Основы построения методологии управления процессами создания радикально новой продукции

Юдин А.В.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Апрель 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45838248
Цитирований: 1 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
Рассматривается подход к построению методологии управления процессами создания радикально новой продукции, созданной на основе базисных инноваций. Описываются логические этапы создания такой продукции, а также временная модель (жизненный цикл) разработки. Особое внимание уделено вопросам трансформации инновационного потенциала и компетенций организации-разработчика продукции в ее конкурентные преимущества на различных этапах жизненного цикла. Предлагается алгоритм реализации методологии управления процессами создания радикально новой продукции.

Ключевые слова: радикально новая продукция, методология комплексной деятельности, инновационный потенциал, конкурентоспособность

Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00788

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Внедрение современных цифровых методов и технологий в практическую деятельность, в том числе связанную с разработкой и производством новой продукции, сопровождается развитием методологии, обеспечивающей эффективность процессов цифровой трансформации и перехода организаций к парадигме киберэкономики.

На наш взгляд, в теоретическом плане одной из наиболее близких к проблеме управления процессами создания новой продукции в условиях киберэкономики является методология комплексной деятельности, предложенная в [1] (Belov, Novikov, 2017), где под комплексной деятельностью понимается «деятельность, обладающая нетривиальной внутренней структурой, с множественными и/или изменяющимися целями, субъектом, технологией…», а понятие «методология» трактуется как «учение об организации деятельности». Комплексной деятельностью является и процесс создания новой продукции, поскольку он может быть декомпозирован на различные элементы, обладающие собственными принципами и методами реализации. В теоретическом плане в [1] (Belov, Novikov, 2017) предлагается схема построения методологии такой практической деятельности, предполагающая описание характеристик деятельности (особенностей, принципов, условий и норм деятельности), логической структуры деятельности (субъекта, объекта, предмета, средств, методов, результатов деятельности), временной структуры деятельности (фаз, стадий, этапов деятельности).

Ключевым понятием методологии комплексной деятельности является жизненный цикл, под которым понимается «процесс эволюции системы, продукта, сервиса, проекта или иного объекта, начиная от концепции (или появления) и заканчивая утилизацией (или прекращением существования)».

Временная структура жизненного цикла представлена в виде стадий. Стадии жизненного цикла комплексной деятельности объединяются в фазы. В общем случае процесс реализации жизненного цикла комплексной деятельности является итеративным, его стадии могут повторяться и перекрываться, особенно это относится к стадиям формирования технологий и выполнения действий.

Подход к формированию универсальной методологии комплексной деятельности, предложенный в [1] (Belov, Novikov, 2017), может являться базой для построения теоретических основ методологии управления процессами создания новой продукции.

Целью настоящего исследования является построение схемы реализации методологии управления процессами создания радикально новой продукции на базе общей схемы методологии комплексной деятельности, представляющей собой совокупность методов и механизмов, направленных на оценку и регулирование процессов создания продукции с высокими потребительскими свойствами.

Научная новизна предлагаемой методологии заключается в комплексном подходе к решению основных задач, стоящих перед организацией, стремящейся к глобальному конкурентному лидерству за счет разработки высококонкурентоспособной продукции.

В этом контексте в ходе исследования рассматривалась основная гипотеза, согласно которой эффективное применение совокупности инструментов и механизмов, объединяемых в единую методологию, способствует эффективности процессов трансформации инновационного потенциала и компетенций разработчика в конкурентные преимущества продукции, а также формированию условий перехода организации – разработчика радикально новой продукции к опережающему развитию за счет создания нового рынка продукции, обладающей высокими конкурентными преимуществами.

Описание основных компонент комплексной деятельности предполагает рассмотрение логической структуры комплексной деятельности, формализацию ее процессуальных компонент, выделение структурных элементов деятельности. Так, предметом деятельности, связанной с созданием радикально новой продукции, является собственно радикально новая продукция. В общем случае радикально новым продуктом можно считать такой продукт, который обладает следующими основными свойствами:

- технические характеристики, существенно превосходящие имеющиеся на рынке предложения конкурентов;

- продукт применяется впервые для более эффективного решения существующих задач;

- продукт базируется на новых достижениях в области науки и техники (в том числе новых физических принципах);

- соответствие ценовых характеристик возможностям покупателя;

- способность удовлетворять существующие на данный момент и перспективные потребности покупателей, занимая при этом высокую рыночную долю (доминирование на рынке);

- способность коренным образом трансформировать устоявшиеся шаблоны потребительского поведения.

