Analysis of the relationship between marketing approaches and modern trends in consumer behaviour
Suzdaleva G. R.1, Borovyh E.S.1
1 Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 11 (November 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=50051427
Abstract:
The key task of marketing is to ensure effective long–term relationships with consumers. Due to the rapid pace of changes in the external macro and microenvironment, the function of timely analysis of changes and trends in consumer behaviour is complicated by the need to choose new and new strategies to ensure competitive advantage. It is the operational analysis of trends, the collection of market data, the optimization of resources that contribute to the stable development of business in modern conditions. At the same time, marketing is constantly changing, new approaches are emerging. The specifics of companies, modern technologies and changes in consumer behavior are taken into account. In this regard, the article is devoted to the analysis of the correlation of historical approaches to marketing and modern trends. It is the confluence of trend changes and the knowledge of the currently optimal marketing approach for a particular company that will allow to build the entire process of interaction with the consumer more flexibly. The correlation of approaches to marketing, the latest trends in consumer behaviour and the results of a survey of existing marketers is a new approach to substantiating the optimal set of marketing tools for a particular company. The authors solve such a scientific problem as the choice of the most optimal option for the company to organize and manage marketing, taking into account the analysis of trends, industry, specifics of consumer behaviour. The article will be useful to practitioners in the field of marketing, customer service and entrepreneurs of various industries.
Keywords: trends, marketing approaches, marketing theory, consumer behaviour, marketers' survey
JEL-classification: M31, M37, M38
ВВЕДЕНИЕ
Постановка маркетинга в компании требует понимания особенностей потребительского поведения на рассматриваемом рынке. Решение этой задачи позволяет понять целевую аудиторию, причины потребительского поведения, определить инструменты влияния на это поведение. Это является актуальным вопросом, поскольку именно изменения в потребительском поведении формируют рыночные тренды, анализ которых дает руководству компаний возможность снизить неопределенность и рискованность принимаемых маркетинговых решений. Квалифицированный анализ трендов, знание специфики маркетинговых подходов с учетом особенностей сферы, в которой работает компания, позволяет предпринимателям быть не только на шаг впереди конкурентов, но и предугадывать желания и нужды потребителей. Поэтому в рамках данного исследования была сформулирована следующая гипотеза – современные тренды соответствуют исторически сложившимся маркетинговым подходам, знание которых и может позволить управленцам принимать более взвешенные маркетинговые решения, соотнося уровень развития маркетинга и влияющие на поведение потребителей тренды.
Целью исследования является выявление последних трендов маркетинговой деятельности и потребительского поведения, а также соотнесение их с существующими подходами к маркетингу. Ключевые задачи статьи - проанализировать подходы к маркетингу, начиная с начла 20 века, изучить современные тренды потребительского поведения и маркетинга,проверить, насколько современные компании изучают тренды и придерживаются определенного подхода к ведению маркетинговой деятельности. В рамках работы с помощью кабинетного метода была проведена классификация существующих подходов к маркетингу, а также изучены ключевые маркетинговые тренды 2020-2022г.г.; были проведены глубинные интервью с действующими маркетолгами г. Перми. Сроки проведения исследования – январь – июнь 2022 г. По результатам научно-прикладного исследования был сформулирован вывод о том, тренды соответствуют принципам исторического развития подходов к маркетингу, и наоборот. Также знание трендов и подходов к маркетингу способствует повышению результативности решений маркетологов и снижению рискованности их действий.
Анализ подходов к маркетингу
Появление стратегического маркетинга, как новейший подход рыночного воздействия на предприятие, возник на стыке развитиядвухнаучных сфер – маркетинга и менеджмента [7, c.56-67; 10, c.53-39; 14, с. 523-554; 15, с. 17-50; 24, с. 22-94].Во второй половине 70-х годов на сегодняшний день две теории осуществляли иные стратегии. Во второй половине 19 века и до 30-х годов 20 века теория маркетинга занималась исследованием стратегии «Развитие элементов маркетинга», теория менеджмента была «ориентирована на производство». С 30-х годов 20 века до середины 50-х годов теория маркетинга занималась исследованием стратегии «распределительная теория», теория менеджмента давала «ориентацию на продажу». С середины 50-х до конца 70-х годов теория маркетинга занималась исследованием «информационной теории маркетинга», теория менеджмента была «ориентирована на маркетинг». По окончании 70-х годов по текущий момент обе теории исследуют подходы стратегического маркетинга - таблица 1.
