Подходы к анализу себестоимости строительства инженерной и социальной инфраструктуры

Михеева О.М.1, Сальников В.А.1
1 Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Россия, Москва

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Михеева О.М., Сальников В.А. Подходы к анализу себестоимости строительства инженерной и социальной инфраструктуры // Жилищные стратегии. – 2021. – Том 8. – № 3. – С. 297-314. – doi: 10.18334/zhs.8.3.113485.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46647792

Аннотация:
За период 2020-2030 гг. должно быть построено около 1 млрд кв. метров жилья. Для обеспечения комфортной жизни граждан также должна быть возведена социальная, инженерная и транспортная инфраструктура, расходы на развитие которой должны быть разделены между частными инвесторами и государством. По разным оценкам, доля затрат на инфраструктуру составляет 10-50% от стоимости возводимого жилья. В этой связи возникает необходимость оценки финансовых затрат на строительство инфраструктуры. В данной статье представлена экспресс-оценка стоимости строительства инфраструктуры, которая не претендует на высокую степень точности, однако в целом позволяет оценить масштабы требуемого финансирования. Согласно проведенному исследованию, потребность в финансировании инфраструктуры в 2021 2030 гг. оценивается более чем в 11 трлн руб. за период или чуть более 1 трлн руб. ежегодно (от 950 млрд руб. в 2021 г. до 1,5 трлн руб. – к 2030 г., при этом порядка 1/4 всех расходов – социальная инфраструктура, 3/4 – инженерная). По расчетам авторов, стоимость инженерной и социальной инфраструктуры (без газификации и строительства асфальтированных дорог) составляет примерно 13,5 тыс. руб./м2, или 32% от средней фактической стоимости строительства 1 м2 жилья в 2019 г.

Ключевые слова: инфраструктура, себестоимость строительства, жилищное строительство

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке АО «ДОМ.РФ».

JEL-классификация: R21, R31, R32



Введение

В соответствии с Указом [1] Президента Российской Федерации в рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» предполагается, в частности, улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. метров в год. Это означает, что за период 2020–2030 гг. должно быть введено около 1 млрд кв. метров жилья. Для достижения этого показателя необходима реализация комплекса мер поддержки строительной отрасли и рынка недвижимости со стороны государства [2] (Blokhin, Sternik, Teleshev, 2021). Приблизительный объем финансовых затрат, необходимых для возведения этого объема жилья, можно оценить, опираясь на сведения Росстата о средней фактической стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилых помещений. [1], [2] Однако в этот показатель не включаются затраты на возведение сопутствующей инфраструктуры: социальной, инженерной, дорожной.

Следует учитывать, что стоимость строительства инфраструктуры очень неоднородна по регионам, типам проектов и с учетом других факторов. [3], [4], [5], [6] Удельная стоимость одного и того же типа инфраструктуры может различаться до 5–10 раз (иногда и более) в зависимости от различных внешних условий.

Увеличение объема жилищного строительства и развитие социальной инфраструктуры – основные механизмы реализации политики пространственного развития по сокращению социально-экономической дифференциации между регионами [3] (Porfirev, Shirov, Uzyakov, Gusev, Shokin, 2020). В паспорте нацпроекта «Жилье и городская среда» [4] на 2019–2024 гг. заложено 183,77 млрд руб. из федерального бюджета и 81,43 млрд руб. из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства, которые предусматривают в том числе выделение средств для строительства школ, детских садов, поликлиник, автомобильных дорог и инженерной инфраструктуры. [7], [8] По нашим оценкам, требуется гораздо больший объем финансирования. Обоснование проведенных расчетов и описание использованных допущений представлены далее.

Основная часть. Описание методики оценки потребности в финансировании строительства инфраструктуры

Статистические данные для расчета показателей потребности в инвестициях в инженерную инфраструктуру получены из сборников Росстата. [9] Данные о социальной инфраструктуре собраны из исследования Высшей школы экономики (детские сады, школы) и материалов Росстата (поликлиники, больницы), с использованием нормативных документов.

