Motivational and value orientations of graduate students and their career trajectories
Gerasimova O.Ya.1
1 Южный федеральный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 14
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 9, Number 10 (October 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49850149
Abstract:
Improving the efficiency of postgraduate studies, its role in the staffing of science, higher education and knowledge-intensive sectors of the economy is one of the most relevant topics in the study of higher education today. The lack of empirical data on the state of affairs in Russian postgraduate studies often causes ineffective management decisions in the organization of training and certification of scientific personnel both at the systemic and institutional levels. In this regard, research projects devoted to the sociological diagnosis of postgraduate studies are relevant today both scientifically and practically.
Based on the materials of a survey of 1,429 post-graduate students from five federal universities of Russia, for the first time, the differentiation of post-graduate students by values and motives depending on their career trajectory was revealed. Professional development at their graduating university, at another university or outside the academic sphere was discussed. This differentiation was performed using the method of multinomial logit and probit regressions. The research results are of scientific interest and are important from a practical point of view, since they can be useful in creating systems of support for post-graduate students at universities and the development of their academic careers, as well as in the formation of a personnel reserve.
Keywords: academic labour market, career trajectories, postgraduate study, motivations, values
JEL-classification: I23, J22, J24
Введение
Период обучения в аспирантуре является важным этапом интеграции будущих ученых и преподавателей в академическую сферу, однако далеко не все выпускники продолжают профессиональное развитие в сфере высшего образования и науки. После окончания обучения в аспирантуре у молодого специалиста существует три варианта карьерных траекторий: остаться работать в университете, в котором обучались в аспирантуре, перейти в другую организацию сферы науки и образования или покинуть академическую сферу. Выбор осуществляется самим аспирантом в соответствии с жизненными ценностями и мотивами. Однако он во многом предопределяется и обстоятельствами, не зависящими от молодого специалиста. Отличительной чертой, характерной для российской системы высшего образования и науки, является широкая распространенность практики найма руководством университета собственных выпускников – академического инбридинга. Это может быть связано с низким уровнем мобильности населения в стране, а также недостаточным развитием российского академического рынка труда. Академическому сектору порой сложно конкурировать с коммерческим по уровню зарплат, а внутри него почти отсутствует конкуренция за лучших специалистов. Университеты часто стремятся удержать молодых специалистов еще на стадии их обучения в аспирантуре или даже магистратуре. Это становится особенно актуальным в условиях высокого уровня отсева: выпуск из аспирантуры составляет 50% от приема, а доля защитившихся в срок аспирантов – 8,9% [2] (Gokhberg, Ditkovskiy, et al., 2022).
Как правило, аспиранты имеют представление о предпочтительной карьерной траектории уже в процессе обучения в аспирантуре. Карьерные планы российских аспирантов уже были освещены в научных исследованиях [1, 8] (Bekova, Gruzdev, Dzhafarova, Maloshonok, Terentev, 2017; Gruzdev, Terentev, 2016). Изучая данную проблему, ученые в своих работах оценивали как мотивы поступления в аспирантуру, так и карьерные планы российских аспирантов, в том числе и относительно намерений продолжить карьеру в своем университете. В России уровень академического инбридинга – трудоустройства выпускников в выпустивший их университет – традиционно очень высок [9] (Horta, Yudkevich, 2016). Ловаков А. обнаруживает, что молодые ученые и преподаватели, работающие в университете, в котором обучались в аспирантуре, в значительной мере привержены непосредственно своему университету, а не профессии в целом [10] (Lovakov, 2016). Сивак Е. и Юдкевич М. выяснили, что академический инбридинг воспринимается большинством научно-педагогических работников как норма. В своей работе они подробно рассмотрели особенности российской системы науки