Infrastructure support for digital transformation of industrial clusters
Dontsova O.I.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 17 | Citations: 1
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 16, Number 4 (April 2022)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48447174
Cited: 1 by 24.01.2023
Abstract:
Analyzing the infrastructure for supporting the digital transformation of Russian industry, the author suggests paying significant attention to comprehensive measures and tools for involving small and medium-sized businesses in innovation-oriented entrepreneurial activity. In practice, a significant number of innovations are commercialized by small and medium-sized businesses. The article argues that platform solutions play a key role in the modern infrastructure of digital transformation of the industrial cluster management system. The mechanisms for implementing platform solutions are designed to ensure the consolidation of participants, mobility, accessibility regardless of location, the use of tools based on the use of statistical and mathematical methods for analyzing large amounts of data. The materials of scientific research can be useful to specialists in the economic field, scientists, graduate students, as well as representatives of small and medium-sized businesses.
Keywords: clusters, industry, industrial clusters, digitalization, digital transformation, small and medium-sized business
JEL-classification: L52, O31, L26, M11, M21
Введение.
Существенным элементом политики государства в сфере стимулирования цифровой трансформации промышленных кластеров является прямая и инфраструктурная поддержка фундаментальных и прикладных исследований в заданной плоскости [1,7,8].
Важным элементом инфраструктуры государственной поддержки инновационных разработок является грантовая система. В мировой практике архитектура инфраструктуры грантовой поддержки исследований и разработок (R&D) основывается на механизме финансирования через государственные институты развития.
Заметным примером таких институтов развития является Национальный научный фонд США (NSF). Российским «двойником» данного фонда можно считать Российский научный фонд.
Актуальность темы статьи. Фундаментальным отличием данных фондов от иных элементов инфраструктуры обеспечения цифровой трансформации промышленности России является фокусирование исключительно на финансировании фундаментальных исследований (в отличии от фондов из системы ВЭБ, которые в большей степени ориентированы на финансирование прикладных инженерных решений).
В качестве основного инструмента трансмиссии фундаментальных исследований в прикладные инженерные исследования в международной практике выступают многочисленные государственные программы поддержки инновационного бизнеса.
Цель исследования состоит в обосновании научно-методологических положений инструментальной системы управления промышленными кластерами. К методам, которые были применены в процессе исследования, отнесены: анализ, сравнение и обобщение данных, группировка, моделирование.
Основная часть
На поддержку ориентированного на цифровую экономику малого и среднего бизнеса направлены государственные программы поддержки в США, Японии, ЕС и других стран.
В США одним из ключевых элементов формирования инновационной инфраструктуры является программа поддержки инновационных исследований малого бизнеса (SBIR). Данный элемент поддержки инновационной деятельности, в том числе и в области цифровизации, был учрежден в 1982 году. В основе создания данной программы во многом лежало исследование Д. Бирча о влиянии малого и среднего бизнеса на увеличение занятости в США. [1] Следствием данного исследования стал нормативный акт (закон Бай-Дойла), который оставлял за представителями малого и среднего бизнеса, а также академическим учреждениям права собственности на запатентованные изобретения, которые созданы при реализации грантового финансирования фондов при правительстве США. Также, в качестве меры стимулирования инновационной активности был реализован такой инструмент, как налоговый вычет на исследования и разработки. Помимо этого, были законодательно снижены антимонопольные требования к организации совместной деятельности в сфере научно-технологического развития в США.
Основной задачей проектов в рамках программы SBIR является коммерциализация результатов фундаментальных и прикладных исследований в приоритетных для правительства США отраслях национальной экономики. Ключевую роль в механизме коммерциализации научно-технологических инноваций отведена представителям малого и среднего бизнеса.
Основными критериями отбора проектов и компаний для участия в программе SBIR являются:
▪ Место юридического и налогового резидентства – США;
▪ Более половины уставного капитала компании принадлежат частным гражданам или резидентам США равно, как и юридическому лицу, которое принадлежит частным гражданам или резидентам США;
▪ Совокупное количество персонала не превышает 500 человек.