Обобщая эти характеристики, можно сформулировать определение радикально нового продукта, являющегося предметом формируемой методологии, как продукта, обладающего ранее неизвестными или существенно улучшенными свойствами или технико-экономическими параметрами, способного создавать рынок сбыта, формировать собственный сегмент потребителей и трансформировать устоявшиеся шаблоны потребительского поведения.

Субъектом деятельности, осуществляющим создание и производство радикально новой продукции, является высокотехнологичная организация, обладающая способностью спроектировать и произвести радикально новый продукт. Эффективное осуществление процессов достижения высокого уровня описанных выше характеристик радикально новой продукции требует комплексного подхода к управлению организацией как большой организационно-технической системой, объединяющей взаимосвязанные процессы создания ценности для потребителя по всему циклу проектирования, производства, сбыта продукции. Эффективность организации как большой организационно-технической системы связана с ее научно-технологическим потенциалом, представляющим собой совокупность накопленных знаний, имеющихся научно-технических кадров, материально-технических, информационных, финансовых ресурсов и организационной структуры, обеспечивающей разработку и фактическое освоение новых технических средств, технологий, материалов, новой продукции, новых форм и методов организации производства и труда, а также новых методов продвижения товаров на рынок и освоения новых рынков, направленных на повышение конкурентоспособности и эффективности производства. Готовая к разработке и производству радикально нового продукта организация реализует определенный цикл деятельности, в котором в соответствии с технологией предпринимаются некоторые действия, приводящие к результату (в нашем случае – созданию радикально новой продукции).

Согласно [1] (Belov, Novikov, 2017), цикл деятельности отражает процессуальные компоненты деятельности, среди которых выделяются потребность, цель, задачи, технология (формы, средства и методы деятельности), действие и результат деятельности. Рассмотрим эти категории по отношению к процессам создания радикально новой продукции.

Потребность как процессуальный компонент деятельности по созданию радикально новой продукции может рассматриваться с двух позиций – потенциального потребителя и разработчика. Например, для спутниковых сервисов потребность потенциального потребителя заключается в получении нового инструмента, позволяющего ему решать собственные экономические, организационные или иные задачи с меньшими трудозатратами, меньшими финансовыми затратами, а также с большей точностью, оперативностью, эффективностью и т.д. (например, такая ситуация возможна, когда спутниковый сервис заменяет собой наземные методы решения задач). Потребность с точки зрения разработчика спутникового сервиса рассматривается как необходимость увеличения прибыли в результате повышения эффективности собственной как операционной, так и инновационной деятельности за счет создания высококонкурентоспособной продукции, способной сформировать собственный новый рынок или занять значительную долю существующего.

Потребности определяют цель комплексной деятельности, достижение которой завершает цикл деятельности. Целеполагание осуществляет субъект деятельности в интересах заинтересованных лиц (собственных и потенциальных потребителей). При этом основной целью является разработка, производство и коммерциализация радикально нового продукта, отвечающего системе предложенных выше критериев, потребительские свойства которого и стоимостные параметры позволят сформировать новый рынок продукции (или занять значительную часть существующего рынка). Вместе с основной целью субъект может определить и дополнительные цели, связанные с наращиванием собственного научно-технологического потенциала и компетенций, обеспечением экономической устойчивости и т.д.

В качестве задач, решаемых в рамках комплексной деятельности по созданию радикально новой продукции, можно выделить формирование, сохранение и наращивание конкурентоспособности продукции, отвечающей текущим и перспективным потребностям мирового рынка; создание радикально новой продукции с конкретным набором технических и экономических характеристик, направленных на решение конкретных задач какой-либо отрасли или группы потребителей; проведение и эффективное использование результатов НИР и ОКР, которые могут являться основой создания радикально новых возможностей продукции; мониторинг влияния на конкурентоспособность различных факторов и рисков; реализацию мер по повышению глобальной конкурентоспособности организации-разработчика с учетом динамично меняющихся факторов и рисков и т.д.