Таблица 1. Развитие концепции стратегического [7, c.56-67; 10, c.53-39; 14, с. 523–554; 15, с. 17-50; 24, с. 22-94].
|
Теория маркетинга
|
Теория менеджмента
(внутрифирменное управление производством)
|
Вторая половина 19
века и до 30-х годов 20 века
|
Улучшение элементов
маркетинга
|
Направленность на
производство
|
С 30-х годов 20
века до середины 50-х годов
|
Распределительная
теория маркетинга
|
Направленностьна
продажу
|
С середины 50-х до второй
половины 70-х годов
|
Информационная
теория маркетинга
|
Направленностьна
маркетинг
|
Вторая половина
70-х годов по текущий момент
|
Концепция
стратегического маркетинга
|
Более детально были проанализированы подходы двадцати двух научных деятелей в области стратегического маркетинга [3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 28]. В рамках анализа подходы были классифицированы в несколько групп. По итогам объединения в группы можно сформулировать вывод о том, что в большинстве высказываний стратегический маркетинг определялся как решение поставленных задач, реализация целей, увеличение прибыли компании.
ФатхутдиновР.А. [23, с. 187–205] и Дж. О’Шонесси [19, с. 351–373] соотносили понятие стратегического маркетинга с эффективным, но дорогим набором инструментов для продвижения компании и прогнозирования.
О. Уолкер [22, с. 108-115], Марченко С. [16, с.181-186], Михайлиной В.В. [18, с. 62-66], Поповой И.М. [18, с. 62-66] Гайдаенко Т.А. [8, с. 96-104] и Асон Т.А. [3, с. 27-31] дают определения стратегическому маркетингу как лидирующее место в общей стратегии развития предприятия, которое является базой для этого развития.
Для Шауберт О.Ю. [27, с. 60–64], Минко И.С. [17, с. 55-58], Степанова А.А. [17, с. 55-58], Идрисов Ш.А. [12, с. 37-53] и Волкова Л.А. [12, с. 37-53] стратегический маркетинг – это инструмент долгосрочного планирования, в рамках которого определяются цели, разрабатываются стратегии.
Звездова А.Б. [11, с. 17-21], Туровской М.С. [11, с. 17-21], С.Е. Чернов [25, с. 104-113], Атаяр С.Р. [4, с. 23-24], Ходжян Р.С. [4, с. 23-24], Смирнова Е.А. [21, с. 61-65] и Пашкус Н.А. [20, с. 124-132] определяют стратегический маркетинг как особый вид человеческой деятельности, представленный средством воплощения своих целей и максимизации прибыли.
Жан-Жак Ламбен [15, с. 17–50], Жарков Г.А. [9, с. 152–164] и Ким А.Р. [13, с. 21-23] дали определение стратегическому маркетингу как удовлетворение потребностей клиента.
Ф. Котлер [14, с. 523–554] и Чувакова С.Г. [26, с. 117-122] определили маркетинг как иерархическую систему маркетинговых мероприятий, в которой компания должна решать поставленные задачи и реализовать рыночные стратегии.
Ширшов Д.С. [28, с. 13–17] и Куликова Е.С. [28, с. 13-17] дают определение маркетинговой стратегии как элемент маркетингового плана фирмы.
Беляев В.И. [5, с. 156-159] и ряд других авторов дали определение стратегическому маркетингу как сложная экономическая категория, исследование которой требует учета специфики конкретных рынков и проведения глубокого анализа их состояния и развития.
Если ранее, предприятие интересовало лишь производство, то сейчас первоначальной заботой является ориентация на маркетинг как средство достижения цели.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем современнее утверждение авторов, тем больше фирма проявляла интерес к своему клиенту. Ранее фирмам было интересно лишь изготовление товара и оперативное получение прибыли. В более современных подходах повышается значимость человека – потребителя, сотрудника и их деятельность. Маркетинг стал устанавливать цели и задачи компании, а не ограничиваться лишь их реализацией.
