Мониторинг готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза (методические рекомендации)

Савченков А.В.1, Уварина Н.В.1, Гнатышина Е.А.1, Щагина Г.В.1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Челябинск

Выпущено ООО «Первое экономическое издательство»

Савченков А.В., Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Щагина Г.В. (2022) Мониторинг готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза (методические рекомендации)  / ISBN: 978-5-91292-421-7
  • Авторы: Савченков А.В., Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Щагина Г.В.
  • Год издания: 2022
  • УДК: 151.8 (021)
  • ББК: 88.5я73
  • Тираж: 60×84/16 экз.
  • Обложка: Мягкая обложка
  • Страниц: 144
  • Усл. печ. л.: 9,0
  • ISBN: 978-5-91292-421-7
  • DOI: 10.18334/9785912924217
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48320761

    Книга доступна в ЭБС ЛАНЬ: https://e.lanbook.com/book/276836

     

    Методические рекомендации разработаны в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по теме «Мониторинг результативности практик воспитательной деятельности в вузах по созданию воспитывающей среды в образовательных организациях и выработка инструментария по адаптации лучших практик»

    Цитировать книгу:
    Савченков А.В., Уварина Н.В., Гнатышина Е.А., Щагина Г.В. Мониторинг готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза (методические рекомендации). М.:Первое экономическое издательство, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-91292-421-7 – doi: 10.18334/9785912924217

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01011155122

    Рецензенты:
    Котлярова Ирина Олеговна - профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Южно-Уральского государственного университета, доктор педагогических наук, профессор
    Шумакова Ольга Алексеевна - заведующая кафедрой психологии Южно-Уральского государственного медицинского университета, доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, доцент

    Аннотация:
    В данных методических рекомендациях раскрываются возможности мониторинга готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза. В методических рекомендациях раскрыты: модель готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза, структура готовности педагогов к воспитательной деятельности, уровни, критерии и показатели готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности в образовательном процессе вуза, диагностические методики для выявления уровня готовности педагогов к реализации практик воспитательной деятельности.

    Источники:

    1. Авалуева, Н. Б. Критериальный подход к оценке эффективности воспитательной деятельности педагога : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Авалуева Наталья Борисовна. – СПб., 2003. – 24 с.
    2. Акименко, Г. В. Совершенствование системы профессионального воспитания студентов через органы студенческого самоуправления на основе зарубежного опыта / Г. В. Акименко // Дневник науки. – 2020. – № 3(39). – С. 9.
    3. Акутина, С. П. Волонтерство как ценностно-смысловая ориентация студентов в будущей профессиональной деятельности / С. П. Акутина // Гуманизация образования. – 2019. – № 1. – С. 10–18.
    4. Албегова, Д. У. Контекстный подход в системе высшего профессионального образования / Д. У. Албегова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 508.
    5. Анфалов, Е. В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Анфалов Евгений Владимирович. – Челябинск, 2018. – 204 с.
    6. Асмолов, А. А. Сложный человек как вызов педагогике возможностей / А. А. Асмолов // Поволжский педагогический поиск. – 2018. – № 1(23). – С. 13–19.
    7. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.
    8. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шахтер, А. М. Черноризов // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 3–26.
    9. Асмолов А. Г. Интернет как генеративное пространство: историко-эволюционная перспектива / А. Г. Асмолов, Г. А. Асмолов // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 1–26.Асмолов, А. Г.
    10. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов // Психологические исследования. – 2015. – Т. 8. – № 40. – Режим доступа: http://psystudy.ru/num/2015v8n40/1109
    11. Ахмедова, Х. Т. Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности педагога / Х. Т. Ахметова, Н. М. Шаропов // Вопросы педагогики. – 2020. – № 1–2. – С. 22–24.
    12. Байбаков, А. М. Развитие мотивации учебно-познавательной деятельности будущих педагогов в условиях целостного учебно-воспитательного процесса / А. М. Байбаков, Е. Е. Чудина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3(116). – С. 65–68.
    13. Байбародова, Л. В. Подготовка будущих педагогов к воспитательной деятельности / Л. В. Байбородова, М. В. Груздев, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 17–25.
    14. Баяхметов, С. У. Профессионально-личностное саморазвитие курсантов в образовательном процессе военного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Баяхметов Серик Умутбаевич. – Омск, 2017. – 223 с.
    15. Белов, А. А. Формирование готовности бакалавра к социально-воспитательной деятельности в детском оздоровительном учреждении : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Белов Александр Анатольевич. – М., 2015. – 26 с.
    16. Белоконь, Н. А. Социокультурный аспект воспитания личности учителя / Н. А. Белоконь // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2010. – № 2. – С. 237–241.
