The role of national projects in human resource management

Okorokov A.V.1,2,3
1 Курский техникум экономики и управления, Russia
2 Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса, Russia
3 Юго-Западный государственный университет, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 10 (October 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47167102
Cited: 6 by 07.12.2023

Abstract:
National projects have been implemented in Russia since 2005. It is necessary to increase the efficiency of their implementation. To do this, it is necessary to pay more attention to investments in human resources. The experience of foreign countries, such as Singapore, demonstrates that human resources are a key factor in the success of large-scale state modernization. The article shows that human resources are a key factor in the success of both national projects and projects implemented within the framework of public-public partnership. A comparative analysis of statistical indicators in 2005 and 2015 revealed the positive impact of national projects on the socio-economic development of the country. However, insufficient attention to the human factor has made this impact relatively weak. The development of project management will increase the effectiveness of national projects in the future.

Keywords: national project, management system transformation, state program planning, project management

JEL-classification: I38, J24, O11, O15



Введение. Одну из ключевых ролей в повышении производительности труда как в коммерческом, так и в некоммерческом секторе экономики России сегодня играют национальные проекты.

Идея необходимости перехода к национальным проектам возникла в 2005 году и стала логичным продолжением ранее разработанных принципов целевого и индикативного социально-экономического планирования. Национальный проект напрямую связан со стратегическим планированием, но в нем всегда присутствует акцент на качественном развитии человеческих ресурсов, формировании лидеров для руководства различными отраслями народного хозяйства. Национальные проекты прочно вошли в современную российскую практику и являются сегодня ключевым способом социально-экономического планирования [4]. Важно понять, что предшествовало появлению идеи национального проекта, каков был генезис этого явления.

Цель исследования состоит в выявлении сильных и слабых сторон национальных проектов с позиций современной теории управления человеческими ресурсами.

Актуальность темы исследования определяется тем, что повышение эффективности управления человеческими ресурсами является ключевым условием результативности национальных проектов.

Авторская гипотеза. Инвестиции в человеческие ресурсы, высокое качество менеджмента на всех уровнях управления являются ключевыми факторами эффективности реализации национальных проектов.

Научная новизна состоит в историческом анализе генезиса категории «национальный проект», обобщении российских и зарубежных практик реализации национальных проектов, сделанном SWOT-анализе российских национальных проектов и обосновании необходимости привлечения научно-образовательных общественных союзов, а также других общественных организаций к реализации национальных проектов.

Методы исследования. В статье использованы следующие методы исследования: исторический, анализ, синтез, сравнительного анализа.

Теория и история вопроса

В научном плане понятие «проект» отличается от понятия «план» ориентированностью на реальные, операциональные, фактически или гипотетически монетизируемые результаты. Если план связан с анализом типа «издержки – результат», то проект в современной управленческой науке ассоциируется с подходом «издержки – выгоды». Для проекта всегда важна чистая выгода, а в случае с национальными проектами – чистая общественная выгода [5, с. 34] (Okorokov, Klikunov, 2016, р. 34).

Следует отметить, проектный подход фактически всегда присутствовал в экономике. Таблица, разработанная автором исследования, формализует этапы развития планово-проектного стратегического управления в СССР и России начиная с 20-х годов прошлого века.

Таблица 1

Трансформация системы планово-проектного стратегического управления в СССР и России (1921–2020 гг.)