Таким образом, цели и задачи комплексной деятельности определяют ее результат (результаты), достижение которого предполагается по завершении цикла деятельности. В этой связи необходимо формулирование критериев оценки результатов деятельности, которыми в случае создания и продвижения на рынке радикально новой продукции является достижение ею глобальной конкурентоспособности, а организацией-разработчиком – доминирующего положения на рынке.

Наконец, технология деятельности по созданию радикально новой продукции включает в себя комплекс различных экономических и организационно-технических инструментов и механизмов, действующих на различных стадиях жизненного цикла и позволяющих осуществлять управление и регулирование деятельности по формированию ее потребительских свойств.

Рассмотренные процессуальные компоненты деятельности можно представить в виде следующей графической модели (рис. 1).

Рисунок 1. Процессуальные компоненты деятельности по созданию радикально новой продукции

Источник: составлено автором.

Рассмотрим подробно особенности, принципы и условия реализации деятельности по созданию новой продукции. Организация, стремящаяся к созданию такой продукции, определяет потребительские свойства уникальной продукции на этапе формирования ее технико-экономического облика, конкурентные характеристики которого обеспечат ей доминирующие позиции на рынке.

Важным условием создания радикально новой продукции, обладающей высокими потребительскими свойствами, является осуществление первоначального изучения и в дальнейшем постоянный мониторинг ситуации в области развития науки, техники, технологий, рыночного состояния на основе данных из мирового информационного пространства с использованием современных информационных методов и технологий сбора, обработки и анализа разнородных данных для своевременного принятия оперативных решений по совершенствованию технико-экономического облика продукта для обеспечения востребованности будущей продукции на рынке.

В целях создания высоких конкурентных преимуществ технико-экономический облик продукта изменяется и уточняется в процессе реализации всех этапов жизненного цикла реализации проекта по разработке и производству этого продукта. При этом совершенствуются как технические, так и экономические параметры, чтобы в будущем продукт, создаваемый в соответствии с разработанным обликом, имел превосходство по сравнению с аналогами и смог занять доминирующую позицию на рынке.

Таким образом, основная сложность достижения конкурентных преимуществ при формировании технико-экономического облика изделия состоит в том, чтобы спрогнозировать технические и экономические характеристики, которые при реализации облика в виде готового конечного продукта создадут его значительные конкурентные преимущества, способные обеспечить доминирующие позиции на рынке. Создание рынка радикально новой продукции возможно только в том случае, если она будет обладать набором технических характеристик, соответствующих критериям радикально новой продукции и способных удовлетворить новые, а также растущие потребности.

Необходимым условием деятельности по созданию радикально новой продукции является способность организации осуществить производство спроектированной радикально новой продукции. В данной связи возникает закономерный вопрос о достаточности научно-технологического потенциала для создания и производства на базе предприятия радикально новой продукции по профилю этого предприятия, обладающей описанными выше техническими характеристиками, а также ценой, приемлемой для потребителя.

Достаточность научно-технологического потенциала определяется способностью организации, обладающей соответствующим уровнем научно-технологического потенциала, производить радикально новую продукцию исходя из компетенций организации и имеющегося уровня ресурсного обеспечения. В данном случае ключевую роль будут играть интеллектуальные ресурсы и компетенции, поскольку, прежде всего, именно они лежат в основе формирования радикальных свойств и характеристик продукции, создающих ее конкурентные преимущества. При этом интеллектуальные ресурсы и компетенции вовлекаются в производственный и управленческий процессы на каждом этапе жизненного цикла продукции и проявляются в различных формах.

Рассмотрим использование научно-технологического потенциала организации в контексте временной структуры деятельности по созданию радикально новой продукции. При этом важной методологической задачей является определение наиболее эффективных инструментов и методов трансформации для достижения конечных целей на каждом этапе жизненного цикла. Согласно теоретическому подходу к формированию методологии комплексной деятельности, при рассмотрении жизненного цикла для каждого этапа необходимо сформулировать цели реализации этапа, определить методы и технологии реализации этапа и критерии оценки результатов.

