Assessment of the BRICS countries innovative potential and the possibility of its development

Drobot E.V.1,2, Makarov I.N.3, Gorelova I.E.4, Evsin M.Yu.3
1 АНО «Развитие инноваций», Russia
2 Центр дополнительного профессионального образования, Russia
3 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Russia
4 Липецкий институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=46552576
Cited: 8 by 07.12.2023

Abstract:
Based on the analysis of the Global Innovation Index, the analysis of the strengths and weaknesses of the innovation systems of the BRICS countries is carried out. The main directions of digitalization development, introduction of innovations and new technologies in the BRICS countries proposed in the BRICS Economic Partnership Strategy until 2025 are considered.

Keywords: BRICS, Global Innovation Index, innovation, innovation potential, digitalization, economic partnership

JEL-classification: F15, F63, O31, O32, O33



ВВЕДЕНИЕ

В 2021 г. объединение БРИКС отмечает свое 15-летие. Причем последние шесть лет страны БРИКС активно развивают научно-техническое сотрудничество, начало которому был положено с момента подписания в 2015 г. Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами России, Бразилии, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики.

Следует отметить, что исследованию стран БРИКС посвящено достаточно много публикаций. Так, на портале ELIBRARY.RU на 24 августа 2021 г. можно обнаружить 30 716 публикаций, из них 1109 вышли в 2021 г. В этих публикациях нашли отражение перспективы стран БРИКС в условиях новых глобальных вызовов, особенности их промышленной политики и торгово-экономического сотрудничества. Этим вопросам посвящены научные статьи таких авторов, как Горкина Т.И. [1] (Gorkina, 2018), Ковальчук А.П. [2] (Kovalchuk, 2015), Колесников В.В., Лапина Е.С., Сулеменова М.А. [3] (Kolesnikov, Lapina, Sulemenova, 2018), Леонова К.С. [4] (Leonova, 2020), Матризаев Б.Д. [5] (Matrizaev, 2019), Петренко Е.С., Варламов А.В., Лещенко Ю.Г. [6] (Petrenko, Varlamov, Leshchenko, 2020), Шарма Гаурав [7] (Sharma Gaurav, 2019), Ямпольская Д.О., Володина Д.А. [8] (Yampolskaya, Volodina, 2020).

Однако особенности инновационного развития стран БРИКС требуют дальнейшего изучения.

Цель исследования – дать оценку инновационному потенциалу стран БРИКС и определить возможности его повышения.

Экономики стран БРИКС будут играть важную роль в глобальном восстановлении экономики после коронавируса. Страны, входящие в БРИКС, являются лидерами в своих регионах.

По оценкам экспертов, суммарный рост ВВП стран БРИКС в 2021 году составит около 6–7% [9] (рис. 1).

Рисунок 1. Темпы прироста ВВП стран БРИКС, в % к предыдущему году

Источник: [10].

Торговля стран БРИКС развивается в рамках взаимовыгодного сотрудничества, свободно от санкций. Основным торговым партнером России среди стран БРИКС на протяжении последних 20 лет является Китай (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика торговли России со странами БРИКС, млрд долл.

Источник: [10].

Страны БРИКС в глобальном инновационном индексе

Для того чтобы оценить состояние инновационного потенциала и инновационных систем стран БРИКС, проведем анализ из позиций в глобальном инновационном индексе 2020 г. (GII, Global Innovation Index). По итогам 2020 г. в GII–2020 страны БРИКС заняли места с 14-го (Китай) по 62-е (Бразилия) среди 131 страны (табл. 1) [11].

Причем в рейтинге 2020 г. только Россия, опустилась на одну позицию вниз по сравнению с 2019 г. (правда, в рейтинге 2019 г. было 129 стран), Индия, ЮАР и Бразилия улучшили свои позиции, а позиция Китая осталась без изменений.

