The Russian labor market under sanctions: possible ways out of the crisis situation
Akhmedov F.K.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Russia
Download PDF | Downloads: 61 | Citations: 3
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 1 (January-March 2023)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50356232
Cited: 3 by 07.12.2023
Abstract:
The article discusses the main changes and the negative dynamics in the labor market under the current economic sanctions. Labor market indicators, in particular labor productivity, unemployment rate, as well as the expected negative consequences and possible directions of labor market development in order to minimize the negative impact of economic sanctions are analyzed. The concept of regressive import substitution and the market law of three percent economic growth as the causes of labor market regulation is considered. Options for the development of the labor market infrastructure as a proposed way out of the crisis situation are suggested. The necessity of developing trade unions, social protection programs, as well as state employment centers and career centers at higher educational institutions is demonstrated. A brief description of the problems of the youth labor market, faced with the problem of brain drain and mass migration of highly qualified specialists, is given.
In order to develop the institute of social and labor relations and solve the problems in the youth labor market, the need for the development of the trade union movement is substantiated. For this purpose, the example of Western countries with market capitalist model of economy is considered.
The connection between the development of social and labor relations, improvements in working conditions and a decrease in the outflow of qualified specialists abroad as a possible effect is presented.
Keywords: labor market, infrastructure, employment, economic sanctions, trade unions, productivity, employment centers, career centers
JEL-classification: M54, J21, J24, J28, J51
ВВЕДЕНИЕ
Экономические санкции на сегодняшний день не являются новым понятием для Российской Федерации. Начиная с 2014 года, санкционное давление со стороны стран Запада проявлялось в различных сферах, но не являлось всеобъемлющим и, как правило, не полностью затрагивало ключевые отрасли российской экономики, что позволяло сохранять темпы роста, объёмы импорта и экспорта и экономическую активность населения на необходимом государству уровне. Тем не менее, не так давно Российская Федерация столкнулась с беспрецедентным экономическим давлением, с которым ранее не сталкивалась ни одна страна мира. Так, на начало марта 2022 года против государства было введено больше 5,5 тысяч санкций со стороны ряда развитых государств, что в разы больше, чем у Ирана и КНДР. [1] Подобная ситуация не могла не затронуть рынок труда, так как многие санкции были введены в отношении ключевых секторов экономики: банковского, сельскохозяйственного, нефтегазового, в которых занята большая доля работоспособного населения страны. Кроме того, ситуация обнажила и ряд старых проблем, которые не были решены начиная с 90-х годов: «утечка мозгов», слабость профсоюзного движения, недостаточная развитость инфраструктуры рынка труда. Очевидно, что на данный момент отечественному рынку труда необходима поддержка и ряд действий со стороны государства в целях скорого решения существующих проблем, в ином случае коллапс на рынке труда вполне способен нанести непоправимый ущерб всей российской экономике. Исходя из представленной проблематики, целью статьи можно обозначить выявление перспективных направлений развития отечественного рынка труда в условиях санкционного давления. Несомненно, в рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Определить и проанализировать показатели рынка труда с наиболее негативной тенденцией;
2) Выявить наиболее неразвитые элементы инфраструктуры рынка труда;
3) Предложить варианты изменения рынка труда в аспекте ее инфраструктуры.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Необходимость развития рынка труда абсолютно очевидна в капиталистической модели экономики. Один из основных капиталистических законов, описанных в трудах современных экономистов Девида Харви и Бранко Милановича, гласит, что для развития всей экономической системы необходим совокупный рост экономики в три процента, который невозможен без развития рынка труда и грамотного использования человеческих ресурсов. [2] Подтверждением этого является то, что большинство стран с развитой экономикой также характеризуются мощной государственной поддержкой рынка труда, что проявляется в действии широкого спектра программ социальной поддержки населения, льгот для кадровых агентств, а также системностью в работе центров занятости населения. Отдельно стоит выделить молодёжный рынок труда, поддержка которого является основополагающей обязанностью государства. Не секрет, что при большинстве университетов в странах Запада существует развитая сеть центров трудоустройства, профориентации и карьеры, позволяющей сократить время трудоустройства молодых выпускников, что в конечном итоге позитивно влияет на показатели молодёжной безработицы. К сожалению, российская экономика характеризуется рядом старых, тянущихся с 90-х годов, и новых, проявившихся в результате санкционного давления проблем.
