Structural unemployment as a modern problem of macroeconomic regulation
Vlazneva S.A.1
1 Пензенский государственный университет, Russia
Download PDF | Downloads: 19 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 9 (September 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49710062
Cited: 1 by 07.12.2023
Abstract:
Technological progress and digital transformation initiate creation of new technologies. Their application can radically change the structure of productive forces. As a result, changes will affect the role and importance of a person in this system. The article reveals that the COVID-19 crisis accelerated the digitalization process and led to an unprecedented crisis in the labour market. The author emphasizes that the adaptation of employees to new conditions occurs unevenly and can have negative socio-economic consequences, including a risk of structural unemployment. Based on the analysis of research by foreign and domestic scientists, the author of the article systematizes the prevailing points of view on the scale of structural unemployment. The author considers the response measures to the economic consequences of digital transformation taken by the governments in a number of countries in terms of additional financing of retraining and advanced training programs. The author notes that lifelong learning can be essential in smoothing the negative consequences of structural unemployment.
In this context, there is possibility of a conflict of economic interests between the employee, the employer and the state regarding possible sources of financing for professional development or retraining of employees. The results of the research can be used in the framework of teaching the disciplines "Economic Theory" and "Macroeconomics".
Keywords: labour market, structural unemployment, socio-economic relations, state regulation
JEL-classification: J20, J64, J68, O33
Введение
Развитие производительных сил, которое тесно связано с техническим прогрессом, выступает одним из ключевых элементов социально-экономического развития. Технологический прогресс, автоматизация, форсированная цифровизация лежат в основе колоссальных изменений на рынке труда: старые профессии исчезают или кардинально изменяются, и появляются новые, в которых требуется другое соотношение профессиональных навыков.
Цифровая трансформация прогнозируемо потребует модернизации социально-экономических отношений, инициируя появление новых технологий, применение которых может кардинальным способом поменять структуру производительных сил, в результате чего изменения коснутся роли и значения человека в этой системе. Технологический прогресс наряду с положительными эффектами сопряжен с серьезными проблемами: развитие производительных сил может оказать негативное влияние на особенности социально-экономического развития общества. В перспективе технологические изменения создают серьезную социально-экономическую проблему в виде риска роста структурной безработицы.
Кризис COVID-19 ускоряет эту трансформацию и углубляет цифровой разрыв как внутри стран, так и между ними. В результате таких изменений сотрудники, у которых нет доступа к технологиям или навыков, необходимых для работы с ними, сталкиваются со значительными трудностями. Быстрая цифровизация в сочетании с пандемией COVID-19 вызывает сбои на рынках труда, изменяя спрос на конкретные задачи и навыки и приводя к потере рабочих мест, в частности рабочих мест, связанных с рутинными задачами. Технологический прогресс, автоматизация, цифровизация способствуют повышению эффективности и производительности труда, однако эти процессы приводят к неизбежной трансформации рынка труда и рабочих мест. Вместе с этим не до конца выяснена роль человека в системе производительных сил в контексте происходящих изменений. Поэтому одновременно с цифровой трансформацией актуальность приобретает необходимость осмысления её воздействия на социально-экономическое развитие.
Цель работы: изучить процесс формирования структурной безработицы и рассмотреть государственную политику в области обучения на рынке труда в контексте текущих технологических изменений.
Целью данного исследования является анализ и обобщение информации о процессе формирования структурной безработицы, определении ее масштабов и способов борьбы с её деструктивными последствиями в контексте текущих технологических изменений.
Объект исследования: процесс формирования структурной безработицы в условиях технологических изменений.
Исследование содержит понятийный аппарат классической политической экономии, общей экономической теории, и основано на диалектическом методе познания, а также на методах анализа, сравнения, обобщения.
Научная новизна заключается в систематизации подходов к трактовке масштабов структурной безработицы.
Основная часть
Структурная безработица может иметь тесную связь с другим видом безработицы, а именно с технологической безработицей. Джон Мейнард Кейнс в работе «Экономические возможности наших внуков» подчеркивает, что «технологическая безработица возникает потому, что скорость, с какой мы открываем трудосберегающие технологии, превосходит нашу способность находить новое применение высвобожденному труду» [1]. С точки зрения соотношения данных видов безработицы интересна позиция Е.Ф. Борисова, который отмечает, что «структурная безработица – безработица, вызываемая изменениями в структуре спроса и технологии производства», которые «ведут к необходимости новых профессий, а работники, не обладающие этими профессиями, высвобождаются и вынуждены переучиваться» [2]. Следовательно, ключевыми характеристиками для этих видов безработицы выступают структурные сдвиги в экономике, обусловленные результатом технологических и технических переворотов.
