Popular science tourism as a new tourist destination in the Russian economy
Krylova E.A.1
1 Санкт-Петербургский научный центр Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 59 | Citations: 9
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 5 (May 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48611720
Cited: 9 by 30.01.2024
Abstract:
The global economic crisis, which has become a consequence of the pandemic, requires the search for innovative solutions. In particular, the pandemic has put the tourism sector as a whole, and small and medium-sized businesses in all countries of the world on the brink of survival and at the same time showed what a huge contribution entrepreneurial activity and tourism make to the GDP of the countries of the world. In the conditions of instability of international processes, the economic crisis, the closure of borders as a result of the pandemic, representatives of the tourism industry, politicians of many countries have thought about which areas of tourism need to be developed, what new product business can offer. Undoubtedly, tourism is an important economic factor all over the world. It contributes to economic growth and employment. This research is an analysis of the tourist market of Russia in general, and St. Petersburg in particular. The article examines the role of tourism as a business, its impact on the economy of the country and the region and the prospects for the development of popular science tourism as a new direction in Russian and international tourism, which has not received sufficient attention until now. The article may be of interest to representatives of universities and academic institutions, representatives of the tourism industry and heads of departments responsible for the development of tourism.
Keywords: entrepreneurship, tourism, scientific tourism
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Туризм является существенным экономическим фактором во всем мире, «моторчиком» сферы услуг, занятости, а, следовательно, и роста экономики. Влиянию туризма на экономику посвящено множество исследований в РФ и за рубежом, как его прямому воздействию (создание дополнительной стоимости), так и косвенному и индуцированному (влияние и взаимодействие с другими секторами экономики). По результатам их изучения представляются две гипотезы, которые прослеживаются в текстах как «нить Ариадны». Первая - туризм стимулирует экономический рост (Е.Н.Александрова, И.А.Панова, Д.А.Лобкин [1], С.Б.Болдырева [2], Х.Г.Брида, Д.М.Гомэз, В.Сегарра [3]). Вторая - экономический спад или рост, падение или рост доходов и изменение качества жизни населения в худшую или лучшую сторону, благосостояние населения способствует развитию туризма или падению спроса (П.Келлер [4], Б.И. Рассадин [5], А.В.Варламова [6], В.Фрейер [7], Д.М.Гамбарота, М.А.Лорда [8]).
Познавательный туризм и его направления находят отражение в теоретических и прикладных публикациях за рубежом. Например, работа С.Сулеймани, Дж. Брювер, М. Дж. Гросс, Р. Ли [9] посвящена астрономическому туризму. «Научному туризму», как отдельному направлению, посвящены российские исследования Е.А.Крыловой, [33] Н.А. Кызьюровой, [34] Д.И.Марышкина, [35] В.П.Павлова, [36] зарубежные - С. Слокум, К.Клайн, А.Холден, [10] Ф.Бурлон, Р.Салинас. [11] Обзор отечественной и зарубежной литературы позволяет с уверенность сказать об отсутствии теоретического дискурса и разработанности концепции «научно-популярного туризма» не только в России, но и во всем мире. При этом имеет место и разность подходов авторов к определению научно-популярного туризма. Таким образом, вышеизложенное позволяет говорить о том, что настоящая статья содержит все признаки научной новизны. Представленная работа посвящена обоснованию авторской гипотезы - новое направление туризма будет вносить вклад в экономику регионов РФ, создаст позитивный социальный эффект.
Целью настоящего исследования является анализ туристического рынка России и Санкт-Петербурга, описание потенциала развития научно-популярного туризма как нового направления и турпродукта через осмысление его теоретической концепции в российском и мировом туризме, как сферы международного бизнеса на пересечении науки и туризма.