Механизм реализации государственной поддержки малого бизнеса в рамках программы SBIR реализуется в три этапа, которые включают в себя:
1. Оценка предлагаемой к дальнейшей разработке технологии или решения. Объем гранта на данном этапе колеблется вокруг суммы в 100 тысяч долларов США.
2. Создание минимально ценного продукта проекта (MPV). Длительность финансирования на данном этапе в среднем три года, а объем грантового финансирования составляет 500-800 тысяч долларов США.
3. Третий этап представляет собой полноценный запуск проекта производства и реализации продукции проекта. Да данном этапе начинают привлекаться финансирования от посевных инвесторов [2].
Пожалуй ключевая задача, которую выполняет программа SBIR, и которую целесообразно взять на вооружение при реализации инфраструктуры государственной поддержки цифровой трансформации промышленных кластеров России – это то, что программа SBIR является мощным драйвером повышения инновационной активности в национальной экономике США, а также реализует механизм трансмиссии между академической наукой, как реализующим фундаментальные исследования звеном и бизнес-сообществом, которое приводит результаты данных исследований на потребительский рынок.
Также данная программа является одной из точек притяжения инвестиций в высокорисковые проекты научно-технологического развития. Участие проекта в программе SBIR является крайне привлекательным критерием отбора для дальнейшего финансирования венчурными инвесторами США [3].
В различные годы участниками программы SBIR были стартапы, которые переросли в компании Symantec, Qualcomm, iRobot, Genetech [4].
Важной особенностью программы SBIR является регулярность проведения конкурсов по каждому из министерств или департаментов, имеющих соответствующий бюджет финансирования научных и прикладных исследований и разработок.
Ещё одним преимуществом программы поддержки развития высоких технологий SBIR является гибкий механизм принятия решения о выделении финансирования. Решения о принятии проекта в программу и выделение ему финансирования принимаются на уровне специальных подразделений профильных министерств и агентств.
Говоря о примерах эффективной инфраструктуры обеспечения технологического прорыва, сложно не отметить роль и место в данном направлении оборонно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа. Определяющее значение в парадигме участия оборонно-промышленного комплекса в научно-технологическом развитии имеет проработанный и эффективный механизм трансфера технологий из военного сектора в гражданский [5, 6, 7].
Примером создания эффективной инфраструктуры трансфера технологий опять можно привести США. Вопросы трансфера технологий из военного сектора в гражданский, в США начали подниматься в восьмидесятые годы ХХ века и приобрели систематический характер в начале двухтысячных.
С целью обеспечения эффективного трансфера технологий оборонно-промышленного комплекса в гражданский сектор США реализуется ряд государственных программ, среди которых можно выделить:
▪ Программа перспективных технологий (ATP);
▪ Программа реинвестирования технологий (TRP);
▪ Программа совершенствования производственных технологий (MEP);
▪ Программа развития новых транспортных средств (PNGV);
▪ Национальная информационная инициатива (NII).
Базовую позицию в инфраструктуре трансфера военных и двойных технологий в гражданский сектор занимает программа реинвестирования технологий.
Наряду с трансфером военных технологий, на развитие высоких (в том числе и цифровых) технологий США оказывают программы передачи технологий, разрабатываемых в рамках сотрудничества частного бизнеса с NASA в сфере освоения космоса. Значительная часть перспективных исследований и разработок в данном направлении первоначально финансируется в рамках все той же программы SBIR. Государственно-частное партнерство в области освоения космоса в рамках программы SBIR во много стало одним из первых успешных экспериментов освоения цифровых технологий. Так, именно в этом русле стартовали пилотные проекты внедрения электронного документооборота – проект Electronic Handbook (EHB).
В отличии от США, в России помимо формирования институциональной инфраструктуры процесс эффективной цифровой трансформации промышленных кластеров нуждается в развитии физической инфраструктуры развития инноваций в области цифровой экономики.
