Влияние развития сферы услуг на уровень доходов ее работников
Исхакова С.А.1
1 Самаркандский институт экономики и сервиса, Россия, Самарканд
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 2 (Февраль 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44927524
Цитирований: 2 по состоянию на 26.03.2022
Аннотация:
В статье определяется роль сферы услуг в социально-экономическом развитии страны и обосновывается наличие взаимосвязи между динамикой развития сферы услуг и увеличением доходов занятого в ней населения. Отмечено то, что развитие сферы услуг, расширение видов услуг, оптимизация отраслевой структуры сферы услуг является одним из стратегических направлений повышения доходов занятых в сфере.
Ключевые слова: постиндустриальное общество, экономика, сфера материального производства, услуги, сфера услуг, структура отраслей сферы услуг, доходы населения, заработная плата
JEL-классификация: J31, J33, J38
Введение
Характерной особенностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор экономики. По данным Всемирного банка, в 2019 году доля сектора в валовом внутреннем продукте развитых стран составляет 74%, в общей численности занятых 70–75% и в общем количестве предприятий 90–95% [11]. Уровень развития сферы услуг стал определяющим фактором обеспечения высокого качества жизни населения и ускорения темпов экономического роста. Реализация огромного потенциала сферы услуг способна превратить ее в надежный источник устойчивого экономического роста и снизить зависимость последнего от внешнеэкономической конъюнктуры. Особо следует подчеркнуть ее абсорбирующие способности в отношении рабочей силы, большое значение в решении проблем обеспечения занятости и, следовательно, повышения доходов трудоспособного населения. Для Республики Узбекистан, где давление демографических факторов на рынок труда очень высокое, сильно возрастает социальная значимость сферы услуг. На современном этапе социально-экономического развития в Узбекистане нельзя переоценить роль сферы услуг в решении таких насущных задач, как снижение безработицы среди населения, повышение доходов населения и семей [2].
Учитывая все это, в настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание государственному регулированию сферы услуг. Ее развитие является одним из приоритетных направлений Стратегии действий в Республике Узбекистан.
Перспективы развития сферы услуг во многом зависят от того, насколько стимулируются труд и предпринимательская деятельность в данном секторе, как оплачивается труд занятых в нем работников.
В связи с этим перед экономической наукой и учеными страны стоит важнейшая задача по изучению различных аспектов развития сферы услуг. В настоящее время имеется ряд работ, посвященных отдельным проблемам развития сферы услуг. В частности, в исследованиях ученых-экономистов стран Содружества Независимых Государств З.И. Беликиной, О.А. Балаевой, Т.Д. Бурменко, М.Д. Предводителевой, Е.А. Разомасовой, M.M. Хайкина и др. рассмотрены проблемы развития сферы услуг и ее влияние на уровень жизни населения. Теоретико-методологические проблемы развития сферы услуг изучаются также в трудах ученых-экономистов Узбекистана. В частности, можно перечислить работы К.Х. Абдурахмонова, М.М. Мухаммедова, М.К. Пардаева, И.С. Тухлиева, Э.С. Файзиева и других. Однако вопросы взаимовлияния между уровнем развития сферы услуг и уровнем доходов работников в этой сфере практически не исследованы.
В этой связи представляется актуальным изучение вопросов влияния развития сферы услуг на доходы населения, занятого в данной сфере. Целью настоящей работы является выявление взаимосвязей между динамикой развития сферы услуг и увеличением доходов работников сферы услуг и разработка научных предложений и практических рекомендаций, направленных на повышение доходов работников.
Научная новизна состоит в оценке влияния развития сферы услуг на доходы работников сферы, в обосновании перспектив повышения роли сферы услуг в формировании заработной платы работников сферы на основе определения научно обоснованных прогнозных показателей развития сферы услуг на 2019–2026 годы.
Гипотеза исследования. Развитие сферы услуг, расширение видов услуг, оптимизация отраслевой структуры сферы услуг является одним из стратегических направлений повышения доходов занятых в сфере.
В процессе исследования были использованы такие методы научного познания, как анализ и синтез, ситемный, сравнительный и факторный анализ, эконометрическое моделирование, перспективное прогнозирование и др.
