Формирование рынка доступного жилья: методические и практические аспекты в условиях пространственно-экономической трансформации региона

Безруких О.А.1, Матвеева М.В.1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет», Россия, Иркутск

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49253081
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Непрерывный рост урбанизации во всем мире усложняет достижение целей устойчивого развития в области обеспечения населения доступным жильем. Доступность жилья является острой проблемой во многих странах с развитой экономикой. Под влиянием мер жесткой бюджетной экономии, быстрого роста цен на жилье и растущего неравенства в уровне благосостояния населения, правительство все чаще не в состоянии удовлетворить потребность в недорогом и доступном жилье для своих граждан. Статистические данные показывают, что сегодня около 400 миллионов семей в развитых и развивающихся странах сталкиваются с проблемой получения качественного жилья по доступным ценам. Проблема обеспечения населения доступным жильем также остается актуальной для Российской Федерации. В целях обеспечения достаточного количества доступного жилья в настоящее время правительством России разработаны и реализуются на практике различные программы доступного жилья, при этом наблюдается региональная дифференциация согласованного уровня развития принципов доступного жилья, в частности в политике землепользования городов Российской Федерации. В статье проведен анализ жилищной политики в области обеспечения населения доступным жильем, результатом которого стало определение ключевого фактора, влияющего на доступность жилья, в качестве которого выступают процессы управления городскими землями. На основании этого, дальнейшее исследование построено на анализе причин пространственного несоответствия в распределении земельных ресурсов для формирования рынка доступного жилья и разработку концептуальных основ и методов планирования для совершенствования механизмов, обеспечивающих улучшение жилищных условий за счет формирования агломерационных систем в структуре пространственно-экономической трансформации региона.

Ключевые слова: доступное жилье, земельные ресурсы, устойчивое развитие городских территорий, управление территориями, агломерация, урбанизация

JEL-классификация: R21, R31, R12, R13



Введение

Уровень качества жизни населения во многом определяется состоянием жилой среды. Дефицит доступного жилья в городах является одной из наиболее серьезных мировых проблем, которая затрагивает 1,6 миллиарда человек и является ключевым приоритетом в повестке формирования социально-экономической и жилищной политики развитых и развивающихся стран [23] (Popkova, Ekimova, Sergi, 2020). Доступность жилья является важным компонентом экономического развития, оказывая влияние на многогранные аспекты региональной экономики. Пространственно-экономические процессы региона как институциональный компонент жилищной системы все чаще позиционируются в качестве основных причин возникновения проблемы наличия комфортного и доступного жилья для всех слоев населения.

Большая часть городов, в том числе на территории Российской Федерации, при формировании жилищной стратегии создают условия для решения жилищных проблем граждан в основном только за счет рыночных механизмов, к которым можно отнести ипотечные и арендные инструменты, которые не являются релевантными для всех слоев населения. Одновременно с этим, как правило, в жилищной политике стран не сформировано понимание того, что уровень доступности жилья определяется не только показателями уровня доходов населения и доступностью получения кредитов для всех слоев населения, но коррелирует с градостроительным и территориальным позиционированием, инфраструктурой, рыночной конкуренцией между субъектами строительного рынка, развитием рынка труда а также другими правовыми и земельными факторами, которые, как правило, регулируются на государственном уровне и в итоге оказывают существенное влияние на устойчивое развитие городов, регионов и стран.

Вместе с тем многогранность проблематики рассмотрения перспектив и направлений развития рынка доступного жилья обусловлена тем, что набор конкретных механизмов и технологий, определяющих развитие рассматриваемой категории, до конца не определен и находится в фазе активного формирования. Зарубежный и российский опыт регулирования рынка доступного жилья исследован в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Бреславский А.С., Бухвальд Е.М., Иванов О.Б., Тиникова Е.Е., Cox W., Pavletich, H. и др. [1, 3, 5, 12, 14] (Breslavskiy, 2020; Ivanov, Bukhvald, 2018; Korosteleva, Tselin, 2021; Tinikova, 2020; Cox, Pavletich, 2018). Ряд гипотез в приведенных работах не включают аспекты формирования инклюзивного и конкурентоспособного города, сочетающего различные типы жилья и направленного на развитие принципов устойчивого города, с учетом внешних рисков, в том числе технологических. В свою очередь, это вызывает необходимость создания новых механизмов реализации жилищной политики, которые будут актуальны для сегодняшнего этапа развития экономики и технологий, позволяющих обеспечить доступность жилья для населения.