С этой целью сформулированы и последовательно реализуются следующие задачи:· описание современного состояния и развития туризма и бизнеса в мире вследствие пандемии;
· анализ ключевых показателей туристического рынка Санкт-Петербурга и РФ;
· представление потенциала развития научно-популярного туризма как бизнеса, как нового туристического направления для широких масс, которое позволит изменить восприятие не только учёного как путешественника, но и туристического бизнес - сообщества, процессов взаимодействия науки и индустрии туризма, и ее роли в развитии туристических маршрутов и направлений. [12]
Основная часть
2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма, укрепив его роль в качестве движущей силы экономического роста и создания рабочих мест. В 2019 году, по данным UNWTO за границу совершили туристическую поездку 1,5 миллиарда человек (на 3,7 процента больше, чем в 2018 году Для сравнения: более полувека назад, в 1950 году - 25 млн. чел. [13]). «Согласно оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC), сектор «туризм и путешествия» (далее, для краткости, просто «туризм») входит в четверку наиболее крупных и быстро развивающихся секторов экономики. Оценки по 185 странам и 25 географическим регионам, выполненные Всемирным советом по туризму и путешествиям, показывают, что по своему вкладу в валовый внутренний продукт (ВВП) туризм опережает производство химикатов, автомобилей, сельское хозяйство, добычу полезных ископаемых и банковскую деятельность, уступая лишь розничной торговле, финансовым услугам и строительству. Примерно каждое десятое рабочее место в мире принадлежит туристскому сектору. (…) Всемирный совет по туризму и путешествиям прогнозирует рост туристского сектора в ближайшие 10 лет по многим показателям». [14]
Туризм во время пандемии
Пандемия-2020, следствием которой явился мировой экономический кризис, поставила сферу туризма в целом, и малый и средний бизнес во всех странах мира на грань выживания, но и одновременно показала, какой огромный вклад вносит предпринимательская активность в ВВП стран мира. В России, например, по данным за 2018 год доля малого и среднего предпринимательства в ВВП РФ составила 20,2 процента. [15] В России туризм составляет 3,9% ВВП страны по сост. на 2018 год. [16]
Всемирный совет по туризму и путешествиям выпускает отчеты о влиянии путешествий и туризма на экономику и занятость для 185 стран/экономик и 25 географических или экономических регионов мира. Эти отчеты совместно с Oxford Economics являются важным инструментом, помогающим нам вооружить органы государственного и частного секторов неопровержимыми доказательствами огромной ценности, которую путешествия и туризм привносят в экономику, чтобы их политические и инвестиционные решения поддерживали наш сектор. До пандемии на долю путешествий и туризма (включая их прямое, косвенное и индуцированное воздействие) приходилось 1 из 4 всех новых рабочих мест, созданных в мире, 10,6% всех рабочих мест (334 млн.) и 10,4% мирового ВВП (США). 9,2 триллиона долларов). Между тем, расходы иностранных посетителей в 2019 году составили 1,7 трлн. долларов США (6,8% от общего объема экспорта, 27,4% от мирового экспорта услуг). Последние ежегодные исследования WTTC показывают: Сектор путешествий и туризма понес убытки в размере почти 4,5 трлн. долларов США и достиг 4,7 трлн. долларов США в 2020 году, при этом вклад в ВВП сократился на ошеломляющие 49,1% по сравнению с 2019 годом; по сравнению с падением ВВП мировой экономики на 3,7% в 2020 году. В 2019 году доля сектора путешествий и туризма в мировом ВВП составила 10,4%; доля, которая снизилась до 5,5% в 2020 году из-за продолжающихся ограничений на мобильность. В 2020 году было потеряно 62 миллиона рабочих мест, что составляет падение на 18,5%, в результате чего в глобальном секторе осталось всего 272 миллиона рабочих мест по сравнению с 334 миллионами в 2019 году. Угроза потери рабочих мест сохраняется, поскольку многие рабочие места в настоящее время поддерживаются государственными схемами софинансирования и сокращенными рабочими часами. Без полного восстановления сферы Travel & Tourism многие рабочие места могут быть потеряны. Расходы внутренних туристов сократились на 45%, в то время как расходы иностранных туристов снизились на беспрецедентные 69,4%. [17]
В условиях нестабильности международных процессов, экономического кризиса, закрытия границ в 2020 году, связанного в пандемией, более актуальным стал вопрос, какие направления туризма необходимо развивать в условиях турбулентности, какой новый продукт может предложить бизнес.
Организация Объединенных Наций также заявила, что тесно сотрудничает с международными организациями, правительствами и частным сектором в целях содействия восстановлению туристического сектора, от которого зависят миллионы малых предприятий и рабочих мест. По информации ООН, снижение спроса в сфере туризма негативно сказалось на экономике государств, доходах населения и усилиях по достижению целей в области устойчивого развития. Всемирной туристской организацией был выпущен пакет руководящих указаний для государств-членов по восстановлению экономики, маркетингу и рекламе, а также укреплению институтов и повышению их устойчивости. [18]
Новые направления мирового туризма
Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал РФ, можно сделать вывод о необходимости, помимо уже реализуемых программ и проектов, интенсивно развивать и научно-популярный туризм как отдельное направление на пересечении туристического бизнеса и науки.
