Рынок управленческого консалтинга в условиях нестабильности

Сорокин А.В.1, Сагинова О.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать:
Сорокин А.В., Сагинова О.В. Рынок управленческого консалтинга в условиях нестабильности // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 995-1006. – doi: 10.18334/epp.13.4.117479.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135019
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы рынка услуг управленческого консалтинга в России в изменившейся экономической и геополитической ситуации. Описаны основные услуги, которые предоставляют консалтинговые компании, необходимость и значимость этих услуг для компаний в России. На материале открытых источников проанализированы текущие изменения на рынке консалтинговых услуг, а также перспективные направления развития рынка и возможные трудности в использовании компаниями рекомендаций консалтинговых компаний

Ключевые слова: управленческий консалтинг, аудит, консалтинговые услуги, рынок консалтинговых услуг России

JEL-классификация: D02, M20, L20, L26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Об уровне развития рынка и управленческих технологий можно судить по развитию услуг управленческого консалтинга. Осознание руководителями организаций необходимости использования современных технологий управления, профессионального подхода к решению возникающих проблем, значимости управленческих решений как пути повышения конкурентоспособности предприятий приводит к росту спроса на услуги консультантов в области управления и аудита. Привлечение внешних консультантов позволяет организации получить новые идеи в результате непредвзятого независимого взгляда на проблемы. В России рынок консалтинговых услуг, сформировавшийся в 90-е годы ХХ века, демонстрировал высокие темпы роста: с 1991 г. по 2019 г. количество компаний на рынке выросло в 10 раз [1].

На рынке работают крупные, средние и малые предприятия (отечественные и зарубежные) и независимые консультанты. Участников бизнес-консалтинга в России можно условно разделить на несколько групп: международные аудиторские фирмы «большой четверки», получающие заказы на управленческий консалтинг от клиентов своих аудиторских проверок; зарубежные консалтинговые компании среднего размера, использующие в качестве консультантов как зарубежных, так и российских экспертов; российские консалтинговые агентства, работающие с российскими компаниями разного размера.

Изменение геополитической ситуации и санкционное давление на Россию вызвали существенные изменения на рынке управленческого консалтинга. Изменения коснулись как клиентской базы, так и участников рынка. Многие иностранные компании, которые строили свой бизнес в стране и использовали услуги консультантов для совершенствования своих бизнес-процессов, приостановили свою деятельность или ушли с рынка [2]. Под давлением правительств и инвесторов, из-за нарушения логистических цепочек, а также сложностей при осуществлении взаиморасчетов, многие международные компании прекратили свои инвестиции и приостановили продажи в России [3].

Среди международных компаний, которые приняли решение временно приостановить / уйти из России были и компании, оказывающие профессиональные услуги управленческого консалтинга и аудита. Такие консалтинговые компании как Accenture и McKinsey полностью остановили всю клиентскую работу в России или предложили своим сотрудникам работать под брендом компании из другой страны [4]. Представители большой аудиторской четверки (PWC, EY, KPMG и Delloite) приняли решение юридически отделить российские представительства от корпоративных структур соответствующих фирм и превратить в независимые предприятия в России и Беларуси.

Произошедшие структурные изменения на рынке услуг управленческого консалтинга поставили ряд проблем, которые необходимо решать совместно консалтинговым компаниям и их клиентам. Часть вопросов связана с тем, будут ли готовы крупные российские компании продолжать оплачивать по прежним ставкам консалтинговые услуги вновь созданных/реструктурированных компаний, которые в новых условиях не будут являться частью бренда компаний большой четверки [5]. Будут ли компании из бывшей большой четверки снижать цены на весь спектр своих услуг для того, чтобы остаться на рынке и конкурировать с российскими компаниями, которые также предоставляют подобные профессиональные услуги. Возникают риски и неуверенность в связи с возможным переделом рынка консалтинговых услуг по причине ожидаемой активизации процессов слияния и поглощения на российском рынке.