Таблица 1

Основные экономические показатели стран БРИКС, 2019–2020 гг. (по данным GII–2020)

Страна
Численность населения, млн чел.
ВВП по ППС, млрд долл.
ВВП на душу населения (по ППС), долл.
Общий GII–2019
Общий GII–2020
Изменение позиции в рейтинге GII–2020 по сравнению с GII–2019
Китай
1433,8
27308,9
17027,5
14
14
0
Россия
145,9
4349,4
26878,7
46
47
-1
Индия
1366,4
11325,7
7314,6
52
48
+4
ЮАР
58,6
809,0
12007,5
63
60
+3
Бразилия
211,0
3456,4
14371,6
66
62
+4
Источник: составлено авторами по данным [11].

Если провести анализ позиций стран БРИКС в глобальном инновационном индексе 2020 г. в разрезе отдельных элементов, то можно увидеть следующие особенности (табл. 2). Китай, занимающий среди стран БРИКС самую высокую – 14-ю позицию, добивается успеха за счет развития технологий и экономики знаний (7), развития креативной деятельности (12), развития бизнеса (15), емкого внутреннего рынка (19) и развития человеческого капитала (21). По всем элементам GII–2020 Китай находится либо в 4-м, либо в 3-м квартиле. В отличие от Китая остальные четыре страны БРИКС по отдельным показателям попадают и в 3-й квартиль. А Бразилия, занимающая среди стран БРИКС наихудшую позицию в рейтинге, ни по одному показателю не попала в 3-й квартиль.

Таблица 2

Места стран БРИКС в глобальном инновационном индексе 2020 г. в разрезе отдельных элементов

Страна
Общий GII–2020
Институты
Человеческий капитал и развитие
Инфраструктура
Уровень развития рынка
Уровень развития бизнеса
Развитие технологий и экономики знаний
Результаты креативной деятельности
Китай
14
62
21
36
19
15
7
12
Россия
47
71
30
60
55
42
50
60
Индия
48
61
60
75
31
55
27
64
ЮАР
60
55
70
79
15
50
62
70
Бразилия
62
82
49
61
91
35
56
77
Примечание. Темно-синий цвет означает, что экономика относится к 4-му квартилю (лучшие показатели, с 1 по 32-е место в рейтинге). Зеленый цвет – 3-й квартиль (с 33 по 65-е место). Желтый цвет – 2-й квартиль (с 66 по 98-е место). Оранжевый цвет – 1-й квартиль (с 99 по 131-е место).

Источник: составлено авторами по данным [11].

Все страны БРИКС входят в группу стран со средним уровнем дохода (по методологии Всемирного банка), в которую включено 66 стран.

Среди стран со средним уровнем дохода Китай (16), Индия (27) и Российская Федерация (28) занимают 3 первые позиции по качеству инноваций (рис. 3). Бразилия (29) и ЮАР (38) находятся в середине этого рейтинга.

Китай остается ведущей экономикой со средним уровнем дохода по качеству инноваций восьмой год подряд. Он занимает 3-е место по качеству своих университетов, а Университет Цинхуа, Пекинский университет и Университет Фудань входят в число 50 лучших университетов мира. Индия занимает 2-е место пятый год подряд, лидируя по качеству научных публикаций (21-е место в мире) и качеству своих университетов (22-е место) благодаря трем лучшим университетам: Индийскому технологическому институту (Бомбей и Дели) и Индийскому научному институту в Бангалоре. Российская Федерация остается на 3-м месте, занимая эту позицию четыре года подряд. Россия занимает 22-е место по качеству своих научных публикаций и 21-е место по качеству своих университетов, имея в рейтинге три ведущих вуза: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Новосибирский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный университет.

Примечание. Число слева от названия страны означает рейтинг по качеству инноваций.

Рисунок 3. Качество инноваций в группе стран со средним уровнем дохода (топ-10), 2020 г.

Источник: Global Innovation Index Database, Cornell, INSEAD, and WIPO, 2020.

Сильные и слабые стороны инновационных систем стран БРИКС

В таблице 3 представлен анализ сильных и слабых сторон инновационных систем стран БРИКС, проведенный на основе данных рейтинга GII–2020. Этот анализ дает четкое представление о конкурентных преимуществах инновационных систем Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, а также предоставляет возможность выявить причины их отставания в рейтинге.

