The impact of Western sanctions on the development of industry in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan: problems and development trends
Pechatkin V.V.1
1 Институт социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук, Russia
Download PDF | Downloads: 9 | Citations: 5
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 4 (October-December 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50087764
Cited: 5 by 30.01.2024
Abstract:
Western sanctions influenced much on the development of industry in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan. The study of the Western sanctions impact can become an information basis for making managerial decisions to ensure sustainable development in the short and medium term. The most sensitive sanctions of Western countries for the industrial development in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan are highlighted.
The impact of Western sanctions on the development of the industrial sector in the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan in the context of industrial economic activities has been assessed. The industrial types of economic activity most affected by Western sanctions are identified. To solve the existing problems amidst sanctions, the directions and measures of state support of industrial enterprises are proposed.
Scenario conditions for the development of the industrial sector of the economy of the Republic of Bashkortostan for the medium term have been developed. Based on the expert approach, the indicators of industrial production and the number of people employed in the industry of the Republic of Bashkortostan are predicted. Three options for the development of events amidst geopolitical uncertainty and Western sanctions are suggested.
The article may be of interest to researchers dealing with the impact of Western sanctions on economic development and territorial administration bodies responsible for making managerial decisions in anti-crisis policy.
Keywords: sanctions, industrial sector of the economy, scenario conditions, socio-economic development, economic policy
Funding:
Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 075-03-2022-001 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2022 г.
JEL-classification: F51, L52, R12, R13
Введение.
Санкции Западных стран – это серьезный вызов социально-экономическому развитию страны, поскольку они затрагивают большой спектр сфер жизнедеятельности населения регионов России и требуют постоянного мониторинга и принятия соответствующих управленческих решений как на федеральном, так и региональном уровнях.
По состоянию на 1 сентября после 22 февраля 2022 г. против России, в ответ на проведение специальной военной операции на Украине, странами Запада были введено более 9100 санкций. С учетом того, что до этого времени действовало 2712 санкций всего введено против России 11812 ограничений, что является беспрецедентным случаем в мировой практике. Для сравнения против Ирана введено 3665, против Сирии 2637 санкционных мер [1].
География стран, которые ввели санкции включает: все страны Евросоюза: Австрия, Бельгия, Болгария, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Ирландия, Испания, Кипр, Люксембург, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Португалия, Польша, Румыния, Словения, Словакия, Франция, Финляндия, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония. Также в числе стран придерживающихся санкционной политики Швейцария. Великобритания. США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Новая Зеландия, Албания, Тайвань, Австралия [1].
Начиная с 2014 г, в связи с возрастанием актуальности проблемы устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности России в условиях санкционного давления стран Запада возросло количество публикаций по данной проблематике.
Вопросам обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности регионов и хозяйствующих субъектов России в условиях дестабилизирующих факторов внешней среды посвящены труды многих российских ученых, затрагивающих те или иные аспекты проблемы: Абалкина Л.И. [2], Беляковой Г.Я. [3] Глазьева С.Ю. [4], Дорошенко Ю.А., Голубицких М. [5], Заичкина Н.И., Зеленцовой Л.С. [6], Криворотова В.В. [7], Куклина А.А. [8] Макарова В.Л. [9]; Мохначева С.А. [10] и др.
Проблемам влияния санкций на экономику России посвящены публикации Гармашовой Е.П. [11, 12], Дребот А.М. [12], Дробот Е.В. [13-14], Зимовец А.В., Сорокиной Ю.В. [15], Маглиновой Т.Г. [16], Махова А.В. [17], Костина К.Б., Шимко П.Д. [18, 19] Косьмин А.Д., Кузнецова О.П., Косьмина Е.А. [20], Пыткина С.О. [21], Телегина Е.А., Халова Г.О. [22] и др.
Вместе с тем ввиду многократного усиления санкционной политики стран Запада в ответ на специальную военную операцию России, проводимую на Украине, требуется дополнительная проработка вопросов оценки влияния санкций на промышленный сектор экономики Российской Федерации и Республики Башкортостан, выявление ключевых проблем в разрезе промышленных видов экономической деятельности и реализации анти санкционных мероприятий, в особенности на региональном уровне. Учитывая разнонаправленное влияние санкций на промышленные виды экономической деятельности России, требуется выработка дифференцированного подхода к антикризисной промышленной политике, проводимой как на федеральном, так и региональном уровнях.