Одной из наиболее очевидных проблем российского рынка труда многие годы является низкая производительность. Необходимо отметить, что подобная проблема носит системный характер и проявилась не в последние годы, а была известна ещё в советское время. Не секрет, что Российская Федерация сильно отстаёт от большинства развитых стран по показателям производительности труда. Подобная проблема, очевидно, носит комплексный характер и вызвана влиянием различных факторов. Необходимо учитывать региональный аспект, который не позволяет развивать производительность на одном уровне во всех частях страны, так как существуют депрессивные регионы, которые характеризуются низкими зарплатами, слабостью системы высшего образования, коррупцией, что в свою очередь вызывает мощную внутреннюю миграцию, отток высококвалифицированных специалистов из регионов в экономические центры страны. Лучшим доказательством подобной ситуации являются показатели по внутренней миграции РФ, представленные на рисунке 1.
Рис.1. Динамика внутренней миграции в РФ с 2011 по 2020 гг., млн. чел.
Источник: составлено автором по материалам Росстата
Представленные показатели лишний раз подтверждают мощное влияние внутренней миграции на неоднородность российского рынка труда. Несмотря на снижение в последние годы, показатель остаётся на достаточно высоком уровне. Снижение же вызвано пандемией и всеобщим локдауном в РФ, так как в условиях всеобщей изоляции и невозможности работы многих организаций, миграция граждан была во многих случаях нецелесообразна и попросту сложна. Внутренняя миграция, означающая по сути отток высококвалифицированных кадров и перспективной молодежи, устаревание технологий, эмбарго на многие виды высокотехнологичной импортной продукции – все это в итоге ведёт к снижению производительности труда. В таблице 1 приведены данные по количеству отстающих по показателю производительности труда регионов РФ.
Таблица 1
Число регионов РФ с низкой производительностью труда
Год
|
Число регионов с
производительностью труда ниже 100%
|
Коэффициент дифференциации
|
2008
|
7
|
1,36
|
2010
|
9
|
1,38
|
2013
|
14
|
1,35
|
2014
|
12
|
1,42
|
2015
|
34
|
1,16
|
2016
|
27
|
1,15
|
2017
|
16
|
1,16
|
2018
|
10
|
1,22
|
2019
|
11
|
1,18
|
Количество депрессивных регионов по показателю производительности труда остаётся на довольно высоком уровне, несмотря на снижение коэффициента дифференциации. Несмотря на то, что на производительность в регионах очевидным образом повлияла пандемия Covid-19, проблема не является новой и ситуация в представленном временном диапазоне не характеризовалась положительно. Особенно стоит отметить резкий обвал производительности в регионах по результатам 2015 года, что явилось результатом ввода первых пакетов экономических санкций. Также стоит отметить, что на сегодняшний день нет причин полагать, что ситуация может измениться в лучшую сторону, даже несмотря на поддержку со стороны правительства РФ, которая выражена в принятии Национального проекта «Производительность труда». Основной целью проекта является обеспечение к 2024 году темпа роста производительности труда на средних у крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год, но не совсем очевидно, возможно ли это в текущей экономической ситуации. [3] Так, по мнению американского экономиста Бранко Милановича, Российская Федерация в ближайшие годы вынужденно встанет на путь так называемого «регрессивного импортозамещения», означающего возврат к старым советским технологиям в условиях невозможности использования продвинутых западных технологий по причине санкций и экономической изоляции. Подобный разворот даст возможность выйти на отечественный рынок тем производителям, которые ранее не были эффективны и чьи технологии попросту устарели. [4] В подобных условиях сложно ожидать роста производительности труда.
Среди системных проблем российского рынка труда, которые стали особенно актуальны в условиях экономической изоляции, несомненно, стоит выделить так называемую «утечку мозгов», что означает отток высококвалифицированных специалистов из России. Достаточно отметить, что по отчётам ФСБ в январе-марте 2022 года за границу выехали 3,88 миллиона граждан России – на 46% больше, чем в прошлом году за тот же период. [5] Не секрет, что за последние годы российский рынок труда лишился большого количества кадров в сфере IT, что, опять же, не может не повлиять на развитие высокотехнологичных отраслей и производительность труда в целом. Согласно опросам компании Habr, на март 2022 года практически половина из опрошенных специалистов IT сферы либо покинула РФ, либо собирается покинуть. [6]
Также стоит отметить, что российский рынок труда характеризуется слабостью его инфраструктуры, что особенно проявилось в период действия экономических санкций. В первую очередь эта слабость касается следующих элементов инфраструктуры: профсоюзы, центры карьеры при вузах, центры занятости населения.