Основные цели на основных этапах жизненного цикла радикально новой продукции следующие (рис. 2):

- при определении технико-экономического облика продукции и разработке эскизного проекта – создание облика продукта с максимальным вовлечением научно-технологического потенциала, позволяющего создать высокие конкурентные преимущества продукции и сохранять их в течение продолжительного временного периода;

- при организации подготовки производства – создание максимально эффективного производства с высоким техническим уровнем, обеспечивающим высокую производительность труда, ресурсосбережение при максимальной ресурсоотдаче;

- при производстве – обеспечение производства радикально нового продукта с заданными техническими и экономическими характеристиками с конкурентоспособной ценой, используя созданное производство, обладающее высоким техническим уровнем;

- при эксплуатации – обеспечение продления срока эксплуатации продукта за счет его модернизации и создания новых конкурентных преимуществ, увеличивающих жизненный цикл товара на рынке.

Рисунок 2. Трансформация научно-технологического потенциала в радикально новый продукт с высокими конкурентными преимуществами

Источник: составлено автором.

При формировании методологии необходимо определить, с помощью каких последовательно реализованных процедур и методов в зависимости от этапов жизненного цикла научно-технологический потенциал может трансформироваться в радикально новый продукт.

Рассмотрим последовательность таких процедур для укрупненных этапов жизненного цикла: формирование технико-экономического облика продукта и проектирование, подготовка производства и производство. Алгоритм реализации будет разный для каждого этапа жизненного цикла, однако первый этап будет одинаков для всех этапов – определение (оценка), каким уровнем научно-технологического потенциала обладает конкретное подразделение, в рамках которого реализуется тот или иной этап жизненного цикла.

Так, для стадии формирования облика и конструирования продукта наибольший вес имеют интеллектуальная, кадровая, маркетинговая, ресурсная, результативная составляющие; на стадии испытаний и подготовки производства (особенно технологической) – материально-техническая, интеллектуальная, организационная, ресурсная, результативная составляющие; на стадии производства задействованы все составляющие, каждая из которых имеет достаточно высокий вес; на стадии продвижения на рынок – преимущественно маркетинговая, кадровая, организационная составляющие.

Опишем процессы формирования конкурентоспособности на этапе формирования облика и проектирования радикально нового продукта. Данный процесс будет связан, прежде всего, с оценкой текущего уровня научно-технологического потенциала конструкторского подразделения. В случае если уровень является высоким, трансформация потенциала организации и его перенос в конструкторское подразделение не требуются; если же уровень является средним или низким, необходимо провести процедуры по трансформации научно-технологического потенциала организации для возможности его наиболее эффективного использования при конструировании радикально нового продукта. К числу таких процедур относятся:

- оценка компетенций персонала и проведение обучения сотрудников (прием новых специалистов) по использованию современных методов проектирования (компьютерное моделирование, суперкомпьютерный инжиниринг и др.);

- определение технического уровня конструкторско-технологической и программной базы для реализации процесса цифрового проектирования;

- определение достаточности ресурсов для трансформации научно-технологического потенциала в радикально новый продукт на этапе создания его облика и проектирования;

- разработка регламентов и стандартов организации (регламентация структуры и функций) по переходу на цифровое проектирование;

- на основе накопленного совокупного научно-технологического потенциала организации разработка платформы управления цифровым профилем продукта, обеспечивающим полную прослеживаемость на всем жизненном цикле: начиная от момента проектирования отдельных деталей и узлов, включая контроль на стадии производства, заканчивая эксплуатацией готового изделия;

- обеспечение возможности перехода к цифровой сертификации, обеспечивающей экспертное сопровождение разработки и применения имитационных моделей и виртуальных испытательных стендов;

- разработка платформенных решений (как метод систематизации постоянно наращиваемого научно-технологического потенциала) «База имеющихся компетенций», «База имеющихся технологий», «База имеющихся мощностей», «База разработанных инноваций» и др., используемых в процессе проектирования радикально нового продукта.

В результате реализации вышеуказанных процедур на этапе формирования облика и проектирования радикально нового продукта происходит трансформация научно-технологического потенциала в высокие конкурентные преимущества этого продукта, обеспечивающие ему длительный период присутствия на рынке.