Анализ трендов 2020-2022г.г. в маркетинге и потребительском поведении.
Вследствие детального исследования трендов маркетинга и потребительского поведения были выявлены и выделены следующие тенденции - таблица 3.
Таблица 3. Современные тренды маркетинга и потребительского поведения [1; 2; 6, c. 3–4; 29].
ПЕРИОД
|
ТРЕНД
|
2019/20
|
Более
тесно взаимодействие с элементами микросреды за счет цифровизации и
автоматизации процессов
|
2019
|
Все
участники - предприятие, потребитель, партнер – стремятся повысить
экспертность. Этому способствует открытый доступ разных источников информации
|
2019
|
Замена
концепции FOMO («синдрома упущенной выгоды») подходом JOMO («радость
упущения»)
|
2019/20
|
Повышается
ценность времени. Потребитель стремится получить желаемое здесь и сейчас,
стремится сократить временные потери.
|
2019/20
|
Антисоциализация
– стремление находиться в одиночестве из-за переизбытка информационного шума
|
2020
|
Экологичность
в самых разных ее проявлениях, в разных сферах жизни потребителя – от еды до
одежды
|
2020
|
Популяризация
типичных образцов поведения – рост роли авторитетов, выстраивание в сознании
аватаров в разных ситуациях
|
С 2017
|
Стремление
владеть новыми современными товарами, тяга к инновациям
|
2020
|
Выгорание
в разных аспектах – как в эмоциональном, так и в профессиональном ключе
|
2020
|
Формирование
микросообществ, реализация целее и задач в рамках организации нетворкинга
|
2019/2020
|
Гипер
персонализация предложений относительно конкретного клиента
|
2019
|
Интеграция
и объединение разных форматов, элементов маркетингового процесса, его
участников для увеличения синергетического эффекта.
|
2019
|
Интеграция
и оптимальное сочетание онлайн и оффлайн инструментов, нежелание абсолютного
перехода в онлайн
|
2019
|
Поддержка
и выстраивание социальных связей, рост значимости лидеров мнений и
референтных групп
|
2019
|
Рост
востребованности получения услуг и товаров на дому, стремление минимизировать
передвижения по местам торговли оффлайн
|
2021/2022
|
Возрастание
значимости миссии и общественного предназначения компании, их наличие важно
для потребителя
|
2021/2022
|
Инклюзия
– сочетание разных форматов, взаимопроникновение
«потребитель-производитель-продавец», рост степени вовлечения клиентов в
процесс оказания услуг и производства товаров, процессы продаж
|
2022
|
Отказ
отcookies, нежелание нарушать свои личные границы
|
2022
|
Стремление
пользоваться новыми, но при этом удобными и легко масштабируемыми
технологиями
|
2022
|
Формирование
доверительных отношений с целью повышения лояльности потребителей
|
2021/22
|
Под
воздействием больших информационных потоков потребитель стремится к запоминанию
и восприятию коротких отрывков, поверхностному изучению вопроса- так
называемая клиповость мышления
|
2021
|
Рост
значимости социально-ориентированного бизнеса, стремление к взаимной
поддержке
|
2020
|
Наряду
с клиповым мышлением потребители растет востребованность аудио-контента. Это
позволяет экономить ценный временной ресурс и параллелить процессы
|
2019
|
Автоматизация
и диджитализация рекламно-информационного контента
|
2021
|
Индивидуализация
и адресность телевидения за счет применения современных технологий при
производстве ТВ
|
2022
|
Рекламная
модель просмотра видео контента набирает популярность, потребители стремятся
к экономии
|
2020/21
|
В
качестве наиболее результативных инструментов потребители называют вебинары,
онлайн-мероприятия и медиаконтент
|
2022
|
Рост
значимости уровня экспертности контента, его функциональности и полезности
|
2022
|
Упрощение
продаж, консультаций, взаимодействия с потребителем посредством социальных
сетей
|
2022
|
Стремление
к омниканальности в разных аспектах взаимодействия с потребителем
способствует повышению надежности и релевантности необходимой для принятия
решения о покупке информации, в частности через соц. сети
|
2022
|
Социальная
составляющая процесса продаж обеспечивается через вирусные продукты
(потребители стремятся к взаимодействию друг с другом)
|
