Historical context of the sharing economy

Lyasnikov N.V.1, Mileshina O.Yu.2, Lyasnikova Yu.V.3
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
3 Московский государственный областной университет

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 12, Number 4 (October-December 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=52305213

Abstract:
The appearance of the sharing economy was greatly influenced by historical background. Active discussions of the sharing economy began in the 1990s, but its final formation fell on the stage of the development of digital technology, the Internet, virtual communities and social networks. The purpose of the article is to consider in detail the history of modern Sharing. The success of Russian online sharing platforms will always depend on how they perform, how secure transactions are and how reliable the service is. Sharing business projects in Western markets have had to overcome such difficulties, so solving this problem is not something impossible.

Keywords: collaborative economy, collaborative consumption, sharing economy, participation economy, short-term lease, reasonable consumption, joint ownership, joint consumption



ВВЕДЕНИЕ. Первые предпосылки возникновения шеринг-экономики (sharing economy), или совместного пользования услугами и продуктами, появились на заре становления общественных отношений. Классические примеры шеринг-экономики – комиссионные магазины, пункты проката, библиотеки.

Шеринг-экономику часто называют экономикой совместного потребления (collaborative consumption). Совместное потребление актуально во многих сферах. Люди ежедневно сталкиваются с совместным потреблением (например, желая прокатиться на карусели, никто не идет покупать целый аттракцион). В повседневной практике прочно закрепились разные элементы шеринг-экономики: аренда жилья на краткосрочный период и сдача в прокат (автомобильного транспорта, инструмента, оборудования, костюмов, бытовой техники и пр.). Эти элементы шеринговой экономики присутствовали в общественно-экономических отношениях и в период Советского Союза.

Следует отметить, что сфера услуг в принципе является благоприятной почвой для развития шеринг-экономики. Несмотря на то, что сфера услуг существует столько же, сколько и человеческое общество, о шеринговой экономике как о самостоятельной экономической категории или отдельном направлении начали говорить только в последние 10–15 лет.

В научной литературе используются такие синонимы понятия шеринг-экономики: экономика участия, обмен, бартер, краткосрочная аренда, разумное потребление, совместное владение, совместное потребление, долевая экономика, экономика деления, разумное потребление [2, 7] (Veretennikova, 2021; Kireeva, Zavyalov, Zavyalova, Saginova, 2021).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Первой в практику вошла традиция обмениваться книгами, фильмами на DVD и CD-дисках, инструментом и предметами обихода. Сегодня насчитывается множество разных течений по обмену одеждой (dresscrossing), книгами (bookcrossing), различными вещами и предметами (предметами личного пользования, детскими товарами, игрушками, часами, украшениями, мебелью и пр.).

В Соединенных Штатах в эпоху комиссионных магазинов и секонд-хендов каждый человек мог приобрести там нужные вещи или сдать ненужные. Сбор вещей для бедняков начался еще раньше. В качестве главного организатора выступала церковь. В католических и христианских странах каждый мог пожертвовать приходу игрушки, одежду, обувь, деньги, которые затем передавались новым хозяевам. Аналогичная практика популярна до сих пор.

В самом начале прошлого века начали развиваться разного рода фонды помощи детям-сиротам. Богатые меценаты с готовностью оплачивали образование способным сиротам. Позднее был учрежден фонд Матери Терезы [13], призывавшей население стран первого мира к отправке средств в беднейшие страны мира с целью улучшения качества жизни людей. Благодаря этому африканские дети стали получать одежду из Германии и США. Волонтеры раздавали гуманитарную помощь на улицах бесплатно.

Достаточно интересная и долгая история у шеринга продуктов питания. В довоенные годы в Германии и странах Европы практиковалась так называемая зимняя помощь бедным (одежда, еда). Пищу обычно готовили непосредственно на улице в большом чане, а бездомные выстраивались в очередь в ожидании бесплатного хлеба и супа. Не исчезла такая практика и сегодня. К примеру, в Лос-Анджелесе ежедневно открываются пункты выдачи пищи бездомным и бедным. Люди без средств к существованию подходят друг к другу на улицах, чтобы узнать адреса кормления. В странах, где практикуется регулярное кормление бездомных, процент алкоголизма и разбоя среди этого контингента намного ниже.

