Система непрерывного профессионального образования: методы и механизмы управления

Иванова М.О.1
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», Россия, Санкт-Петербург

Научное издание / монография

Выпущено ООО «Первое экономическое издательство»

Иванова М.О. (2021) Система непрерывного профессионального образования:  методы и механизмы управления  / ISBN: 978-5-91292-409-5
  • Авторы: Иванова М.О.
  • Год издания: 2021
  • УДК: 337
  • ББК: 74.4
  • Тираж: 500 экз.
  • Формат: 60x84/16
  • Обложка: Твердая обложка / переплет
  • Страниц: 160
  • Усл. печ. л.: 10,0
  • ISBN: 978-5-91292-409-5
  • DOI: 10.18334/9785912924095
  • Эта книга проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47364962

    Книга доступна в ЭБС ЛАНЬ: https://e.lanbook.com/book/276698

    Книга доступна в ЭБС Znanium: https://znanium.com/catalog/document?id=424760

     

    Цитировать книгу:
    Иванова М.О. Система непрерывного профессионального образования: методы и механизмы управления. М.:Первое экономическое издательство, 2021. – 160 с. – ISBN: 978-5-91292-409-5 – doi: 10.18334/9785912924095

    Книга в каталоге РГБ: https://search.rsl.ru/ru/record/01011059013

    В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
    Подробнее...

    Рецензенты:
    Кошелева Татьяна Николаевна - доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой социально-экономических дисциплин и сервиса ФГБОУ ВО «СПбГУ ГА»
    Песоцкая Елена Владимировна - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «СПбГЭУ»

    Аннотация:
    В монографии представлены научно-теоретические и методологические положения о системе непрерывного профессионального образования (НПО): рассмотрены предпосылки ее развития, взаимосвязи с производственным сектором, а также основы государственной политики в сфере непрерывного профессионального образования. Особое внимание уделено применению концепции непрерывного профессионального образования в гражданской авиации: проанализирована концепция подготовки кадров для транспортного комплекса Российской Федерации до 2035 года; показаны особенности подготовки и повышения квалификации специалистов гражданской авиации в системе НПО; сформулированы выводы о современном состоянии и перспективах развития авиационного образования. Отдельно затронуты практические аспекты формирования и реализации основных образовательных программ высшего образования, сделан акцент на качестве подготовки и описаны основные механизмы его контроля и обеспечения. Данная монография может быть полезна как в работе специалистов образовательных организаций гражданской авиации, так и руководителей подразделений по подготовке персонала в организациях воздушного транспорта.

    Источники:

    1. Бахтин А.В. О развитии отраслевой системы подготовки специалистов авиационного персонала в области управления безопасностью полетов // Материалы 41-го заседания Клуба командиров авиапроизводства России. [Электронный ресурс] Aviation Explorer Содружество авиационных экспертов. Режим доступа: https://www.aex.ru/docs/4/2014/10/13/2133/ (дата обращения: 10.11.2021)
    2. Богданов В.Г., Иванова М.О., Петрий Н.А. Проблемы формирования профессиональной мотивации в области подготовки авиационного персонала // Мировая наука и современное общество: актуальные вопросы экономики, социологии и права: материалы IX международной научно-практической конференции / Саратов. Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса». 2015. С. 20–24.
    3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 18.11.2021)
    4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496 (дата обращения: 28.02.2021)
    5. Высшая школа современной России: монография; [под научной ред. С.Ю. Костылевой]. Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2017. − 96 с.
    6. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации [Текст] М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.
    7. Доклад «Об итогах работы Федерального агентства воздушного транспорта в 2020 году, основных задачах на 2021 год и среднесрочную перспективу». [Электронный ресурс]. − URL: https://favt.gov.ru/public/materials/1/7/0/9/7/170970c75541832932338f8f6d4c2f59.pdf (дата обращения: 12.11.2021)
    8. Елисеев Б.П. Актуальные проблемы подготовки специалистов для нужд гражданской авиации в контексте реформирования образовательной среды // Материалы Международной научно-практической конференции «Гражданская авиация: прошлое, настоящее и будущее (Авиатранс−2015). Ростов-на-Дону. 2015. С. 16−22
    9. Жуков А.Л. Аудит человеческих ресурсов организации: учебное пособие − М.: МИК, 2010. − 256 с.
    10. Иванова М.О. Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 2. – С. 225−236.
    11. Иванова М.О. Маркетинг авиационного персонала // Опыт и проблемы маркетинговой деятельности в российском предпринимательстве и бизнесе: сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: издательство ПГАУ, 2015. С. 19–23. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24202585_64754159.pdf (дата обращения: 16.03.2021).
    12. Иванова М.О. Оценка качества подготовки авиационного персонала // Сборник трудов IV Национальной научно-методической конференции с международным участием «Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний». Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. Санкте-Петербург, 2020. С. 202–209
    13. Иванова М.О. Формирование корпоративной идентичности при подготовке авиационного персонала, глава в «Государство, право, общество: прошлое, настоящее, будущее: коллективная монография / Под общ. ред. Н.Б. Барановой, А.А. Грачева / МНИЦ ПГСХА. − Пенза: РИО ПГСХА. 2015.− 112 с.
    14. Климов С.М. Компоненты человеческого капитала // Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. – URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/1932 (дата обращения: 20.02.2021)
    15. Ключарев Г.А., Диденко Д.В., Латов Ю.В. Непрерывное образование – стимул человеческого развития и фактор социально-экономического неравенства [монография]. − М, 2014. −431 с.
    16. Конвенция о международной гражданской авиации. Приложение 1. Выдача свидетельств авиационному персоналу. ИКАО. 2011.
    17. Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400210182/ (дата обращения: 15.05.2021)
    18. Корчевская О.В. О соотношении профессиональных стандартов и ФГОС высшего образования // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 4 (7). – С. 97–98
    19. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования − СПб.: Издательский дом «Петрополис», 2006
    20. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования [монография] – Москва : Наука, 2006 – 219 с.
    21. Лопаткина Е.В. Непрерывное образование − феномен XXI века // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное образование – стратегия жизни современного человека» г. Владимир, 26–27.03.2014, С. 10−20
    22. МГТУ ГА: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.mstuca.ru/about_the_university/documents/?SECTION_ID=50
    23. Методические рекомендации (Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2018 г. N 05–436 «О методических рекомендациях») [Электронный ресурс]. – URL: ttps://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797752/ (дата обращения: 21.02.2021)
    24. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденные Министром образования Российской Федерации Ливановым Д.В. от 22.01.2015 № ДЛ-01/05вн [Электронный ресурс]. – URL: http://fgosvo.ru/support/43(дата обращения: 07.03.2017)
    25. Мирошниченко А.А. Человеческий капитал в цифровую эпоху: стратегические подходы к проблеме повышения производительности труда // Доклад на XVI международном авиационном форуме »Крылья будущего», материалы с официального сайта кадрового агентства «Авиаперсонал» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.aviapersonal.ru/hrkriliabudushego (дата обращения: 26.09.2021)
    26. Мищенко Е.С., Пономарев С.В., Мищенко С.В. Прикладные аспекты систем менеджмента качества в учреждениях высшего образования: монография. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. −207 с.
    27. Мониторинг деятельности образовательных организаций [Электронный ресурс]. − URL: https://studref.com/534939/pedagogika/monitoring_deyatelnosti_obrazovatelnyh_organizatsiy (дата обращения: 10.11.2021)
    28. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / [авт. коллектив: Беляков С. А. и др.]. − Москва : МАКС Пресс, 2006. − 339, [1] с.
    29. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/ (дата обращения: 28.02.2021)
    30. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nica.ru/ru (дата обращения: 28.02.2021)
    31. Непрерывное образование и потребность в нем: [монография] / [Г. А. Ключарев; отв. ред. Г. А. Ключарев]; Рос. акад. наук, Ин-т комплекс. соц. исслед. − М. : Наука, 2005. − 172 с.
    32. Образование через всю жизнь: проблемы становления и развития непрерывного образования // Материалы докладов и сообщений участников второй международной конференции (г. Санкт-Петербург, 4–5 июня 2002 г.) Под редакцией Н. А. Лобанова и В. Н. Скворцова Санкт-Петербург 2002 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://konf.x-pdf.ru/19raznoe/636100–1-obrazovanie-cherez-vsyu-zhizn-problemi-stanovleniya-razvitiya-neprerivnogo-obrazovaniya-materiali-dokladov-soobscheniy-u.php