и образования, способствующие развитию академического инбридинга, среди которых особую роль играют социальные факторы [16] (Sivak, Yudkevich, 2015). Слаборазвитый академический рынок труда и плохо организованные информационные потоки на нем приводят к тому, что назначения на должности могут происходить через неформальное приглашение, несмотря на объявление конкурса на вакансию. Кроме того, если университет в большей мере ориентирован на предоставление образовательных услуг, а не на научно-исследовательскую деятельность, то руководство при отборе кандидатов на вакантные должности отдает предпочтение не внешним кандидатам, а своим выпускникам, снижая уровень неопределенности в принятии кадровых решений и повышая уровень академического инбридинга в университете. В итоге карьерная траектория, связанная с академическим инбридингом, может предопределяться постепенно и задолго до непосредственного момента выхода на рынок труда молодого специалиста. Мотивы поступления в аспирантуру проанализированы в работах Бековой С., Бедного Б., Рыбакова Н., Груздева И., Джафаровой З., Малошонок Н., Терентьева Е., Сизых А. [1, 5, 6, 11] (Bekova, Gruzdev, Dzhafarova, Maloshonok, Terentev, 2017; Sizyh, 2014; Terentev, Rybakov, Bednyy, 2020; Maloshonok, 2016). Так, Терентьев Е., Рыбаков Н., Бедный Б. основывают свое исследование на качественных данных полуструктурированных интервью с аспирантами российских вузов и выделяют внутреннюю и внешнюю мотивации аспирантов, а также амотивацию [6] (Terentev, Rybakov, Bednyy, 2020). Авторы показывают, что внутренняя мотивация (интерес к исследованиям и преподаванию) является важной движущей силой, подталкивающей молодых людей поступать в аспирантуру. Сизых А. на основе проведенных интервью выделяет ключевые мотивы поступления в аспирантуру («стремление к получению знаний, потребность обновлять знания, возможность углубиться в интересную тематику, источник необходимых навыков для работы вне университета, поддержку родителями, яркое впечатление от преподавателя в магистратуре, статусность ученого звания, нежелание идти в армию, привязанность к университету») и мотивы последующего выбора карьерного трека в академической среде («источник непрерывного развития, независимость, определенность будущего, творческую работу, предрасположенность, оправдание обучению в аспирантуре») [5] (Sizyh, 2014). Герасимова О., Крячко В. выявили ключевые мотивы аспирантов в разрезе предпочтений профессиональных ролей в академической сфере [7] (Gerasimova, Kryachko, 2019).
Однако работ, изучающих предпочитаемые аспирантами карьерные траектории после обучения в совокупности с ценностями и мотивами поступления в аспирантуру, практически нет. По мнению автора данной статьи, мотивация молодых специалистов может быть связана с их ценностями. В литературе существуют две основные модели ценностей: «ценности как предпочтения» и «ценности как принципы» [12] (Ravlin, Meglino, 1987). Ценности как предпочтения отражают установки, касающиеся различных сфер жизни человека. В данном случае ценности рассматриваются при анализе вопроса карьеры и удовлетворенности. Например, если индивид ценит наличие свободного времени, то его будет удовлетворять работа со свободным графиком. Ценности как принципы – это индивидуальные или личные ценности, которыми руководствуются люди при выборе своей модели поведения и ожиданий от других людей. Существующие исследования предполагают, что именно личные ценности тесно связаны с мотивацией. Ценности как предпочтения, прежде всего, влияют на «удовлетворение», а личные ценности – непосредственно на мотивацию, поскольку являются общими убеждениями в том, что человек должен вести себя определенным образом. Рокич М. описывает ценности как имеющие неотъемлемый мотивационный компонент и называет их «сверхцели» [13] (Rokeach, 1973). По мнению Шварца С., ценности являются фундаментально мотивационными [14] (Schwartz, 1992). Шелдон К. и Эллиот А. попытались эмпирически связать ценности с теориями мотивации в своей модели мотивации самосогласования, которая предполагает, что люди с большей вероятностью будут упорствовать в достижении целей, соответствующих их ценностям [15] (Sheldon, Elliot, 1999). Таким образом, ценности являются связующим звеном между более общей мотивационной конструкцией потребностей и более конкретной мотивационной конструкцией целей, что дает основания для параллельного изучения мотивов и ценностей и формирования взаимосвязанных выводов, основанных на результатах эмпирического исследования.