Занятость населения выступает важным макроэкономическим показателем, который тесно связан с динамикой развития экономики и благосостоянием населения, при этом цифровая трансформация оказывает беспрецедентное влияние на сферу занятости [3] (Дорохова Н. В., Мусаева Г. И., 2022). Причиной происходящих изменений в занятости являются технико-технологические факторы современной научно-технической революции и цифровизации как одного из ее направлений [4] (Маслова Е. В., Колесникова О. А., Околелых И. В., 2022). Технологические изменения приводят к значительным социально-экономическим последствиям. В экономической литературе акцентируется внимание происходящих изменений на перспективы трудоустройства, а также функционирование отдельных отраслей экономики [5] (Acemoglu, Restrepo, 2019). Технологические изменения оказывают влияние на рост структурной безработицы и неравенства [6] (Frey, Osborne, 2017), сокращение возможностей трудоустройства [7] (Manyika, 2017), [8] (Nedelkoska, Quintini, 2018). Данные трансформации приводят к дефициту квалифицированных кадров для меняющегося рынка труда и формированию новых требований к навыкам и обучению. Работодатели рискуют столкнуться с дефицитом кадров, которые отвечали бы новым требованиям диджитализации, не менее серьезный вызов кроется в невостребованности части трудоспособного населения [9] (Крапчина и др., 2019), [10] (Питайкина, Влазнева, 2019). Несмотря на то, что достаточно сложно прогнозировать общий эффект цифровой революции на занятость, ряд исследователей приводят количественные данные о воздействии технологических изменений на рынок труда. Замещение рабочих мест угрожает 47% рабочих мест в США [6] (Frey, Osborne, 2017), В странах Западной Европы: к 2035 г. в промышленности будет потеряно 8,3 миллиона рабочих мест, но 10 миллионов новых рабочих мест, будет создано в сфере услуг [11] (Berger, 2016). На основе анализа 46 стран, представляющих около 80% мировой рабочей силы отмечается, что потенциал замещения занятости различается в разных странах и составляет от 40% до 55% [12] (Chui, Manyika, 2016). При этом от этих тенденций больше всего пострадают работники с низкой и средней квалификацией, поскольку именно их рабочие места подвержены наиболее быстрому замещению [13] (Acemoglu, 2002), [14] (Acemoglu, Autor, 2011).
Оценка структурной безработицы, представленная исследователями и экспертами ведущих международных организаций, различается (таблица 1).
Таблица 1
Экспертная оценка структурной безработицы [составлено автором по: 15–19]
Источник
|
Экспертная оценка
|
World Economic Forum, 2020 [15]
|
Почти 43%
компаний указывают, что они намерены сократить свою рабочую силу из-за
интеграции технологий. 15% рабочей силы компаний находятся под угрозой
увольнения в горизонте до 2025 г., и в среднем ожидается, что 6% работников
будут полностью замещены.
|
Organisation
for Economic Co-operation and Development, 2019 [16]
|
32% рабочих
мест претерпят радикальные изменения по мере автоматизации отдельных задач
|
McKinsey
Global Institute, 2017 [17] |
5% всех
профессий могут быть полностью автоматизированы, при этом около 60% всех
профессий имеют по крайней мере треть выполняемых задач и операций, которые
могут быть автоматизированы.
|
European
Centre for the Development of Vocational Training, 2019 [18]
|
14% рабочих
мест в ЕС сталкиваются с высоким риском автоматизации
|
World Bank, 2016 [19]
|
В
развивающихся странах две трети всех рабочих мест могут быть подвержены
автоматизации в ближайшие десятилетия
|
В независимости от количественных оценок исследователи солидарны в том, что в перспективе технологические изменения создают серьезный риск структурной безработицы.
