Professional orientation in extracurricular education: potential and limitations on the example of the Angel Dogs dance studio for disabled children and children with with limited health capacities
Bondarchuk Yu.A.1
1 Городской дворец детского и юношеского творчества, Russia
Download PDF | Downloads: 20
Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 12, Number 1 (January-March 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49715442
Abstract:
The article describes the concept of organizing career guidance for children or adolescents with disabilities or limited health capacities in the framework of extracurricular education. It is shown that extracurricular education can both directly and indirectly influence a child's motivation in choosing a profession, as well as decisions that parents make regarding the future of their children. Taking into account the socio-psychological specifics of the behaviour of parents with disabled children or children with limited health capacities, it seems important to initially form a positive view of the future. This will help to neutralize the children's fear about their future. And the next logical step will be to teach children the basics of researching and designing their future, both taking into account the experience they have gained in extracurricular education, and without taking into account such experience. Thus, in extracurricular education there is a significant potential for effective career guidance for children, including those with disabilities or limited health capacities. But it should also be understood that the sphere of extracurricular education is limited in its impact on decision-making by parents of children, as well as on the motivation of the children's choice. Taking into account that children with disabilities or limited health capacities can become an additional reserve of labour resources for the non-profit sector, which is likely to play a significant role in providing employment in the future, teachers of extracurricular education should actively involve not only children themselves, but also their parents in career guidance.
Keywords: disabled children, children with with limited health capacities, professional orientation, motivation, incentives, future, parental involvement
Дополнительное образование – мощный стимул и одновременно один из важнейших факторов профессиональной ориентации детей и подростков. Дополнительное образование может прямо или опосредованно формировать у дошкольников и школьников различного возраста мотивацию к выбору будущей профессии, способа или формы занятости в экономической или любой иной сфере [11] (Laletina, Lipatov, 2018). Прямое влияние на мотивацию выбора будущей профессии обычно оказывают специальные виды дополнительного образования. В частности, это могут быть спортивные секции, которые осуществляют подготовку будущих кадров не только для профессионального спорта, но сюда же можно отнести подготовку будущих военнослужащих, охранников, сотрудников спецслужб и т.п. [10] (Kozhevina, Zimina, 2021). Также к специальным видам дополнительного образования, оказывающим прямое влияние на мотивацию выбора будущей профессии, следует отнести различные секции, студии, которые развивают навыки и знания у дошкольников и школьников, которые будут востребованы в художественной, творческой, инженерной, лингвистической, математической, естественно-научной среде.
Общие или смешанные виды дополнительного образования не ставят перед собой конкретной задачи по формированию у детей и подростков начальной базы знаний, умений или навыков, а также прочих способностей, которые будут востребованы в будущей профессиональной деятельности [8, 9, 16, 17] (Dudin, Shkodinskiy, Vashalomidze, 2021; Karagulyan, Teplyakov, 2021; Suleymankadieva, Petrov, Aleksandrov, 2021; Feklistov, 2021). Как правило, общее или смешанное дополнительное образование определяет в качестве своей главной цели вовлечение детей в те виды активностей, которые обогащают среду развития, способствуют адаптации, социализации и ресоциализации, реабилитации дошкольников и школьников, имеющих особые потребности.
Это, прежде всего, дети и подростки, имеющие инвалидность, и/или дети и подростки, у которых ограниченные возможности здоровья. В данном случае не имеет значения тип инвалидности или ограничений по здоровью, поскольку концепция инклюзии в образовании не фокусируется на субъективных ограничениях детей и подростков, но призвана создать равнодоступную для всех образовательную и развивающую среду [4] (Thomas, Vaughan, 2004).
Парадоксальным образом российское государство, не имея отношения к странам к ограниченными ресурсами в области основного и дополнительного образования, до сих пор не закончило формирование полноценной инклюзивной среды, способствующей формированию эмоционального, социального и знаниевого интеллекта у всех без исключения дошкольников и школьников. В российском обществе до сих сохранились различные проявления ксенофобии в отношении не только взрослых, но также детей и подростков, имеющих различные виды инвалидности или ограничений по здоровью [5, 14, 15] (Antonova, Kuraeva, Bondarchuk, 2020; Ovsyuk, 2021; Pritvorova, Atabaeva, Spanova, 2021).
Это сказывается не только на качестве и доступности основного и дополнительного образования, но очевидно негативным образом влияет на социально-экономическое развитие, поскольку отсутствие инклюзии на различных уровнях исключает из активной жизни тех, у кого имеются не только ограничения по здоровью, но и особые потребности в обучении и развитии. Вместе с тем дети и подростки, имеющие инвалидность, имеющие ограниченные возможности здоровья, способны к обучению, могут осуществлять трудовую деятельность практически в любой сфере, но для этого помимо инклюзии необходима и работа в области профессиональной ориентации [3] (Minou, 2011).
