Налоговый комплаенс – право, обязанность или моральная норма

Ермоловская О.Ю.1, Вертипрахова А.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность
Том 4, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Ермоловская О.Ю., Вертипрахова А.А. Налоговый комплаенс – право, обязанность или моральная норма // Экономическая безопасность. – 2021. – Том 4. – № 3. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112093.

Аннотация:
За последние годы в налоговом законодательстве России произошли изменения. Постоянно меняющиеся условия жизни, цифровизация экономики, внедрение новых разработок не позволяют налоговому сектору оставаться на том же уровне, что и вчера. Улучшение среды для процветания предпринимательства влечет за собой не только улучшение экономической ситуации, но и риски, связанные с неисполнением налогового законодательства. В связи с чем, возникает потребность в усилении контроля. Процессом, набирающим популярность в последнее время, становится «compliance», в частности налоговый. С постепенным внедрением налогового комплаенса в России связано начало поступательного внедрения контроля в систему отечественного налогообложения. В данной работе производится анализ налогового комплаенса, его составляющих, функций и значимости.

Ключевые слова: налоги, налоговый комплаенс, управление предприятием, риски, безопасность

JEL-классификация: E62, E63, H20



Введение

«Compliance» буквально переводится как «соответствие, выполнение, соблюдение». Что касается понимания данного термина, то тут могут возникнуть некоторые расхождения. С одной стороны, под термином «compliance» можно подразумевать систематические действия, сконцентрированные в той или иной области и отвечающие за соблюдение определенных норм, требовании, предписаний в какой-либо области изучения. С другой стороны, «compliance» трактуется как процесс управления, в который входит комплекс мер по урегулированию различных ситуаций.

Целью настоящей работы является раскрытие сущности налогового комплаенса, определение его сущности в компаниях как необходимого и обязательного, так и добровольного и самоинициируемого.

Задачи исследования:

- уточнить понятие налогового комплаенса;

- определить цель налогового комплаенса и методы его реализации;

- выявить функции налогового комплаенса;

- рассмотреть этапы комплаенс-контроля.

В работе использован анализ статей, посвященных налоговому комплаенсу в России (проведен сравнительный и структурный анализ).

В результате исследования было выявлено, что налоговый комплаенс не только позволяет контролировать налоги в любой компании, но и формирует грамотную налоговую политику. Также были проанализированы условия для эффективного налогового комплаенса, способствующего предотвращению, минимизации и исключению налоговых рисков. В заключении сделан вывод, что в настоящее время предприниматели еще не готовы относиться к комлпаенс-системе как к праву, моральной норме.

История становления комплаенса

Термин «комплаенс», который часто используется в сфере делового администрирования и права, возник в финансовой системе США, но в настоящее время используется практически во всех отраслях и секторах экономики. В основном речь идет о компаниях и их сотрудниках, соблюдающих правила. В прошлом это, в первую очередь, означало соблюдение законов.

В деловой среде соблюдение законов, постановлений, правил и политик является частью бизнес-операций, часто называемой «корпоративным соответствием». В настоящее время концепция соответствия уже давно получила более широкое определение: помимо сохранения законности, эта концепция включает признание стандартов и руководящих принципов, принятых в отрасли. Однако еще более важным является приверженность собственному набору ценностей, с помощью которого компания устанавливает строгие этические правила в отношении своего внутреннего и внешнего поведения.

Комплаенс возник не случайно, а как вынужденная реакция государства (ответные меры) на незаконные действия организаций в XX веке в США. Скандалы 1980-х годов спровоцировали развитие комплаенса в таком направлении, как этика. Участившиеся случаи коррупции вынудили принять решение о введение уголовного наказания за несоблюдение законодательства. С 2001 года после событий с крупной энергетической компанией Enron комплаенсу уделяется наиболее пристальное внимание. Комплаенс повышает уровень контроля органов власти над предприятиями. Он призван играть роль регулятора в различных сферах предпринимательской деятельности, регламентировать отношения фирм с чиновниками и устанавливать требования ко всем видам отчетности.

Внедрение системы комплаенса в российской практике

На современном этапе набирает обороты важность подробного рассмотрения налогового комплаенса, то есть системы контроля и управления рисками в сфере налогового законодательства, предписаний контролирующих организаций, внутренних документов предприятий.

