Теоретические аспекты формирования концепции smart-территорий

Ризванова А.Я.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2020)

Цитировать:
Ризванова А.Я. Теоретические аспекты формирования концепции smart-территорий // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 12. – С. 3307-3320. – doi: 10.18334/ce.14.12.111196.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44691233
Цитирований: 5 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
Статья посвящена вопросам формирования теоретического понимания сущности, компонентов концепции развития smart – территорий. Исследуемые автором изменения связаны с глобальными вызовами цифровизации, стоящими перед Российской Федерацией, а также требованиями развития ее инновационного характера. Один из эффективных способов достижения результатов в области устойчивого развития цифровых технологий — следование концепции smart – территорий. Реализация данной концепции способствует повышению конкурентоспособности региона и его инновационной привлекательности. В статье раскрываются основные теоретические положения и проводится сравнительный анализ разных подходов к формированию smart – территорий, а именно регионов и городов, обуславливающие внедрение прорывных технологий на всех уровнях государственного управления. Автор выстраивает концепцию smart – региона, посредством анализа теоретических основ smart – города, которые рассматриваются как основные инструменты экономического роста страны в целом

Ключевые слова: умный город, умный регион, государственное регулирование, цифровизация

JEL-классификация: R19, O32, O33



Введение

В процессе цифровизации проблемы устойчивого развития и стабильного роста стоят не только перед макроэкономическим сообществом, но и перед каждым отдельным субъектом Российской Федерации. Поэтому важно создавать не только условия для развития умных технологий, но и обеспечить их грамотное внедрение и управление с помощью органов государственной власти.

Одной из наиболее распространенных концепций, в которой находят свое отражение представления о будущем развитии территорий и способах решения проблем, является smart-концепция, которая обсуждается в трудах таких ученых, как А. Овчинников [7, c. 4] (Ovchinnikov, 2015, р. 4), Р. Холландс [15, c. 304] (Hollands, 2008, р. 304), Т. Нам [17, c. 284] (Nam, 2011, р. 284), Каманин И.О. [2, c. 12] (Kamanin, 2019, р. 12), Таунсенд Э. [8] (Taunsend, 2019), Камолов С.Г. [3, c. 103] (Kamolov, Korneeva, 2018, р. 103), М. Бауер [10] (Bauer, Helbig, Mokhov, Eltsova, 2019), И. Калзада [11] (Calzada, 2013).

В современном мире при высоком уровне урбанизации акцентируется внимание на проблемах умного и устойчивого городского планирования, которое лежит в основе концепции Smart City. Города, которые приняли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в качестве стратегии развития, стали использовать их для предпринимательской деятельности, обозначаются по-разному: как «проводные города», «цифровые города», «интеллектуальные города», «умные города» [15] (Hollands, 2008). Некоторые авторы отмечают, что помимо умных городов важную основу развития цифровых технологий составляют умные регионы [10, 14, 16] (Bauer, Helbig, Mokhov, Eltsova, 2019).

Посредством развития умных городов выстраивается концепция умных регионов, которая находится на начальном этапе формирования, поскольку носит больше практический характер. Однако остается вопросом, что именно включают в себя умные территории, какими критериями обосновываются и чем отличаются друг от друга. Цель работы заключается в формировании теоретических аспектов концепции smart-территорий на уровне городов и регионов. Объектом исследования выступает концепция smart-территорий. Научная новизна исследования состоит в разработке теоретических аспектов концепции smart-территорий, основанной на анализе концепции Smart City, которая предполагает расширение на уровне регионов. В ходе исследования применяются общенаучные методы, в том числе сравнительный анализ.

Концепции smart-территорий

Создание необходимых условий для развития цифровой экономики является одной из приоритетных задач российского государства [1, с. 277– 294] (Gorodnova, Shablova, 2019, р. 277–294). Разработка действий в области развития территорий базируется на основополагающих документах Российской Федерации. Разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой проводится комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на получение «уникальных результатов», определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [4]. Федеральные проекты, входящие в состав национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», отдают предпочтение умным технологиям при реализации каждого из проектов.

Изначально умные технологии внедряются как пилотные проекты в концепцию Smart City, поэтому сначала необходимо проанализировать теоретические аспекты концепции smart-городов, которые отображаются в таблице 1. Важно отметить, что отсутствует единая методология данной концепции, поскольку она зависит от множества факторов и условий ее применения.