В связи с актуальностью проблемы целью статьи является оценка влияния санкционной политики стран Запада на развитие промышленных видов экономической деятельности в России и Республики Башкортостан и разработка комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного ее влияния.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Характеристика санкций западных стран против России с выделением наиболее чувствительных для экономики России.
2. Выявление проблем и перспектив развития промышленных видов экономической деятельности Российской Федерации и Республики Башкортостан, в условиях усиления санкционного давления.
3. Разработка сценарных вариантов среднесрочного прогноза основных показателей развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан.
Основная часть. В числе наиболее чувствительные санкции стран Запада 2022 года для экономики России можно выделить:
– полное эмбарго на поставки российской нефти, бензина, мазута США и рядом стран Европы;
– меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа;
– запрет на экспорт микрочипов, полупроводников, телеком-оборудования, электронных компонентов и других высоких технологий;
– ограничения экспорта российских товаров, в том числе под брендом «сделано в России» в США, Великобритании и в странах центральной Европы и прежде всего в Германии, Франции, Финляндии, поскольку они в товарной структуре экспорта и импорта страны имеют наибольшую долю;
– санкции против банковского сектора страны оказывают негативное воздействия в части удорожания кредитов для развития производства и выполнении ряда ранее взятых обязательств по кредитам и др.
Помимо этого, наряду с диверсией на газопроводе «Северный поток» приостановлена сертификации проекта «Северный поток 2», что очевидно скажется не только на снижении доходов от экспорта углеводородов в России, но и отрицательно повлияет на энергетическую безопасность стран Европы и, прежде всего, Германии.
Начиная с марта 2022 года из России ушло более 37 крупных транснациональных корпораций. В первую очередь санкции сказались на финансовых рынках. В последующем можно спрогнозировать усиление влияния санкций на реальный сектор экономики страны. Все эти факты свидетельствуют об экономической войне стран Запада, объявленной против России, и победа в этом противостоянии является поистине главным вызовом для страны в настоящее время [1].
По прогнозам стран Запада их санкции должны были в одночасье обрушить экономику России. Прогнозировалось как минимум 12 % падение ВВП России по итогам 2022 года. По прогнозу Министерства экономического развития РФ прогнозировалось падение на уровне 7 %. Однако результаты 1 полугодия 2022 года обнадеживают. Более того в большинстве видах экономической деятельности произошел рост индекса производства относительно первого полугодия 2021 года. Так индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности в Российской Федерации, в I полугодии 2022 г. составил 100,6%, относительно 1 полугодия 2021 года; индекс промышленного производства – 102 %, индекс сельского хозяйства – 102,2 %.
Санкции стран в краткосрочной перспективе по-разному повлияли на развитие отдельных промышленных видов экономической деятельности в России. В январе-августе 2022 г., относительно аналогичного периода 2021 г. значительный рост достигнут в производстве лекарственных средств – 121,5 %, полиграфической деятельности – 110,6 %; предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых – 109,7 %.
Тем не менее, в ряде важных видов экономической деятельности произошел существенный спад. Промышленные виды экономической деятельности Российской Федерации в наибольшей мере пострадавшие от санкционной политики стран Запада представлены в таблице 1.
Таблица 1. Промышленные виды экономической деятельности Российской Федерации в наибольшей степени пострадавшие от санкций стран Запада
№ |
Вид экономической деятельности |
Индекс пр-ва январь-август 2022 г. к январю августу 2021 г
|
Проблемы, возникшие в условиях санкционной политики стран Запада |
Направления преодоления возникших проблем |
1
|
Производство автотранспортных средств и прицепов
|
56,7
|
Ряд иностранных свернули свое производство в РФ, в том числе
корейские, немецкие, японские производители. Высокая зависимость
отечественных производителей от комплектующих западных стран, ограничивших их
поставки в РФ.
|
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных
России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка развитии
российских производителей автомобилей.
|
2
|
Производство текстильных изделий
|
90,0
|
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей,
ниток) и оборудования из стран ЕС
|
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы.