Цель данного исследования состоит в выявлении мотивов и ценностей аспирантов в соответствии с их карьерной траекторией: остаться работать в выпустившем их университете, продолжить профессиональное развитие в другом университете или покинуть академический рынок труда.
Методика и эмпирическая база исследования
Основываясь на теоретических исследованиях проблемы мотивации и ценностей, профессиональных предпочтений молодых специалистов, а также анализа мнений экспертов относительно формирования карьерных стратегий аспирантов во время обучения была разработана анкета из 38 вопросов, нацеленных на описание как общего портрета аспиранта, так и факторов, формирующих его карьерную стратегию. Сбор мнений экспертов, к которым относятся руководители программ аспирантуры, научные руководители, члены диссертационных советов; аспиранты и молодые ученые и преподаватели, осуществлялся в процессе проведения стратегической сессии [4] (Mikhalkina, Filonenko, Gerasimova, 2019) и экспертного опроса [3] (Mikhalkina, Skachkova, 2018). В результате в 2019 году были опрошены 1429 аспирантов различных годов обучения из пяти федеральных университетов (рис. 1) .
Рисунок 1. Распределение респондентов в соответствии с университетом, в котором они обучаются в аспирантуре
Источник: составлено автором по результатам исследования.
Разделение всей совокупности респондентов на тех, кто планирует продолжить профессиональное развитие в университете, в котором обучались в аспирантуре, в другом университете и в неакадемическом секторе (государственном, коммерческом, некоммерческом), проводилось по результатам анализа ответов на вопросы о планируемой сфере работы после окончания аспирантуры и степени важности построения карьеры в своем университете. Распределение долей респондентов, выбравших тот или иной вариант, представлено на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Распределение респондентов относительно предполагаемой будущей сферы работы
Источник: составлено автором по результатам исследования.
Рисунок 3. Распределение респондентов относительно важности продолжения профессиональной деятельности своем университете
Источник: составлено автором по результатам исследования.
Далее анализ полученных групп (аспиранты, планирующие карьерное развитие в своем университете, аспиранты, планирующие построение карьеры в другом университете, и аспиранты, планирующие покинуть академическую сферу) производился в два этапа: 1) выделение детерминирующих мотивов и стимулов поступления в аспирантуру; 2) выделение детерминирующих ценностей. Для реализации данных этапов использовался метод мультиномиальной пробит-регрессии и логит-регрессии, который позволяет определить, с какой вероятностью те или иные мотивы и стимулы или же ценности определяют выбор аспирантами карьерной траектории, связанной с профессиональным развитием в университете, в котором обучаются в аспирантуре. Выбор вида модели (логит или пробит) осуществлялся на основе критерия Акаике.
Результаты
По результатам расчетов регрессий ценностей аспирантов на варианты их карьерных предпочтений мультиномиальная логит-модель была признана наиболее качественной по критерию Акаике. В уравнении мультиномиальной логит-регрессии (уравнение 1) независимая переменная принимает 3 значения: аспиранты, планирующие карьерное развитие в своем университете, аспиранты, планирующие построение карьеры в другом университете, и аспиранты, планирующие покинуть академическую сферу {j = I, N, O}. Группа О – аспиранты, планирующие покинуть академическую сферу, – базовая.
P(Z=j|X) = exp(Xiβj)/Σ(exp(Xiβs).