«Зарубежный опыт более богатый в отношении комплаенса, чем отечественный. Так, комплаенс в России пока не получил должного развития и не вышел на тот же уровень, что и в развитых западных странах, но определенно начинает набирать популярность» [10] (Petukhova, Sladkova, 2018). На данный момент комплаенс как таковой в нашей стране законодательно нигде не определен и не обозначен. Банковская система в этом плане стала наиболее передовой, так как Банк России стал первым регулятором в комплаенс-сфере. Можно сказать, что данный термин в международном понимании намного шире, чем определение ЦБ РФ. В России понимание «комплаенс сводится к внутреннему контролю, направленному на предотвращение незаконных действий» [13] (Filippovich, 2018).

Ко всему прочему разработка комплаенс-системы и внедрение ее в деятельность предприятия пока больше подходит (приспособлена) для крупного бизнеса, нежели для малого и среднего. Крупные игроки в любой сфере обладают большим потенциалом в соблюдении комплаенса, будь то налоговый, антимонопольный или антикоррупционный. Для развития экономики необходимо создавать условия становления малого и среднего бизнеса, а в этом случае адаптировать выполнение комплаенса для мелких игроков. На первоначальном этапе кажется рациональным, если данная система будет основана на добровольных началах.

Что касается конкретно налогового комплаенса, то тут стоит обдумать все более детально. Сейчас налоговое законодательство делает попытки к выводу бизнеса из теневой экономики, для чего требуется значительный пересмотр принципов налогообложения. С каждым годом все больше и больше научных деятелей, политиков, бизнесменов говорят о том, что пересмотр условий, в которых находятся налогоплательщики, может привести и приведет к значительным изменениям работы бизнеса в плане выхода из теневой экономики. В частности, «приток денежных средств в бюджет от подоходного налога» [3] (Karavaeva, Bukhvald, Soboleva, Kolomiets, Lev, Ivanov, Kazantsev, Kolpakova, 2019), «белых» заработных плат мог бы улучшить ситуацию. Произойдет это в том случае, если скрывать доходы и поступления будет экономически неэффективным занятием. Свою роль может сыграть и массовое убеждение в целесообразности пенсионных накоплений. Если люди будут заинтересованы в увеличении пенсионных начислений, значит, их целью будет получение «белой» заработной платы, которая, в свою очередь, позволит увеличить НДФЛ. Таким образом, политика в области налогов может оказать существенное влияние на развитие потенциала экономики.

Комплаенс-функция как важный аспект управления бизнесом

Управление компанией предполагает наличие комплаенс-функции – функции, которой присуще управленческое воздействие, где объектом управления выступает вся организация. Она направлена на преобразование информации для достижения необходимых параметров. Параметры, присущие комплаенс-функции, соответствуют каждому направлению комплаенса, например, антимонопольному или налоговому. Подробнее рассматривая налоговый комплаенс, стоит отметить, что он является функцией налоговых органов по претворению в жизнь налоговой политики для обеспечения эффективного налогового механизма и предотвращения незаконных действий налогоплательщиков и налоговых органов.

Налоговый комплаенс также направлен и на контроль соблюдения различных стандартов (например, МСФО, SOX 404), необходимых для процесса налогообложения.

Налоговый комплаенс предназначен для своевременного предотвращения неблагоприятных моментов, рискованных ситуаций в сфере налогового законодательства. «В ситуациях, когда риск полностью исключить нельзя, необходимо стремиться к снижению его уровня» [15] (Leshchenko, 2020). Налоговый комплаенс способствует как распознаванию рисков, «связанных с налогами, так и воздействию на них с целью уменьшения вероятности неблагоприятного события и обеспечения безопасности организации» [5] (Leshchenko, 2020).

Прежде всего, для выполнения комплаенс-функции необходимо разобраться с уровнями комплаенс-рисков, то есть тех рисков, которые связаны с применением мер государственными органами, потерей части имущества, денежных средств или утратой репутации.

Налоговый комплаенс, с одной стороны, позволяет контролировать налоги в любой компании, а с другой стороны, являясь элементом риск-менеджмента, помогает управлять налоговыми рисками и как следствие формировать грамотную налоговую политику.