В основу исследований имеющихся проблем, современного состояния и перспектив развития научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге и в России лег и собственный предпринимательский опыт в процессе развития этого направления. [37] Предпринимательство и туризм, в частности, как уже было сказано выше, вносят огромный вклад в ВВП стран мира.
«Спрос на необычные направления влечет за собой глобальную конкуренцию стран и регионов в целях привлечения туристов. Представляется, что международная туристическая конкурентоспособность стран зависит как от специфических для туристкой отрасли факторов, так и от общих условий бизнес-среды (…)». [1]
Обзор туризма Российской Федерации
В сфере туризма задействовано значительное число людей и компаний, обеспечивающих функционирование туристической отрасли. Это представители поисковых машин Google, Yandex и пр., онлайн-турфирмы, сфера IT, обеспечивающая их функционирование, офлайн туристические фирмы, консолидаторы (агрегаторы поиска и брони авиа- и жд- билетов), представители сферы транспорта и пассажирских перевозок (паромы, автобусы, железнодорожный транспорт, авиакомпании), сервисы по аренде личного транспорта, организаторы тура (экскурсионные бюро, турфирмы), которые готовят информацию о местных достопримечательностях, ресторанах, развлекательной программе; сфера развлечений и отдыха, музеи и выставочные залы; сфера торговли; агентства, обеспечивающие бронирование в отелях и предоставление услуг для заказчика на месте, куда турист отправляется в путешествие. Система сопровождается сетью транзакций и деятельностью банков и различных провайдеров на каждом из этапов бронирования тура.
«Туризм относится не к сырьевой сфере, а к сфере услуг, и его развитие имеет большое значение для нашей страны, особенно на фоне мирового падения цен на сырьевые ресурсы»,- сообщил глава Ростуризма Олег Сафонов. [20] Ростуризмом была отмечена необходимость федеральной целевой программы (ФЦП) по развитию внутреннего и въездного туризма. С 2019 года доля туризма в ВВП страны должна увеличиться до 5% к 2025 году. Представляя концепцию новой ФЦП в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), глава Ростуризма отметил, что целевая установка программы – рост объемов сферы туризма темпами, в два раза опережающими рост экономики в России. В настоящее время, по данным Ростуризма, доля туризма в ВВП РФ не превышает 3,4%, тогда как в мире в среднем она составляет до 10%. [21]
Заместителем министра экономического развития РФ С.Галкиным также была отмечена необходимость увеличения вклада туризма в ВВП РФ. Среди других целей, которые были поставлены Минэкономразвития-рост показателей турпотока и инвестиций в отрасль. По его словам, туристический поток должен увеличиваться как в существующих точках притяжения, так и на новых направлениях. Также важен рост государственных и частных инвестиций. Кроме этого, одна из задач состоит во вхождении России в десятку самых популярных туристических направлений по версии Всемирной туристической организации (UNWTO). [22]
В таблице 1 представлено количество въездных туристов в РФ с 2014 года по первое полугодие 2020 года включительно.
Таблица 1
Количество туристов в РФ с 2014 по 2021 гг.
Количество
туристов, млн./ год.
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Въездные
|
25,4
|
26,8
|
24,5
|
24,3
|
24,5
|
24,4
|
9,7
|
0,28
|
За условную «точку отсчета» был взят 2014 год - год значительных геополитических изменений и последующего периода введения санкций, как в отношении РФ, так и в отношении ЕС.
Таблица 2
Количество въездных и выездных туристов РФ с 2019 по 2021гг.