    17. Бердникова, Э. Р. Воспитательная деятельность как аспект профессиональной подготовки инженера / Э. Р. Бердникова, В. А. Чистоусова, И. С. Халитова // Высшее образование в России. – 2009. – № 5. – С. 98–104.
    18. Блауберг, И. В. Системный подход [Электронный ресурс] / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин, В. Н. Садовский // Гуманитарная энциклопедия: Концепты. Центр гуманитарных технологий, 2002–2020. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7095
    19. Богдан, Е. С. Развитие у студентов инженерных направлений soft skills как важный фактор их конкурентоспособности / Е. С. Богдан // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 2–4. –С. 17–20.
    20. Богуславский, М. В. Российское образование на переломе эпох / М. В. Богуславский. – Ростов н/Д : Изд-во РГТТУ, 2002. – 242 с.
    21. Бондарева, Е. Н. Два фундаментальных подхода к понятию философии как науки: тип интеллектуальной деятельности или жизненная практика? / Е. Н. Бондарева // Научный аспект. – 2014. – № 1–2. – С. 164–166.
    22. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации : докл. на август. конф. работников и организаторов образования, г. Ростов-на-Дону / Е. В. Бондаревская. – Ростов н/Д : Российская академия образования, юж. отд-е, 2003. – 39 с.
    23. Бордовская, Н. В. Вызовы времени и новые модели развивающей образовательной среды / Н. В. Бордовская // Человек и образование. – 2013. – № 2(35). – С. 4–11.
    24. Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности : монография / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. – Волгоград : Перемена, 2001. – 181 с.
    25. Булдакова, Н. В. Развитие прогностической способности у будущих педагогов [Электронный ресурс] : монография / Н. В. Булдакова. – 2-е изд., испр. и доп. – Киров : Изд-во МЦИТО, 2019. – Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36890308_15501077.pdf
    26. Буравцева, Н. В. Взаимосвязь психологического пространства личности и эмпатии студентов-педагогов и психологов / Н. В. Буравцева // Казанский педагогический журнал. – 2009. – № 9–10. – С. 89–97.
    27. Буцык, Е. В. К определению понятия «самомотивация» / Е. В. Буцык, И. В. Голикова // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 12–16.
    28. Бытко, Н. Н. Проблема подготовки педагогов в современной научно-критической рецепции / Н. Н. Бытко // Гуманитарные науки (г. Ялта). – 2015. – № 4(32). – С. 174–178.
    29. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 1. – С. 63–69.
    30. Вербицкий, А. А. Проблемы проектно-контекстной подготовки специалиста / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 4. – С. 2–8.
    31. Витковская, Н. Г. Квест-технологии в высшем образовании / Н. Г. Витковская // Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика : сб. мат-лов 3-й междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 87–90.
    32. Владыко, А. В. Квест-технологии в образовании и воспитании / А. В. Владыко // Актуальные вопросы современной науки : сб. ст. по мат-лам XVI междунар. науч.-практ. конф. – 2018. – С. 9–20.
    33. Воробьева, М. А. Факторы, влияющие на формирование самомотивации студентов направления обучения – государственное и муниципальное управление / М. А. Воробьева, Т. Д. Макарова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2018. – Т. 28. – № 2. – С. 166–172.
    34. Воробьева, Т. В. Подготовка студентов технического вуза к публичному выступлению / Т. В. Воробьева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2014. – № 1. – С. 125–130.
    35. Воронцова, Т. А. Деятельностный подход в воспитании и обучении детей дошкольного возраста / Т. В. Воронцова, О. А. Котова // Вестник Прикаспия. – 2013. – № 3(3) – С. 53–57.
    36. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996. – С. 30–62.
    37. Газман, О. С. Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя) / О. С. Газман. – 2006. – № 3. – С. 70–79.
    38. Газман, О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная система / О. С. Газман // Новые ценности: десять концепций и эссе. – М. : Инноватор, 1995. – С. 58.
    39. Гинецинский, В. И. Педагогическое знание как методологическая и теоретическая проблема : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Гинецинский Владислав Ильич. – Л., 1988. – 34 с.
    40. Голубева, О. В. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности / О. В. Голубева, А. В. Хижная, А. А. Бушуева // Мир науки. – 2017. – Т. 5. – № 6. – С. 13.
    41. Гостев, А. В. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея: личностно-ориентированный аспект / А. В. Гостев. – Челябинск : УралГАФК, 1996. – 216 с.
    42. Гревцева, Г. Я. Теоретические аспекты педагогического сопровождения подготовки студентов к воспитательной работе / Г. Я. Гревцева, М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 9–14.
    43. Давыдова, М. В. Структурно-функциональная модель ИОМ в системе подготовки педагога профессионального обучения / М. В. Давыдова, Р. М. Кузнецова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1. – С. 80–83.