Количество членов профсоюзов и первичных профсоюзных организаций, входящих в крупнейшее объединение – ФНПР, неуклонно падает из года в год. Так, если в 2017 году первичных профсоюзных организаций числилось 157,9 тысяч, то на 2022 год их было уже 136,4 тысячи. [7] Подобная статистика лишь свидетельствует о депрессивной ситуации в профсоюзном движении в РФ. Более того, согласно статистике, требования работников при социально-трудовых конфликтах, которые неизбежно возникают в условиях экономической нестабильности, удовлетворяются меньше чем в половине случаев. Статистика по результатам официально зарегистрированным социально-трудовым конфликтам представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты официальных социально-трудовых конфликтов в РФ с 2019 по 2022 гг.
Источник: составлено автором на основе исследований Санкт-Петербургского гуманитарного университета Профсоюзов
Достаточно негативная статистика по социально-трудовым конфликтам и мощный отток членов профсоюзов, который характеризуется убылью не только за последние годы, но и за последние десятилетия, начиная с 90-х годов, говорит о слабости российской инфраструктуры рынка труда в этом аспекте. В связке с очевидной слабостью работы центров занятости населения и тяжёлой ситуацией на молодёжном рынке труда, очевидна общая негативная тенденция, которая будет набирать обороты при деструктивном действии экономических санкций. В таблице 2 частично приведена статистика по работе центров занятости населения в РФ.
Таблица 2
Показатели деятельности центров трудоустройства населения с 2010 г.
|
2010 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Граждане, ищущие работу
| |||||||
Профессиональная ориентация
|
3746,7
|
2607,9
|
2547,9
|
2800,3
|
2783,3
|
2926,0
|
2726,1
|
Временное трудоустройство
несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет (кол-во заключённых трудовых
договоров)
|
965,3
|
616,0
|
583,7
|
588,6
|
575,7
|
569,5
|
349,5
|
Оплачиваемые общественные работы
(кол-во заключённых трудовых договоров)
|
792,9
|
301,3
|
281,6
|
247,7
|
218,4
|
197,6
|
216,7
|
Исходя из показателей, виден регресс в работе центров занятости населения. Также стоит отметить, что регресс в работе центров занятости относится и к молодёжному рынку труда. На данный момент в РФ отсутствует высокий уровень безработицы, что не создаёт дополнительную нагрузку на центры занятости. Тем не менее, отсутствие безработицы очевидным образом связано с проведённой в РФ частичной мобилизацией, при которой появились новые рабочие места, на которые компании нанимали сотрудников по срочным трудовым договорам. Тем не менее, со временем проблема безработицы станет острой и при текущих показателях центры занятости, вероятно, столкнутся с серьёзными проблемами.
В сегодняшних условиях одним из возможных выходов из кризисной ситуации на рынке труда видится развитие собственной инфраструктуры на примере стран с развитой рыночной экономикой. Необходимым аспектом является развитие негосударственного профсоюзного движения, поддержка при создании профсоюзов внутри компании в целях самоорганизации работников. Хорошим примером может послужить забастовка работников и студентов Калифорнийского университета, случившаяся в ноябре 2022 года, в рамках которой около 48 тысяч членов профсоюза требовали пересмотра бюджетных ограничений. Подобные ситуации жизненно важны в рамках социальной защиты населения и помогают наладить диалог между важнейшими субъектами рынка труда – работниками, организациями и государством. Подобные диалоги могут косвенно повлиять на увеличение производительности труда и, возможно, снизить отток человеческого капитала путём создания комфортных условий для работников. К примеру, в случае с Калифорнийским университетом, последнее предложение администрации спустя девяносто дней после ратификации соглашений увеличит начальную зарплату до 27 880 долларов. Предложение также включает в себя повышение зарплаты на 7,5 процента для аспирантов, на четыре процента — для академических исследователей, на семь процентов — для академических студенческих сотрудников (ассистентов преподавателей, младших инструкторов и стипендиатов-преподавателей) и на 9–10 процентов — для аспирантов-стипендиатов. Кроме того, контракт предусматривает трёхпроцентное повышение заработной платы работникам ежегодно до 30 сентября 2027 года. Вполне вероятно, что в некоторой степени возможно добиться подобной реализации и на отечественном рынке труда, но для этого необходимо создание негосударственных профсоюзов.
Также необходим пересмотр бюджетирования центров занятости населения, выделение больших средств, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы. Необходимо также дальнейшее развитие программ профориентации в те сферы, которые характеризуются высоким оттоком специалистов. В условиях, когда практически половина специалистов IT сферы мигрирует в соседние страны, необходима мощная профориентация в целях хотя бы частичной компенсации человеческих ресурсов в тех сферах, где это необходимо.
