Particularities of import substitution processes in the Russian economy in the context of the global market slump

Mingazov M.V.1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Russia

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 4 (October-December 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44491660
Cited: 7 by 07.12.2023

Abstract:
The particularities of import substitution processes in the production of food products in the modern Russian economy in the context of the global economic crisis caused by the spread of COVID-19 are discussed in the article. In the study, a comparative analysis of theoretical and methodological approaches to the interpretation of the processes of import substitution is conducted. The reasons for the introduction of import-substituting activities and their results in industries producing food products are identified. Changes in the content of import substitution strategies in the face of increasing risk to national economic security are particularised. Features of the processes of return regionalization as a result of the deterioration of the macroeconomic environment, consisting in the placement of fragments of global production and sales chains near the markets for final products, are formulated. The result of the study is a conclusion about the expediency of expanding interstate cooperation within regional associations of countries while preserving fragments of global value chains, taking into account the dynamics of costs. The application of this approach makes it possible to drown out the state program of import substitution aimed at ensuring food security in modern Russia.

Keywords: post-industrial economy, open innovation, innovation process, R&D, startup, microeconomic analysis, macroeconomic analysis

JEL-classification: O11, O12, O31, O32, O33



Введение

Актуальность темы исследования. Введение в 2014 г. со стороны ряда зарубежных государств санкционных ограничений в отношении Российской Федерации привело к разработке и реализации совокупности импортозамещающих мероприятий, что вызвало существенные изменения в структуре сельскохозяйственного производства [8, 9] (Larin, Sokolov, 2016; Makarov, 2011). С одной стороны, это нашло отражение в увеличении объемов экспорта продукции российского агропромышленного комплекса, который поставляет на рынки 140 государств зерновые культуры, растительные масла, мясо птицы, рыбную продукцию, морепродукты и др. Согласно официальным данным, объем экспорта зерна в период с 2011 по 2019 г. вырос с 18,3 млн тонн до 43,3 млн тонн, в том числе 35,2 млн тонн пшеницы [16]. При этом спрос на свинину на внутреннем рынке полностью удовлетворяется за счет отечественного производства. Однако сохраняется зависимость от импорта молока и молочных продуктов, несмотря на наличие определенных позитивных сдвигов в данном секторе. Тем самым целевые программы импортозамещения и популяризации локальной продукции, а также падение курса национальной валюты в условиях мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, создали условия для повышения уровня самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией. С другой стороны, нарушение логистических связей в условиях санитарных ограничений показало неготовность ряда сельскохозяйственных производителей к отказу от импорта семенного фонда, технологического оборудования и др., что определяет необходимость кардинальной модернизации данных направлений деятельности. При этом задача достижения полной независимости российского рынка сельскохозяйственной продукции не ставится, что обусловлено действием объективных законов, которые определяют эффективность экономики, специализирующейся на производстве определенных видов товаров с учетом абсолютных и относительных преимуществ. Необходимость переосмысления содержания и целевой направленности импортозамещающих мероприятий производителями продовольственной продукции определила выбор темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость. Цель исследования – выявление особенностей импортозамещающих мероприятий в условиях мирового экономического кризиса, вызванного распространением COVID-19. Реализация цели позволила сформулировать тезис о том, что возвратная регионализация производства, проводимая современными государствами, не ведет к полной самодостаточности и предполагает использование отдельных импортозамещающих мероприятий с учетом индикаторов продовольственной и экономической безопасности. В этой связи гипотезой исследования выступает положение о необходимости выделения фрагментов глобальных производственно-сбытовых цепочек, которые могут быть перенесены на территорию размещения рынков сбыта продукции с учетом динамики транспортных и логистических издержек.

Методология исследования. Анализ альтернативных трактовок процессов и стратегии импортозамещения, представленный в работах российских авторов [1, 2, 5, 6, 8, 13, 14, 17, 19] (Borisov, Pochukaeva, 2015; Borisov, Pochukaeva, Balagurova, Orlova, 2015; Dontsova, Tolkachev, Komolov, 2019; Larin, Sokolov, 2016; Panferova, 2016; Polyakova, 2015; Rodin, Slushkina, 2016; Tagarov, 2019), позволил исследователям выделить три типа стратегии импортозамещения [20] (Terebova, 2017): импортозамещение, ориентированное на удовлетворение спроса на национальных отраслевых рынках; импортозамещение, ориентированное на увеличение объема экспорта; смешанное импортозамещение, направленное на увеличение предложения на внутренних и внешних рынках. Безусловно, смешанный тип импортозамещения представляется предпочтительным, поскольку оно направлено на стимулирование предпринимательской активности с целью увеличения совокупного предложения, удовлетворения внутреннего спроса и формирования экспортного потенциала. Тем самым «стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства традиционной к наукоемкой продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Это позволяет рассматривать импортозамещение как промежуточный этап реиндустриализации, восстановления и развития производственного потенциала территорий» [4] (Gulin, Mazilov, Ermolov, 2015).