Содействие в поиске новых рынков сбыта. Госзаказ на пошив текстильных изделий
для нужд армии РФ и др.
|
3
|
Обработка древесины
|
90,4
|
Эмбарго ЕС на поставку лесоматериалов и необработанной древесины
|
Содействие увеличению экспорта через транзитные страны Турцию,
Белоруссию и Азербайджан, в том числе с использованием Института
представительства
|
4
|
Производство электрического оборудования
|
95,9
|
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте,
поставки материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию,
увеличение затрат на логистику, а также проблемы с обслуживанием оборудования
|
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных
России стран мира. Параллельный импорт.
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы производителей электрического оборудования |
5
|
Производство прочих транспортных средств
|
96,0
|
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте, поставки
материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию, увеличение
затрат на логистику.
|
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных
России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка развитии
российских производителей судов, локомотивов, космических судов и др.
|
6
|
Добыча металлических руд
|
96,2
|
Эмбарго стран ЕС на экспорт из России стали и железа привело к
снижению спроса на металл и увеличение конкуренции между российскими
компаниями
|
Содействие в поэтапной переориентации на восточные рынки
|
7
|
Производство химических веществ
|
97,2
|
Санкционные ограничения на платежи в иностранной валюте,
поставки материалов, сырья, комплектующих, сокращение спроса на продукцию,
увеличение затрат на логистику.
|
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных
России стран мира, параллельный импорт. Государственная поддержка химической
промышленности
|
Наиболее пострадавшим видом промышленного производства от санкций стран Запада является производство автотранспортных средств и прицепов. В короткое время заменить ряд западных производителей BMW, Volkswagen, Mercedes, Ford, Kia, Honday и др., закрывших свои производства в стране в России очень сложная задача. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации объем производства в 2022 году сократился почти в 2 раза [23]. Освободившуюся нишу частично могут занять, как китайские автопроизводители, так и российские: «Лада» и «Москвич», хотя и на российских производствах имеется высокая зависимость от импортных комплектующих.
Вследствие эмбарго ЕС на пиломатериалы, необработанную древесину и ряд продукции деревообработки произошло 10 % снижение объемов производства в деревообрабатывающей промышленности [23].
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей, ниток) и оборудования из стран ЕС, а также ухода ряда западных компаний способствовало 10 % снижению объемов производства в текстильной промышленности [23].
Правительством Российской Федерации были приняты своевременные пакеты антикризисных мероприятий в ответ на санкции стран Запада. Благодаря поддержке импортозамещающих проектов системообразующих промышленных предприятий России, процессы импортозамещения многократно ускорились, особенно в IT сфере. Вместе с тем, ожидается, что по сравнению с кризисом 2014–2015 гг. падение промышленного производства будет более затяжным по сравнению с кризисом 2015 г. и пандемическим кризисом, в связи с этим потребуется новый пакет антикризисных мероприятий в 2023 г.
На экономику Республики Башкортостан, как и Российской Федерации в целом значительное влияние оказали санкции западных стран. Не смотря на санкции, в большинстве промышленных видов экономической деятельности Республики Башкортостан (в 21 из 29) достигнут рост объемов производства за январь – август 2022 г. Наибольший рост по добыче сырой нефти и природного газа – 1,36 раза, производстве электрического оборудования – 1,7 раза, производстве лекарственных средств – 1,31 раза; производстве мебели – 1,3 раза. [23]. Во многом это свидетельствует о том, что многие предприятия адаптировались к новым условиям и успешно осваивают рынки сбыта, в нишах освобожденных западными компаниями, которые свернули свою деятельность в России. Индекс промышленного производства в республике составил 102,9 % [23]. , что не соответствует первоначальным прогнозам западных экспертов, предрекавших обвал промышленного производства в стране.
Лидерами роста в 1 полугодии 2022 года среди предприятий стали Туймазинский завод автобетоновозов с ростом объемов в 2 раза, обусловленного повышенным спросом на прицепную и полуприцепную технику, «Фармстандарт УфаВИТА» рост объемов производства на 124 %, «ОДК-УМПО» увеличил выпуск продукции на 116,8 % , вследствие увеличение госзаказа на производство авиационных двигателей.