Год
|
Въездные иностранные
туристы
|
Выездные туристы РФ
за рубеж
|
2019
|
24 419
000
|
45 330 000
|
2020
|
9 700
00
|
14 140
027
|
2021
|
288 300
|
21 413 573
|
Для сравнения в таблице 2 были использованы данные за 2019 год, поскольку, как уже было сказано в начале статьи, 2019 год стал годом значительного роста для мирового сектора путешествий и туризма и за 2020 и 2021 пандемические годы. «Стоит отдельно отметить, что цифра в 9,7 млн визитов иностранцев в Россию в 2020 году никак не характеризует количество посетивших нашу страну иностранных туристов. Из статистики Погранслужбы ФСБ РФ следует, что 96,5% из этих 9,7 млн иностранных граждан въехали в РФ с не с туристическими, а с преимущественно частными, а также деловыми, рабочими, учебными целями или как обслуживающий персонал транспортных средств (поездные бригады, экипажи морских и воздушных судов, водители грузовиков и пр.). Как туристы в Россию в 2020 году въехали всего от всех 3,5% иностранцев». [25]
Также как и следует из таблицы 2, число въездных туристов почти в 2 раза ниже числа выездных. Следовательно, необходимо повышать привлекательность страны как туристического направления для въездного туризма.
Обзор туристического рынка Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург, как туристическое направление, хорошо известен в России и за рубежом. Туризм является важной отраслью экономики города и поэтому путешествие в город на Неве является важным с точки зрения организации приема туристов, путешественников и гостей из-за рубежа и регионов России. Именно от хорошо организованного отдыха будет зависеть впечатление гостей от города. Северная столица привлекательна не только богатым историко-архитектурным наследием, ее пригородами -Пушкин, Павловск, Петергоф, Стрельна, Кронштадт, Ломоносов, которые дополняют город на Неве, но и разнообразием достопримечательностей и тематических туров.
Основные показатели туризма Санкт-Петербурга
Таблица 4.
Количество туристов в Петербурге с 2014 по 2021 гг.
Год
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
Количество туристов,
млн.
|
6,3
|
6,5
|
6,9
|
7,5
|
8,2
|
10,4
|
2,9
|
6,0
|
Иностранные
|
2,7
|
2,8
|
2,8
|
3,6
|
3,9
|
4,9
|
0,5
|
0,25
|
Российские
|
3,6
|
3,7
|
4,1
|
3,9
|
4,3
|
5,5
|
2,4
|
5,75
|
В целом, исходя из вышеприведенных данных, прослеживается тенденция увеличения числа и внутрироссийских туристов, количество которых за последние три года было выше числа иностранных туристов. Поэтому, в свете имеющихся ограничений, до полного восстановления туристического потока и авиасообщения с зарубежными странами, можно сделать акцент на развитии внутрироссийского туризма. Как и прогнозировалось, на фоне эпидемиологической обстановки и связанных с ней ограничений, туристический поток в Петербурге в 2020 году снизился от 70% до 80%. [28]
Характеристика ключевых акторов и новых акторов на туристическом рынке Санкт-Петербурга
Количество турфирм и турагентств в Санкт-Петербурге составляет порядка 390 компаний, которые специализируются на въездном туризме, 247 компаний - на выездном. [29] В связи с падением туристической отрасли по причине Covid-19, ожидается закрытие до 50% компаний. Средняя продолжительность пребывания туриста в Санкт-Петербурге в 2019 году составляла от 3 до 5 дней, средний объем расходов за поездку – порядка 36,4 тыс. рублей. Общий объем вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга (совокупные расходы туристов в городе) за 2019 год составил порядка 375 млрд. рублей. По оценочным данным доля туризма в ВРП Санкт-Петербурга по итогам 2019 года составила 4,4% или 208,2 млрд. руб, что сопоставимо с долей строительного рынка в ВРП города. Общий объем потребления платных услуг в сфере туризма (услуги гостиниц и средств размещения, услуги турфирм) по итогам 2019 года составил в объеме более 31 млрд рублей). [30]
На сегодняшний день город предлагает следующие тематические направления туризма: культурный туризм, медицинский туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический туризм, гастрономический туризм, религиозный туризм, семейный туризм, романтический туризм, свадебный туризм, промышленный туризм, тематические кварталы Петербурга, аграрный туризм. [26]
Благодаря совместной работе с Комитетом по развитию туризма Правительства Санкт-Петербурга по продвижению научно-пулярного туризма удалось дополнить палитру туризма новым направлением, которому посвящен раздел «Научный туризм» на городском портале «Visit Petersburg». [39]
Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-технических центров России и мира. По данным паспорта Петербурга на 2015 год, в городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны: более 350 научных организаций, в том числе около 70 организаций Российской Академии Наук, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, научных центров. [40]
Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в РФ
Общая статистика сферы туризма в России показывает тенденцию его снижения в свете пандемии и именно поэтому научно-популярный туризм может стать шансом на увеличение туристического потока в РФ, создание новых туристических маршрутов и туристического продукта, как для внутреннего, так и для въездного туризма.