Результаты. В 2020 г. в условиях ухудшения макроэкономической конъюнктуры вопросы зависимости от импорта и содержание импортозамещающих стратегий получают иное звучание, что обусловлено переосмыслением противоречивых процессов глобализации и регионализации экономики. Исследование показывает, что существует прямая зависимость показателей объемов совокупного экспорта от динамики мирового производства. Это подтверждается соответствующими данными за период с 2008 по 2019 г. [12]. Анализ региональных тенденций показывает, что переориентация Китая на внутренний спрос в период с 2009 г. способствовала замедлению темпов роста мирового экспорта. Данная стратегия пришла на смену политики стимулирования экспортного предложения, которая в начале 2000-х гг. изменила состав основных игроков на отраслевых рынках в мире и способствовала увеличению спроса на импорт сырья. Пределами политики стимулирования экспорта в Китае стали рост заработной платы, а также расширение ассортимента и диверсификация производства. Одновременно США и государства еврозоны в период с 1990-х гг. по 2008 г. увеличили объем экспорта почти на 25%, а в период с 2009 по 2019 г. – на 10% [22] (Carroué, 2020). При этом качественный рост объемов экспорта на рубеже XX–XXI вв. был обусловлен преимущественно развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и формированием на этой основе глобальных производственно-сбытовых цепочек, а также ослаблением торговых барьеров (снижением тарифов, подписанием региональных торговых соглашений и др.). Таким образом, при определенной негативной динамике темпов прироста мирового экспорта во втором десятилетии ХХ в. сохранялась устойчивая тенденция его развития. При этом в мире наблюдалось растущее недоверие населения различных государств к процессам глобализации, что нашло, в частности, выражение в выходе Великобритании из Европейского союза и др., а также в изоляционистской позиции США в отношении Китая. Подобные действия вызвали снижение объемов экспортно-импортных потоков между отдельными государствами, но не оказали существенного влияния на мировую тенденцию повышения уровня открытости национальных экономических систем.

В настоящее время глобализационные процессы реализуются в форме транснациональных производственно-сбытовых цепочек, которые представляют собой совокупность фрагментированных между различными государствами производственных процессов, что приводит к перемещению промежуточных товаров между различными производственными площадками и многократному пересечению национальных границ. Одним из показателей развития этих цепочек является доля промежуточных товаров, и в частности деталей и комплектующих, в общей мировой торговле. Анализ статистических данных показывает, что после экономического кризиса 2008–2009 гг. доля подобной продукции в мировой торговле неуклонно росла.

Согласно данным аналитического центра «Союзмолоко», в 2018 г. уровень самообеспеченности российской экономики по товарному молоку составил 78,8% (+11,9% за 5 лет) [7, 10] (Klimovskikh, Lebedeva, Lebedev, 2019) при устойчивых темпах роста данного показателя. Однако специалисты считают, что «на данный момент мы еще не вышли на продовольственную независимость по данному виду продукции, однако инициированные и реализуемые инвестиционные проекты, подкрепленные действующими механизмами государственной поддержки обеспечивают устойчивый тренд на достижение порогового значения самообеспеченности молочной продукцией на уровне 90%» [10]. Тем самым целевые ориентиры государственных программных документов, регламентирующих факторы продовольственной безопасности и состояние продовольственного рынка в РФ [3; 21], в настоящее время в полном объеме не выполнены.

С точки зрения многонациональных компаний, организующих глобальные производственно-сбытовые цепи, кризис 2020 г. выявил риски, связанные с чрезмерной зависимостью от монопольного поставщика, располагающего высокоспециализированными активами, что делает предложение продукции неэластичным в краткосрочном периоде. При этом данные риски не являются экстраординарными и учитываются субъектами хозяйствования при организации цепочек поставок на основе диверсификации стратегических поставщиков независимо от их местоположения. В этих условиях компании оптимизируют свои производственно-сбытовые цепочки таким образом, чтобы сократить свои запасы и затраты на закупку с учетом указанных рисков и роли поставщиков в производственном процессе.