Тем не менее на ряд видов экономической деятельности санкции повлияли отрицательно. Виды промышленных видов экономической деятельности в наибольшей мере пострадавших от санкционной политики стран Запада представлены в таблице 2.
Таблица 2 Промышленные виды экономической деятельности Республики Башкортостан в наибольшей степени пострадавшие от санкций стран Запада по итогам января – августа 2022 года
№ |
Вид экономической деятельности |
Индекс пр-ва январь-август 2022 г. к январю августу 2021 г
|
Проблемы, возникшие в условиях санкционной политики стран Запада |
Направления преодоления возникших проблем |
1
|
Производство кожи
|
82,9
|
Ограничение поставок сырья и оборудования из стран ЕС
|
Содействие в поиске
поставщиков и оборудования из дружественных России стран мира
|
2
|
Производство кокса и нефтепродуктов
|
85,9
|
Эмбарго США и ЕС на экспорт бензина и нефтепродуктов, потеря
части рынка сбыта и снижение объемов экспорта и выручки предприятий
|
Государственная поддержка, в том числе налоговые льготы.
Содействие в поиске новых рынков сбыта
|
3
|
Обработка древесины
|
88,7
|
Эмбарго ЕС на поставку лесоматериалов и необработанной древесины
|
Содействие увеличению экспорта через транзитные страны Турцию, Белоруссию
и Азербайджан, в том числе через Институт представительства
|
4
|
Пр-во автотранспортных средств
|
90,6
|
Ряд предприятий попали под санкции США, в том числе ПАО «Нефаз»,
снижение объемов пр-ва и выручки
|
Государственные закупки, автобусов и др. техники для насыщения
внутреннего рынка вытесняя ниши, зарубежных компаний
|
5
|
Производство текстильных изделий
|
92,7
|
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей,
ниток) и оборудования из стран ЕС
|
Содействие в поиске поставщиков и оборудования из дружественных
России стран мира
|
6
|
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий
|
93,7
|
Тайвань заморозил поставки чипов, микросхем микропроцессоров и
проводников в Россию, необходимых для производства электронных изделий
|
Реализация проектов (программы) по импортозамещению чипов,
микросхем микропроцессоров с выделением финансовых ресурсов из федерального
бюджета
|
7
|
Производство одежды
|
96,1
|
Ограничение импортных поставок сырья и материалов (тканей,
ниток) и оборудования из стран ЕС
|
Компенсацию затрат при покупке сырья и
оборудования, содействие в поисках материалов и сырья в дружественных России
странах
|
8
|
Добыча металлических руд
|
97,2
|
Эмбарго стран ЕС на экспорт из России стали и железа привело к
снижению спроса на металл и увеличение конкуренции между российскими
компаниями
|
Содействие в поэтапной переориентации на восточные рынки
|
Наибольшее снижение индекса в Республике Башкортостан произошло в производстве кокса и нефтепродуктов, производстве кожи, обработке древесины.
Эмбарго США и ЕС на экспорт бензина и нефтепродуктов, потеря части рынка сбыта и снижение объемов экспорта и выручки предприятий привели к тому, что ряд нефтеперерабатывающих предприятий Республики Башкортостан существенно снизили объемы переработки нефти. В их числе Уфимский нефтеперерабатывающий завод. Учитывая, что производство кокса и нефтепродуктов занимают существенную долю в экономике Республики Башкортостан, дальнейшие снижение объемов производства может отрицательно сказаться как на налоговых поступлениях в бюджет, так на снижении объемов промышленного производства.
Как и по российской Федерации в целом более чем на 10 % упали объемы производства деревообрабатывающих предприятий [24].