№ п/п
Наименование программы
Основные положения
Годы
Примечания
1.
НЭП (Новая экономическая политика)
Снятие социальной напряженности, восстановление хозяйства, перестройка аграрного сектора;
денационализация части государственных предприятий, модернизация производства
1921–1924
НЭП смогла вывести страну из состояния абсолютной разрухи
2.
Первые пятилетние планы
Быстрая индустриализация СССР с уклоном на тяжелую промышленность
1928–1942
Третий пятилетний план сорван в связи с началом ВОВ
3.
Послевоенные пятилетние планы
Восстановление и развитие народного хозяйства после Великой Отечественной Войны
1946–1960
Шестой пятилетний план заменен на семилетний по инициативе Н.С. Хрущева
4.
Семилетка
Повышение уровня жизни населения,
развитие современных, высокотехнологичных производств,
подъем всех отраслей экономики
1959–1965
Признана «авантюрой», произошло возвращение к пятилетним планам
5.
Пятилетние планы
Переход от административных к экономическим методам управления народным хозяйством
1966–1995
XIII пятилетний план (1991 -95 годы) не был реализован в связи с распадом Советского Союза
6.
Экономические реформы РФ
Либерализация внешней торговли,
приватизация бывших советских государственных предприятий
1991–2000
Обеднение большинства населения,
гиперинфляция,
увеличение безработицы
7.
Федеральные целевые программы (ФЦП)
Комплекс направления развития отраслей хозяйствования и социальной политики
2002–2005
Подготовка к переходу на проектное управление
8.
Приоритетные национальные проекты
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса»,
«Здоровье», «Образование»
2005–2012
Не были выполнены по всем показателям, либо выполнены с большой задержкой. Преобразование ФЦП в госпрограммы
9.
11 «Майских» Указов Президента РФ (№№ 596–606)
В Указах поименованы 218 поручений Правительству по различным направлениям деятельности: экономической, социальной политики, образования, здравоохранения и т.д.
2012–2018
Перевод госпрограмм на проектное управление, разработка национальных приоритетных проектов
10.
Национальные проекты России
Новые национальные проекты федерального масштаба.
Основные направления: «Человеческий капитал» – 4 проекта, «Комфортная среда для жизни» – 3 проекта, «Экономический рост» – 6 проектов
2019–2024
Реализуются в настоящее время
11.
Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г.
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
2020–2030
В стадии реализации
Источник: разработано автором на основе [1–3; 8–11].

Опыт зарубежных стран

Идея проектного управления на национальном уровне также нашла свое отражение и в экономической политике зарубежных стран. Национальные проекты активно реализовывались в Германии, Корее, Японии, Китае, США, Великобритании, Франции, Сингапуре и др. государствах. Эффективность реализации национальных проектов была различной. Обобщение зарубежных практик показывает, что конечная эффективность национальных проектов напрямую связана с качеством инвестиций в человеческие ресурсы. В тех странах, где вложения в инфраструктуру и производственные мощности сопровождались соответствующими инвестициями в человеческие ресурсы, реализация национальных проектов оказывалась успешной. Там, где подготовке лидеров и качеству персонала уделяли недостаточное внимание, национальные проекты были неэффективны [6, с. 47–48] (Zhukovskaya, Panshin, 2021, р. 47–48).

Важным примером эффективного национального проектирования является Сингапур [7] (Okorokov, 2015). Опыт Сингапура свидетельствует, что высокие итоги в деятельности экономики и социальной политики получаются, когда:

1) с детства начинается формирование будущих управленцев корпораций и политиков;

2) стратегическое планирование во всех отраслях экономики ориентировано на использование передовых технологий;

3) строгие законы и их неукоснительное выполнение требуются от премьер-министра до рядового работника;

4) решение социальных проблем гражданина (жилье, страховка, пенсия) происходит с непременным участием государства и гражданина;

5) организуется систематическое информирование граждан о планах и действиях правительства, убеждение всех граждан в необходимости дальнейшего развития страны, их взаимодействие с муниципалитетами и депутатами;

6) сформировано толерантное отношение к соседним государствам и развивается международное сотрудничество.

Представляется, что зарубежный опыт макроэкономического планирования и сингапурская практика национального проектирования в частности могут быть использованы у нас в части оптимизации эффективности инвестиций в человеческие ресурсы.

Проблемы реализации национальных проектов в РФ

С 2005 года в России начался переход с госпрограммного планирования на проектное управление. Этот переход и реорганизация управленческих структур были во многом инициированы обстоятельствами недостижения целевых показателей программ либо их выполнением со смещенными во времени сроками. Приведем два примера. Первый связан с программой «Жилье». Ежегодный объем вводимого жилья – 80 млн кв. м – был достигнут не в запланированном 2010 году, а только в 2014 году [16]. В 2020 задача была скорректирована, и плановый показатель ежегодного объема вводимого жилья составляет 120 млн кв. м [1, раздел 2].