Существует два основных направления шеринга – бесплатное и платное. Первое направление – это совместное использование или безвозмездный обмен вещами, а второе – купля-продажа или возмездный обмен.

Происхождение шеринг-экономики принято связывать с распространением новых стандартов потребления среди лиц, рожденных в период между 1980 г. и 2000 г. (т. е. поколения миллениалов). Самым старшим представителям этого поколения сегодня почти 40 лет, младшим ― едва исполнилось 20. Это достаточно большой пласт активной молодежи. Но желания и потребности молодежи не всегда совпадают с возможностями.

Современное общество является обществом потребления. Реклама призывает людей к использованию всех благ цивилизации. Эта реклама сыплется на людей отовсюду. При этом современная реклама не содержит прямых призывов к покупке. Главный посыл большинства рекламных роликов – «обладай, пользуйся, узнай, попробуй». В основном они рассчитаны на младший средний возраст (40 лет) и молодежь. В результате массированной рекламной атаки у общества порождаются новые желания и потребности. Но материальные возможности миллениалов намного скромнее, чем предыдущего поколения, так как им приходится оплачивать кредиты за обучение и жилье. Еще одна актуальная проблема современности – высокий уровень безработицы [12]. В России представители этого поколения полностью восприняли модель экономического поведения, существующую в западных странах, активно пользуясь кредитами на жилье, обучение и отдых. Всеобщая закредитованность населения обусловливает отсутствие свободных денег.

Всеобщее изобилие делает отказ от общественных благ практически невозможным. Соответственно, было найдено простое и достаточно эффективное решение. Речь идет о совместном использовании без необходимости уплаты полной стоимости покупки. При такой позиции обеспечивается защита от новых займов и кредитов (например, ипотеки или автокредитов), позволяя жить свободной и полноценной жизнью [6, 9] (Zabelina, Asaliev, Druzhinina, 2021; Levina, Dudin, 2020).

Отличительными чертами шеринга выступают:

- бесплатная или платная основа;

- дефицит финансовых ресурсов;

- широкая распространенность среди молодежи.

В различных формах обмен существовал всегда. Достаточно вспомнить натуральный обмен на заре становления человеческого общества; бартер в 1990-е годы; коллекционеров, которые обмениваются монетами, марками, раритетными вещами. В настоящее время совместное пользование услугами и обмен вещами превратились в настоящий шеринговый бизнес.

Сегодня широко распространена замечательная традиция ― «подвешенный кофе» [1] (Alasaniya, 2011) (итал. «un caffe sospeso»). Суть в том, что в ресторане или кафе, где практикуется такая программа, посетитель может оплатить напиток или блюдо для кого-либо из тех, кто посетит заведение позднее. Эта программа не является благотворительностью. Благодаря данной программе посетители заведений могут делиться, делая людям неожиданную приятность (кофе, чай, десерт) или выручая их (порция в столовой, хлеб в магазине).

Идеи шеринга начали развиваться с самого начала возникновения человеческого общества. Почему же тогда о шеринге говорят как о новом явлении? Речь идет о единстве концепции. В настоящее время все формы шеринга объединены в единую систему, подкрепляемую современными информационно-коммуникационными технологиями [10, 11] (Makarov, Drobot, Levchegov, 2020; Merzlov, 2021).

Нынешнюю концепцию шеринговой экономики и шеринга сформулировали Р. Роджерс и Р. Ботсман в 2010 году (соавторы книги под названием «What's Mine Is Yours: Rise Of Collaborative Consumption» – «Наступление эпохи общего потребления») [18] (Laurell, 2017). Основа данной концепции сформирована на ключевых постулатах генерального менеджмента (табл. 1).