    33. Отчет о результатах самообследования СПбГУ ГА от 2020 года [Электронный ресурс]. – URL: https://spbguga.ru/root/main/otchet_o_rezult_samoobsledovaniya/ (дата обращения: 10.03.2021)
    34. Пахомов Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем / Н.Н. Пахомов // Культура, образование, развитие индивида. − М., АН СССР, 1990. С. 6−19
    35. Песоцкая Е.В., Аренков И.А., Юлдашева О.У., Татаренко В.Н. Маркетинг: методическая разработка. − СПб.: Изд-во СПбГЭиФ, 2002
    36. Песоцкая Е.В., Селютина Л.Г., Иванова М.О. Актуальные аспекты государственной политики в сфере непрерывного профессионального образования // Сборник материалом Международной научной интернет-конференции «UNIVERSW OF UNIVERSITY» Екатеринбург, 2021. С. 213–216
    37. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования − программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (утвержден приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. № 636) [Электронный ресурс]. − URL: https://base.garant.ru/71145690/ (дата обращения: 20.11.2021)
    38. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [Электронный ресурс]. − URL: https://base.garant.ru/70429494/ (дата обращения: 20.11.2021)
    39. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» [Электронный ресурс]. − URL: https://base.garant.ru/70405358/ (дата обращения: 20.11.2021)
    40. Приказ Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. N 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации» [Электронный ресурс] − URL: https://base.garant.ru/71178692/ (дата обращения: 18.11.2021)»
    41. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «06» октября 2015 г. № 691н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению персоналом» [Электронный ресурс]. − URL: http://hr-portal.ru/article/professionalnyy-standart-specialist-po-upravleniyu-personalom (дата обращения: 07.03.2017)
    42. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 (ред. от 15.01.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования − программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электронный ресурс]. − URL: http://fgou-vunmc.ru/normativ_mon/files/1367_19.12.2013%20(15.01.2015).doc (дата обращения: 07.03.2017)
    43. Приказ Минтранса РФ от 14 апреля 2010 г. № 93 «Об утверждении Порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала» [Электронный ресурс]. − URL: https://base.garant.ru/199197/ (дата обращения: 20.11.2021)
    44. Проект стратегической программы развития ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), с. 359
    45. Развитие как свобода / А. Сен; [пер. с англ. под ред. и с послесл. Р. М. Нуреева]. − [М.] : Новое изд-во: Либер. миссия, 2004 (Тип. ЦИСН Минпромнауки и РАН). − 430 с.
    46. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. – Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 1995
    47. Рыбнов Е.И, Стратегическое планирование системной трансформации высших учебных заведений. − СПб.: Изд-во: ИРЭ РАН, 2001
    48. Селютина Л.Г., Иванова М.О., Гришков В.Ф. Методологические основы формирования и реализации механизма мониторинга в системе непрерывного профессионального образования // Kant. 2021. № 2 (39). С. 95−101.
    49. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования − СПб: Изд-во СПбГЭУ, 1999 − 228 с.
    50. Стандарты и рекомендации для гарантии качества в Европейском пространстве высшего образования. [Электронный ресурс] − URL: (ESG)https://enqa.eu/indirme/esg/ESG%20in%20Russian_by%20NCPA.pdf (дата обращения: 28.02.2021)
    51. Сулейманкадиева А.Э. Трансформационный менеджмент: учебное пособие – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. − 84 с.
    52. Тимофеев В.В. Подготовка кадров в структуре образовательных организаций гражданской авиации // доклад на 2-ой Национальной выставке инфраструктуры аэропортов и ГА NAIS&CA-2015, 10.02.2015 г. Aviation Explorer Содружество авиационных экспертов. [Электронный ресурс] − URL: https://www.aex.ru/docs/9/2015/2/11/2185/print/ (дата обращения: 10.01.2020)
    53. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. – СПб.: Изд-во «Геликон Плюс», 2000. −519 с.
    54. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ, с изменениями [Электронный ресурс]. − URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 18.11.2021)
    55. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» Электронный ресурс]. − URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205070020 (дата обращения: 19.11.2021)
    56. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70170950/#friends#ixzz4al5i8OJR (дата обращения: 07.03.2017)
    57. Управление качеством образования в высшей школе: [монография] / [Е. А. Горбашко и др.]. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2005. − 315 с.
    58. ФГБОУ ВО СПбГУ ГА: официальный сайт. [Электронный ресурс] − URL: https://spbguga.ru/root/main/rezultat-provedeniya-samoobsledovaniya/ (дата обращения: 20.11.2021)
    59. ФГБОУ ВО УИ ГА имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева: официальный сайт. [Электронный ресурс]. − URL: http://www.uvauga.ru/about/samoobsledovanie (дата обращения: 18.11.2021)
    60. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. − URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 21.11.2021)
    61. Федеральное агентство воздушного транспорта. Официальный сайт [Электронный ресурс]. − URL: https://www.favt.ru/ (дата обращения: 01.03.2019)
    62. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.02.2021)
    63. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. − URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.02.2021)
    64. Haq M. ul. Reffections of Human Development. – N.Y. Oxford University Press, 1995.
    65. IOSA Standards Manual 12th Edition. Section 4 (MNT 4.4) и Section 6 (GRH 2.1.3)
    66. Kopteva L., Ivanova M., Barinov S. Staff education resource regarded as the capital asset of a company // E3S Web of Conferences 210, 18122 (2020) DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202021018122
    67. Pesotskaya E., Selyutina L., Ivanova M., Egorova O. The relationship between the production and construction sector and continuous professional training // E3S WEB OF CONFERENCES IV International Scientific Conference “Construction and Architecture: Theory and Practice of Innovative Development” (CATPID-2021 Part 1). 2021 P. 08001

    Страница обновлена: 24.01.2023 в 10:48:20