Цели реализации концепции устойчивого развития на разных уровнях экономической системы
Тагаров Б.Ж.1
1 Байкальский государственный университет, Россия, Иркутск
Скачать PDF | Загрузок: 17 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45600396
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В данной статье автор рассматривает сущность концепции устойчивого развития и ее эволюцию. Отмечено, что пандемия COVID-19 показала важность принятия принципов устойчивого развития мировым сообществом. Автором определены интересы субъектов, осуществляющих данный процесс, на разных уровнях экономической системы, в том числе на отраслевом и уровне международных интеграционных объединений. Сделан вывод о том, что на международном и национальном уровне целью реализации концепции устойчивого развития в большей степени является решение социальных и экологических проблем. На уровне отрасли и предприятия внедрение данной концепции выражается в появлении дополнительных издержек на соблюдение соответствующих норм.
Ключевые слова: устойчивое развитие, экономический рост, устойчивое развитие предприятия, устойчивое развитие региона, устойчивое развитие отрасли
JEL-классификация: Q00, Q01, O10
Введение
Вопрос о природе экономического развития и способах обеспечения его устойчивости был предметом исследования практически всех крупных направлений экономической мысли. Меркантилисты видели его источник в развитии внешней торговли. Физиократы считали, что рост благосостояния населения заключается в получении «чистого продукта», получаемого исключительно в сфере земледелия. А. Смит рассматривал в качестве главного фактора увеличения богатства страны рост производительности труда, который может быть достигнут за счет углубления его специализации, свободы торговли и расширения масштабов экономической системы. В теории К. Маркса расширенное воспроизводство основано на инвестировании накопления прибавочной стоимости в развитие производства. При этом К. Маркс разделял экстенсивное и интенсивное расширенное воспроизводство исходя из того, какие средства производства применяются капиталистами. В дальнейшем развитие экономики связывалось с развитием инноваций (теория Шумпетера), техническим прогрессом (модель экономического роста Ромера), человеческим капиталом (модель Удзавы Лукаса), качеством институтов (теория экстрактивных и инклюзивных институтов Аджемоглоу и Робинсона) и пр.
Вместе с тем, по мере развития общества, все большее внимание начинает уделяться влиянию экономического развития на социальные проблемы, а также на состояние окружающей среды. Постепенно ряд ведущих ученых и государственных деятелей приходят к пониманию того, что рост качества жизни населения в долгосрочном периоде не может быть обеспечен «чистым» рынком ( [1; 2] (Costanza, Folke, 1994; Pestel, 1988) и др.). Для его достижения необходима политика перераспределения доходов и учет экологических факторов, что в результате привело к появлению концепции «устойчивого развития», которая в настоящей момент становится доминирующей парадигмой в определении стратегии развития человечества в целом.
Целью настоящей работы является определение целей субъектов на каждом из уровней экономической системы, на которых рассматривается внедрение концепции устойчивого развития.
К научной новизне работы можно отнести выделение особенностей интересов субъектов, реализующих концепцию устойчивого развития на каждом из уровней экономической системы.
Концепция устойчивого развития
В 1972 году Римским клубом был опубликован доклад «Пределы роста», в котором была поднята и математически обоснована проблема ограниченности возможностей природы по обеспечению развития человеческой цивилизации при существующих темпах роста населения, производства, загрязнения окружающей среды и потребления природных ресурсов. Кроме того, в докладе было отмечено, что человечество в состоянии «контролировать тенденции роста для создания условий экологического и экономического равновесия» [3] (Medouz, Medouz, Randers, 1991).
В 1980 году Организация О2бъединенных Наций (ООН) [1], Международный союз охраны природы (МСОП) и Всемирный фонд дикой природы (WWF) опубликовали Всемирную стратегию сохранения природы, целью которой является задание ориентиров социально-экономического развития человеческого сообщества, основанных на сохранении природных ресурсов.
В 1982 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всемирная хартия природы, в которой было указано, что «… при разработке долгосрочных планов, касающихся экономического развития, роста численности населения и улучшения условий жизни необходимо должным образом учитывать возможности естественных систем по долгосрочному обеспечению существования и расселения указанного населения …» [4].