В майских указах 2012 года президента была поставлена цель увеличения средней продолжительности жизни до 74 лет [3], в указе от 2020 года цель была скорректирована до ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет [1, раздел 2 а]. За восемь лет ожидаемая продолжительность жизни россиян значительно увеличилась, но все равно Росстат по среднему варианту прогноза на 2021 указывает ожидаемое значение в 72,2 года [15]. Аналогичными оказались итоги в развитии АПК, в высокотехнологичных и наукоемких отраслях (в ВВП доля должна была составить 30%, а фактически к 2018 году она выразилась в показателе 21,7%) [6] (Zhukovskaya, Panshin, 2021).

Одним из нереализованных показателей стал общеизвестный факт о том, что к 2020 году численность высокопроизводительных рабочих мест планировалась на уровне 25 млн чел: «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн человек» [2]. Фактически этот целевой показатель оказался проваленным и составил только 17,6 млн чел [13].

В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и указах Президента Российской Федерации В.В. Путина постоянно отмечается роль человеческого фактора при достижении задачи повышения эффективности российской экономики. Президент также неоднократно отмечал необходимость поддержки некоммерческого сектора экономики, в частности, еще в указе от 2012 года общественные организации начинают выделяться как перспективное направление государственной поддержки: «предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [3, пункт 1 л].

SWOT-анализ национальных проектов и роль некоммерческого сектора

Национальные проекты являются сегодня одним из ключевых индикаторов направлений развития российской экономики. Они затрагивают ключевые сферы жизни россиян и дают сигнал для направления развития как российскому бизнесу, так и некоммерческому сектору экономики. Вместе с тем этот сигнал не всегда четкий и последовательный [12], и дело здесь не только в недостаточности финансирования национальных проектов, на что так любят указывать аналитики [13].

Представляется, что одной из ключевых причин «пробуксовки» национальных проектов является то, что к их реализации привлекается или бизнес, или государство. Организации некоммерческого сектора, если не считать структуры, привлекаемые Фондом Президентских грантов, фактически устранены от решения ключевых государственных задач. Некоммерческий сектор может являться своеобразным маяком, лакмусовой бумагой, показывающей правильность или ошибочность выбранного курса развития. Некоммерческий сектор наиболее близок к конечному потребителю и четко улавливает сигналы с мест. Более того, некоммерческий сектор, аккумулируя нужды и чаяния рядовых граждан, может сам предлагать направления дальнейшего развития как уже реализуемых национальных проектов, так и новых программ.

Приведем пример. Сейчас значительные силы направлены на подготовку руководителей высшего звена государственного управления, программа «Молодые лидеры России» успешно реализуется [14], и результатом ее реализации становится подготовка высших руководящих кадров. Однако новое поколение руководителей высшего звена появляется, но среднее звено управления не обновляется, кадры остаются старые, эффективность управления на среднем уровне остается прежней [18, с. 106–107] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2021, р. 106–107). Очевидно, что проект на повышение эффективности управления персоналом на руководящих позициях должен быть дополнен проектом переобучения кадров на позициях среднего звена управления, и эту государственную задачу могли бы взять на себя некоммерческие организации при надлежащем контроле со стороны государственных органов управления.

Обобщение сильных и слабых сторон, а также перспектив, национальных проектов представлено таблице 2.

Таблица 2

SWOT-анализ национальных проектов

Сильные стороны (strength)
1. Национальные проекты позволяют сконцентрировать государственные ресурсы на ключевых направлениях развития
2. К реализации привлечены наиболее эффективные менеджеры из бизнеса и государственного сектора
3. Последовательность реализации национальных проектов, переход к очередной задаче происходит только при выполнении поставленной ранее
Слабые стороны (weakness)
1. Недостаточность финансовых ресурсов для решения поставленных задач
2. Ресурсы из некоммерческого сектора экономики привлекаются слабо и в недостаточном объеме.
3. Национальные проекты носят отраслевой характер, и их реализация является продолжение деятельности соответствующих министерств и ведомств
Благоприятные возможности (opportunities)
1. Повышение эффективности национальных проектов через использование научных методов управления
2. Повышение уровня квалификации человеческих ресурсов на уровне среднего звена управления
3. Грамотная ротация кадров между бизнесом, государством и некоммерческим сектором

Угрозы (threats)
1. Разрывы в результативности между высшим, средним и базовым уровнями управления
2. Отток эффективных менеджеров из регионов в Москву и Санкт-Петербург
3. Эмиграция высокопроизводительных человеческих ресурсов

Представляется, что данный SWOT-анализ имеет предварительный характер и в дальнейшем будет расширен в ходе научной дискуссии. Понимание преимуществ и недостатков реализованных и реализуемых национальных проектов позволит уменьшить количество управленческих ошибок в будущем [19, с. 512] (Bukhvald, 2020, р. 512).