    44. Данилова, В. В. Формирование партисипативной готовности будущих учителей к воспитательной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Данилова Виктория Валерьевна. – Челябинск, 2015. – 27 с.
    45. Дерягин, Н. П. О возможностях воспитательной работы в виртуальной среде / Н. П. Дерягин // Народное образование. – 2017. – № 3–4 (1461). – С. 157–159.
    46. Дрожжина, М. Н. «Теория социальных эстафет» М.А. Розова и ее значение для современного этномузыкознания / М. Н. Дрожжина // Идея и идеалы. – 2012. – Т. 2. – № 2. – С. 136–141.
    47. Дьяченко, М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. – Минск : Изд-во БГУ, 1975. – 175 с.
    48. Есаулов, Е. А. О возможности высокотехнологичной образовательной среды вуза по развитию ценностного отношения студентов к будущей педагогической деятельности / Е. А. Есаулова // Педагогика и психология: теория и практика. – 2016. – № 1(3). – С. 117–122.
    49. Жураковская, В. М. Коуч-технологии как психолого-педагогический механизм включения педагога в инновационные процессы / В. М. Жураковская, О. А. Оличева // Педагогический журнал. – 2019. – Т. 9. – № 1–1. – С. 524–536.
    50. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учебное пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Изд-во «Академия», 2012. – 208 с.
    51. Заярская, Г. В. Роль профессионального волонтерства в процессе освоения специальности студентами направления подготовки «Организация работы с молодежью» (на примере РГСУ) / Г. В. Заярская // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 3(7). – С. 13.
    52. Зеер, Э. Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 2. – С. 5–8.
    53. Зимняя, И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2015. – № 11. – С. 14.
    54. Зимовина, О. А. Виртуальная среда и ее воспитательные возможности / О. А. Зимовина // Вестник Университета Российской академии образования. – 2017. – № 3. – С. 51–57.
    55. Иванова, И. В. Возможности коуч-технологий в морально-нравственном воспитании младших подростков / И. В. Иванова, В. А. Макарова, А. В. Резван // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2019. – Т. 2. – № 2. – С. 18–29.
    56. Иванова, И. В. Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности / И. В. Иванова // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 4(109). – С. 15–22.
    57. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2002. – 512 с.
    58. Ипполитова, Н. В. Взаимосвязь понятий «методология» и «методологический подход» / Н. В. Ипполитова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2009. – № 13(146). – С. 80–97.
    59. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996. – 416 с.
    60. Кандыбович, С. Л. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды / С. Л. Кандыбович, Т. В. Разина // Мировые цивилизации. – 2019. – Т. 4. – № 3–4. – С. 23–28.
    61. Караковский, В. А. Воспитание – важнейшая социально-педагогическая ценность / В. А. Караковский // Народное образование. – 2002. – № 4. – С. 165.
    62. Карпова, Е. В. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества / Е. В. Карпова, С. И. Коптева // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2(107). – С. 114–121.
    63. Качур, Е. А. Мотивация педагога к инновационной деятельности / Е. А. Качур // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 48–3. – С. 123–127.
    64. Квеско, С. Б. Самомотивация преподавателя и студентов при использовании образовательных технологий / С. Б. Квеско, Т. Шинн, С. Э. Квеско, М. В. Шульгина // Лучшие практики электронного обучения : мат-лы III метод. конф. – 2017. – С. 53–56.
    65. Кильпеляйнен, Е. С. Трансформация профессиональных компетенций журналиста в период цифровизации медиапространства / Е. С. Кильпеляйнен // Идеи и инновации. – 2019. – Т. 7. – № 2. – С. 23–40.
    66. Кичерова, М. Н. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения / М. Н. Кичерова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2016. – № 4(5). – С. 28.
    67. Колчина, А. А. Актуализация воспитательных возможностей студенческих сообществ в вузе / А. А. Колчина // Социологические и педагогические аспекты образования : сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л. А. Абрамовой, И. Е. Поверинова. – 2019. – С. 16–20.
    68. Коровяковский, Д. Г. Теория и практика профессиональной подготовки специалистов таможенного дела: российский и зарубежный опыт : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Коровяковский Денис Геннадьевич. – М., 2019. – 494 с.
    69. Королева, Н. Ю. Формирование виртуальной социально-образовательной среды учебного заведения как условие повышения результативности образовательного процесса / Н. Ю. Королева, Н. И. Рыжова, И. И. Трубина // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 6(73). – С. 109–112.
    70. Кузьмин, А. М. Готовность педагога к реализации воспитательной работы с подростками в общеобразовательной школе / А. М. Кузьмин, Л. Е. Идиатуллина // Педагогический журнал Башкортостана. – 2008. – № 3(16). – С. 83–92.
    71. Кулебякина, М. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к деятельности классного руководителя / М. Ю. Кулебякина // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Т. И. Шукшиной. – Саранск, 2014. – № 1. – С. 102–106.