Таблица 1

Основные постулаты формирования и развития концепции

sharing economy


Постулаты
Примеры
1
Экономия ресурсов и времени
Нет необходимости в покупке автомобиля для выезда за город раз в месяц-два
2
Выгоды
При предоставлении жилой площади в аренду снижаются затраты на содержание жилища
3
Рациональное потребление
Благодаря оптимальному пользованию транспортом снижаются вредные выбросы
4
Доверие
Доверие является тем фундаментом, на котором выстраиваются sharing-площадки. Главным строительным материалом является репутация, выстраиваемая постепенно – по кирпичикам
5
Использования информационно-коммуникационных технологий
В данном случае коммуникации рассматриваются в качестве ключевого драйвера шеринг-экономики. Популярность шеринга обусловливается развитием информационно-коммуникационных технологий. Важнейшим драйвером sharing-экономики выступает доступность сети Интернет и мобильной связи. Согласно данным МСС [5] (Gerasimenko, 2017), интернет сегодня доступен примерно половине населения планеты. По состоянию на 2018 год число интернет-пользователей достигает 3,5 миллиарда человек. Также можно говорить о закономерном росте количества сторонников пользования мобильных программ и приложений

По прогнозам PricewaterhouseCoopers, уже к 2025 году доход от сервисов совместного потребления превысит 335 млрд долларов США. К сравнению: в 2014 году доходы стран Евросоюза от туризма составили 422,6 млрд долларов США [4] (Geron, 2013).

Управлением экономики и статистики Министерства торговли США в июне 2016 года был опубликован доклад, в котором была предпринята попытка определения контура инновационного бизнес-сектора. Участники этого бизнес-сектора обозначены как компании, соединенные цифровым способом (англ. – digital matching firms).

В докладе сектор определен через такие ключевые характеристики [16]:

1. Во-первых, участники нового бизнес-сектора для облегчения одноранговых транзакций пользуются информационными ИТ-системами и ИКТ-технологиями, доступными через веб (например, мобильные приложения и программы).

2. Во-вторых, участники нового бизнес-сектора полагаются на пользователей исходя из рейтинговой системы контроля качества. Благодаря этому обеспечивается высокий уровень доверия между поставщиками и потребителями услуг, взаимодействующими впервые.

3. В-третьих, участники нового бизнес-сектора предлагают рабочих, оказывающих услуги при помощи соединительных цифровых платформ.

4. В-четвертых, участники нового бизнес-сектора свободны в составлении графика работы. Они полагаются на ресурсы работников и собственные инструменты.

Шеринг-экономика не ограничивается одними только услугами такси, каучсерфингом и арендой жилья. Сферой совместного потребления охватываются разные виды услуг, отдельные люди и целые организации. Этому есть достаточно мощные предпосылки:

1. Рост населения планеты, что вызовет необходимость в совместном использовании услуг и ресурсов.

2. Социальные медиа, информационно-коммуникационные и мобильные технологии. С их помощью обеспечивается прямая коммуникация между пользователями. Это касается и компаний, и отдельных людей. В настоящее время в открытом доступе находится большое количество личных данных.

3. Увеличение экономического неравенства [8] (Kuznetsova, Osipova, 2021). Эта тенденция усиливается с каждым годом. Преподаватель Гарвардского университета С. Штраус отмечал, что в ближайшие годы движущей силой шеринг-экономики будет выступать разрыв между доходами бедных и богатых (как минимум для Соединенных Штатов).

В международном докладе от 2018 года «World Inequality Report 2018» («О неравенстве в мире – 2018»), подготовленном Всемирной лабораторией неравенства, говорится о том, что уровень экономического неравенства в Российской Федерации можно сопоставить с дореволюционным периодом.

Если всех взрослых россиян упорядочить по уровню доходов и разделить на две части, то на одну группу будет приходиться 83% национального дохода, а на вторую – 17% (по данным 2016 года). По некоторым оценкам, доходы самых богатых 10% россиян составляют почти половину национального дохода (45,5%), что почти совпадает с ситуацией в 1905 году [14] (Usmanov, 2018).