К беспрецедентному кризису на рынке труда привела пандемия COVID-19, в этот период экономики стран мира столкнулись с шоками, как со стороны спроса, так и со стороны предложения: введенные ограничения привели к негативным последствиям для глобальных цепочек поставок и международной торговли, операционные трудности привели к сокращению объемов производства. Общая неопределенность, снижение доходов и потребления послужили причиной сокращения совокупного спроса и, как следствие, привели к снижению спроса на рабочую силу. Таким образом, пандемия привела не только к кризису общественного здравоохранения, но и в том числе к кризису на рынке труда, лишив рабочих мест, сократив доходы населения, усилив социальное неравенство.
В 2020 г. мир столкнулся с беспрецедентным сокращением рабочего времени: во-первых, около половины потерь были связаны с вынужденными отпусками и со снижением продолжительности рабочего времени у тех, кто продолжал работать; во-вторых, данное сокращение непосредственно было обусловлено потерей рабочих мест.
Кризис оказывает различное влияние на работников с разным уровнем квалификации. Работники с более высоким уровнем квалификации, как правило, заняты в профессиях, которые в меньшей степени пострадали от потери рабочих мест, и у которых существовало больше возможностей для перевода на удаленную работу. По оценкам Международной организации труда, сокращение уровня занятости в группе высоквалифицированных сотрудников составило 3%, у работников средней квалификации 5,7%, низкоквалифицированных работников 3,5% [20]. С начала кризиса потери занятости были меньше в тех профессиях, где существовали возможности удаленной работы. Поэтому более квалифицированные специалисты с гораздо большей вероятностью могли работать на дому во время пандемии, чем работники средней и низкой квалификации на производстве, в строительстве и сфере услуг. Сокращая потери рабочих мест среди высококвалифицированных специалистов по сравнению с работниками с низкой и средней квалификацией, удаленная работа во время пандемии являлась еще одним каналом, через который технологические изменения в зависимости от квалификации и профессии могут в различной степени оказывать влияние на сотрудников. В период пандемии в наиболее уязвимом положении оказалась сотрудники, рабочие обязанности которых не реализуются удаленно. В дистанционном режиме чаще работают высококвалифицированные специалисты [21] (Bartik, 2021), причем не только в области информационных технологий, но и в сфере образования, права, бизнеса и финансов, менеджмента.
Многие изменения, произошедшие на рынке труда, связаны не только с уровнем квалификации работников, но и сферой их деятельности. Пандемия COVID-19 выявила существовавший и обострившийся дефицит кадров в ряде важнейших секторов, что особенно заметно в области медицины и информационных технологий. Нехватка персонала в системе здравоохранения – проблема, которая существовала во многих странах в течение длительного периода, была обострена во время пандемии. Например, в 2018 г. в странах Европейского союза на 1000 человек в среднем приходилось 3,8 практикующих врачей и 8,2 медицинских сестер [22]. В 2018 г. в 62% стран ОЭСР не хватало медицинских работников. В более чем половине стран медицинские работники входили в десятку самых дефицитных профессий [23]. По оценкам Всемирной организации здравоохранения в 2018 г. в мире не хватало 5,9 млн медсестер [24]. В России по данным Росстата, в 2020 г. на 10000 населения приходится 50,4 врачей, 102 среднего медицинского персонала [25].
Изменение спроса произошло и в сфере информационных технологий. Дефицит цифровых навыков ощущался практически во всех профессиях и секторах, поскольку сотрудники переходили на удаленную работу, студенты и школьники – на онлайн-обучение, услуги – на онлайн-каналы распространения.
Кризис COVID-19 ускорил процесс цифровизации и потребовал принципиально иного отношения к цифровой грамотности. По оценкам Евростата в 2021 г. доля людей в возрасте от 16 до 74 лет, обладающих хотя бы базовыми навыками работы с цифровыми технологиями, была самой высокой в Нидерландах и Финляндии (79%), Ирландии (70%). С другой стороны, самая низкая доля была зафиксирована в Румынии (28%), Болгарии (31%) и Польше (43%) [26]. В среднем в 2021 г. в Европейском союзе 54% людей имели базовые цифровые навыки. Росстат, оценивая навыки работы населения на персональном компьютере, приводит следующие данные по состоянию на 2019 г. Доля населения, использующего персональные компьютеры, составляет 84,5%; 57,3% имеют навыки работы с текстовым редактором; 56,4% умеют отправлять электронную почту с прикрепленными файлами; 31,4% могут работать с электронными таблицами; 21,8% умеют подключать и устанавливать новые устройства [27].