Заключение

Президент РФ В.В. Путин неоднократно отмечал необходимость и важность некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на выполнение социально значимых функций. Однако фактический спектр деятельности некоммерческого сектора может быть достаточно широк, от решения назревших социальных проблем до деятельности, направленной на расшатывание государственных устоев [20, с. 227] (Bauer, Smirnov, 2021, р. 227). Создание союзов некоммерческих организаций может решить проблему информационной асимметрии и дать государству и обществу достоверный сигнал о характере деятельности организаций, входящих в такой союз. Одной из форм подобной организации может стать научно-образовательный общественный союз, деятельность которого направлена на образование, просвещение и реализацию социально значимых проектов. Данный союз создается в настоящее время в городе Курске на базе «Дома знаний».

Анализ показывает, что одной из причин отставания от плановых показателей стало низкое качество менеджмента, связанное с отсутствием лидеров и ответственных исполнителей на ключевых постах [21, с. 1147] (Gorodnova, Samarskaya, Ilyin, Skipin, 2019, р. 1147). Поэтому в национальных проектах, реализуемых сегодня, особое внимание уделяется качеству подготовки человеческих ресурсов и будущих лидеров, способных ускорить социально-экономическое развитии России. Инвестиции в человеческие ресурсы и сопутствующее инновационное развитие являются ключевыми факторами эффективности реализации национальных проектов, рассчитанных до конца 2024 года.


References:

Bauer V.P., Smirnov V.V. (2021). Proektnoe upravlenie i komplaens-strategirovanie riskov realizatsii natsionalnyh proektov: kontseptsiya i analiz [Project management and compliance-strategizing of national project implementation risks: concept and analysis]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2). 227-246. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.4.2.111822.

Bukhvald E.M. (2020). Pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v usloviyakh realizatsii natsionalnyh proektov v Rossiyskoy Federatsii [The legal framework of public-private partnerships in the context of implementation of national projects in the Russian Federation]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (3). 503-516. (in Russian). doi: 10.18334/epp.10.3.100564.

Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2021). Kak kompanii mogut ispolzovat chelovecheskie resursy dlya dostizheniya tseley ustoychivogo razvitiya [How companies can use human resources to achieve sustainable development goals]. Leadership and management. (1). 85-108. (in Russian). doi: 10.18334/lim.8.1.110932.

Gorodnova N.V., Samarskaya N.A., Ilyin S.M., Skipin D.L. (2019). Realizatsiya natsionalnyh proektov: otsenka gotovnosti upravlencheskogo personala [The implementation of national projects: assessment of readiness of management personnel]. Russian Journal of Labor Economics. (3). 1131-1148. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.3.40843.

Okorokov A. V. (2015). «Singapurskoe chudo» kak rezultat ekonomicheskikh, sotsialnyh preobrazovaniy i effektivnoy informatsionnoy raboty sredi naseleniya ["Singapore Miracle" as a result of economic, social transformations and effective information work among the population] Enlightenment as a basis for the development of the individual and society. (in Russian).

Okorokov V.M., Klikunov N.D. (2016). Gosudarstvennoe regulirovanie ekonomiki [State regulation of the economy] (in Russian).

Zhukovskaya I.F., Panshin I.V. (2021). Issledovanie aktualnyh tendentsiy i faktorov razvitiya ekonomiki znaniy: natsionalnyy i regionalnyy aspekty [Study of current trends and factors in the development of the knowledge economy: national and regional aspects]. Theoretical and Practical Aspects of Management. (3). 29-48. (in Russian).

Страница обновлена: 26.05.2025 в 14:34:38