресурс ].-.Российские нанотехнологии: российский электронный наножурнал.- 2008. № 9-10. Режим доступа: http://chermet.info/index.php?option= 35
    27. Кеннет, Деффейс. Удивительные наноструктуры / Кеннет Деффейс, Стефен Деффейс. - М.: Бином -2011. - 217 с.
    28. Кобаяси, А. Введение в нанотехнологию / А. Кобаяси.- М.: Бином.- 2005 г. - 317 с.
    29. Колобов, Ю. Центр наноструктурных материалов и нанотехнологий: наука, образование, инновации / Ю. Колобов // Высшее образование в России.- 2007. № 3.- С. 132-137.
    30. Кузнецов, Н.Т. Основы нанотехнологии, / Н.Т. Кузнецов, В.М. Новотворцев, В.А. Жабрев, В.И. Марголин. -М.: Изд.Бином . - 2014. - 397 с.
    31. Ларионова, Н.В. Методика реализации физических принципов в преподавании квантовой механики студентам физических факультетов педвузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Ларионова Наталья Викторовна. - Н. Новгород, 2004.- 217 c.
    32. Ливанов, Д. Образование должно быть адекватно наноиндустрии [Электронный ресурс ] / Д. Ливанов // Приложение к газете «Коммерсантъ» № 221(4038). 2008. 4 дек. Режим доступа: http://chermet.info/index.php?option35
    33. Лукьянец, В. Нанотехнологии и их роль в судьбе цивилизации / В. Лукьянец. - М. -1996 г. - 162 с.
    34. Лучинин, В. Наноиндустрия и человеческий капитал / Лучинин В. // Компетентное мнение. - 2007. № 6. С. 3-8.
    35. Мальцев, П.П. Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника: мировые достижения за 2005 / П.П. Мальцев.- М.: Техносфера. -2005 г. - 116 с.
    36. Меньшутина, Н.В. Введение в нанотехнологию / Н.В. Меньшутина.- Калуга: Изд. научной литературы. - 2006. - 132 с.
    37. Мешков, Н.И. Педагогика высшей школы / Н.И. Мешков, Н.Е. Садовникова.- Саранск - 2010. - 80 с.
    38. Нанотехнология в ближайщем десятилетии // под ред. М. Роко, пер. с англ. под ред. Р.А. Андриевского. - М.: Мир, 2002. - 295 с.
    39. Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника» / Сборник статей под редакцией П.П. Мальцева.- М., Техносфера.- 2006.-194 с.
    40. «Нанотехнологии, прошлое и будущее» [Электронный ресурс ] / Сборник статей под ред. Е.П. Гриненко, А.Л. Колегов. - Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. Режим доступа: http://conf.bstu.ru/articles/
    41. «Нанотехнологии. Азбука для всех» / Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова.- М.: Физматлит - 2007. -215 с.
    42. Образцов, П.И. Проектирование и конструирование профессионально-ориентированной технологии обучения / П.И. Образцов, А.И. Ахулкова, О.Ф. Черниченко // Учебно-методическое пособие.- Орел: ОГУ, 2008. - 97 с.
    43. Подготовка специалистов для наноиндустрии: проект. [Электронный ресурс] .- Режим доступа: http://www.rusnanonet.ru/products/20269/
    44. Поленов, Ю.В. Физико-химические основы нанотехнологий. Конспект лекций / Ю.В. Поленов, М.В. Лукин.- Иваново: изд. ИГХТУ. - 2008. - 164 с.
    45. «Проектирование компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе основных образовательных программ реализующих ФГОС ВПО».-М.: Методические рекомендации. - 2009. -162 с.
    46. Проблемы современной нанотехнологии: учебно-методическое пособие / сост. Н. В. Губина, И. Б. Морзунова, Е. Н. Тихонова. - М.: Дрофа, 2010. - 270 с.
    47. Пул, Ч. Нанотехнологии / Ч. Пул, Ф. Оуэнс // М.: Техносфера.- 2006. - 138 с.
    48. Разумовская, И.В. Нанотехнология.11 класс / И.В. Разумовская.- М.: Дрофа. - 2009 г. - 215 с.
    49. Родиошкина, Ю.Г Спецкурсы по физике как средство совершенствования учебного процесса в техническом вузе / Ю.Г. Родиошкина // Ярославский педагогический вестник. №1-2010, с.121-127.
    50. Роко, М. Нанотехнологиии в ближайшем десятилетии / М. Роко.- М.: Мир. - 2002 г. – 216 С.
    51. Роко, М. Перспективы развития нанотехнологии: национальные программы, проблемы образования / М. Роко // Российский химический журнал.- 2012. т. XLVI.- № 5.- с. 90-95.
    52. Саволайнен, Г.С. Основные направления подготовки студентов - будущих учителей / Г.С. Саволайнен // Вестник ТГПУ.- 2006. Выпуск 10 (61). - с. 31-34.
    53. Светухин, В.В. Введение в нанотехнологию / В.В. Светухин, И.В. Разумовская, и др.- Издательство: Ульяновского государственного университета.- 2008 г. - 211 С.