Методика исследования

Модель исследования включает в себя четыре этапа:

1. Анализ современного состояния рынка доступного жилья и определение его оценочных индикаторов.

2. Выявление и систематизация факторов, влияющих на формирование рынка доступного жилья в условиях пространственно-экономической трансформации региона.

3. Установление когнитивных связей между элементами, формирующих рынок доступного жилья, и формирование стратегий зонирования и градостроительного регулирования, влияющих на предложение доступного жилья.

4. Обобщение и актуализация теоретических подходов к вопросам формирования рынка доступного жилья в условиях пространственно-экономической трансформации региона.

На первом этапе, используя метод анализа статистических данных и синтеза, проанализирована имеющаяся российская и зарубежная литература по формированию рынка доступного жилья, описаны существующие в настоящее время методики определения рассматриваемого понятия в разрезе стран мира. Изучены инструменты жилищной политики по повышению доступности жилья в России.

Используя структурно-логический метод, на втором этапе исследуются факторы, оказывающие влияние на показатель доступности жилья. Выдвинута гипотеза, что определенные факторы находятся в тесной взаимосвязи с процессами регулирования землепользования.

При выборе стратегий зонирования отвечающим требованиям пространственной реструктуризации территорий использован метод формализации. Определены ракурсы формирования доступного жилья в политике зонирования, при проведении которой приоритетное значение целесообразно отдавать инклюзивному и смешанному зонированию, выступающему в качестве основ формирования городской агломерационной системы.

На четвертом этапе метод синтеза и индукции позволил обобщить полученные результаты и сформировать перечень предложений и векторов становления качественной урбанизации за счет разработки ряда инструментов градостроительного и земельного регулирования.

Результаты исследования

В настоящей работе определено, что сфера обеспечения доступного жилья требует применения не только краткосрочных решений, но и разработки долгосрочных стратегий, решения которых должны быть направлены как на сторону предложения, так и на сторону спроса на рынке жилья, а также вовлекать государственный и частный секторы. Обобщенно, стратегические направления в области обеспечения населения доступным жильем целесообразно сконцентрировать по пяти направлениям развития:

1) комплексное развитие застроенных и пригородных территорий;

2) развитие рынка жилья в целом, включая политику государства в области строительства, направленную на формирование предложения и потребления жилья;

3) развитие разнообразных форматов жилья (например, коливинг, пансион, доходый дом и т.д.);

4) развитие разнообразной типологии жилья (например, создание современных домов-коммун, смешение офиса и жилья);

5) развитие адаптивных форм финансирования (например, предложение жилья по ценам ниже рыночных, включая политику предоставления социального жилья или субсидирование жилищного финансирования).

В дополнение необходимо отметить, что конкретная жилищная стратегия может работать только по одному из обозначенных направлений и/или по нескольким одновременно. Выбор будет зависеть от структуры, формирующей основу местной экономики и местного рынка жилья.

Доминирующее влияние на формирование рынка доступного жилья оказывают процессы управления городскими землями. Земля является основой существования и бесценным ресурсом человечества, на долю которого приходится от 50 до 75 процентов национального богатства многих развивающихся экономик [16] (Doran, Fingleton, 2018). За последние годы исследователями выявлены наиболее часто встречающиеся недостатки в управлении городскими землями, которые проявляются в низких показателях регистрации прав на землю, несоблюдении правил землепользования и застройки, отсутствии доступа к земельным ресурсам у населения с низким и средним доходом. Тем не менее городское развитие претерпевает изменения, первостепенно вызванные нестабильной ситуацией в развивающемся мире и, следовательно, требует новых размышлений о том, как городская земля, застройка и застроенная среда в целом воспринимаются и управляются для получения оптимальных результатов, в том числе при решении вопросов обеспечения населения доступным жильем [26] (You, Li, Wang, Pan, 2020).

Определено, что наиболее важной государственной политикой, влияющей на предложение жилья в целом, является регулирование землепользования. Национальная городская политика может увеличивать или уменьшать количество земли, доступной для жилищной застройки, в соответствии с законодательством, регулирующим преобразование недостаточно используемых земель в земли для застройки [19] (Kalantari, Ferreira, Page, Goldenberg, Olsson, Destouni, 2019). Национальная городская политика также может напрямую влиять на решения инвесторов о развитии территорий посредством нормативных актов, устанавливающих затраты или выгоды, связанные со строительством и развитием.