Цифровая инфраструктура представляет собой базовые технологические элементы, при помощи которых реализуется процесс создания и коммерциализации инноваций. Принципы организации и ключевые функции, которые свойственны инновационной инфраструктуре претерпевают системные изменения в контексте заданного вектора цифровой трансформации российской экономики [8, 9].
Физически цифровая инфраструктура представлена активами, которые обеспечивают высокоскоростной доступ в сеть Интернет, дата-центры, алгоритмизированные программные решения и т.д.
Прежде всего, за основу целесообразно брать принципы удаленности и всеобщего подключения к глобальной сети. Также немаловажными становятся вопросы обеспечения информационной безопасности или киберзащиты. Помимо сугубо цифровых аспектов трансформации промышленности, важное место при построении цифровой инфраструктуры необходимо отвести вопросам устойчивого экологического развития [10, 11, 12].
Таким образом инфраструктурную поддержку цифровой трансформации промышленных кластеров России выгодно реализовать в двух системных плоскостях:
1. Институциональная поддержка цифровой трансформации;
2. Технологическая поддержка цифровой трансформации.
В сферу инфраструктурной поддержки предлагается отнести такие аспекты, как:
1. Формирование нормативно-правовой базы системы регулирования взаимоотношений в сфере оборота цифровых активов;
2. Формирование эффективного механизма защиты прав интеллектуальной собственности;
3. Система национальных, федеральных и региональных проектов, направленных на цифровое развитие промышленности России;
4. Система государственных и государственно-частных институтов развития:
a. ВЭБ.РФ как базовый финансовый институт развития в российской экономике;
b. Государственные агентства и автономные некоммерческие организации, осуществляющие поддержку предпринимательской инициативы в области цифровой трансформации;
c. Система бизнес-ангелов, венчурных и инвестиционных фондов, государственных фондов поддержки науки и инновационного предпринимательства;
d. Консультационные и экспертные центры, осуществляющие поддержку в области информационного обеспечения цифровой трансформации.
5. Система государственно-частной поддержки в области коммерциализации и диффузии технологий:
a. Электронные платформенные решения по продвижению инновационной продукции и организации инновационной деятельности, ориентированной на инновации предпринимательства;
b. Инфраструктура поддержки инновационного цифрового экспорта и цифрового импортозамещения;
c. Посреднические фирмы в области развития и коммерциализации цифровых технологий;
d. Центры передачи технологий.
6. Институты кадрового обеспечения цифровой трансформации промышленности России: высшие учебные заведения, центры повышения квалификации, корпоративные университеты и центры подготовки персонала, центры проведения образовательных семинаров и курсов.
7. Инфраструктура создания цифровых технологий и цифровых решений в сфере управления промышленными кластерами:
a. Имплементированные в промышленные кластеры исследовательские лаборатории при высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах;
b. Инкорпорированные в систему промышленных кластеров бизнес-инкубаторы, технопарки, акселераторы, инжиниринговые центры;
c. Платформенные решения в области хранения, обработки, передачи данных, а также облачного инструментария их предиктивного анализа.
Ключевую роль в современной инфраструктуре цифровой трансформации системы управления промышленными кластерами играют платформенные решения. Механизмы реализации платформенных решений призваны обеспечивать консолидацию участников, мобильность, общедоступность вне зависимости от места нахождения, использование для анализа больших массивов данных инструментов, которые основаны на применении статистико-математических методов. Также одним из важных в прикладном аспекте инструментов платформенных решений является имитационное моделирование [13].
Заключение
Выявленные проблемы. Одним из важных элементов эффективной работы платформенных решений является цифровая инфраструктура данных, которую можно определить, как набор персонализированных, структурированных и защищенных данных, позволяющих взаимодействовать в рамках цифровой экосистемы. Важной функциональной характеристикой инфраструктуры данных является доступность из любой точки и любого подключенного к интернету устройства. Данное обстоятельство размывает физические границы платформенных решений, в том числе и для промышленных кластеров, переводя существенную часть функционала в онлайн.