Таблица 3

Сильные и слабые стороны инновационных систем стран БРИКС (по данным GII–2020)

Страна
Сильные стороны инновационной системы
Слабые стороны инновационной системы
Бразилия
Человеческий капитал и развитие (49): расходы на образование (12); R&D (34), в т.ч. совокупные расходы на R&D в % от ВВП (30), место университетов в рейтинге QS (28)
Инфраструктура (61): ИКТ (38), в т.ч. государственные услуги, предоставляемые онлайн (22)
Уровень развития рынка (91): размеры внутреннего рынка (8)
Уровень развития бизнеса (35): платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (11); импорт высокотехнологичной продукции (32)
Развитие технологий и экономики знаний (56): цитируемость (индекс Хирша) (24)
Институты (82): эффективность государственного управления (97); качество регулирования (94); легкость начала бизнеса (106)
Человеческий капитал и развитие (49): место по шкале PISA (Programme for International Student Assessment) по чтению, математике и естественным наукам (1)
Инфраструктура (61): общая инфраструктура (108), в т.ч. валовое накопление капитала (118)
Уровень развития рынка (91): доступность кредита (94)
Развитие технологий и экономики знаний (56): темпы роста ВВП по ППС на одного работающего (93)
Результаты креативной деятельности (77): художественные фильмы (86), печатные и другие средства массовой информации (82)
Россия
Человеческий капитал и наука (30): высшее образование (17), в т.ч. выпускники в области науки и техники (15); соотношение численности учеников и учителей в среднем образовании (19)
Инфраструктура (60): государственные услуги, предоставляемые онлайн (25); выработка электроэнергии (28); доступ к ИКТ (51), использование ИКТ (44)
Уровень развития рынка (55): торговля, конкуренция и масштабы рынка (18), в том числе размеры внутреннего рынка (6)
Уровень развития бизнеса (42): численность занятых в наукоемких отраслях (18); численность занятых женщин с научными степенями (10); платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (17)
Развитие технологий и экономики знаний (50): число патентов на изобретение (17) и полезную модель (5); цитируемость (индекс Хирша) (22)
Институты (74): политическая стабильность (76); эффективность государственного управления (75); качество регулирования (105); верховенство права (114)
Инфраструктура (60): экологическая устойчивость (101); энергоэффективность (115), сертификация ИСО 14001 (106)
Уровень развития рынка (55): отставание по направлению инвестиции (106); доступность микрофинансирования (77)
Уровень развития бизнеса (42): число компаний, предлагающих обучение (91); развитие кластеров (95); приток иностранных инвестиций (95)
Развитие технологий и экономики знаний (50): число полученных сертификатов качества ИСО 9001 (105); научно-технические статьи (66)
Результаты креативной деятельности (60): художественные фильмы (81), печатные и другие средства массовой информации (76), экспорт товаров – результатов креативной деятельности (69)
Индия
Человеческий капитал и развитие (60): выпускники в области науки и техники (12); R&D (35), в т.ч. место университетов в рейтинге QS (22)
Инфраструктура (75): государственные услуги, предоставляемые онлайн (9)
Уровень развития рынка (31): капитализация рынка (19); размеры внутреннего рынка (3)
Уровень развития бизнеса (55): платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (27)