    72. Латшенбергер, Н. А. Использование коуч-технологий в жизненной навигации в период профессионального образования / Н. А. Латшербергер, А. С. Огнев, Э. В. Лихачева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2017. – № 1–4. – С. 101–105.
    73. Левченко, Н. В. Развитие профессионально значимых качеств будущих педагогов в образовательной среде вуза на основе аксиологического подхода / Н. В. Левченко // Символ науки. – 2015. – № 7–1. – С. 137–139.
    74. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
    75. Лидак, Л. В. Методологические основы педагогики высшей школы: аксиологический подход / Л. В. Лидак // Университетская наука. – 2018. – № 1(5). – С. 121–125.
    76. Личностно-ориентированное образование: феномен, концепция, технология : монография. – Волгоград : Изд-во «Перемена», 2000. – 148 с.
    77. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов; Российская академия наук, Институт психологии. – М. : Наука, 1999. – 349 с.
    78. Лопаткин, Е. В. Ценностно-смысловое освоение подготовки будущих педагогов / Е. В. Лопаткин // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 92–97.
    79. Лучшева, Л. М. Взаимосвязь коммуникативных способностей педагогов со стратегиями выхода из конфликтных ситуаций (на примере периода зрелости) / Л. М. Лучшева // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58–3. – С. 323–326.
    80. Лытко, А. А. Изменения в структуре ценностно-смысловых ориентаций представителей профессии деонтологического статуса на разных этапах профессиональной идентичности / А. А. Лытко, О. В. Конаш // Вестник Прикамского социального института. – 2017. – № 2(77). – С. 109–113.
    81. Любезнова, Л. В. Персонифицированный подход и коуч-технологии как инструмент развития воспитательной деятельности в дополнительном образовании / Л. В. Любезнова // Конференция АСОУ : сб. науч. тр. и мат-лов науч.-практ. конф. – 2017. – № 3. – С. 704–709.
    82. Малиновская, М. П. Образовательный квест в формировании профессиональных компетенций студентов педагогического вуза / М. П. Малиновская // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – Т. 2. – № 4. – С. 164–170.
    83. Мартирасова, Т. А. Формирование готовности к трудовой деятельности будущего бакалавра в образовательном процессе : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Мартирасова Татьяна Александровна. – Красноярск, 2015. – 432 с.
    84. Матушак, А. Ф. Прогнозирование культуры доверия участников образовательного процесса в высшем профессиональном образовании / А. Ф. Матушак // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2015. – № 5. – С. 120–125.
    85. Менчинская, Н. А. Проблема учения и развития / Н. А. Менчинская // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978. – С. 142.
    86. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Прайм-Еврознак, 2004. – 672 с.
    87. Микляева, А. В. Стрессоустойчивость как фактор профессиональной самореализации молодых педагогов / А. В. Микляева, С. А. Безгодова // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2016. – Т. 18. – С. 63–67.
    88. Милонова, Н. Г. Эмоциональный интеллект: новый ресурс или новые требования? / Н. Г. Милонова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 1(25). – С. 107–110.
    89. Миронова, С. Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя / С. Г. Миронова // Электронный журнал «Психология и право». – 2017. – Т. 7. – № 3. – С. 71–82.
    90. Миронова, С. П. Профессиональная идентификация личности: постановка проблемы и определение понятия / С. П. Миронова // Образование и наука. – 2008. – № 4. – С. 81–90.
    91. Монакова, М. В. Эмпатия как профессиональное качество личности будущего педагога / М. В. Монакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 54–3. – С. 358–364.
    92. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. – М. : Наука, 2001. – 192 с.
    93. Моторина, И. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза – перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе / И. В. Моторина, А. В. Моторин // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. – 2018. – № 6(2(21)). – С. 305–321.
    94. Мошинская, Р. В. Развитие эмпатие как условие подготовки будущего педагога профессионального обучения / Р. В. Мошинская // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2015. – № 2 (55). – С. 100–105.
    95. Мудрик, А. В. Психология и воспитание : учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. – 472 с.
    96. Нагимова, Н. И. Развитие soft skills в практике формирования предпринимательских компетенций обучающихся: региональный опыт / Н. И. Нагимова, М. А. Фахретдинова // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 6. – С. 88.
    97. Наличаева, С. А. Особенности ценностно-смысловой и мотивационной сфер у педагогов средней и высшей школы / С. А. Наличаева // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2011. – № 1. – С. 127–136.
    98. Науменко, М. В. Применение коуч-технологий в работе со стратегией манипулятивного общения преподавателей системы дополнительного образования / М. В. Науменко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2018. – № 12(166). – С. 330–334.
    99. Новикова, Л. И. Вопросы воспитания: системный подход / Л. И. Новикова // Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей. – 2014. – № 4(34). – С. 57–75.