    54. Светцов, В. И. Об организации подготовки специалистов в области нанотехнологий / В. И. Светцов , В. В. Рыбкин, О. И. Койфман // Материалы конференции. ГОУ ВПО «Ивановский государственный химико-технологический университет»// В. И. Светцов. - Иваново, Март 2006.- С.25-29
    55. Словарь нанотехнологических и связанных с нанотехнологиями терминов // Под ред. С.В. Калюжного.- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 528 с.
    56. Третьяков, Ю.Д. Образование в области наноматериалов и нанотехнологий» [Электронный ресурс ] / Ю.Д. Третьяков // II Всероссийская конференция по наноматериалам и четвертый международный семинар «Наноструктурные материалы, Беларусь - Россия» (13-16 марта 2007 г., г.Новосибирск). Режим доступа: http://www.nanometer.ru/207/03/14/nanomteriali.html
    57. Третьяков, Ю. Д. Проблема развития нанотехнологий в России и за рубежом / Ю. Д. Третьяков// Вестник РАН. - 2007 г. N1. - с. 211-215
    58. Уильямс, Л. Нанотехнологии без тайн / Л. Уильямс.- М.: ЭКСМО, 2010. - 238 с.
    59. Устинова, Н.Г. О подготовке кадров для наноиндустрии / Н.Г. Устинова // Вестник СГСЭУ. №56, 2011 г.- с.64-68.
    60. Федеральная целевая программа «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» [Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://www.rusnano.com
    61. Философия техники: история и современность / Монография. РАН. Институт философии. / Отв. ред. В.М. Розин. - М.: Техносфера, 2015 . - 173 с.
    62. Фостер, Л. Нанотехнологии. Наука, инновации и возможности / Л. Фостер. - М.: Техносфера. 2011. - 364 с.
    63. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с немецкого / М. Хайдеггер. - М.: Республика. 1993 г.-261 с.
    64. Харрис, П. Углеродные нанотрубы и родственные структуры / П. Харрис.- М.: Техносфера. - 2003. - 311 с.
    65. Хасанов, О.Л. Конкурентность образовательных программ в области нанотехнологий / О.Л. Хасанов //3 Всероссийской конференция по наноматериалам// О.Л. Хасанов. Екатеринбург 20-24 апреля 2009г. Уральское издательство, 2009, с.18-19.
    66. Пул-мл., Ч., Оуэнс. Ф. Нанотехнологии / Ч. Пул-мл., Ф. Оуэнс.- М.: Техносфера. - 2009. -336 с.
    67. Шапиро, Я.С. Биологическая химия. учебное пособие / Я.С. Шапиро. - М., Вентана -Граф. - 2011.-150 с.
    68. Шарощенко, В.С. Формирование знаний о магнитных наноматериалах у студентов в рамках спецкурса по нанотехнологиям/ Шарощенко В.С. Баурин В.Д. // В.С. Шарощенко.- Сборник трудов 22 международной юбилейной конференции «Новое в Магнетизме и магнитных Материалах»- Астрахань: Астраханский государственный университет, 2012. - С.217-219
    69. Шарощенко, В.С. Популяризация системы знаний о нанотехнологиях в системе физического образования педагогического ВУЗа / В.С. Шарощенко, В.Д. Баурин // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы» // В.С. Шарощенко. - Уссурийск: УГПИ, 2011.- С. 45-46
    70. Шарощенко, В.С. Проектная и исследовательская деятельность будущих учителей физики в области нанотехнологий / В.С. Шарощенко // Наноиндустрия. - №2 - 2018. - Стр. 53-56.
    71. Шарощенко, В.С. Задачи и перспективы интеграции системы знаний о нанотехнологиях в среде многопрофильного ВУЗА/ В.С. Шарощенко, В.Д. Баурин // Материалы всероссийской конференции «Современные проблемы развития и методики преподавания естественных и точных наук» // В.С. Шарощенко.- Уссурийск: УГПИ, 2011. - С. 153-156
    72. Шарощенко, В.С. Задачи и перспективы интеграции системы знаний о нанотехнологиях и возможности их применения в среде многопрофильного ВУЗА / В.С. Шарощенко, В.Д. Баурин // Сборник трудов Всероссийской научной конференции студентов-физиков и молодых учёных ВНКСФ-18 // В.С. Шарощенко. - Новосибирск: ВНКСФ, 2012. - С.210-211
    73. Шарощенко, В.С. Из опыта подготовки будущих учителей физики в области нанотехнологий /В.С. Шарощенко, Н.В. Шаронова, И.В.Разумовская // Вторая всероссийская научная конференции с международным участием "Фундаментальные и прикладные аспекты новых высокоэффективных материалов" // В.С. Шарощенко.- Казань: КГУ, 2014. - С. 73-74
    74. Шарощенко, В.С. Интернет-портал, как важное звено в методическом обеспечении преподавания нанотехнологий в школе и ВУЗе/ В.С. Шарощенко, Н.В. Кузнецова // Международная научно-методическая конференция "Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития" // В.С. Шарощенко. - М.: МПГУ, 2015. - С.131-133
    75. Шарощенко, В.С. Кружковое движение и наставничество в формировании знаний будущих учителей физики из области современных технологий /В.С. Шарощенко, А.А. Маткин //4-я Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» // В.С. Шарощенко. - М.: МПГУ , 2018. - С.164-167
    76. Шарощенко, В.С. Опыт организации спецкурса по нанотехнрологиям при изучении курса магнетизма / В.С. Шарощенко, В.Д. Баурин // Материалы третьей международной конференции «Образование для сферы нанотехнологий» // В.С. Шарощенко. - М.:МФТИ, 2012. - С.62-64
    77. Шарощенко, В.С. Опыт подготовки будущих учителей физики в области нанотехнологий / В.С. Шарощенко, А.А. Земляная, Н.В. Шаронова, И.В. Разумовская // Материалы XIII Международной конференции «Физика в системе современного образования (ФССО-15)»// В.С. Шарощенко, - Санкт-Петербург: РГПУ им Герцена, 2015. - С.157-159
    78. Шарощенко, В.С. Отражение нанотехнологических принципов в школьном физическом образовании /В.С. Шарощенко, В.А. Ерёмина, А.К. Беличенко // Вторая международная научно-методическая конференция "Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития" // В.С. Шарощенко, - М.: МПГУ, 2016. - С.277-282
    79. Шарощенко, В.С. Подготовка будущего учителя в области нанотехнологии при обучении общей физике в педагогическом вузе: учебно-методическое пособие для преподавателей ВУЗов / В.С. Шарощенко, - М.: Библиоглобус. - 2018. - 185 с.