В средне и долгосрочных перспективах развитие промышленности Республики Башкортостан будет определяться следующими основными тенденциями, связанными как с внешними, так и внутренними условиями развития:
– адаптацией к влиянию беспрецедентных санкций западных стран, связанных с проведением Россией специальной военной на Украине. Развитие во многом будет зависеть как от длительности проведения специальной военной операции, так и от ее итогов;
– способностью к функционированию и развитию в условиях финансово-экономических, энергетических кризисов, в том числе, связанных с пандемиями типа коронавирусной инфекций;
– усилением конкуренции как на внутренних, так и внешних рынках при значительном сокращении ценовых конкурентных преимуществ, вследствие высоких темпов инфляции;
– начавшимся сокращением населения трудоспособного населения в сочетании с дефицитом высококвалифицированных специалистов;
– увеличением миграционных потоков, связанных в том числе с проведением специальной военной операции на Украине;
– необходимостью преодоления тенденций к увеличению уровня износа основных фондов, при ограничении зарубежных поставок оборудования и технологий, в том числе цифровых;
– необходимостью усиления экономической безопасности Российской Федерации, за счет снижения зависимости от импорта западных стран.
С учетом этого основные варианты средне и долгосрочного развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан будут определяться степенью реализации следующих ключевых факторов:
– повышение эффективности и конкурентоспособности промышленного сектора экономики за счет модернизации действующих промышленных предприятий на основе внедрения инновационных проектов;
– реализация незадействованного импортозамещающего потенциала, способствующего укреплению экономической безопасности;
– реализация крупномасштабных инвестиционных проектов по созданию и развитию новых промышленных предприятий в перспективных видах экономической деятельности;
– переориентация экспорта продукции в «дружеские» для России страны;
– модернизация производственной и энергетической инфраструктуры промышленных предприятий;
– развитие и повышение эффективности институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность в регионе;
– повышение качества человеческого капитала и решение проблем дефицита высококвалифицированных специалистов за счет расширения номенклатуры специальностей и плана выпуска специалистов, востребованных промышленными предприятиями (решение проблемы дисбаланса на рынке труда и образовательных услуг).
В зависимости от степени реализации этих факторов, на наш взгляд, можно выделить три сценария развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан: консервативный (пессимистический), инновационный (оптимистический) и целевой.
Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными темпами роста промышленного сектора экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического, сырьевого и военно-промышленного секторов экономики с отставанием в гражданском секторе. Модернизация промышленности ориентируется в большей степени на импортные технологии и знания, преимущественно «дружественных» для России стран: Китай, Индия, Беларусь.
По нашему прогнозу среднегодовые темпы роста объемов промышленного производства оцениваются на уровне 1 – 2 % в год в 2024 г., при их снижении на 2-3 % в 2022 – 2023 гг. Доля Республики Башкортостан в общих объемах российского промышленного производства при этом снизиться на 0,5 процентных пункта.
Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционно-инновационной составляющей роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан, преимущественно за счет инновационного развития обрабатывающего сектора экономики с ориентацией на несырьевой экспорт и импортозамещения продукции из «недружественных» России стран. Сценарий предполагает превращение инновационных факторов в ведущий источник экономического роста. Приоритетом становятся наряду с предприятиями топливно-энергетического сектора высокотехнологические производства.
Сценарий предполагает использование в качестве основы развития – принципов реиндустриализации, предполагающий наряду с модернизацией топливно-энергетического сектора развитие высокотехнологических производств в приоритетных видах экономической деятельности, обозначенных в стратегии развития Промышленности Российской Федерации до 2030 г. (Распоряжение Правительства от 17 января 2020 г. № 20).
Среднегодовые темпы роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан оцениваются на уровне 4 % в год в 2024 – 2030 гг., что будет превышать темпы роста среднероссийских показателей и позволит увеличить долю Республики Башкортостан в Российской Федерации по объемам промышленного производства на 0,5 процентных пункта.
Целевой сценарий (вариант 3). Разработан на основе инновационного сценария, при этом он характеризуется ускорением темпов промышленного роста за счет создания масштабного сектора несырьевого экспорта, формирования и развития конкурентоспособных кластеров, создания и развития крупных высокотехнологичных предприятий обрабатывающей промышленности в сфере беспилотной авиации, биотехнологий и геномной инженерии, информационно-телекоммуникационных технологий, радиоэлектроники. Предполагает увеличение объемов инвестиций в Республику Башкортостан, в том числе за счет расширения особой экономической зоны «Алга» с привлечением в нее резидентов.