Городские власти обычно используют два простых инструмента управления городскими земельными ресурсами – зонирование и регулирование, которые направлены либо на ограничение предложения жилья и резкое поднятие цен, либо на стимулирование роста предложения доступного жилья и стабилизации цен [22]. При решении вопросов зонирования многие города устанавливают ограничения для своего территориального роста с целью сохранения поясов лесного и сельского хозяйства и рекреационных зон. На практике применяются несколько видов стратегий зонирования, которые по различным аспектам раскрывают вопросы доступного жилья:

1. Уплотнение – является важнейшим понятием городского зонирования. Уплотнение предполагает сосредоточение внимания на застройке, то есть на освоении или перепланировке земель в пределах города, а не на периферийных территориях. Стратегия уплотнения относится к увеличению количества жителей на заданной территории за счет использования как горизонтального, так и вертикального пространства. Эта стратегия не только помогает сдерживать разрастание городов, но и обеспечивает эффект масштаба при оказании городских услуг за счет концентрации населения и использования общественного транспорта. Такой вид ограничения предложения земли под застройку увеличивает рыночную стоимость жилья [18] (Fauzer, Lytkina, Smirnov, 2020). При этом при помощи принципов и методов зонирования происходит сбалансированность стратегии развития города и территориального развития, что создает здоровое, экономически и социально активное сообщество, доступное для различных слоев населения.

2. Транзитно-ориентированное развитие – стратегия, включающая в себя модернизацию городской транспортной инфраструктуры и предоставление дополнительных прав на строительство доступного жилья вблизи транзитных зон. Тем не менее городам необходимо предпринимать шаги с учетом контекста, чтобы избежать повышения цен, ведущего к джентрификации [11] (Repkin, Mityagin, 2019).

3. Инклюзивное зонирование – формирование городского пространства, предоставляющее возможности его использования для удовлетворения потребностей максимально широкого круга возможных пользователей независимо от социального, имущественного или иного статуса, создавая тем самым сообщества со смешанным доходом, которые считаются социально сплоченными, а также улучшают социальную мобильность.

Принимая во внимание вышеприведенные стратегии зонирования, можно предположить, что городам необходимо создавать зоны смешанного использования в тандеме с политикой, поддерживающей инклюзивное зонирование, что обеспечит увеличение предложений безопасного и доступного жилья.

Хотя на глобальную застроенную среду могут воздействовать несколько факторов, в основе меняющейся фазы застроенной среды лежат четыре основных фактора: рост населения, растущая урбанизация, экологические проблемы, особенно изменение климата, а также растущий технологический прогресс. Эти факторы имеют огромное значение для формирования стратегии городского развития и управления в развивающемся мире [2] (Gareev, Khafizov, Mukhametova, Khusnutdinov, Efimova, 2020). До сих пор в ходе дискуссий было установлено, что ожидаемый глобальный прирост населения и рост урбанизации в основном будут происходить в развивающихся странах, и хотя это потенциально повысит плотность экономики и будет стимулировать инвестиции, как частные, так и государственные, с точки зрения развития городов, в частности, строительство в форме расширения или создания новых городов за счет развития жилья и связанной с ним инфраструктуры, возникнут проблемы с этим явлением, учитывая ограниченные возможности земельных ресурсов [21] (Kosareva, Polidi, 2017) . Вместе с тем гибкая и прозрачная земельная политика должна поощрять различные формы развития, создающие возможности для строительства доступного жилья (табл. 1).

Таблица 1

Перечень мер по влиянию градостроительного регулирования на предложение доступного жилья

Мера градостроительного регулирования
Ожидаемый результат
Стратегия по формированию агломерации
- повышение эффективности использования пригородных территорий (например, за счет редевелопмента и формирования агломерационной системы)
Проведение мер по регулированию застройки на территории города
- формирование системы территориального и градостроительного планирования;
- внедрение цифровых решений в систему территориального планирования и градостроительного проектирования;
- развитие технологий городского информационного моделирования, включая разработку ЗБ-моделей городов и иных территорий;
- сокращение излишне ограничительного регулирования застройки, длительного процесса получения разрешения на строительство и прохождения других административных процедур.
Формирование компенсирующих взносов и платежей населению города
- компенсации любого негативного воздействия, в том числе в случае ликвидации доступного жилья;
- перераспределения в пользу общества части дополнительной земельной ренты от строительного проекта (например, если в одних зонах разрешается более высокая плотность застройки, чем в других)
Источник: составлено авторами.