В последние годы сфера услуг характеризуется особым динамизмом развития и качественными изменениями как важная отрасль экономики. Стремительное развитие сферы услуг является одним из приоритетных направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан [1]. Стоит отметить, что в результате успешной реализации Государственной программы развития сферы услуг на 2016–2020 годы ускорился количественный рост субъектов отрасли, улучшилась отраслевая структура сферы, расширились виды услуг, формируется современный и качественный рынок услуг. В годы независимости сфера услуг в Узбекистане развивалась быстрыми темпами. Стоит отметить, что в структуре ВВП Узбекистана за 1990–2019 годы доля сферы услуг увеличилась с 33,8 процента до 35,5 процента, а также доля занятого населения в сфере услуг в общей численности занятого населения в экономике увеличилась с 35,6 процента до 50,5 процента [9].
Опережающими темпами развиваются информационно-коммуникационные, банковские, страховые, лизинговые, туристско-экскурсионные и другие, свойственные современной высокотехнологичной и рыночной экономике виды услуг. В частности, услуги связи и информатизации за 2010–2018 годы со среднегодовым темпом роста в 20–21 процентов, выросли в 4,9 раза [9]. Развитие телекоммуникационных сетей, компьютеризация и информационные технологии привели к увеличению количества таких видов услуг, как мобильная связь, высокоскоростной интернет, кабельное телевидение, связь. Развитие современных видов услуг, таких как дистанционное банковское обслуживание, платежи по кредитным картам, интернет-торговля привело к увеличению объема финансовых услуг в 2010–2018 годах в 9,2 раза [9]. Также все большую популярность среди населения приобретают современные виды услуг, основанные на высоких технологиях по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственной техники, автомобилей и технологического оборудования. Следует также подчеркнуть, что появляются новые торговые центры, предприятия общественного питания, увеличивается количество гостиниц, увеличиваются виды образовательных услуг, расширяется выбор в сфере отдыха и т.д. Большое влияние развитие сферы услуг на повышение доходов населения и повышение качества его жизни делает необходимым выявление перспективных направлений развития этой сферы, рационализацию отраслевой структуры сферы на основе ускоренного развития и совершенствование деятельности хозяйствующих субъектов, входящих в состав сферы.
Необходимость увеличения объема услуг в ближайшем и отдаленном будущем в Узбекистане ускоренными темпами мы обосновали следующим образом:
Во-первых, с точки зрения использования эффективных источников при формировании ВВП, сфера услуг считается достаточно значимой. Причина в том, что валовая добавленная стоимость в производстве товаров в настоящее время составляет 42%, а в секторе услуг – 63% [9]. Из этого следует, что при том же объеме валового производства товаров и услуг в сфере услуг создается в 1,5 раза больше добавленной стоимости. Поэтому неизбежно, что развитие сферы услуг темпами, превосходящими сферу материального производства, даст большой положительный результат в решении задачи обеспечения стабильно высоких темпов роста валового внутреннего продукта, предусмотренных Стратегией действий в Узбекистане.
Во-вторых, с точки зрения увеличения денежных доходов населения необходимо также развивать сферу услуг. Следует также отметить, что доход в определенной степени ограничен при оценке спроса на услуги. Это связано с тем, что пока объем услуг на душу населения в республике значительно мал. Сравнительный анализ официальных статистических данных показывает, что в развитых странах этот показатель составляет 30–45 тысяч долларов США, в нашей республике – чуть более 700 долларов (табл. 1). Особенно низок объем услуг на душу населения в сфере образования и здравохранения. Например, по статистическим данным 2019 года, объем образовательных услуг в Узбекистане составил 7164,9 млрд сумов, доля услуг в общем объеме – 3,6 процента.
Таблица 1
Объем услуг на душу населения в странах мира в 2019 году (в долларах США)
Отрасли сферы
услуг
|
Объем услуг на душу населения
| |||||||
США
|
Германия
|
Россия
|
Узбекистан [1]
| |||||
Объем, в долларахСША
|
Уд.
вес, в % |
Объем, в долларах
США |
Уд.
вес, в % |
Объем, в долларах
США |
Уд.
вес, в % |
Объем, в долларах
США |
Уд.