В части расчета отдельных показателей применялись следующие существенные экспертные допущения:

1. Потребность в инвестициях в инфраструктуру для строительства 1 млрд кв. м жилья к 2030 г. рассчитана исходя из сохранения параметров обеспеченности жилищного фонда социальной инфраструктурой на текущем уровне и доведения обеспеченности инженерной инфраструктурой до 100% (а также исходя из допущения о сохранении сложившейся структуры типов водоотведения и теплоснабжения). Расчет производился по следующей формуле:

,

где – протяженность сетей на 1 кв. м жилья с учетом 100%-ной обеспеченности ими.

,

где – обеспеченность социальной инфраструктурой в пересчете на 1 кв. м жилья.

Принято допущение о том, что общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах соответствует общей площади жилых помещений в городах и поселках городского типа, общая площадь жилых помещений в индивидуальных жилых домах соответствует общей площади жилых помещений в сельских населенных пунктах. Это необходимо для согласования в расчетах показателей развития многоквартирного (далее – МКД) и индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС; на прогнозном периоде отсутствует разделение статистических данных о вводе жилья в городской и сельской местности) с данными об инфраструктуре, которые Росстат публикует только в разрезе город/село (без разделения на МКД и ИЖС).

2. Была принята гипотеза о пропорциональном обеспечении инженерными сетями всех зданий. Чтобы исключить из обеспеченности инженерной инфраструктурой промышленные, нежилые и прочие здания, имеющиеся данные о протяженности инженерных сетей (водопроводных, канализационных, тепловых) скорректированы отношением общей площади зданий жилищного фонда и социальной инфраструктуры к общей площади всех зданий России.

Была учтена обеспеченность инженерными сетями жилищного фонда (на основе данных Росстата). В отношении нежилых зданий предполагалось, что их обеспеченность инженерными сетями чуть ниже по сравнению с жилищным фондом (по водопроводным и канализационным сетям меньше на 10%, по тепловым – на 8% [10]). С учетом вышеизложенных допущений был произведен пересчет полученных результатов для 1 м2 жилья.

Поскольку нет данных о протяженности электросетей, которые обслуживают непосредственно жилые дома, была принята гипотеза о том, что их доля в общей протяженности распределительных сетей 6/10/20–0,4кВ [5] соответствует доле потребления электроэнергии населением в электробалансе (которая в 2019 г. составила 15% [11]). Протяженность сетей газоснабжения не корректировалась, поскольку предполагается, что газом оборудуются в основном жилые дома. В городской местности расчет проводился для «стандартного» многоквартирного дома площадью 12 500 кв. м (250 квартир площадью 50 кв. м), в сельской местности – для индивидуального дома площадью 200 кв. м.

3. Расчеты потребности в инвестициях на перспективу строились на основе ожидаемых показателей ввода МКД и ИЖС в соответствии с параметрами нацпроекта и Стратегии развития ЖКХ (выход на объем вводов жилья в 100 млн кв. м в 2027 г. и в 120 млн кв. м к 2030 г.) [6].

4. Стоимость обеспечения жилья водоснабжением складывалась из следующих компонент:

а) средняя стоимость труб водоснабжения (включая работу по их прокладке). Средняя стоимость получена путем перемножения медианной цены трубы определенного диаметра на долю труб данного диаметра в общей структуре.

Таблица 1

Основные параметры, используемые при расчетах стоимости проведения водоснабжения

Диаметр трубы, мм
Доля в общей протяженности, %
Медианная цена 1 км сетей, руб.
До 200
12
8 603,7
От 200 до 400
61
11 375,7
Свыше 400
27
21 730,0
Итого:

13 838,7
Источник: составлено авторами на основе данных [7, 8] (Isaev, Khurgin, 2006).