Реализация обозначенных государственных мер позволит развивать инструменты градостроительного регулирования в целях реализации стратегии жилищной политики и координировать потребности жителей в доступном жилье с предложением земли для достижения качественной урбанизации. Урбанизация представляет собой многоаспектный и сложный процесс, оказывающий влияние на окружающую среду, интенсивность землепользования, пространственную структуру и пространственные модели городов. Современная урбанизация обусловлена ​​трансформацией функций окружающих территорий. Этот сложный процесс сопровождает возникновение городских агломераций, являющихся эпицентрами институциональной модернизации [12, 13] (Tinikova, 2020; Tkachev, 2019). При формировании агломераций вектор развития меняется от центральных районов к пригородной зоне с активным изменением пространственной структуры, формированием рынка недвижимости, развитием социально-экономической и инфраструктурной составляющих. Появление пригородов, маятниковая миграция, размывание границ социального пространства города делают изучение процессов городской агломерации крайне необходимым [17] (Fang, Liu, Wang, 2021). Улучшения пространственного развития агломерации должны происходить согласно следующим положениям:

1. Проведение комплексного и детального анализа современного состояния региона.

2. Формирование направления пространственного развития агломераций на основе принципов устойчивого развития.

3. Осуществление территориального районирования с учетом опыта застройки.

4. Проведение углубленного анализа развития транспортной инфраструктуры.

5. Разработка новой стратегии пространственно-экономического развития городской агломерации.

Рассмотренные агломерационные процессы подчеркивают необходимость анализа комплекса факторов: природно-географических, экономических, социально-демографических, инфраструктурных экологических и технологических. Однако на практике имеется стихийный рост городской агломерации без учета специфики обозначенных факторов [24] (Shi, Gao, Yang, 2016). В этой связи городские агломерационные процессы должны иметь целостное видение перспектив и четкий план развития с учетом сложности социально-экономической структуры и функциональных связей городской и пригородной пространственных зон.

Обсуждение

Существующие подходы к объяснению доступности жилья берут свое начало в неоклассической экономической теории, а также подкреплены географическими и градостроительными подходами. Общепринятая классическая экономическая теория, основанная на принципах равновесия спроса и предложения на жилье, утверждает, что доступность жилья зависит от таких показателей, как стоимость жилья и доход населения [3] (Ivanov, Bukhvald, 2018). Расчет и соответствующая интерпретация данного показателя, в свою очередь, должны определять цель и задачи политики жилищного строительства, направленные на население с низким доходом, посредством механизмов и подходов субсидирования (например, жилищные льготы), что обеспечит гибкость и мобильность рынка жилья. Разработка и апробация разнообразных подходов зависит от соотношений между ежемесячным доходом населения, расходами на жилье и расходами, не связанными с жильем, что в итоге сформирует нормативные предположения о затратах и ​​поведении людей и позволит определить уровень доступности жилья (критерий достаточности) в отдельно взятом районе или для выбранного слоя населения, который ляжет в основу формирования механизма жилищных льгот.

Именно критерием достаточности в диаметральные исторические периоды и в различных странах мира определялся уровень обеспечения жильем. Однако потребность человека в жилье удовлетворялась неодинаково и в различных формах, так как критерии достаточности были различны и не раскрывали структуру доходов и затрат населения. На территории таких стран, как Германия, США, Великобритания, до сегодняшнего времени критерий достаточности, характеризующий доступность жилья, выступает в качестве главного индикатора оценки уровня социально-экономической составляющей в жилищной сфере. На сегодня в Российской Федерации показатели доступности жилья по мере публикации необходимых официальных данных для расчета Росстатом и Банком России ежеквартально рассчитываются Институтом экономики города [9, 14] (Polidi, Gershovich, 2021; Cox, Pavletich, 2018). Рассматриваемый коэффициент показывает количество лет, за которое семья из трех человек, при условии сбережения всех своих доходов, сможет накопить на квартиру.