Таблица 1

Концепции smart-городов

Определение концепции «Smart-город»
Компоненты концепции
Использование интеллектуальных вычислений для предоставления основных услуг населению эффективным способом [12]
Интеллектуальные вычислительные технологии, направленные на повышение интеллектуальности, взаимосвязанности и эффективности важнейших компонентов инфраструктуры и услуг города, включая городскую администрацию, образование, здравоохранение, общественную безопасность, недвижимость, транспорт и коммунальные услуги
Умный город: промышленность, образование, участие, техническая инфраструктура, различные «мягкие факторы» [18] (Rios, 2008)
Умный город используется для описания города со smart: промышленностью (особенно касается отраслей в области IT), бизнес-парками, состоящими из компаний в этой области; образованием жителей, включая умных жителей с точки зрения их образовательного уровня; отношениями между городским правительством; каналами коммуникаций для граждан; технологиями в повседневной городской жизни; транспортными системами, безопасностью; зеленью; эффективной и устойчивой, энергией и т.п.
Совет по Защите Природных Ресурсов (NRDC) –некоммерческая организация
Инновационный подход к улучшению старых районов, информирование о планах жилищного и коммерческого развития, сдерживание вредного разрастания пригородов и демонстрация устойчивой практики для ключевых городских компонентов: продовольственные системы, зеленая инфраструктура для предотвращения загрязнения воды и транспорта
Умный город — это городской центр будущего, созданный безопасным, экологически чистым и эффективным [13] (Giffinger, Fertner, Kramar, Kalasek, Pichler Milanoviü, Meijers, 2007)
Все структуры – проектируются, строятся и обслуживаются с использованием современных интегрированных материалов, датчиков, электроники, которые взаимодействуют с компьютеризированными системами, состоящими из баз данных, алгоритмов отслеживания
Умные города – это городские районы, которые используют оперативные данные, такие как данные о пробках на дорогах, статистику энергопотребления и событий в области общественной безопасности для оптимизации работы городских служб
● Инструментальная аппаратура позволяет захватывать и интегрировать живые данные реального мира с помощью датчиков
● Взаимосвязанная информация, полученная из инструментальных данных, интегрируется в сквозной процесс, систему, организацию, отрасль или цепочку создания стоимости
● Умный анализ этой взаимосвязанной информации должен дать новые идеи, которые управляют решениями и действиями, которые улучшают результаты процесса или систему, организацию и отраслевые цепочки создания стоимости
Концепция smart-города должна включать в себя: интеллект, обучение и инновационность
● Интеллект наделяет социальную систему правом выбирать свое положение среди других социальных систем и, соответственно, быть/иметь
● Обучение – это расширение возможностей отдельных лиц, групп и сетей для обучения на протяжении всей жизни
● Инновационность касается создания новых продуктов
● Дигитализация смарт-систем как инструмент социально-экономического развития
● Гибкость позволяет интеллектуальной системе быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства
● Устойчивость – основа для непрерывного успешного развития
Креативный город
«Город, который дает вдохновение, делится культурой, знаниями и жизнью, город, который мотивирует своих жителей создавать и процветать в своей собственной жизни» [9] (Florida, 2007)
Умный город инструмент достижения целей социально-экономического развития (НИИТС)
Концепция предполагает широкое использование телекоммуникационных и информационных технологий во всех сферах управлением города, включая здравоохранение, безопасность, коммунально-жилищное хозяйство, транспорт, туризм, образование, экономику, экологию для принятия управленческих решений
Источник: составлено автором.

Несмотря на то, что каждый из этих терминов используется определенным образом для концептуализации взаимосвязи между ИКТ и современным урбанизмом, они фокусируются на влиянии цифровых технологий города, процессах и способах жизни.

Т. Нам и Т. Пардо являются создателями концептуальной модели умного города и выделяют три фактора умного города: технологические факторы (умные, мобильные и виртуальные технологии и цифровые сети) основаны на исследованиях цифрового города, интеллектуального города, проводного города, гибридного города и информационного города; человеческие факторы (человеческая инфраструктура и социальный капитал) определяются при анализе креативного города, обучающегося города, гуманного города и города знаний; институциональные факторы оценивают управление, нормативно-правовое регулирование [17] (Nam, 2011).

Однако в данной модели недостает еще одного фактора, оказывающего влияние на население, не всегда зависящего от жителей города, а именно природные факторы, которые включают природные катаклизмы, явления и могут лишь частично контролироваться административными органами управления.