    100. Нюдюрмагомедова, А. Н. Интерактивные технологии в реализации воспитательной функции обучения / А. Н. Нюдюрмагомедова, Е. М. Рамазанова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2013. – № 2. – С. 11–18.
    101. Няголова, М. Д. Исследование устойчивых свойств личности в психологических теориях А. Валлона и С.Л. Рубинштейна / М. Д. Няголова // Институт психологии Российской академии наук. Человек и мир. – 2018. – Т. 2. – № 1. – С. 3–19.
    102. Обухов, А. С. Современные исследования проблемы мотивации и самореализации человека в ситуации неопределенности и изменчивости мира / А. С. Обухов // Исследователь / Researcher. – 2019. – № 1–2 (25–26). – С. 10–21.
    103. Овсяницкая, О. С. Организация деятельности волонтерских объединений по формированию гражданской позиции студентов: системный подход / О. С. Овсяницкая // Веснік Віцебскага дзяржаўнага універсітэта. – 2013. – № 3(75). – С. 97–102.
    104. Оказова, З. П. Использование Web-квест технологий в образовательном процессе / З. П. Оказова // Балтийский гуманитараный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 3(24). – С. 271–273.
    105. Орешкина, А. К. Теоретико-методологические основы развития саморегуляции как психического ресурса творческой личности в условиях цифрового обучения / А. К. Орешкина // Профессиональное образование и общество. – 2021. – № 1(37). – С. 89–94.
    106. Перевалова, А. А Профессиональная стабильность будущего педагога. Статья 1. Уточнение сущности понятия устойчивости: междисциплинарный подход / А. А. Перевалова // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2–2(54). – С. 238–243.
    107. Пестова, О. Г. Применение коуч-технологии педагогами в сфере среднего профессионального образования / О. Г. Петрова // Материалы и методы инновационных исследований и разработок : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. – 2016. – С. 202–204.
    108. Петухова, Л. П. Возможности интернет-пространства в воспитании нравственности студенческой молодежи / Л. П. Петухова, Е. В. Елисеева // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития : мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. – 2019. – С. 278–282.
    109. Пивоваров, Д. В. Проблемы носителя идеального образа: операционный аспект / Д. В. Пивоваров. – Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1986. – 129 с.
    110. Пономарева, Г. Н. Профессиональная пригодность студентов факультета физической культуры как проблем психолого-педагогического исследования в условиях вуза / Г. Н. Пономарева, Е. А. Митин, М. А. Шансков // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 9. – С. 40–44.
    111. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / ред. и сост. Д. Я. Райгородский. – Самара, 2001. – 672 с.
    112. Проектирование воспитательного пространства современного вуза средствами ИКТ-технологий : монография / Е. В. Елисеева, С. Н. Злобина, Л. А. Зятева и др. – Брянск : РИО БГУ : ООО «Новый проект», 2018. – 180 с.
    113. Пронина, Н. Р. Метакогнитивне технологии совладания с профессиональным стрессом как основа для создания программы психологического сопровождения научных сотрудников / Н. Р. Пронина, Т. В. Разина // Человеческий капитал. – 2020. – № 2(134). – С. 137–145.
    114. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия : коллективная монография / В. В. Садырин, Н. О. Яковлева, З. И. Тюмасева [и др.]; под общ. ред. В. В. Садырина. – Челябинск : Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 294 с.
    115. Психология адаптации личности. Анализ, теория, практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2006. – 479 с.
    116. Психология здоровья : учебник для вузов / под ред. Г. С. Никифорова. – СПб., 2006. – 607 с.
    117. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для ин-в физ. культ. / под ред. Т. Т. Джамгарова, А. Ц. Пуни. – М. : Физкультура и спорт, 1979. – 143 с.
    118. Пургина, Е. И. Методологические подходы в современном образовании и педагогической науке : учеб. пособие / Е. И. Пургина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 275 с.
    119. Ракитов, А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. – 1994. – № 4. – С. 14–34.
    120. Раскалинос, В. Н. Формирование мотивации к психолого-педагогическому сопровождению у будущих социальных педагогов / В. Н. Раскалинос // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 38–43.
    121. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/5416a7ecef 3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/
    122. Роберт, И. В. Дидактика периода цифровой трансформации образования / И. В. Роберт // Мир психологии. – 2020. – № 3(103). – С. 184–198.
    123. Рогов, М. Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: Социально-психологический аспект / М. Г. Рогов. – Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 1998. – 155 с.
    124. Роговая, Н. А. Воспитательные возможности влияния виртуальной образовательной среды на подростка / Н. А. Роговая // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 102–107.
    125. Роджерс, К. Взгляды на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. – М. : Прогресс, 1994. – С. 151–171.