    80. Шарощенко, В.С. Подготовка будущего учителя физики в области нанотехнологий / В.С. Шарощенко, Н.В. Шаронова , И.В. Разумовская // Школа Будущего, - 2015. - № 4. - C. 55-61.
    81. Шарощенко, В.С. Популяризация системы знаний о нанотехнологиях в среде педагогического ВУЗа / В.С. Шарощенко, В.Д. Баурин // Материалы второй международной конференции «Образование для сферы нанотехнологий: современные подходы и перспективы» // В.С. Шарощенко, - М.:МФТИ, 2011. - С. 98 -101
    82. Шарощенко, В.С. Применение информационно-коммуникационных технологий при обучении основам нанотехнологий студентов физиков - будущих учителей / В.С. Шарощенко // Школа будущего, - 2016. - №1.- С.26-31.
    83. Шарощенко, В.С. Применение нанотехнологических знаний в общем курсе физики на примере курса оптики при обучении будущих учителей/ В.С. Шарощенко, Н.В. Шаронова, И.В. Разумовская // Региональная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых Школы естественных наук ДВФУ // В.С. Шарощенко, - Владивосток: ДВФУ, 2013. - С.83-84
    84. Шарощенко, В.С. Проектная и исследовательская деятельность студентов-физиков, будущих учителей, в области нанотехнологий / В.С. Шарощенко // Школа Будущего, - 2018. - № 1. - С.34-36
    85. Шарощенко, В.С. Проектная и исследовательская деятельность студентов-физиков / В.С. Шарощенко // 3-я Международная научно-методическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» // В.С. Шарощенко, - М.: МПГУ, 2017. - С.77-79
    86. Шарощенко, В.С. Элективные курсы нанотехнологической направленности школьников / В.С. Шарощенко, Т.Е. Токарева // Вторая международная научно-методическая конференция "Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития"// В.С Шарощенко, - М.: МПГУ, 2016. - С.253-254
    87. Шарощенко, В.С. Внедрение нанотехнологических знаний в общий курс физики на примере курса оптики / В.С. Шарощенко, Н.В. Шаронова, И.В. Разумовская // Сборник трудов XII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященная 90-летию со дня рождения С.Е. Каменецкого// В.С. Шарощенко, - М.:МПГУ,2013.- С.98-101
    88. Шарощенко, В.С. Отражение нанотехнологических принципов в педагогическом вузе при обучении учителей физики / В.С. Шарощенко, Н.В. Шаронова, И.В. Разумовская // Материалы тринадцатой международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития» // В.С. Шарощенко, - М.: МПГУ, 2014. - С. 44-45
    89. Шарощенко, В.С. Визуализация нанотехнологиеских процессов и явлений средствами компьютерной среды программирования DELFI / В.С. Шарощенко, В.Е. Краснобородько, Н.В. Шаронова, И.В. Разумовская //Международная научно-методическая конференция "Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития" // В.С. Шарощенко, - М.: МПГУ, 2015. - С.103-106
    90. Шигарева, Е.Н. Методика преподавания основ нанотехнологий учащимся младших классов в условиях дополнительного технологического образования / Е.Н. Шигарева // Научно-методический электронный журнал «Концепт», - 2014. - Т. 12. - С. 41-45.
    91. Энгельмейер, П.К. Философия техники / П.К. Энгельмейер,- М. - 1912 г.- 262 с.
    92. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс,- М., 1994 г. - 217 с.
    93. Examples of Programs and Courses on Nanoscale Science and Engineering Offered in U.S. Colleges and Universities. [Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://www.nano.gov/html

    Страница обновлена: 30.08.2023 в 18:10:09