Чтобы понять, насколько велика роль консалтинговых компаний в развитии российской экономики, а также, каким образом может перестроится и измениться рынок консалтинговых услуг, необходимо рассмотреть роль консалтинговых компаний на развивающихся рынках как инфраструктурного элемента сферы деловых услуг. Используя анализ научных публикаций и открытые отраслевые источники, авторы привели в статье возможные направления дальнейшего развития ситуации на рынке управленческого консалтинга. Целью статьи является выявление текущей проблемы на рынке управленческого консалтинга и определение возможных направлений развития рынка в ближайшем будущем. Научная новизна статьи заключается в выявлении новых направлений развития рынка управленческого консалтинга в России в условиях изменения структуры рынка, состава его участников и состава предоставляемых консалтинговых услуг.

Роль управленческого консалтинга в экономическом развитии

Компании, которые предоставляют консалтинговые услуги, — это бизнес, состоящий из отраслевых экспертов, которые предлагают профессиональные советы, рекомендации и действенные решения для предприятий, сталкивающихся с проблемами, которые сотрудники этих компаний не могут решить самостоятельно из-за отсутствия соответствующих компетенций и опыта решения похожих проблем на ежедневной основе [6]. Руководство предприятий принимает решение привлечь консалтинговые компании для проведения наблюдения и анализа операционной и финансовой деятельности компании и выявления имеющихся проблем, симптомы которых они видят, но причины определить не могут. Законодательством также предусмотрены случаи обязательных проверок конкретного направления хозяйственно-экономической и финансовой деятельности предприятия с целью определения достоверности предоставляемой документации и ее соответствия нормативным требованиям.

Консультанты предоставляет экспертные или стратегические консультации и сопутствующие услуги для рассмотрения и принятия решений предприятиями после ознакомления с документацией [7]. Консалтинговые услуги можно определить как практику предоставления третьей стороне экспертных знаний по конкретному вопросу в области бухгалтерского, налогового учета, оптимизации бизнес – процессов, и пр. в обмен на вознаграждение.

Исторически консультационные услуги касались в основном решения технических и финансовых проблем предприятия. Сегодня консалтинговые компании могут решать проблемы в любом секторе экономики, однако за последние несколько десятилетий термин консалтинга стал синонимом бизнес-консультирования, которое в основном фокусируется на бизнес-стратегии, управлении, организации, операционных процессах и технологиях [8].

На рынке консалтинга присутствуют компании, которые специализируются на конкретных областях и практиках, включая финансы, здравоохранение, рекламу, инженерию, архитектуру, технологии и государственный сектор экономики [9]. Так, инженерно-консалтинговые услуги охватывает такие практики, как коммерческое и гражданское строительство, программное и аппаратное обеспечение, базы данных и электронный документооборот. Большинство консалтинговых услуг, характерных для этой отрасли, предоставляются известными консалтинговыми фирмами, такими как Aurecon, HDR, Inc. и GHD Group.

Финансовый консалтинг может иметь дело с индивидуальным финансовым планированием для отдельных физических лиц или являться ресурсом предприятий, предоставляя информацию о корпоративном управлении, финансовых рисках, а также операциях с клиентами и цепочками поставок. Наиболее известные финансовые консалтинговые фирмы - это Ernst & Young, Deloitte, PWC, KPMG (компании, входящие в т.н. большую аудиторскую четверку) и Oliver Wyman.

Медицинский консалтинг связан с анализом методов управления в отрасли здравоохранения. Эксперты в таких областях, как фармацевтика, и медицинские технологии оказываюь консультационные услуги медицинским компаниям по вопросам цифровой трансформации, стратегий слияния и поглощения, а также базового обслуживания клиентов. Одними из ведущих консалтинговых фирм в области здравоохранения являются GE Healthcare Partners, ClearView Healthcare Partners и Bain & Company.

Компании, оперирующие в области кадрового консалтинга помогают решать проблемы управления человеческими ресурсами, повысить креативность управляющего персонала, определить компенсации для своих сотрудников, предложить организационные и структурные изменения. Среди известных консалтинговые фирм по управлению персоналом выделяются Mercer, Bambee и Aon Hewitt.

Политические консалтинговые фирмы помогают проводить отдельные политические кампании. Их основное внимание, как правило, сосредоточено на работе со СМИ. Они могут предложить понимание и практические планы для привлечения избирателей и предвыборной риторики. Они также участвуют в других мероприятиях, включая опросы и исследования. Одними из ведущих политических консалтинговых фирм являются Arno Political Consultants, Axiom Strategies и Jamestown Associates.