Сценарием предусматривается полномасштабная реализация всех задач, поставленных в указе Президента Российской Федерации №474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
Среднегодовые темпы роста промышленного сектора экономики Республики Башкортостан составят 3 % ежегодно. При этом доля республики в объемах промышленного производства Российской Федерации к 2025 г. сохраниться на уровне 2021 г.
Рассмотренные сценарии развития предполагают относительную стабилизацию динамики цен на нефть в период 2023 – 2024 гг. на уроне 80 – 90 долларов США за баррель.
Различие сценариев связано с высокой степенью неопределенности прогнозных оценок, связанных, прежде всего, с внешней средой, влияние которой усиливается в связи с ростом геополитической напряженности. Во многом на темпы промышленного роста также будут влиять результаты и длительность военной специальной операции России на Украине, усиление (ослабление) санкционной политики западных стран.
В соответствие с предложенными сценариями на основе экспертного подхода спрогнозированы на период до 2024 года индексы физического объема промышленного производства Республики Башкортостан и среднесписочная численность работников организаций по промышленным видам экономической деятельности.
Оценка показателей промышленных видов экономической деятельности на 2022 г. осуществлена с учетом достигнутых их значений по оперативным данным за 9 месяцев 2022 г.
При консервативном сценарии в прогнозе учтены тенденции развития видов экономической деятельности в 2017 – 2021 гг. Средние темпы роста или падения показателей в этот период взяты за основу прогнозирования. В соответствие с нашим прогнозом согласно консервативному варианту, число занятых в промышленных видах экономической деятельности к 2024 году сократиться на 5 тыс. чел.
По нашему мнению инновационный сценарии предполагает рост числа занятых в промышленных видах экономической деятельности Республики Башкортостан к 2025 г. на 4 тыс. чел. При прогнозе учтены ряд обстоятельств:
– увеличение объемов оборонзаказа скажется на росте числа занятых на предприятиях, производящих авиационные двигатели и вертолеты таких как ПАО «ОДК-УМПО», АО (КумАПП) и др. Предприятия текстильной промышленности могут также нарастить объемы производства и числа занятых, производя продукцию для нужд российской армии;
– будут реализованы крупномасштабные инвестиционные проекты с существенным приростом рабочих мест – по виду производство лекарственных средств и материалов предприятия «Фарм стандарт- УфаВИТА» создание производства лекарства для лечения гемофилии (инвестиции 1,6 мдрд. руб., 200 рабочих мест); строительство химического комбината в ОЭЗ «Алга» по производству синтетических высших жирных спиртов (инвестиции 15 млрд. руб., 800 рабочих мест) и др. [24];
– принято во внимание влияние санкций стран запада на финансово-экономические показатели деятельности предприятий за 9 месяцев 2022 года и др.
В соотвествие с базовым сценарием, по нашему мнению, произойдет незначительный рост числа занятых в промышленных видах экономической деятельности к 2025 году на 1 тыс. чел. В прогнозе учтены сценарные условие инновационного сценария, но с учетом высоких рисков реализации крупномасштабных инвестиционных проектов темпы роста показателей снижены по сравнению с инновационным сценарием. В связи с этим базовый вариант является промежуточным между консервативным и инновационным.
Заключение.
На основе оценки текущей ситуации развития промышленного сектора экономики за январь – август 2022 года осуществлена предварительная оценка влияния санкционной политики стран Запада на отдельные промышленные виды экономической деятельности. В результате оценки выявлено, что Правительство Российской Федерации и Республики Башкортостан оказались более подготовленными к жестким санкциям со стороны стран Запада, нежели в 2014 году, когда были введены санкции в ответ на воссоединение Крыма с Россией, что проявилось в менее выраженном спаде промышленного производства за 8 месяцев 2022 г. относительно 8 месяцев 2021 г. Более того за 1 полугодие 2022 г. в промышленности Российской Федерации наблюдался рост производства за счет благоприятных цен на энергоносители, вопреки оценкам МВФ. В итоге спад промышленного производства оказался менее выраженным по сравнению с кризисом 2014 года и пандемическим кризисом 2020 г. во многом благодаря тому, что Правительством Российской Федерации и Республики Башкортостан были приняты своевременные пакеты антикризисных мероприятий в ответ на санкции стран Запада. Благодаря поддержке импортозамещающих проектов системообразующих промышленных предприятий России, процессы импортозамещения многократно ускорились, особенно в IT сфере. Вместе с тем, ожидается, что по сравнению с кризисом 2014–2015 гг. падение промышленного производства будет более затяжным по сравнению с кризисом 2015 г. и пандемическим кризисом, в связи с этим потребуется новый пакет антикризисных мероприятий осенью 2022 г.