В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКСОР) выпустила доклад «Наше общее будущее». В нем была подчеркнута необходимость «устойчивого развития», заключающегося в учете интересов и потребностей будущих поколений при удовлетворении человечеством потребностей настоящего времени.
Похожее определение устойчивого развития было дано на конференции ООН по окружающей среде и развитию, прошедшей в Рио-де-Жанейро в 1992 году, где под данной концепцией подразумевали «такую модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких же возможностей для будущих поколений» [5]. Данную конференцию можно считать ключевым мероприятием с точки зрения определения практических шагов по реализации принципов устойчивого развития, поскольку на ней была принята «Повестка дня на XXI век», документ, содержащий в себе программу действий для отдельных государств в данной области. В последующие годы программа продолжала совершенствоваться и в 2012 году на Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио +20» члены ООН снова признали ее основные постулаты и подписали программу «Будущее, которого мы хотим».
В дальнейшем понятие «устойчивое развитие» было расширено исследователями и стало включать в себя не только принцип развития общества в гармонии с природой, но и принцип гуманности, в частности, развитие человеческого капитала, борьбу с бедностью, неравенством, дискриминацией и пр. Так, Р. Костанца и К. Фольке выделили три иерархически взаимосвязанные проблемы, с решением которых связано устойчивое развитие [6] (Gizatullin, Troitskiy, 1998):
1. Поддержание устойчивого масштаба экономики, позволяющего не наносить ущерб окружающей среде.
2. Достижение справедливого распределения ресурсов природы и общества между социальными группами, разными поколениями, а также между людьми и другими биологическими видами.
3. Достижение эффективного распределения природных ресурсов во времени с учетом их запасов и возможностей окружающей среды.
В результате современное понимание концепции устойчивого развития трех аспектов человеческой жизнедеятельности (экономического, социального и экологического) получило выражение в Целях устойчивого развития ООН, указанных в резолюции «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятой на саммите Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году. Приведем некоторые из них [7]:
- повсеместная ликвидация нищеты во всех ее формах;
- обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек;
- сокращение неравенства внутри стран и между ними;
- принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями;
- сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития и пр.
В настоящее время в связи с последствиями пандемии COVID-19 актуальность сотрудничества в области устойчивого развития увеличилась, причем как на международном уровне, так и внутри отдельных стран. По результатам 2020 года реальный мировой ВВП уменьшился примерно на 4 % (в России падение ВВП составило также 4 %). Уровень крайней бедности в мире может увеличиться до 8,6 % (до пандемии был прогноз – 7,8%) [8]. (Andreeva, Bychkov, Feoktistova, 2021)
В целом пандемия (еще не закончившаяся) и борьба с ней еще раз «подчеркнули», что:
1. Человечество – это единая система и большие социальные и экологические проблемы эффективно можно решить только сообща, выработав единую стратегию поведения и объединив ресурсы.
2. Без помощи бедным странам (борьбы с бедностью, развития здравоохранения и образования, экономии земли и воды и пр.) нельзя добиться устойчивого развития человеческого сообщества в целом.
3. Природа, социальная среда и экономика тесно связаны друг с другом и проблемы в одной сфере могут сильно повлиять на остальные.
4. Подобные глобальные проблемы необходимо решать на всех уровнях социально-экономической системы одновременно. И позиция частных компаний в вопросе сохранения рабочих мест в условиях пандемии стала во многом важнейшим фактором социальной стабильности [9] (Zaydelman, 2020).
Уровни реализации концепции устойчивого развития
Исследователи и политики, в качестве объекта применения концепции устойчивого развития рассматривают социально-экономические системы разного масштаба. С точки зрения реализуемых целей можно их можно разделить на следующие уровни: мир в целом, государство, регион, национальная отрасль, предприятие. Рассмотрим каждый из них и определим особенности интересов соответствующих субъектов на отдельных уровнях.
