Отечественные институты устойчивого развития в контексте мировых трендов
Шацкая Е.Ю.1
1 Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, Ставрополь
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 3 (Март 2022)
Цитировать:
Шацкая Е.Ю. Отечественные институты устойчивого развития в контексте мировых трендов // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 3. – С. 1171-1188. – doi: 10.18334/ce.16.3.114365.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48218620
Аннотация:
Реализация мероприятий по ускорению формирования устойчивой инфраструктуры в России требует повышенного внимания и расстановки приоритетов в ее пользу, что обусловливается перспективной возможностью решения ключевых проблем российской экономики, связанных с инвестиционным дефицитом и некачественным уровнем устойчивости объектов. В статье проанализированы цели устойчивого развития ООН, а также задачи, определенные Парижским соглашением и иными документами в данной области. Обобщены основные мировые тренды в области достижения целей устойчивого развития. Проведен анализ соответствия отечественных официальных программных документов достижению части целей устойчивого развития ООН. Автором проанализированы и обобщены роль и функции государственных органов, роль общества и бизнес-структур при реализации мероприятий в целях достижения целей устойчивости развития. Сделан вывод, что можно констатировать наличие практически всех необходимых основ для иституционализации устойчивого развития российской экономики, но при этом актуальна необходимость популяризации целей устойчивого развития и трансформации институтов устойчивого развития в более эффективные механизмы становления устойчивой экономики.
Результаты исследования будут интересны для специалистов в области взаимодействия органов власти и бизнес-структур, развития инфраструктуры в отечественной экономике, аспирантов и студентов, интересующихся данной научной проблематикой
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, институты устойчивого развития
JEL-классификация: O31, O32, Q01, F53, F63
Введение
В современных условиях РФ, являясь крупным рыночным игроком на мировой экономической арене, стремится к формированию и развитию устойчивой общественной инфраструктуры.
Реализация мероприятий по ускорению формирования устойчивой инфраструктуры в России требует повышенного внимания и расстановки приоритетов в ее пользу, что обусловливается перспективной возможностью решения ключевых проблем российской экономики, связанных с инвестиционным дефицитом и некачественным уровнем устойчивости объектов.
Проблема инфраструктурного развития была рассмотрены в работах Беднякова А.С. [1, с. 155-156], Дронова В.П. [2], Волковой А.Г. [4], Новоселова А.С., Волянского Т.В. [5, с. 256-269], Плисецкого Е.Л., Плисецкого Е.Е. [6, с. 170-171.], Палей Т.Ф. [7] и ряда других исследователей. Вопросам устойчивого развития посвящены работы Тагарова Б.Ж. [8, с. 1333-1344], Подольская Т.В., Сингх М.А. [9, с.265-280], Арошидзе А.А. [10, с.785-798], Грачев С.А. [11], Дробот Е.В., Макаров И.Н. [12, с. 1331-1342] и др.
Однако остается недостаточно изученным вопрос об уровне устойчивого развития отечественных институтов в контексте мировых трендов.
Цель исследования проанализировать состояние и уровень устойчивого развития отечественных институтов в контексте мировых трендов.
Проведенный анализ соответствия отечественных официальных программных документов достижению части целей устойчивого развития ООН, роли и функции государственных органов, общества и бизнес-структур при реализации мероприятий в целях достижения целей устойчивости развития позволил сделать вывод о наличии практически всех необходимых основ для иституционализации устойчивого развития российской экономики. При этом остается актуальна необходимость популяризации целей устойчивого развития и трансформации институтов устойчивого развития в более эффективные механизмы становления устойчивой экономики.