Однако начинать такую работу нужно, прежде всего, с родителями и опекунами детей и подростков, имеющих особые потребности в обучении. В России родители и опекуны детей-инвалидов изначально имеют высокий уровень фрустрации, социально депривированы, могут иметь различные ментальные или поведенческие расстройства, основой которых является негативный родительский опыт и отсутствие нормальной медико-социальной, социально-психологической поддержки, не говоря уже о том, что рождение ребенка с инвалидностью или ограничениями по здоровью либо опека над таким ребенком сразу же переводит семью в разряд экономически уязвимых [13] (Miftakhova, 2014).
Это связано не только с тем, что размер государственных пособий и пенсий по инвалидности явно недостаточен для обеспечения нормального уровня жизни, а технические средства реабилитации могут получить далеко не все (исключая при этом из фокуса внимания вопрос технологической отсталости таких средств, выделяемых за счет государства). Но и с тем, что, как правило, один из родителей ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья вынужден завершить свою трудовую карьеру, чтобы осуществлять должный уход и самостоятельно формировать для такого ребенка развивающую, обогащенную среду.
Поэтому дополнительное образование, финансируемое государством или благотворительными, некоммерческими организациями, либо спонсорами и меценатами, может одновременно решать две важнейшие задачи:
1) создавать для дошкольников и школьников, имеющих особые потребности в обучении, инклюзивную, обогащенную развивающую среду, что способствует формированию у детей и подростков всех видов интеллекта в рамках их ментальных и физических возможностей, снимая тем самым часть нагрузки с родителей и опекунов;
2) опосредованно способствовать формированию у детей и подростков, имеющих особые потребности в обучении, мотивации к будущей профессиональной деятельности, создавая тем самым для экономики и общества дополнительный резерв трудовых ресурсов.
Поскольку инвалидность или ограниченные возможности здоровья больше не являются препятствием к активному образу жизни, то у родителей/опекунов детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья, соответственно, следует формировать позитивный взгляд на будущее ребенка, если такой ребенок не имеет тяжелых и множественных нарушений развития. Позитивный родительский или опекунский взгляд должен быть поддержан вовлечением в активности ребенка, которые этот ребенок имеет в рамках дополнительного образования.
В частности, в студии «Ангельские псы» родители не только участвуют в формировании инклюзивной среды и частично решают некоторые материальные проблемы, связанные с функционированием студии, но и непосредственно участвуют в творческих номерах наравне с детьми. При этом родители не занимают лидерских или менторских позиций и в творческом процессе абсолютно равны детям. Это помогает, в свою очередь, сформировать у ребенка понимание того, что инвалидность или ограниченные возможности здоровья не являются никаким препятствием, если есть поддержка и одобрение со стороны взрослых. И одновременно это шаг к преодолению выученной беспомощности, которая распространена и среди родителей, имеющих детей с особыми потребностями в обучении и развитии, и среди взрослых людей, имеющих инвалидность или ограничения по здоровью с детства [1] (Basil, 1992).
После того как сформирован позитивный родительский или опекунский взгляд на будущее их особых детей, целесообразно выстроить взаимосвязь между тем, чем ребенок занимается сейчас в рамках дополнительного образования, и тем, чем ребенок хочет заниматься, став взрослым. Безусловно, это не может быть четкая причинно-следственная связь. Например, занятия танцами не означают, что ребенок сможет продолжить профессиональную танцевальную карьеру, но это может стать стимулом выбора смежных профессий. В частности, это может быть выбор в пользу тренерской, волонтерской или наставнической деятельности, которая будет направлена на вовлечение в активную, обогащенную и развивающую среду других взрослых, в том числе пожилых и старых людей, и детей с инвалидностью, психическими и физическими травмами.
Это также может быть выбор в пользу занятости, в том числе и удаленной, в тех некоммерческих организациях или в тех органах исполнительной власти, местного самоуправления, которые занимаются улучшением социальных и экономических условий жизни для детей и взрослых с инвалидностью, любыми иными ограничениями по здоровью. Выстраивание причинно-следственной связи с данном случае не означает конкретного профессионального выбора, но формирует у ребенка с инвалидностью понимание того, что у него есть будущее [6, 7] (Grigorev, 2019; Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019). И это будущее может быть экономически активным, общественно полезным, это будущее, которого не нужно бояться, поскольку страхи, сформированные в детском и подростковом возрасте, труднопреодолимы во взрослом возрасте. Вероятно, это является одной из причин того, что взрослые, получившие инвалидность и находящиеся в настоящее время в возрасте 40–45 лет и старше, практически не заметны в общественной и экономической жизни. Незаметны не только потому, что не имели возможности получить общее и дополнительное образование, а также не имели возможности выбора профессии, но и потому, что у них сформирован страх перед общественными и экономическими активностями, который они не могут преодолеть самостоятельно.
Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание, заключается в том, что позитивный взгляд на будущее, принятие того, что будущее существует и его не нужно бояться, должны быть дополнены инструментами исследования и проектирования будущего. Такие инструменты используются во многих гуманитарных, естественных, инженерно-технических и прочих науках, а также в повседневной трудовой деятельности многих людей. И как правило, если в научной сфере, в бизнесе, в социальном предпринимательстве и прочих видах деятельности инструменты исследования и проектирования будущего используются осознанно, то в обычной жизни на это не принято обращать внимания.
В российском общем и дополнительном образовании детей и подростков не учат системному, четко и нечетко-логическому мышлению, умению разрабатывать и презентовать различные проекты. Это не может не оказывать негативного влияния на выбор будущей профессии, и большинство детей как с обычными, так и с особыми потребностями в обучении и развитии, формируют свой профессиональный выбор по инерции (то, что ближе, то, что доступнее, и т.д.).
Но поскольку то, что ближе, и то, что доступнее, – это выбор большинства, то соответственно, конкуренция будет высокой. И весьма вероятно, что подростки, имеющие инвалидность или ограниченные возможности здоровья, в этой конкуренции не смогут стать первыми.
Поэтому уже с дошкольного возраста дети, имеющие особые потребности в обучении, вместе со своими родителями и педагогами должны использовать доступные им инструменты исследования и проектирования будущего. В частности, на начальных этапах это могут быть простые мыслительные эксперименты «кем я буду» или «кем я могу стать». Далее задачи по исследованию будущего могут быть усложнены, например через прочтение соответствующей литературы по научной футурологии, адаптированной для детей и подростков.
Следующий этап – проработка с детьми и подростками возможных сценариев выбора будущей профессии или занятости, а также выбора учреждения профессионального или высшего образования с формой обучения (очная, заочная, дистанционная) в зависимости от того, какими ресурсами располагают их родители. Понимание того, что ресурсы всегда ограничены и требуют рационального расходования и распределения, формирует у детей и подростков привычку к осознанности в принятии решений. И это ценный навык и для бытовой жизни, и для профессиональной деятельности. При этом родители вместе с детьми учатся осознанности и рациональности в мотивации, поведении и принятии решений.
В студии «Ангельские псы» уже накоплен опыт по профессиональной ориентации детей и подростков с инвалидностью или ограничениями по здоровью. Во-первых, в студии создана инклюзивная, обогащенная, развивающая творческая среда, в которую вовлечены дети и подростки с особыми потребностями в обучении, дети и подростки, относимые к варианту «норма», взрослые, включая волонтеров, а также собаки, являющиеся симбионтами человека. Во-вторых, в студии дети и взрослые занимаются не только творчеством, но и получают дополнительные знания, умения и навыки в области коммуникаций, волонтерской деятельности, в уходе за животными. Также дети и взрослые, приходящие в студию, знакомятся с естественно-научной и социально-экономической картиной мира. В-третьих, безусловно, уход за животными и их дрессировка заставляют занимающихся в студии детей и подростков выбирать будущую профессию в области кинологии или ветеринарии.
Волонтеры – молодые юноши и девушки, приходящие в студию, тоже включаются в процесс профессиональной ориентации, и некоторые выбирают для себя занятость в кинологической или ветеринарной сфере. Однако перед студией не стоит задачи, решение которой сводится к выбору профессии кинолога или ветеринара.
Напротив, многие дети, сейчас занимающиеся в студии во взаимодополняющих друг друга парах (ребенок с особыми потребностями в обучении + ребенок-норма), склоняются к выбору будущей профессии или занятости в гуманитарной и социальной сфере – это, прежде всего, получение образования в области теории и практики некоммерческой деятельности, социального предпринимательства, а также получение работы в некоммерческих организациях.
Некоммерческий сектор и сектор социального предпринимательства по праву считаются теми наиболее значимыми областями, которые будут формировать значимую долю занятости населения. Связано это с объективными демографическими процессами – старение населения, удорожание ценности любой биологической жизни, снижение рождаемости, что делает каждого вновь родившегося ребенка уникальной ценностью не только для его родителей, но и для общества в целом.
Последнее означает, что тренд на медикализацию, создание разнообразных медико-социальных и образовательных сервисов продолжится, а значит, потребуются и дополнительные трудовые ресурсы в эту сферу. Представляется, что дети и подростки, имеющие инвалидность или ограничения по здоровью и занимающиеся в студии «Ангельские псы», наилучшим образом могут самореализоваться в этой сфере за счет того, что:
1) в своем дополнительном образовании они смогли накопить достаточно эмпатии в процессе общения с другими детьми, взрослыми и собаками;
2) у их родителей был сформирован позитивный взгляд на будущее их особых детей, а у самих детей был нивелирован страх перед будущим и накоплены навыки по исследованию и проектированию своего будущего.