Медианные цены были рассчитаны на основе данных о стоимости стальных и полиэтиленовых труб в разрезе их диаметров, включая работы по укладке, в укрупненных сметных нормативах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Следует отметить, что в сметных нормативах стоимость указана без учета налога на добавленную стоимость. Авторами принято допущение о том, что 95% труб прокладываются на глубине 2–3 метра, а 5% – на глубине 4–5 метра;

б) стоимость технологического присоединения жилого объекта в зависимости от требуемой мощности. Объем присоединяемой мощности рассчитан исходя из нормативов потребления, который составляет на 1 квартиру в среднем 250 литров воды в сутки [9]. Потребление воды в индивидуальном жилом доме приравнено к квартире. Стоимость технологического присоединения посчитана в соответствии с тарифами, представленными на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. [12] Для городской местности технологическое присоединение обходится в 12 руб. за 1 кв. м жилья, для сельской местности – 10 руб./кв. м.

Важно отметить, что в данном исследовании при расчетах за основу приняты тарифы Московской области, которые распространяются на Россию в целом. Предполагается, что отличия регионов по климатическим условиям и в стоимости строительства в целом компенсируются между собой.

Таким образом, общая стоимость [13] сетей водоснабжения в пересчете на 1 кв. м жилья будет следующей:

В 2019 г. стоимость водопроводных сетей, по нашей оценке, была следующей:

5. Стоимость обеспечения жилья канализацией складывалась из тех же составляющих, что и водоснабжение:

а) средняя стоимость труб канализации (включая работу по их прокладке). Средняя стоимость получена путем перемножения медианной цены трубы определенного диаметра на долю труб данного диаметра в общей структуре.

Таблица 2

Основные параметры, используемые при расчетах стоимости прокладки канализационных сетей

Диаметр трубы, мм
Доля в общей протяженности, %
Медианная цена, руб.
До 200
29
12 430,0
От 200 до 400
44
14 483,0
Свыше 400
27
22 205,6
Итого:

15 972,7
Источник: составлено авторами на основе данных [7, 8] (Isaev, Khurgin, 2006).

Медианные цены были рассчитаны на основе данных о стоимости чугунных и полиэтиленовых труб в разрезе их диаметров в укрупненных сметных нормативах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Принято допущение о том, что 90% труб прокладываются на глубине 2–3 метра, а 10% – на глубине 4–5 метров; [15]

б) стоимость технологического присоединения жилого объекта в зависимости от требуемой мощности. Объем присоединяемой мощности водоотведения приравнен к мощности водоснабжения. Стоимость технологического присоединения посчитана в соответствии с тарифами, представленными на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. [16]

Общая стоимость канализационных сетей в пересчете на 1 кв. м жилья рассчитывается по следующей формуле:

В 2019 г. стоимость канализационных сетей, согласно нашей оценке, оказалась следующей:

6. Стоимость обеспечения жилья теплоснабжением получена из следующих компонент:

а) средняя стоимость труб теплоснабжения (включая работу по их прокладке). Средняя стоимость получена путем перемножения медианной цены трубы определенного диаметра на долю труб данного диаметра в общей структуре.

Таблица 3

Основные параметры, используемые при расчетах стоимости прокладки сетей теплоснабжения

Диаметр трубы, мм
Доля в общей протяженности, %
Медианная цена, руб.
До 200
73
11 415,6
От 200 до 400
17
30 069,2
Свыше 400
10
70 733,5
Итого:

20 379,0
Источник: составлено авторами на основе данных [10, 11].