4. Стихийные бедствия, ураганы, землетрясения и прочие чрезвычайные ситуации (засуха 2012 года; землетрясение в Японии и Чили; цунами).

5. Социальные, экологические и финансовые кризисы. После финансово-экономического кризиса 2008 года безработица, снижение уровня доходов и неуверенность в будущем распространились и в странах с развитой экономикой. Люди вынуждены более тщательно контролировать расходы.

6. Увеличение волатильности стоимости природных ресурсов. Между мировыми кризисами большим значением обладает увеличение уровня благосостояния людей в развивающихся странах. Это оказывает значительную нагрузку на природные ресурсы. Все более популярными и востребованными становятся альтернативные источники энергии.

7. Увеличение частоты социальных волнений, влекущих за собой новые испытания для общества и экономики, а также приводящих к стремительным переменам.

8. В последние годы наблюдается стремительный и устойчивый рост шеринговой экономики. В настоящее время тысячи организаций во всем мире позволяют людям арендовать, делиться, дарить и одалживать услуги, товары, информацию и различные навыки [16].

Такой экономической системе присущи определенные плюсы и минусы. Также она сопряжена с определенными рисками, о которых необходимо знать. Для того чтобы оставаться в курсе событий, необходимо знакомиться с отзывами, рейтингами и рекомендациями. К настоящему моменту сформировался целый рынок зарабатывания денег, конкурирующий с традиционной экономикой. Конкуренция уже дошла до того, что можно говорить о подрыве основ индустриальной модели индивидуального потребления и корпоративной собственности [3] (Gumennyy, 2014). Выходит, что в настоящее время у каждого человека имеется возможность одновременно и потреблять, и получать доход в качестве поставщика. В основу шеринговой экономики заложен натуральный обмен, и строится она исключительно на доверии. Шеринговая экономика – честная, понятная, человечная экономика. Рынок шеринг-экономики оценивается примерно в 26 млрд долларов США. При этом эксперты говорят о потенциале роста в 25%.

Основными движущими силами развития шеринговой экономики в настоящее время являются [17] (Botsman, 2010):

1. Технологии реального времени и пиринговые социальные сети, базирующиеся на равенстве всех участников, кардинально изменившие поведение большого числа людей.

2. Глобальный финансово-экономический кризис, заставивший население постепенно отходить от бездумного потребления.

3. Проблемы с экологией, оказывающие все более существенное воздействие на повседневную жизнь и экономику.

4. Возрожденная вера в значимость сообществ и переосмысление человечеством значения слов «соседи» и «друг». О высокой роли этого фактора неоднократно писала известный эксперт в сфере шеринговой экономики и социальный инноватор Рейчел Ботсман.

Постепенно люди проявляют больше доверия друг к другу. Помощь ближнему также становится более распространенной, чем раньше. По мнению сотрудников шеринг-экономики, в текущем десятилетии вышеуказанные движущие силы воздействуют одинаково. Цивилизация находится на этапе революционного перехода от сверхпотребления, свойственного ХХ веку, к тренду XIX столетия – общему (совместному) потреблению.

Целесообразно выделить основные особенности, составляющие сущность современной шеринг-экономики:

1. Наличие прямой связи между контрагентами и отсутствие посредников. При этом контрагенты все чаще – это частные лица.

2. Увеличение эффективности для всех сторон сделки. Эксперты обращают внимание на более высокие значения коэффициента полезного действия шеринговой экономики. Объясняется это более рациональным использованием ресурсов, времени и большим числом потребителей одних и тех же благ [15]. Соответственно, конечная стоимость для потребителей намного ниже.

3. Характер пользования благами – временный, но периодически повторяемый.

Заключение

Благодаря шеринг-экономике обеспечивается сокращение времени простоя транспорта, увеличение загрузки, сокращение стоимости пользования, повышение эффективности (далее – КПД) использования. Кроме того, для конечных пользователей обеспечивается экономия затрат, что в настоящее время является одним из существенных факторов.