Так как в основном фокусе внимания находятся аспиранты, планирующие карьеру в сфере науки и образования, использование группы аспирантов, планирующих покинуть академическую сферу, в качестве базовой переменной позволяет точнее детерминировать различия между первыми двумя группами аспирантов, связывающих свое профессиональное развитие с академической сферой. Стоит отметить, что в процессе проверки выбор другой базовой переменной не показал существенно отличающихся результатов. Среди объясняющих переменных: X1–X8 – ценности аспирантов (описательные статистики представлены на рисунке), X9 – год обучения, Х10 – пол, X11 – возраст, Х12 – семейное положение, X13 – наличие детей, X14 – уровень дохода, Х15–Х18 – специальность (образование и педагогические науки – базовая). Рассчитанные предельные эффекты модели представлены в таблице 1.
Таблица 1
Предельные эффекты мультиномиальной логит-модели ценностей аспирантов на карьерные предпочтения
|
Инбриды
|
Неинбриды
|
Неакадемики
|
1) материальный
достаток
|
0.073 (0.071)
|
-0.071 (0.048)
|
-0.002 (0.066)
|
2) создание
собственной семьи и воспитание детей
|
0.126* (0.075)
|
-0.112** (0.049)
|
-0.015 (0.068)
|
3) возможность
интеллектуальной и творческой самореализации
|
0.147* (0.076)
|
-0.123** (0.059)
|
-0.024
(0.069) |
4) престижная,
статусная работа
|
0.151** (0.075)
|
-0.078* (0.044)
|
-0.073
(0.067) |
5) возможность
приносить пользу окружающим, обществу
|
0.060 (0.078)
|
-0.043
(0.047) |
-0.017
(0072) |
6) возможность
ощущать себя свободным, самостоятельно выстраивать свою
жизнь и работу |
0.098 (0.074)
|
-0.031
(0.050) |
-0.067
(0.067) |
7) преимущественно
спокойная жизнь без перегрузок и стрессов
|
- 0.049 (0.102)
|
0.089
(0.061) |
-0.040
(0.094) |
8) уважение
окружающих, общественное признание
|
0.198** (0.095)
|
-0.065
(0.055) |
-0.133
(0.086) |
Год обучения
|
- 0.034 (0.031)
|
0.036
(0.022) |
-0.002
(0.029) |
Пол (1 – мужчина)
|
- 0.180***
(0.064)
|
0.028
(0.047) |
0.152*** (0.057)
|
Возраст
|
0.006 (0.006)
|
0.002
(0.004) |
-0.007
(0.005) |
Состоит в браке
|
- 0.033 (0.073)
|
-0.004
(0.053) |
0.037
(0.069) |
Есть дети
|
- 0.147* (0.085)
|
0.018
(0.063) |
0.128
(0.085) |
Доход
|
- 0.009 (0.023)
|
-0.034*(0.018)
|
0.044**
(0.020) |
математические и
естественные науки
|
- 0.030 (0.104)
|
-0.061
(0.091) |
0.031
(0.068) |
инженерное дело,
технологии и технические науки
|
- 0.262***
(0.100)
|
-0.066
(0.088) |
0.328*** (0.075)
|
науки об
обществе
|
- 0.356***
(0.099)
|
-0.193** (0.076)
|
0.549*** (0.080)
|
гуманитарные
науки
|
0.021 (0.113)
|
-0.169**
(0.083)
|
0.148
(0.091) |
Результаты оценивания логит-модели показали, что для аспиранта вероятность предпочтения карьеры за пределами академии выше на 15,2%, если он мужчина, на 32,8% – если он изучает инженерное дело, технологии и технические науки, и на 54,9% – если он изучает науки об обществе. Также чем выше доход аспиранта, тем больше вероятность, что аспирант не останется работать в сфере высшего образования. Ни одна из предложенных ценностей для аспирантов, планирующих покинуть академическую сферу, не оказалась статистически значимой. Те же аспиранты, для которых важно продолжить карьеру в альма-матер, в значительной мере ценят уважение окружающих и общественное признание, также для них важны такие ценности, как престижная и статусная работа, возможность интеллектуальной и творческой самореализации и ценность семьи. При этом наличие детей снижает вероятность того, что для аспиранта будет важно продолжить карьеру в своем университете, на 14,7%. Для аспирантов, планирующих построение карьеры в другом университете, статистически значимых ценностей не выявлено.