По итогам обзора можно сделать вывод, что существующие тренды на рынке за последние 5 лет совпадают с теориями нескольких учёных, но в особенности Звездовой А.Б. [11, с. 17-21], Туровской М.С. [11, с. 17-21], ЧерноваС.Е. [25, с. 104-113], Атаяра С.Р. [4, с. 23-24], Ходжян Р.С. [4, с. 23-24], Смирновой Е.А. [21, с. 61-65]и Пашкуса Н.А. [20, с. 124-132] В связи с тем, что с каждым годом мир становится всё более изменчивым, появляются новые технологии и разработки, маркетинг также не стоит на месте, как и потребитель с его потребностями, поэтому они также превращаются в более сложную систему. Для того, чтобы совершить повторную продажу товара или услуги, или возможно дальнейшую продажу сопровождающих товаров, необходимо преодолеть длительный путь по взаимодействию и коммуникации с потребителем. Необходимо также понимать, что без знания и понимания того, кем является твой потребитель, его интересов, хобби и увлечений, не будет действовать даже теория 7 касаний, так как вы не имеете представления, как правильно настроить коммуникацию со своим клиентом. Стратегический маркетинг жизненно необходим для наблюдения за появляющимися трендами на рынке.
Для того, чтобы подтвердить достоверность вывода, который был сделан, основываясь на теоретических данных, были проведены 30 интервью с маркетологами разных по величине компаний города Перми. В ходе интервью были заданы 5 вопросов. А именно:
1. Какие отличительные особенности маркетинга присутствуют в вашей компании? В чём заключается отраслевая специфика маркетинга?
2. Какие маркетинговые функции выполняются Вами/Вашим отделом? Кто отвечает за их выполнение?
3. Как вы считаете, какие маркетинговые функции необходимо добавить в компанию для её дальнейшего развития?
4. Можете ли вы выделить три тренда в поведении вашего потребителя? Если да, то какие?
5. Как изменился маркетинг вашей компании спустя 5 лет? Что изменилось и почему? Что подтолкнуло к его изменению и стал ли он работать лучше?
Исследование было проведено в срок с января по июнь 2022 г. В выборку попали компании таких отраслей, как: автосалоны, магазины одежды, производство и продажа мебели, строительная отрасль, спортивная одежда, общественное питание.
По результатам опроса были сделаны следующие выводы:
· в сфере спортивного клуба необходимо было построить работу и задачи таким образом, чтобы привлечь не только инвесторов и спонсоров заинтересованных данной деятельность, но также и болельщиков;
· важную роль при выборе фирмы играет её репутация;
· без жалости и сожаления нужно избавляться от неэффективных каналов продвижения, какими бы привлекательными они не были, а большую часть маркетинговых средств направлять на онлайн-продвижение;
· для привлечения максимального трафика нельзя ограничивать себя чем-то одним, нужно также задействовать и оффлайн-продвижение;
· необходимо лучше изучать своего потребителя (нужно понимать, чем он дышит и чем живёт);
· для того, чтобы сэкономить время для потребителя, что является его главной болью в современном мире, стоит организовать выезд на дом, если это позволяет услуга или товар предоставляемой компании;
· чтобы удерживать своих клиентов в компании, необходимо постоянно подогревать их интерес анонсами и специальными предложениями, предлагать сопутствующие товары к их выбору;
· добавились digital-инструменты, повысилась активность с их участием;
· преимущество в любой области даёт обладание навыком убеждения;
· наблюдается тренд на снижение важности фирменной упаковки для клиента;
· бенчмаркинг – обязательная функция маркетинга;
· для того, чтобы полностью угодить клиенту, нужно знать о нем всё: его возможности и его потребности, чтобы точно понимать и знать, нужен ли ему продукт, который мы предлагаем;
· внимательно отслеживать все тенденции, которые присутствуют на рынке. В чём потенциальный потребитель сейчас заинтересован больше всего;
· для демонстрации общественной важности покупаются доказательства в виде строчек в рейтингах и берутся реальные практические случаи, на которых разбираются теоретические идеи;
· явная демонстрация смены влияния между продавцом и покупателем;