Еще до пандемии COVID-19 рост автоматизации и новых технологий трансформировал рынки труда, что привело к очень острой необходимости в крупномасштабном повышении квалификации и переподготовке кадров. Но в настоящее время эта потребность стала еще более важной. Пандемия с резким снижением деловой активности сильно подорвала спрос на рабочую силу, ускорила темпы автоматизации и цифровых преобразований, что привело к изменению условий и содержанию труда, требований к навыкам сотрудников, необходимости адаптации к новым условиям и задачам на рабочем месте, включая интеграцию цифровых технологий. В условиях быстрых изменений спроса на рынке труда обучение на протяжении всей жизни требуется, во-первых, для повышения квалификации с целью адаптации к новым условиям труда, во-вторых, для переквалификации в случае смены профессии и перехода в другие сектора в результате потери занятости.
До пандемии технологические изменения содействовали не только замещению рабочей силы, но и созданию новых рабочих мест. Кризис COVID-19 ускоряет эту трансформацию и углубляет цифровой разрыв как внутри стран, так и между ними. В результате таких изменений сотрудники, у которых нет доступа к технологиям или навыков, необходимых для работы с ними, столкнулись со значительными трудностями. Переобучение или повышение квалификации работников могут помочь им перейти из одной профессии в другую или адаптироваться к новым требованиям в контексте быстрых технологических преобразований. Кризис COVID-19, ускорив цифровизацию и автоматизацию, требует принципиально иного отношения к программам повышения квалификации и переподготовки. Как отмечает Пол Эванс, почетный профессор организационного поведения: «Повышение квалификации – это не событие. Это состояние ума» [28]. Опрос Всемирного экономического форума показал, что примерно 40% работников потребуется переподготовка продолжительностью до шести месяцев, а 94 % ожидают, что сотрудники приобретут новые навыки на рабочем месте [29]. Вместе с тем необходимо отметить, что наблюдается значительное неравенство в уровне готовности рабочей силы реагировать на растущие требования к навыкам. Например, участие в профессиональной подготовке является самым низким среди тех, чьи профессии, скорее всего, будут преобразованы в результате цифровизации [30] (Orlik, 2018). В данном контексте возможно формирование конфликта интересов между работником, работодателем и государством по поводу возможных источников финансирования повышения квалификации или переобучения сотрудников.
Поскольку цифровизация не ограничивается конкретными отраслями и профессиями, цифровые навыки становятся необходимостью для большинства сотрудников, а иногда и условием сохранения занятости, поэтому цифровые навыки представляют собой одну из наиболее востребованных областей навыков. Более ценными сотрудниками становятся те, которые могут интегрировать цифровые инструменты в повседневные оперативные задачи и сочетать предметные навыки с навыками в области цифровых технологий. Чтобы повысить адаптивную способность к постоянному совершенствованию в течение жизни, цифровые навыки должны быть дополнены рядом социальных и эмоциональных навыков. Пандемия COVID-19 внесла значительные изменения в организацию работы и потребовала быстрых мер адаптации, как со стороны работников, так и со стороны работодателей. В результате кризис значительно увеличил потребность в сотрудниках с такими навыками, как критическое мышление, самосознание, самоуправление, эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость, продвинутые навыки межличностного общения, адаптивность, эмпатия, креативность и инновационное мышление, а также умение учиться.
Отталкиваясь от классической точки зрения на функционирование рынка труда и опираясь на свободное воздействие рыночных сил, возможно сделать предположение о том, что высвобожденные кадры в перспективе найдут применение своему труду. Однако исторический опыт показывает, что адаптация работников к новым условиям происходит неравномерно и может иметь отрицательные социально-экономические последствия, в том числе в виде риска роста структурной безработицы. Поэтому необходимость проведения государственной политики, связанной с опережающим решением данной социально-экономической проблемы, приобретает все большую актуальность. В этом контексте многие страны активизировали усилия по развитию системы профориентации и непрерывного образования. В рамках ответных мер на экономические последствия цифровой трансформации правительства стран, в том числе Австралии, Великобритании, Норвегии, Финляндии, Ирландии, Новой Зеландии, России, Сингапура и других объявили о новых мерах и дополнительном финансировании программ переобучения и повышения квалификации. Например, Норвегия участвует в долгосрочном и систематическом проекте по развитию своей системы профориентации, осенью 2020 г. была запущена новая комплексная национальная цифровая служба профориентации, которая включает в себя цифровое руководство, услуги самопомощи и информацию о возможностях обучения и трудоустройства [31]. Во Франции правительство предоставило финансовую поддержку обучения, ранее доступного только для безработных, тем сотрудникам, которые работают по программам краткосрочной занятости. Работодателям компенсируются все затраты на обучение персонала (кроме обязательного) в объеме до 1,5 тыс. евро. В Великобритании инициатива конфедерации профсоюзов по поддержке развития навыков на рабочем месте запустила кампанию, которая направлена на поддержку сотрудников, предоставляя доступ к онлайн-обучению, учебным ресурсам [32].