На этапе подготовки производства если уровень научно-технологического потенциала подразделения, отвечающего за подготовку производства, является недостаточным, необходимо провести следующие процедуры по трансформации научно-технологического потенциала:

- определение уровня материально-технической, инструментальной и технологической базы и его достаточности для создания радикально нового продукта в соответствии с технико-экономическим обликом и цифровым двойником (если уровень недостаточный, необходимо реализовать работы по его повышению путем модернизации или обновления с целью повышения автоматизации);

- оценка компетенций персонала, задействованного в процессе подготовки производства, и проведение обучения сотрудников (прием новых специалистов) для обеспечения необходимого уровня компетенций;

- определение достаточности ресурсов для трансформации научно-технологического потенциала в радикально новый продукт на этапе подготовки производства;

- разработка регламентов и стандартов организации (регламентация структуры и функций) с учетом использования новых подходов к организации подготовки производства;

- проведение работ по оптимизации режимов работы и загрузки оборудования.

Реализация указанных процедур обеспечивает создание максимально эффективного производства с высоким техническим уровнем, обеспечивающим высокую производительность труда, ресурсосбережение при максимальной ресурсоотдаче, при этом оказывая влияние на себестоимость.

На этапе производства, если уровень научно-технологического потенциала производственного подразделения является средним или низким, необходимо провести следующие процедуры по трансформации научно-технологического потенциала:

- определение достаточности и повышение уровня «цифровой оснащенности» производства;

- оценка компетенций производственного персонала и проведение обучения сотрудников (прием новых специалистов) для обеспечения необходимого уровня компетенций;

- определение достаточности ресурсов для трансформации научно-технологического потенциала в радикально новый продукт на этапе производства;

- разработка регламентов и стандартов организации с учетом проведенной модернизации и повышения гибкости производственных линий.

В результате реализации вышеуказанных процедур при производстве обеспечивается трансформация научно-технологического потенциала в радикально новый продукт с заданными техническими и экономическими характеристиками с конкурентоспособной ценой, используя созданное производство, обладающее высоким техническим уровнем.

Все вышеописанные процедуры, направленные на решение задачи трансформации научно-технологического потенциала на этапах жизненного цикла, призваны за счет его максимального использования обеспечить создаваемому радикально новому продукту высокую потребительскую ценность и конкурентную цену, позволяющие этому продукту оставаться на рынке в течение продолжительного периода времени.

Основная цель, достигаемая в результате трансформации научно-технологического потенциала и компетенций в радикальные свойства новой продукции, заключается в обеспечении высокого уровня конкурентоспособности, на который оказывает влияние результативность процессов на каждом этапе жизненного цикла.

При формировании методологии управления процессами создания радикально новой продукции необходимо опираться на определенные закономерности, сопровождающие процессы экономической деятельности. Вместе с тем методология управления процессами создания радикально новой продукции должна опираться и на новые экономические закономерности. Причем, если классические законы большинстве своем опираются на психологические и ретроспективные наблюдения и не учитывают различные факторы негативного воздействия, то новые, функционирующие в условиях цифровой экономики, должны быть описаны и обоснованы строго математически. Управление конкурентоспособностью экономического объекта, в том числе и радикально новой продукции, должно опираться на математически обоснованные положения и постулаты, методический инструментарий оценки конкурентоспособности продукции.

Под методологией управления процессами создания радикально новой наукоемкой продукции понимается система принципов комплексной деятельности по разработке, производству, выводу на рынок, обновлению и модернизации радикально новой продукции, обладающей вышеперечисленными свойствами.

Предметом методологии является радикально новая продукция, а субъектом деятельности, осуществляющим создание и производство радикально новой продукции, является высокотехнологичная организация, обладающая способностью спроектировать и произвести радикально новый продукт.

Общая схема реализации методологии создания радикально новой продукции, на которой отражены основные методы достижения высокого уровня ее конкурентоспособности в разрезе этапов жизненного цикла, представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Схема реализации методологии управления процессами создания радикально новой продукции

Источник: составлено автором.

Основным принципом методологии является использование системного подхода и реализация комплекса различных управленческих воздействий на процесс создания радикально новой продукции на всех его этапах: определение облика продукции, ее проектирование, подготовка производства, производство и т.д. Исходя из этого принципа формируются способы эффективного управления различными стадиями создания такой продукции и разрабатываются экономические инструменты, позволяющие осуществить прогнозирование потребностей мирового рынка в радикально новой продукции определенного вида, осуществить управление разработкой и производством продукции, осуществить ее вывод на рынок и коммерциализацию и др.