Основная часть
Условия современности требуют, чтобы общественная инфраструктура была достаточно развитой. Это обусловливается ее ролью как главного субъекта, обеспечивающего экономический рост. Большое значение с точки зрения инвесторов имеет способность инфраструктурных элементов адаптироваться к глобальным изменениям внешней среды, которые сопровождаются ухудшением экологической обстановки, климатическими трансформациями, исчерпанием ресурсов, получаемых из природной среды, в том числе и биоресурсов. Как правило, подавляющее большинство топ-менеджеров инвестиционной сферы готовы к рисковым вложениям, ожидая от их реализации высоких стоимостных результатов. Если общественная инфраструктура характеризуется устойчивостью и высоким уровнем качества, то в этом случае ее субъекты в меньшей степени будут под влиянием климатических рисков, а значит и качество жизни населения улучшится. В конечном счете, инвестиционные вложения окупятся и принесут наибольшую прибыль. Кроме того, устойчивая общественная инфраструктура – залог успешного осуществления целей устойчивого развития ООН (ЦУР ООН), а также задач, определенных Парижским соглашением и иными документами в данной области. В этой связи Россия, являясь крупным рыночным игроком на мировой экономической арене, должна стремиться к формированию и развитию устойчивой общественной инфраструктуры. На данный момент эта задача представляется сложно выполнимой ввиду значительного отставания российской экономики от устойчивых экономик мира.
Реализация мероприятий по ускорению формирования устойчивой инфраструктуры в России требует повышенного внимания и расстановки приоритетов в ее пользу, что обусловливается перспективной возможностью решения ключевых проблем российской экономики, связанных с инвестиционным дефицитом и некачественным уровнем устойчивости объектов. В основе концепции устойчивого развития лежит триединство, объединяющее экономическую, общественную и природную сферы в одно целое. Каждая сфера в данном контексте имеет равную силу и характеризуется сбалансированностью. Возрастающая актуальность достижения устойчивости экономического развития обусловила утверждение «Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», определившей семнадцать ЦУР (ЦУР ООН) (рисунок 1) и множество соответствующих ЦУР задач. Именно ЦУР предопределяют направления деятельности в области устойчивого развития. Кроме того, в процессе стратегического планирования ЦУР также учитываются и включаются в соответствующие планы [13].
Один из современных вызовов в виде климатических изменений и их негативных проявлений подтолкнул мировое сообщество к заключению некоторых соглашений по достижению ЦУР. В частности упомянутое выше Парижское соглашение ставит перед мировыми экономическими субъектами экологическую цель, связанную с необходимостью снижения объемов выбрасываемых производствами парниковых газов, а также со стремлением замедлить темпы климатических изменений. По сути, указанное соглашение – это своего рода стартовая точка для становления низкоуглеродной экономики [14].
Рисунок 1 – ЦУР ООН [15]
Необходимость эффективного внедрения ЦУР во все сферы жизнедеятельности государств-участников ООН предопределила дифференциацию институциональной среды в виде двух групп. Первую группу образуют проводимые ООН конференции по вопросам устойчивого развития экономики, в рамках которых происходит трансляция экологических проблем на экономику и социум. Периодичность таких конференций – один раз в 10-20 лет. Во вторую группу входят всемирные саммиты ООН, на которых также обсуждаются проблемы устойчивого развития, но транслируются они на политическую и геополитическую сферы. Во время перерывов между конференциями ООН функционирует такой институт как рамочные конвенции ООН, затрагивающие те или иные аспекты обеспечения устойчивости экономического развития. Наиболее ярким примером подобного института выступает Рамочная конвенция ООН по изменению климата, благодаря которой проводятся ежегодные собрания участников конвенции [16].
Акцентирование внимания на глобальных климатических изменениях обусловило новые мировые тренды, связанные с функционирование финансового рынка и созданием новых инструментов оценки устойчивости развития экономики. При этом ключевыми субъектами трансформационных процессов выступают государство, представители финансового сектора и бизнеса, предопределяющие развитие социума и природной среды). В рамках системных взаимодействий происходит взаимообмен: бизнес получает от общества и природной среды нужные ему ресурсы, трансформируя их в конкретные блага в виде товаров, услуг, капитала, выбросов и отходов. При этом эффективность развития экономики обеспечивается благодаря регулированию ресурсных поступлений. Роль государства проявляется в формировании климата, благоприятного для устойчивого развития экономики. Благодаря финансовому сектору обеспечивается финансирование необходимых видов деятельности, в то время как в руках бизнеса сосредотачиваются инструменты достижения ЦУР. Подобные взаимодействия создают возможность не только для получения финансовой выгоды, но и для обеспечения высоких социально-экологических результатов [16, с.6-16].