Медианные цены были рассчитаны на основе данных о стоимости трубопроводов теплоснабжения в разрезе их диаметров в укрупненных сметных нормативах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

б) исходя из данных о том, что 1 кВт отапливает 10 кв. м, для городской местности была взята стоимость типовой котельной мощностью 2 мВт [17] (11 млн руб. для 1 типового МКД) и 0,1 мВт (2 млн руб. для 5 типовых ИЖС) для сельской местности в ценах Московской области;

в) стоимость типового теплового пункта мощностью 3,5 мВт [18] в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений в ценах Московской области;

г) стоимость технологического присоединения жилого объекта в зависимости от требуемой мощности. Потребность в мощности рассчитана на основе допущения, что 1 кВт отапливает 10 кв. м. Стоимость технологического присоединения посчитана в соответствии с тарифами, представленными на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. [19] На основе имеющейся статистики о числе котельных и тепловых пунктов принято допущение о том, что котельные и тепловые пункты строятся в соотношении 3 к 1 в городской местности. В сельской местности устанавливаются только котельные. При этом для сельской местности (в целях экономии на масштабе) расчет произведен исходя из строительства 1 котельной, обеспечивающей 5 домов.

В итоге общая стоимость сетей теплоснабжения в пересчете на 1 кв. м жилья рассчитывается следующим образом:

В 2019 г., по нашей оценке, стоимость сетей теплоснабжения в пересчете на 1 кв. м жилья была следующей:

7. Стоимость обеспечения жилья электроснабжением сводилась из следующего:

а) средняя стоимость электросетей (включая работу по их прокладке). Принято допущение, что в городской местности прокладываются подземные электросети (при этом 90% подземных электросетей прокладываются свободно, а 10% – с преодолением преград), а в сельской местности – воздушные электросети. Средняя стоимость подземных электросетей получена путем взвешивания медианных цен электросетей по способу прокладки: 90% подземных электросетей прокладываются свободно, а 10% – с преодолением преград. Средняя стоимость воздушных электросетей соответствует медианной цене, рассчитанной на основе данных из укрупненных сметных нормативов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [12]. Средняя стоимость 1 км электросетей в целом получена с учетом структуры вводимого жилья (МКД и ИЖС);

б) стоимость типовой электроподстанции мощностью 500 кВт в расчете на 1 кв. м общей площади жилых помещений, которая рассчитывалась для одного «стандартного» МКД в соответствии с тарифами Московской области (2 кВт на квартиру [20]). Полученное значение (в пересчете на 1 кв. м жилья) использовалось в расчетах для сельской местности;

в) стоимость технологического присоединения жилого объекта в зависимости от требуемой мощности. Для 1 квартиры (без газификации) объем мощности, по экспертной оценке авторов, принимается равным 8 кВт (на входе в квартиру). Для индивидуального дома (без газификации) – 15 кВт (на входе в дом). Стоимость технологического присоединения посчитана в соответствии с тарифами, представленными на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области. [21]

Общая стоимость сетей электроснабжения в пересчете на 1 кв. м жилья рассчитывается согласно следующей формуле:

В 2019 г. стоимость сетей, по нашей оценке, оказалась следующей:

8. Стоимость обеспечения жилья газоснабжением складывалась из следующих компонент:

а) средняя стоимость газовых труб (включая работу по их прокладке). Средняя стоимость получена путем перемножения медианной цены трубы определенного диаметра на долю труб данного диаметра в общей структуре.

Таблица 4

Основные параметры, используемые при расчетах стоимости прокладки сетей газоснабжения

Диаметр трубы, мм
Доля в общей протяженности, %
Медианная цена, руб.
До 200
80
1 697,9
От 200 до 400
20
5 361,7
Итого:

2 430,7
Источник: составлено авторами на основе данных [13] и экспертных оценок. [22]

Медианные цены были рассчитаны на основе данных о стоимости газовых труб в укрупненных сметных нормативах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

б) стоимость технологического присоединения жилого объекта, включая разработку проектной документации. Приблизительная стоимость технологического присоединения посчитана в соответствии с тарифами, утвержденными Комитетом по ценам и тарифам Московской области. [23] В сельской местности (в целях экономии на масштабе) расчет произведен исходя из стоимости подведения газопровода (включая составление проекта) к поселку из 50 домов (средняя площадь дома – 200 кв. м).

Для городской местности стоимость технологического присоединения к газопроводу пересчитана через соотношение стоимости подключения к электросетям в городе и сельской местности.