References:
Antonova G.V., Kuraeva L.N., Bondarchuk A.G. (2020). Problemy trudoustroystva vypusknikov s invalidnostyu v realiyakh sovremennogo rynka truda [Problems of disabled graduates employment in the modern labour market]. Russian Journal of Labor Economics. (11). 1007-1022. (in Russian). doi: 10.18334/et.7.11.111100.
Basil C. (1992). Social interaction and learned helplessness in severely disabled children Augmentative and Alternative Communication. (8(3)). 188-199.
Dudin M.N., Shkodinskiy S.V., Vashalomidze E.V. (2021). Tsifrovaya ekonomika: novye vyzovy i vozmozhnosti dlya rynka truda i vysshego obrazovaniya v Rossii [Digital economy: new challenges and opportunities for the labour market and higher education in Russia]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 1089-1104. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.10.113576.
Feklistov I.F. (2021). Obrazovanie v kontekste formirovaniya innovatsionnoy kultury v obshchestve [Education in the context of an innovative culture in society]. Russian Journal of Labor Economics. (11). 1315-1330. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.11.113822.
Grigorev D.V. (2019). Polozhenie invalidov v aspekte zanyatosti na sovremennom etape razvitiya obshchestva [The situation of persons with disabilities in terms of employment at the present stage of development of society]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 799-810. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40674.
Gurina M.A., Moiseev A.D., Shurupova A.S. (2019). K voprosu o povyshenii urovnya zanyatosti lits s invalidnostyu v Rossii [To the issue of increasing of employment of disabled people in Russia]. Russian Journal of Labor Economics. (1). 465-482. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.1.40450.
Karagulyan E.A., Teplyakov D.O. (2021). Sotsialno-ekonomicheskaya podderzhka molodezhi, poluchayushchey vysshee obrazovanie: opyt Skandinavskikh stran [Social and economic support of youth in higher education: Scandinavian countries experience]. Russian Journal of Labor Economics. (8). 785-802. (in Russian). doi: 10.18334/et.8.8.112915.
Kozhevina A.P., Zimina E.V. (2021). Smyslozhiznennye orientatsii pri razlichnoy napravlennosti lichnosti sotrudnikov pravookhranitelnyh organov [Life-meaning orientations with different personality orientation of law enforcement officers]. Leadership and management. (2). 253-264. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.2.112168.
Laletina O.V., Lipatov D.V. (2018). Rol dopolnitelnogo obrazovaniya v professionalnoy orientatsii shkolnikov [Role of additional education in the vocational guidance of schoolchildren]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. (2 (49)). 192-199. (in Russian).
Maier S. F., Seligman M. E. P. (2016). Learned helplessness at fifty: Insights from neuroscience Psychological Review. (123(4)). 349.
Miftakhova L. R. (2014). Aktualnye problemy roditeley detey s mentalnoy invalidnostyu [Actual problems of parents of children with mental disabilities]. Humanities, socio-economic and social sciences. (9). 46-48. (in Russian).
Minou T. (2011). New trends in education of children with disabilities Procedia-Social and Behavioral Sciences. (15). 1955-1959.
Mitasova E.V., Yudina A.E. (2018). Psikhologicheskie osobennosti roditeley, vospityvayushchikh detey s invalidnostyu i metody raboty s nimi [Psychological characteristics of parents raising children with disabilities and methods of working with them] Problems of effective integration of innovative potential of modern science and education. 211-214. (in Russian).
Ovsyuk A.M. (2021). O neobkhodimosti likvidatsii diskriminatsii v otnoshenii invalidov [The need to eliminate discrimination against persons with disabilities]. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. (3). 64-79. (in Russian).
Pritvorova T.P., Atabaeva A.K., Spanova B.K. (2021). Zanyatost roditelya v semyakh s detmi-invalidami v Kazakhstane: ogranicheniya i vozmozhnosti [Mothers’ employment in families with disabled children in Kazakhstan: limitations and opportunities]. Ekonomika Tsentralnoy Azii. (4). 475-488. (in Russian). doi: 10.18334/asia.5.4.114151.
Suleymankadieva A.E., Petrov M.A., Aleksandrov I.N. (2021). Tsifrovaya obrazovatelnaya ekosistema: genezis i perspektivy razvitiya onlayn-obrazovaniya [Digital educational ecosystem: the genesis and prospects for the development of online education]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 1273-1288. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
Thomas G., Vaughan M. (2004). Inclusive Education: Readings and Reflections. Inclusive Education
Страница обновлена: 28.05.2025 в 08:03:44