вес, в % | |
Торговля
и общественное питание
|
9168,1
|
19,2
|
5526,6
|
16,0
|
2364,9
|
35,0
|
162,4
|
22,8
|
Образование
|
9406,3
|
19,7
|
7264,9
|
21,0
|
666,5
|
9,9
|
21,1
|
2,9
|
Здравоохранение
|
7,5
|
1,1
| ||||||
Транспорт
|
4226,9
|
8,9
|
3164,4
|
9,1
|
935,2
|
13,8
|
178,9
|
25,2
|
Связь
и информационные услуги
|
40,6
|
5,7
| ||||||
Финансовые
услуги
|
19288,8
|
40,4
|
14440,6
|
41,7
|
1289,9
|
19,1
|
76,7
|
10,8
|
Государственные
услуги
|
2917,1
|
6,1
|
2183,9
|
6,3
|
1117,9
|
16,5
|
-
|
-
|
Другие
услуги
|
2738,5
|
5,7
|
2050,2
|
5,9
|
387,0
|
5,7
|
224,1
|
31,5
|
В целом по сфере |
47745,7
|
100
|
34630,6
|
100
|
6761,3
|
100
|
711,3
|
100
|
Источник: Рейтинг стран мира по объему услуг на душу населения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm (дата обращения 27.01.2021).
В-третьих, доля услуг в валовом внутреннем продукте в Узбекистане (35,5 процентов) значительно ниже показателей развитых стран (75–80 процентов). Согласно научным воззрениям настоящего времени (например, согласно теории постиндустриального общества У. Ростоу, Д. Белла, Р. Арона, Э. Тоффлера, Дж. Гельбрейта и др.) доля услуг в валовом внутреннем продукте страны должна доминировать [4]. Для того чтобы вывести этот показатель на уровень среднего показателя развитых стран, необходимо резко увеличить темпы его роста (табл. 2). Увеличение доли сферы услуг в валовом внутреннем продукте страны имеет большое значение для Узбекистана, который стремится в будущем занять место в ряду развитых стран.
Таблица 2
Доля услуг в ВВП в странах мира в 2019 году (в процентах)
Отрасли сферы услуг
|
Доля услуг в ВВП
| |||
США |
Германия |
Россия |
Узбекистан | |
Торговля
и общественное питание
|
15,4
|
12,4
|
22,0
|
9,5
|
Образование
|
15,8
|
16,3
|
6,2
|
1,4
|
Здравоохранение
|
0,6
| |||
Транспорт
|
7,1
|
5,6
|
8,7
|
10,6
|
Связь
и информационные услуги
|
2,1
| |||
Финансовые
услуги
|
32,4
|
29,0
|
12,0
|
6,6
|
Государственные
услуги
|
4,9
|
6,0
|
10,4
|
-
|
Другие
услуги
|
4,6
|
-
|
3,6
|
14,9
|
Всего
|
80,2
|
69,3
|
62,9
|
35,5
|
В
сфере материального производства
|
19,8
|
30,7
|
37,1
|
64,5
|
В четвертых, неравномерность развития сферы услуг в регионах республики. Наиболее развитыми регионами в 2019 году являлись Ташкентская, Бухарская, Наваинская области и город Ташкент. Самый низкий уровень развития сферы услуг отмечен в Наманганской, Кашкадарьинской, и Сурхандарьинской областях (табл. 3).
Таблица 3
Территориальная структура услуг на душу населения в Узбекистане в 2010–2019 годах (в тыс. сумах)
Регионы
|
Годы
|
Изменение (2019 год
к 2010 году) | |||
2010
|
2015
|
2017
|
2019
| ||
Республика
Узбекистан
|
911,7
|
2407,6
|
3668,3
|
5768,2
|
+4856,5
|
Республика
Каракалпакстан
|
325,4
|
1345,7
|
1973,5
|
3010,4
|
+2685,0
|
Андижан
|
439,7
|
1411,8
|
2218,6
|
3165,3
|
+2725,6
|
Бухара
|
563,4
|
1816,4
|
2919,4
|
4406,3
|
+3842,9
|
Джиззак
|
358,1
|
1275,5
|
1927,5
|
3148,8
|
+2790,7
|
Кашкадарья
|
380,8
|
1215,5
|
1879,0
|
2710,7
|
+1492,2
|
Наваи
|
783,6
|
2363,1
|
3228,5
|
5115,9
|
+4332,3
|
Наманган
|
394,5
|
1222,0
|
1868,2
|
2785,0
|
+2390,5
|
Самарканд
|
458,6
|
1365,0
|
2263,5
|
3331,5
|
+2872,9
|
Сурхандарья
|
375,2
|
1291,8
|
1802,6
|
2685,8
|
+2310,6
|
Сирдарья
|
423,2
|
1254,5
|
1981,2
|
3253,6
|
+2830,4
|
Ташкент
|
890,7
|
2422,9
|
3285,3
|
4988,8
|
+4098,1
|
Фергана
|
411,0
|
1342,2
|
2116,1
|
3142,9
|
+2731,9
|
Хорезм
|
479,9
|
1266,3
|
2035,7
|
3113,5
|
+2633,6
|
г.Ташкент
|
3859,6
|
9657,5
|
15815,0
|
25881,1
|
+22021,5
|
В дальнейшем должны быть приняты меры по приближению показателей в этих регионах к среднему уровню по республике на основе устранения недостатков и препятствий в организации услуг в этих регионах.