Развитие технологий и экономики знаний (27): цитируемость (индекс Хирша) (21); экспорт услуг в области ИКТ (1)
Результаты креативной деятельности (64): экспорт креативной продукции и творческих услуг (21)
Институты (61): легкость начала бизнеса (105); политическая стабильность (83); качество регулирования (84); верховенство права (62)
Человеческий капитал и развитие (60): образование (107), в т.ч. соотношение численности учеников и учителей в среднем образовании (118)
Инфраструктура (75): доступ к ИКТ (108), использование ИКТ (108); экологическая эффективность (124)
Уровень развития рынка (31): внутреннее кредитование частного сектора (70); внутренняя конкуренция (70)
Уровень развития бизнеса (55): численность занятых женщин с научными степенями (101); приток иностранных инвестиций (92)
Результаты креативной деятельности (64): художественные фильмы (60), печатные и другие средства массовой информации (81)
Китай
Человеческий капитал и развитие (21): место по шкале PISA (Programme for International Student Assessment) по чтению, математике и естественным наукам (1); R&D (16), в т.ч. совокупные расходы на R&D в % от ВВП (13), место университетов в рейтинге QS (3)
Инфраструктура (36): валовое накопление капитала (6), эффективность логистики (26); сертификация ИСО 14001 (19)
Уровень развития рынка (19): внутреннее кредитование частного сектора (6); размеры внутреннего рынка (1)
Уровень развития бизнеса (15): число компаний, предлагающих обучение (1); развитие кластеров (25); импорт высокотехнологичной продукции (5)
Развитие технологий и экономики знаний (7): число патентов на изобретение (1) и полезную модель (1); темпы роста ВВП по ППС на одного работающего (2); чистый экспорт высокотехнологичной продукции (5)
Результаты креативной деятельности (12): оригинальные торговые марки (1); экспорт креативной продукции (1)
Институты (62): качество регулирования (82), верховенство права (72)
Человеческий капитал и развитие (21): ожидаемая продолжительность школьного обучения (87)
Инфраструктура (36): энергоемкость ВВП (94), экологическая эффективность (98)
Уровень развития рынка (55): доступность микрофинансирования (73)
Уровень развития бизнеса (42): приток иностранных инвестиций (100)
Результаты креативной деятельности (60): художественные фильмы (93), печатные и другие средства массовой информации (72)
ЮАР
Человеческий капитал и развитие (70): расходы на образование (13)
Инфраструктура (79): эффективность логистики (32)
Уровень развития рынка (15): внутреннее кредитование частного сектора (9); капитализация рынка (1); размеры внутреннего рынка (30)
Уровень развития бизнеса (50): платежи, связанные с интеллектуальной собственностью (13)
Развитие технологий и экономики знаний (62): цитируемость (индекс Хирша) (32)
Институты (55): легкость начала бизнеса (107); политическая стабильность (92)
Человеческий капитал и развитие (70): соотношение численности учеников и учителей в среднем образовании (115); высшее образование (96)
Инфраструктура (79): валовое накопление капитала (112), энергоемкость ВВП (109)
Развитие технологий и экономики знаний (62): темпы роста ВВП по ППС на одного работающего (101); экспорт услуг в области ИКТ (95)
Уровень развития бизнеса (50): приток иностранных инвестиций (112)
Результаты креативной деятельности (70): художественные фильмы (98)
Примечание. В скобках указано место страны по соответствующим показателям в GII–2020.