Наблюдающаяся в настоящем пандемия также повлияла на специфику мировых трендов в области достижения ЦУР. Одним из таких трендов является переосознание устойчивости как понятия. Новое понимание устойчивости предопределяет большую регламентацию процессов, связанных с запуском инфраструктурных проектов. Второй тренд проявляется в локализации экономики, в результате которой производители в большей степени функционируют в пределах границ внутреннего рынка. Следующим трендом стала цифровизация, которая не предусматривает участия людей в производственных процессах и предопределяет бесконтактность их взаимодействий. Кроме того, сформировался еще один тренд – обеспечение качества жизни. Именно поэтому предполагается возможность реализации проектов в области климата с целью устранения негативных последствий человеческой жизнедеятельности. В частности следует упомянуть проекты «зеленого» транспорта, по переработке отходов, энергоэффективному и экологичному функционированию городских экосистем и др. [16, с. 34].
Большая часть целевых ориентиров достижения устойчивого развития отражена в тексте официальных программных документов. Базовым документом выступает Концепция перехода РФ к устойчивому развитию, которую утвердили еще четверть века назад. Она определяет направления и инструменты, которые способны решить проблемы в социальной и экономической сферах, а также в области экологии, обеспечив их сбалансированность. Ряд национальных проектов России и ее «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» ориентирован на практическое достижение ЦУР 12. Достижение этой цели позволит в ближайшие три года реализовать национальные цели и стратегические задачи устойчивого развития России. Для этого в демографической, здравоохранительной, образовательной, жилищно-городской, экологической, научной и иных сферах реализуются национальные проекты. В пределах указанных институтов в явном или неявном виде реализуется большая часть задач в области достижения ЦУР [17, с. 23].
Государственная власть РФ через свои функции и в пределах своих полномочий обеспечивает реализацию задач ЦУР. Функции координации возложены на Межведомственную рабочую группу при Администрации Президента РФ, которая также занимается решением проблем устойчивого развития [18]. Цель Группы сводится к обеспечению эффективности взаимодействий, осуществляемых органами государственной власти, общественными объединениями, научными и иными субъектами во время проведения устойчивой государственной политики в экологоориентированной среде, характеризующейся экологическими и климатическими изменениями [19].
Одним из участников реализации мероприятий в целях достижения о устойчивости развития в России выступает Росстат (Федеральная служба государственной статистики), который осуществляет мониторинг достижимости ЦУР. Кроме того, служба осуществляет сбор и анализ статистической информации в области устойчивого развития, а результаты анализа обобщает в единые аналитические сводки для их дальнейшей передачи в международные статистические органы [19].
Кроме того, в России функционирует экспертная группа, которая реализует мониторинг достижения ЦУР в информационно-статистическом разрезе. Также Росстат занимается разработкой национальных показателей ЦУР и ежегодно издает статистический сборник, отражающий тенденции устойчивого развития российской экономики. Следует отметить проведенные Счетной палатой экспертно-аналитические мероприятия, позволившие установить то, насколько ориентиры устойчивого развития интегрированы в управленческие процессы на уровне государства. В ее отчете приводятся результаты анализа уровня ресурсного обеспечения органов государственной власти, оценивается готовность системы по мониторингу реализации Повестки устойчивого развития в РФ в разрезе исполнительной власти. Наряду с государством и его структурами в реализации политики устойчивого развития принимают участие и иные стейкхолдеры, представленные неправительственными и некоммерческими организациями, гражданами (в том числе молодежью, волонтерами), академическими кругами и бизнесом. Эффективность достижения ЦУР невозможно обеспечить без совместных усилий всех заинтересованных в устойчивости сторон. Благодаря неправительственным и некоммерческим организациям (Сколково, продовольственные и экологические фонды, женские союзы и форумы) реализуются проекты, позволяющие достигать отдельных ЦУР на территории России. Разрабатываемые и реализуемые такими организациями проекты могут быть благотворительными, информационными, исследовательскими или образовательными [20, с. 24-25].