· важность несения идеологии, миссии и целей, которые несёт бренд. Именно он и запоминает больше всего в голове у потребителя;
· важно напоминать о себе всегда и присутствовать во всех форматах жизни: от личных встреч с потребителем, до публичной;
· возрастание популярности ботов по звонкам и смс-рассылкам, так как этот способ становится всё более практичным и удобным;
· важность в продвижении приобрели личные бренды, нежели целые компании, так как именно от развития личного бренда зависит репутация бренда компании;
· всё больший акцент на экологию и важность переработки. Строгое отношение к составу продукта, как со стороны покупателя, так и со стороны продавца
Опираясь на выводы, которые были сформулированы на основе опроса маркетологов Пермских компаний, можно сказать, что одной из главных функций и задач маркетолога является – анализ и отслеживание появления новых трендов на рынке. Это является ключевой функцией, так как без этого невозможно понимать и знать своего потребителя, чем он дышит, живёт и интересуется. Также, это является ключевым моментом для формирования доверия потребителя. Ведь именно доверие – ключ построения здоровых отношений «компания-клиент», именно на основе доверия клиент готов вновь возвращаться в компанию за её услугами и товаром. Это подтверждают и Пермские маркетологи – огромную доли их работы занимает выстраивание доверия с потребителем. Именно бренд откладывается в создании потребителя, его отношение к потребителю и сервис. Потребитель не потерпит допущения ошибок. Даже малейшая оплошность, а тем более отсутствие попытки её исправить, надолго запомнятся для потребителя.
Также, можно сделать вывод, что проведённый опрос маркетологов полностью подтверждает результаты анализа теоретических подходов, изложенных в данной статье, а также сопоставление взаимосвязи между стратегическим маркетингом и трендами. Выдвинутые тренды существуют уже не первый год и продолжают свое проникновение в маркетинг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Анализ маркетинговых трендов показал, что они полностью соответствуют исторически складывающимся изменениям в маркетинговых подходах. Это говорит о том, что предприятия, с учетом трендов и изменений в потребительском поведении, трансформируют подходы и инструменты маркетинга. Тем самым обеспечивается гибкость современных конкурентоспособных компаний на рынке. Этот вывод подтвердился по результатам опроса действующих маркетологов - компании настроены на формирование долгосрочных взаимовыгодных взаимоотношений с потребителем. Современный маркетинг характеризуется направленностью вовне, нежели на внутренние процессы и оптимизацию. Именно за счет выстраивания внешних связей, заботе о клиентах, оптимизируются и внутренние процессы. Большая часть опрошенных маркетологов и предпринимателей подтвердили более высокую результативность своих решений за счет применения устоявшихся подходов с учетом современных трендов.
References:
. []. (in Russian).
5 trends for 2020 (and 22 for 2022!). Retrieved March 18, 2022, from https://www.trendwatching.com/quarterly/2019-11/5-trends-2020
Berezhlivoe pravitelstvo: kak i dlya chego vnedryayut LEAN za rubezhom [Lean Government: how and why LEAN is being implemented abroad] (2019). (in Russian).
Ason T. A. (2013). Antikrizisnye marketingovye strategii Rossiĭskikh i zarubezhnyh kampaniĭ [Anti-crisis marketing strategies of Russian and foreign campaigns] Innovations in scientific research of modern society. 27-31. (in Russian).
Atayar S.R. Khodzhyan R.S. (2016). Marketingovye strategii v industrii mody [Marketing strategies in the fashion industry]. Modern scientific researches and innovations. (11). 23-24. (in Russian).
Belyaev V. I., Krotova M.V. (2015). Marketingovye strategii razvitiya predpriyatiĭ v sfere uslug: metody obosnovaniya i formirovaniya [Marketing strategies of the development of enterprises in the service sector: methods of formation and justification]. Vestnik Altaĭskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. (1 (123)). 156-159. (in Russian).