Мир в целом. Международные организации занимаются проблемой устойчивого развития на уровне человеческой цивилизации в целом. Главную координирующую роль в межстрановом взаимодействии в данной сфере играет ООН, на конференциях которой были озвучены основополагающие принципы Концепции устойчивого развития. В процесс внедрения в жизнь данных принципов в настоящий момент вовлечены практически все влиятельные надгосударственные институты: ООН (Программа развития ООН, Программа по окружающей среде и др.), Всемирная торговая организация, Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация по стандартизации, Организация экономического сотрудничества и развития и др.
Основными целями, которые преследуются на данном уровне, являются:
1.Определение принципов устойчивого развития, долгосрочных целей устойчивого развития и стратегии их достижения.
2. Решение проблемы безбилетника и отрицательных экстерналий на международном уровне, препятствующей соблюдению участниками мирового сообщества стандартов устойчивого развития. Внедрение принципов устойчивого развития практически всегда связано с определенными издержками, которые приходится нести отдельным государствам, а выгоду от, например, борьбы с выбросами, получает весь регион или даже мир. Поэтому без соответствующих международных соглашений реализовать данную политику невозможно.
3. Помощь развивающимся странам в реализации принципов устойчивого развития. В развитых странах общество предъявляет относительно высокий спрос на защиту окружающей среды и перераспределение доходов как в пользу бедных слоев населения, так и в пользу будущих поколений. Но чем ниже уровень экономического развития страны, тем подобный спрос меньше.
Международные интеграционные объединения. Страны, имеющие общие интересы в силу географической близости или важности определенного рынка, могут создавать международные союзы. Подобные интеграционные объединения помогают снизить трансакционные издержки, связанные с перемещением капитала, товаров и трудовых ресурсов, что создает экономическую выгоду для их участников. К ним можно отнести такие региональные международные объединения, как Европейский союз, USMСA (торговое соглашение между США, Канадой и Мексикой), Евразийский экономический союз, БРИКС и др.
В большинстве случаев интеграция преследует экономические и политические цели [10] (Butorina, 2020). Объединения в какой-то мере противопоставляют себя остальному миру, в этом плане усиливая экономическую устойчивость своих членов за счет повышения эффективности торговли, экономии от масштаба и пр.
Помимо этого международные интеграционные объединения решают вопросы, связанные с социальным и экологическим аспектами устойчивого развития. Актуальность такого механизма возникает в тех случаях, когда проблемы имеют локальный характер и особо остро проявляют себя при взаимодействии нескольких, как правило, близлежащих государств. Это определяет круг интересов таких союзов в области устойчивого развития:
1. Увеличение масштабов рынка труда за счет снижения барьеров для легальной трудовой миграции, унификации трудового права и системы образования, а также решения проблем культурного взаимодействия. Вкупе с увеличением масштаба экономической системы в целом расширение рынка труда может повысить уровень жизни, способствовать решению проблемы бедности и пр.
2. Решение социальных и экологических проблем, выходящих за рамки возможностей отдельного государства. В частности, помощь относительно «бедному» соседу может входить в сферу интересов более развитой в экономическом плане страны, поскольку его проблемы порождают отрицательные экстерналии. В этом случае сильная страна может помочь бедной в обмен за соблюдение той определенных принципов устойчивого развития.
Государство. Большинство стран мира принимают все более активное участие в реализации Концепции устойчивого развития. В зависимости от специфики и уровня социально-экономического развития страны, ее территории, численности населения и прочих факторов цели разных государств в данной области могут довольно сильно различаться. В частности, интересы развитых стран направлены в большей степени на экологический и социальный аспекты устойчивого развития, страны же развивающиеся нуждаются, в первую очередь, в достижении устойчивого экономического роста.
На этом уровне можно выделить две группы целей:
1. Приведение в соответствие внутренних норм и стандартов с международными требованиями с наименьшими потерями для экономики.
2. Достижение своих целей по всем аспектам устойчивого развития с учетом интересов населения страны.
Что касается России, то еще в 1996 году президент Российской Федерации утвердил Концепцию перехода страны к устойчивому развитию, в которой была обозначена необходимость сохранения окружающей среды и природных ресурсов при решении социально-экономических задач. В настоящее время меры, направленные на достижение целей устойчивого развития в нашей стране, встроены в национальные проекты и государственные программы. На Конференции «Рио+20» позиция правительства РФ в рамках концепции устойчивого развития включила с себя борьбу с бедностью и создание новых рабочих мест при ориентации на экономику знаний [11] (Morkovkin, 2014).
В Указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [12] определены следующие целевые показатели:
1. Снижение уровня бедности в два раза по сравнению с данным показателем в 2017 г.
2. Создание системы обращения с твердыми коммунальными отходами, позволяющей снизить их вывоз на полигоны в два раза.
3. Снизить загрязняющие выбросы, негативно влияющие на здоровье человека и окружающую среду, в два раза.
Регион и муниципальный уровень. В 1994 году на Европейской конференции по устойчиво развивающимся городам (г. Ольбург, Дания) была принята Хартия европейских городов «Вперед к устойчивости», которую подписали более чем 120 городов, в которой было обозначено, что «социальная справедливость обязательно должна основываться на устойчивости экономического развития и праве на экономическое равенство, что требует устойчивости состояния окружающей среды» [13] (Tishin, 2015).
В принципе, на данном уровне большинство авторов постулируют цели устойчивого развития, схожие с целями международного и национального уровня, и анализируют регион с соответствующей точки зрения. В частности, М. Багайников рассматривает регион, как «антропоэкосистему, которая может быть представлена как геоструктура, в которой взаимодействуют формирующие ее факторы: природа, население, культура, религия, социально-экономическое положение, хозяйство и т. п.» [14] (Bagaynikov, 2017). В статье Е. Третьяковой дается следующее определение устойчивого развития региона: «…представляет собой социо-эколого-экономически сбалансированное развитие, в котором каждая из его компонент равноценна по значимости, при котором общественный прогресс сопровождается ростом экономического благосостояния и сохранением качества окружающей среды» [15] (Tretiakova, Mirolyubova, Myslyakova, Shamova, 2018).
Тем не менее, на данном уровне есть свои отличительные черты. Особенности проведения политики устойчивого развития на уровне отдельного региона и муниципального образования состоят в необходимости учета природно-экономической специфики территории и местных институтов, что требует использования не столько стандартов, сколько точечных мер воздействия. Кроме того, необходимо учитывать конкуренцию между территориями, прежде всего, за капитал и человеческие ресурсы. В частности, в России, при разработке концепции устойчивого развития субъекта Федерации должны обязательно быть приняты во внимание как проблемы социально-экономического неравенства между муниципальными образованиями внутри региона, так и между регионами [16] (Sokolova, Kazantseva, 2020), особенности традиционной культуры в национальных республиках [17] (Kuryshov, Kuryshova, 2020) и пр. В связи с этим, рассматривая проблемы устойчивого развития на уровне отдельных территорий, нельзя не упомянуть результаты исследований нобелевского лауреата по экономике Э. Остром [18] (Ostrom, 2011), которые говорят о невозможности достижения эффективного и бережливого использования местных ресурсов при жестко централизованной системе управления, не учитывающей особенностей отношений в местном сообществе.
Отрасль. На уровне отрасли анализ применения принципов Концепции устойчивого развития в научной литературе встречается реже, чем на уровне страны или предприятия. Как правило, исследуя развитие отдельных отраслей, авторы предпочитают использовать термин «Конкурентоспособность», то есть, по сути, сосредотачиваются на экономическом аспекте развития. Например, О. Акулич под конкурентоспособностью отрасли понимает «отражающее специфику конкретной отрасли динамическое свойство, основывающееся на конкурентных преимуществах составляющих ее предприятий, организаций инфраструктуры и институтов управления, выражающееся в ее способности принимать участие в конкурентной борьбе в определенный период и на определенном рынке» [19] (Akulich, 2011). М. Портер предлагает определять конкурентоспособность отрасли, как обладание конкурентными преимуществами по отношению к зарубежным конкурентам [20] (Porter, 2005).