Население также содействует достижению ЦУР посредством своего участия в различных проектах устойчивого развития. Так, в достижении ЦУР 11, связанной с формированием комфортной жилищно-городской среды, непосредственным участником выступают граждане, мнение которых будет учитываться при принятии конкретных решений касаемо жилищной сферы в рамках проекта национального уровня «Жилье и городская среда». Также предусматривается участие населения в реализации национального проекта «Экология», ориентированного на достижение ЦУР 15, связанной с необходимостью сохранения экологических систем территорий, расположенных на суше. В частности граждане будут непосредственно реализовывать меры, направленные на очищение береговой линии различных водоемов. Наряду с этим россияне активно участвуют в деятельности Общественного комитета по контролю за делами коррупционной направленности и Общественной палаты РФ. Кроме того, их включенность в различные процессы по обеспечению устойчивости развития российской экономики способствуют воплощению идей, предусмотренных программой Президента РФ. Иными словами обеспечивается партнерство государства и его населения, позволяющее совместными усилиями разрабатывать и реализовывать государственную политику [20, с. 26].
Еще одним ярким примером вовлеченности населения в становление экономики устойчивого развития можно считать активное развитие волонтерской (добровольческой) деятельности. Для обеспечения системности развития подобных инициатив на государственном уровне разработана и утверждена «Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года» [21].
Ожидается, что через три года волонтерской деятельностью будет охвачена пятая часть населения страны. Кроме того, стоит отметить, что в России реализуются различные программы по выявлению лидеров среди школьников и молодежи («Молодежные посланники ЦУР», «Университетские лидеры ЦУР», «Школьные лидеры ЦУР»). Участники указанных программ активно вовлекаются в деятельность, ориентированную на то, чтобы как можно обширнее популяризировать в молодежной среде идеи и практический опыт по достижению ЦУР. Иначе говоря, благодаря этим действиям обеспечивается стимулирование реализации ЦУР 4. Неотъемлемым субъектом достижения ЦУР выступают представители академического сообщества, различных исследовательских и образовательных учреждений. Непосредственно осуществляя свою деятельность, они воздействуют на уровень достижимости ЦУР. Это может проявляться не только при внедрении и применении инноваций в информационной и образовательной сферах, но и при реализации научно-исследовательской деятельности. В первую очередь сюда можно отнести такие ведущие научные и образовательные организации, как Всероссийский институт генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова, МГУ имени М.В. Ломоносова, а также Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». Указанная ассоциация создана и функционирует благодаря ведущим российским университетам мирового уровня (ВШЭ, МИСиС, МФТИ, ИТМО и др.). Эти университеты реализуют не только образовательно-просветительские инициативы, но и обеспечивают поддержание и преумножение биоресурсов по всей стране и даже за ее пределами. Еще одним незаменимым субъектом достижения ЦУР являются субъекты бизнес-структур, которые также активно проявляют инициативу по участию в деятельности, обеспечивающей достижение устойчивости развития российской экономики. Они реализуют разнообразные бизнес-проекты, имеющие социальную, экологическую или экономическую направленность. Причем проектная деятельность бизнеса в области устойчивого развития может осуществляться как индивидуально, так и в партнерстве с различными организациями, являющимися членами союзов и ассоциаций среди бизнес-структур [20, с. 24-27].
Отдельные крупные интернационализированные корпорации России при разработке стратегии своего развития включают мероприятия по достижению ЦУР. Стоит отметить, что уже сейчас многие российские компании осознали то, насколько важно для современного мира реализовывать деятельность по ликвидации проблем, связанных с устойчивым экономическим развитием. Так, результаты исследования, проведенного аудиторской компанией «PwC» в 2019 году, свидетельствуют о том, что более 60% компаний поддерживают идею приведения в соответствие стратегий своих компаний требованиям ЦУР. Также в России существует Национальная сеть компаний, функционирующих с учетом требований Глобального договора (ГД) ООН. Указанный договор представляет собой международную бизнес-инициативу. Национальная сеть территориально распространена практически по всей России и включает в себя самых крупных рыночных игроков глобального масштаба. В их числе Внешэкономбанк, Лукойл, Норникель, Роснефть, РЖД, ФосАгро, Сахалин Энерджи и др. Последние две компании характеризуются высоким статусом LEAD в рамках ГД ООН и соответствуют высоким стандартам мирового уровня. Также следует отметить деятельность Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), в рамках которой разработан инструментарий по ведению бизнеса с определенным уровнем ответственности, способный повысить прозрачность бизнеса и применять при его ведении передовые стандарты, определяющие принципы деловой культуры. Кроме того, на территории России действует «Социальная хартия российского бизнеса», которая также отражает принципы деловой культуры, определенные на основе указанного выше ГД ООН. Принципами рассматриваемого документа на добровольной основе руководствуются более 250 компаний [20, с.27]. Помимо этого РСПП реализует ряд иных инициатив в области устойчивого развития, отраженных на рисунке 2.