В пятых, слабое развитие сферы услуг в сельской местности республики. В 2017 году только 21,7 процента от общего объема рыночных услуг приходилось на сельское население, а доля бытовых услуг, приходяшаяся на них, составляла 41,6 процента. Если учесть тот факт, что около половины населения Республики (49,3 процента) проживает в сельской местности, то очевидно, что эта цифра очень низкая [7,с.186]. В Стратегии действий поставлена задача устранения существующих расхождений между условиями жизни городского и сельского населения, а выполнение этой задачи делает необходимым ускооренное развитие сферы услуг в сельских местностях по сравнению с городом.
В шестых, в республике доля услуг в структуре потребительских расходов населения очень низкая. В 2017 году только 20 процентов потребительских расходов пришлось на услуги. Этот показатель значительно ниже соответствущего показателя развитых стран (табл. 4).
Таблица 4
Доля услуг в потребительских расходах населения в странах мира в 2016 году (в процентах)
Доля услуг в потреблении
| |||
США |
Германия |
Россия |
Узбекистан |
70,2
|
62,9
|
45,3
|
20,0
|
В седмых, среднемесячная заработная плата в отраслях данного сектора также значительно ниже, чем в развитых странах. В развитых странах средняя заработная плата работников сферы услуг составляет 4500–4600 долларов, в то время как в Узбекистане этот показатель составляет 220 долларов (табл. 5).
Результаты анализа, проведенного с целью определения уровня развития сферы услуг в республике, уровня обеспеченности населения различными видами услуг, показали обилие неиспользованных возможностей для развития сферы услуг в республике. Мы рекомендуем два пути развития сферы услуг в республике: первый –это эффект масштаба, второй –повышение качества услуг, увеличение объема и улучшение отраслевой структуры сферы услуг.
Таблица 5
Средняя заработная плата в отраслях сферы услуг в странах мира в 2019 году (в долларах США)
Отрасли сферы услуг
|
Средняя заработная плата
| |||
США
(1160,0) |
Германия
(1678,0) |
Россия
(174,0) |
Узбекистан
(25,0) | |
Торговля
и общественное питание
|
4760
|
4234
|
453
|
281
|
Образование
|
3550
|
4970
6093 |
442
462 |
169
|
Здравоохранение
|
149
| |||
Транспорт
|
3760
5670 |
6292
6216 |
572 |
|
Связь
и информационные услуги
|
343
| |||
Финансовые
услуги
|
5540
|
6290
|
1145
|
405
|
Государственные
услуги
|
3263
|
4438
|
-
|
-
|
Другие
услуги
|
3080
|
-
|
-
|
-
|
В целом по сфере |
4580
|
4576
|
560
|
219 |
В качестве перспективных сегментов рынка услуг можно выделить транспортные, туристические, образовательные услуги, услуги здравоохранения, а также услуги в области компьютерных и информационных коммуникаций (ИКТ). Исследования показали, что от 30 до 50 процентов роста ИС можно отнести на счет развития и распространения информационно-коммуникационных технологий. Исследования показали, что от 30 до 50 процентов роста ВВП могут быть обеспечены развитием и распространением информационно-коммуникационных технологий [6]. В области вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий наша страна продемонстрировала свою конкурентоспособность на мировом рынке, в этой области имеется большое количество квалифицированных кадров. Но на мировой рынок она выходит как импортер этих видов услуг. Если будут созданы соответствующие правовые, налоговые и финансовые условия, мы сможем занять значительное место в области создания программного обеспечения и на мировом рынке компьютерных технологий, несмотря на то, что мы несколько отстаем в области технического оснащения. В этом отношении пример Индии поучителен, она значительно отстает по уровню информатизации общества, но сейчас экспортирует программные продукты на сумму 3 миллиарда долларов в год. Этот результат был достигнут благодаря налоговой, пошлинной и фискальной политике государства, которая направлена на поддержку этого направления сферы услуг [6].