Источник: составлено авторами по данным [11].

К конкурентным преимуществам большинства стран БРИКС можно отнести: размеры внутреннего рынка; развитие высшего образования и науки; платежи, связанные с интеллектуальной собственностью; число патентов на изобретения и т.д. Среди основных причин отставания стран БРИКС в рейтинге можно выделить, прежде всего, политическую нестабильность, недостаточную эффективность государственного управления, низкую экологическую устойчивость, сложности с ведением бизнеса, в частности нового.

Стратегия экономического партнерства БРИКС

17 ноября 2020 г. состоялся XII саммит стран – участниц БРИКС. На саммите была утверждена «Стратегия экономического партнерства БРИКС до 2025 года» (далее – Стратегия). Второй раздел Стратегии посвящен развитию цифровой экономики, цифровой трансформации промышленности, внедрению инноваций и новых технологий.

В Стратегии отмечается, что поскольку «страны БРИКС находятся на разных уровнях цифрового развития, необходимо сконцентрироваться на преодолении цифрового разрыва и получении общих выгод от цифровизации» [12, c. 9].

Планируется, что в целях обеспечения синергетического эффекта страны БРИКС предпримут следующие действия в сфере цифровизации:

- раскрытие потенциала цифровых технологий и возможностей для населения стран БРИКС;

- повышение доступности и качества товаров и услуг, производимых странами БРИКС с использованием цифровых технологий;

- решение проблемы цифрового разрыва путем преодоления неравномерности в доступе населения стран БРИКС к цифровой инфраструктуре, навыкам и услугам, а также повышение цифровой инклюзивности населения, проживающего в сельских районах, а также людей с ограниченными возможностями;

- разработка программ цифровой грамотности для гармоничной и инклюзивной адаптации населения стран БРИКС и т.д. [12, c. 10–11].

Обновленная стратегия будет способствовать выработке совместных мер по преодолению негативных последствий пандемии COVID-19, а также поможет более эффективно отвечать на новые экономические вызовы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях развития промышленности, внедрения новых технологий и инноваций в странах БРИКС представляется необходимым обеспечить интеграцию инновационных технологий во всех секторах экономики; содействовать развитию и использованию новых технологий путем создания благоприятных условий для инновационной деятельности; укреплять сотрудничество между передовыми производственными кластерами, стимулировать развитие Инновационной сети iBRICS; содействовать созданию совместных технологических платформ, инновационных и технологических хабов, сети высокотехнологичных зон, индустриальных, научных парков и бизнес-инкубаторов; расширять сотрудничество стран БРИКС в области программного обеспечения и ИКТ-оборудования; а также предпринимать действия по формированию научного лидерства следующих поколений и т.д.


References:

Gorkina T.I. (2018). Energeticheskaya programma Brazilii kak chast obshchey strategii BRIKS [Brazil\'s energy programme as part of the BRICS strategy]. Journal of International Economic Affairs. (3). 407-418. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39430.

Kolesnikov V.V., Lapina E.S., Sulemenova M.A. (2018). Osobennosti promyshlennoy politiki: opyt stran Evropeyskogo soyuza i BRIKS [Features of industrial policy: experience of the European Union and BRICS]. Journal of International Economic Affairs. (3). 399-406. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.3.39197.

Kovalchuk A.P. (2015). BRIKS na puti sozdaniya novoy mirovoy valyutno-finansovoy sistemy [BRICS on the way of creation of new world monetary system]. Journal of International Economic Affairs. (4). 95-100. (in Russian).

Leonova K.S. (2020). Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo BRIKS v usloviyakh mirovoy ekonomicheskoy retsessii [Trade and economic cooperation of BRICS in the conditions of world economic recession]. Journal of International Economic Affairs. (2). 331-340. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.2.110178.

Matrizaev B.D. (2019). Issledovanie sravnitelnoy effektivnosti natsionalnoy innovatsionnoy sistemy i kachestva ekonomicheskogo rosta: na primere sravnitelnogo analiza stran OESR i BRIKS [Study of the comparative efficiency of the national innovation system and the quality of economic growth: on the example of a comparative analysis of OECD and BRICS countries]. Russian Journal of Innovation Economics. (3). 673-692. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.3.40880.

Petrenko E.S., Varlamov A.V., Leschenko Yu.G. (2020). Ekonomicheskaya bezopasnost i interesy Rossii v BRIKS [Economic security and Russia's interests in BRICS]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1295-1312. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.111398.

Sharma Gaurav (2019). Problemy rynka truda vysokokvalifitsirovannyh spetsialistov Indii v sravnenii so stranami BRIKS [Problems of labour market of highly qualified specialists of India in comparison with BRICS countries]. Russian Journal of Labor Economics. (2). 699-714. (in Russian). doi: 10.18334/et.6.2.40617.

The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? Cornell University, INSEAD, and the World Intellectual Property Organization, 2020. Retrieved August 24, 2021, from https://www.globalinnovationindex.org/

Yampolskaya D.O., Volodina D.A. (2020). Innovatsionnoe razvitie i klastery stran BRIKS [BRICS countries innovative development and clusters]. Journal of International Economic Affairs. (4). 1175-1190. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.4.110954.

Страница обновлена: 12.05.2025 в 07:05:47