До настоящего времени в России не существовало научно-популярного туризма как туристического направления, поэтому отсутствует официальная статистика по этому направлению. Бизнес - проект автора статьи стал в 2015 году первым не только в Санкт-Петербурге, но и в России. Большую актуальность и востребованность он получает и в свете недавнего поручения Президента РФ о развитии научно-популярного туризма в России от 11 февраля 2022 года. [38] План мероприятий по развитию данного направления, согласно поручению, будет включен в нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Более того, изначально проект «Научный туризм» был поддержан Российской Академией Наук. С 2015 года в этом направлении ведется и научно-исследовательская работа, созданы маршруты и проводятся научно-популярные туры совместно с учеными РАН.
Ранее, в мае 2020 года Президентом РФ была определена необходимость развития внутреннего туризма в России, создания новых маршрутов и направлений для путешествий. [19]
В ситуации сокращения туристического потока и ограничений, связанных с распространением вируса Covid-19, представителям туристической отрасли стоит задуматься о новых туристических продуктах и направлениях, более нишевых, узкоспециализированных, менее массовых, но более устойчивых и прибыльных. Таким может стать новый туристический продукт «Научно-популярный туризм». Независимо от политического развития страны или спада экономической активности, сферы науки и туризма обладают большим потенциалом.
Отличительной особенностью такого туризма от обычного является ориентированная по интересам программа, которая может включать, в первую очередь, тематическое посещение образовательных, научных и иных профессиональных учреждений, лабораторий, обсерваторий, встречи с российскими учёными и специалистами, а также и культурную программу. Другой интересной составляющей программы может быть и участие в экспедициях, организуемых по линии различных учреждений.
Особый интерес данный проект может представлять для российских студентов и школьников в плане профессиональной ориентации. Все это будет содействовать привлечению как внешних, так и внутренних источников финансирования.
Научно-популярный туризм представляет собой совершенно новую форму бизнеса на стыке туристической деятельности и науки. В своей работе мы четко определяем нашу аудиторию (турист-учёный или учёный-турист), создаем продукт под её потребности и ищем подход к сотрудникам академических учреждений, выявляя организационные, юридические проблемы, решая административные вопросы, вступая в диалог с органами власти.
Особенностью бизнеса является и его страновая принадлежность: в каждой отдельной стране форма его организации, налогообложение, упрощение системы налогообложения и прозрачность административных согласований будет решать ключевую роль. Но сегодня мы считаем, что данная форма предпринимательской активности и проект дополнит всю палитру предлагаемых продуктов на рынке туризма Санкт-Петербурга, и России в целом. Он может иметь как внутреннее так и международное направления развития,. Поэтому мы считаем необходимым найти механизмы для его успешной реализации и развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, научной новизной исследования является представление данного направления, как нового туристического направления в России, его определение как тематические путешествия, включающие в себя не только посещение научных, образовательных и иных учреждений, достопримечательностей, связанных с наукой и ее историей, но также и культурную программу. Именно поэтому Санкт-Петербург имеет все шансы стать центром научно-популярного туризма в России.
Какое место на туристическом рынке может занять научно-популярный туризм
Прямой вклад отрасли туризма в ВРП города в 2019 году составил 4,4% или 209 млрд. рублей, что сопоставимо, к примеру, с деятельностью в сфере строительства в Санкт-Петербурге. При этом туризм дает самый большой мультипликативный эффект: он обеспечивает работой большое количество смежных отраслей - сферу торговли и услуг, дает клиентов ресторанам, кафе, транспорту, гостей для учреждений культуры и многих других организаций, а также дает толчок развития новых креативных пространств и целых территорий города, что раньше не всегда было так очевидно. Отрасль обеспечивает рабочими местами не менее 100 тыс. человек. По оценочным данным, с учетом мультипликативного эффекта, доля туризма в ВРП в 2019 году составила 6%. В прошлом году рост ВРП туризма достиг максимального за последние пять лет значения – 124,1%, что в 4,8 раза больше роста ВРП Санкт-Петербурга в целом. [31] По официальным данным, за четыре года поток иностранных туристов в город увеличился почти в 2 раза. Если в 2015 году их было 2,8 млн, то в 2019 году - уже 4,9 млн. С точки зрения валютных поступлений в течение последних пяти лет отрасль туризма в Санкт-Петербурге увеличила объем экспорта более чем в 2 раза (в 2019 году – 3,14 млрд долл.) и стабильно составляет в структуре экспорта города более 10% (в 2019 году – 12,5%). При этом доля туризма составляет практически половину несырьевого экспорта Санкт-Петербурга (в 2019 году – 44,5%). [31]Таким образом туризм – это существенная экономическая часть жизни города и один из главных драйверов его развития.