Узбекистан обладает значительными резервами для развития ИКТ. В настоящее время количество общественных точек доступа к Интернету составляет 228 единиц на каждые 10000 человек [8] (в Исландии – 5200 человек, в Норвегии – 4300, в США – 4000, Канаде –3600 [12]). Количество основных телефонных аппаратов составляет 1161,38 единиц, их плотность 6,76 единиц на 100 жителей. Охват городов республики цифровыми телекоммуникационными сетями составляет 86%, районных центров – 33%, сельских населенных пунктов – 71,9%, в том числе цифровыми телекоммуникационными сетями – 0,5% [8].
Зарубежный опыт показывает, что туризм играет важную роль в экономическом развитии страны. Доля туризма в ВВП в Узбекистане составляет около 3 процента. В развитых странах с большим туристическим сектором этот показатель составляет до 10 процентов, в островных странах и развивающихся странах доля туризма составляет от 30 до 50 процентов. 8 процентов мирового экспорта товаров и услуг приходится на туризм, благодаря которому он стал крупной экспортной сетью, опередив экспорт автомобилей, химической продукции, продуктов питания, компьютеров и энергетических ресурсов [12]. В 83 государствах-членах ВТО туризм входит в пятерку ведущих экспортных секторов, в то время как в 38 процентах стран мира он является основным источником валютных поступлений [12]. Кроме того, в странах, где туризм считается важной частью дохода, он стал основной сферой занятости населения. Например, на Сейшельских островах 66,7 процента населения занято в турбизнесе, в Гренаде – 52,2 процента, на Богамах – 48,2 процента, в Исландии – 33,3 процента, на Кипре – 22, в Таиланде – 15 процентов [13].
По данным ВТО, в третьем тысячелетии спрос на туристские продукты, которые обеспечивают наибольшее удовлетворение в течение минимального периода времени, будет высоким. Узбекистан располагает всеми необходимыми ресурсами для развития туризма: памятниками древней исторической архитектуры, памятниками устного творчества народа, заповедниками, горным и водным туризмом и др. В стратегии развития Узбекистана до 2035 года ожидается увеличение доли туризма в ВВП с 2,8 до 28 процентов [18].
Стремительное развитие рынка услуг отвечает требованиям современных мировых тенденций, сформировавшихся в развитых странах. В ближайшем будущем численность занятых в сфере услуг должен приблизиться к уровню высокоразвитых стран. Рост будет происходит в первую очередь, за счет сложных направлений в структуре отрасли, то есть увеличения доли профессиональных услуг (аудит, маркетинг, предоставление информационных услуг).
Еще одним стратегическим направлением развития сферы услуг является развитие предпринимательства в этой сфере. Появление на рынке услуг большого количества малых предприятий, оказание ими различных видов услуг позволяет насыщать рынок услугами в условиях растущего спроса на них, координировать ценовую политику на услуги, создавать эффективно функционирующую конкурентную среду.
В настоящее время в сфере услуг в республике действуют более 16,5 тыс. юридических лиц (в том числе некоммерческие организации по оказанию рыночных услуг) и более 126 тыс. субъектов малого предпринимательства [8]. Расширение производства услуг субъектами малого предпринимательства способствует ускоренному развитию сферы услуг.
В рамках реализации программы развития сферы услуг субъектам предпринимательства был предоставлен большой объем льготных кредитов на приобретение оборудования для технологического оснащения предприятия. В результате этого доля малого бизнеса в общем объеме рынка услуг увеличилась с 53,9 процента до 61,4 процента [8].