Chernov S.E. (2006). Strategicheskiĭ marketing informatsionno-konsultatsionnyh uslug [Strategic marketing of information and consulting services] (in Russian).
Chuvakova S.G. (2010). Strategicheskiĭ marketing [Strategic Marketing] (in Russian).
Fatkhutdinov, R.A. Strategicheskiĭ marketing [Strategic Marketing] (0). (in Russian).
Gaĭdaenko T.A. (2006). Marketingovoe upravlenie. Polnyĭ kurs MVA. Printsipy upravlencheskikh resheniĭ i rossiĭskaya praktika [Marketing management. Full MBA course. Principles of management decisions and Russian practice] (in Russian).
Gavrilenko Ya.I. (2005). Rol strategicheskogo marketinga v upravlenii predpriyatiyami v usloviyakh rynochnyh otnosheniy. Chast 2 [The role of strategic marketing in the management of enterprises in market relations. Part 2]. Finance and credit. (22). (in Russian).
Idrisov Sh.A., Volkova L.A. (2013). Marketing [Marketing] (in Russian).
Kim A.R. (2018). Otsenka marketingovyh strategiĭ predpriyatiĭ i osnovnye napravleniya ikh usovershenstvovaniya [Evaluation of marketing strategies of enterprises and the main directions of their improvement]. Science and education today. (2(25)). 21-23. (in Russian).
Kotler F., Armstrong G.,Sonders D., Vong V. (2000). Osnovy marketinga [Marketing] (in Russian).
Lamben Zh.Zh. (1996). Strategicheskiĭ marketing [Strategic Marketing] (in Russian).
Marchenko S. (2016). Mesto shopper-marketinga v razrabotke marketingovoĭ strategii [The place of shopper marketing in the development of a marketing strategy]. Nauka i sovremennost. (45). 181-186. (in Russian).
Mikhaĭlina V.V., Popova M.M. (2015). Razrabotka marketingovoĭ strategii [Development of marketing strategy]. Ekonomika i sovremennyĭ menedzhment: teoriya i praktika. (45). 62-66. (in Russian).
Minko I.S., Stepanova A.A. (2013). Marketing [Marketing] (in Russian).
O’Shonessi Dzh. (2002). Konkurentnyĭ marketing: strategicheskiĭ podkhod [Competitive marketing: a strategic approach] (in Russian).
Pashkus N.A., Pashkus V.Yu. (2016). Strategicheskiĭ marketing [Strategic Marketing] (in Russian).
Shaubert O.Yu. (2016). Razrabotka marketingovoĭ strategii predpriyatiya [Development of marketing strategy of the company]. Problems of economy and management. (2 (54)). 60-64. (in Russian).
Smirnova E.A. (2014). Marketingovaya strategiya strakhovoĭ kompanii [Marketing strategy of an insurance company]. Nauchnyĭ vestnik: finansy, banki, investitsii. (4(29)). 61-65. (in Russian).
Top Global Consumer Trends 2020. Euromonitor International. Retrieved March 19, 2022, from https://www.euromonitor.com/video/can-you-guess-the-top-consumer-trends-in-2020
Tslaf V.M. (1999). Reformirovanie promyshlennogo predpriyatiya [Industrial enterprise reform] (in Russian).
Uolker, O. Uolker O.ml., Boĭd Kh. ml., Larshe Zh.- K., Mallinz Dzh. (2006). Marketingovaya strategiya: kurs MBA [Marketing Strategy: MBA Course] (in Russian).
Zamyatin B., Semenov I. (1999). O sushchnosti strategicheskogo marketinga [Strategic Marketing]. Russian Economic Journal. (7). 53. (in Russian).
Zharkov G.A., Stanovkin S.K. (2014). Marketing i ego osobennosti v Rossii [Marketing and its features in Russia] (in Russian).
Zvezdova A.B., Turovskaya M.S. (2006). Strategiya i organizatsiya [Strategy and organization] (in Russian).
Страница обновлена: 12.04.2025 в 01:37:18