Таким образом, консультационные компании оперируют в каждой отрасли в интересах решения практически любых проблем, которые могут возникать у бизнеса [10].

Услуги финансового консультирования составляют примерно четверть мирового рынка консалтинга (рис. 1) и состоит из девяти ключевых направлений: (1) транзакционные консультации, (2) корпоративные финансы, (3) менеджмент кризисных ситуаций и восстановление после кризиса, (4) управление рисками, (5) бухгалтерское консультирование, (6) налоговое консультирование, (7) консультирование в области недвижимости, (8) судебная экспертиза и поддержка в досудебных и судебных разбирательствах, (9) консультации в отношении соблюдения нормативных требований и пр.

В отличие от других сегментов консалтинговой деятельности, в кризисные периоды именно финансовый стратегический консалтинг оставался относительно стабильным, поскольку во время экономической неопределенности значительно возрастает спрос на антикризисное управление, а также на бухгалтерские услуги и услуги управления рисками. Также во время экономических кризисов на рынке значительно повышается активность сделок слияний и поглощений, что также традиционно приводит к росту спроса на услуги, связанные с корпоративными финансами и транзакционными услугами [11].

Рисунок 1 – Виды консалтинговых компаний в России (по доле выручки в 2021 г.) Источник – составлено автором по обзору рынка консалтинга с сайта издания «Аргументы и факты», Режим доступа: https://aif.ru/boostbook/okazanie-konsaltingovykh-uslug.html (Дата обращения 20.01.2023)

Хотя перечисленные сегменты стратегического консалтинга в значительной степени можно рассматривать как отдельные области услуг, значительная часть услуг управленческого и финансового консалтинга пересекается с другими сегментами консалтинговых услуг и другими дополнительными услугами. Например, услуги по корпоративным финансам и слияниям и поглощениям также предлагаются консультантами по реализации стратегии и инвестиционным операциям. Финансовые вопросы оплаты труда и премирования сотрудников — часть сегмента кадрового консалтинга — также входит в сферу финансового консультирования, в частности консультирования по отчислениям страховых взносов.

Управленческий консалтинг в современных условиях российского рынка

Несмотря на объективно положительное влияние консалтинговых услуг на деятельность предприятий на российском рынке компаниям не удается полностью реализовать весь потенциал оказанных им консалтинговых услуг из-за низкой скорости принятия управленческих решений [12]. Иногда несмотря на очевидную необходимость рекомендаций консультантов, персонал зачастую не хочет подчиняться подобному контролю и вместо этого склонны придерживаться уже налаженных, но устаревших бизнес – процессов.

Исследования показывают, что порой не удается добиться результата из-за сложности в подборе конкретного поставщика консультационных услуг. [13]. С одной стороны, предпочтение известных и крупных провайдеров услуг стратегического и управленческого консалтинга на российском рынке понятно, поскольку такие компании обладают необходимыми экспертными знаниями, опытом проведения различных консалтинговых проектов, имеют необходимые ресурсы, а также способны повысить легитимность своих рекомендаций за счет известного бренда и репутации. Аудиторские заключения крупных консалтинговых компаний были обязательным условием для выхода компании на финансовый рынок, для размещения долевых и долговых ценных бумаг на международных рынках заимствования, поиска инвесторов, а также для подтверждения финансовой отчетности компаний [14].

На российском рынке консалтинга за последние годы активно развивались также и российские малые и средние консалтинговые предприятия. Данные компании, скорее всего, не смогут полностью заменить более крупные агентства из-за отсутствия опыта оказания услуг в разных отраслях, а также недостаточной клиентской базы из различных отраслей экономики. Компании на российском рынке, по оценке экспертов рынка, по-прежнему будут выбирать компании, с которыми ранее были выстроены долгосрочные эффективные деловые отношения. Несмотря опыт долгосрочного сотрудничества выделившимся в результате реорганизации компаниям придется снизить стоимость своих услуг из-за нарастающей конкуренции со стороны российских консалтинговых компаний, особенно при отсутствии необходимости аудиторских заключений известных международных организаций.