Таким образом, общая стоимость газоснабжения в пересчете на 1 кв. м жилья рассчитывается следующим образом:

В 2019 г. стоимость газификации, согласно нашей оценке, была следующей:

9. Стоимость обеспечения жилья дорожной инфраструктурой рассчитывалась исходя из следующих допущений:

а) если исходить из допущения, что протяженность дорог сопоставима с инженерными сетями, то для городской местности протяженность асфальтированного дорожного покрытия принималась равной средней протяженности канализационных и тепловых сетей; [24]

б) для сельской местности протяженность канализационных и тепловых сетей была скорректирована через соотношение обеспеченности водопроводом сельской и городской местности. По нашему мнению, это необходимо, поскольку жилье в сельской местности обеспечено теплоснабжением и канализацией в меньшей степени по сравнению с водопроводом. В то же время из-за рассредоточения индивидуальных жилых домов протяженность дорог должна быть больше;

в) себестоимость строительства 1 м 1 полосы асфальтированной дороги оценивалась как среднее между ценами за прокладку дороги IV и V категории [14].

Таким образом, общая стоимость строительства асфальтированных дорог в пересчете на 1 кв. м жилья рассчитывается следующим образом:

В 2019 г. стоимость строительства асфальтированных дорог, по нашей оценке, была следующей:

Таблица 5

Стоимость инженерной инфраструктуры по состоянию на 2019 год

Стоимость инженерной инфраструктуры на 1 м2 жилья, руб.
9 964
в том числе в городской местности
5 896
водопроводных сетей
1 891
канализационных сетей
1 262
тепловых и паровых сетей
2 235
электросетей
508
в том числе в сельской местности
14 564
водопроводных сетей
8 157
канализационных сетей
1 593
тепловых и паровых сетей
4 065
электросетей
748
Источник: составлено авторами на основе проведенных расчетов.

Таким образом, затраты на инженерную инфраструктуру (исходя из текущих условий) при строительстве ИЖС будут в 2,5 раза выше по сравнению с МКД, поскольку, как правило, подведение сетей к индивидуальному дому от ближайшего источника более протяженное, чем в городе.

При расчете затрат на строительство социальной инфраструктуры было принято допущение, что ее себестоимость составляет 80% от себестоимости строительства домов квартирного типа. К социальной инфраструктуре относятся такие здания, как детские сады, школы, поликлиники, больницы и некоторые другие объекты (к примеру, дома культуры или учреждения по предоставлению государственных и муниципальных услуг и т.д.). Статистические данные об общей площади помещений дошкольного образования получены из формы № 85-К Росстата [25] и статистического сборника [15]. Сведения о площади школьных зданий взяты из отчетов Минпросвещения России [26].

Поскольку не удалось найти данные об общей площади больничных учреждений, был проведен расчет этого значения на основании усредненного норматива площади на 1 койку в палатах различного назначения и вместимости [16]. С использованием экспертного допущения, этот показатель был принят равным 10 кв. м. Также была принята гипотеза о том, что коечный фонд составляет треть от общей площади зданий. В расчетах также экспертно учтены дневные стационары. С 2008 года Росстат публикует сведения только о числе коек в круглосуточных стационарах, при этом ранее на койки в дневных стационарах приходилось не менее 10% от общего числа коек. В результате, по нашим расчетам, площадь больниц оценивается 37 млн кв. м. Площадь поликлиник – в 76,4 млн кв. м. Данная цифра получена из соотношения количества поликлиник [27] и больниц [28], при этом принята гипотеза о том, что площадь поликлиник в два раза меньше, чем у больниц.

Исходя из текущей обеспеченности жилья социальной инфраструктурой, на 1 кв. м жилья ее должно возводиться 0,1 кв. м. В денежном выражении себестоимость строительства социальной инфраструктуры на 1 кв. м жилья в 2019 г. составила примерно 3,5 тысячи рублей.