Представлены сценарные условия развития промышленного сектора экономики Республики Башкортостан на среднесрочный период. На основе экспертного подхода спрогнозированы показатели индекса промышленного производства и числа занятых в промышленности Республики Башкортостан по 3 вариантам развития событий в условиях геополитической неопределенности, с учетом влияния санкций западных стран. По результатам прогноза, после спада по итогам 2022 и 2023 гг. на 3 – 5 %, начиная с 2024 г. по каждому из вариантов прогнозируется рост производства от 1 до 4 % в год при умеренном росте числа занятых в промышленности по базовому сценарию.
Вместе с тем, более полную оценку можно будет сделать только по итогам 2022 года, когда существенным образом расширится статистическая база для анализа как на федеральном, так и региональном уровнях.
References:
Abalkin L.I. (1994). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: ugrozy i ikh otrazhenie [Economic security of Russia: threats and their reflection]. Voprosy Ekonomiki. (12). 4-16. (in Russian).
Belyakova G.Ya. (2001). Konkurentosposobnost regionalnoy ekonomiki: kontseptsiya operezhayushchego razvitiya [Competitiveness of the regional economy: the concept of advanced development] Krasnoyarsk: Sib GTU. (in Russian).
Doroshenko Yu.A., Golubitskikh M. (2017). Faktory konkurentnoy ustoychivosti i otsenka ikh vliyaniya na predpriyatiya promyshlennosti stroitelnyh materialov [Factors of competitive stability and assessment of their impact on the enterprises of the building materials industry]. Belgorod Economic Herald. (1(85)). 26-31. (in Russian).
Drobot E.V., Gudovich G.K., Makarov I.N., Bakhmutskaya V.S. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii i Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh sanktsiy [Economic security of Russia and the Eurasian Economic Union in terms of sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (3). 1671-1682. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.41004.
Drobot E.V., Makarov I.N., Ivanova A.A. (2017). Osobennosti gosudarstvennogo upravleniya razvitiem strategicheskikh otrasley v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy: institutsionalnyy i sistemnyy aspekt [Features of state management of the development of strategic industries under economic sanctions: institutional and systemic aspect]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (19). 2769-2786. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.19.38358.
Garmashova E.P. Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A., Tarabardina M.Yu. (2020). Sanktsii kak mery mezhdunarodnogo prinuzhdeniya: osnovnye vidy i teoreticheskie podkhody k ponyatiyu [Sanctions as means of international enforcement: main types and theoretical approaches to the concept]. Journal of International Economic Affairs. 10 (3). 649-662. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A., Tarabardina M.Yu. (2020). Sanktsii kak mery mezhdunarodnogo prinuzhdeniya: osnovnye vidy i teoreticheskie podkhody k ponyatiyu [Sanctions as means of international enforcement: main types and theoretical approaches to the concept]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 649-662. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110824.
Glazev S.Yu. (1997). Osnova obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti strany: alternativnyy reformatsionnyy kurs [The basis for ensuring the economic security of the country: an alternative reformation course]. Russian Economic Journal. (1). 8-9. (in Russian).
Glazev S.Yu. (2016). V «tysyachu pervyy» raz o vybore mezhdu strategiyami sotsialno-ekonomicheskoy degradatsii strany i sovremennogo narodnokhozyaystvennogo razvitiya (zametki uchastnika zasedaniya ekonomicheskogo soveta pri prezidente RF) [«Thousand and one» times again on the choice between strategies of socioeconomic degradation of the country and modern national economic development (notes of an attendee to the meeting of the economic council under president of the RF)]. Russian Economic Journal. (3). 3-17. (in Russian).