Российские приемники международных компаний до выделения из структуры получали свободный доступ к технологиям, методологиям, IT-решениям, а в текущих условиях им необходимо будет выделять значительный объем средств для приобретения российских IT – решений, а также на поддержку и обеспечение непрерывной работы.

В текущих рыночных условиях российским компаниям будет гораздо сложнее находить инвесторов на международном рынке из-за геополитической нестабильности, а также «токсичности» российской юрисдикции, поскольку большинство крупных иностранных инвестиционных фондов обладают крайне строгой политикой риск-менеджмента, в соответствие с которой алгоритмические системы торговли, посредством которых и управляется значительная часть активов в портфелях таких фондов, в автоматическом режиме запрещают покупку/продажу наиболее рискованных активов, к которым в текущих экономических условиях относятся активы российских компаний. [15]

Соответственно, в текущих условиях российским компаниям, по всей вероятности, не понадобится принимаемая за стандарт во всем мире подпись компаний из большой четверки на аудиторском заключении / отчетной документации, поскольку на международный рынок заимствований дорога российским компаниям временно закрыта [16].

Конкретные выводы и прогнозы на будущее о том, как сложится спрос на услуги управленческого консалтинга на российском рынке делать пока затруднительно, но проведенный анализ ситуации позволяет утверждать, что потребность в консалтинговых услугах, сформировавшаяся в России в последнее десятилетие, не исчезла, поскольку связана с высоким уровнем конкуренции, желанием компаний развиваться и использовать международные стандарты ведения бизнеса.

Международное партнерство консалтинговых фирм России с иностранными компаниями также остается, но успешнее складывается взаимодействие с небольшими локальными компаниями, также представленными в международных рейтингах. Такие консалтинговые компании сами принимают решение, с кем работать и добиваются разрешений работать с российскими клиентами. Еще один важный ресурс российского консалтингового бизнеса - партнерские связи с независимыми консультантами. В России сейчас очень активно развивается самозанятость, консалтинговые компании привлекают к работе с клиентами независимых консультантов, с которыми их связывают многие годы совместной работы. Формирование динамичных проектных групп дает возможность привлекать именно тех специалистов, которые требуются для решения задач по конкретному проекту.

С 2023 года вступит в силу запрет на проведение обязательного аудита индивидуальными аудиторами [17]. Это приведет к повышению стоимости таких процедур и увеличению портфеля заказов уже зарекомендовавших себя на рынке аудиторских компаний. Клиенты таких компаний после проведения обязательного аудита как правило обращаются к тем же компаниям за консультациями по различным управленческим вопросам.

Уход из России иностранных компаний и санкционные ограничения на привлечение иностранных инвестиций кардинально изменили консалтинговые и юридические услуги в сфере слияний и поглощений (M&А). Уже нет необходимости структурировать сделки по иностранному праву. Из-за транзакционных ограничений участники сделок проводят расчеты в рублях с применением норм российского права. От консультантов потребовались новые знания и умения в области подготовки документов и согласования сделок. Эксперты говорят о росте спроса на сопровождение полного цикла сделок M&A, включая ведение переговорного процесса, согласование условий сделки, проведение процедуры Due Dilligence. А это требует от консалтинговой компании выявления не только юридических и налоговых рисков, но и анализа финансовой и бухгалтерской отчетности, оценку рыночного потенциала предприятия.

Санкционное давление, признание большинства юрисдикций «недружественными», усложнение структуры расчетов, вынуждают владельцев бизнеса изменить подход к построению вертикально интегрированных холдингов и структурам привлечения капитала. В этой связи можно прогнозировать спрос на услуги консультантов, способных разобраться во всех аспектах бизнеса с учетом отраслевой специфики для того, чтобы выстроить логистические цепочки, наладить работу компаний в дружественных юрисдикциях для сохранения торговых связей с иностранным бизнесом. Может возрасти спрос на услуги по релокации бизнеса как в другие юрисдикции, так и в специальные административные районы в России.