Необходимо отметить участие России в международной сетевой структуре организаций, занимающихся разработкой решений для достижения ЦУР. Российское отделение указанной сети было создано около пяти лет назад на площадке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Деятельность отделения направлена на глобальное обсуждение вопросов устойчивого развития, оказание консультационной помощи органам государственной власти в области достижения ЦУР. Помимо этого отделение всячески продвигает идеи устойчивых инициатив и образовательных проектов, презентуя соответствующие проекты по достижению устойчивости экономического развития. Конечным результатом деятельности отделения становится определение проблем, связанных со становлением устойчивой экономики в России, и выработка необходимых для их решения стратегий на· долгосрочную перспективу.
Рисунок 2 – Инициативы РСПП в области достижения ЦУР [20, с. 27-28]
Значительную роль в популяризации идей устойчивого развития играет корпоративная нефинансовая отчетность. Она обеспечивает публичный доступ к сведениям о достигнутых результатах внедрения принципов устойчивого развития в деятельность компаний, об их месте в процессе реализации ЦУР, направленных на сохранение и преумножение природной среды. Ведение и публичное раскрытие на добровольных началах корпоративной нефинансовой отчетности позволяет информировать всех стейкхолдеров и сторонников устойчивого развития о результатах реализации ЦУР. Причем информация может иметь как количественные, так и качественные характеристики [23].
В основном в европейских государствах нефинансовая отчетность анонсируется компаниями добровольно. Однако во Франции наблюдается обратная ситуация: опубликование нефинансовой отчетности для французских корпораций является обязательным условием их деятельности в пределах Франции. Здесь уже около десятилетия действует Закон Гренеля, предусматривающий обязательное опубликование нефинансовых отчетов для компаний, оборот которых превышает 100 млн. евро, а число работников свыше 500 человек. Такие компании должны отражать в нефинансовой отчетности результаты своей деятельности в социально-экологическом разрезе и независимо их проверять. По сути, на территории Франции действует национальное законодательство в области устойчивого развития [24].
Текущие реалии свидетельствуют о нарастании во всем мире числа организаций, которые ведут и публикуют нефинансовые отчеты. Стандартизацией нефинансовой отчетности и способов ее ведения занимается глобальная компания «GRI», по данным которой на данный момент времени более 13,5 тыс. организаций по всему миру в общей совокупности составили более 50 тыс. нефинансовых отчетов, больше половины которых сделано по стандартам GRI. Наиболее активными с точки зрения публикации нефинансовых отчетов являются компании в США. Также стоит отметить и японские компании, которые ежегодно публикуют подобные отчеты [23, с. 53-54].
В России также практикуется ведение нефинансовой отчетности. Однако в основном подобная отчетность готовится крупными компаниями, акции которых обращаются на глобальном фондовом рынке. Более того эти компании начали публично отчитываться по нефинансовым аспектам своей деятельности не так давно. В последнее время рост числа компаний, публикующих нефинансовые отчеты, замедлился. Одной из причин может служить ограниченность числа крупных компаний. С точки зрения принадлежности к конкретной отрасли можно отметить разнообразие компаний, однако несомненное лидерство принадлежит энергетическим и нефтегазовым компаниям. Что касается специфики нефинансовых отчетов российских компаний, то здесь следует отметить общемировую тенденцию отражения в отчетах результатов деятельности в области экономики, экологии и социума [24, 25].