В России в рамках федерального проекта «Содействие занятости» действует программа организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан, рассчитанная до 2024 г. [33]. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запущен проект «Цифровые профессии», в котором возможно получить дополнительное ИТ-образование [34].
Результаты инициатив поддержки рынка труда еще предстоит оценить. Но реальный масштаб проблемы непрерывного образования, актуализированный кризисом COVID-19, очевиден. Если высококвалифицированные работники могут решить эти задачи самостоятельно с помощью онлайн-обучения, то наиболее уязвимые группы испытывают трудности с доступом к электронному оборудованию и сети Интернет и зачастую не имеют необходимых умений для использования электронных услуг.
Заключение
Технологические достижения и цифровизация изменяют рынок труда, спрос на навыки и отдельные профессии. Хотя эти изменения способствуют повышению эффективности и производительности труда, они создают множество проблем, таких как цифровой разрыв, неравные последствия для занятости и структурную безработицу. Поскольку тенденция к более широкому внедрению технологий и цифровой трансформации ускоряется, особенно в контексте пандемии COVID-19, это может усугубить ранее существовавшее неравенство или даже создать новое, поскольку некоторые рабочие места автоматизируются, а определенные навыки становятся менее востребованными. Цифровая трансформация означает не только исчезновение некоторых рабочих мест, но и то, что подавляющее большинство существующих рабочих задач в рамках традиционных рабочих мест будут изменены, многие существующие задачи будут дополнены технологией, будут востребованы новые навыки, требующие сочетания цифровых навыков и междисциплинарной подготовки.
Чтобы смягчить экономические и социальные последствия трансформации, крайне необходимы активное обучение работников, которое поможет либо расширить свои существующие навыки для адаптации к новым задачам, либо приобрести новые для перехода из одной профессии в другую. Поскольку цифровизация и технологические изменения происходят достаточно быстро, скорость, с которой система переподготовки реагирует на вызовы цифровой трансформации, может привести к тому, что эта система будет эффективно взаимодействовать с рынком труда, или, наоборот, увеличивать разрыв между спросом и предложением навыков, усугубляя пробелы и задерживая адаптацию к новым условиям.
References:
Acemoglu D. (2002). Technical change, inequality, and the labor market Journal of Economic Literature. 40 7–72.
Acemoglu D., Autor D. (2011). Tasks and technologies: Implications for employment and earning Handbook of labor economics. (4). 1043–1171.
Acemoglu D., Restrepo P. (2019). Robots and jobs: Evidence from US Labor markets Journal of Political Economy. 128 2188–2244.
Artificial or Human Intelligence? Digitalisation and the Future of Jobs and Skills: opportunities and risks. Retrieved August 08, 2022, from https://www.cedefop.europa.eu/-files/9140_en.pdf
Bartik A. W., Cullen Z. B., Glaeser E. L., Luca M., Stanton C. T. What jobs are being done at home during the covid-19 crisis? Evidence from firm-level surveys. Retrieved August 06, 2022, from https://www.nber.org/papers/w27422
Berger R. (2016). The Industrie 4.0 Transition Quantified
Borisov E. F. (2016). Ekonomika: uchebnik dlya bakalavrov [Economics: a textbook for bachelors] (in Russian).
Chui M., Manyika J., Miremadi M. Where Machines Could Replace Humans – and Where They Can’t. Retrieved August 06, 2022, from https://www.mckinsey.-com/business-functions/mckinsey-digital/our-insights/where-machines-could-replace-humans-and-where-they-cant-yet
Digital Dividends. World Bank Development Report. Retrieved August 08, 2022, from https://www.worldbank.org/en/publication/wdr2016
Digital transition in lifelong guidance: rethinking careers practitioner professionalism. Retrieved August 16, 2022, from https://www.cedefop.europa.eu/files/6202_en_1.pdf
Dorokhova N. V., Musaeva G. I. (2022). Vliyanie tsifrovoy transformatsii ekonomiki na sferu zanyatosti naseleniya [Digital transformation impact on the employment]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 221–232. (in Russian).