Kosmin A.D., Kuznetsova O.P., Kosmina E.A. (2019). O pagubnyh posledstviyakh antirossiyskikh sanktsiy [About the harmful consequences of anti-Russian sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (4). 2805-2818. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41237.
Kostin K.B., Shimko P.D. (2022). Povyshenie effektivnosti upravleniya dokhodami predpriyatiy v Rossiyskoy Federatsii v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [Improving the efficiency of income management of enterprises in the Russian Federation in modern conditions of sanctions restrictions]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Kostin K.B., Shimko P.D. i dr. (2022). Mezhdunarodnyy transfer tekhnologiy v Rossiyskoy Federatsii i ego perspektivy v sovremennyh usloviyakh sanktsionnyh ogranicheniy [International technology transfer in the Russian Federation and its prospects in the current conditions of sanctions restrictions]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). (in Russian).
Krivorotov V.V., Ershova I.V., Belik I.S. i dr. (2014). Konkurentosposobnost sotsialno-ekonomicheskikh sistem: vyzovy novogo vremeni [Competitiveness of socio-economic systems: challenges of the new time] M.: Ekonomika. (in Russian).
Kuklin A.A. (2014). Ekonomicheskaya bezopasnost regionov: teoretiko-metodologicheskie podkhody i sravnitelnyy analiz [Economic security of regions: theoretical and methodological approaches and comparative analysis]. Fundamental research. (6-1). 142-145. (in Russian).
Maglinova T.G. (2019). Deyatelnost rossiyskikh transnatsionalnyh korporatsiy v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsiy [The activities of Russian transnational corporations in the context of economic sanctions]. Journal of international economic affairs. 9 (2). 589-596. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40807.
Makarov V.L., Ayvazyan S.A., Afanasev M.Yu., Bakhtizin A.R., Nanavyan A.M. (2014). Otsenka effektivnosti regionov RF s uchetom intellektualnogo kapitala, kharakteristik gotovnosti k innovatsiyam, urovnya blagosostoyaniya i kachestva zhizni [The estimation of the regions’ efficiency of the Russian Federation including the intellectual capital, the characteristics of readiness for innovation, level of well-being, and quality of life]. Economy of the region. (4(40)). 9-30. (in Russian). doi: 10.17059/2014-4-1.
Makhova A.V., Pechenkina A.V. (2019). Analiz sanktsiy v otnoshenii RF v period 2015-2018 [Analysis of sanctions with respect to the Russian Federation in the period 2015-2018]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-2). 60-63. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2018-10477.
Mokhnachev S.A. (2009). Teoretiko-metodologicheskie osnovy upravleniya konkurentoustoychivostyu vysshego uchebnogo zavedenie [Theoretical and methodological foundations of the management of competitiveness of higher education institution] Yekaterinburg: Institut ekonomiki Uralskogo otdeleniya RAN. (in Russian).
Pytkin S.O. (2022). Privlechenie pryamyh inostrannyh investitsiĭ: problemy i puti resheniya v usloviyakh sanktsiĭ [Attracting foreign direct investment: problems and solutions in the context of sanctions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (6). (in Russian).
Telegina E.A., Khalova G.O. (2019). Sanktsii i torgovye voyny kak indikatory transformatsii mirovogo khozyaystva. Vozmozhnosti dlya Rossii [Sanctions and trade wars as indicators of transformation of the world economy. Opportunities for Russia]. World Economy and International Relations. 63 (2). 13-20. (in Russian). doi: 10.20542/0131-2227-2019-63-2-13-20.
Zaichkin N.I., Zelentsova L.S. i dr. (2012). Kontseptsiya konkurentoustoychivosti: teoriya, praktika [The concept of competitiveness: theory, practice] M.: Izdatelstvo «Pero». (in Russian).
Zimovets A.V., Sorokina Yu.V., Khanina A.V. (2022). Kompleks predlozheniy po zashchite ekonomiki Rossii ot sanktsiy stran Zapada na makro-, mezo- i mikrourovne [A set of proposals to protect the Russian economy from Western sanctions at the macro-, meso and micro-levels]. Journal of International Economic Affairs. 12 (2). 195-214. (in Russian). doi: 10.18334/eo.12.2.114792.
Страница обновлена: 03.04.2025 в 17:27:34