Практика развитых стран мира показывает необходимость развития рынка образовательных услуг в целях экономического роста. Повышение уровня знаний и квалификации работников в развитых странах приведет к росту производительности труда в общественном производстве, что, в свою очередь, приведет к увеличению национального дохода до 30 процентов. На наш взгляд, на современном этапе развитие образовательных услуг в Узбекистане связано с повышением уровня сложности образовательной системы и формированием сети негосударственных образовательных учреждений. С 2000–2001 учебного года по 2019–2020 учебный год количество вузов Узбекистана увеличилось с 60 до 119, в том числе 18 филиалов зарубежных образовательных учреждений, количество студентов – с 183,6 тысяч до 441 тысячи [8]. За последние четыре года открыто 47 новых высших учебных заведений, в том числе филиалов иностранных университетов.
Увеличение числа высших учебных заведений в Узбекистане происходило за счет государственных учебных заведений. В других странах СНГ рост числа вузов и количества обучающихся в них студентов осуществлялся в основном за счет негосударственных вузов. Например, негосударственные вузы в России составляют 35 процентов от общего числа учебных заведений, а в них обучается около 10 процентов от общего числа студентов [15]. В Казахстане число студентов негосударственных вузов составляет 24 процента всех студентов, на Украине – 8 процентов, в Беларусии – 6 процентов, в Азербайджане, Армении, Грузии и Молдове – от 22 до 35 процентов. 55% высших учебных заведений США и 70% Японии являются негосударственными образовательными учреждениями, и в них обучаются от 22% до 80% студентов соответственно [15].
Таким образом, необходимо поддержать те отрасли и виды сферы услуг, которые являются приоритетными и имеют большие потенциальные возможности для развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе и могут создать за короткий период значительное количество рабочих мест. Под приоритетными отраслями развития сферы услуг понимаются не столько отрасли, традиционно занимающие высокий удельный вес в структуре услуг, сколько отрасли, имеющие большие потенциальные возможности для дальнейшего развития, а также отрасли, услуги которые будут иметь спрос в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Для определения перспектив развития сферы услуг в повышении занятости и доходов населения, а значит, и в повышении уровня и качества его жизни были рассчитаны перспективные показатели объема услуг, создаваемых в сфере и средней заработной платы ее работников на 2021–2026 годы методом экстраполяции прогнозирования.
Таблица 6
Прогнозные показатели объема услуг, создаваемых в сфере услуг и средней заработной платы работников сферы в Узбекистане в 2021–2026 годах
|
Показатели
|
Годы
| |||
2021
|
2022
|
2023
|
2026
| ||
1
|
Объем
услуг, млрд сум
|
141882,5
|
179183
|
220867,3
|
291613,4
|
2
|
Средняя
заработная плата в сфере услуг, тыс. сум
|
1775,072
|
2209,924
|
2692,56
|
3506,109
|
Перспективные показатели, рассчитанные с помощью метода, использованного в исследовании, указывают на то, что прогнозные показатели объема продукции, создаваемой в сфере услуг, будут неуклонно расти из года в год. По результатам расчетов прогнозируется, что в 2026 году будет создано услуг на 291614 млн сумов. Этот показатель на 263334 млн сумов больше, чем в 2010 году, или же объем услуг увеличится в 10,3 раза (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение объема услуг, создаваемых в Республике Узбекистан в перспективе
Источник: Рассчитано автором на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан. Официальный сайт: www.stat.uz.
Наши расчеты показали, что в результате стремительного роста сферы услуг ее доля в ВВП в 2026 году может достичь 50–55 процентов. Это означает, что в будущем у этой отрасли увеличатся возможности для создания новых рабочих мест и как следствие увеличения доходов, повышения уровня и качества жизни занятого в ней населения. Проведенное исследование также показало, что средняя заработная плата занятого в сфере услуг населения также вырастет, и в 2026 году она составит 3506 тысяч рублей. Этот показатель на 3096 тыс. сумов больше или в 8,6 раза выше по сравнению с 2010 годом (рис. 2).
Рисунок 2. Изменение средней заработной платы работников сферы услуг в Республике Узбекистан в перспективе
Источник: Рассчитано автором на основе данных Госкомстата Республики Узбекистан. Официальный сайт: www.stat.uz.
Заключение
На современном этапе развитие сферы услуг в Узбекистане рассматривается как важное направление повышения благосостояния населения. Модернизация сферы услуг и ее чрезвычайно важных отраслей на новый этап развития не осуществляется сама по себе автоматически.
С нашей точки зрения, процесс предоставления услуг, повышения качества и конкурентоспособности предприятий отрасли следует рассматривать как одно из важнейших направлений развития сферы услуг в стране.