Очевидным также видится необходимость развития центров трудоустройства и карьеры при высших учебных заведениях, что позволит бороться не только с молодёжной безработицей, а также с проблемой трудоустройства молодых специалистов не по специальности. Примерно 39,3% молодых людей хотели бы сменить специальность уже при поступлении в магистратуру, показало совместное исследование, проведённое МГТУ им. Баумана, МАИ и МФТИ. Почти треть из них (26,5%) сказали, что хотят получить более престижную профессию, менее четверти (21,3%) видят отсутствие спроса на рынке труда по текущей специальности. Такой высокий процент является следствием слабой профориентационной работы среди молодежи, которую необходимо проводить начиная с 1 курса бакалавриата. Центры трудоустройства и карьеры необходимы в том числе в качестве помощи в самоопределении будущей специальности молодых кадров. К сожалению, на данный момент многие региональные вузы не имеют центров карьеры в принципе.
ВЫВОДЫ
Таким образом, санкционное давление обнажило многие существовавшие ранее проблемы на российском рынке труда. Низкая производительность, слабая работа профсоюзного движения и как следствие отсутствие диалога при социально-трудовых конфликтах, слабая работа центров занятости – все это негативно влияет не только на рынок труда, но и на экономическую ситуацию в стране в целом. Возможным путём выхода из сегодняшней сложной ситуации, несомненно, является развитие инфраструктуры рынка труда, которая должна быть нацелена на решение системных проблем.
References:
Bolatova M. A. (2021). Rynok truda. Gosudarstvennoe regulirovanie rynka truda [Labor market. State regulation of the labor market] Prospects for the development of the agroindustrial complex in modern conditions. 61–63. (in Russian).
Dimitrieva S. D. (2022). Razvitie rossiyskogo rynka truda v novyh usloviyakh [Development of the Russian labor market in a new environment] Digital Content for Social and Ecosystem Economic Development. 193-195. (in Russian).
Gimpelson V. E. (2022). Chelovecheskiy kapital v epokhu sanktsiy i kontrsanktsiy: nekotorye posledstviya ego pereraspredeleniya [Russian human capital in times of sanctions and counter-sanctions: some redistributive implications]. The Journal of the New Economic Association. (3). 234–238. (in Russian). doi: 10.31737/2221–2264-2022-55-3-16.
Gureva M. N., Sbruyanova K. A. (2022). Vliyanie zapadnyh sanktsiy na rynok truda v Rossii [The impact of western sanctions on the labour market in Russia]. Economics and business: theory and practice. (5–1(87)). 204-207. (in Russian). doi: 10.24412/2411-0450-2022-5-1-204-207.
Ismailov A. A. (2021). Employment of the Population and Problems of Labor Market Development Components of Scientific and Technological Progress. (8(62)). 9-12.
Lavrova A. I. (2022). Rynok truda v usloviyakh pandemii i sanktsiy [Labor market under pandemic and sanctions]. Matritsa nauchnogo poznaniya. (4–2). 193-198. (in Russian).
Levashova O. V., Tolochko A. V., Orazov A. Ch. (2021). Molodyozhnaya zanyatost i rynok truda v Rossii na sovremennom etape [Youth Employment and the Labor Market in Russia at the Present Stage]. Modern Science. (5-3). 427-430. (in Russian).
Milanoy B. (2014). Globalnoe neravenstvo dokhodov v tsifrakh: na protyazhenii istorii i v nastoyashchee vremya [Global Income Inequality in Numbers: Throughout History and Now] (in Russian).
Nizova L.M., Isaeva V.V. (2022). Aktivnaya politika na rynke truda v usloviyakh sanktsiy [Active labour market policy amidst sanctions]. Russian Journal of Labour Economics. 9 (8). 1249-1262. (in Russian). doi: 10.18334/et.9.8.115049.
Petrenko T. V., Marinova I. V. (2021). Formirovanie i razvitie institutsionalnogo vzaimodeystviya na molodyozhnom rynke truda [Issues of the organization of institutional interaction of the subjects of the youth labor market]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. (5–2). 260-266. (in Russian). doi: 10.17513/vaael.1715.
Sleptsova E. V., Martynov E. G. (2020). Problemy povysheniya proizvoditelnosti truda v usloviyakh realizatsii natsionalnyh proektov [Problems of increasing labor productivity under conditions of implementation of national projects]. Economics and business: theory and practice. (5–2(63)). 180–183. (in Russian). doi: 10.24411/2411–0450-2020-10454.
Zvereva S. A., Blinov D. V. (2022). Teoreticheskiy obzor problemy povysheniya proizvoditelnosti truda [Theoretical review of the problem of increasing labor productivity] Russian Regions in Focus of Change. 60–64. (in Russian).
Страница обновлена: 26.04.2025 в 17:59:55