Очень популярна модель умных городов, предложенная Р. Гиффингером, состоящая из шести основных измерений [3, с. 6] (Kamolov, Korneeva, 2018, р. 6):

● умная экономика, характеризующаяся инновационным духом, предпринимательством, экономическим имиджем, производительностью, гибкостью рынка труда, способностью к преобразованиям;

● умные люди, которые квалифицированы, креативны, социально и этнически плюралистичны, гибки, участвуют в общественной жизни;

● интеллектуальное управление: участие в принятии решений, государственные услуги, прозрачное управление;

● умная мобильность определяется через локальную и международную доступность, доступность инфраструктуры ИКТ, устойчивые, инновационные и безопасные транспортные системы;

● умная окружающая среда – привлекательность природных условий, загрязнения, охрана окружающей среды;

● умная жизнь характеризуется культурными возможностями, состоянием здоровья, безопасностью, образовательными учреждениями.

На основе выявленных определений различных авторов можно составить общую модель смарт-города и определить его как концепцию, направленную на повышение качества жизни городского населения, посредством введения цифровых технологий во всех областях жизнеобеспечения, на которую влияют определенные факторы (рис. 1).

Рисунок 1. Концепция «Smart-город»

Источник: составлено автором.

Согласно мировому рейтингу швейцарского Международного института управленческого развития (IMD Business School) 2020 г., Москва занимает 56-е место, а Санкт-Петербург – 73-е место, а лидирующие позиции занимают Сингапур, Хельсинки, Осло [5]. При этом рейтинг России «IQ-городов», составленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова, показывает, что первое место занимает город Москва, а второе место принадлежит Казани, и только третье занимает Санкт-Петербург [6].

Стоит заметить, что разрабатываются концепции и в регионах Российской Федерации, которые называются «Умный регион», по сути, они частично дублируют цели концепции smart-города. Концепции умного региона разрабатываются в: Свердловской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Приморском крае и др. Большая часть регионов в России предпочитают следовать стратегии социально-экономического развития 2030. Smart-регионы в Европейском союзе развиваются благодаря концепции умных городов. К примеру, Италия стала умным регионом посредством развития агломераций Турина, Милана; в Дании – Копенгаген, который посредством стимулирования инновационной деятельности способствует развитию всего региона.

В рамках концепции умный регион определяется как территория инновационного развития, использующая цифровые технологии для повышения уровня жизни, эффективности человеческой деятельности и конкурентоспособности экономики при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в устойчивом развитии.

Одним из самых релевантных инструментов типологизации районов по развитию является классификация Министерства регионального развития Российской Федерации, которая находит свое отражение в концепции стратегии социально-экономического развития регионов. Согласно данной концепции, регионы разделяются на: локомотивы роста; опорные регионы (сырьевые и старопромышленные); депрессивные районы (фоновые и кризисные); специальные территории.

Данная классификация создана для разделения целей регионов, однако не учитывает весь спектр развития, поэтому при разработке концепции smart-регионов возникает возможность использовать специфические инструменты, которые будут уместны для определенной территории, при этом учитывать раннее разделение.

Регионы признаются центральными общественными и политико-экономическими образованиями, ключевыми для национальной и международной конкурентоспособности и перераспределения процессов политической перестройки в национальные государства. Территориальное развитие регионов заключается в том, что умные города становятся чрезвычайно зависимыми и взаимосвязанными со своими региональными внутренними районами [17] (Nam, 2011).

В теории smart-регион сочетает технологию и сообщество с социальным благом, чтобы решить существующие проблемы и рассеять напряженность. Она может варьироваться от сокращения бюрократических проволочек до стабилизации цен на жилье или поощрения предпринимательской деятельности и экономического роста (табл. 2).