Основанная на взаимодействии методических инструментов и механизмов в рамках предлагаемой методологии практическая деятельность по регулированию процессов создания радикально новой продукции строится следующим образом. С помощью методов прогнозирования перспективных потребностей мирового рынка определяются требования к радикально новым характеристикам создаваемой продукции (технические характеристики, существенно превосходящие имеющиеся на рынке предложения конкурентов; первое применение для более эффективного решения существующих задач; соответствие ценовых характеристик возможностям покупателя; способность удовлетворять существующие на данный момент и перспективные потребности покупателей, занимая при этом высокую рыночную долю (доминирование на рынке); способность коренным образом трансформировать устоявшиеся шаблоны потребительского поведения и др.). Оценки характеристик радикально нового продукта в дальнейшем позволяют сформировать его технико-экономический облик, определить уровень конкурентоспособности как по существующим на рынке и перспективным образцам, а также определить конкурентную цену и сформировать план необходимых для создания продукции научных исследований и разработок.

На основании такого анализа формируется технологическая дорожная карта создания радикально новой продукции, на которой, в частности, устанавливаются требования к срокам создания необходимых технологических решений, за счет которых достигаются радикально новые характеристики продукции, а также определяются необходимые для этого объемы ресурсов (финансовых, информационных компетенций и др.). При формировании технологической дорожной карты создания радикально новой продукции учитываются различные факторы и риски, в результате действия которых могут увеличиться сроки или стоимость разработки продукции, а также измениться ее конкурентоспособность.

Сформированная технологическая дорожная карта разработки радикально новой продукции поступает на вход системы управления разработкой радикально новой продукции, в рамках которой определяется окончательный технико-экономический облик продукции с учетом необходимости достижения высокого уровня конкурентоспособности, а также формирования ее себестоимости на различных этапах жизненного цикла. Внутри системы управления разработкой радикально новой продукции формируется также ее ценовая конкурентоспособность, а также определяется ценовая политика продаж с учетом различных рисков. Также проводится оценка способности организации произвести радикально новый продукт и принимаются необходимые решения по развитию производственных компетенций. Таким образом, решение о выводе радикально новой продукции на рынок принимается на основе набора числовых параметров (конкурентоспособность, конкурентная цена, стоимость на различных этапах жизненного цикла, уровень рисков потери конкурентоспособности, способность произвести разработанный продукт и др.), определяемых методическим аппаратом методологии. Если эти числовые параметры будут сочтены недостаточными центром принятия управленческих решений, то система дает сигнал о необходимости корректировки технико-экономического облика продукции для достижения высоких значений конкурентоспособности, цены и других оценочных показателей.

Если возникает ситуация, когда конкурентоспособность не соответствует заданному уровню, следует принятие следующих управляющих воздействий в зависимости от условий на конкретной стадии жизненного цикла:

- если уровень конкурентоспособности технико-экономического облика недостаточный, рекомендуется произвести корректировки облика с целью повышения конкурентоспособности и создать новый облик с более перспективными характеристиками, позволяющими отнести продукцию к радикально новой;

- если выявлена недостаточность конкурентоспособности при проектировании продукции (ее цифрового двойника), рекомендуется принимать решение о внесении изменений в конструкцию, которые повысят конкурентные преимущества;

- если в ходе испытаний выявлено, что образец неконкурентоспособен, принимается решение о возврате к этапу проектирования и внесения корректировок, способствующих достижению соответствия заданному уровню конкурентоспособности;

- если определено, что на этапе подготовки производства ввиду использования, например, устаревшей оснастки снижается качество, повышается трудоемкость и риск брака, что приводит к снижению конкурентоспособности относительно заданного уровня, рекомендуется принимать комплексные решения в рамках всей производственной деятельности по совершенствованию подготовки производства, использованию более современной оснастки и других более эффективных решений;

- если потеря конкурентоспособности возникает на этапе производства, рекомендуется решать вопрос о его оптимизации и модернизации (в том числе о введении элементов бережливого производства, позволяющего сохранить ценовую конкурентоспособность и др.);

- если конкурентоспособность снижается на этапе эксплуатации, рекомендуется принимать решения либо о качественной модернизации существующей продукции, что повысит ее конкурентные преимущества, либо о создании новых образцов.