В случае выявления ключевых мотивов и стимулов поступления в аспирантуру наиболее качественной была признана мультиномиальная пробит-модель. Аналогично рассмотренной выше мультиномиальной логит-регрессии для оценки ценностей аспирантов в мультиномиальной пробит-регрессии для оценки мотивов и стимулов поступления в аспирантуру независимая переменная принимает 3 значения: аспиранты, планирующие карьерное развитие в своем университете, аспиранты, планирующие построение карьеры в другом университете, и аспиранты, планирующие покинуть академическую сферу {j = I, N, O}.
Pr(Z=j|X) = Ф(XiTβj).
Группа О – базовая, как и в первом случае. Среди объясняющих переменных X1–X16 – мотивы и стимулы поступления в аспирантуру (список мотивов и стимулов и их базовые описательные статистики представлены в таблице 4), X17 – год обучения, Х18 – пол, X19 – возраст, Х20 – семейное положение, X21 – наличие детей, X22 – уровень дохода, Х23–Х26 – специальность (образование и педагогические науки – базовая). Рассчитанные предельные эффекты модели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Предельные эффекты мультиномиальной пробит-модели мотивов и стимулов аспирантов к поступлению в аспирантуру на карьерные предпочтения
|
Инбрид
|
Неинбрид
|
Неакадемик
|
1) желание
заниматься научными исследованиями
|
0.036**
(0.015) |
-0.009 (0.011)
|
-0.027**
(0.013) |
2) желание
заниматься преподавательской деятельностью
|
0.028**
(0.009) |
-0.009
(0.007) |
-0.014
(0.009) |
3) обучение в
аспирантуре дает дополнительные конкурентные преимущества на неакадемическом
рынке труда (государственном, коммерческом секторе)
|
-0.012
(0.009) |
-0.005
(0.007) |
0.017*
(0.009) |
4) возможность
самореализации и саморазвития в интересной для меня сфере
|
-0.021
(0.014) |
0.001
(0.009) |
0.020
(0.012) |
5) обучение в
аспирантуре и получение кандидатской степени престижно
|
0.009
(0.011) |
-0.003
(0.009) |
-0.007
(0.010) |
6) желание
продолжить семейную традицию в академической сфере
|
0.002
(0.012) |
-0.016
(0.011) |
0.014
(0.010) |
7) привлекают
особенности работы в системе высшего образования и научно-исследовательской
сфере (гибкий график работы, стабильная заработная плата)
|
0.045***
(0.009) |
-0.007
(0.007) |
-0.038***(0.009)
|
8) в
университете интересный круг общения, возможности завести различные
знакомства |
0.008
(0.010) |
-0.020** (0.008)
|
0.013
(0.009) |
9) на обучении в
аспирантуре настояли родители/ родственники
|
-0.030**(0.015)
|
0.006
(0.013) |
0.024*
(0.013) |
10) желание
просто заполнить свое свободное время
|
-0.035**(0.017)
|
0.026**
(0.012) |
0.009
(0.015) |
11) доступ к
университетским проектам (стипендии, стажировки, международные программы
мобильности)
|
0.023**
(0.011) |
-0.009
(0.008) |
-0.014
(0.010) |
12) возможность
проживать в общежитии
|
-0.001
(0.010) |
-0.011
(0.009) |
0.012
(0.010) |
13)
дополнительная возможность не работать на время обучения в аспирантуре
|
0.012
(0.015) |
-0.007
(0.012) |
-0.005
(0.015) |
14) поступил в
аспирантуру «по инерции»
|
-0.007
(0.016) |
0.015
(0.011) |
-0.008
(0.014) |
15) наличие программ
социальной поддержки молодых
преподавателей (например, жилищные программы) |
-0.000
(0.011) |
0.014*
(0.008) |
-0.014
(0.011) |
16) отсрочка от
армии
|
0.004
(0.011) |
-0.017*
(0.009) |
0.013
(0.010) |
Год обучения
|
-0.042
(0.027) |
0.034*
(0.020) |
0.008
(0.025) |
Пол (1 – мужчина)
|
-0.102
(0.063) |
0.036
(0.047) |
0.066
(0.059) |
Возраст
|
0.006
(0.005) |
-0.001
(0.003) |
-0.005
(0.005) |
Состоит в браке
|
0.001
(0.064) |