Проанализируем показатель коэффициента доступности жилья на территории Российской Федерации относительно таких стран, как США, Великобритания, Германия, Италия, Франция, Канада, Япония, КНР (рис. 1) [2, 8] (Gareev, Khafizov, Mukhametova, Khusnutdinov, Efimova, 2020; Porfirev, 2020).

Рисунок 1. Коэффициент доступности жилья в странах мира на январь 2022 года

Источник: составлено авторами.

Согласно графику и переводу значений в качественный показатель оценки, можно сделать вывод, что доступность приобретения жилья в регионах России выше, в сравнении с некоторыми зарубежными странами. Необходимо отметить, что при расчетах не учтена погрешность на площадь жилья, которая в России является низкой и составляет 54 м2, что естественно искажает значение итоговых показателей и характеризует наличие дефицита на рынке жилья, вызванного качественными и количественными характеристиками [7, 15] (Petukhov, 2020). Качественный дефицит возникает посредством использования строительных материалов низких потребительских свойств, отсутствия надлежащей городской инфраструктуры и услуг или строительства на территории, непригодной для проживания. В свою очередь, количественный дефицит возникает вследствие превышения спроса над предложением, что может быть вызвано нехваткой земли для застройки, ростом городского населения или отсутствием инвестиционной привлекательности жилья по сравнению с другими классами инвестиционных активов [20] (Khaertdinova, Maliashova, Gadelshina, Vdovin, 2021).

Более того, проблема доступного жилья масштабна и различается в зависимости от географического положения [4] (Korolkova, 2018). На структуру рынка жилья влияют не только рыночные условия, но и социально-политические факторы, факторы окружающей среды и нормативно-правовая база стран и городов. Поиск решений в конкретном городе требует более широкого понимания того, что представляет собой доступность, и факторов, влияющих на нее.

Переход к социально ориентированной рыночной экономике и ряд изменений, продиктованных внешней средой, образовали значительные массы населения, не адаптировавшиеся к новым экономическим отношениям, которые без поддержки государства не способны покрывать потребность в обеспечении жильем и улучшать свои жилищные условия [25] (Yaskova, Grabovyy, 2021).

Возникший в 2008 году мировой финансовый кризис заложил начало переосмысления политической стратегии и мер поддержки, направленных на согласование финансовых, налоговых и регулятивных инструментов, необходимых для поддержания устойчивого развития рынка недвижимости [8] (Porfirev, 2020). Субъекты рассматриваемого рынка пришли к консенсусу в отношении обеспечения граждан доступным жильем, выражающемуся в многосубъектном подходе, включающем все уровни государственной власти, частный коммерческий и некоммерческий секторы, а также население, что в перспективе должно обеспечить не только эффективное реагирование на вызовы внешней среды, но и позволить удовлетворить потребности граждан в рамках ограниченных ресурсов.

Ряд стратегических программ, национальных проектов, принятых на территории Российской Федерации в период с 2015 по 2030 г., к которым можно отнести программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», приоритетный проект «Ипотека и арендное жилье», национальный проект «Жилье и городская среда», фокусируются на коренных изменениях в городской среде, что предопределяет целесообразность пересмотра способов планирования, финансирования, развития, управления и регулирования городскими территориями при формировании устойчивого городского и территориального развития [6]. Вместе с тем определено, что при разработке стратегических и законодательных документов в сфере жилья и городской среды на уровне округа, области, города и населенного пункта применяемые инструменты реализуются по двум направлениям в рамках поддержки спроса и предложения, характеристика которых приведена в таблице 2 [10].

Таблица 2

Основные виды инструментов жилищной политики по повышению доступности жилья в России

Инструмент
Налоговое регулирование
Субсидии и гранты
Прямое государственное регулирование, включая прямое финансирование
Поддержка спроса на жилье
1. Налоговые вычеты по НДФЛ в части приобретения/строительства жилья и процентов по ипотеке (для жилья в собственности).
2. Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в части жилой недвижимости в собственности граждан.
1. Социальные выплаты на приобретение в собственность жилья для льготных категорий граждан, в том числе в форме государственных жилищных сертификатов.
2. Субсидирование процентов по ипотеке.
3. Субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг для семей с низкими доходами.
4. Льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для отдельных категорий граждан
1. Предоставление социального жилья с правом бесплатной приватизации (очередникам).
2. Предоставление жилья в собственность бесплатно отдельным категориям граждан, в том числе при переселении из аварийных МКД.
3. Бесплатное предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан.
Поддержка предложения жилья
1. Освобождение от НДС услуг по предоставлению жилых помещений в пользование
1. Возмещение процентов по кредитам на строительство инженерной инфраструктуры при строительстве стандартного жилья или реализации комплексных проектов
1. Предоставление без торгов публичных земельных участков для строительства стандартного жилья.
2. Обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства стандартного жилья или комплексных проектов.
3. Упрощенные административные процедуры при реализации проектов малоэтажного, в том числе индивидуального, жилищного строительства