Научно-популярный туризм является нишевым и специализированным. Нашей целевой аудиторией являются как представители компаний, государственных органов, так и научные сотрудники и студенты, которые направляются на конференции, симпозиумы, в научные туры или экспедиции с учёными. Также, другим, наиболее востребованным, как показывает практика, является научно-популярный туризм с экскурсионными программами для широких масс.
Принимая во внимание огромный научно-образовательный и туристический потенциал страны, предлагаем развивать данное направление как отдельное, новое направление в сфере науки и туризма России.
Новые участники рынка в свете развития научно-популярного туризма
Развитие этого направления может заключаться в продуктивном взаимодействии частного и государственного секторов. Научно-популярные туры в России могут разрабатываться совместно с институтами РАН, университетами и другими учреждениями, тем самым внося вклад в развитие региональной экономики. Масштабы и перспективы развития научно-популярного туризма как нового направления туристического бизнеса вполне очевидны.
Сегодня с уверенностью можно сказать, что состояние данной отрасли туризма - «научно-популярный туризм» представляет собой лишь разрозненные инициативы, разбросанные по всему миру.
Выводы
Во-первых, на основании открытых данных было показано, какой вклад в экономику страны вносит предпринимательская деятельность и насколько велик вклад туризма как бизнеса в устойчивость развития экономики регионов и стран. Пандемия 2019-2020 гг. и сопутствующие локдауны по всему миру наиболее ярко показали это.
Во-вторых, была представлена уникальная концепция «научно-популярного туризма», который может иметь большое значение для развития туризма Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Разработка проекта имеет большое практическое значение в силу объединения сферы науки и туризма, предлагая новые направления внутреннего и въездного международного туризма. Проект также имеет значительный социальный эффект. Научно-популярный туризм предоставляет жителям и гостям России познакомиться с ее уникальными местами и людьми, представляет туриста как возможного будущего учёного или учёного как туриста, открывая новые локации, объединяя академическое сообщество и туризм, привлекая внимания к проблемам науки и высшего образования. Это направление может рассматриваться как одна из форм повышения привлекательности науки и учёбы в регионах России, так и как будущая профессиональная ориентация для школьников. Имея практический опыт реализации научно-популярного туризма в Санкт-Петербурге во время пандемии, мы с уверенностью можем говорить о его позитивном развитии в России в условиях имеющихся ограничений, что, безусловно, имеет положительные социальные последствия, позволяет развивать туризм в регионах РФ, оказывает позитивное влияние на общество и на имидж России за рубежом, как открытого и современного государства, готового к сотрудничеству.
В-третьих, практическую ценность статьи придает наличие предпринимательского опыта автора в процессе реализации проекта «Научно-популярный туризм». Кроме того, практическая значимость исследования заключается в анализе устойчивого развития рынка туризма в Санкт-Петербурге в свете разработки нового туристического направления, позволяющего увеличить, как внутренний, так и международный въездной туризм в РФ. Настоящая статья может быть рассмотрена в качестве экспертных рекомендаций для государственных органов власти регионального и федерального уровней в концепции развития данного направления не только в Санкт-Петербурге, но и РФ.
References:
Nauchnyy turizm na Polyarnom Urale kak primer vozmozhnogo sotrudnichestva v Arkticheskom region [Scientific tourism in the Polar Urals as an example of possible cooperation in the Arctic region]. (2020). Polyarnye chteniya na Ledokole «Krasin». 392-400. (in Russian).
Aistov A.V., Nikolaeva T.P. (2019). Gipoteza o stimuliruyushchem vozdeystvii turizma na VVP [Tourism-led growth hypothesis]. Prikladnaya ekonometrika. (4(56)). 5-24. (in Russian). doi: 10.24411/1993-7601-2019-10014.