0.021
(0.048) |
-0.022
(0.060) |
Есть дети
|
-0.174**(0.074)
|
0.030
(0.060) |
0.143*
(0.081) |
Доход
|
-0.015
(0.020) |
-0.028
(0.017) |
0.042**
(0.019) |
математические и
естественные науки
|
0.007
(0.106) |
-0.054
(0.102) |
0.047
(0.086) |
инженерное дело,
технологии и технические науки
|
-0.140
(0.091) |
-0.116
(0.085) |
0.256***
(0.080) |
науки об
обществе
|
-0.268
(0.091) |
-0.198** (0.082)
|
0.465***
(0.083) |
гуманитарные
науки
|
0.100
(0.096) |
-0.214***(0.078)
|
0.114
(0.087) |
Оценка взаимосвязи мотивов и стимулов к поступлению в аспирантуру с карьерными предпочтениями показала, что вероятность желания продолжить карьеру в альма-матер выше на 3,6%, если мотив был связан с желанием заниматься исследовательской деятельностью, на 2,8% – с желанием заниматься преподавательской деятельностью, на 4,5% – аспиранта привлекают особенности работы в академической среде, а также на 2,3% – если аспирант заинтересован в получении доступа к университетским проектам.
Для аспирантов, которым продолжение карьеры в своем университете представляется неважным, значимыми оказались такие мотивы и стимулы, как желание заполнить свободное время и наличие социальных программ поддержки молодых исследователей. Более того, чем старше курс обучения, тем выше вероятность, что аспиранту будет неважно, оставаться в своем университете или нет.
Вероятность предпочтения профессионального развития в неакадемической сфере увеличивается на 1,7%, если стимулом поступления в аспирантуру было получение конкурентных преимуществ на неакадемическом рынке труда за счет обучения на третьей ступени высшего образования, и на 2,4% – если на обучении настаивали родители/родственники. Почти аналогично результатам, полученным для модели оценки ценностей, неакадемическая карьера в основном предпочтительна для аспирантов с более высоким уровнем дохода и изучающих инженерное дело, технологии и технические науки и науки об обществе. Наличие детей повышает вероятность выбора неакадемического трека в будущем на 14,3%.
Заключение
Полученные результаты эмпирического исследования позволяют составить общий портрет различных групп аспирантов, планирующих карьерное развитие в своем университете, в университете, отличном от того, в котором обучались в аспирантуре, или за пределами академической сферы.
Аспирант, планирующий профессиональное развитие в университете, в котором обучается в аспирантуре, как правило – женщина без детей, среди ее основных ценностей – престижная работа, творческая и профессиональная самореализация, уважение окружающих и создание семьи. Поступление в аспирантуру обусловлено, прежде всего, желанием заниматься преподавательской и исследовательской деятельностью, особенностями работы в академической среде и возможностью доступа к университетским проектам.
В результате проведенного исследования не удалось однозначно идентифицировать ценности аспирантов, планирующих профессиональное развитие в университете, отличном от того, в котором проходят обучение в аспирантуре. Однако выявлено, что главным мотивом поступления в аспирантуру для них является желание заполнить свободное время, а основным стимулом – жилищные программы для молодых исследователей.
Аспиранты, которые планируют работать за пределами академического сектора, – чаще всего мужчины, с детьми и относительно высоким уровнем дохода. Для них основной мотивацией поступления в аспирантуру было приобретение конкурентных преимуществ на рынке труда, а стимулом -воздействие со стороны родителей или родственников.