Таблица 2

Компоненты концепции smart-региона

Наименование компонентов
Обоснование элементов концепции smart-региона
Умная мобильность
Концепция включает в себя безопасное перемещение людей по всему региону на общественном транспорте: более быстрое время в пути, снижение трафика, выбор нескольких вариантов общественного транспорта, транспортные услуги, отдельные велосипедные/пешеходные дорожки, стимулы для альтернативного путешествия, автобазы
Экологическая устойчивость
Интеллектуальные экологические инициативы интегрируют экономическую жизнеспособность в экологически ответственную политику
Экономическая устойчивость
Привлечение стартапов и стимулирование роста бизнеса – важнейшая составляющая экономики региона. По этой причине существуют программы микрокредитования для компаний, которые не могут получить кредит в обычном банке. Использование стимулов может помочь стартапам расти, привлекая другие компании для открытия офисов или штаб-квартир в регионе
Умное правительство
Умное управление имеет решающее значение для достижения любого вида умного регионального успеха. Примеры включают в себя увеличение онлайн-транзакций, привлечение граждан и открытие каналов связи с избранными должностными лицами, получение текстовых уведомлений, простое заполнение заявок, использование социальных сетей для общения с гражданами и майнинг больших данных для улучшения опыта граждан. Оно также применяет бизнес- и технологические процессы и модели для формирования политики
Умное здравоохранение
Легкий доступ к здоровым продуктам питания и продуктовым магазинам – это лишь одна из многих интеллектуальных инициатив в области общественного здравоохранения, которое включает в себя: мониторинг чистого воздуха и воды с помощью датчиков, доступность больниц и здравоохранения, низкий уровень преступности, рекреационные пространства и мероприятия, безопасные пешеходные дорожки и фитнес-программы
Умная связь
Создание и расширение сети физических устройств, транспортных средств, бытовой техники и других элементов, встроенных с электроникой, программным обеспечением, датчиками и возможностью подключения, позволяет объектам подключаться и обмениваться данными для улучшения обслуживания и надежности
Умная инфраструктура
Города традиционно были построены вокруг основных географических элементов и построены с гражданской инфраструктурой (порт, плотина, шахта, форт или на пересечении на торговом пути). Интеграция с различными региональными инициативами в области интеллектуальной инфраструктуры обеспечит развитие организованных систем
Источник: составлено автором.

Существует высокая потребность в региональных подходах, позволяющих извлечь выгоду из эффекта масштаба, а также потребность в развитии местных сообществ. Таким образом, технология необязательно является частью «умной» формулы, а также необходимостью для инновационных идей.

На основе полученных данных можно сказать, что smart-регион — это концепция в области инновационного подхода устойчивого планирования на мезоуровне, способствующая экономическому развитию, основанному на знаниях, посредством непрерывного обучения людских ресурсов, включающая ряд социально-экономических, экологических и политических факторов (рис. 2).

Рисунок 2. Концепция smart-регионов

Источник: составлено автором.

Данная концепция способствует:

● эффективному и результативному региональному развитию секторов экономики при внедрении соответствующих высоких технологий в результате непрерывного обучения;

● готовности людей как человеческих ресурсов на региональном уровне развивать свой потенциал и содействовать изменениям для достижения лучшего качества жизни;

● сохранению культурного наследия и наукоемкому развитию истории и культуры;

● пространственному развитию территории, включая городские и не городские районы (сельские районы и заповедные зоны);

● эффекту замещения (ограниченные региональные физические потоки могут быть заменены и облегчены региональными виртуальными потоками);

● более устойчивой конкурентоспособности благодаря синергии между физической и телекоммуникационной инфраструктурой наряду с ростом региональных исследовательских центров и региональной экономической деятельностью;

● эффекту усиления (регион становится более привлекательным, эффективным, а региональная физическая сеть (автомобильная, железнодорожная, водная и энергетическая) – более адекватной для обеспечения региональной связности).

Заключение

Формирование теоретических аспектов концепции smart-территорий способствует разработке практических рекомендаций для каждой отдельной территориальной единицы с учетом специфики того или иного региона. Помимо этого данная концепция поддерживает устойчивое развитие и предлагает решения для различных проблем в области развития экономики и повышения конкурентоспособности, так как умные территории имеют возможность решать эти дифференцированные задачи, использовать зондирование, большие данные и аналитику. Они обеспечивают экологичный подход к изменению климата и создают процесс с эффективным управлением ресурсами, выгоды от сотрудничества в области транспорта, энергетики, водоснабжения и здравоохранения, повышают качество жизни его жителей.

Анализ теоретических основ «умных» концепций показал, что умный город тесно связан с развитием регионов, так как является ядром дальнейшего формирования smart-региона и способствует интеграции smart-моделей в рамках комплексного подхода. Кроме того, проблемы изменения климата, роста населения, демографических изменений, урбанизации и эффективного использования ресурсов означают, что крупные города мира должны адаптироваться, чтобы выжить и процветать в ближайшие десятилетия. Однако стоит понимать, что становление региона smart-территорией – это не мгновенная трансформация или одностороннее определение.