Таблица 6

Стоимость строительства социальной инфраструктуры по состоянию на 2019 год

Себестоимость строительства социальной инфраструктуры на 1 м2 жилья, руб.
3 544
в городской местности
3 524
в сельской местности
3 566
Источник: составлено авторами на основе проведенных расчетов.

Заключение

Согласно полученным оценкам, себестоимость строительства инженерной и социальной инфраструктуры оценивается в 13,5 тыс. руб. / м2, или 32% от себестоимости строительства жилья, в том числе в городской местности – 9,4 тыс. руб. / м2, в сельской – 18,1 тыс. руб. / м2. Инженерная инфраструктура оценивается в 10,0 тыс. руб. / м2 (в том числе 5,9 тыс. руб. для городской застройки, 14,6 тыс. – для сельской местности), социальная – в 3,5 тыс. руб. / м2 (для городской местности – 3,5 тыс. руб. / м2, для сельской – 3,6 тыс. руб. / м2). [29], [30]

Результаты всех приводимых расчетов не включают расходы на газификацию и дорожную инфраструктуру. [31] По предварительным оценкам, удельная себестоимость газификации составляет 1,6 и 3,7 тыс. руб. / м2 для городской и сельской застройки соответственно, строительства дорожной инфраструктуры – 1,0 и 4,2 тыс. руб. / м2.

Таким образом, потребность в финансировании инфраструктуры в 2021–2030 гг. оценивается более чем в 12 трлн руб. за период, или чуть более 1 трлн руб. ежегодно (подробнее см. табл. 7). Указанные оценки являются условными и могут быть скорректированы при изменении отдельных допущений.

Таблица 7

Оценка потребности в финансировании инфраструктуры при строительстве нового жилья (млрд руб.)


Всего за период 2021–2030
Ежегодно

в среднем за
в том числе в отдельные годы

2021–2030
2021
2024
2030
Инженерная инфраструктура
9 245
925
746
868
1 137
в городской местности (МКД)
3 042
304
236
271
413
в сельской местности (ИЖС)
6 203
620
510
597
725
Социальная инфраструктура
3 337
334
266
308
424
в городской местности (МКД)
1 818
182
141
162
247
в сельской местности (ИЖС)
1 519
152
125
146
177
Итого
12 582
1 258
1 011
1 177
1 561
в городской местности (МКД)
4 860
486
377
433
659
в сельской местности (ИЖС)
7 722
772
635
743
902
Источник: составлено авторами на основе проведенных расчетов.

[1] Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях без пристроек, надстроек и встроенных помещений. https://fedstat.ru/indicator/31456.

[2] Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади жилых помещений во введенных в эксплуатацию жилых зданиях без пристроек, надстроек и встроенных помещений (оперативные данные). https://fedstat.ru/indicator/43242.

[3] Строители доступного жилья сэкономят на инфраструктуре. https://www.kommersant.ru/doc/755067.

[4] Под льготное жилье ищут новые территории. https://www.kommersant.ru/doc/2792529.

[5] Минстрой частично оплатит застройщикам создание инженерной инфраструктуры.

https://www.rbc.ru/business/27/12/2018/5c24df129a79479cc053bf24.

[6] Очень существенно влияют удаленность нового строительства от существующих инфраструктурных сетей и объектов, климатические условия региона и особенности почвы. Эти факторы влияют на выбор материала, способ прокладки сетей, их протяженность и, соответственно, на трудоемкость и стоимость строительных работ. Может иметь место и взаимозаменяемость отдельных видов инфраструктуры (например, если к месту комплексной застройке ИЖС подведены газовые сети, то сети теплоснабжения прокладывать, скорее всего, нецелесообразно).

[7] Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». http://static.government.ru/media/files/i3AT3wjDNyEgFywnDrcrnK7Az55RyRuk.pdf.

[8] Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 года №1147. http://static.government.ru/media/files/YAABucbiCL13Z8l0tLy13b64NfZ0VaAg.pdf.