Практическое функционирование общественных систем свидетельствует о том, что только те общества, которые имеют сложное внутреннее строение с разветвленной сетью взаимодействий и осознание необходимости конкурировать, способны развиваться. В таких обществах возможно функционирование «открытого» государства. В нем наблюдается социально-культурная и политическая интериоризация, которая имеет сложный характер. Открытость государства предопределяет его возможности по стимулированию ментально-социальных сложностей и формирует в обществе способность к реализации устойчивого развития. Именно в институтах открытости государства проявляются свойства устойчивого развития. При этом прозрачный характер государственной власти, ее подотчетность перед гражданами и наличие обратной связи с ними представляют собой некие искусственно созданные и дестабилизирующие факторы системного типа. Тем не менее, благодаря этим факторам становится возможным привлечение внимания к проблемам социального баланса и выстраивание доверительных отношений между социумом и государством [26, 27].
Одним из перспективных направлений развития глобальных неформальных институтов устойчивого развития является группа БРИКС, деятельность которой во многом ориентирована на достижение ЦУР 16. Для БРИКС характерна гибкая повестка, а принимаемые решения не являются формально обязательными, что расширяет возможности для совместного решения множества задач, определяемых ЦУР 16. Перед Россией как участником БРИКС стоит задача выработки единого в рамках группы понимания информационной безопасности в целях последующей его трансляции в более крупных международных сообществах. Помимо этого актуальной к обсуждению становится проблема насилия среди детей и их смертности от насильственных действий. В данном контексте также требуется реализация совместных усилий в рамках БРИКС. Актуально и противодействие экстремистским и террористическим группировкам, для чего необходимо усиление международного сотрудничества в рамках СНГ, ШОС и ОДКБ. Специфика указанных институтов, безусловно, предопределяет характер дальнейших взаимодействий и применяемого инструментария. Задача России в данном случае сводится к тому, чтобы, используя свои конкурентные преимущества как участника указанных институтов, обеспечить согласованность позиций партнеров и единство повестки в условиях стремления к безопасному функционированию обширного евразийского пространства.
Выводы.
Проанализировав отечественные институты устойчивого развития в сравнении зарубежными институтами, можно констатировать наличие практически всех необходимых основ для институционализации устойчивого развития российской экономики. Во многом российские институты устойчивого развития базируются на успешном опыте ведущих государств мира. Однако не все институты достаточно сформированы и широко применяются на практике. Это обусловливает необходимость популяризации целей устойчивого развития и трансформации институтов устойчивого развития в более эффективные механизмы становления устойчивой экономики.
Значительную роль в популяризации идей устойчивого развития играет корпоративная нефинансовая отчетность. Она обеспечивает публичный доступ к сведениям о достигнутых результатах внедрения принципов устойчивого развития в деятельность компаний, об их месте в процессе реализации ЦУР, направленных на сохранение и преумножение природной среды. Ведение и публичное раскрытие на добровольных началах корпоративной нефинансовой отчетности позволяет информировать всех стейкхолдеров и сторонников устойчивого развития о результатах реализации ЦУР. В таких обществах возможно функционирование «открытого» государства. В нем наблюдается социально-культурная и политическая интериоризация, которая имеет сложный характер. Открытость государства предопределяет его возможности по стимулированию ментально-социальных сложностей и формирует в обществе способность к реализации устойчивого развития. Именно в институтах открытости государства проявляются свойства устойчивого развития.
Источники:
2. Revoltella D., Brutscher P., Tsiotras A., Weiss C. Infrastructure Investment in Europe and International Competitiveness // EIB Working Papers. – 2016. – № 01.
3. Дронов В.П. Инфраструктура и территория (географические аспекты теории и российской практики). / монография. - М.: Изд-во МПГУ, 1998. – 244 c.
4. Волкова А.Г. Современное развитие региональной инфраструктуры в условиях инновационного развития и диверсификации экономики. / монография. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018. – 88 c.
5. Новоселов А.С., Волянская Т.В. Проблемы управления рыночной инфраструктурой в регионах Сибири. / Проблемы инновационного управления экономикой регионов Сибири: сб. науч. трудов. - ИЭиОПП СО РАН, 2015. – 256-269 c.