На наш взгляд, кризис, вызванный распространением COVID-19, может привести к тому, что некоторые многонациональные компании проведут переоценку риска разрыва поставок, уделив повышенное внимание угрозам, связанным с географической концентрацией производства определенных компонентов, и тем самым перестроят свою логистическую цепочку и (или) систему управления запасами. Такая переоценка приведет к диверсификации предприятий-поставщиков и регионов их размещения, при этом производители могут использовать нескольких поставщиков для повышения устойчивости своих цепочек поставок. Однако диверсификация не означает обязательное перемещение производства промежуточных (вспомогательных) товаров на национальную территорию или регионализацию производственных цепочек. Это связано с тем, что глобальные производственно-сбытовые цепи уже носят преимущественно региональный характер. Так, например, доля Европейского союза в объеме экспорта России составляла в 2019 г. 51%, а в объеме импорта – 38% [15, 18]. В то же время в некоторых секторах деятельности возникает вопрос о создании альтернативных производственных площадок с целью ограничения монопольного положения китайских поставщиков. Однако пример китайско-американского торгового конфликта показывает, что перемещение некоторых видов деятельности и изменение стратегии локализации сопряжены со значительными затратами, которые представляются обоснованными в условиях обострения рисков (медицинских, геополитических и др.).

С позиции отдельного государства, дефицит медицинского оборудования, средств защиты и медикаментов, а также зависимость производителей продовольственной продукции от поставок сырья, оборудования в сочетании с ограничениями на экспорт, введенными в условиях кризиса, иллюстрируют риски, связанные с зависимостью от импорта, и угрозы для экономической безопасности [24]. Определение списка товаров, необходимых для нормальной жизнедеятельности населения, является более широкой проблемой исследования. Однако, на наш взгляд, в контексте данного исследования особое значение имеют, во-первых, вопросы, связанные с перемещением фрагментов производственно-сбытовой цепочки лекарственных средств и перспективами их замещения доступными ингредиентами, во-вторых, вопрос о рисках (медицинских, экологических, геополитических), связанных с источниками поставок продуктов питания первой необходимости. Это обусловливает необходимость развития региональных объединений государств, в рамках которых снижаются риски срыва поставок в период кризиса, а также угрозы конфликтов вследствие усиления торговой взаимозависимости между государствами-участниками и создания наднациональных институтов, способствующих разрешению конфликтов. В рамках подобных объединений (Европейский союз, Таможенный союз Евразийского экономического союза и др.) организована значительная часть производственно-сбытовых цепочек, в которые интегрированы национальные компании. Риски, определяемые углублением специализации национальных экономических систем, существуют параллельно с рисками перемещения бизнеса, что находит выражение в высоких издержках для предприятий и потребителей. В этой связи региональная кооперация представляется соответствующим механизмом потенциального компромисса между суверенитетом и издержками организации поставок (путем перемещения определенных производственных участков или создания запасов) [23]. В то же время сектора экономики рассматриваются как стратегические (в том числе производство продовольственных товаров первой необходимости), прогнозируется перемещение производства на национальную территорию в сочетании с регионализацией производственно-сбытовых цепочек на уровне наднационального экономического пространства [24].

Заключение

Проведенное исследование показывает, что настоящий кризис представляет собой вызов для процессов углубления международного разделения труда и одновременно является аргументом в пользу государственного регулирования экономики, направленного на предупреждение от системных рисков. В этой связи глобальные производственно-сбытовые цепочки могут рассматриваться как механизм снижения способности государств проводить действенную бюджетно-финансовую политику. Это обусловлено, во-первых, дополнительными возможностями для транснациональных корпораций уклоняться от налогообложения, во-вторых, налоговой конкуренции между государствами. В этой связи возвратная регионализация является одним из способов управления рисками глобализации, при этом она сопряжена с меньшим объемом издержек, которые могут иметь место в случае принятия концепции самодостаточности и внутреннего импортозамещения.

Таким образом, любое решение о перемещении субъектов хозяйствования, направленное на обеспечение устойчивости цепочек поставок, приведет к увеличению себестоимости продукции, пересмотру глобальных производственных цепочек и их организации с целью снижения затрат. Таким образом, несмотря на импортозамещающие мероприятия, закономерности развития глобальных производственно-сбытовых цепочек должны в значительной степени сохранить зависимость национальных производителей от иностранных поставок. В то же время глобальный характер экономического и санитарного кризиса 2020 г. ставит вопрос о разработке и реализации стратегии диверсификации. Если в условиях устойчивого развития открытость торговли позволяет снизить волатильность совокупного предложения за счет увеличения совокупных расходов, то в условиях кризиса происходит переоценка организации обеспечения поставок ряда товаров (например, в таких секторах, как продовольственная безопасность), что влияет на выбор территории их размещения или гарантирует их доступность на основе накопления стратегических запасов. Все это актуализирует стратегию импортозамещения и обусловливает поиск инструментов управления импортозамещающими процессами, прежде всего, в сфере производства продовольственных товаров.