[9] Данные по вводу и протяженности водопроводных, канализационных и тепловых сетей Росстат собирает через формы статистического наблюдения № 1-водопровод, № 1-канализация, № 1-ТЕП. Статистику по газовым сетям Росстат публикует, основываясь на данных ОАО «Росгазификация».

[10] По экспертной оценке авторов.

[11] Данная цифра является оценкой «снизу».

[12] Подключение к сетям водоснабжения. https://ktc.mosreg.ru/deyatelnost/kalkulyator-raschyota-stoimosti/podklyucheniya-k-setyam-vodosnabzheniya.

[13] Здесь и далее расчеты приводятся за вычетом НДС, поскольку средняя фактическая стоимость строительства 1 кв. м жилья, публикуемая Росстатом, приводится без НДС.

[14] Здесь и далее расчеты проведены в MS Excel. В приведенных расчетах из-за округления чисел итоговая цифра может немного отличаться.

[15] По нашей оценке, глубина залегания канализации в среднем больше по сравнению с водопроводом для обеспечения естественного стока воды.

[16] Подключение к сетям водоотведения. https://ktc.mosreg.ru/deyatelnost/kalkulyator-raschyota-stoimosti/podklyucheniya-k-setyam-otvedeniya.

[17] Предполагается, что соотношение между жилой и общей площадью МКД составляет 0,7. Таким образом, 12 500:0,7=17 857 кВт (1,8 мВт).

[18] Средняя мощность теплового пункта была посчитана в соответствии с имеющейся статистикой о количестве тепловых пунктов в Москве и данных об общей площади всех зданий. Для России показатель количества тепловых пунктов экспертно взят в два раза меньше.

[19] Подключение к сетям теплоснабжения. https://ktc.mosreg.ru/deyatelnost/kalkulyator-raschyota-stoimosti/podklyucheniya-k-setyam-teplosnabzheniya.

[20] Удельная расчетная электрическая нагрузка электроприемников оборудованных электроплитами квартир жилых зданий составляется 1,36 кВт/квартиру (для дома на 200 квартир, согласно Своду Правил СП 256.1325800.2016). Более высокое используемое значение связано как с необходимостью учета общедомового потребления (лифты, освещение и т.п.), так и закладыванием в наши расчеты перспективного увеличения совокупной мощности электроприборов по мере дальнейшего увеличения насыщенности домохозяйств электроприборами (прежде всего, бытовыми кондиционерами).

[21] Подключение к сетям электроснабжения. https://ktc.mosreg.ru/deyatelnost/kalkulyator-raschyota-stoimosti/podklyucheniya-k-elektricheskim-setyam.

[22] Авторами было принято допущение, что трубы диаметром менее 200 мм составляют 80% от общей протяженности, свыше 200 мм – 20%.

[23] Об установлении размеров стандартизированных тарифных ставок на 2020 год, использующихся для определения величины платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям Акционерного общества «Газпром газораспределение» до границ земельного участка. https://gazoraspredelenie.gazprom.ru/d/textpage/69/105/payment_moscow-region_20.12.2019_449-r.pdf.

[24] Для сельской местности протяженность канализационных и тепловых сетей рассчитывалась нормативно, через соотношение этих сетей с водопроводом для городской местности. Это было сделано с целью устранить влияние децентрализованных источников тепла и систем водоотведения в сельской местности.

[25] Дошкольное образование (форма № 85-К). https://gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/doshkol-obr.htm.

[26] Сводные отчеты по форме № ОО-2 «Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности общеобразовательной организации» по Российской Федерации, а также по субъектам Российской Федерации за 2019 год. https://docs.edu.gov.ru/document/66ab2b7c2368e3b463e96fb70c4c4e4a/

[27] Число амбулаторно-поликлинических организаций на конец отчетного года. https://www.fedstat.ru/indicator/33473.

[28] Число больничных организаций на конец отчетного года. https://www.fedstat.ru/indicator/31581.