Aleksandrova E.N., Panova I.A., Lobkin D.A. (2012). Faktory i napravleniya razvitiya mezhdunarodnogo turizma: orientiry dlya gosudarstvennoy politiki [Factors and directions of development of international tourism: reference points for the state policy]. Theory and practice of social development. (2). 292-295. (in Russian).
Boldyreva S.B. (2018). Vliyanie turizma na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona: obobshchenie rossiyskogo i zarubezhnogo opyta [The impact of tourism on socio-economic development of the region: generalization of Russian and foreign experience]. Regional Economics: Theory and Pactice. 16 (5(452)). 972-988. (in Russian). doi: 10.24891/re.16.5.972.
Bourlon F., Salinass R.T. Scientific tourism, a tool for tourism development in PatagoniaConference: Seconde Université Internationale d’hiver, LabEx ITEM - Innovation et Territoires de Montagne. Retrieved from https://www.researchgate.net/publication/310767029_Scientific_tourism_a_tool_for_tourism_development_in_Patagonia
Brida J.G., Gomez D.M., Segarra V. (2020). On the empirical relationship between tourism and economic growth Tourism Management. 81 104131. doi: 10.1016/j.tourman.2020.104131.
Economic Impact ReportsThe World Travel & Tourism Council (WTTC). Retrieved April 12, 2022, from https://wttc.org/Research/Economic-Impact
Economic Impact ReportsWorld Travel & Tourism Council (WTTC). Retrieved July 12, 2021, from https://wttc.org/Research/Economic-Impact
Freyer W. (2011). Tourismus: Einführung in die Fremdenverkehrsökonomie Munchen, Oldenburg: Wissenschaftsverlag GmbH.
Gambarot D.M., Lorda M.A. (2017). Tourism as a strategy for local development Revista Geografica Venezolana. 58 (2). 346-359.
Keller P. (2013). Vliyanie mirovyh krizisov na turizm [The influence of world crisis on a tourism]. Vestnik RMAT. (3). 17-20. (in Russian).
Krylova E.A. (2018). Scientific tourism in saint-petersburg Modern Science. (2). 155-156.
Krylova E.A. (2018). Nauchnyy turizm kak odna iz form nauchnoy diplomatii RF [Scientific tourism as one of the forms of scientific diplomacy of the Russian Federation]. Alley of Science. 1 (2(18)). 365-369. (in Russian).
Krylova E.A. (2021). «Reboot» of world tourism: scientific tourism Inter-Science (Inter nauka). (4-3(180)). 43-48.
Krylova E.A. (2021). Perezagruzka mirovogo turizma: nauchnyy turizm [Rebooting World Tourism: Scientific Tourism]. Vlast i obschestvo. (2(22)). 4-10. (in Russian). doi: 10.32743/2658-4077.2021.2.22.427.
Krylova E.A. (2021). Razvitie nauchnogo turizma v Severo-Zapadnom regione RF [Development of scientific tourism in the North-Western region of the Russian Federation] The Future of Science in St. Petersburg. (in Russian).
Maryshkin D.I. (2016). Organizatsiya nauchnogo turizma na nauchno-uchebnom poligone «Sarma» v Priolkhone [The organization of scientific tourism on the scientific-educational ground "Sarma" in Cis-Olkhon region]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Nauki o Zemle. 15 66-76. (in Russian).
Rassadin B.I. (2018). Razvitie turizma v Rossii i finansovye vozmozhnosti naseleniya [Development of tourism in Russia and financial possibilities of the population]. The Service Plus Scientific Journal. 12 (1). 10-22. (in Russian). doi: 10.24411/2413-693X-2018-10102.
Slocum S., Kline C., Holden A. (2015). Scientific Tourism. Researchers as Travellers London: Routledge.
Soleimani S., Bruwer J., Gross M.J., Lee R. (2019). Astro-tourism conceptualisation as special-interest tourism (SIT) field: a phenomonological approach Current Issues in Tourism. 22 (18). 2299-2314. doi: 10.1080/13683500.2018.1444021.
Varlamova A.V. (2014). Turizm kak indikator kachestva zhizni naseleniya: sotsiologicheskiy analiz [Tourism as an indicator of quality of life of population: sociological analysis]. Servis plus. 8 (4). 68-75. (in Russian). doi: 10.12737/6469.
Страница обновлена: 05.05.2025 в 19:31:28