Развитие информационной инфраструктуры очень близко совпадает с концепциями воздействия инфраструктурного строительства на рост национальной экономики.
Авторские рекомендации. Теоретическим фундаментом развития цифровой инфраструктуры России, как одного из базовых драйверов роста экономики страны, во многом являются модели, которые обосновывают положительное воздействие государственных расходов на динамику роста экономики.
Единственным запланированным вектором развития российской экономики является национальный проект «Цифровая экономика», реализацию которого рекомендуется проводить наиболее эффективно.
References:
Almusaedi Khasan Kkhayun Abbas, Kelchevskaya N.R. (2021). Issledovanie determinant tsifrovizatsii v Rossii na osnove klasterizatsii regionov i analiza urovnya ikh zrelosti [Study of the determinants of digitalization in Russia based on clustering of regions and analysis of their maturity level]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (4). 1705-1720. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.4.113928.
Baranova I.V., Mayorov S.V. (2017). Formirovanie tsifrovoy sredy innovatsionno-orientirovannoy klasternoy struktury [Formation of the digital environment of an innovation-oriented cluster structure]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). (in Russian).
Birtch D. (1981). Who Creates Jobs Public Interest. 65 3-14.
Federal And State Technology (FAST) Partnership ProgramSbir. Retrieved December 05, 2021, from https://www.sbir.gov/about-fast
Graves S. SBIR Reauthorization Opens Opportunities For Small BusinessAlliance for affordable services. Retrieved from https://www.cnbc.com/id/45697983
Isaychenkova V.V. (2019). Formirovanie effektivnyh promyshlenno-proizvodstvennyh klasterov v usloviyakh tsifrovizatsii [Formation of effective industrial clusters in conditions of digitalization]. Journal of International Economic Affairs. (3). 1879-1890. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40934 .
Kosheleva T.N. (2020). Napravleniya koordinatsii predprinimatelskogo vzaimodeystviya v ramkakh regionalnogo klastera [Coordination of business interaction within the regional cluster]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (10). 2517-2528. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.10.110906 .
Link A., Ruhm C. (2009). Bringing Science to Market: Commercializing from NIH SBIR Awards Economics of Innovation and New Technology. 18 (4). 381-402. doi: 10.1080/10438590802208166.
Morkovkin D.E., Nikogosyan V.A. i dr. (2020). Klasternyy podkhod v upravlenii innovatsionno-tekhnologicheskim razvitiem natsionalnoy ekonomiki (na primere Velikobritanii) [Cluster approach in the management of innovative and technological development of the national economy (on the example of Great Britain)]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 1911-1928. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.111138 .
Mukhamadeev A.F. (2020). Metodicheskie podkhody k identifikatsii klasterov i otsenke ikh vliyaniya na sotsialno-ekonomicheskoe razvitie regiona razmeshcheniya [Methodological approaches to identifying clusters and assessing their impact on the socio-economic development of the region]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 10 (11). 2637-2650. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.11.111197 .
Serebryakova N.A., Petrikov A.V. (2018). Printsipy proektirovaniya i organizatsii funktsionirovaniya innovatsionnyh infrastruktur v usloviyakh Industrii 4.0 [Principles of designing and organizing the functioning of innovative infrastructures in the context of Industry 4.0]. Proceedings of the Voronezh State University of Engineering Technologies. 80 (4). 384-387. (in Russian). doi: 10.20914/2310-1202-2018-4-384-387 .
Stupina A.A., Berg T.I., Korpacheva L.N., Fedorova A.V. (2020). Tsifrovye instrumenty upravleniya innovatsionnoy infrastrukturoy [Digital tools for innovation infrastructure management]. Vestnik KemGU. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 5 (3). 408-416. (in Russian).
Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1175-1190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110954 .
Страница обновлена: 27.04.2025 в 08:46:52