[29] Следует подчеркнуть, что себестоимость инженерной инфраструктуры рассчитывалась исходя из допущения о сохранении сложившейся структуры типов водоотведения и теплоснабжения.

[30] Это существенно влияет на оценки стоимости инженерной инфраструктуры, прежде всего, в сельской местности.

[31] Это связано с неопределенностью относительно параметров ожидаемой обеспеченности нового жилья данной инфраструктурой, хотя оценка потребности возможна для различных сценариев.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 09.09.2021).
2. Блохин А. А., Стерник С. Г., Телешев Г. В. Институциональные трансформации сферы жилищного строительства в 2020 году // Проблемы прогнозирования. – 2021. – № 2. – c. 43-55.
3. Порфирьев Б.Н., Широв А.А., Узяков М.Н., Гусев М.С., Шокин И.Н. Основные направления социально-экономического развития в 2020-2024 гг. и на период до 2035 г. // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 3. – c. 3-15.
4. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35560/ (дата обращения: 09.09.2021).
5. Материалы доклада Дорофеева В.В. «Цифровая электроэнергетика и цифровизация распределительных электрических сетей на уровне базового звена – Цифрового РЭС» на семинаре «Информационные технологии и телекоммуникации в электроэнергетике с учетом опыта СИГРЭ в создании цифровой электроэнергетики: цели, драйверы, риски и возможности». [Электронный ресурс]. URL: https://digitalsubstation.com/blog/2018/07/09/seminar-podkomiteta-d2-rnk-sigre-po-nbsp-informatsionnym-tehnologiyam-dlya-tsifrovoj-elektroenergetiki-materialy/ (дата обращения: 09.09.2021).
6. Проект Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: http://gkhkontrol.ru/2021/02/69211 (дата обращения: 09.09.2021).
7. Исаев В.Н., Хургин Р.Ю. Трубопроводные коммунальные системы // Сантехника. – 2006. – № 3. – c. 11-21.
8. Укрупненные нормативы цены строительства. Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. № 918/пр. Сборник № 14. Наружные сети водоснабжения и канализации (НЦС 81-02-14-2020). [Электронный ресурс]. URL: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/enlargedStandards/53f3a44c-a293-42f3-aaee-6d796f8b0429 (дата обращения: 09.09.2021).
9. СНиП 2.04.01-85 Строительные нормы и правила. Внутренний водопровод и канализация зданий. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/5200243 (дата обращения: 09.09.2021).
10. Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении. [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/33898 (дата обращения: 09.09.2021).
11. Укрупненные нормативы цены строительства. Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. № 918/пр. Сборник № 13. Наружные тепловые сети (НЦС 81-02-13-2020). [Электронный ресурс]. URL: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/enlargedStandards/18ce6200-997e-4753-8ce8-99aecb2b8a19 (дата обращения: 09.09.2021).
12. Укрупненные нормативы цены строительства. Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. № 918/пр. Сборник № 12. Наружные электрические сети (НЦС 81-02-12-2020). [Электронный ресурс]. URL: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/enlargedStandards/2221fd41-df6c-4e97-bf07-58a4ea4ac501 (дата обращения: 09.09.2021).
13. Укрупненные нормативы цены строительства. Приложение к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от «30» декабря 2019 г. № 918/пр. Сборник № 15. Наружные сети газоснабжения (НЦС 81-02-15-2020). [Электронный ресурс]. URL: https://fgiscs.minstroyrf.ru/#/frsn/enlargedStandards/7f4c3da9-8afb-4270-9504-3221a454f7f1 (дата обращения: 09.09.2021).
14. Доклад о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации (2019 год). [Электронный ресурс]. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/11/11086 (дата обращения: 09.09.2021).
15. Индикаторы образования: 2020. / статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 496 c.
16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 № 44 «Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг».
17. Жилищное хозяйство в России. 2019. / Стат. сб. / Росстат. - М., 2019. – 78 c.

Страница обновлена: 23.07.2024 в 14:53:39