Подобный акцент объясняется рыночной направленностью функционирования предприятий отрасли, а также отсутствием ее «привязки» к конкретному региону (за некоторыми исключениями). Тем не менее, принятие принципов устойчивого развития правительством страны требует учета определенных экологических и социальных параметров, а также самой идеи данной концепции в целом при разработке государственных программ, связанных с развитием определенных отраслей. То есть все субъекты, оказывающие влияние на функционирование какой-либо отрасли будь то государственные органы власти или предпринимательские сообщества, теперь должны рассматривать развитие национальной отрасли с этой позиции.
Предприятие. Сочетание экономического, социального и экологического аспектов должно реализовываться не только на уровне мирового сообщества и государства, но и на уровне отдельных предприятий. Главным отличием данного уровня является преобладание экономических интересов в поведении субъекта. По сути, для отдельного предприятия внедрение концепции устойчивого развития выражается в появлении еще одного фактора внешней среды, который нужно учитывать в своей деятельности. Подходы, учитывающие исследуемую концепцию, также имеют место. Е. Манцева и Е. Магарил понимают устойчивое развитие предприятия как «процесс непрерывной корректировки значимых для предприятия показателей (критериев), характеризующих экономическую, социальную, экологическую или иную составляющую деятельности предприятия, до уровня, позволяющего максимально эффективно и долгосрочно использовать имеющиеся ресурсы без нанесения ущерба природной среде и интересам текущего и будущих поколений» [21] (Matsneva, Magaril, 2012). Очевидно, что в подобном подходе предприятие рассматривается как объект управления со стороны, например, государства, который должен преследовать не столько свои, сколько общественные цели.
Поэтому устойчивое развитие на уровне предприятия (с позиции его собственника), прежде всего, заключается в обеспечении его конкурентоспособности в долгосрочном развитии. Под этим можно понимать, например, «непрерывный процесс приведения экономической системы предприятия в соответствие с требованиями рынка, выражающийся в обеспечении конкурентоспособности на основе повышения инновационного потенциала [22] (Kolosova, 2011).
Подводя итоги, покажем цели устойчивого развития на разных уровнях в таблице 1.
Таблица 1
Цели устойчивого развития на разных уровнях
№
|
Уровень
|
Цели
|
1
|
Мировое
сообщество
|
Политику
устойчивого развития инициируют, в первую очередь, развитые страны с целью
удовлетворения спроса общества на борьбу с экологическими и социальными
проблемами, решения проблемы межстрановых экстерналий и помощи развивающимся
странам
|
2
|
Международные
интеграционные объединения
|
|
3
|
Государство
|
Цели
отдельных стран зависят от уровня их собственного развития. В целом они
заключаются в следующем: приведение в соответствие внутренних норм и
стандартов с международными требованиями с наименьшими потерями для экономики
и достижение национальных целей, определяемых спецификой страны
|
4
|
Регион
и муниципальный уровень
|
Целями
региональных и местных властей как государства в целом является обеспечение
соблюдения стандартов устойчивого развития, установленных вышестоящими
органами управления, а также развитие региона и муниципальных образований в
соответствии с их отличительными особенностями
|
5
|
Национальная
отрасль
|
Вопросами
управления устойчивым развитием отрасли занимаются как органы власти (на всех
уровнях), так и отраслевые сообщества. Цели здесь заключаются в обеспечении
качественного роста отрасли в долгосрочном периоде в условиях международной
конкуренции и конкуренции со стороны других отраслей с учетом стандартов
устойчивого развития
|
6
|
Предприятие
|
Целью
предприятия является обеспечение конкурентоспособности и роста в долгосрочном
периоде в условиях ограничений, наложенных региональными, национальными и
международными стандартами устойчивого развития
|
Исходя из рассмотрения вышеуказанных уровней можно сделать вывод о том, что, устойчивое развитие на низких уровнях – вопрос выгоды и издержек на соответствие нормам, на высоких – вопрос общественных и политических интересов.
Заключение
По мере развития общества на смену концепции экономического развития пришла концепция устойчивого развития, предполагающая соответствие экономического роста возможностям окружающей среды, ее защиту, а в дальнейшем и борьбу с бедностью, социальное равенство и пр.