При этом процессы разработки радикально новой продукции на определенном этапе жизненного цикла считаются эффективными в том случае, если конкурентоспособность на текущем этапе соответствует уровню, позволяющему классифицировать продукцию как радикально новую.

Заключение

Рассмотренные выше процессы дают возможность руководителям организаций, опираясь на созданную методологию, осуществить прогнозирование выхода организации на траекторию опережающего развития за счет создания радикально новой продукции, способной создать новый рынок. Это обусловлено тем, что экономическая среда непрерывно меняется (изменяется конъюнктура рынка, появляются новые игроки, происходит научно-технический прогресс), и на практике своевременно получить достоверную информацию о влиянии факторов внешней среды достаточно сложно. В этой связи методология управления процессами создания радикально новой продукции должна быть выстроена таким образом, чтобы на основании неполной информации о факторах внешней среды своевременно принимать меры к поддержанию технологического уровня организации и технического уровня производства. Заблаговременное формирование запаса гибкости системы позволит реагировать на проявление негативных факторов внешней среды на ранней стадии и с высокой эффективностью. В качестве экономического инструмента можно использовать известные подходы из практики риск-менеджмента, например реагирование на слабые сигналы. Это позволит учесть вероятные тенденции внешней экономической среды в процессе планирования деятельности и спрогнозировать необходимость эволюционных и революционных изменений продуктовой стратегии организации.


Источники:

1. Белов М.В., Новиков Д.А. Структура методологии комплексной деятельности // Онтология проектирования. – 2017. – № 4(26). – c. 366-387. – doi: 10.18287/2223-9537-2017-7-4-366-387 .
2. Тюлин А.Е., Чурсин А.А., Элердова М.А., Юдин А.В. Создание радикально новой продукции и ее коммерциализация // Креативная экономика. – 2020. – № 7. – c. 1257-1278. – doi: 10.18334/ce.14.7.110697.
3. Богинский А.И., Грошева П.Ю., Ученов А.А., Юдин А.В. Методы поддержки принятия решений по созданию новой продукции на основе анализа потребительских ожиданий // Инновации и инвестиции. – 2019. – № 8. – c. 62-69.
4. Chursin R.A., Yudin A.V., Grosheva P.Yu, Filippov P.G., Butrova E.V. Tool for Assessing the Risks of R&D Projects Implementation in High-tech Enterprises // Workshop on materials and engineering in aeronautics: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Moscow, 2019. – p. 12005.– doi: 10.1088/1757-899X/476/1/012005 .
5. Grosheva P.Yu., Yudin A.V., Myakishev Yu.D. Risk-based forecasting methods of knowledge-intensive product life-cycle resource provision // International scientific workshop «mip engineering 2019: advanced technologies in material science, mechanical and automation engineering»: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Krasnoyarsk, 2019. – p. 42084.
6. Тюлин А.Е., Чурсин А.А., Грошева П.Ю., Юдин А.В. Теоретические основы закона управления опережающим развитием организации // Микроэкономика. – 2019. – № 1. – c. 5-12.
7. Tyulin A., Chursin A., Yudin A. Production capacity optimization in cases of a new business line launching in a company // Espacios. – 2017. – № 62. – p. 20.
8. Yudin A.V., Grosheva P.Y. Methodology for assessing the competitiveness of space services // Ii international scientific conference «advanced technologies in aerospace, mechanical and automation engineering»: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. Krasnoyarsk, 2020. – p. 12158.– doi: 10.1088/1757-899X/734/1/012158 .
9. Korneenko, V.P., Chursin, A.A., Yudin, A.V. Project-Management System for Optimizing Product Costs // Russian Engineering Research. – 2021. – № 1. – p. 49-52. – doi: 10.3103/S1068798X21010159.
10. Tyulin A.E., Chursin A.A., Drogovoz P.A., Yudin A.V. Researching the processes determining the dominance of unique products in sales markets // XLIV ACADEMIC SPACE CONFERENCE: dedicated to the memory of academician S.P. Korolev and other outstanding Russian scientists – Pioneers of space exploration: AIP Conference Proceedings. 2021.– doi: 10.1063/5.0035790.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:46