Данное исследование отличается от предыдущих исследований о мотивах и профессиональных планах аспирантов тем, что дана оценка мотивов поступления в аспирантуру и жизненных ценностей аспирантов в соответствии с предпочитаемыми ими карьерными траекториями. Понимание ценностей и мотивов аспирантов с различными карьерными планами полезно для обоснования возникновения академического инбридинга, а также при создании в университетах систем поддержки аспирантов и развития их академической карьеры, формировании кадрового резерва. Закономерными направлениями для продолжения настоящего исследования может быть исследование ценностно-мотивационного паттерна научно-педагогических работников в разрезе уровней их академической мобильности.
References:
Bekova S., Gruzdev I., Dzhafarova Z., Maloshonok N., Terentev E. (2017). Portret Sovremennogo Rossiyskogo Aspiranta [The portrait of Russian doctoral student]. Sovremennaya Analitika Obrazovaniya. 7 (7(15)). 4-59. (in Russian).
Gerasimova O., Kryachko V. (2019). Academic career of young scientists: Motivations and professional roles The Manager. 10 (6). 77-87. doi: 10.29141/2218-5003-2019-10-6-7.
Gokhberg L.M., Ditkovskiy K.A., i dr. (2022). Indikatory nauki: 2022 [Science indicators: 2022] M.: NIU VShE. (in Russian).
Gruzdev I., Terentev E. (2016). Life after PhD: What Careers Do PhD Students in Russia Consider? Higher Education. 3 (9). 20-21.
Horta H., Yudkevich M. (2016). The role of academic inbreeding in developing higher education systems: Challenges and possible solutions Technological Forecasting and Social Change. 113 363-372. doi: 10.1016/j.techfore.2015.06.039.
Lovakov A. (2016). Antecedents of organizational commitment among faculty: An exploratory study Tertiary Education and Management. 22 (2). 149-170. doi: 10.1080/13583883.2016.1177583.
Maloshonok N. (2016). Doctoral Students Reasons to Pursue a PhD as a Cause of Low Completion Rate of Russian PhD Programs Higher Education. 3 (9). 18-20.
Mikhalkina E., Filonenko Yu., Gerasimova O. (2019). Problemy razvitiya aspirantury v federalnyh universitetakh: analiz mneniy klyuchevyh steykkholderov [Challenges for the development of postgraduate education in federal universities: analysis of key stakeholders' views]. Alma mater (Higher School Herald). (2). 75-82. (in Russian). doi: 10.20339/AM.01-19.075.
Mikhalkina E., Skachkova L. (2018). Pochemu vypuskniki aspirantury ne vybirayut rabotu v universitetakh? [Why do not PhD students choose job in universities?]. Terra Economicus. 16 (4). 116-129. (in Russian). doi: 10.23683/2073-6606-2018-16-4-116-129.
Ravlin E., Meglino B. (1987). Issues in work values measurement, in Preston JAI Press Inc.
Rokeach M. (1973). The nature of human values New York: The Free Press.
Schwartz S. (1992). Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. 25 1-62. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60281-6.
Sheldon K., Elliot A. (1999). Goal striving, need satisfaction, and longitudinal well-being: The self-concordance model Journal of Personality and Social Psychology. 76 (3). 482-497. doi: 10.1123/jsep.29.6.763.
Sivak E., Yudkevich M. (2015). Academic Immobility and Inbreeding in Russian Universities L.: Palgrave Macmillan.
Sizyh A. (2014). Analiz akademicheskoy sredy kak mesta ucheby i raboty [Analysis of an academic environment as a place of studies and work]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 92-109. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2014-1-92-109.
Terentev E., Rybakov N., Bednyy B. (2020). Zachem segodnya idut v aspiranturu [Why embark on a phd today? A typology of motives for doctoral study in Russia]. Voprosy obrazovania / Educational Studies Moscow. (1). 40-69. (in Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69.
Страница обновлена: 23.04.2025 в 22:07:41