Этапы эффективного комплаенс-контроля

Эффективный налоговый комплаенс предполагает систему работы с налоговыми рисками, а именно их выявление, предотвращение и исключение. Для достижения результата в этой области необходимо комбинировать методы, инструменты и способы воздействия внутреннего контроля. «Построение налогового комплаенса осуществляется различными способами, выбор которых зависит от количества доступных денежных средств, квалификации работников и т. д.» [7] (Ovcharova, 2019).

Данная система работает благодаря введению во внутренний распорядок специальных функций комплаенс-контроля, которые тщательно планируются и разрабатываются. Чаще всего комплаенс-контроль разрабатывается в виде проекта и подразумевает прохождение нескольких этапов.

Первый этап связан с анализом деятельности организации, ее особенностями, бизнес-планами. Определяется организационно-правовая структура, проводятся беседы с управленческим персоналом. Эта работа проводится налоговым комплаенс-менеджером или его функции могут быть переданы другому специалисту, имеющему необходимые знания и навыки в области деятельности компании. Стоит отметить, что специалист может не обладать глубокими знаниями налогового законодательства, принципов налогообложения и т. д., так как в своей деятельности может привлекать необходимых специалистов извне. Комплаенс-менеджер не принимает решений, поскольку важно отделить деятельность контролера и контролируемого субъекта.

На втором этапе разрабатываются центры принятия решений на основании, проведенных на первом этапе сбора и анализа информации.

Третий этап так же, как и первый, предполагает анализ, но уже принимаемых решений с позиции соответствия налоговому законодательству. На данной ступени выявляются возможные риски, связанные с тем или иным решением, и определяется его влияние на деятельность организации «с учетом налоговой цифровизации экономики в управлении деятельности предприятия» [6] (Lev, Leshchenko, 2020).

На четвертом этапе вырабатываются действия и способы воздействия налогового комплаенса с целью их внедрения в деятельность организации.

Пятый этап заключительный. «В рамках этого этапа проводится непосредственное вовлечение персонала в комплаенс, а также исправление и дополнение выработанного плана действий» [14] (Shinkarenko, Kozlov, 0).

Разработанная и протестированная система комплаенс еще половина успеха, необходимо определить то, кем и в каких обстоятельствах она будет применяться.

Диаметрально противоположные воззрения о роли системы комплаенса (обязанность или моральная норма)

Налоговый комплаенс предполагает определенную свободу для предпринимателей. В этом случае возникает закономерный вопрос, касающийся честной уплаты налогов без попыток их уменьшения или полного уклонения от таковых.

В настоящее время существуют некоторые способы уменьшения налогов. Их условно можно разделить на два больших блока: уклонение от налогов, которое в свою очередь делится на криминальное и некриминальное, и «налоговую оптимизацию (сюда входят применение льгот и освобождений, разработка приказа об учетной налоговой политике и др.)» [2] (Karavaeva, 2011).

В последние годы особую популярность набирают налоговые льготы, которые представляют собой частичное или полное освобождение от налога физического или юридического лица. В зависимости от условий существования организации (местоположение, проводимая политика, социально-экономическое развитие и т. д.) могут существовать различные виды налоговых льгот, например, налоговые скидки, не облагаемый налогом минимум. Налоговые льготы могут быть использованы в разных целях. «С одной стороны, такими методами государство может поддерживать и способствовать развитию научно-технического прогресса, с другой стороны, стимулировать налогоплательщиков работать «по белому», а значит, выплачивать налоги (пусть даже малую их часть)» [1] (Danilov, 2010). «Если государственная политика не предусматривает «заботу» об интересах всех лиц и начинает уделять внимание отдельным группам, то налогоплательщики считают себя обманутыми и начинают уклоняться от уплаты налогов» [9] (Perekrestova, Chukhnina, 2005).

Соблюдение законодательных норм в сфере налогообложения является непосредственной целью налогового комплаенса, а в связи с проблемой уклонения физических и юридических лиц от уплаты налогов, закономерно возникает вопрос: налоговый компалаенс может быть правом, моральной нормой или обязанностью. При этом комплаенс как право предполагает доверительную модель, основанную на добровольном соблюдении налогового законодательства, низкой социальной дистанции между налоговыми органами и налогоплательщиками. В случае «если комплаенс будет восприниматься как обязанность, имеет место быть принудительная модель, базирующаяся на устрашении, силе власти и высокой социальной дистанции между налоговыми органами и налогоплательщиками» [11] (Reshetnikov, 2017).