    126. Розов, М. А. Теория познания как эмпирическая наука / М. А. Розов // Эпистемология: перспективы развития / отв. ред. В. А. Лекторский. – М. : Кантон+, 2012. – С. 90–124.
    127. Розов, М. А. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии / М. А. Розов. – Смоленск : Изд-во СГУ, 2006. – 438 с.
    128. Розов, М. А. Что такое теория социальных эстафет / М. А. Розов // Epistemology & Philosophy of Science. – 2017. – № 51(1). – С. 230–239.
    129. Розова, С. С. Предпонимание и социальные эстафеты / С. С. Розова, О. Б. Соловьев // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. – 2007. – Т. 5. – № 1. – С. 27–33.
    130. Росина, Н. Л. Организационно-педагогические условия развития профессиональной обучаемости студентов / Н. Л. Росина // Человек и образование. – 2011. – № 3(28). – С. 99–102.
    131. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука, 1957. – 331 с.
    132. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2009. – 720 с.
    133. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – М. : Наука, 1997. – 191 с.
    134. Руднева, Т. И. Педагогическая деятельность в современном социальном контексте / Т. И. Руднева // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. – 2015. – № 7(129). – С. 191–195.
    135. Рыболова, А. Н. Психологические основы педагогического управления системы уровневого образования / А. Н. Рыболова, М. А. Аверьянова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. – 2013. – № 3. – С. 90–94.
    136. Рыльцов, В. А. Формирование образовательной и воспитательной среды в виртуальном коммуникативном пространстве / В. А. Рыльцов // Технология образования. – 2020. – № 2(8). – С. 193–197.
    137. Садовникова, С. М. Педагогическая поддержка студентов в системе среднего профессионального образования / С. М. Садовникова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2014. – № 2(14). – С. 101–107.
    138. Сазонова, Н. П. Саморегуляция как способ профилактики профессионального выгорания педагога дошкольного образования / Н. П. Сазонова // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1(32). – С. 162–164.
    139. Салчинкина, А. Р. Внедрение инновационной игровой квест-технологии в историко-патриотическое воспитание студентов / А. Р. Салчинкина // Качество современных образовательных услуг – основа конкурентоспособности вуза : сб. ст. по мат-лам межфак. Учеб.-метод. конф. – 2016. – С. 446–447.
    140. Сафронова, А. Н. Деятельность преподавателей по обеспечению психологической безопасности студентов средствами реально-виртуальной воспитательной среды / А. Н. Сафронова, Н. О. Вербицкая // Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Уральский форум психологов государственных структур и силовых ведомств / отв. ред. И. А. Ершова. – 2018. – С. 11–113.
    141. Сафронова, А. Н. Реально-виртуальная воспитательная среда вуза как средство формирования у студентов навыков самосохранения здоровья / А. Н. Сафронов, Н. О. Вербицкая // Научное образование. Педагогические науки. – 2018. – № 2. – С. 32–37.
    142. Седых, Т. В. Этапы подготовки к публичному выступлению бакалавров гуманитарных направлений / Т. В. Седых, Л. А. Юрчишина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55–7. – С. 58–64.
    143. Селиванова, Н. Л. Теоретические основы оценки качества воспитания в системе общего образования / Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. – 2014. – № 3(76). – С. 176–185.
    144. Семушина, Л. Г. Влияние профессионально-квалификационной структуры труда на структуру профессионального образования / Л. Г. Семушина // Специалист. – 2004. – № 10. – С. 26–29.
    145. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы модернизации непрерывного образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская, В. Г. Шкунов // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 4. – С. 192–196.
    146. Сергеев, А. В. Профессиональное самоопределение будущего специалиста в условиях многоуровневого образовательного комплекса технического вуза : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Сергеев Андрей Владимирович. – Пенза, 2007. – 181 с.
    147. Симушкина, Н. Ю. Категория «воспитание» в современных зарубежных исследованиях / Н. Ю. Симушкина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – С. 289.
    148. Ситникова, М. И. Методологические ориентиры исследования проблемы формирования культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя вуза / М. И. Ситникова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – № 12(80). – С. 168–172.
    149. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию : учеб. пособие / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2003. – 185 с.
    150. Сластенин, В. А. Педагогический процесс как система / В. А. Сластенин. – М. : Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000. – 488 с.
    151. Слепенкова, Е. А. Интерактивные воспитательные технологии в работе классного руководителя / Е. А. Слепенкова, Р. У. Арифулина // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 5. – С. 50–55.
    152. Слесарев, А. А. Проблема формирования правового сознания с точки зрения теории социальных эстафет / А. А. Слесарев // Россия молодая : сб. мат-лов VIII всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых с междунар. участием / отв. ред. О. В. Тайлаков; Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева. – Кузбасс, 2016. – С. 728.