Для достижения поставленных амбициозных целей регионы должны учитывать взаимосвязанные вызовы, с которыми они сталкиваются, и взаимосвязанные системы, на которые они влияют. Важно отметить, что политический ландшафт претерпевает изменения ввиду того, что города становятся активными участниками политической среды. Системы по всему миру мигрируют от модели национального государства и эволюционируют к транснациональным сетевым системам или транснациональным регионам.


Источники:

1. Городнова Н.В., Шаблова Е.Г. Применение информационных технологий в концепции развития городов: экономико-правовые аспекты // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 3. – С. 277-294. – doi: 10.18334/zhs.6.3.40892 (дата обращения 10.10.2020)
2. Каманин И. О. Новое понимание информационных ресурсов умного города // Вестник Университета Правительства Москвы. 2019. № 4. С. 11–14.
3. Камолов С. Г., Корнеева А. М. Технологии будущего для «умных» городов // Вестник московского областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 100–114.
4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (паспорт утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года) [Электронный ресурс] / URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/natsionalnaya-programma-tsifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federatsii_NcN2nOO.pdf). (дата обращения: 15.06.2020).
5. Рейтинг умных городов мира швейцарского Международного института управленческого развития (IMD Business School) [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/smart-city-observatory/smart-city-index/ (дата обращения 27.09.2020).
6. Индекс IQ городов России по итогам 2018 года [Электронный ресурс]. URL: https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2020/03/prezentatsiya.-indeks-iq-gorodov.pdf (дата обращения 27.09.2020).
7. Овчинников A. Введение в проблематику Смарт Сити // Городские тактики. Городские теории. Смарт Сити. Альманах. – 2015. – № 7. – С. 3–7.
8. Таунсенд Э. Умные города: большие данные, гражданские хакеры и поиски новой утопии / пер. с англ. А. Шоломицкой. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019. 400 с.
9. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее: пер. с англ. / Р. Флорида; под ред. А. Константинова. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 421 с.
10. Bauer M., Helbig D., Mokhov V., Eltsova, M. (2019). Smart Region concept as a solution for sustainable development for region with a rural and urban character. Journal of Physics: Conference Series. 1415. 012018. 10.1088/1742-6596/1415/1/012018 (дата обращения 24.09.2020)
11. Calzada, I. (2013). Critical social innovation in the smart city era for a city-regional European horizon 2020. P3 T Journal of Public Policies and Territories, 6, 1–20.
12. EU, European Commission, National/Regional Research and Innovation Strategies for Smart Specialisation (RIS3 Strategies), Cohesion Policy 2014-2020. [Электронный ресурс] / URL: https://ec.europa.eu/regional_policy/index.cfm/en/policy/themes/research-innovation/ (дата обращения: 12.06.2020)
13. Giffinger, R., Fertner, C., Kramar, H., Kalasek, R., PichlerMilanoviü, N., & Meijers, E. (2007). Smart Cities: Ranking of European Medium-Sized Cities. Vienna, Austria: Centre of Regional Science (SRF), Vienna University of Technology. [Электронный ресурс] / URL: http://www.smart-cities.eu/download/city_ranking_final.pdf (дата обращения: 12.09.2020)
14. Greco, I., & Cresta, A. (2017). From SMART cities to SMART city-regions: Reflections and proposals. In O.Gervasi, B.Murgante, S.Misra, G.Borruso, C.Torre, A.Rocha, A.Cuzzocrea (Eds.), Computational science and its applications – ICCSA 2017; 17th international conference, Trieste, Italy, Proceedings, Part III (pp. 282–295).
15. Hollands R. G. (2008) Will the real smart city please stand up? Intelligent, progressive or entrepreneurial? // City. 12 (3), p.303-320.
16. Matern A., Binder J., Noack A., (2019) Smart regions: insights from hybridization and peripheralization research, p. 2060-2077, doi.org/10.1080/09654313.2019.1703910 (дата обращения 27.09.2020)
17. Nam T. (2011) Conceptualizing Smart City with Dimensions of Technology, People, and Institutions / T. Nam, T.A. Pardo // Proc. 12th Conference on Digital Government Research. College Park, Maryland, June 12–15, 2011. – P. 282–291.
18. Rios, P. (2008). Creating «the smart city». Available at http://dspace.udmercy.edu:8080/dspace/bitstream/10429/201/2008_rios_smart.pdf. (дата обращения: 12.06.2020)

Страница обновлена: 15.07.2024 в 18:19:44