Таким образом, главный вывод заключается в том, что шеринг сосредотачивается преимущественно в сфере услуг, предполагающих временное пользование какими-либо предметами и вещами, недоступными либо ненужными покупателю в повседневной жизни. По сути, речь идет о сочетании услуги и продукта. Привлекательность шеринга в том, что обеспечивается более эффективное и рациональное использование всех видов ресурсов (материальных, финансовых, временных). Намного выгоднее, быстрее и удобнее оплатить временный доступ к услуге или продукту, чем владеть ими всегда и безраздельно.


References:

Botsman R. (2010). What’s Mine is Yours: How Collaborative Consumption is Changing the Way We Live London: HarperCollins UK.

Gumennyy D. (2014). Sheringovaya ekonomika ― chto eto: konveyer idey, revolyutsiya ili podryvnaya model traditsionnogo biznesa? [Sharing economy: what is it: a conveyor belt of ideas, a revolution, or a disruptive model of traditional business?]. Strategii. (4). (in Russian).

Kireeva N.S., Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Saginova O.V. (2021). Transformatsiya sheringovoy ekonomiki v usloviyakh pandemii COVID-19 [Transformation of the sharing economy in the context of the COVID-19 pandemic]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (2). 213-226. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.2.111614.

Kuznetsova E.I., Osipova A.N. (2021). Uroven razvitiya chelovecheskogo potentsiala kak vazhnaya kharakteristika sotsialno-ekonomicheskoy bezopasnosti [The level of human potential development as an important characteristic of socio-economic security]. Economic security. 4 (4). 1167-1180. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.4.113144.

Laurell C. SandströmSciencedirect.com. Retrieved from https: //www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0040162517307527? via% 3Dihub

Levina E.V., Dudin M.N. (2020). Problema zanyatosti molodezhi v kontekste globalnoy tsifrovizatsii i ispolzovaniya setevyh tekhnologiy [The problem of youth employment in the context of global digitalization and application of network technologies]. Russian Journal of Labour Economics. 7 (6). 519-536. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.6.110209.

Makarov I.N., Drobot E.V., Levchegov O.N. (2020). Zelenaya ekonomika, tsifrovye tekhnologii i nanoinstrumentariy: osnovnye bazisy transformatsii proizvodstvennyh sistem v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Green economy, digital technologies, and nanotools: the main bases of production systems transformation in the Eurasian Economic Union]. Journal of international economic affairs. 10 (3). 719-742. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110822.

Merzlov I.Yu. (2021). Opyt strategicheskogo upravleniya tsifrovoy transformatsiey v Evropeyskom soyuze: tekushchie rezultaty i napravleniya dalneyshego razvitiya [Strategic management of digital transformation in the European Union: current results and development trends]. Journal of international economic affairs. 11 (4). 713-724. (in Russian). doi: 10.18334/eo.11.4.113695.

Uber, Airbnb and consequences of the sharing economy: Research roundupJournalistsresource.org. Retrieved July 06, 2019, from https://journalistsresource.org/ studies/economics/business

Usmanov D.I. (2018). Neravenstvo dokhodov kak tsentralnoe yadro analiza ekonomicheskogo neravenstva Rossii [Income Inequality as the Central Core of the Analysis of Economic Inequality in Russia] Exiting the Systemic Crisis Cyclicality: Problems and Ways of Sustainable Economic Development. 182-187. (in Russian).

Veretennikova A.Yu. (2021). Metodicheskiy instrumentariy otsenki shering-ekonomiki v gorodskoy srede na primere stran Evropy [Methodological tools for assessing the sharing economy in the urban environment in Europe]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1971-1986. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113840.

Zabelina O.V., Asaliev A.M., Druzhinina E.S. (2021). Problemy molodezhnogo segmenta rossiyskogo rynka truda i novye aktsenty politiki podderzhki zanyatosti molodezhi [Problems of the youth segment of the Russian labour market and novelties of the youth employment policy]. Russian Journal of Labour Economics. 8 (9). 985-1002. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.9.113473.

Страница обновлена: 25.03.2025 в 14:18:51