На этот счет высказался руководитель налоговой практики «Пепеляев Групп» Л. В. Кравчинский. По его мнению, «налоговый комплаенс основан на принципе добровольности и выполняется не столько в силу закона, сколько по воле организации» [12] (Toroptsev, 2020).

Еще один важный вопрос, который стоит затронуть: как понять эффективен ли налоговый комплаенс. В этом случае решение может быть найдено при ответе на некоторые вопросы, например, принимают ли участие налоговые специалисты при принятии решений компанией, осуществляют ли они контроль за соответствующей деятельностью, понимают ли суть производимых экономических операций, достаточно ли внимания уделяется изучению изменений налогового законодательства и т. д.

Рассмотрение применения налогового комплаенса на примере ПАО «МТС»

По мнению директора Департамента налогового администрирования и казначейства ПАО «МТС» Д. А. Корнева, одной из стратегических целей компании должно быть поддержание репутации добросовестного налогоплательщика, а также грамотное управление налоговыми рисками.

При внедрении комплаенса компания должна продумать максимально приемлемый уровень риска и затрат. В ПАО «МТС» предусматривается «cooperativecompliance», то есть совместная работа компании с соответствующими органами власти. Такой вид взаимодействия достаточно перспективен, так как налоговый орган вовлекается еще на ранней стадии.

Компания достаточно активно поддерживает комплаенс-систему в актуальном состоянии, стремится повышать и развивать уровень комплаенс-культуры и репутации. «Одним из важнейших принципов комплаенс-системы ПАО «МТС» видит открытость, которая позволяет вывести на новый уровень взаимодействие с клиентами и стейкхолдерами компании, показать соблюдение этических принципов» [8]. Об этом компания заявляет на сайте, и это еще раз подтверждает мысль о том, что для ПАО «МТС» система комплаенса – результат осознанного выбора (моральная норма), а не навязанная идея (обязанность). Данный пример позволяет задуматься над тем, что методология налоговой комплаенс-системы все-таки развивается в Российской Федерации. Постепенно открываются новые горизонты, возможности, которые в дальнейшем позволят применять налоговый комплаенс малыми и средними организациями.

Рекомендации по распространению налогового комплаенса в Российской Федерации

Прежде всего, стоит отметить необходимость создания обоснованного понятийного аппарата, который будет доступен широкому кругу пользователей, будет понятен и обоснован. Риск-ориентированный подход играет важную роль в налоговом контроле, но без структурированной правовой регламентации он не показывает эффективности. В связи с этим приобретает значимость формулировка в Налоговом кодексе РФ критериев и подходов к оценке рисков в системе налогового комплаенса.

Следующим немаловажным моментом будет являться тенденция к открытости и компетентности органов власти при консультировании бизнес структур (как малых, так и крупных игроков), поскольку полученные в нужный момент указания позволят предпринимателям лучше понять комплаенс-систему, разобраться в ней и в дальнейшем применять на практике преимущественно как моральную норму, а не как навязанное государством необоснованное правило.

Третьей рекомендацией можно обозначить необходимость переосмысления роли права в современном обществе, повышения социальной ответственности бизнеса. Для этого необходимо отражение в праве баланса частных (предпринимательских) и публичных (государственных) интересов. При ориентированности бизнеса на факт полезности и необходимости налогового комплаенса произойдет ряд серьезных изменений в разрезе желания и возможности его применения.

В качестве последнего аргумента за улучшение положения нормативной базы по налоговому комплаенсу стоит уточнить, что необходимо законодательное подтверждение и регулирование процедур налогового контроля за исполнением комплаенс-функции. «В данном случае правовая регламентация должна обозначить определенность и равенство при применении налогового комплаенса всеми видами бизнеса и их взаимоотношениях с органами налогового контроля» [4] (Kuznetsov, Tsepilova, 2014).