    153. Сологубов, Ю. П. Наставничество как инструмент повышения качества образования подготовки магистрантов в высшей школе / Ю. П. Сологубов // Информация и образование: границы коммуникации. – 2015. – № 7(15). – С. 42–43.
    154. Сорокоумова, С. Н. Психологическая готовность будущих педагогов к воспитательной работе с подростками / С. Н. Сорокоумова, П. А. Егорова, Т. М. Сорокина, С. А. Щелоков // Приволжский научный журнал. – 2015. – № 3(35). – С. 278–283.
    155. Сошникова, И. А. Возможности интерактивных технологий в решении проблем воспитательной работы с обучающимися в вузах МВД / И. А. Сошникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 55–11. – С. 193–200.
    156. Степанов, П. В. Понятие «воспитание» в современных педагогических исследованиях / П. В. Степанов // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 121–129.
    157. Степанов, П. В. Современная теория воспитания : словарь-справочник / П. В. Степанов; под ред. Н. Л. Селивановой. – М. : АНО Издательский дом «Педагогический поиск», 2016. – 48 с.
    158. Тажудинова, Д. Б. Как побороть неуверенность перед публичным выступлением? / Д. Б. Тажутдинова, С. А. Медведева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 5. – С. 52–54.
    159. Тенищева, В. Ф. Профессиональные контексты как средство мониторинга процесса формирования компетенций / В. Ф. Тенищев, Ю. С. Кузнецова, Е. Н. Цыганко // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2015. – № 5(50). – С. 193–196.
    160. Ткачева, С. А. О проблемах профессиональной готовности будущих педагогов к воспитательной работе в новых социокультурных условиях / С. А. Ткачева, Э. Сагынтай кызы // Научный результат. Педагогика и психология образования. – 2018. – Т. 4. – № 1. – С. 30–40.
    161. Токтарова, В. И. Проектирование адаптивной системы математической подготовки студентов вузов: методологическое обоснование / В. И. Тактаров, С. Н. Федорова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1(190). – С. 164–171.
    162. Уварина, Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н. В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2012. – № 4(263). – С. 34–37.
    163. Улыбашева, И. Н. Особенности применения коуч-технологий в работе с повышением профессиональной готовности старшеклассников с различными профессиональными склонностями / И. Н. Улыбашева, С. В. Жолудева // Мир науки. – 2018. – Т. 6. – № 5. – С. 66.
    164. Усова, А. В. Состояние и перспективы развития отечественной системы образования / А. В. Усова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования. – 2009. – № 4. – С. 7–13.
    165. Фадина, А. Г. Визуализация как средство самомотивации и профилактики прокрастинация / А. Г. Фадина, Е. Ю. Зайкина // Весенние психолого-педагогические чтения : мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. – Астрахань, 2017. – С. 50–53.
    166. Фоменко, А. А. Аксиологический подход в подготовке будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования / А. А. Фоменко // Педагогические инновации – 2017 : мат-лы междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – 2017. – С. 125–127.
    167. Фомичева, Е. Н. Формирование готовности студентов – будущих педагогов физической культуры к воспитательной деятельности с подростками девиантного поведения : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Фомичева Елена Николаевна. – Н. Новгород, 2010. – 30 с.
    168. Хлупина, Н. О. Использование веб-квест-технологии в организации самостоятельной работы студентов / Н. О. Хлупина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 87–92.
    169. Холодов, А. И. Новый метод подготовки архитекторов к публичным выступлениям / А. И. Холодов // Региональные архитектурно-художественные школы. – 2011. – № 1. – С. 323.
    170. Цаликова, И. К. научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Scince) / И. К. Цаликова, С. В. Пахотина // Образование и наука. – 2019. – № 21(8). – С. 187–207.
    171. Цилицкий, В. С. Формирование готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Цилицкий Виталий Сергеевич. – Челябинск, 2018. – 206 с.
    172. Цыбульникова, К. А. Исследование способности к эмпатии педагога высшей школы / К. А. Цыбульникова, Е. Н. Ивашкова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 4–1. – С. 264–266.
    173. Чернилевский, Д. В. Формирование профессиональной подготовки студентов-инвалидов на основе аксиологического подхода / Д. В. Чернилевский, Т. В. Вдовиченко // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 2. – С. 10–15.
    174. Чупина, В. А. Формирование рефлексии студентов в процессе социальной адаптации / В. А. Чупина, О. А. Федоренко // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2017. – № 2. – С. 6–10.
    175. Чухачева, Е. В. Оценка уровня сформированности коммуникативных способностей будущих педагогов / Е. В. Чухачева // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. и мат-лов науч.-практ. конф. – Коломна, 2019. – С. 355–359.
    176. Шарафиева, Д. Н. Особенности обучаемости студентов / Д. Н. Шарафиева, Н. Н. Калацкая // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – Т. 1. – № 3(4). – С. 52–54.