Таким образом, в качестве приоритетных направлений развития сферы услуг в Узбекистане можно выделить следующие:
- дальнейшее развитие и расширение сферы услуг на основе развития платных услуг;
- обеспечение одинакового развития сферы услуг в регионах республики, в том числе в сельской местности;
- оптимизации отраслевой структуры относительно быстрое развитие туристских, образовательных услуг, услуг в области компьютерных и информационных коммуникаций, аудита, маркетинга, финансов, консалтинга и информационных услуг;
- развитие малого бизнеса и частного предпринимательства.
В процессе перехода к инновационной экономике в Узбекистане необходимо осуществить следующие мероприятия:
- разработку и реализацию программ, учитывающих потребности в высококвалифицированных кадрах в результате структурных изменений в экономике в долгосрочной перспективе на базе передового опыта развитых стран;
- создание нормативно-правовой базы для формирования и дальнейшего развития сети негосударственных образовательных учреждений и создания конкурентной среды между государственными и негосударственными образовательными учреждениями;
- укрепление взаимоотношений работодателя и обучаемого специалиста в сфере профессионального образования (организационных, особенно финансовых);
- разработку и реализацию экономической политики, стимулирующей увеличение затрат на подготовку и переподготовку кадров предприятий;
- усиление государственной поддержки студентов из малообеспеченных семей, в целях повышения качества образования, совершенствование системы непрерывного регулирования оплаты обучения в зависимости от успеваемости студентов.
[1]Рассчитано автором на основе данных Государственного комитета по статистике Республики Узбекистан.
Источники:
2. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису. 2018 год 28 декабря. Uza. [Электронный ресурс]. URL: uza.uz/uz (дата обращения: 18.12.2019).
3. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на торжественном собрании, посвященном Дню учителей и наставников. Uza. [Электронный ресурс]. URL: https://uza.uz/ru/posts/vystuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-30-09-2020 (дата обращения: 30.09.2020).
4. Извеков К.В. Постиндустриалистская типология истории: в поисках новых подходов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-5. – c. 1247-1250.
5. Михайлова Е.М. Основатель теории индустриального общества. Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник. - Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010. – 28 c.
6. Махкамов Б.Ш. Глобализация и эффективное развитие услуг сотовой связи в условиях модернизации экономики. / Автореферат докторской диссертации. - Самарқанд, 2016.
7. Статистический сборник Госкомстата Республики Узбекистан 2010-2017. Т., 2018
8. Узбекистан в цифрах 2018-2019. Статистический сборник Госкомстата Республики Узбекистан. Т., 2020
9. Социально-экономическое положение Республики Узбекистан. Статистический сборник Госкомстата Республики Узбекистан. Т., 2020
10. Рейтинг стран мира по ВВП по секторам экономики. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https:www.ilo.org/ilostat (дата обращения: 10.02.2021).
11. Показатели Мирового развития. Экономика и рост. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 27.01.2021).
12. Статистика международной торговли. Всемирная торговая организация. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm (дата обращения: 27.01.2021).
13. Мировой атлас данных. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги. [Электронный ресурс]. URL: https://knoema.ru/atlas/topics (дата обращения: 14.02.2021).
14. Россия и страны мира 2016. Статистический сборник Федеральной службы Государственной статистики. М.: 2016. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/world16.pdf (дата обращения: 27.01.2021).
15. Российский статистический ежегодник. Раздел Образование. С. 203. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 11.02.2021).
16. Бюллетень социально-экономического кризиса в России. Июль 2016. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/9465.pdf (дата обращения: 11.02.2021).
17. Рынок платных услуг населению. С.14. Аналитический центр при Правительстве РФ. [Электронный ресурс]. URL: https:www.ac.gov.ru (дата обращения: 10.02.2021).
18. Концепция Стратегии развития Республики Узбекистан до 2035 года. [Электронный ресурс]. URL: uzbekistan2035.uz/uz (дата обращения: 27.01.2021).
19. Рейтинг стран мира по объему услуг на душу населения. Официальный сайт ВТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_e.htm. (дата обращения: 27.01.2021).
20. List of countries by GDP. Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https:en.wikipedia.org;https://www.yestravel.ru (дата обращения: 10.02.2021).
Страница обновлена: 24.11.2024 в 22:28:05