Заключение

Рассматривая комплаенс в целом и налоговый комплаенс, в частности, стоит обратить внимание, что на сегодняшний момент времени регулированию в Российской Федерации подлежит только комплаенс в банковской сфере, а сам термин нигде не закреплен. Делаются первые шаги по введению комлаенса в жизнь отечественных предпринимателей, проводятся обсуждения, создаются ассоциации, но стоит учесть, что правовые системы зарубежных стран отличаются от отечественной, поэтому имплементировать комплаенс как он есть в нашем случае невозможно.

В западных странах предприниматели, как правило, настроены на сотрудничество с органами власти и беспрепятственно представляют документы. В России могут возникнуть проблемы из-за непредоставления правоохранительным органам необходимой документации.

В настоящее время, безусловно, есть потребность в организации налогового комплаенса в Российской Федерации. Это создаст положительный имидж в стране, позволит привлечь компании из развитых стран. Немаловажным будет и формирование нового слоя предпринимателей, относящихся с неприязнью к уклонению от налогов.

К сожалению, в данный момент времени бизнес-сектор не способен относиться к комплаенсу как к моральной норме или праву, поэтому в первое время введения комплаенс-системы в стране следует воспринимать его как обязанность. В дальнейшем после морально-этического оздоровления бизнеса, повышения его прозрачности и активности, а также демонстрации выгодности сотрудничества и преимуществ честной уплаты налогов, можно перейти к тому, что налоговый комплаенс станет правом, а не обязанностью.


Источники:

1. Данилов А.А. Административное регулирование налоговой дисциплины: современное состояние, особенности и направления развития // Транспортное дело России. – 2010. – № 12. – c. 107-108.
2. Караваева И.В. Оптимальное налогообложение: теория и история вопроса. / Монография. - Москва: Анкил, 2011. – 283 c.
3. Караваева И.В., Бухвальд Е.М., Соболева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Иванов Е.А., Казанцев С.В., Колпакова И.А. Экономическая безопасность отдельных прогнозных параметров социально-экономического развития и бюджетной политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу // Экономическая безопасность. – 2019. – № 4. – c. 273-334. – doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112 .
4. Кузнецов Н.Г., Цепилова Е.С. Налоговый мониторинг налогоплательщиков - Российский опыт и перспективы // Финансовые исследования. – 2014. – № 4(45). – c. 65-72.
5. Лев М.Ю. Цены, налоги как финансовые показатели экономического кризиса // Вестник Академии. – 2016. – № 1. – c. 28-35.
6. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Цифровая экономика: на пути к стратегии будущего в контексте обеспечения экономической безопасности // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 25-44. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100646 .
7. Овчарова Е.В. Налоговый комплаенс в России: проблемы соотношения мер административного принуждения и стимулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2019. – № 1. – c. 89-111. – doi: 10.17323/2072-8166.2019.1.89.111 .
8. Официальный сайт ПАО «МТС». [Электронный ресурс]. URL: https://moskva.mts.ru/about/komplaens-i-delovaya-etika# (дата обращения: 30.04.2021).
9. Перекрестова Л.В., Чухнина Г.Я. Реформирование систем налогового контроля в РФ. - М.: ВолГУ, 2005. – 136 c.
10. Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Теоретические подходы к определению, оценке уровня и направления максимизации налогового комплаенса // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2018. – № 2(86). – c. 16-26. – doi: 10.24866/2311-2271/2018-2/16-26 .
11. Решетников М.Н. Концепция налогового комплаенса // Вестник иэау. – 2017. – № 16. – c. 10.
12. Торопцев А.В. Налоговый комплаенс как эффективный инструмент профилактики налоговых рисков компании // Налоговед. – 2020. – № 3. – c. 35-41.
13. Филиппович А.А. Комплаенс в предпринимательской деятельности: история становления, общие положения, проблемы формирования в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2018. – № 3. – c. 225-233. – doi: 10.17803/2311-5998.2018.43.3.225-233.
14. Шинкаренко Л.И., Козлов К.В. Налоговый комплаенс как инструмент управления налогами на предприятии. Студенческий научный форум. [Электронный ресурс]. URL: http://scienceforum.ru/2017/article/2017030395 (дата обращения: 30.04.2021).
15. Leshchenko Yu.G. Adaptive Economic Security Policy Russian Federation in the Process of Integration to international financial and economic Organizations // Наука и инновации – современные концепции: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума. Москва, 2020. – p. 23-37.

Страница обновлена: 14.05.2021 в 10:38:09