    177. Шилова, И. М. Моделирование экстремальных ситуаций на учебных занятиях / И. М. Шилова // Омский психиатрический журнал. – 2016. – № 1(7). – С. 35–36.
    178. Широких, О. Б. Модернизация педагогического образования в условиях регионального вуза / О. Б. Широких// Педагогическое образование и наука. – 2018. – № 1. – С. 68–71.
    179. Шкитина, Н. С. Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя / Н. С. Шкитина // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – № 7. – С. 203–209.
    180. Шустова, И. Ю. «Живое воспитание» в школе: принцип со-бытийности / И. Ю. Шустова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 5(43). – С. 156–168.
    181. Щуркова, Н. Е. Новое воспитание / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 132 с.
    182. Юдин, Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. – М. : Наука. 1978. – 391 с.
    183. Юркова, М. М. Основные компоненты и условия готовности будущих учителей к воспитательной деятельности в условиях общеобразовательного учреждения / М. М. Юркова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : сб. мат-лов V Междунар. науч.-практ. конф. (27 мая 2017). – Чебоксары, 2017. – С. 161–165.
    184. Яковлева, Н. Ф. Метод факторного анализа в выборе педагогической стратегии воспитания характера детей-сирот / Н. Ф. Яковлева // Инновации в образовании. – 2014. – № 7. – С. 69–82.
    185. Якушкина, М. С. Потенциал сетевого взаимодействия и сетевого проектирования для формирования воспитательного пространства вуза / М. С. Якушкина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2015. – № 4(39). – С. 9–21.
    186. Яркова, Т. А. Резервы повышения качества управления педагогическими исследованиями образования в регионе / Т. А. Яркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2011. – № 13(115). – С. 183–188.
    187. Alfredo, A. The Evolutionary Concept of “Preadaptation” Applied to Cognitive Neurosciences / A. Alfredo // Front Neurosci. – 2016. – V. 10. – Pp. 103.
    188. Chan, D. W. Stress, Self-Efficacy, Social Support, and Psychological Distress Among Prospective Chinese Teachers in Hong Kong / D. W. Chan // Educational Psychology. – Vol. 22. – Pp. 557–569.
    189. Haydee, C. Q. Causes and Effects of Stress Among Faculty / C. Q. Haydee, B. G. Raymund // Asia Pacific Journal of Multidisciplinary Research. – 2016. – Vol. 4. – № 1. – Pp. 18–27.
    190. Iancu, A. The Effectiveness of Interventions Aimed at Reducing Teacher Burnout: a Meta-Analysis / A. Iancu, A. Rusu, C. Maroiu, etc. // Educational psychology review. – 2018. – Vol. 30. – Is. 2. – Pp. 373–396.
    191. Johnson, S. The Experience of Work-Related Stress across Occupations / S. Johnson, C. Cooper, S. Cartwright, etc. // Journal of Managerial Psychology. – 2005. – Vol. 20(2). – Pp. 178–187.
    192. Lee, M. Teachers' emotions and emotion management: integrating emotion regulation theory with emotional labor research / M. Lee, R. Pekrun, J. Taxer, etc. // Social psychology of education. – 2016. – Vol. 19. – Is. 4. Pp. 843–863.
    193. Maddi, S. R. Comments on trends in hardiness research and Theorizing / S. R. Maddi // Consulting Psychology Journal Practice and Research. – 1999. – Vol. 51. – Pp. 67–71.
    194. Pettigrew, L. S. Validating Measures of Teacher Stress / L. S. Pettigrew, G. E. Wolf // American Educational Research Journal. – 1982. – Vol. 19(3). – Pp. 373–396.
    195. Segun-Martins, I. O. Hardiness, Sensation Seeking, Optimism and Social Support as Predictors of Stress Tolerance among Private Secondary Schools Teachers in Lagos State / I. O. Segun-Martins // Clinical Depression. – 2016. – Vol. 2. – Is. 3. – Pp. 1–7.
    196. Selivanova, N. L. Novikova’s research school: main ideas and prospects for development / N. L. Selivanova, P. V. Stepanov, M. V. Shakurova // Russian Education and Society. – 2016. – Vol. 58. – № 1. – Pp. 1–11.
    197. Shutenko, E. N. Motivational and Conceptual Aspects of Students’ Self-fulfillment in University Education [Электронный ресурс] / E. N. Shutenko, A. I. Shutenko // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815060073
    198. Wong, V. Too Stressed to Teach? Teaching Quality, Student Engagement, and IEP Outcomes / V. Wong, L. Ruble, Y. Yu, J. McGrew // Exceptional children. – 2017. – Vol. 83. – Is. 4. – Pp. 412–427.

    Страница обновлена: 23.01.2023 в 18:18:27