Заключение

Современная сложная и нестабильная экономическая и геополитическая ситуация в России вызвала серьезные изменения на рынке управленческого консалтинга и аудита. Изменился состав участников рынка, уход известных международных аудиторских компаний и реструктурирование их российских подразделений изменили условия конкуренции и ожидания клиентов. Снижение значимости заключений о проведенном аудите от известных международных компаний повлияло на клиентскую базу консалтинговых агентств и перенесло акцент на инициативные проверки и различные специальные виды консалтинга.

Имеющиеся в настоящее время отраслевые обзоры и экспертные оценки позволяют прогнозировать развитие консалтинговых услуг и повышение спроса в сегментах рынка, связанных с комплексным обслуживанием клиентов по сделкам M&A, переориентацией на дружественные юрисдикции. Эффективные контакты и формирование проектных команд с участием российских консалтинговых компаний, в том числе региональных, независимых консультантов позволят реструктурированным российским отделениям международных аудиторских фирм сохранить квалифицированных экспертов и расширить свой клиентский портфель за счет привлечения крупных и средних российских предприятий, нуждающихся в период экономической нестабильности в новых идеях и методиках для укрепления и устойчивого развития бизнеса.


Источники:

1. Агентство «Raex-aналитика»: официальный сайт. — Москва. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/ (дата обращения: 01.01.2021).
2. Еремина В.С., Нурмахомедова Х.Ш. Текущее состояние и перспективы развития российского рынка консалтинговых услуг // Хроноэкономика. – 2022. – № 2(36). – c. 46-51.
3. WSJ оценила потери международных компаний в России в $59 млрд. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/10/06/2022/62a37e2c9a79471b331c91a2 (дата обращения: 12.11.2022).
4. Accenture, McKinsey и BCG приостанавливают работу в России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5240590 (дата обращения: 12.11.2022).
5. Стремительное сокращение аудиторских компаний в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://radar-c.ru/news/stremitelnoe-sokrashhenie-auditorskih-kompanij-v-2022-godu (дата обращения: 12.11.2022).
6. Исрафилов Н.Т., Гарявин А.Н. Современный консалтинг: проблемы и решение // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. – 2016. – № 45. – c. 177-181.
7. Кулапина Г.М. Развитие консалтинговых услуг для малого и среднего бизнеса // Теория и методология: автореф. дис….. д-ра полит. наук : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг»// Г.М. Кулапина, Самарский государственный экономический университет. Самара, 2005. – c. 43.
8. Магомедов А.М. Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук : 08.00.05// А.М. Магомедов, Дагестанский государственный технический университет. - Махачкала, 2010. – 26 c.
9. Галиуллина А.Г. Развитие консалтинговых услуг в современной экономике. Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016021408 (дата обращения: 20.01.2023).
10. Бричеева Н.Н. Становление и развитие рынка консалтинговых услуг в России // Научные исследования и разработки. – 2017. – № 6. – c. 56-69.
11. Дроздов И.Н. Консалтинговое сопровождение предпринимательства: концептуальные основы // Креативная экономика. – 2018. – № 2. – c. 195-206. – doi: 10.18334/ce.12.2.38848.
12. Hoecht A. P. Trott Innovation risks of strategic outsourcing // Technovation. – 2006. – № 26.
13. Yujin Backa, Praveen Parboteeah. Dae-ilNama Innovation in Emerging Markets: The Role of Management Consulting Firms // Journal of International Management. – 2014.
14. Калюжнова Н.Я., Мрочковский Н.С. Роль консалтинга в развитии малого и среднего предпринимательства // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6. – c. 1204-1209.
15. Богданов И.К., Агафонова М.С., Половинкин И.С. Консалтинг как институт современной экономики и его влияние на развитие среднего и малого бизнеса // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2. – c. 72.
16. Kim O. The impact of economic sanctions on audit pricing // Minnesota State University, Mankato, College of Business, Department of Accounting and Business Law Morris Hall. – 2021. – № 150.
17. Рынок аудита в 2022 году: новые тенденции и перспективы развития рынка. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/experts-pubs/rynok-audita-v-2022-godu-novye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-rynka/ (дата обращения: 10.11.2022).

Страница обновлена: 10.04.2024 в 06:02:55