References:

Rossiya i strany – chleny Evropeyskogo soyuza [Russia and the European Union member States] (2015). (in Russian).

Borisov V.N., Pochukaeva O.V. (2015). Innovatsionnoe mashinostroenie kak faktor razvivayushchego importozameshcheniya [Innovative machine engineering as a factor of developing import substitution]. Problems of forecasting. (3). 31-42. (in Russian).

Borisov V.N., Pochukaeva O.V., Balagurova E.A., Orlova T.G. (2015). Rol importozameshcheniya v razvitii mashinostroeniya [The role of import substitution in the development of mechanical engineering] (in Russian).

Carroué L. (2020). Atlas de la mondialisation. Une seule terre, des mondes, Coll. Atlas, Autrement, 2em ed

Dontsova O.I., Tolkachev S.A., Komolov O.O. (2019). Rossiyskaya promyshlennost: vliyanie sanktsiy i perspektivy importozameshcheniya [Russian industry: the impact of sanctions and import substitution prospects]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. (4). 271-288. (in Russian). doi: 10.18334/epp.9.4.41512.

Drobot E.V., Vartanova M.L. (2018). Sravnitelnye rezultaty obespecheniya prodovolstvennoy bezopasnosti stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza v usloviyakh importozameshcheniya [Comparative results of ensuring food security of the eurasian economic union countries in terms of import substitution]. Journal of International Economic Affairs. (4). 629-638. (in Russian). doi: 10.18334/eo.8.4.39235.

Gulin K.A., Mazilov E.A., Ermolov A.P. (2015). Importozameshchenie kak instrument aktivizatsii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territoriy [Import substitution as a tool to enhance social-economic development of territories]. Problems of Territory’s Development. (3). 7-25. (in Russian).

Klimovskikh N.V., Lebedeva I.S., Lebedev P.V. (2019). Sotsialno-ekonomicheskie faktory rosta obemov potrebleniya moloka i molochnyh produktov v usloviyakh importozameshcheniya [Socio-economic factors of increase in consumption of milk and dairy products in terms of import substitution]. Journal of International Economic Affairs. (1). 259-280. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39944.

Larin S.N., Sokolov N.A. (2016). Vliyanie ekonomicheskikh sanktsiy na vybor strategiy razvitiya rossiyskikh predpriyatiy [Impact of economic sanctions on the choice of development strategies for Russian enterprises]. Politics, economics and social sphere: interaction problems. (2). 226–230. (in Russian).

Makarov A.N. (2011). Importozameshchenie kak instrument industrializatsii ekonomiki regiona: innovatsionnyy aspekt (na primere Nizhegorodskoy oblasti) [Import substitution as a tool for industrialization of the region's economy: an innovative aspect (on the example of the Nizhny Novgorod region)]. Russian Foreign Economic Bulletin. (5). 36-40. (in Russian).

Odegov Yu., Garnov A. (2018). Importozameshchenie v pishchevoy promyshlennosti Rossii [Import substitution in the food industry of Russia]. Federalizm. (1). 200-213. (in Russian).

Panferova E.V. (2016). Importozameshchenie v Rossii: istoricheskie aspekty i sovremennye puti vnedreniya [Import substitution in russia: historical aspects and modern way of introduction]. Vestnik Tulskogo filiala Finuniversiteta. (1). 155–159. (in Russian).

Polyakova E.I. (2015). Genezis promyshlennoy politiki Rossii [Genesis of Russia's industrial policy]. Topical issues of economic sciences. (43). 17–22. (in Russian).

Rodin D.V., Slushkina Yu.Yu. (2016). Metodika otsenki potentsiala importozameshcheniya v regione [Methodology for assessing the potential of import substitution in the region] Quality management and sustainable development in a changing world. 128–132. (in Russian).

Tagarov B.Zh. (2019). Tseli i problemy realizatsii politiki importozameshcheniya v razvivayushchikhsya stranakh [Goals and problems of import substitution policy in developing countries]. Journal of International Economic Affairs. (4). 2819-2832. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.4.41490.

Terebova S.V. (2017). Sotrudnichestvo Rossii i Evrosoyuza: ot importa tekhnologiy k eksportu [Cooperation between Russia and the European Union: from importing to exporting technology]. Problems of forecasting. (3). 119-132. (in Russian).

UN Stats CCSA : Comment le Covid-19 bouleverse le monde: une perspective statistique. Retrieved November 10, 2020, from https://unstats.un.org/unsd/ccsa/documents/covid19-report-ccsa.pdf

Страница обновлена: 15.04.2025 в 22:44:39