6. Плисецкий Е.Л., Плисецкий Е.Е. Инфраструктурный потенциал территории как фактор устойчивого регионального развития // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – № 3. – c. 170-171.
7. Палей Т.Ф. Влияние уровня инфраструктурного потенциала региона на выбор стратегии инвестирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3. – c. 8.
8. Тагаров Б.Ж. Переход к постиндустриальной экономике как условие устойчивого развития региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 6. – c. 1333-1344.
9. Подольская Т.В., Сингх М.А., Шкель Ф.Е. Проблемы обеспечения глобальной конкурентоспособности и устойчивого экономического развития в условиях пандемии COVID-19 (опыт Китая) // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 265-280.
10. Арошидзе А.А. Особенности подходов к пониманию экономической устойчивости в контексте устойчивого развития предприятий // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 4. – c. 785-798.
11. Грачев С.А. Экономическая безопасность как основа устойчивого развития региональной экономики в условиях цифровизации // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1331-1342.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Почепаев И.А. Концептуальные основы устойчивого развития в XXI веке: принцип триединства и подходы к оценке воздействия бизнеса // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 4. – c. 643-658.
13. Устойчивое развитие и инфраструктура: обзор трендов в России и мире. / Национальный Центр ГЧП ВЭБ.РФ. - М.:, 2021. – 4-5 c.
14. UN. Paris Agreement. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/climatechange/parisagreement (дата обращения: 16.10.2021).
15. Устойчивое развитие и инфраструктура: обзор трендов в России и мире. / Национальный Центр ГЧП ВЭБ.РФ. - М.:, 2021. – 6 c.
16. Павленко В.Б. Концепция устойчивого развития как идеологический и политический фундамент глобализации: теория и практика внедрения // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. – № 4(22). – c. 44-64.
17. Добровольный национальный обзор хода осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - М.:, 2020. – 23 c.
18. Распоряжение Президента РФ от 13 декабря 2012 г. № 563-рп «О межведомственной рабочей группе при Администрации Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с изменением климата и обеспечением устойчивого развития». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70281186/ (дата обращения: 16.10.2021).
19. Указ Президента РФ от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». СПС «КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=233558#0bX32mS3IAWYUrn6 (дата обращения: 16.10.2021).
20. Распоряжение Правительства РФ от 6 июня 2017 г. № 1170-р «Об обеспечении координации деятельности субъектов официального статистического учета по формированию и представлению в международные организации официальной статистической информации по показателям достижения целей устойчивого развития РФ в соответствии с принятыми международными стандартами обмена статистическими данными». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71592700/ (дата обращения: 16.10.2021).
21. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». СПС «Гарант». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314804/985421faba1da8d5a7dd327f05ae6cd5f9aa2c4c/ (дата обращения: 16.10.2021).
22. Шалина Н.В. Реализация концепции устойчивого экономического развития в современной России. / Актуальные проблемы управления экономикой региона: сб. материалов международной научно-практической конференции 29 марта 2019 г. / ООО «Издательство «Аверис». - Киров: ООО «Издательство «Аверис», 2019. – 351 c.
23. Побожная А.А. Институт корпоративной нефинансовой отчетности как фактор обеспечения устойчивого развития бизнеса // Управление в социальных и экономических системах. – 2019. – № 28. – c. 53.
24. Нехода Е.В. От корпоративной социальной ответственности к нефинансовой отчетности // Проблемы учета и финансов. – 2015. – № 3 (19). – c. 10-15.
25. Сорокина Е.М. Нефинансовая отчетность российских компаний: актуальность и условия составления // Baikal Research Journal. – 2018. – № 2. – c. 2.
26. Афанасьева О.В. Открытое государство как институт устойчивого развития // Общественные науки и современность. – 2013. – № 2. – c. 69-70.
27. Игнатов А.А. Международный аспект реализации ЦУР 16: роль и практические шаги Российской Федерации // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. – 2021. – № 2. – c. 384-385.
Страница обновлена: 25.07.2024 в 18:17:26