Источник: составлено авторами.

Приведенные в таблице меры государственного регулирования, действующие на территории Российской Федерации, в большей степени направлены на поддержку спроса на приобретение жилья в собственность, без учета финансового состояния получателей субсидий, что предопределяет наличие несбалансированного характера комплекса всех существующих мер. В конечном итоге, как показывает статистика, это приводит к предоставлению субсидий гражданам с относительно высокими, а не низкими доходами, что приводит к неэффективному использованию ограниченных бюджетных средств. Более того, недостаточное развитие имеют инструменты управления земельными ресурсами и градостроительным планированием. Охарактеризованные проблемные области обострились после экономического застоя 2020 года, повлекшего за собой падение доходов населения и отсутствие свободных площадей для массового строительства, что привело к ситуации, когда у населения отсутствует возможность приобретать доступное жилье [5] (Korosteleva, Tselin, 2021). Недавние жилищные реформы являются ответом на «сбой рынка» в области доступного жилья, который заключается в отсутствии стабильной и последовательной политики, отсутствии механизмов планирования, регулирующих доступное жилье, и неспособности системы управления вырабатывать и координировать стратегию.

Заключение

Доступность жилья является главной политической проблемой для многих крупных городов мира. Приведенное выше исследование показало, что управление рынком доступного жилья имеет основополагающее значение для благополучия населения, а также для эффективного функционирования экономической сферы. Причины отсутствия доступности жилья варьируются от города к городу, но обычно включают в себя рост стоимости жилья быстрее, чем уровень доходов населения, нехватку земельных ресурсов и ускоренный рост урбанизации. В статье доказано, что совместная координация урбанизации и формирования рынка доступного жилья демонстрируют сильную положительную пространственную корреляцию. Таким образом, в соответствии с региональной функциональной направленностью и природоемкостью земельных ресурсов целесообразно рассматривать городские земли как один из входных факторов и считать, что эффективность использования городских земель в системе городских агломераций позволит обеспечить эффективность механизма предоставления доступного жилья, открывая значительные возможности для региональной строительной отрасли.


Источники:

1. Бреславский А.С. Кто и как изучает пригороды крупных городов в современной России? // Городские исследования и практики. – 2020. – № 4. – c. 16-34. – doi: 10.17323/usp54202016-34.
2. Гареев И.Ф., Хафизов А.Ф., Мухаметова Н.Н., Хуснутдинов Ф.Ф., Ефимова А.А. Исследование потребности населения Казанской агломерации в современных объектах малоэтажного строительства // Жилищные стратегии. – 2020. – № 1. – c. 97-126. – doi: 10.18334/zhs.7.1.100951.
3. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Инвестиционные приоритеты в стратегиях социально-экономического развития регионов России // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. – 2018. – № 2. – c. 31-47.
4. Королькова Д.И. Повышение доступности жилья как фактор развития человеческого потенциала региона // Управление городом: теория и практика. – 2018. – № 3(30). – c. 65-70.
5. Коростелева Т.С., Целин В.Е. Региональные рынки жилья в Российской Федерации: вопросы моделирования рейтинговых оценок, прогноз, управление // Жилищные стратегии. – 2021. – № 3. – c. 257-282. – doi: 10.18334/zhs.8.3.113156.
6. Национальный проект «Жилье и городская среда» Национальный проект «Жилье и городская среда» [Электронный ресурс]. URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/ URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/.
7. Петухов Н.А. Реальная доступность жилья в Российских регионах // Друкеровский вестник. – 2020. – № 5(37). – c. 200-211.
8. Порфирьев Б.Н. Перспективы экономического роста в России // Вестник Российской академии наук. – 2020. – № 3. – c. 243-250. – doi: 10.318570869587320030159.
9. Полиди Т.Д., Гершович А.Я. Препринт / РН - ИЭГ; № 001 «Влияние корона-кризиса на экономику крупнейших российских городских агломераций в 2020 году» [Электронный ресурс]. URL: https://urbaneconomics.ru/sites/default/files/statya_vgp_v_2020_g._26.02.20.pdf
10. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/strateg_planirovanie/dokumenty_strategicheskogo_planirovaniya/
11. Репкин А.И., Митягин С.А. Удовлетворение потребности в жилье: современная субурбанизация Санкт-Петербурга // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 68-76. – doi: 10.17586/2310-1172-2019-12-1-68-76.
12. Тиникова Е.Е Урбанизация в Хакасии в постсоветский период: основные векторы развития // Городские исследования и практики. – 2020. – № 4. – c. 87-102. – doi: 10.17323/usp54202087-102.
13. Ткачев Е.В. Особенности развития агломераций Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2019. – № 6. – c. 177-180. – doi: 10.23672/SAE.2019.6.32965.
14. 15 th Annual Demographia International Housing Affordability Survey: 2018 Cox W., Pavletich, H. 15 th Annual Demographia International Housing Affordability Survey: 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://demographia.com/dhi2019.pdf URL: http://demographia.com/dhi2019.pdf.
15. Demographia International Housing Affordability provides analysis similar to the major market analysis in the 16 editions of the Demographia International Housing Affordability Survey, co-authored by Wendell Cox and Hugh Pavletich (2005 to 2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.demographia.com/dhi2021.pdf
16. Doran J., Fingleton B. US metropolitan area resilience: insights from dynamic spatial panel estimation // Environment and Planning A: Economy and Space. – 2018. – № 1. – p. 111-132.
17. Fang C., Liu H., Wang S. The coupling curve between urbanization and the eco-environment: China’s urban agglomeration as a case study // Ecological Indicators. – 2021. – p. 108107. – doi: 10.1016/j.ecolind.2021.108107.
18. Fauzer V., Lytkina T., Smirnov A. Impact of migrations on the demographic structures transformation in the Russian North, 1939–2019 // Regional Science Policy and Practice. – 2020. – № 6. – doi: 10.1111/rsp3.12357.
19. Kalantari Z., Ferreira C.S., Page J., Goldenberg R., Olsson J., Destouni G. Meeting sustainable development challenges in growing cities: Coupled social-ecological systems modeling of land use and water changes // J Environ Manage. – 2019. – p. 245. – 471–480. – doi: 10.1016/j.jenvman.2019.05.086.
20. Khaertdinova A., Maliashova A., Gadelshina S., Vdovin E. Economic development of the construction industry as a basis for sustainable development of the country // E3S Web of Conferences. – 2021. – № 274. – p. 10021. – doi: 10.1051/e3sconf/202127410021.
21. Kosareva N., Polidi T. Assessment of gross urban product in Russian cities and its contribution to Russian GDP in 2000–2015 // Russian Journal of Economics. – 2017. – № 3 (3). – p. 263-279. – doi: 10.1016/j.ruje.2017.09.003.
22. Organization for Economic Cooperation and Development (OEDC), Rethinking Urban Sprawl: Moving Towards Sustainable Cities. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/publications/rethinking-urban-sprawl-9789264189881-en.htm
23. Popkova E., Ekimova K., Sergi B. Data set of balance of Russia’s regional economy in 2005–2024 based on the methodology of calculation of “underdevelopment whirlpools” // Data in Brief. – 2020. – p. 105821. – doi: 10.1016/j.dib.2020.105821.
24. Shi L., Gao L., Yang S. Effects of a compact city on urban resources and environment // Journal of Urban Planning and Development. – 2016. – № 142(2014). – p. 1-9. – doi: 10.1061/(ASCE)UP.1943-5444.0000324.
25. Yaskova N.Yu., Grabovyy P.G. Real estate development after the pandemic (based on the materials of the Gaidar Forum - 2021) // Real Estate: Economics, Management. – 2021. – № 2(2). – p. 6-11.
26. You L., Li Y., Wang R., Pan H. A benefits evaluation model for build-up land use in megacity suburban districts // Land Use Policy. – 2020. – № 99. – p. 104861. – doi: 10.1016/j.landusepol.2020.104861.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 17:19:32