Frey C. B., Osborne M. A. (2017). The future of employment: how susceptible are jobs to computerisation? Technological Forecasting and Social Change. 114 254–280.
How AI and machine learning are helping to fight COVID-19. Retrieved August 08, 2022, from ight COVID-19. – URL: https://www.weforum.org/agenda/2020/05/how-ai-and-machine-learning-are-helping-to-fight-covid-19/
How many citizens had basic digital skills in 2021?. Retrieved August 12, 2022, from https://ec.europa.eu/eurostat/en/web/products-eurostat-news/-/ddn-20220330-1
Keyns Dzh. M. (2009). Ekonomicheskie vozmozhnosti nashikh vnukov [Economic opportunities of our grandchildren]. Voprosy Ekonomiki. (6). 60–69. (in Russian).
Krapchina L. N., Vlazneva S. A., Vlaznev A. I. (2019). Uskorenie didzhitalizatsii ekonomicheskikh protsessov i ee vliyanie na srednesrochnuyu konyunkturu rynka truda: vozmozhnosti i riski [The acceleration of the digitalization of economic processes and its impact on medium-term labor market conditions: opportunities and risks]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 659–676. (in Russian).
Manyika J. A. Future That Works: Automation, Employment and Productivity. Retrieved August 06, 2022, from https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/featured%20-insights/Digital%20Disruption/Harnessing%20automation%20for%20a%20future%20that%20works/MGI-A-future-that-works-Executive-summary.ashx
Maslova E. V., Kolesnikova O. A., Okolelyh I. V. (2022). Sovremennye transformatsii rynka truda Rossii: vyzovy i neobkhodimaya reaktsiya upravleniya [Modern transformations of the Russian labour market: challenges and necessary management response]. Russian Journal of Labor Economics. (4). 743–764. (in Russian).
Nedelkoska L., Quintini G. (2018). Automation, Skills Use and Training, OECD Social Employment and Migration Working Papers. (202).
OECD Health Statistics 2020; Eurostat Database. Retrieved August 11, 2022, from https://stat.link/8fp4ge
OECD Skills Outlook 2019 – Thriving in a digital world. Retrieved August 08, 2022, from https://www.oecd.org/science/oecd-skills-outlook-e11c1c2d-en.htm
Orlik J., Casasbuenas J., Helkkula K. Digital Frontrunners: Designing inclusive skills policy for the digital age. Retrieved August 15, 2022, from https://media.nesta.org.uk-/documents/Digital_Frontrunners_Web.pdf
Pitaykina I. A., Vlazneva S. A. (2019). K voprosu o sposobakh adaptatsii chelovecheskogo kapitala k usloviyam tsifrovoy ekonomiki [On the question of methods to adapt human capital to the digital economy]. Economic sciences. (181). 38–43. (in Russian).
Skill measures to mobilise the workforce during the COVID -19 crisis. Retrieved August 11, 2022, from ttps://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/skill-measures-to-mobilise-the-workforce-during-the-covid-19-crisis-afd33a65/
State of the World’s Nursing. Retrieved August 11, 2022, from https://apps.who.int/iris/bitstream/-handle/10665/331673/9789240003293-eng.pdf
The Future of Jobs. Report 2020. Retrieved August 15, 2022, from https://www3.weforum.org/docs/-WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf
The potential of online learning for adults: Early lessons from the COVID-19 crisis. Retrieved August 16, 2022, from https://www.oecd.org/coronavirus/policy-responses/the-potential-of-online-learning-for-adults-early-lessons-from-the-covid-19-crisis-ee040002/
Upskilling for shared prosperity 2021 World Economic Forum. Retrieved August 15, 2022, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_Upskilling_for_Shared_Prosperity_2021.pdf
What the future of work will mean for jobs, skills, and wages. Retrieved August 08, 2022, from https://www.mckinsey.com/global-themes/future-of-organizations-and-work/what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages
World Employment and Social Outlook. Trends 2022. Retrieved August 05, 2022, from https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/---publ/docu-ments/publication/wcms_834081.pdf.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 16:24:35