Хотя основные принципы данной концепции разрабатываются международными надгосударственными организациями, реализуются они на разных уровнях: мир в целом, национальный уровень, региональный уровень, отраслевой уровень, уровень предприятия.
Интересы субъектов на каждом из уровней различаются: на международном уровне, в первую очередь, реализуются интересы мировых лидеров, задаются общие принципы устойчивого развития, решаются проблемы межстрановых экстерналий и помощи развивающимся странам. На уровне государства исследуется достижение национальных целей, определяемых спецификой страны, в рамках приоритетов и ограничений, наложенных мировым сообществом. На уровне отдельной территории устойчивое развитие рассматривается с учетом ее природных и экономических особенностей, а также сложившихся социальных институтов. На уровне отрасли и предприятия приоритетной является экономическая составляющая устойчивого развития. Экологические и социальные аспекты на данном уровне выступают фактором внешней среды, порождающим издержки.
[1]В рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП).
Источники:
2. Пестель Э. За пределами роста. - М.: Прогресс, 1988. – 268 c.
3. Медоуз Д.Х., Медоуз Д.Л., Рандерс Й. Пределы роста. - М.: Изд-во МГУ, 1991. – 205 c.
4. ООН: Всемирная хартия природы. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/charter_for_nature.shtml (дата обращения: 11.03.2021).
5. ООН: Повестка дня на 21 век. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 11.03.2021).
6. Гизатуллин Х.Н., Троицкий В.А. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма // Общественные науки и современность. – 1998. – № 5. – c. 124-130.
7. ООН: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (дата обращения: 11.03.2021).
8. Андреева Е. И., Бычков Д. Г., Феоктистова О. А. COVID-19 и антикризисная социальная поддержка // Финансовый журнал. – 2021. – № 1. – c. 28-38.
9. Зайдельман О. Влияние COVID-19 на устойчивое развитие компаний // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-1. – c. 245-248. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-00009.
10. Буторина О. В. Сужение Европейского союза и потенциал интеграции // Современная Европа. – 2020. – № 2. – c. 20-32.
11. Морковкин Д. Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития экономики территорий // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 1 (7). – c. 4-11.
12. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 11.03.2021).
13. Тишин В. Г. Устойчивое развитие регионов: роль и место управления рисками в этом процессе. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. – 276 c.
14. Багайников М. Л. Автотрофность как императив социально-экономического развития региона // Известия Байкальского государственного университета. – 2017. – № 3. – c. 359-365. – doi: 10.17150/25002759.2017.27(3).359-365.
15. Третьякова Е.А., Миролюбова Т.В., Мыслякова Ю.Г., Шамова Е.А. Методический подход к комплексной оценке устойчивого развития региона в условии экологизации экономики // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2018. – № 4. – c. 651-669.
16. Соколова Л. Г. Казанцева И. И. Оценка резервного потенциала для стратегического планирования социально-экономического развития региона // Известия Байкальского государственного университета. – 2020. – № 4. – c. 541-550. – doi: 10.17150/2500-2759.2020.30(4).541-550.
17. Курышов А.М., Курышова И. В. Эволюция природоохранных традиций бурят и эвенков Байкальской Сибири как составная часть трансформации традиционного хозяйства // Историко-экономические исследования. – 2020. – № 2. – c. 202-227. – doi: 10.17150/23082488.2020.21(2).202-227.
18. Остром Э. Управляя общим. Эволюция институтов коллективной деятельности. - М.: Мысль, 2011. – 445 c.
19. Акулич О. В. Методологическая аргументация определения конкурентоспособности отрасли // Известия ИГЭА. – 2011. – № 3 (77). – c. 86-89.
20. Портер М. Конкуренция. - М.: Вильямс, 2005. – 602 c.
21. Мацнева Е. А., Магарил Е. Р. Устойчивое развитие промышленного предприятия: понятие и критерии оценки // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2012. – № 5. – c. 25-33.
22. Колосова Т.В. Обеспечение устойчивого развития предприятия на основе повышения его инновационного потенциала. / автореф. … дисс. канд. экон. наук. - Нижний Новгород, 2011. – 44 c.
Страница обновлена: 30.11.2024 в 13:46:38